1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Юшкевич Андрей; ок. 1690, Малороссия - 17.05.1745, С.-Петербург), архиеп. Новгородский и Великолуцкий. Учился в католич. школах Польши, затем в КДА, в к-рой был оставлен преподавателем. В 1725 г. в одном из киевских мон-рей пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха, в 1731 г. назначен настоятелем виленского в честь Сошествия Св . Духа на апостолов мон-ря . В июле 1732 г., после захвата обители польск. войсками, А., ревностно отстаивавший Православие, был подвергнут притеснениям и даже избит. 10 июня 1734 г. «за утеснения от Польши» А. был вызван в С.-Петербург, назначен настоятелем московского Симонова Нового мон-ря с возведением 4 июня 1734 г. в сан архимандрита. 27 июля 1734 г. назначен членом Святейшего Синода вместо архим. Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Амвросий (Юшкевич), архиеп. Новгородский Платона (Малиновского) . 28 мая 1735 г. получил от Синода поручение участвовать в исправлении слав. текста Библии. 2 февр. 1736 г. А. был хиротонисан во епископа Вологодского и Белозерского. Восстановил и благоукрасил вологодский Софийский собор, реформировал ДС, вызвав преподавателей из КДА. С 1739 г. присутствующий в Святейшем Синоде. В день венчания Анны Леопольдовны с Антоном Ульрихом Брауншвейгским произнес «Слово» (СПб., 1739), тираж к-рого после воцарения Елизаветы Петровны изымался и уничтожался. 29 мая 1740 г. переведен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру, в связи с чем стал Председательствующим в Святейшем Синоде. 3 авг. 1740 г. возведен в сан архиепископа. Основал и покровительствовал Новгородской ДС, к-рая открылась 30 окт. 1740 г. в Антония Римлянина новгородском мон-ре . Пожертвовал семинарии личную богатейшую б-ку. Добивался возвращения Валдайскому мон-рю старорус. вотчин и соляных заводов. Приобрел репутацию приверженца Анны Леопольдовны и противника воцарения Елизаветы Петровны, однако после дворцового переворота 1741 г., возведшего на престол Елизавету, произнес «Слово» (СПб., 1741), в к-ром сравнил переворот с избавлением Церкви от врагов благочестия.

http://pravenc.ru/text/114422.html

1 февр. 1860 г. он был назначен чиновником особых поручений при Мин-ве народного просвещения по делам Варшавского учебного окр. и вскоре вышел в отставку в чине действительного статского советника. Е. также состоял на службе в имп. Человеколюбивом об-ве в должности члена-ревизора, являлся членом попечительного комитета о бедных, совета Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви, был приближен к известной благотворительнице Т. Б. Потёмкиной . В разное время совершал паломничества, в частности на правосл. Восток, посещал Нов. Иерусалим. К кон. 50-х гг. у Е. появилось желание покинуть мир и принять постриг, о чем свидетельствует его переписка со свт. Феофаном Затворником (к нему Е. «постоянно обращался за советом и руководством в деле спасения» (Письма еп. Феофана. 1897. 42. С. 827)) и валаамским игум. Дамаскином (Кононовым) , однако он проявил себя в др. качестве: Е. стал основателем Короцкого жен. мон-ря во имя свт. Тихона Задонского близ Валдая. Испытывая особое почтение к памяти преосв. Тихона, Е. стал одним из инициаторов его прославления в лике святых. Вскоре после канонизации, с 1862 г., по благословению митр. Исидора (Никольского) Е. занялся привлечением средств на устройство обители в Валдайском у. Новгородской губ., поблизости от родины святителя и места погребения его родителей. Собрав поначалу 16 тыс. р., Е. и с ним валдайские жители обратились к имп. Александру II Николаевичу с прошением об открытии мон-ря. В 1864 г. было получено Высочайшее повеление об основании общины с уч-щем для девиц и лечебницей. Комитет по устройству общины возглавил наставник и сподвижник Е., настоятель Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря архим. Лаврентий (Макаров). Привлекая жертвователей лично и через печатные объявления, Е. собрал крупную сумму - ок. 150 тыс. р. и сам пожертвовал дачу и 9963 р. При участии Е. община получила в дар в С.-Петербурге на М. Охте деревянный дом, где впосл. возникло монастырское подворье. Е. пожертвовал в мон-рь икону Христа Спасителя с волосками Христовыми, полученную им в 1864 г. от патриарха К-польского Софрония III и отмеченную знамениями в Костромской и С.-Петербургской губерниях. Вместе с архим. Лаврентием он передал мон-рю листок с собственноручной надписью свт. Тихона. Е. подолгу жил в основанной им обители, наблюдая за строительными работами. После достройки и освящения келейного корпуса с храмом (1871) строительная комиссия прекратила существование, однако до конца своих дней Е. продолжал нести попечение о Короцком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/189667.html

14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю . По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому , его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850). По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской , к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389185.html

2008 . Сергиев, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ., Старорусского у., близ города, в 1 вер. к сев.-вост. от. Спасо-Преображенского мон., на берегу р. Полисти. Существовал в 1615 г.; в 1677 г., как запустелый, приписан к Иверскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 95; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 98 (Гр. митр. Корнилия 1677 г. о приписке к Ивер. м-рю); “Русск. истор. Библиот.”, V, 833, 329 (таже грам. митроп. Корнилия). 2009 . Сергиев, мужской, совсем уничтоженный, Уфимской губ. и уезда, в 3 вер. от Уфы, на берегу р. Белой, в 50 саж. от круглого озера, называв­шегося в старину Коркиною Ямою. Осно­ван в XVII ст., имел церковь во имя преп. Сергия и 2 келии, в которых проживали монахи Успенского-Богородиц­кого м-ря для присмотра за хозяйством на пашнях и рыбных ловлях, а также для отправления богослужения в церкви. По ветхости зданий м-рь уничтожен. “Оренб. губ. вед.”, 1852 г., 17 (Об учрежд. в г. Уфе муж. м-ря). 2010 . Середокоротный – Стефа­новский, мужской, совсем уничтожен­ный, Новгородской губ., Тихвинского у., в окрестностях Пчовжо-Никольского по­госта, на берегу рч. Пшогжи или Пчевжи, прит. Волхова, верстах в 75 к юго-зап. от Тихвина. По писцовым книгам Обонежской пятины 1583 г. значится: «В Никольском же погосте на Пшогже монастырь Середокоротной, на м-ре церк. архидиак. Стефана да церк. усекнов. гла­вы Ивана Предтечи деревяные стоят пусты, а в них жил черной поп, да на 5 братов». В Записи 1577–89 г. о ружных церквах и м-рях сказано: «Архид. Стефана на Тихвинскую дорогу на Середокоротню игумену Варлааму да старцам 21». “Писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.” во “Временн. Общ. ист. и древн.”, 1850 г., VI, 61; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, 160; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 35; “Запись о ружн. церк. и м-рях” во “Временн. Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, смесь, 36. 2011 . Серемская, мужская пустынь, ныне часовня и келья, принадлежащие селу Кровотыни и находящиеся при оз. Серемно, Новгородской губ., Валдайского у., верстах в 55 к югу от Валдая и в 25 вер. к сев.-вост. от Ниловой пу­стыни, близ границы Осташковского у. Здесь подвизался с 1515 по 1528 г. преп. Нил, основатель нынешней Ниловой-Столбенской пустыни, которая вла­деет озером Серемно с 1683 г. “Памят. кн. Твер. губ. на 1868 г.”, Отд. II, 4, 98; Ратшин, 518 (Ржевский на р. Черемхе).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

После Февральской революции 1917 г. не стал давать оценку политическим событиям в стране. Избранное на съезде рязанского епархиального духовенства бюро исполнительного комитета потребовало удаления Д. из епархии. Против Д. выступила и новая гражданская власть - бюро временного комитета общественных орг-ций, угрожавшее архиерею арестом. В ночь на 16 марта он выехал из Рязани в Петроград, где 20 марта на встрече с обер-прокурором Святейшего Синода В. Н. Львовым подал прошение об увольнении на покой. Чтобы оттянуть разрешение конфликта, Синод предоставил Д. 2-месячный отпуск. 22 марта Рязанский епархиальный съезд духовенства и мирян направил в Синод прошение об удалении Д. с кафедры. В мае Д. приехал в с. Окуловка Крестецкого у. Новгородской губ. к свящ. Димитрию Успенскому и неск. дней просидел не выходя из комнаты, переживая случившееся. После вторичного ходатайства указом Синода от 14-17 июня Д. был уволен на покой с местопребыванием в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ре . Указом от 7-10 нояб. 1917 г. получил назначение управляющим на правах настоятеля старорусского на Острову в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Деятельно помогал митр. Арсению (Стадницкому) в управлении Новгородской епархией в Старорусском и Демянском уездах, однако официально назначен викарием не был. Нередко встречающееся в лит-ре именование Д. «епископом Старорусским» является канонически неверным. Титул «Новгородский и Старорусский» продолжал носить правящий архиерей митр. Арсений. Стремясь сплотить народ на защиту Церкви от надвигавшихся гонений, Д. почти ежедневно служил и проповедовал в храмах Ст. Руссы. 6 февр. 1918 г. председательствовал на собрании клира и представителей прихожан городских церквей, принявшем постановление о сохранении прав и имущества Церкви и продолжении преподавания Закона Божия в школах. Под этим постановлением в храмах были собраны подписи прихожан. 24 марта был совершен общегородской крестный ход. Процессии верующих из всех городских храмов сошлись к Воскресенскому собору, откуда соединенная процессия направилась к Преображенскому мон-рю. 26 марта Д. как глава делегации Ст. Руссы выехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 28 марта Собору было доложено, что Д. представил постановление 9 приходских собраний Ст. Руссы с выражением готовности встать на защиту прав Церкви и постановление учебных заведений города с выражением протеста против исключения преподавания Закона Божия.

http://pravenc.ru/text/178173.html

Герасиму о взятых монахах), 552, CXLIII (просьба наместн. Герасима об освобожд. монахов из Гадомысльской тюрьмы); т. III, 35, II (показание 1767 г. монаха Иоанна о захвате монахов м-ря униатами), 51, (донесение наместн. Герасима 1767 г. о нападениях на м-рь и угрозах униатов), 58, X (просьба Герасима об освобожд. 11 монахов от заточения в Радомысле), 64–84, (дело все о тех же монахах и разграблении м-ря), 645, (просьба 1768 г. наместн. Герасима разрешить ему, как поступить с монастыр. имуществом в случае движения конфедератов в Украину), 647, (ответ на это донесение). 938. Мутинский – Златоустовский – Спасский, женский, ныне село Мутино, Черниговской губ., Кролевецкого у., в 18 вер. к юго-юго-вост. от Кролевца, при р. Сейме. Первоначально был мужским и основан в 1718 г. иеромонахом Иоанном по дозволению гетмана Ив. Скоропадского, супруга которого перед кончиною своею просила в 1733 г. обратить мужской мон. в женский, что и было исполнено, при чем иноки переведены в Гамалеевский мон. В 1786 г. монастырь упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 131; Ратшин, 543 (назван Успенским); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 535, 23; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXI, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значится в числе Заднепровских пустыней). 939. Мшенская – Пятницкая, мужская пустынь, ныне погост Мшенская Пустынь, Новгородской губ., Валдайского у., в 36 вер. к сев.-вост. от Валдая, при озере. В грамоте митроп. Новгор. Корнилия 1677 г., которою пустынь приписана к Иверскому м-рю, говорится: «в Деревской пятине в Пиросском погосте Мшенская пустынь, а прежде строил тое церковь и пустыню строитель черный поп Филарет с братьею, постриженник тое пустыни села Едрова... а ныне де в той Мшенской пуст. живет черный поп и он Филарет с ведомыми ворами»... В 1764 г. обращена в приход. Нынешняя церковь во имя св. Параскевы Пятницы построена в 1786 г.; впрочем, в 60-х годах начата постройкою другая церковь. “Ист. Росс. Иер.», V, 133; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 17; “Новгор. сборн.», II, Отд. II, 104; Архим. Петра, “Опис. Ивер. Богор. мон.», 28; Строев, “Спис. иер. и наст.», 114, 64; “Временник Общ. ист.», 1857 г., XXV, 100 (Гpav. 1677 г. митр. Корнилия); “Русск. истор. Библиот.», V, 854, 310 (в 1682 г. строитель пустыни иером. Никон переведен в Духов Борович. м-рь, а на его место послан из Ивер. м-ря иером. Маркиан). 940. Настецкий, мужской, ныне погост Настцы, Псковской губ., Великолуцкого у., в 55 вер. к зап.-сев.– зап. от Великих Лук, при озере. Имя его упоминается в 1681 г., когда был приписан к Новгор. архиер. дому. До упразднения в 1764 г. состоял приписным к Троицкому-Сергиеву монастырю, что в Великих Луках. “Ист. Росс. Иер.», V, 136; “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

87 к. Во владениях Ж. м. числились в окрестностях обители 55 дес. 692 саж. земли, переданной Коллегией экономии в 1776 г.: в т. ч. 27 дес. 740 саж. пашенной, 12 дес. 522 саж. сенокосной, 980 саж. огородной земли, 7 дес. 1550 саж. дровяного леса, 3 дес. 1020 саж. на р. Тьмака, «под ручьем безъимянным и прудами». Сам монастырь занимал 1 дес. 1520 саж., гостиница и конюшенный двор - 1 дес. 840 саж. Мон-рю также принадлежали: с 1797 г.- Липенское оз. при с. Астраганец с 17 дес. 731 саж. земли; пустоши Туколово (30 дес. 1288 саж.), Красный Бор (75 дес. 1240 саж.), Дитятево (28 дес.), Черницыно (43 дес. 433 саж.), Цыбакино (14 дес. 1954 саж.), Порядино и Авдоткино (28 дес. 1680 саж.). Обитель имела мукомольную мельницу на р. Тьмака. Особенности богослужения Обретенный в 1483 г. по инициативе еп. Тверского Вассиана каменный гроб с нетленными мощами свт. Арсения был поставлен в приделе Нерукотворного образа Спасителя Успенского храма. По преданию, этот гроб был выдолблен святителем. 2 марта 1654 г. патриарх Никон по пути из Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря посетил Ж. м., освидетельствовал нетленные мощи святителя и благословил переоблачение их в новую мантию, схиму и омофор. В 1655 г. патриарх Никон по прошению Тверского архиеп. Лаврентия прислал в Ж. м. деревянную раку, в которой из Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в Москву перевозили мощи свт. Филиппа. 2 июля 1655 г. мощи были перенесены из ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, где они временно пребывали с 1637 г., в Успенский собор мон-ря и положены в раку, присланную патриархом Никоном. Старый каменный гроб оставался в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вторично мощи были перенесены в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия в период строительства нового собора в 1713-1722 гг., затем возвращены в храм. В 1734 г., при архим. Мелетии, мощи были переложены в устроенную на средства тверичей новую серебряную раку (деревянная рака была передана в Отроч в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ). В 1784 г. на средства купцов И. и М. Янковских, В. Волчанинова была устроена новая кипарисовая, покрытая позолоченным серебром рака. На раке было 8 чеканных дробниц, на к-рых изображены события из жизни и посмертные чудеса святого. 19 июля 1830 г., согласно надписи, «устроенное на святой раке серебро перезолочено» на средства тверских купцов А. М. Коняева, П. Г. Коровина и др. Сень над ракой была позолочена в 1876 г. В 1884 г. на средства генеральши Ю. В. Смирновой, исцелившейся по молитвам святителю, изготовили кипарисовую крышку на раку, обложенную серебряными позолоченными досками. На лицевой стороне крышки выполнено рельефное ростовое изображение свт. Арсения. В 1912 г. рака была реставрирована на средства анонимной петербургской благотворительницы.

http://pravenc.ru/text/182239.html

1994. 2. С. 39). 7 окт. 1995 г. Николо-Вяжищский мон-рь получил статус ставропигиального. В июне 2003 г. в Вел. Новгород были доставлены для поклонения мощи ап. Андрея Первозванного, привезенные с Афона. 15 июля 2004 г. Президент России В. В. Путин в сопровождении архиеп. Льва посетил Хутынский мон-рь. Глава гос-ва осмотрел единственный действовавший на тот момент храм обители - Преображенский собор - и посетил могилу Державина. В конце того же года Н. и С. е. был возвращен вывезенный испанцами во время Великой Отечественной войны крест главного купола Софийского собора. 24-27 янв. 2005 г. в Вел. Новгороде пребывали мощи вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и прмц. Варвары (Яковлевой), доставленные в Россию из Иерусалима. 11-12 янв. 2008 г. епархию посетил патриарх Алексий. 12 янв. он совершил чин малого освящения Иверского собора Валдайского монастыря и возглавил в новоосвященном соборе Божественную литургию. Архиеп. Лев преподнес первосвятителю Иверскую икону Божией Матери, а патриарх Алексий передал обители на молитвенную память икону «Собор святителей Московских». После литургии представители Росохранкультуры вручили мон-рю 7 старинных икон, изъятых при попытке их незаконного вывоза за границу. Затем патриарх Алексий перед почитаемым списком Иверской иконы Божией Матери совершил молебен, на к-ром присутствовал Президент России Путин . После молебна предстоятель обратился к президенту со словами благодарности за участие в восстановлении обители. В ответном слове президент отметил, что власть и впредь будет оказывать поддержку в возрождении духовных и культурных традиций народа. 19-20 сент. 2009 г. состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) в Н. и С. е., приуроченный к 1150-летию Вел. Новгорода. 19 сент. предстоятель РПЦ посетил Валдайский Иверский и Хутынский мон-ри, а также принял участие в торжественном вечере в Вел. Новгороде, посвященном юбилею города. 20 сент. он отслужил литургию в Софийском соборе, по окончании к-рой возглавил крестный ход от Софийского собора к памятнику 1000-летия России.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

возвели столпообразную постройку, на к-рой разместили часы с боем. Важнейшая страница в истории новгородской архитектуры XVII в. связана с деятельностью митр. Корнилия (1674-1695). Владыка много занимался церковным строительством, уделяя особое внимание Зеленецкому мон-рю, пострижеником к-рого он был. В Новгороде были отремонтированы церкви Феодора Стратилата на Щиркове ул., Флора и Лавра, построен новый Знаменский собор (1682-1688), 4-столпный, 3-апсидный, 5-главый, на подцерковье, основной объем к-рого окружают 2-этажные галереи. Завершенные закомарами фасады собора богато украшены наличниками окон, изразцами, на барабанах первоначально находилась орнаментальная роспись. Одним из образцов при строительстве храма стал собор Валдайского Иверского мон-ря, однако зодчие заимствовали нек-рые базовые размеры постройки, существенно изменив композицию плана, структуру и объемно-пространственное решение здания ( Кондратьева. 1993. С. 284-285). Ряд конструктивных и декоративных деталей храма указывает на поволжское происхождение мастеров. В свою очередь Знаменский собор был выбран в качестве образца при строительстве Троицкого собора в Александровом Свирском мон-ре (1695-1698) (Там же. С. 285-298). Типологически близок к Знаменскому храму и Никольский собор Вяжищского мон-ря (1681-1685) - так же 4-столпная 5-главая постройка на подцерковье, окруженная с 3 сторон галереей. Но решение фасадов основного объема церкви более лаконичное, общий монументальный облик храма вызывает ассоциации с памятниками предшествующего столетия. Одно из наиболее важных деяний митр. Корнилия - ремонтные работы в Софийском соборе, в ходе к-рых были выломаны двойные аркады 1-го яруса, находившиеся по осям пространственного креста, растесаны окна, подняты полы и т. п. Основная цель этих работ - расширить пространство интерьера храма и сделать его более освещенным - вполне соответствует представлениям эпохи. Сопоставляя новгородские постройки 50-80-х гг. XVII в. с архитектурой Москвы того же времени, необходимо отметить отсутствие в Новгороде построек, к-рые можно было бы отнести к ведущей для зодчества Москвы т.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010