Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛГОВЕРХОВСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тверской и Кашинской епархии), в дер. Волговерховье Осташковского р-на Тверской обл., у истока Волги (началом реки считается небольшой родник на болоте у дер. Волговерховье, на Осташковской гряде Валдайской возвышенности). Первое подробное описание истока Волги и В. м. содержится в описи Ниловой Столобенской пуст. , составленной в 1724 г. игум. Селижаровского мон-ря Нифонтом ( Колосов. С. 124). Согласно описи, указом царя Алексея Михайловича в 1649 г. над истоком Волги была основана Преображенская Волговерховская муж. пуст., приписанная к Столобенской обители. Волговерховской пуст. управляли строители. В сер. XVII в. там были построены деревянные Преображенская ц. с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, неск. келий и ограда. Согласно донесению игум. Феодосия 11 июля 1686 г., В. м. находился в запустении, храм стоял «без пения». В нач. XVIII в. по инициативе Петра I мон-рь был восстановлен, в В. м. из приказа Большого дворца передали 2 Евангелия, Требник, Ирмологий, молитвослов. В 1700 г. крестьянин Иосифовской слободы С. В. Бочкарёв пожертвовал В. м. двор в г. Осташкове. В 1724 г. В. м. сгорел, строитель Антоний и 10 насельников были переведены в Столобенский мон-рь, в описи к-рого 1740 г. В. м. упоминался как опустевший. Принадлежавшая В. м. пустошь Озерки была передана селижаровскому Троицкому мон-рю. Поселившиеся в Озерках приписные монастырские служители образовали дер. Волгино-Верховье (позднее Волговерховье). Часовня над истоком Волги. Фотография. Кон. XIX в. Часовня над истоком Волги. Фотография. Кон. XIX в. Посетивший в 1814 г. верховье Волги акад. Н. Я. Озерецковский писал о том, что монастырские постройки близ истока Волги (к-рый местные жители называли Иорданью) не сохранились. По свидетельству В. И. Колосова , в 1889 г. над истоком Волги стояла небольшая деревянная часовня с колодцем внутри. Вода в колодце считалась целебной, излечивающей от глазных болезней. В XIX в. исток Волги посещали также А. Н. Островский, Д. Н. Анучин , П. В. Киреевский , С. А. Рачинский , первый рус. фотограф Е. П. Вишняков, мн. ученые, писатели. И. И. Шишкин запечатлел исток на картинах «Часовня над ключом, дающим начало Волге», «Первый мост через Волгу» и «Лесная глушь в начальном течении Волги».

http://pravenc.ru/text/155144.html

Их совместные усилия позволили поднять благотворительность в Новгороде на небывалую высоту. 3 июня 1714 г. вышел указ «О сборе с венечных памятей на пропитание и лечение больных и раненых солдат»; по прошению И. 24 сент. того же года Петр I подтвердил освобождение Новгородской епархии от сдачи этого сбора в казну, поскольку собранные средства митрополит использовал для тех же целей на месте. За полгода до кончины И. все еще заботился о расширении и благоустройстве странноприимниц: запрет каменного строительства вне новой столицы заставил его обратиться к царю. О царском соизволении на строительство 31 авг. 1715 г. сообщила И. царица Екатерина Алексеевна. В устроенных И. приютах к 1716 г. призревалось 468 чел. И. принимал участие в борьбе со старообрядчеством. Он написал «Ответ краткий на подметное письмо о рождении сими временами антихриста» (М., 1707). В митрополичьей тюрьме в 1711 г. умер Феодосий Васильев , основатель беспоповского федосеевского согласия. Митрополит безуспешно увещевал его отказаться от раскольнической деятельности. И. просил об изоляции Д. Викулина . С. Денисов (см. ст. Денисовы ), прибывший в Новгород в нач. 1712 г., был арестован, но после смерти И. ему удалось бежать. Гораздо терпимее И. относился к инославным, в дек. 1709 г. принял в Новгороде дат. посланника Ю. Юля, разрешил ему осмотр Антония Римлянина монастыря и храмов города, выделил монаха-сопровождающего. В 1708 г. началось церковно-адм. обособление С.-Петербурга, куда для заведования церковными делами города и присоединенных во время войны территорий был вызван архим. Феодосий (Яновский). И. выдал ему подробную инструкцию, но архим. Феодосий не довольствовался положением временного поверенного. Он добился создания в столице Александро-Невского мон-ря (впосл. лавра) и своего назначения на должность настоятеля. При подготовке царского указа об открытии мон-ря архим. Феодосий не счел нужным согласовать с И. вопрос о передаче мон-рю в качестве приписной валдайской Иверской обители. Митрополит увещевал архимандрита: «Скачеши высоко, бойся, да не поползнешися глубоко».

http://pravenc.ru/text/578172.html

С кон. XVIII в. шла реконструкция и перестройка монастырского комплекса. Ц. во имя сщмч. Григория была разобрана, в 1759-1761 и 1767/68-1774 гг. над юж. воротами монастыря построили колокольню. После пожара 1787 г. был заново расписан Преображенский собор, к северу от собора восстановлен и освящен храм во имя Всех святых с больничным корпусом (время возведения более древнего храма с таким посвящением неизвестно). В 1797 г. перестроили Варлаамиевскую церковь с трапезной палатой, отремонтировали зап. и юж. корпуса. В 20-х гг. XIX в. по проектам губернского архит. И. Дмитрова были реконструированы в стиле позднего классицизма Всехсвятская ц., юж. корпус братских келий, в котором между настоятельскими и казначейскими покоями был освящен домовый храм во имя ап. Иоанна Богослова. В 1851 г. в арке, соединяющей Покровский придел с главным нефом собора, установили новую серебряную раку над мощами прп. Варлаама. В ризнице мон-ря и у раки преподобного хранились предметы, по преданию ему принадлежавшие: фелонь, поручи (НГОМЗ. Инв. 1624), власяница, вериги. В В. Х. м. особо почитались храмовая икона «Преображения Господня» XVI в., находившаяся в шестиярусном иконостасе собора, неск. икон прп. Варлаама XVI-XVII вв. В 1816 г. в сев. приделе ап. Иоанна Богослова Преображенского собора, согласно завещанию, был похоронен Г. Р. Державин , по просьбе вдовы поэта Д. А. Державиной придел был переосвящен во имя арх. Гавриила (в 1959 останки Державина были перезахоронены в Новгородском кремле, в 1993 возвращены в В. Х. м.). В 1824 г. в Покровском приделе собора был похоронен Ярославский архиеп. Антоний (Знаменский) , в 1903 г.- Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . В 1890 г. при В. Х. м. открылась церковноприходская школа. В нач. XX в. в В. Х. м. жили 26 насельников. Мон-рю принадлежали луга на лев. берегу Волхова, 2 пожни, рыбные ловли по М. Волховцу и Волхову, оз. Сереберское в Валдайском у., 3 мельницы на р. Робейка, 2 варницы в Ст. Русе, подворье на Буяновской ул. Новгорода. В 1920 г. В.

http://pravenc.ru/text/154237.html

23 окт. 1918 г. определен в число братии Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . 9 марта 1919 г. пострижен в монашество архим. Иосифом (Николаевским ; впосл. епископ) с именем Иоанникий. По благословению Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , 8 июня 1919 г. рукоположен во диакона, 9 июня - во иерея Дмитровским еп. Димитрием (Сперовским) в Преображенском храме г. Ст. Русса. Определен временно проживать в старорусском на Острову в честь Преображения Господня мужском монастыре , исполняя послушание секретаря. Весной 1920 г. назначен епархиальным миссионером-проповедником. 13 мая того же года награжден набедренником. В дек. 1920 г. назначен настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 27 апр. 1921 г. возведен в сан игумена, 9 апр. 1922 г.- в сан архимандрита с правом предоставленной мон-рю привилегии архиерейского служения. Боролся против обновленчества , выступая с проповедями по всей епархии. После захвата обновленцами новгородского Антониева мон-ря И. проживал у родственников в Новгороде на иждивении духовных чад. Служил в единственном правосл. новгородском храме и в церкви, не подчинившейся Высшему церковному управлению , в Ст. Руссе. Дважды подвергался арестам ОГПУ: 2-18 окт. 1922 г. и 16-25 янв. 1923 г., оба раза был освобожден под подписку о невыезде с обязательством еженедельно отмечаться в ОГПУ. И. также получил разрешение на поездки для служения и проповедей, несмотря на противодействие обновленцев. И. был оплачиваемым лектором при новгородском «Культпросвете», принимал участие в религ. диспутах. В связи с освобождением Старорусской кафедры постановлением местных церковных советов был предложен в качестве кандидата в епископы. 27 мая 1923 г. в Юрьеве новгородском мужском монастыре тайно хиротонисан во епископа Старорусского, викарного епископа Новгородской епархии. Хиротонию совершили Бирский еп. Трофим (Якобчук), Новгородский викарный, Валдайский еп. Иосиф (Невский). Тайная хиротония была признана законной Патриархом свт. Тихоном , к-рый назначил И. также временно управляющим Новгородской епархией. 25 июля того же года был вызван в Москву ОГПУ, по прибытии 27 июля арестован, отправлен в дом заключения ОПГУ, затем переведен в Бутырскую тюрьму. 24 авг. в адм. порядке приговорен к 2 годам ссылки в Нарымский край. Переведен в Таганскую тюрьму, откуда по этапу направлен к месту ссылки. Продолжал считаться епископом Старорусским. По прибытии был прикреплен к центральному пункту в с. Колпашево (ныне город в Томской обл.), проживал в близлежащих деревнях. 24 авг. 1925 г. освобожден, 25 сент. того же года вернулся из ссылки в г. Ст. Русса.

http://pravenc.ru/text/577992.html

1106. Пятницкий – Спасский, мужской, ныне село Пятницкое, Орловской губ., Брянского у., в 84 вер. к сев.– зап. от Брянска, при рч. Габье. Несомненно существовал в XVII ст., так как он в 1700 г. имел во владении 18 дворов крестьян. До 1764 г. состоял приписным к Брянскому Петропавловскому мон. и в этом году упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 654; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348. 1107. Пятницкий – Троицкий, мужской, ныне церковь в гор. Ряжске, Рязанской губ. Несомненно существовал в XVII ст. на посаде, в Пушкарской слоб., в тесном и грязном месте подле дворов. Когда м-рь и Пятницкая его церковь уже обветшали, то в 1687 г. указом преосв. Авраамия повелено старице ту церковь перенесть и построить девичий м-рь во имя св. Троицы с приделом св. муч. Пятницы, идучи из города в земляном при городке, по обе стороны Московской дороги. Однако же женский м-рь здесь недолго существовал, и в 1693 г. в нем уже был строителем Иов, а в 1764 г. игум. Антоний, при котором м-рь упразднен. “Рязан. губ. вед.», 1855 г., 45 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 438, 22 и 440 (строит. Соломон в 1738 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 487 (древн. Рязан. епархии). 1108. Рабежская или Рабехская – Троицкая, мужская пустынь, ныне приходская церковь во имя св. Троицы в селе Рабеже, Новгородской губ., Валдайского у., в 47 вер. от Валдая, при рч. Рабежке. Основана в 1697 г. преп. Иоилем, иеромонахом Нило-Столбенской пустыни, скончавшимся в 1712 г. и погребенным в Антониевом Новгород. мон. В 1722 г. приписана к Юрьеву мон., а после 1726 г. к Иверскому, за каковым и состояла до обращения своего в приход 1764 г. Ныне здесь камен. церковь , построенная в 1732 г. взамен деревянной, которая переведена в 1731 г. в Галилейскую пустынь. “Ист. Росс. Иер.», V, 656 (с грамотою); Архим. Петр, “Опис. Ивер. Богор. мон.», изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 17; “Новгор. сборн.», II, Отд. I, 122 (описание монастыря и прихода); Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 65; Строев, “Спис. иер. и наст.», 127 (здесь сказано, что Иоиль был игуменом с 1718 – 1721 г., а до него были Лаврентий и Пафнутий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXIV, LVI (в 1723 г. состояла за Юрьевым м-рем и имела 2 души крестьян муж. п.); VI, 1726 г., 95 (челобит. строит. иеромон. Тарасия о неприписке пустыни к Юрьеву м-рю); VII, 1727 г., 34 (дело о высылке в Преображ. Канцелярию монаха Сергия).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

из отч. Об. Пр.”, 1847 г., 28 (крестн. ход); 1851 г., 91 (надел. землею); 1853 г., 86 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 501, 3; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых); “Церковн. вед.”, 1889 г., 24, прибавл., в примеч., 690; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403 CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 531. Успенская , женская община, Новгородской губ., Валдайского у., при сельце Успенском. Учреждена в 1873 г. помещицею Камецкою, пожертвовавшею 600 десят.; здесь предположено учредить лечебницу. В 1889 г. она состояла приписною к Короцкому св. Тихона Задонского м-рю. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1873 г., 23, ст. 241; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1873 г., 92. 532. Успенский , мужской, общежительный, Енисейской губ., Красноярского у., в 6 вер. от Красноярска, на уступленной городом земле. Учрежден в 1878 г. с богадельнею при нем, больницею для духовенства всей епархии, школою иконописания и ремесл для мальчиков – сирот всех сословий, а также с помещениями для отделения Енисейской миссии. Содержание его обеспечено отводом 4.000 дес. земли в Канском окр. “Собр. узак. и распор. прав.”, 1879 г., 32, ст. 164; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1878 г., 144; 1884 г., 239; “Церковн. ведом.”, 1889 г., 42, прибавл., 1262 (преосв. Антоний, основатель м-ря). 533. Успенский , женский, общежительный, в гор. Оренбурге. Учрежден в 1866 г. под именем женской общины на средства почет. гражд. Деевых, городского общества и Оренбургских казаков. В 1872 г. община переименована в общежительный монастырь, в интересах православия среди множества раскольников. При м-ре существует школа. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1866 г., 14 ст. 108; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1866 г., 144 (учрежд.); 1872 г., 89 (переим. в м-ръ); 1884 г., 248 (школа). 534. Успенский , женский, 3-го класса, при гор. Краснослободске, Пензенской губ., на левом берегу р. Мокши. Под именем богадельни основан в 1809 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вислая золотая печать на жалованной грамоте Ивана III Соловецкому Спасо-Преображенскому м-рю (аверс) (1479 г.). Из книги М. Агоштон «Великокняжеская печать 1497 г.» М., 2005 И во время второго Новгородского похода 1477–1478 годов Иван III не упускает возможности связать одно из событий кампании с Преображением Господним. Так, 8 ноября 1477 года в Спасо-Преображенском храме валдайского села Еглина он принимает послов Новгородского архиепископа, которых «пожаловал, опас дал и опасную свою грамоту». И не только храм, но и день, когда «князь велики велел быти у себе» новгородским послам, также подбирался целенаправленно. 8 ноября церковь чтит Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. На величании утрени в этот праздник звучат такие слова: «Величаем вас, архангели и ангели, и вся воинства (выделено мной. – А.Т. ), херувими и серафими, славящия Господа», а архистратиг называется «в бранех крепкым хранителем и славой царем и князем дръжавой». Новгородцам давалось почувствовать, что предводитель небесного воинства архангел Михаил стоит на стороне воинства московского. И на этот раз монастырь, посвященный Преображению, также был облагодетельствован через некоторое время после похода. В феврале 1479 года Иван III выдал жалованную грамоту Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Эта грамота стала первым пожалованием со стороны великокняжеской власти в Соловецкую обитель. В 1489 году во время похода на Вятку местом сбора многочисленной рати, в состав которой входили полки не только московские и северных городов (что было традиционно для великокняжеских военных походов на север), а также владимирские, тверские и даже татарская конница, был выбран Котельнич. Несмотря на то, что войско, начавшее собираться в 20-х числах июля, окончательно подтянулось под Котельнич уже ко 2 августа, рать выступила в поход только на Преображение, 6 августа. Вряд ли эта задержка была случайной. Очевидно, что великокняжеские воеводы специально приурочили начало похода к знаменательной дате: пестрое войско, собранное со всех концов государства, должно было объединить общее сознание, причастность к совместному делу. Хорошим поводом для этого могли служить коллективная молитва и общее выступление в день Преображения.

http://pravoslavie.ru/1397.html

677. Борколабовский – Вознесенский или Ворколабовский, женский, заштатный (с 1795 г.), Могилевской губ., Старобыховского у., в 12 вер. к сев. от Быхова, на прав. берегу Днепра, при рч. Лихве. Основан в 1623 г. Богданом Стеткевичем на урочище, называемом «борок». В соборном храме Вознесения находится чудотвор. икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 г. кн. Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. При присоединении края в 1771 г. в штат не положен, но при издании штатов в 1795 г. оставлен на своем содержании. При м-ре существует школа. “Ист. Росс. Иер.», III, 428; Ратшин, 176, 178; “Опис. монаст.», 1817 г., 17; Безъ-Корнилович, “Ист. свед. о Белорус.», 205; “Могилев. губ. вед.», 1851 г., 2; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1849 г., 81 (надел. лесом); 1884 г., 249 (школа); Строев, “Спис. иер. и наст.», 505, 506, 508; “Акты Зап. Р.», V, 18 (Ж. гр. 1641 г. Богд. Стеткевича на влад. остров. Борком с условием, чтобы навсегда пребывала в православии под надзор. Оршан. Кутеин. игуменов; игуменья Фотинья Киркоровна); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых); “Архив юго-зап. России», ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа, 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 678. Боровенская – Гордеева – Архангельская или Николаевская, мужская пустынь, ныне погост Сытенский – Боровенский, Новгородской губ., Валдайского у., в 35 вер. к сев. от Валдая, при оз. Боровном. Существовала еще в XVI ст. и в 1581 г. в нем были церкви св. Николая и арх. Михаила, а игуменом тогда был Исаия. В 1656 г. значилась приписною к Иверскому м-рю, а в 1690 г. приписана к Новгород. архиер. дому; в 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя арх. Михаила построена в 1812 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 428, 741; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Географ. Общ.», VIII, прилож., 263; “Акты истор.», V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; роспись приписн. м-рей); “Памятн. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 18; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 76; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 30; “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 18 (Расходн. книга митроп. Новгор. Никона 1652 г.; уплочено 4 руб. за рыбу черн. попу Никодиму да старцу Ефросиму); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 198, 139 (Челобитье XVII ст. игум. Тихона на крестьян в неповиновении); “Русск. истор. Библиот.», V, 285, 97 (в 1656 г. Боровенский-Никол. м-рь имел 17 дворов крестьян), 922, 379 (грам. 1690 г. митроп. Корнилия властям Ивер. м-ря о смерти строителя Венедикта Буторина и о дознании, что именно он взял при жизни из Ивер. м-ря, уезжая в Боровенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

имела 377 душ крест.). 816. Ивановская – Покровская, мужская пустынь, упраздненная, близ села Порецкого, Симбирской губ., Алатырского у., в 40 вер. к сев. от Алатыря, при р. Суре. Существовала в XVIII ст. и упразднена в 1764 г.; тогда в ней были церкви Преображения и Покрова, обе каменные. “Ист. Росс. Иер.», IV, 215; “Матер. для ист. и стат. Симбир. губ.», I, 95, в примеч. 817. Ивановский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Нижнем Новгороде, и на месте его ныне находится Александровская богадельня. Начат постройкою в 1706 г. при митропол. Исаие и назывался архиерейским «загородным домом». Упразднен в 1764 г. По упразднении церковь его со всею утварью отдана в 1783 г. в село Богородское, Горбатовского уезда. “Ист. Нижегород. иерар.», 31; “Нижегород. летописец», 96. 818. Ивановский или Иоанно – Богословский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Твери, стоял в Загородском посаде, на р. Тмаке, в окрестностях нынешней стан. желез. дороги. Несомненно существовал в XVI ст., когда владел 7 деревнями в волости Воловичи. По описи 1626 г. в нем была в запустении церковь Иоанна Богослова. В деле об игумене Корнилие Спасского Муром. м-ря сказано, что в 1719 г. он принят в Твер. архиер. дом, рукоположен в иеромонаха и назначен игуменом Ивановского м-ря, а в 1723 г. Твер. еписк. Сильвестр взял его с собою при отъезде на Рязан. кафедру. Затем значится игуменом м-ря с 1749 по 1760 г. Феофилакт, которого, по моему мнению, Строев приурочивает неправильно к Иванов. м-рю на Малышевой горе Спб. губ., так как все время своего прохождения иночества находился в Твер. епархии, а не в Новгород.-Спб. Упразднен в 1764 г. “Твер. губ. в.», 1865 г., 6; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 2, 220; “Чтения в И. Общ. ист.», 1874 г., I, смесь, 184 (игум. Феофилакт); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, 1727 г., 307 (игум. Корнилий). 819. Иверский – Богородицкий – Святоозерский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ., Валдайского у., в 3 вер. от Валдая, на одном из островов оз.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Их предприятие имело привилегию печатать на своих изделиях государственный герб 393 . С 1816 г. мастерская Смирновых стала официально называться заводом 394 . Самое раннее из известных изделий Смирновых, украшенное государственным гербом, относится к 1809 г. Колокольчик отливал Степан Смирнов (коллекция В. В. Уткина, п. Малая Бича, Омская область). Кроме того, в коллекции Валдайского музея имеется колокольчик 1807 г., имеющий изображения государственного герба. Фамилия мастера не указана, но можно предположить в связи с вышесказанным, что это тоже изделие Смирновых. Сигнальный колокольчик для Валдайского вольного пожарного общества В первое десятилетие XIX в. в Валдае работали две семьи колокололитейщиков: Смирновы и Терские 395 . Необходимо отметить, что завод Смирновых славился не только маленькими ямщицкими колокольчиками, но и большими отливками. И. Дмитриев писал в 1839 г.: «Из заводов замечательны колокололитенные: один из них, на котором отливаются лучшие большие колокола, принадлежит братьям Смирновым» 396 . Издания XIX в. подчеркивают первостепенное значение завода Смирновых, на котором при последнем его владельце Николае Смирнове отливались огромные колокола весом более 1000 пудов 397 . Смирновы имели обширные заказы. Они лили колокола для Иверского монастыря в Валдае и Смольного в Петербурге 398 , отправляли изделия в Оренбург, Москву и другие города 399 . И все-таки в первой половине XIX в. Валдай был известен прежде всего благодаря умению местных мастеров отливать маленькие поддужные колокольчики и бубенцы. В этот период в Валдае действовали три колокололитейных завода 400 : с 1816 г. – заводы Смирнова и Митрофанова; с 1841 г. – завод Стуколкина 401 . В начале 1850-х годов открывается еще и завод Лебедева 402 . В конце 1840-х годов на колокололитейных заводах Валдая обрабатывалось до 850 пудов меди на сумму около 11000 рублей серебром, рабочих насчитывалось 50 человек. Сбыт производился в Петербурге и на ярмарках в России 403 . Продукция каждого валдайского завода имела свои особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010