Казалось, что вся жизнь матушки Софии была посвящена прославлению святой блаженной Валентины. По рассказам игумена Петра (Кучминского): «…Вначале моего к ней появления я просил благословения, но матушка меня не благословляла, а сама просила, чтобы я благословил ее. Я отвечал ей, что я не диакон, не священник, и не дерзаю благословить ее. Она тогда говорит мне: – Тебя три святители Московские: Тихон, Петр, Алексий благословляют. До тех пор будет руки вверх держать и вопрошать, пока я не брал с ея рук крест и ее крестом осенял. Тогда она меня благословляла. Она всегда требовала, чтоб сперва я ее благословлял. А вот событие 1962 года месяц февраль, когда я посетил матушку. В тот раз находилась сестра София при ней. Матушка была поверх одеяла покрыта желтым покрывалом, посредине крест из ленты нашит. Матушка сестре повелевает, чтобы та взяла с нея это покрывало, и меня на застеленную кровать хозяина поклала и покрыла меня этим покрывалом, что было сделано. Лежал я и не помышлял, что какая-то тайна свершается в этом действии. Недолго лежал, в тот день домой отправился. И что же произошло в ту ночь? Наутро, в шесть часов, когда я стоял на молитве, заходят два милиционера и объявляют: « – Собирайтесь». Я сказал, что собран. «– Пошли». В ту ночь выпал сильный снег и машиной к дому не подъехали. А на углу улицы стояла скорая помощь, в которую меня посадили. Вот и привезли меня в область, в психиатрическую больницу сдали и на кровать поклали. И рассуждал о том, как вчера матушка Валентина надо мной совершила, на хозяйскую постель положила меня среди белого дня. Назавтра верующие узнали об участи моей, поехали к ней возвестить: что со мной сотворили власти. Она им сказала, что для славы Божией попущено так. Три месяца продержали, всякие пытки совершали, а вконец от Бога венец». По рассказам игумен Антония (Зиновьева): «В молодости я стеснялся своего нательного креста, снимал его в бане, а если крест во время работы вдруг выскальзывал из-под сорочки, то озирался – не видит ли кто? – и быстро прятал его обратно. Так происходило первое время после демобилизации из армии. Я, тогда Алексей, был обличен матушкой Валентиной. Когда я впервые пришел к ней, она встретила меня молитвой, а свой нательный крестик держала на лбу. Я понял, что Матушка так указала мне, что непозволительно стесняться креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva La Minsk a fost inaugurat expoziia „Fericita Valentina, aprtoarea duhovniceasc a pmântului Minskului” 20 iunie 2018 12:48 19 июня 2018 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел возглавил церемонию открытия выставки «Блаженная Валентина, духовная заступница земли Минской», посвященной Году малой родины в Беларуси. Выставка проходит в галерее «Университет культуры» Дворца Республики города Минска. На ней представлены работы участников международного пленэра «Святость земли Белорусской», инициатором которого выступил приход храма преподобной Евфросинии Полоцкой городского поселка Ивенец Минской области. Куратор пленэра — Г.А. Отчик, заместитель председателя Белорусского союза художников. Организаторы проекта — Молодечненская епархия , Белорусский союз художников, Минская областная организация Белорусского союза женщин и Братство в честь Виленских мучеников. Художников духовно окормлял настоятель Евфросиниевского прихода протоиерей Виктор Перегудов, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». В проекте приняли участие художники из Белоруссии, России, Украины, Молдовы. Во время пленэра прошли благотворительные акции, встречи художников с воспитанниками ивенецкого дома-интерната для детей-инвалидов. Часть средств, вырученных от продажи работ, пойдут на помощь детям с тяжелой инвалидностью в рамках проекта — дзецям Лета». На торжественном открытии выставки присутствовали: епископ Молодечненский и Столбцовский Павел , заместитель председателя Минского областного исполнительного комитета В.И. Сиренко, представители республиканских и региональных органов государственного управления, деятели искусства, руководители и сотрудники синодальных отделов Белорусской Православной Церкви , молодежь, а также представители СМИ. Митрополит Павел обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором подчеркнул, что состоявшийся пленэр неслучайно был назван «Святость земли Белорусской», ведь на Руси святость всегда была идеалом жизни наших благочестивых предков. Ярким примером святой жизни является житие блаженной Валентины Минской. Святая Валентина, будучи прикованной к одру неизлечимой болезни, не только несла крест своего недуга без ропота и отчаяния, но помогала ближним, вознося за них молитвы Господу, утешая и ободряя добрым словом. Господь сподобил святую дара прозорливости и чудотворения, и люди сохранили в своих сердцах память о ее подвиге и чтут ее как великую подвижницу, духовную заступницу земли Минской.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5225004...

По этим письмам мы теперь можем представить себе жизнь в коскинской избушке. Перед приветствием – маленький карандашный крест, как на всех письмах матушки Валентины, дата по старому стилю: «2 февраля 1945 Дорогая Олечка. Спасибо тебе за поздравление с праздником Рождества Христова./……/Я, Валя Ф. Чернявская Сулковская, как лежала на своей постельке Божией, так и ныне продолжаю лежать. Не забывай меня одинокую и тебя Господь не забудет. Еф. Ив. все ходит одна на паровую в Колгас их «Пробуждение», тяготится много, что она сама себя не может прокормить, а у ней сын Коля учится в 3 классе. Ее хозяин все на фронте, был ранен в руку, и лишь на днях написал, что они едут… Жив и здоров, служит. Ты, Олечка, много ли учишь в школе учеников? Вчера видела что-то во сне, что была у прадедов своих, батюшек умерших, с дедушкой Петром Свирским и Сулковским. Железа ковали./……/Целую, твоя сестра Валя Чернявская вдова Сулковская. Да хранит Вас всех Господь Вседержитель». Так она прощалась, молитвенно желая своим близким быть с Богом: «Еще раз целую Вас всех Христовой любовью и плотской. Спасибо всем предкам и потомкам за добрые дела. Да сохранит Вас всех Господь Вседержитель и даст нам всем в земной и небесной церкви единое небесное Царствие Господне с Богом. Много лет лежу на одре болезни телесной, Ваша Валентина Р.Б. Сулковская дочь Чернявского священника Коскинской церкви родителя своего Феодора Иосифовича. 19 декабря 1944 г, Коски, Минский уезд». Ольга Феодоровна была человеком очень добрым и любила все живое. Рассказывают, что во время войны от своих скудных обедов она отделяла мясо и отдавала котам, собакам, которые, как она думала, тоже голодали и нуждались. Такую милостыню, пропитание для животных, тоже принимает Бог и любит. После войны После войны к Валентине Феодоровне вдруг стали много и часто приходить женщины-солдатки, для которых война еще не закончилась. Те, у кого не вернулись мужья, сыновья, родные, показывали матушке фотографии, и она говорила: живой или нет. Людской поток в Коски набирал силу. Приходили круглосуточно: приезжие днем, местные ночью. Иногда в доме было больше десяти человек. Появились скамьи, ровно вставшие вдоль стен, чтобы люди могли сесть. По-прежнему прихожане много молились, пели.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 апреля 1933 года постановлением особой Тройки НКВД его приговорили к расстрелу. Отец Сергий принял мученическую кончину. В 1999 году отца Сергия церковь канонизировала как священномученика. 3. Не минула горькая чаша потерь весь фамильный куст Чернявских. Мужа Анна Феодоровна Степуро, урожденной Чернявской, священника Владимира Степуро, второй раз арестовали в 1933 году. В этот раз его выслали на три года в Казахстанские степи. Больше его не видели ни жена, ни родня: он не вернулся. 16 Матушка Валентина хранила горестные письма своих сестер. «Христос воскресе! Поздравляем тебя, дорогая Валечка, с светлым праздником Воскресения Христова и желаем тебе радости душевной, а для твоего больного тела – облегчения твоих страданий, терпения и полнаго незлобия. (…) много, много раз прости, дорогая, за мое упорное молчание. Причиной этому было известное тебе мое большое горе. Все ожидала какой-нибудь весточки а получив ее, конечно, собщила бы тебе, но вот уже идет 9-й месяц, а весточки все нет. Видно, и меня постигла Ксенина участь. Вот эта неизвестность страшно мучит и никогда не дает покою… 27.04.38г.» 17 «04.08.38 г. Дорогая Валечка! Все поджидала весточки от бедного Васи 18 , желая тебя известить, а потом, получив не могла сразу написать тебе. Живет он в Казахстане около города Караганды в лагере. Здоровье его совсем подкосилось от сильного истощения…» – пишет младшей сестре Валентине Анна о своем супруге. Как правило, все, кто в 20-е и 30-е годы были арестованы по церковным делам, оставались лишенными в правах до 1980-х годов. Как член семьи священника сама Анна была полностью отвергнута государством: «…> Паспорта мне еще не дали, и я теперь живу на правах бродячей собаки. При детях жить не могу – боюсь им навредить, чужие – не примут, из Слуцка гонят и девайся, где хочешь… Придется замерзать зимой, разве будешь жечь дерево с амбара и с погреба, если они еще есть… Любящая Вас Ваша Аня». «21.09.38 г. Дорогая Валечка! Бедный Вася все время болеет, видно ему уже не вернуться на родину и придется сложить свои измученные кости на чужбине – «да будет воля Твоя». Непосильно тяжко переживать ужасную разлуку и сознавать свое полное бессилие… Что с добрым Сашей? Осмотрел ли кто мамину могилку? Она, верно, совсем развалилась. Папина тоже, верно, сравнялась с землей. У нас здесь церкви нет нигде… Иван, А(ня) и Ж(еня)».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Концерт организовали Минская епархия, Минский городской исполнительный комитет и Братство в честь святого апостола Иоанна Богослова. Режиссером мероприятия стала заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валентина Еренькова. Вели праздничную встречу ведущая телевизионной программы «Сила веры» Национальной Белтелерадиокомпании Ольга Медведь и заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви Олег Лепешенков.  На сцене прозвучали произведения в исполнении лауреата международных конкурсов архиерейского хора Свято-Духова кафедрального собора города Минска под управлением Виталия Соболевского, солистки Большого театра Татьяны Петровой, сводного хора из хора мальчиков Свято-Духова кафедрального собора, хора Братства в честь святого апостола Иоанна Богослова и хора Минского духовного училища под управлением Марии Клочко, артистов Большого театра Марты Данусевич и Тараса Присяжнюка, детско-юношеской капеллы «Возрождение» под управлением лауреата Международных конкурсов Инны Олехник, лауреата международных конкурсов праздничного мужского хора «Всехсвятский» храма-памятника в честь Всех Святых в Минске под управлением Дмитрия Токмакова, солистки Большого театра, заслуженной артистки Республики Беларусь Елены Сало, творческой группы «Тимпан» под управлением лауреата Международных конкурсов и фестивалей Ольги Кривошеевой, народного ансамбля инструментальной музыки «КрОсны» Минского государственного колледжа искусств под управлением Ольги Трамбицкой, учащейся гимназии 1 Заводского района Минска Валентины Лайковской, Детско-юношеского хора «Встреча» Минского прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» под управлением Людмилы Литошик, Детской хореографической школы искусств города Минска и образцового ансамбля танца «Весялушка» в сопровождении оркестра народных инструментов (руководитель — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Ирина Дорохина), Детской студии Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля «Хорошки».

http://patriarchia.ru/db/text/6060275.ht...

Одной из важнейших проблем новой академии была кадровая проблема. Основатель академии, митрополит Филарет, с самого начала хотел держать планку требований к причастным к академии людям достаточно высоко, как это было и в случае с минским факультетом теологии Европейского гуманитарного университета, который впоследствии стал Институтом теологии Белорусского государственного университета. В первые годы к преподаванию в академии привлекались ведущие специалисты в области богословия, истории, религиоведения, философии, филологии из Республики Беларусь, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, весь цвет как церковной, так и близкой к Церкви светской науки 1990-2000-х годов. Считаю необходимым назвать их имена. В числе первых преподавателей были митрополит Иларион (Алфеев) , профессор митрополит Пантелеимон (Радопулос) (Фессалоники, Греция), протопресвитер профессор Виталий Боровой ( Московская духовная академия ), профессор Д.В. Поспеловский (Онтарио, Канада), профессор протоиерей Владислав Цыпин (МДА), профессор протоиерей Валентин Асмус (МДА), профессор Н.К. Гаврюшин (МДА), профессор архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) ( Санкт-Петербургская духовная академия ), протоиерей Василий Строганов (МДА), профессор М.М. Дунаев (МДА), профессор А.А. Алексеев (Санкт-Петербургский государственный университет), профессор архимандрит Августин (Никитин) (СПбДА), протоиерей Олег Давыденков ( Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ), протоиерей Михаил Фортунато (Лондон, Великобритания), профессор архимандрит Платон (Игумнов) (МДА), профессор А.К. Светозарский (МДА), протоиерей Александр Сорокин (СПбДА), профессор А.И. Сидоров, профессор протоиерей Владимир Мустафин (СПбДА), профессор В.М. Кириллин (МДА), профессор протоиерей Максим Козлов (МДА). К преподаванию в академии привлекались и ведущие светские специалисты из белорусских высших учебных заведений. В дальнейшем штат преподавателей пополнялся из числа лучших выпускников Минской, Московской, Санкт-Петербургской духовных академий, а также высших богословских учебных заведений Греции, Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. После обучения в Европе в Жировичах преподавали епископ Серафим (Белоножко), архимандрит Иоасаф, архимандрит Никодим (Генералов), протоиерей Алексий Васин, протоиерей Николай Болоховский, протоиерей Георгий (Рой), иерей Виктор Кулага, протоиерей Александр Железный и другие. Однако кадровая проблема академии до конца пребывания в Жировичах окончательно так и не была решена. Академия сильно зависела от внешних преподавателей, проживающих на удаленном расстоянии в других городах, например, в Минске, Гродно. В связи с реформированием академии в 2012 году и началом перевода академии в Минск данная проблема во многом была решена.

http://patriarchia.ru/db/text/5215348.ht...

В середине ХХ века Гродно, располагавшийся ранее на территории Российской империи, переживший немецкие оккупации двух мировых войн, входивший в состав Польши, стал белорусским городом. В Западной Беларуси в первые послевоенные годы хотя и с ограничениями, но продолжалась церковная жизнь: совершались богослужения, устраивались крестные ходы. Например, на Крещение в 1947 году власти разрешили крестный ход от кафедрального собора, который собрал около десяти тысяч человек. Гродненская епархия просуществовала до 1951 года, когда была упразднена под давлением советской власти. Подобная судьба постигла и многие приходы. В результате государственной политики, проводившейся в отношении Церкви, в начале 1960-х годов была закрыта и Минская духовная семинария , в Беларуси прекратилась подготовка священнослужителей, Полоцкий и Гродненский женские монастыри были разорены. В 1978 году управляющим Минской епархией , которая охватывала всю территорию Беларуси, был назначен митрополит Филарет (Вахромеев). Первый десяток лет ему пришлось нести архипастырский крест в условиях атеистической пропаганды. Несмотря на это, он начал активную работу по возрождению храмов и архиерейских кафедр. Его усилиями был создан Белорусский экзархат , а с 1989 по 1992 год владыка Филарет носил титул митрополита Минского и Гродненского, Патриаршего экзарха всея Беларуси. В 1992 году в Гродно была возрождена епископская кафедра. Ее первым управляющим стал архиепископ Валентин (Мищук), два года его деятельности были отмечены возрождением монашеской жизни в Гродненском Рождество-Богородичном монастыре и другими делами. С 1994 по 1996 год Гродненской епархией управлял митрополит Филарет (Вахромеев). Именно ему было суждено стать самым ярким архиереем в церковной истории Гродно. Затем четверть века, с 1996 по 2021 год, дольше всех в истории православного Гродно, епархией управлял архиепископ Артемий (Кищенко) . Всего в Гродно с 1900 года сменилось 16 архиереев. В настоящее время в Гродненской епархии, которая делится на девять благочиннических округов, действует 125 храмов; из них 34 являются памятниками архитектуры, это полностью сохранившиеся древние храмы. Есть и такие, которые не закрывались никогда, с сохранившимся убранством и утварью. Раньше я служил в Слуцкой епархии , это Восточная там осталось только восемь подобных памятников архитектуры, но это сохранившиеся стены с полной или частичной утратой внутреннего убранства.

http://patriarchia.ru/db/text/6087407.ht...

Одного за другим меняли архиереев на Минской кафедре: за пять лет сменилось пять епископов! Но с незримой Церковью и ее столпами воевать властям было тщетно. Одна из посетительниц матушки вспоминала, что однажды она слышала колокола, входя во двор в Косках. Она простодушно спросила у матушки: – Неужели здесь где-то рядом есть церковь ? Церкви рядом не было. Это были неземные колокола… Это была незримая церковь . Благочестивая старушка-странница Феодора, которая жила на Украине и путешествовала по всему православному миру, по молитвам матушки, однажды даже увидела службу в кафедральном соборе в Минске! Она сидела в это время у топчанчика матушки Валентины, был будний день, обе молились. Потом видит: собор, отец Евгений Мисеюк служит, все молитвы положенные молитвенно произносит. В то же время Феодора понимает, что тут же находится и матушка. – Как в соборе стою! – рассказывала она потом. – Хай, бы я стояла да молилась, а я вдруг сказала: «Матушка, а чаму ж я так вижу?» – И видеть не стала. Не только старушки благочестивые посещали матушку в те жесткие времена. Не боялась к ней ездить и укрепившаяся в вере молодежь. Целое поколение священников благословила матушка, предсказывая судьбы, часто невероятные. Жизненная стезя владыки Антония Зиновьева складывалась так, что он ни в коем случае не мог быть священником. Тогда он был Алексием… Вспоминает схимонахиня Мелания (Дегтярь): «…Бабушка Феодора часто говаривала, что скоро умрет. А матушка показала на стоящего рядом Алексия и говорит: – Вот твой сын, еще у него причастишься. Через десять лет Алексий стал священником, и Феодора у него причащалась. Я сама возила ее к нему в Солигорск», – « А ведь матушка сама не благословляла его принимать сан, когда он просил ее об этом! Противоречие? В жизни много противоречий, особенно – в духовной…». Дело было так. «…Алексий работал церковным сторожем. Жена не терпела его любви к Богу и церкви. Она угрожала мужу расправой, а однажды даже бросилась на него с топором… По совету близких он поехал просить благословения у матушки Валентины. Как только зашел, матушка сказала:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Собор Белорусских святых. Агафангел (Преображенский, свт., митрополит Ярославский) Александр (Петровский, еп. Харьковский, сщмч.) Александр (Саульский, иерей, сщмч. ) Алексий Могильницкий, сщмч. Анатолий (Ботвинников, иеромонах, прмч.) Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, мчч. Афанасий (Кислов, иерей, сщмч. ) Афанасий, игум. Брестский, прмч. Борис Туровский, блгв. кн. Валентина Минская, блаж. Гавриил Белостокский мч,. млд. Гавриил, архиеп. Рязанский, свт. Галактион (Урбанович-Новиков, иеромонах, прмч.) Геннадий Могилевский, прп. Георгий, архиеп. Могилевский, свт. Гермоген (Долганов, еп. Тобольский, сщмч.) Димитрий (Власенков, муч.) Дионисий, еп. Полоцкий, свт. Евпраксия Псковская, блгв. кн. Евфросиния, игум. Полоцкая, прп. Елисей Лавришевский, прп. Иоанн Кормянский, прав. Иоанн, архиеп. Рижский, сщмч. Иоанн, еп. Рыльский, сщмч. Иоасаф, еп. Могилевский, сщмч. Иона (Лазарев, еп./Невельский/, сщмч.) Иосиф (Счененович, диакон, сщмч.) Иулиания, кн. Ольшанская, прав. Киприан (Климуц, иерей, сщмч. ) Кирилл, еп. Туровский, свт. Константин, пресвитер Шарковщинский, сщмч., Лаврентий, еп. Туровский, свт., Леонтий, архим. Виленский, прп., Макарий, игум. Пинский, прмч. Макарий, митр. Киевский, сщмч. Манефа Гомельская, преп. Мартин Туровский, прп. Мелетий (Леонтович) свт., архиеп. Харьковский Мина, еп. Полоцкий, свт. Митрофан, архиеп. Астраханский, сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин, архид., сщмч.) Николай (Гаварин), пресвитер, сщмч. Павлин, архиеп. Могилевский, сщмч. Петр (Полянский, свт., митрополит Крутицкий, сщмч.) Ростислав Смоленский, блгв. кн. Симеон, еп. Полоцкий, свт. София, кн. Слуцкая, прав. Тихон (Белавин, свт., Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Никаноров, архиеп. Воронежский, сщмч.) Феодор, кн. Острожский, прп. Харитина, кн. Литовская, прп. Ярослав (Савицкий, прот. сщмч.) 23 новомученика Минской епархии Александр (Шалай, прот., сщмч.) Валериан (Новицкий, свящ., сщмч.) Владимир (Зубкович, прот., сщмч.) Владимир (Измайлов, прот., сщмч.) Владимир (Пастернацкий, прот., сщмч.)

http://pravicon.com/info-1873

В течение одного учебного года (1949–1950) в семинарии читались «Основы ведения приусадебного хозяйства». Этот предмет вел Пусев Андрей Данилович. Поскольку такой дисциплины не было ни в одной из существовавших в советское время семинарий, непонятно кем и зачем была введена эта дисциплина, как непонятно и ее сокращение, по крайней мере об этом в архивах семинарии нет никаких сведений. Динамическое состояние преподавательской корпорации отрицательно сказывалось на работе самих преподавателей, так как им приходилось менять предметы, которые они вели. Перемена предметов была еще связана и с тем, что преподавателям необходимо было набрать определенное количество рабочих часов, поскольку оплата была почасовая. Эти перемены, безусловно, мешали нашим преподавателям работать в полную силу. Кроме того, им приходилось учитывать посредственный уровень знаний многих учащихся, поскольку, как уже говорилось, после войны многие школы, особенно сельские, медленно возрождались. Тем не менее, невзирая на многие трудности, Минская Духовная семинария, по милости Божией, жила, молилась и трудилась под покровом Богородицы в Ее Свято–Успенской обители. О достоинстве этих трудов свидетельствуют некоторые цифры: за годы существования семинарии в советское время полный курс ее окончило 243 человека. Из них в дальнейшем 70 человек получили высшее духовное образование, в том числе 33 человека окончили МДА, из них 30 со степенью кандидата богословия, и 37 ЛДА, из них 27 со степенью кандидата. К сожалению, эти цифры могут быть неполными, так как в моем распоряжении нет точных данных по заочному обучению. В стенах нашей семинарии получили образование пять архиереев Русской Православной Церкви: архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Семфиропольский Лазарь (Швец), епископ красноярский Антоний (Черемисов), епископ кемеровский Софроний (Бутько), епископ Палладий (Шиман), архиепископ Волгоградский Пимен (Хмелевский). Правда, первые три названные архиерея не закончили в нашей семинарии полный курс обучения, так как были призваны в армию, а после демобилизации, поскольку МинДС была уже закрыта, продолжили свое обучение в Московских Духовных Школах. Из числа выпускников МинДА духовные академии РПЦ получили трех профессоров: в МДА – Скурат Константин Ефимович, в МинДА – Антоник Виталий Кириллович, в ЛДА – протоиерей Стефан Дымша, и одного доцента МДА – Ричко Николай Николаевич. В миру трудится наш выпускник Чудаев Михаил Федорович, кандидат исторических наук, доцент БГУ.

http://pravoslavie.ru/30027.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010