На сельском кладбище деревни Крысово под Минском покоится святая подвижница - блаженнная Валентина Минская. В народе ее любя называют матушкой Валентиной. Как в Москву едут к Святой Матроне, так в Крысово паломники со всей Беларуси приезжают к матушке Валентине. При жизни, будучи более 30 лет прикованной к постели, Валентина подвизалась в молитве и смирении. Уже тогда люди называли ее святой. Господь даровал ей прозорливость, по молитвам старицы люди исцелялись. Упокоилась Валентина, в миру Сулковская, 6 февраля в 1966 году, а спустя ровно 40 лет БПЦ причислила ее к лику святых. «Рай-то внутри нас, его не надо нигде искать» «Я умру, но приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу» - говорила матушка при жизни. Обещание это исполняется по сей день: люди приходят к святой на могилку со своими бедами и вопросами и матушка помогает. Для многих она давно стала родной и любимой заступницей… - В моей жизни матушка, как я говорю, моя вторая мама. Без нее очень тяжело жить. Приходишь сюда с открытым сердцем, рассказываешь о своих проблемах и матушка утешает, управляет – решаются все вопросы, - делится паломница Людмила Гирик. - Мы же находимся, как белка в колесе, крутимся туда-сюда. Приходим сюда и сталкиваемся с вечностью. Мы начинаем задумываться: кто мы, что мы, - рассуждает Сергей Островский. - Рай-то внутри нас, его не надо нигде искать. Изменение происходит тогда, когда человек осознает свою немощность и греховность. Когда человек чувствует, что он очень низко пал, что он не достоин даже поднять голову, тогда на него благодать и снисходит. Истории исцелений Много чудес было явлено по молитвам матушки Валентины. - Почему мы обращаемся к матушке, потому что она является ходатаицей за нас перед Богом. Люди получают здесь исцеления. Одна женщина прикладывалась к большому кресту, и с креста ей в глаз попадает капелька. Она этим глазом не видела уже лет 30 или 40. И вот она буквально на месте прозревает, - продолжает Сергей. - Очень часто матушка помогает семьям с рождением детей.

http://pravoslavie.ru/77327.html

Но в ноябре 1929 года советское правительство взяло курс на форсированную коллективизацию. В 1930 году в Косках был основан колхоз под названием «Пробуждение» и Сулковские вынуждены были записаться в него. Начались аресты, «раскулачивание». 5 декабря 1931 года был взорван в Москве кафедральный храм Христа Спасителя и пошла новая волна гонений на христиан, которая была в пять раз сильнее 1922 года. Дом, принадлежавший Чернявским, отобрали. Имущество, накопленное семьей за многие годы, национализировали. Реквизировали не только дом и все имущество, но и лошадей, всю домашнюю скотину, запасы зерна и картофеля. Семье впору было бы скитаться. В доме священника разместилась школа. Видимо, в этот тяжелый период Валентина Феодоровна посетила больную прозорливую женщину, которая не могла ходить и сорок лет пролежала в постели. Старица сказала: «Ты займешь мое место». Вскоре начались новые скорби, и у Валентины Феодоровны стали болеть ноги. 14 2. В 1931 году по ложному навету Феодора Васильевича арестовали. Его сослали в ТемЛаг, лагерь, который находился недалеко от станции Потьма Московско-Казанской железной дороги. До апреля 1933 года Феодор Васильевич был заключен там, а со сменой начальства получил разрешение выехать на так называемое вольное поселение в Астрахань. Там его вновь арестовали, выслав на дальний Восток. Лишь две небольшие весточки сохранилась от него с тех пор – маленькое стихотворение, исполненное горькой иронии, с которым он обратился к своей жене: Как живешь ты, моя дорогая Валюша? Напиши поскорее ответ. Я живу на Охотском море, Где кончается Дальний Восток, Я живу без нужды и горя, Строю военный в стране городок. 26 июня 1933 года Валентина Феодоровна с матерью послали ему посылку на 20 рублей – сохранилась ветхая квитанция, заполненная карандашом. Среди сокровенных бумаг Валентины Феодоровны многие годы покоилась короткая записка, написанная второпях и на клочке: «Посылку получил полностью. Благодарю. Прощай. Ф.Сулковский». Похоже, что это – предсмертная записка жене.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сени были совсем маленькие, холодные и темные. Протоиерей Анатолий Ковалев со своей мамой, покойной ныне монахиней Екатериной, ребенком не раз бывал у матушки в гостях. Было это в пятидесятые годы. Он вспоминает, что «ее кроватка была аккуратной, чистой, вокруг висело много икон. Ухаживала за ней хозяйка Ефросинья, полная, с грубоватым голосом женщина, работавшая в колхозе. Лицо матушки выглядело светлым, чистым, она смотрела на нас без оттенка хитрости или человекоугодничества. Я не слышал, чтобы она когда-нибудь сказала лишнего слова. Жила матушка Валентина по Евангелию « но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх того, то от лукавого» 22 . Вокруг изголовья на лежанке было очень много книг и рукописных тетрадей, это было непривычно для деревни, и часто вызывало у приходящих мистический трепет. Часто матушка находила ответ прибегающим к ней за помощью именно в этих книгах и тетрадях. Нередко бывало, что по прочтении по благословению матушки у посетителя проходила болезнь, недуг, томящий годами, и даже от рождения… На стене среди множества икон выделялись два венчальных образа в серебряных окладах: Спасителя и Владимирский образ Божией Матери. Здесь, в коскинской избушке, воинственно и бережно охранялось и хранилось православие. Позднее, когда приходящего народу было очень много, вдоль всех стен стояли скамейки. На печку через матушку все время лазила кошечка по кличке Риска. Электричество в Косках провели лишь в 1963 году. До этого по вечерам зажигали керосиновую лампу или лучину, в молитвенном углу матушки и днем и ночью горело множество лампад. Так как окна были маленькие, и ночью, и в полумраке дня от лампад было светло. 2. К довоенному периоду относятся первые свидетельства о чудесах по молитвам матушки Валентины. Она предвидела Великую Отечественную войну и односельчанам говорила: «придется увидеть железные птушки…» 23 . В конце тридцатых к матушке приходило много людей, но пока еще – местных жителей. Селяне из Косок и окрестных деревень обращались к Валентине Феодоровне за молитвенной помощью. Болезнь или другая беда вели в домик в Косках: «Пойду к святой». Ефросинья Ивановна и Антон Прокофьевич не препятствовали посещениям Валентины Феодоровны, они были приветливы, вежливы. Матушка с любовию принимала людей, говорила мало, наставляла, чтобы не забывали о Боге, молитве. Речь ее была чистая, внятная, ясная, голос был невысокий, постановка речи – интеллигентная, ласковая, сдержанная, часто матушка говорила иносказаниями. Манера разговора была спокойной, старица не кричала, не ругала, а если надо было кого-то пристыдить – делала это с юмором, с улыбкой, говорила с людьми, как мать – с детьми. Люди просили помолиться о близких, и она выполняла их просьбы. Внимательно, сосредоточенно читала именные записки и синодики. С близкими людьми она делилась, что зримо видела людей, имена которых читала, и живых, и усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сельские люди по обыкновению несли своей молитвеннице и помощнице гостинцы, а лучшими гостинцами в ту пору были продукты пропитания. Творог, яйца, молоко, домашний хлеб, крупа в полотняном мешочке, лукошко ягод, решето грибов – вот те нехитрые угощения, что ей дарили, а она всё больше раздавала их своим посетителям. Коля Лойко, тогда – маленький мальчик – видя отношение людей к Валентине Феодоровне, слыша их разговоры, бывало, по-мальчишески над нею шутил. – Тетя Валя, меня бесы душат! – Говорил он. Матушка Валентина ему отвечала серьезно и поучительно: – Здесь, Коленька, бесов нет, здесь – ангелы. А бесы вон на соседней хате, на трубе сидят… – И назовет фамилию соседей, чем приведет в трепет всех ребят. Они потом задумываются: на их трубе кто: ангелы или бесы сидят? Много детей приходило к Валентине Феодоровне. Их жизни счастливо соприкоснулись со святым человеком. С Колей матушка вела душеспасительные беседы. Бывало, посадит его к себе не лежанку и рассказывает о Боге, Богородице, святых подвижниках. Сердце ребенка открывалось к благодати. Она учила его молиться: – Становись на печку, на коленки… Он взбирался на печь, становился на колени и повторял молитвы: Отче наш…, Богородице, Дево, радуйся…, молитву Ангелу Хранителю. Бывало, во время тихого разговора с тетей Валей на ее топчанчике, он и уснет рядом с нею, под сказания о святых угодничках, словно под крылом ангела. Все, кто вспоминает Валентину Феодоровну и в этот период и позже, неизменно говорят о том, что матушка лежала вся беленькая, чистенькая, как бы светящаяся. Некоторых людей она встречала с улыбкой, от иных – напротив – отворачивалась. Видела она людей не такими, какими они хотели бы казаться, а такими, какими они были на самом деле. Искренне хотела помочь, но не каждому могла помочь. Однажды к ней приехал инвалид на костылях. Матушка сказала, что помочь ему не может, велела обратиться к врачам. Когда посетитель ушел, она сказала: – Кто мы такие, чтобы отменять Божие наказание? Бил своего отца, и Господь наказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все замужние сестры Чернявские стали вдовами. 4. Свою старость вдовая матушка София коротала вдвоем с больной Валентиной в маленьком домике при школе. Она чувствовала приближение последнего часа и просила власти позволить приехать к ней младшей дочери Ольге: «Моя дочь Ольга Феодоровна Чернявская служит в двухклассной школе, в пригородном сельсовете города Минска и хочет навестить меня, старую 80-летнюю мать и больную дочь Валентину Феодоровну Сулковскую, вдову моего покойнаго зятя, которая находится при смерти и лежит уже третий год … (выд. авт.) и которую досматриваю и не могу оставить одну… Я также желаю ее видеть как мать и больная старушка, может быть, уже и не увижусь. Для того, чтобы приехать ей из Минского района в Дзержинский, нужна виза. (…)». Так в двух словах 80-летняя старица описывала свою жизнь. Односельчане видели, как в маленький домик к старенькой матушке приезжали священники. Тогда она шла к председателю колхоза, где по законам того времени гости обязательно должны были пройти регистрацию и зафиксировать свой приезд. Матушка София была очень маленькая, сухонькая, но стройная старушка, ее вид внушал благоговейный трепет, а рядом нею гости-священники казались великанами. Никто не задумывался, зачем в этот маленький скорбный домик приезжали священнослужители, к кому? Ведь в нем кроме старухи и немощной Валентины Феодоровны никто не жил. Это говорит о том, что уже тогда Валентина Феодоровна несла свой молитвенный подвиг, и не к матушке Софии, а к ней приезжали священнослужители. В деревне Валентину Феодоровну всегда называли Святой . Ее уважали, даже мимо домика проходили с трепетом и мистической боязнью сделать или подумать дурно. Не исключено, что в доме совершались богослужения теми, многие из которых сегодня прославлены в лике святых. Сестры Чернявские старались, как могли, окружить свою старую мать и больную сестру теплотой и заботой. Они нечасто приезжали, но старались им писать, присылать посылки и деньги. В 1937 году, в разгар зимы, сестры полностью осиротели – не стало Софии Петровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Немало преданий связано с именем матушки Валентины. По свидетельствам священнослужителей, записанных со слов Ефросиньи Ивановны, матушке во сне явилась Ксения Петербуржская и благословила ее нести свой вдовий крест и крест юродства. Непонятное человеческому разуму, таинственное происходило рядом с матушкой. Своим духовным взором она провидела мир с невидимой для нас стороны. Она без вопросов прозревала жизнь посещавших ее людей, легко давала ответы на невысказанные, мучительные вопросы своих посетителей. Она ясно видела и настоящее, и прошедшее, и будущее совершенно незнакомых ей людей. У человека открывалось сердце к Господу – и это было самым большим чудом рядом с матушкой Валентиной. Недуг матушки Валентины нес в себе, как ни странно это звучит, и защиту от опасности. Сама жизнь таких людей – проповедь Божия величия и милосердия. Проповедник, способный перемещаться, заведомо подвергал себя опасности. Оренбургскую старицу Анну, например, НКВДшники выследили в Бузулуке и отправили в дом для престарелых и умственно отсталых… На Кавказе много пережила блаженная Алипия 20 . Её арестовали и посадили в общую камеру... В тюрьме, где она содержалась, было много священников. Каждую ночь 5–6 человек уводили безвозвратно… Среди прочих бытует и такое мнение, что матушка не болела – она просто легла, повинуясь воле свыше, юродствуя. Таковой теперь рассматривается судьба Пузовской Дунюшки, которую расстреляли красноармейцы вместе с келейницами в 1919 году. 21 Немощная Дунюшка была прикована к постели и ничего не могла делать без помощи девушек: Дарии, Дарии и Марии. Изучив косточки мученицы, ученые пришли к выводу, что Дунюшка была способна ходить… Позднее, в 50-е годы, страшась массового паломничества к старице в Коски, власти хотели «забрать» и матушку. В районной прессе была опубликована оскорбительно-ироничная статья, дабы подготовить почву для народного негодования. Но народ наш был не настолько безбожником, как этого хотелось бы власти. И – как знать, может, как раз эта статья и вызвала новый приток страждущих душ в известную среди верующих деревню. После этого из Дзержинска приезжал некий малый «отряд», чтобы увезти Валентину Феодоровну в психбольницу. Но эти люди так и не смогли ни подойти к старице, ни тем более «взять» ее. Матушка Валентина осталась лежать на своем одре болезни и принимать паломников. В ее жизни ничего не изменилось. А вот в жизни тех, кто был в ее домике и не смог победить худенькую больную старушку, эта встреча была встречей с Богом и Его силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приходилось иногда злоупотреблять терпением и выключать все электрические пробки. Представьте, свет погас, и я спокойненько ушла спать. Владыка не трогает. Вот я бы точно позвонила или постучала: «Ну-ка немедленно вызывай мастера!» Утром открываю дверь, чтобы его разбудить, и чувствую — пахнет свечами. Он сидел, работал и не сделал мне ни единого замечания. Вот это любовь, вот это милосердие… Однажды снова смотрю — он еле живой. На этот раз я и свечи все спрятала, даже украшающие. Владыка потерпел полчасика, а потом не выдержал: «Немедленно включай свет. Немедленно». Что оставалось делать? У него не было никаких отпусков или выходных, для него отпуск — это послушание в церкви. Единственное, по требованию Патриарха Пимена и врачей он на десять дней уезжал лечиться в больницу. Первые полтора-два дня отсыпался, потому что было полное переутомление, а потом снова принимался за работу. Чем человек более воспитан, тем он более скромный. В жизни владыка был очень простым, хотя происходил из настоящего дворянского рода, этот титул Вахромеевым пожаловал император.  Он родился в 1935 году в Москве, в его послевоенном детстве самой любимой игрой был футбол: но гоняли не мяч, а консервную банку. Когда детей звали обедать, мальчикам, его друзьям, не полагалось садиться за один стол с людьми дворянского сословия, их кормили теми же блюдами, но отдельно в другой комнате. И владыку это всегда очень коробило. Став архиереем, он обязательно приглашал к столу всех — и водителя, и сторожа, и дворника. Он показывал, что для него нет людей выше или ниже рангом, все дети Божьи. Он ребенку поцелует ручку, бабушку обнимет, нищему даст копейку, за обиженного заступится… Как-то мы говорили с его сестрой Ольгой Варфоломеевной, она рассказала, как их семья прятала гонимого астраханского епископа Федора. «Береги! Береги! Ты золотой сосуд носишь под сердцем. Будет великий перед Господом», — кивнул он маме будущего митрополита Филарета, когда она носила его под своим сердцем. Блаженная Валентина Минская еще в 60-х годах предсказывала: «Придет в Белоруссию такой черный, — а у него тогда была действительно черная борода, ему ведь всего-то 43 года исполнилось, когда он здесь оказался. — Придет, столько сделает! Храмы, монастыри откроет, поднимет всю православную Белую Русь на высоту духовную, а потом…» — и закрыла глаза. Ничего не сказала больше.

http://pravmir.ru/vladyka-mozhno-s-vami-...

– Чтобы на обратном пути забрали то, что оставили в жите! После такого обличения души людские охватывал стыд, осознание своей греховности и мелочности пред Богом. А стыд – начало покаяния. Все она знала о приходящих: мысли, сны, добрые и дурные черты характера, добродетели, грехи и преступления. В жизни односельчан было принято посещать матушку, как больного и уважаемого человека. Кто имел корову – носили ей молоко, у кого была пасека – делились с дочерью покойного священника медом, кто выращивал хорошие огурцы – приносил в переднике огурчиков для Святой… В.И. Лозовская: «Ходили проведать, навестить матушку, а если было трудно, то и за помощью обращались. Помню, в детстве заболел старший брат. Мама сразу пошла к матушке Валентине. Матушка дала водички и сказала: «Все будет хорошо, твой сын скоро поправится». Так все и сбылось. Помню, как матушка лежала, не поднимаясь, но всегда была радостной, улыбчивой, добродушной, светленькой. Матушка радовалась, когда я, маленькая Валя приходила к ней. Она говорила: «тезка моя пришла!». Дедюля И.И. 1947 года рождения, д. Мигалевщина: «Я очень часто ходил с бабушкой и мамой к матушке просто проведать. Матушка всегда говорила: «все будет хорошо». Она лежала такая светленькая, беленькая, добрая. Всегда угощала бубликами или сухариками. Никогда не отпускала без угощений». Как сладки для послевоенных детей были эти сухарики! И лакомством, и хлебом молитвы кормила матушка своих гостей. 3. Нужды и беды людские – самые разные. Однажды пришел с поезда к матушке человек, который два года не мог спать. Он измучился, иссох, исстрадался. Матушка благословила его оставаться на ночлег. Человек прилег, задремал и – проспал двое суток подряд. Уехал – здоровым. Муж племянницы Ефросиньи Ивановны, Анны, пил, обижал жену и детей. Ефросинья подвела Анну к матушке. Она помолилась, дала своего «канона». Скоро муж перестал «биться», стал меньше пить… У М.А.Мельник заболели двойняшки. Дети так сильно хворали, что мать думала – не выживут… Матушка помолилась, попросила Бога об исцелении. Мальчики быстро поправились, стали взрослыми, у каждого теперь – семья…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Люди, приходившие к матушке Валентине, замечали, что иногда она вдруг прерывала речь, ей что-то виделось, и она говорила: – Гибнут люди, разбиваются самолеты, большое пролитие крови… И тут же со слезами возносила молитву к Богу о погибших. Рассказывает сын председателя колхоза Геннадий Станиславович Полоневич: «Мы с Колей (Лойко – авт.) вместе играли на улице и в доме у тети Вали. Однажды играли на полу с Николаем, а она говорит: «Твоего папу убили». Я заплакал и побежал к маме, рассказал ей об этом. Через два дня пришла похоронка…» . Сказанные матушкой Валентиной слова не подвергались никакому сомнению. О своей личной безопасности в военное время матушка и не думала. Однажды рядом с Косками раздался страшный взрыв – во всех домах вышибло стекла. Это «отбамбливались» немецкие самолеты. Бомбардировщики, которые при бомбежке Минска по какой-то причине не выбросили все бомбы, должны были от них освободиться и сбросить их где-то в поле. Все бомбы с этих самолетов упали рядом с деревней Коски и поочередно взрывались, потрясая землю и воздух. Жители страшно перепугались, ложились на пол, прятались в погреба. Матушку Валентину Ефросинья Ивановна упрашивала слезть с топчанчика, уберечься, но она ответила: – Кому суждено – тому суждено,– и не снизошла. Немцы никакого вреда матушке Валентине не причинили. Бог уберег матушку Валентину. Письма Значительной часть жизни Валентины Феодоровны в разные годы была переписка с сестрами. В те далекие годы люди писали друг другу письма. 25 июля 1941 года Минской почтовой конторы не стало, а откроется она лишь 8 июля 1944 года. Но скупые весточки от близких людей чудом находили адресатов. Матушка получала письма от своих родных. Это были тревожные весточки. Сестры Чернявские, потерявшие мужей, теперь не знали, где находятся их дети. Этот военный треугольник с печатью «Просмотрено военной цензурой» был отправлен в Пасхальные дни 1942 года Ольгой Феодоровной Чернявской. «26. 4. ст.ст. 42 «Христос Воскресе! Поздравляю тебя, дорогая Валечка, с праздником Пасхи и желаю всего найлучшего в жизни, а так же и Ефросинью Ивановну с Колей. Очень хотелось побывать у вас, но не приходится. Много работы. Ксеня писала, что не может забыть Шурика. Получает маленькое пособие. Делала запрос о его судьбе – ответа не получила. Анина Женя тоже, наверно, погибла. Реночки мужа Мих. Адамовича постигла участь многих. Дай Боже, чтобы с окончанием войны можно было встретиться с родными, чтобы кто остался жив, мог вернуться к родным… Целую тебя горячо и всем домашним привет. Твоя Оля. Столбцы, Барановичской обл., Столбецкого р-на, Яченского сс, Н. И. Шенец, для О. Ф.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Смотрите-ка, в турецкой земле, а как научены по-русски! – заметил один из них. Переходя из комнаты в комнату, мы были поражены числом детей. – Наша школа двухклассная, – пояснила нам попутно начальница. – Первый класс имеет три отделения, и первое из них разделено на три параллельных группы по сорока человек в каждой. Второй класс пока еще имеет только первое отделение. – А сколько же всех детей? – Шестьсот. Есть и трехлетния девочки, но есть и очень взрослыя. Одной, например, ученице двадцать два года. – Даже трехлетних принимаете! – В детский сад. Если желаете взглянуть на него, то пожалуйте в другое здание. И любезная начальница школы повела нас через улицу в другой арабский дом, на обширной террасе которого мы застали массу маленьких детей. Под руководством старших они составляли из себя длинные вереницы и на ходу пели песни, похлопывая в такт крошечными ручонками. Ель-Минская женская школа открыта в октябре 1897 г. и пока не имеет собственного специального здания. Осмотренные нами два дома нанимаются здешним благотворительным обществом, а все содержание школы и учительниц берет на себя Палестинское общество. Одна из главных задач этой школы – поддержание православной веры среди арабского населения, а потому покровителем ее состоит триполийский митрополит Григорий. – Сколько же всех учительниц? – спрашиваем мы Валентину Михайловну. – Кроме меня еще три русских учительницы да арабок одиннадцать. Вот позвольте вас познакомить с двумя арабскими учительницами, окончившими курс в Бет-Джальском пансионе 2 . Оне у нас служат также и переводчицами. Вера Николаевна Халеби и Е. Хури очень миловидные девушки с типичными у арабок черными глазами, на самом деле прекрасно говорят по-русски. У них пламенное желание побывать в России, для которой они так много поработали. И, мне кажется, вполне было бы законно, если бы Палестинское общество пришло им на помощь и осуществило их заветные мечты. Совместными усилиями учительницы преподают детям на арабском языке Закон Божий, арифметику и географию, кроме того, три языка: арабский, русский и французский. Обучают также рукоделию и пению по-русски и по-арабски. Помимо непосредственного занятия с детьми, русские учительницы еще играют здесь роль руководительниц преподавания предметов, так как у арабок познания небольшие, да и с педагогическими приемами они не вполне знакомы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010