Люди, знавшие матушку Валентину, рассказывают, что дотронуться до ног ее было невозможно – она кричала от боли. Ноги ее были болезненны на вид. Известно, однако, то, что до конца сороковых годов она изредка вставала и даже выходила подышать на улицу. Но кто скажет, что тяжелая болезнь или ее отсутствие умаляет тихое величие подвига матушки – блаженной молитвенницы за тех, кто ее знал и видел, за тех, кто ее не знал и не видел, и за нас с вами? Важно и нужно ли знать нам то, что не дано нам знать? Неоспоримо то, что Валентина Феодоровна была святым человеком, источником благодати. Она жила, дабы, по слову тропаря, «целити недуги немощствующих и колеблющихся». Зримо ее навещали, как больную. Те, что приезжали к ней, сами ощущали себя духовно, физически немощными, искали у старицы целительного предстательства пред Господом. «…Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждения блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления, и являются и предстателями за них пред Богом» – учит нас Блаженный Иоанн Максимович . «Семь морей крови! Семь морей крови! И семьсот миллионов трупов!» – так часто повторяла блаженная. Эти цифры-иносказания прозорливицы по сей день ужасают. Но иносказания ли они? Близилось новое народное бедствие – Великая Отечественная война. Домик в Косках 1. Домик, в котором осталась Валентина Феодоровна, был крошечным, его скорее можно было бы назвать хижиной с соломенной крышей. Рядом с домом был небольшой огород, сад в несколько деревьев, погреб, сарай и колодец, из которого в пятидесятые годы паломники любили испить студеной воды. Все это собирало воедино ограда из жердей. Входя в дом, посетитель видел земляной пол, низкие, подслеповатые три окна, которые не открывались, небольшую комнату, справа в ней – русскую печь, которая занимала немалую часть пространства. Одром Валентины стал небольшой топчанчик, приделанный к печной лежанке сбоку, слева от печи. Над этим ложем, к потолку, была прибита большим гвоздем веревка с деревянной поперечиной. Валентина Феодоровна держалась за веревку, подтягивалась, садилась на кровать и читала, молилась. В той же единственной комнате проживала семья Лойко.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вечером 6 января 1977 года священник Виктор Карзаев последний раз причастил схимонахиню Сергию. На следующий день утром в великий праздник Рождества Христова праведница мирно отошла ко Господу. Незадолго до смерти прозорливица сказала: «Как привезут меня в церковь – все ко мне сбегутся». По свидетельству очевидцев действительно «все сбежались» в храм. Вспоминает Любовь К.: «В последний раз пришлось видеть матушку Сергию на похоронах. Народу было очень много. Все хотели в последний раз получить ее благословение, приложиться к иконке на ее груди, испросить духовной помощи. При погребении всем хотелось нести ее гроб или хотя бы дотронуться до него». Схимонахиню Сергию похоронили на Ишеевском кладбище города Ульяновска. Господи, упокой душу схимонахини Сергии, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Блаженная Валентина Минская (1888–1968 гг.) Блаженная Валентина родилась 7/20 апреля 1888 года в деревне Коски Минского уезда в семье священника Феодора Иосифовича Чернявского. Отец Феодор был настоятелем Свято-Николаевской церкви в деревне Станьково. У отца Феодора и матушки Софии было четыре дочери. С детства Валентина отличалась смирением, кротостью, любовью к ближним. В отроческом возрасте девушка сподобилась беседовать со святым праведным Иоанном Кронштадтским и получить от него благословение. Незадолго до первой мировой войны Валентина вышла замуж за коллежского советника Феодора Сулковского, происходившего из духовного сословия. 27 декабря 1919 года отец Валентины после продолжительной болезни скончался, а в 1931 году был арестован её супруг. Известно, что Феодор Васильевич Сулковский отбывал срок в так называемом «Темлаге». В 1933 году, после освобождения, он получил разрешение выехать на вольное поселение в Астрахань, однако вскоре был вновь арестован и выслан на Дальний Восток. Со своими родными ему больше не суждено было больше встретиться. В начале 30-х годов пострадали и другие родственники Валентины: муж старшей сестры Анны священник Василий Степура был арестован и выслан в Казахстан сроком на три года. Муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский в 1933 году постановлением Особой тройки НКВД БССР был приговорен к расстрелу. (В 1999 году иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедников Минской епархии в чине священномученика.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неподалеку, в селе Озеро, жил дед девочек по линии матери протоиерей Петр Свирский, который служил в Озерской церкви. В семье отца Петра и матушки Эмилии Антоновны (урожденной Шефалович) было одиннадцать детей. Родной брат Софии Петровны Владимир, седьмой ребенок и первый сын из одиннадцати, тоже стал священником. Отец Владимир служил в храме во имя Святой Троицы в городе Мир. Он состоял в переписке с отцом Иоанном Кронштадским и неоднократно бывал у него. Отец Иоанн Кронштадский исцелил пятилетнюю дочь отца Владимира от скарлатины после того, как врачи отказались от лечения девочки и признали старания медицины безуспешными. Отец Владимир имел особое попечение о духовном воспитании племянниц, дочерей своей сестры Софии. Мама Валентины, София Петровна Чернявская (Свирская), имела особый дар говорить слово Божие. Как всякая православная жена, она была незаметной тенью мужа. Она вела с девочками духовные беседы и воспитывала их постоянным напоминанием примеров святости. Ее простая, красивая речь, примеры из Священного писания и жизненных судеб святых людей в приложении к сегодняшнему дню уверяли детей в том, что святость – это идеал жизни, к которой нужно стремиться. 2 Детские годы Валентины проходили в любви и труде. Когда ей исполнилось пять лет, она принесла из лесу маленькую елочку и посадила ее неподалеку от храма в Косках. Девочка усердно поливала ель и молилась Господу, чтобы деревцо росло и крепло. Елочка выросла крестообразной 4 , словно благословляющей труд и детскую молитву, исполненную безупречной веры. Валентина росла среди природы родной белорусской деревни, она могла подолгу любоваться цветами, травами на лугу возле дома, слушать пение птиц, журчание воды речки Усы. На лугу за огородом било множество родников с чистейшей водой. Молитвы и помыслы Валентины были чисты, словно эти родники. По воскресным и праздничным дням отец Феодор возил девочек в храм. Станьково для Валентины, прежде всего, было связано с храмом, молитвой. С раннего возраста она помогала на церковных послушаниях. Иногда Валентина пела на клиросе. Станьковская церковь , выстроенная по проекту Константина Тона, притягивала богомольцев не только своей лепной красотой. Здесь издавна, еще со времен старого храма, находился местночтимый образ Святителя Николая. Эта икона, писанная на холсте и покрытая золоченою ризою, по преданию, была принесена в Беларусь из далекой Мирликии неким чудным старцем в начале Х VII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще до начала войны совершались и общие молитвы, которые были традиционны в домике в Косках. Известно, что к ней приезжали певчие из деревень Добринёво и Озеро. Там были действующие церкви. Озерская церковь , в которой некогда служил ее дед по матери священник Петр Свирский, была открыта и до войны, и в военные годы. После окончания вечернего богослужения певчие шли к матушке, и по ночам пели молитвы, духовные песни и служили дозволенные мирянам церковные службы. Матери часто брали с собой детей, их сажали на печь возле матушки. Дети сидели тихо, а взрослые – молились, разговаривали с матушкой, слушали ее. Валентина Феодоровна все время пребывала в молитве и считала себя заживо умершей для мира. Гибель подавляющего числа лучшей части народа стала для нее личным горем. Она молилась о убиенных и о тех живых, которые мучились в тюрьмах и лагерях. Но она не замыкалась исключительно на скорбях. Ее сердце было открыто для всех, кто искал Божией помощи. Никто не уходил от нее с неутешенной душой. Не имея своих детей, она стала матерью для всех, кто искал у нее утешения. Война Когда в июне 1941 года началась война, наверное, Бога над собою почувствовал каждый, кто вынужден был защищать свой дом. К матушке потянулись жены, матери и сестры мобилизованных мужчин. Из кельи подвижницы они выносили свои платки, которые Святая с молитвой благословляла. Эти намоленные платочки мужчины бережно хранили под боевыми гимнастерками и возвращались с войны домой. Каждый день к ней приходили солдатские жены. Измученные ожиданием письма с фронта, они просили сказать, где находится кормилец семьи, отец детей, жив ли он… «Мама рассказывала , – пишет дочь Веры Николаевны Лойко, жительницы близлежащей деревни Добринёво, – что во время войны она к ней пришла узнать об отце: давно не было писем с фронта. Матушка сказала: «Жди, будет дома». А в следующий раз она сказала маме: «А он уже дома». И действительно, через несколько дней отец вернулся. Он был в плену, бежал. Вернулся домой, хотя война еще была в самом разгаре. Вторично его взяли на фронт в 1944 году. И вот в конце войны, еще до победы, мама получает извещение о его смерти. И опять к матушке. А блаженная Валентина ее отправляет, говорит: «Нет его нигде, нет его возле тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постигли меня большие неприятности, и я решила поехать к матушке. Был сильный мороз с ветром и метелью. По дороге зашла к Михаилу и просила его поехать со мной. А он говорит, что в такую погоду хороший хозяин и собаку со двора не гонит. Поехала я одна. Вышла из вагона. Дороги не видно, все замело. Как идти? Вдруг впереди меня появился мальчик лет семи. Там, где он идет – твердая дорога. Так и дошли благополучно по его следам. У деревни мальчик незаметно исчез. Зашла к матушке, а она говорит: – Такая скорбь. Просила батюшку: «поедем», а он ответил, что сегодня добрые люди и собаку со двора не гонят. А дороги ни следа. А сын привел ее по стежке. Оказалось, что рано утром этого дня матушка связала узел подарков и говорила: – Это Марии, она сегодня приедет. А батюшкой она назвала Михаила, потому, что он стремился быть священником, но матушка сказала ему: – Не время Однажды по работе я очень спешила домой и просила матушку благословить меня. Матушка сказала: – Ночуйте, получите утешение. Я осталась. Ночью проснулась и слышу, что матушка подробно рассказывает всю мою жизнь – прошедшую, настоящую и будущую. Как по книге читала». 29 Вспоминает Схимонахиня София Ткачева: «Однажды привели к матушке слепого. Он просил помолиться, чтобы хотя бы дорожку увидеть. Уходя от нее, говорит: – Вот, кустики растут. У женщины из деревни Драчково во время войны погибла дочь. Она дала обет Богу сходить пешком в Киев и дважды сходила. Когда пришла к матушке, она ей говорит: – Я тебя видела в Киеве. Женщина сказала: – Я из Драчково.. А матушка говорит: – В Киеве бачыла. Уходя от матушки Валентины, все брали благословение. Подошла одна женщина по имени Пелагея, матушка ей сказала: – Ой, какой крест, от Москвы до Минска. Когда вернулась домой, получила телеграмму о смерти сына, который жил в Москве. Матушка Валентина своей хозяйке сказала: – Возьми двухлитровую миску, налей воды и положи две ложки. Идут два человека, пусть поболтают. В это время шли двое и говорили между собой: – Давай, зайдем, поболтаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Семья батюшки жила не в Станькове, а рядом с приписной церковью, в селе Коски. Там же находилась усадьба священника и земельный надел. Отец Феодор сам построил большой дом для своей семьи в 1888 году. А в 1889 году на средства причта и прихожан Станьковской церкви, а также графа Карла Чапского 1 , была обновлена Свято-Аннинская церковь села Коски. Этот труд был предпринят в память 17 октября 1888 года, дня чудесного спасения царя от покушения. 17 октября Александр III спасся и спас свою семью в железнодорожной катастрофе. Человек недюжинной силы, он удержал на своих руках падающий потолок вагона и, вопреки планам врагов империи, остался невредим. В честь этого события боголюбивые коскинцы вновь отстроили не раз горевший храм Святой Праведной Анны. В селе появилось новое «деревянное здание с таковою же колокольнею» 2 . Рождение будущей святой подвижницы ознаменовалось двумя замечательными событиями: постройкой родного дома и обновлением родного храма. Церковь была отапливаемой, поэтому при ней жил человек, выполняющий работу сторож, дворника и истопника. Время спустя, после революционных событий ХХ века, в этом домике для рабочих Валентина Феодоровна понесет свой крест судьбы и молитвенный подвиг… В 1992 году у отца Феодора и матушки Софии родилась Ольга, самая преданная сестра Валентины. В 1996 году родилась Мария. Девочка скончалась в первые годы ХХ века. В семье осталось четыре дочери, которым суждено было вырасти, повзрослеть, и каждой – понести свои радости и тяготы. Эта приветливая, дружная, укрепленная в вере семья дорожила любовью друг к другу. Отец Феодор искренне служил Господу, за что его неоднократно отмечали наградами 3 . С 1902 по 1904 год батюшка исполнял обязанности благочинного. Отец Феодор преподавал также и в Станьковском народном училище. Это был величественный, мощный духом человек. Фотографии донесли нам его аскетическую внешность, прямой, цепкий взгляд исповедника. За это время многие священники побывали в доме Чернявских, каждый – со своей судьбой, своей бедой, своими трудами. Первыми семенами любви к народу Божию, зароненными в душу Валентины, были именно эти отеческие приемы сельских батюшек.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вспоминает протоиерей Анатолий Ковалев: «Для меня матушка Валентина была старицей и святой молитвенницей. Одно присутствие у нее переживалось как радостное событие. В те годы, когда я учился в школе, у меня лично не было к ней каких-то серьезных вопросов, но однажды она предрекла, что я стану священником. Ее предсказание исполнилось». В хрущевскую «оттепель» 1. Вспомним некоторые исторические события. К 1950 году в деревне Коски был образован колхоз «Непобедимое знамя». 25 февраля к власти пришел Хрущёв. Перманентная война с церковью продолжалась. В школах, из учащихся старших классов создавались атеистические агитбригады, по улицам городов и селений ходил атеистический патруль, пресса наполнялась новыми потоками лжи на церковь . С приходом к власти Хрущева полились реки детской крови – были разрешены аборты. Теперь говорят о демографической катастрофе, но почти не говорят о детоубийстве, корни которого – в безбожии. Вспоминает схимонахиня Мелания (Дегтярь): «Часто бывало так: сидят приезжие люди, заходит новый человек и матушка говорит: – Боже мой, не можно глядеть, плачут маленькие детки: дай мне маму, дай мне папу, дай мне соску! – сама заплачет.– За что так мучаются детки? Однажды в моем присутствии зашла женщина и матушка начала говорить: – Боже мой, что же это делается, единственный сынок – и так просился: «Мамочка, не отдай меня волкам!» А она открыла печку и бросила его на съедение волкам. При этом вошедшая женщина заплакала. По пути домой я спросила у нее, что это значит? Она поведала, что у нее нет мужа, и она должна была стать матерью, но решила поехать в деревню к бабке и там избавиться от ребенка. Перед отъездом видит сон, что идет в деревню темной ночью и за ручку ведет мальчика. А за ней бежит стая волков и бросается отобрать мальчика. Мальчик просит: «Мамочка, не отдай меня волкам!». Чтобы спастись, они забежали в пустую хату, но волки начали грызть стены. Она открыла заслонку, обнаружила дыру, выходящую на улицу. В эту дыру и выбросила ребенка… Утром, проснувшись, все же пошла и совершила задуманное…». 31

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При участии Матери Божией совершается тайна Воплощения; тем самым «В Ее лице освящается материнство и утверждается важность женского начала, причастность к делу спасения и возрождения человечества»(Х.5) Христос избрал в апостолы и служители только мужчин, хотя среди Его учеников и слушателей было немало женщин. Роль женщины в жизни Церкви здесь нисколько ни принижается, но всегда озаряется светом личности Девы Марии, Матери Господа и Царицы мира. Это и евангельские, и равноапостольные (Нина, Елена, Ольга), и современные жены-мироносицы: Святая Елена Московская (Девочкина), Ефросиния Полоцкая, кн. Чешская Людмила, Фотина, Лариса, Блаженные: Ксения Петербургская, Матронушка Босоножка (Петербургская), Матрона Московская, Матрона Анемнясевская, Пелагия и Параскева Дивеевские, Пелагия, Любовь Рязанская, Валентина Минская, Марфа Царицынская, Елена Таганрогская, Таисия, Ефросиния Колюпановская, Анастасия Владикавказская, Алипия Киевская, Дарьюшка Костромская, Макария, Евдокия, мать Наталья, Валя и сонмы Святых мучениц: Великомученица Ирина и Екатерина, София, Вера, Надежда и Любовь, Варвара, Мария, Неонилла, Галина, Валентина, Параскева Пятница, Фекла, Виринея, Святые Царственные мученицы: Царица Александра Федоровна, Царевны: Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, Великая княгиня Елизавета Федоровна (Романовы), Греческая царица Пульхерия и Великомученицы царицы Грузинская Тамара и Кетевана и множество других праведных жен! ...Близ Спасителя мы находим всех истинных женщин. Пройдем молчанием святых жен ветхозаветных, которые не получив обетований, только издали видели их и в вере умерли (Евр.11,18); не будем говорить ни о благочестивой Сарре, ни о скромной Ревеке, ни о нежной Рахили, ни о храброй Деворре, ни о смиренной Руфи, благоразумной Авигее, молчаливой Сунамитянке. Ограничимся только женами новозаветными. Вот подле Спасителя пророчица Анна, - образец жены верной. В том самом храме, где служила Богу молитвой и постом день и ночь, она первая прославляет Христа и, несмотря на свои 84 года, находит в себе юношескую бодрость говорить о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лук.2,36,38).

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

Как могла, матушка вымаливала у Бога материнское милосердие женщинам, которые шли на этот страшный грех . Вспоминает отец Петр Авсиевич : «Приехал я к матушке и сказал, что детям запрещено ходить в церковь . Она ответила: – Не имеют права, таковых бо есть Царствие Небесное. Я спросил, водить ли своих детей в церковь ? – Да, – ответила матушка. Жили мы бедно. По три дня не было хлеба, так как сельские дороги заметало снегом, и хлеба не привозили. Но голода мы не видели по милости Божией и матушкиным святым молитвам. На Пасхальную службу в Свято-Успенском храме села Ковали, где я служу, нет электрического света. И было темно. Нужно было читать Апостола. Мой сын школьник держал возженную свечу, чтобы видно было читать. Про это узнали власти. Меня вызвали в райисполком, где говорили, что отнимут Справку. В то время без справки уполномоченного по делам религии служить нельзя было, да и церковь могли закрыть, так как приход сельский. Расстроенный, я поехал к матушке Валентине. Она сказала: – Не имеют права за такой мелкий случай отнять справку. Приехал от матушки – вопрос этот больше не поднимался в райисполкоме. Слава Богу, все обошлось по молитвам матушки…» …А тропа в далекую деревню Коски становилась все шире. Писем приходило все больше. Православный народ взывал, молил Бога о помощи через Его избранницу. Однажды рядом с матушкой собралось особенно много людей. Они начали разговаривать между собой, стало шумно. И вдруг прозвучал взволнованный голос матушки: – Тише! Молитеся, крестный ход идет… Все замолчали. В этот день в столице несколько человек договорились идти от собора в Крупцы. «В мирное время», а так называли сестры Чернявские и Свирские время до революции, -– этот крестный ход был традиционным. Осенью несли чудотворную Крупецкую икону Божией Матери в Свято-Духов собор, а летом – в Крупецкую церковь , что стояла над источником Божией Матери. Сама Валентина Феодоровна любила ходить в эти праздничные шествия, когда все люди пели, несли хоругви, ликовали сердца. Теперь не было уже храма в Крупцах. Впервые в «немирное время» три-четыре человека пошли к месту, где прежде была церковь . Они взяли икону, рушник, и несли их тайно. Матушка назвала это шествие крестным ходом. Он состоялся. Это была одна из незаметных для простых смертных победа Добра над злом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евангелие, Часы, последования, акафисты иконам и праздникам, молебные воздыхания, духовные стихи, канты, выдержки из книг… Старые ее книги и церковные книги отца истрепались, от постоянного пользования пришли в ветхость. Их содержание переписывалось. Бесценно богатство. Оно сохранилось до наших дней духовной дочерью матушки Валентины, Валентиной Александровной Тумер, и сберегается в тугом узельце плата, который покрывал голову блаженной старицы. Весь архив матушки Валентины поместился в двух таких узелках. Один плат – чисто белый, в нем находятся рукописи прихожан. Второй – пестрый, в цветок-крестик, платок матушки Валентины. Когда этот пестрый платочек впервые был привезен на могилку блаженной летом 2006 года, икона святой Валентины замироточила. Это была обычная типографская икона, привезенная сюда иконной лавкой для продажи. Добавим, что все время работы над этой книгой от намоленных рукописей исходит свежее цветочное благоухание. Требовала Валентина Феодоровна высокого, внимательного отношения к молитве: «… Дала матушка почитать мне акафист, – вспоминает протоиерей Петр Авсиевич. – Я очень спешил к поезду. Когда кончил читать, говорю: – Матушка, я почитал акафист. Она ответила: – Молиться надо, а не читать». Вспоминает архимандрит Петр (Кучминский: «У ней за спиной находились стопами тетради писанины. Вот она ищет, перебирает их и вдруг вытащит и подаст мне читать. Читаю и встречаю там, зачем я пришел. Ответ получаю в тетради и восхищаюсь, и домой отправляюсь удовлетворенный. Иногда приезжаю, подаст Библию : «На, почитай». «Какого пророка почитать?» – спрошу. Матушка отвечает: «Бог укажет». Открываю, начинаю читать, что открылось, на этой же странице получаю желаемый ответ, за чем я пришел спросить. О чудо восторга, как матушка может Бога умолить, чтобы моей рукой Ангел Божий смог то место открыть, о котором я пришел у матушки спросить! В сердце моем было такое убеждение, что пред ней Небеса отверсты и обо всем ведомо». Тетради матушки на своих страницах имеют коричневые подтеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010