И тогда произошло вот такое событие, я не знаю правда или нет, мне об этом рассказывал старик-армянин, показывал пальцем, как подъехала к горкому партии, сейчас там руководство Нагорного Карабаха в этом здании на площади, подъехала «Волга», вышел руководитель одного из промышленных предприятий и Роберт Кочарян из автомата его расстрелял у всех на глазах. Расстрелял у всех на глазах, – у милиции, у людей. И ему ничего не было. Но после этого события начали стремительно развиваться – он стал действительно лидером, он стал потом сразу же министром обороны Нагорного Карабаха, потом первым президентом Нагорного Карабаха, и была война, он там и поучаствовал, очень решительный человек, хоть и не понятно, чем могли закончиться эти события. То есть, брать и стрелять в человека, причем твоего же соплеменника, и только за то, что он прекратил оказывать материальную помощь, надо было быть человеком особого склада. И через время эти армяне, вот у них и музыка такая, и песни, такой плачущий народ, то, что они прошли через многие испытания, и у них вся такая вот история очень тяжелая. А события в Нагорном Карабахе, когда они победили, это был такой вот случай, когда он поднял самосознание. Они даже считают, что армяне в Нагорном Карабахе совсем другие, не такие, как в Армении. Валентин Филиппов: Вы меня извините, русские на Донбассе – это русские на Донбассе. Таких в Москве мало найдешь. Олег Царев: Да. И после этого произошел распад Советского Союза, руководителем Армении стал Левон Тер-Петросян. Он был избран. Филолог, профессор, академик, очень интеллигентный человек. Его пригласили в Москву, тогда минская группа ОБСЕ занималась решением карабахского конфликта, он приехал из Москвы, собрал своих заместителей. Кочаряна Роберта, Сержа Саргсяна, Вазгена Саркисяна, министра обороны, министром внутренних дел и безопасности был, совмещал две должности Серж Саргсян, Роберт Кочарян был премьер-министром на тот момент. Ну и передал разговор, который у него был с Примаковым. Он говорит: «От нас требуют, чтобы мы отдали часть захваченных районов». Там получалось как: Нагорный Карабах, он не граничил с Арменией.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/09/ukrain...

Прошло много времени и предсказание матушки о нашем владыке сбылось…» О том же вспоминает Борис Николаевич Коннович: «За несколько лет до назначения к нам митрополита Филарета Матушка говорила: – Вот летит к нам из Германии владыка Филарет. В то время владыка Филарет был экзархом Западной Европы». Все так же семьи разделяло неверие, из красных углов убирали иконы, навязывалось отношение к верующим, как к отсталым, больным, слабым и угнетенным. Но в келье матушки Валентины по-прежнему горела свеча и множество лампад. Все так же в большом белом кувшине творился канон, но вместо хорошего белого хлеба матушка крошила в него хрущевские кукурузные батоны. В доме было много икон, никто их не прятал. Даже везли матушке люди множество своих, спасая их. Где-то в недрах сада был припрятан Ефросиньей крест с купола Коскинской церкви. А то, что придет время открыто исповедовать Бога, казалось лишь доброй сказкой. Вспоминает Татьяна Яковлевна Старченко: «… Однажды подхожу к матушке под благословение, а матушка говорит: – Звонят колокола в соборе? Я ответила: – Нет, матушка, не звонят. Колокольный звон запрещен. Прошло много лет. Я иду на Вечернюю пред Рождеством. Поднимаюсь на горочку к Собору – и вдруг раздается колокольный звон! Я сразу вспомнила матушку Валентину. Казалось, что трепетало и ликовало все вокруг от колокольного звона, и я тоже была охвачена этим трепетом. Еще матушка говорила: – Будет новое небо, и новая земля!». Новое небо и новая земля В этот день не было у матушки Валентины гостей. Непривычная тишина объяла хатку. Ефросинья год уже почивала на кладбище деревни Коски. Николай давно жил в Минске со своей семьей. За матушкой ухаживала Ольга Феодоровна. Как всегда, она сокрушалась, что матушка мало ест, много читает, не бережет себя… Дверь открылась, и на пороге появилась единственная посетительница за этот день. Такое безлюдье в Косках было редкостью. Приехала женщина из Вильнюса. Ей предложили поесть, попить чаю. Помолились. Эта женщина за что-то благодарила матушку, и достала из сумки ей подарок: розовое атласное платье. Никто не мог предположить, что в этот значительный и скорбный день женщины в него будут одевать матушку Валентину. На улице было тихо, но немного начинало мести. Ольга Феодоровна прислушалась к звукам зарождающейся метели. Вдруг матушка подозвала ее. Она подошла. Ее сестрица заплакала, попрощалась. Потом она сказала: «Свершилось!» – и тихо, со светлой улыбкой, умерла. Она выполнила свой долг на этой земле. Она вынесла свой подвиг молитвы за гонимых, слабых и погибших в годы осквернения и клеветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дзержинск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1851. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Дзержинский р-н, Дзержинск, ул. К. Маркса, д. 1 Координаты: 53.684703, 27.132658 Проезд:На перекрестке улиц Карла Маркса и 1-й Ленинской Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дзержинск ранее назывался Койданово (Крутогорье). Примерно в 1840 году начали строить Свято-Покровскую церковь в центре горы, где ещё раньше стояла деревянная старинная церковь (в которой, по некоторым данным, хранилась икона с гравировкой «1146 год»). В 1936 году церковь была закрыта, а настоятеля - отца Сергия расстреляли. Во время Великой Отечественной Войны в 1941 году церковь была снова открыта, и с тех пор больше не закрывалась. В 7 км от Дзержинская возле деревни Крысово на кладбище похоронена белорусская местночтимая святая Валентина Минская. Она жила в деревне Крысово. Валентина Минская была дочкой священника. 30 лет она была прикована к постели. К ней со всех уголков Беларуси приходили люди за помощью. Она помогала и лечила. Когда она умерла, в 1960-х годах, её канонизовали и причислили к лику святых. Валентина Минская является одной из 4 святых женщин Беларуси (помимо Евфросинии Полоцкой, Юлиании Ольшанской и Софьи Слуцкой). В Дзержинске ежегодно 6 февраля в Свято-Покровской церкви проходит служба в память о святой Валентине. Местечко Койданов (Койданово, теперь Дзержинск) находится в Минском уезде, в третьем благочинническом округе. Расположено при упраздненной почтовой дороге из Минска в Несвиж. От губернского города Минска отстоит в 40 верстах. В Койданове существуют: римско-католический костел и кальвинская церковь, к последней приписаны приходом и кальвинисты города Минска. Так как местечко значительно населено евреями, то они составляют здесь особый кагал и имеют несколько молитвенных школ и синагогу. К числу замечательных местностей может быть отнесена существующая при кальвинской церкви высокая насыпь, обнесенная глубоким рвом и имеющая остатки каменной крепостной стены с башнями, в которых устроены были бойницы.

http://sobory.ru/article/?object=11829

священник Феодор Кривонос и Татьяна Дашкевич Скачать epub pdf От авторов-составителей Блаженная Валентина Минская (Валентина Феодоровна Сулковская 1888 – 1966) канонизирована как местночтимая святая 6 февраля 2006 года – ровно через сорок лет после смерти. Более тридцати лет старица пролежала в немощи. В ее молитвенном уходе из жизни эаживо было явлено, как «в немощи человеческой сила Божия совершается». Ее житие – непрестанная молитва . Продолжается оно и теперь, уже в горнем мире. Могилка святой блаженной Валентины близ ее родной деревни Коски – место паломничества и молитвы. В народе с любовью называют свою помощницу Матушкой Валентиной. Детские годы блаженной 1. Святая блаженная Валентина Минская происходила из двух благочестивых священнических родов: Свирских и Чернявских. В жилах материнского рода текла также благородная кровь богобоязненных князей Свирских. Века горячей молитвы и служения у престола дали почву для рождения удивительной девочки, прославившей свой род высочайшим из человеческих талантов: святостью. В 1888 году, 7 апреля по старому стилю, в селе Коски, что в семи верстах от местечка Станькова, в доме священника Феодора Иосифовича Чернявского, раздался первый плач новорожденной. В семье настоятеля Станьковского Свято-Никольского храма и Станьковского прихода уже было две девочки – Анна 1882 и Ксения 1886 года рождения. Теперь родилась третья. Девочку крестили в Свято-Никольской церкви и нарекли Валентиной. Отец Феодор служил настоятелем храма, главного в Станьковском приходе. В его священнической стезе было несколько храмов. Феодор Иосифович Чернявский окончил Минскую Духовную Семинарию в 23-летнем возрасте. В 1873 году Епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) рукоположил его в иереи. Он женился на Софии Петровне Чернявской, которой к тому времени исполнилось 19 лет. Молодая чета уехала на Полесье, на место службы отца Феодора. Какое-то время он был священником церкви села Качановичи Пинского уезда, а затем – в села Достоево, оба эти сели находились в пределах Пинского уезда. Вскоре в молодой семье появился ребенок. Первенец Иван умер в младенчестве. В 1885 году батюшка перевез семью на новое место службы: в Станьковский приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Блаженная Валентина Минская 6 февраля 2006 года ровно через сорок лет после смерти была канонизирована подвижница благочестия блаженная Валентина (Валентина Феодоровна Сулковская). Более тридцати лет старица была прикована к постели. В ее молитвенном уходе из жизни заживо было явлено, как «в немощи человеческой сила Божия совершается». Ее житие – непрестанная молитва. Могилка святой блаженной Валентины сегодня является местом паломничества и молитвы. В народе с любовью называют свою помощницу Матушкой Валентиной. Родилась она 7 апреля 1888 года в деревне Коски Минского уезда семье священника Феодора Иосифовича Чернявского, служившего в это время настоятелем Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково. В 1902–1904 годах он исполнял обязанности благочинного, был награжден наперсным крестом, а в 1910 году удостоился ношения ордена Святой Анны III степени. Его супруга Софья Петровна Чернявская разделяла все жизненные труды своего мужа. Это была волевая, строгая женщина, благочестиво воспитавшая не только Валентину, но и еще трех дочерей. Незадолго до первой мировой войны Валентина Чернявская вышла замуж, став избранницей Феодора Васильевича Сулковского, который также происходил из духовного сословия и служил в Минском уездном правлении в звании коллежского советника. В годы войны супруг Валентины служил в военном ведомстве, занимался вопросами обеспечения действующих армий Западного фронта. Сама же Валентина, чтобы в условиях военного времени, голода и разрухи обеспечить себя пропитанием, окончила в Минске курсы по переписи бумаг и обучилась работе на печатных машинках. После войны семья переехала на родину и стала заниматься хозяйством. В 1931 году Феодор Васильевич Сулковский большевистскими властями был арестован и сослан в лагерь. Репрессированы были и другие ее родственники, в том числе, муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский (впоследствии расстрелян, в 1999 году иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедников Минской епархии в чине священномученика).

http://pravicon.com/info-3908

Встать с постели и проститься с матерью Валентина Феодоровна не смогла. Ей помогли обуться, набросили полушубок, но она не сумела встала на ноги и подойти. Покойную матушку, пережившую немало радостей и так много горьких скорбей, отпевали сонмом священства. Ее похоронили на пригорке сельского кладбища. Буквы этого письма, написанные химическим карандашом, расплылись от слез: «19.04.37 г. Дорогая Валя! Письмо твое я получила очень нескоро. Раньше получила от Оли и В.Л. От них я и узнала о смерти дорогой мамы. Вечный покой ей, настрадалась, пора и отдохнуть. Теперь ты совсем одна осталась одинокой. Никто из нас не может даже навестить тебя… Твоя Ксения». Арест на сторожовке 1. В той же деревне, что и Валентина Феодоровна, жил диакон Владимир Лобач. В тридцатые годы он служил в минской церкви Святой Марии Магдалины на Сторожовке. Отец Владимир старался морально поддержать свою немощную односельчанку. В одном из писем он обратился к ней с такими словами: «Дорогая Валентина Феодоровна! Я Вас никогда не забывал и не забуду в своих святых молитвах. Прошу также Ваших молитв за меня грешного. Молюсь и за Ваших благодетелей Антона и Ефросинью и их сына Николая. А о упокоении (усопших) тем паче молюсь, ибо и они за нас молятся в Царствии Божием. Беспокоюсь о Вас ежедневно, но и радуюсь, что Вы с терпением несете свой крест, возложенный на Вас по Вашим силам во славу Божию и во спасение Вашей души. Привет всем. Остаюсь любящий вас смиренный раб Божий Владимир… 25 мая 1937 года». Через два месяца, в июле того же года власти арестовали в Минске диакона Владимира Лобача и последнюю группу православного духовенства – всего 11 человек. Матушка Валентина была хорошо знакома со всеми арестованными и имела с ними молитвенное общение. Доподлинно известно, что матушка Валентина посетила диакона Владимира Лобача за месяц до его ареста. Единственный раз за все многолетнее лежание матушка покидает приют своего уединения. Покидает не просто так, а за месяц до ареста одиннадцати православных священников. Это говорит о единстве с ними и преемственности спасительной миссии Матери Церкви. По воспоминаниям односельчан мы видим, что состояние здоровья Валентины Феодоровны было переменчивым. Изредка она вставала. Николай Антонович Лойко, сын Ефросиньи Ивановны, вспоминает, как он, будучи пятилетним ребенком, помогал ей выйти на улицу, поддерживая за руку. Видимо, летом Валентине Феодоровне становилось лучше. Известно, что Валентина Феодоровна подала диакону Владимиру письмо, которое он по прочтении немедленно бросил в печь, и немножко денег. Остается лишь догадываться, что письмо это написала сама Валентина Феодоровна. Не может быть, чтобы ее, немощную, кто-то посылал бы с письмом, заставляя подниматься с одра болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Не зовите меня матушкой – я за мирским была... 2. Мирное время продолжалась недолго. Вскоре страну охватила война 1914 года. Сулковский принял в ней участие в качестве чиновника военного ведомства: он занимался разрешением вопросов, связанных с тыловым обеспечением действующих армий Западного фронта. Валентина Феодоровна выехала вместе с мужем в Польшу на место его службы. В качестве помощницы по дому она взяла с собою односельчанку Ефросинью, которая состояла в прислугах в доме ее отца. На ту пору Валентине Феодоровне исполнилось 26 лет. Что касается Ефросиньи, после Польши она вернулась домой и в 1917–18 году вышла замуж за жителя соседней деревни Заболотье Антона Прокофьевича Лойко. Никто не мог предположить тогда, что Валентина Феодоровна овдовеет и будет немощной, а Ефросинья станет келейницей великой старицы. Жизнь в условиях войны была непростой: гибли десятки тысяч людей, многие десятки тысяч отправлялись в «беженство», выезжая во внутренние губернии России; продукты питания стремительно дорожали. Именно тогда, в декабре 1916, Валентина Феодоровна поступила учиться в Минск, в бюро Цалима Окуня «Для переписки бумаг и для обучения письму на пишущих машинах». Во время обучения в Минске она ходила молиться в храмы Казанской иконы Божией Матери, Святой равноапостольной Марии Магдалины на Сторожовке, в Свято-Покровский в Крупецах, где бил из-под земли святой источник. Валентина и ее муж имели дружеское и молитвенное общение с духовенством храмов. Из переписки конца тридцатых годов мы видим, что к ней обращались за молитвенной помощью минские священнослужители. Все перечисленные храмы в скорбные времена, как и люди, подвергались мучениям. В хрущевские времена был взорван Казанский храм, о чем предсказывала матушка Валентина. Храм в Крупецах претерпел ту же участь. Жизни духовенства, священников и диаконов церкви св. Марии Магдалины трагически оборвались в 1937 году, церковь была закрыта… В феврале 1917 года трехмесячные курсы были закончены, и Валентина вернулась к мужу в Оршу. Овладев машинописью и искусством переписчицы, Валентина Феодоровна могла хоть немного зарабатывать на жизнь. 28 мая 1917 года скончалась свекровь Валентины Феодоровны. Впереди были революционные события, перевернувшие весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Два года у власти уже не было Хрущева. Начиналась ранняя духовная весна ХХ века. Как ростки подснежников в мерзлой почве, в глубинах народа поднимались те, кто сохранил в душах веру и остался христианином в годы борьбы зла с Добром. Сегодня – совсем другое время. Мы открыто исповедуем Бога и признаем себя ведомыми и покрытыми Его святым Промыслом. «Вот, идут, идут – инвалиды и здоровые, вдовцы и вдовицы, сироты, разные-разные, просят помолиться...» – словно слышится голос матушки Валентины и сегодня. С отходом матушки Валентины в вечность ничего не изменилось. Люди идут к ней на могилку. С дороги на Дзержинск хорошо видно, как течет людской ручеек к этому чистому источнику благодати на кладбище у деревни Коски. Едут к ней организованными автобусами, каждое воскресение, в любую погоду, идут крестным ходом паломники … Она приглашала к ней приходить и обещала свою помощь. Нет счета исцелениям, устройству бытовых, служебных дел, помощи в семейных неурядицах, полученных на этой святой могилке. Но это – совсем уже другая книга, которая обязательно будет написана. «Господь даровал нам еще один светильник благочестия в сонме угодников Божиих», – с такими словами обратился к верующим митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, во время церемонии канонизации новой белорусской святой. Матушку Валентину канонизировали как местночтимую святую. Теперь число белорусских святых достигло 55-ти. Валентина Минская – первая в истории Белорусской православной церкви, причисленная к лику святых в чине блаженной. Решением Святого Синода Белорусской православной церкви празднование церковной памяти блаженной Валентины Минской установлено по юлианскому календарю 24 января (6 февраля) – в день ее кончины и в день Собора белорусских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице. Святая блаженная мати Валентина, моли Бога о нас! 1 Граф Эмерик-Захарий-Николай-Северин фон Гуттен-Чапский был видным российским вельможей. Участник Крымской войны 1854 года, был Новгородским вице-губернатором, Санкт-Петербургским вице-губернатором, камергером императорского Двора, председателем Тюремного комитета и Лесного комитета Министерства государственных имуществ Российской империи при Александре II. В 1879 году из-за разногласий с императором ушел в отставку и обосновался в родовом имении Станьково. Будучи католиком, выстроил несколько православных храмов..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сегодня Белорусская православная церковь является экзархатом Русской православной церкви, предстоятель которой служит наместником Московского Патриархата. Кафедра Патриаршего Экзарха всея Беларуси, митрополита Минского и Слуцкого, размещается в Свято-Духовом соборе г. Минска, где хранится святыня – Минская икона Божией Матери. Древняя Белая Русь сохранила немало православных реликвий, старинных обителей и мироточивых икон в круговерти жестокого времени. Сегодня они наполняют духовной радостью сердца всех верующих. Белорусская земля во все времена полнилась и чудесными явлениями, которые продолжаются сегодня. Многие паломники приезжают поклониться уникальным крестам-валунам, растущим прямо из земли в древнем Турове. Здесь же в храме в честь Всех Святых хранятся чудотворные каменные кресты, приплывшие, по преданию, из Киева. Древний Туров стал местом упокоения и святителя Кирилла Туровского , известного своим красноречием. А сколько целительных святых источников хранит благодатная белорусская земля! Можно долго рассказывать о древних белорусских храмах и монастырях, хранящих драгоценные святыни или тесно связанных с национальной историей. Но укажем лишь на некоторые из них, наиболее известные. Это Жировичский Успенский монастырь, на протяжении многих веков являвшийся средоточием духовной жизни Белой Руси; древняя Борисоглебская церковь XII в. в Новогрудках, перестроенная в XVII в.; Вознесенский монастырь в селе Барколабово (Минская область) с чудотворным образом Божией Матери, подаренным монастырю в 1659 г. князем Пожарским; Богоявленский Кутеинский монастырь в городе Орша, где печатник Спиридон Соболь в 1631 г. выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; Богоявленский монастырь в Полоцке, где преподавал в школе Симеон Полоцкий, ныне монастырь утрачен, а в остатках зданий жилого корпуса размещаются теперь музеи. Это крупнейший в Белоруссии Глубокский собор Рождества Богородицы XVIII в., о котором французский император Наполеон, пораженный его красотой и архитектурной гармонией, сказал в 1812 г.: «Сожалею, что не могу взять его с собой в Париж; собору NomreDamehe стыдно было бы иметь его в соседстве». В этом храме особо почитается список с чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть», подаренный афонскими монахами. Это Никольский собор XVII в. в Могилеве, внесенный ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных объектов Европы в стиле барокко. Отметим Свято-Преображенский храм XVIII в. в Ракове, где находится почитаемый список иконы Божией Матери «Акафистная» со святого Афона, с частицей Животворящего Креста Господня, и Тупичевскую чудотворную икону XVII в., находящуюся вАлександро-Невском кафедральном соборе г. Мстиславля. Почитается могила и новопрославленной святой блаженной Валентины Минской, недавно канонизированной церковью.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

28 июля 1937 года в Минске закрылась последняя православная церковь города Минска – храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Епископа Филарета (Раменского), протоиереев Стефана Кульчицкого и Антония Киркевича, священника Михаила Рубановича, диакона Владимира Лобача, диакона Якова Барановского, священника Сергия Садовского и нескольких прихожан арестовали. 1 ноября 1937 года все они были расстреляны. 2. Так Валентина Феодоровна осталась одна. У нее уже не было ни мужа, ни отца, ни матери, ни близкого ей м i ра верующих. Она, как никто, знала, что и следующий 1938 год не остановит маховика кровавых гонений. Летом 1939 года на территории Минской Епархии прекратила действовать последняя православная церковь , находившаяся в Бобруйске 19 , на кладбище. Церковная жизнь замерла. Валентина Феодоровна осталась в доме одна. Она нуждалась в уходе, внимании. Старшие сестры были далеко, одинокая Ольга Феодоровна не могла оставить работу в школе под Минском. По ее просьбе в коскинский домик перебралась из Заболотья Ефросинья Ивановна – та самая Ефросинья, которая некогда помогала по хозяйству семье священника, ездила в Польшу с молодой четой Сулковских. Теперь она приехала в Коски на жительство с мужем Антоном Прокофьевичем Лойко и единственным четырехлетним сыном Николаем. Тяжело работая в колхозе, Евфросинья Ивановна стала привычно ухаживать за Валентиной Феодоровной. Немощная 50-летняя вдова стала живым воплощением молитвы и святости. Духовная стезя. Тайное и явное. Разрушение зримой структуры Церкви неумолимо шло к завершению. Все, что было видимо, становилось прикровенно. И Бог давал своему народу таких людей, как блаженная Валентина и блаженная Матрона, каждая в тишине своей кельи, в немощи, молилась за свой народ. Они укреплялись молитвенно, становились столпами православия в отказавшейся от Бога стране. Они становились олицетворением особой преемтсвенности, которую доверил Господь своим угодницам от церковных поколений святой Руси. Их служение Богу и людям, граничащее с мученичеством, трудно переоценить. Можно сказать о том, что они сохранили для людей Церковь и любовь к ней. Именно в первые годы гонений на христиан матушка Валентина слегла. В полном расцвете сил она начала свое долголетнее лежание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010