Совершенно исключительно велики труды монастырей и по развитию церковного богослужения. Наиболее одухотворенные молитвы христианского обихода вышли из монастырей, но, кроме того, и самый чин богослужения в значительной степени был создан в них. Это тем более важно, что богослужение православное составляет выражение веры и догмата. Оно вводит в понимание веры и догмата лучше, нежели какое бы то ни было школьное научение. В богослужении догмат передается не в сухой формуле, а в высокохудожественном символе, в поэтическом образе, в несравненной мелодии, проникающей в душу и располагающей ее вникнуть в самый дух верования. И эта школа научения тем более важна, что богослужение говорит душе не одних образованных, а всей массе народа. Не раз оно было орудием борьбы против ересей. За полторы тысячи лет своего существования монашество служило церкви весьма различными путями, выработав несколько не одинаковых уставов. В римской церкви развились особые «ордены» монахов, приспособленные для различного рода целей благотворительных, миссионерских и т. п. Хотя эти специальные цели несколько становились поперек дороги основным задачам монашества, однако в католических орденах никогда не забывалась и аскетическая дисциплина. Она сохранилась даже в ордене иезуитов, несмотря на то, что деятельность иезуитов по поддержанию папского престола погружает орден и в педагогию, и в дипломатию, и в самую разнообразную борьбу против всего, угрожающего папскому престолу. Принцип отсечения своей воли и практика послушания приняли у них совершенно своеобразный характер, имея целью не очищение сердца, а служение церкви в лице Папы, так что дисциплина напоминает скорее военную или чиновничью, нежели православно-монашескую. Служебно-деловой характер вообще составляет отличительную черту римско-католического монашества в сравнении с православно-восточным, по преимуществу аскетическо-мистическим. В России, при том же основном мистико-аскетическом характере, монашество выработало особый тип трудовых хозяйственных монастырей, которые на Севере играли большую колонизаторскую роль, составляя опорные пункты для крестьянской колонизации. Наиболее известны трудовые монастырские общины Соловецкая и Валаамская. Но тот же характер запечатлели едва ли не все северорусские монастыри. Христианская государственность

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 «Синдесмос» провел в Ново-Валаамском монастыре конференцию «Целостное христианское образование» 09.08.2006 С 28 июля по 2 августа в Ново-Валаамском монастыре (Финляндия) проходила конференция «Целостное христианское образование», посвященная проблемам православного религиозного образования в общеобразовательных и приходских школах. Конференция была организована Валаамской мирянской академией и Всемирным содружеством православной молодежи « Синдесмос ». В центре внимания участников конференции находился вопрос так наз. холистического образования. Холистическое (holon – греч.: вселенная как целое), или целостное, образование – один из современных подходов в педагогике, получающий всё более широкое распространение. С 1998 года этот метод используется в работе образовательной секции Всемирного совета церквей . Задача конференции заключалась в рассмотрении данного метода обучения применительно к православному христианскому образованию. Также конференция была направлена на установление более тесных связей между теми, кто занимается вопросами православного религиозного образования в мире. В работе конференции принял участие президент Синдесмоса Христофор Д’Алоизио (Бельгия). Официальным представителем от Русской Православной Церкви был помощник главы ОВЦС МП священник Сергий Говорун. Он рассказал о ситуации с государственной аккредитацией церковных учебных заведений в России. Конференция носила научно-практический характер. Основной интерес участников вызвали выступления Питера Шрайдера (Comenius institute, Германия) и Антони Врейма (Patriarch Athenagoras Orthodox Institute (Ecumenical Patriarchate), Berkeley, США). Д-р Шрайдер в краткой и доступной форме представил основные положения холистического подхода: универсальная любовь, вовлечение в образовательный процесс всего человека с его душой, телом, разумом, чувствами, стремление к общинности и т.д. Докладчик подчеркнул, что холистическое образование не есть только технический метод обучения, это способ и направление организации мышления.

http://drevo-info.ru/news/1082.html

Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, но не признает их в качестве источника права, они не являются непосредственным основанием для возникновения прав и обязанностей, их нарушение не рассматривается в качестве правонарушения ipso facto. Полномочия священнослужителя как руководителя (представителя) религиозной организации признаются юридически значимыми не в силу факта его возведения в сан в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации, а в силу утверждения в должности согласно уставу организации. Нарушение внутренних установлений религиозного объединения может рассматриваться как правонарушение, если оно выражается, например, в воспрепятствовании деятельности религиозных организаций, совершению религиозных обрядов (ст. 148 УК РФ), оскорбление религиозных чувств граждан (ст. 5.26 КоАП РФ), т. е. одновременно нарушает нормы действующего российского законодательства. Нарушение внутренних установлений религиозных организаций, не являющееся правонарушением, может повлечь правомерные ненасильственные санкции против нарушителя со стороны религиозной организации. Так, священнослужитель может быть лишен сана, запрещен в служении; участник (член) религиозного объединения может быть исключен из его состава. Лица, нарушающие внутренний распорядок, правила поведения на территории религиозной организации, в культовом здании, могут быть выдворены (не допущены). В Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.02 г. 209-О изложены следующие обстоятельства дела: «решением Гагаринского районного суда города Москвы со ссылкой на пункт 2 статьи 15 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” М. Б. Михайловой и К. А. Рывкину было отказано в удовлетворении жалобы на действия служителей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, выразившиеся в обращенном к М. Б. Михайловой требовании во время посещения монастыря покрыть голову платком и обвязать талию полотнищем, поскольку согласно решению администрации монастыря на его территорию не допускаются женщины в брюках и без головного убора. Суд также отказал истцам в возмещении морального вреда. Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда это решение оставлено без изменения.

http://pravoslavie.ru/60935.html

18. Ответ на 17., Владимир Максимов: Достопочтенный брат! Касательно вашего любопытства в моей заинтересованности, то поверьте, что информация о деятельности замечательного причала, руководимого вами, как и о вас, является вельми себе общедоступной и даже обсуждаемой постоянно в кругах, близких к Валааму. а круги эти, как вы знаете, весьма широки. К тому же сам я частенько бываю и на острове и у вас на причале... Посему ваше удивление меня даже удивляет (простите за каламбур). Естественны и похвальны ваши старания по защите своих в данной дискуссии. Но, во-первых, здесь никто ни на кого не нападает, а просто обмениваются мнениями, котрые могут быть различны. А во-вторых, то что вы пишете вполне очевидно и достаточно для уровня подворья, но может быть не полностью приемлемо для выполнения задач по развитию духовной, жизни в епархии которые ставяися священноначалием в последнее время. задумайтесь об этом и с этой точки зрения. Однако, это есть лишь мое скромное предположение в плане ответа на ваш вопрос. На сем откланяюсь в данной теме, дабы не отвлекать вас и не искушаться самому. И вам доброго здоровья! 17. Ответ на 1., Никодим Парамонов: Интересное обсуждение. Никодим, я тружусь в той самой гостинице на том самом причале Валаамского монастыря в г.Приозерске и как непосредственный участник того, что происходит на причале хотел вас спросить, откуда у вас эта информация " уже давно подворье никакого отношения к причалу в контексте отправления и приема паломников, не имеет. Этим полностью занимается гостиничная служба монастыря, которая и финансирует причальную гостиницу вместе с ее персоналом " сами догадались или кто подсказал? По всей видимости сами догадались. Хочу вас заверит, что подворье монастыря в той мере которая необходима принимает участие в жизни причала, в частности на эту должность лично меня благословил настоятель подворья и не только меня, но и начальник причала так же был назначен настоятелем. Ежедневного личного присутствия на причале настоятеля не требуется, но это не значит что руководство не ведётся.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/17/...

Уничтожение колоколов До 1917 года на Руси звонило более 1 млн. бронзовых колоколов, общий вес которых превышал 250 тысяч тонн. После Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти. Колокольный звон посчитали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые «исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению». В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий. Закрытие более 20-ти специализированных заводов по производству колоколов привело к утрате навыков в этом древнем ремесле, а профессиональные знания, по крупицам собиравшиеся многими поколениями русских литейщиков, были забыты. Дольше других работали заводы в городе Валдае - братьев Усачевых и Г.М. Андреева, которые в последние годы отливали пожарные, станционные и рыбацкие колокола. К 1930 году прекратили свое существование и они. До сих пор никто не может сказать даже приблизительно, сколько колоколов было уничтожено за эти годы. Часть из них погибла вместе с храмами, другие уничтожались намеренно, а некоторые предназначались «для нужд индустриализации». Не избежали этой участи и колокола, отлитые прославленными мастерами для Ивана Великого, Храма Христа Спасителя, Исаакиевского собора, Соловецкого, Валаамского, Симонова, Саввино-Сторожевского монастырей, сотен и тысяч храмов, соборов, монастырей по всей территории бывшей Российской Империи. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева, Ризоположенского, Покровского монастырей Суздаля. В Москве не осталось ни одного колокола.

http://expo.pravoslavie.ru/other/444.htm...

Монастырская ризница помещается над монастырской библиотекой. В ней хранится много замечательных предметов, ценных не только по материальной стоимости, но и по их художественному и историческому значению. Таковы, прежде всего, многочисленные старинные церковные облачения из художественной парчи, вклады Императрицы Елисаветы Петровны, Ekamepuhы II-й, Императора Aлekcahдpa I u Aлekcahдpa II-ro, одежды на престол и жертвенник, покровы на раку преподобных; искусной работы покровцы и воздухи на Св. Дары и др. Кроме облачений, в ризнице хранятся древние иконы, художественной работы евангелия, сосуды и кресты, и много другой церковной утвари. Большую ценность представляет и монастырская библиотека, заключающая в себе до 30 000 томов книг, ценных рукописей, старопечатных книг, творений св. Отцов, в издании Migne’a (хотя и не полный комплект) и, наконец, журналов и протоколов всех наших Духовных академий, причем некоторые (напр. «Христианское Чтение») имеются за все годы их существования. Кроме книг духовного содержания, в библиотеке имеется много книг обще-исторического, естественно-научного, философского и технического содержания. Для ознакомления с составом библиотеки и для отыскания необходимых книг, имеются тщательно составленные систематические каталоги. Кроме основной, фундаментальной библиотеки, имеется библиотека меньших размеров, состоящая из книг, коими обычно пользуются братия обители. Недалеко от библиотеки и от разницы находится монастырская иконописная и живописная школа, в которой под руководством опытного учителя-монаха обучаются иконописи и живописи около пятнадцати мальчиков и послушников. Валаамская иконопись не придерживается старины и является продолжением иконостасной живописи конца прошлого века. Иконы выписываются весьма тщательно и чисто. Среди учеников есть талантливые пейзажисты. Иконописью и живописью занимаются и некоторые из братий — любители, наполняющие этим свое свободное время. Трудами учеников школы, во главе с их наставником — совершен огромного труда подвиг — художественная реставрация верхнего храма, отличающаяся необыкновенною живостью и яркостью красок.

http://bogoslov.ru/article/6174418

Святейший Патриарх Кирилл: Основным деланием, к которому призваны насельники обителей, является молитва 2 февраля 2013 г. 17:01 Выступая 2 февраля 2013 года с докладом на Архиерейском Соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Основным деланием, к которому призваны насельники обителей, является молитва, совершаемая в течение уставных богослужений и во время выполнения иноческого молитвенного правила, а также творимая " на всякое время и на всякий час " ». «Следует стремиться к тому, чтобы за ежедневным богослужением присутствовало большинство насельников, чтобы на совершение иноческого правила в распоряжении у братии и сестер всегда было достаточно времени. Этому должен способствовать личный пример самих игуменов и игумений. Я понимаю, что они загружены заботами о благоустройстве обителей и об обеспечении братии или сестер всем необходимым, но призываю их также являть личный пример духовного и аскетического делания», — сказал Святейший Владыка. Остановившись на поручении Архиерейского Собора 2011 года о необходимости получения богословского образования всеми монашествующими, Святейший Патриарх отметил: «Действительно, важно, чтобы практический опыт монаха, который он получает через участие в богослужениях, исполнение послушания, общение с опытными собратьями, преобразовывался с помощью " образования книжного " в мировоззрение, позволяющее целостно, в духе православной традиции смотреть на мир, различать и распознавать его искушения и подмены». «В настоящее время насельники большинства ставропигиальных монастырей либо уже имеют духовное образование, либо проходят обучение на заочных секторах духовных семинарий и академий», — продолжил Предстоятель Русской Церкви, предложив братии Валаамского и Соловецкого монастырей, удаленных от образовательных центров, использовать методы дистанционного обучения. «Отрадно, что и во многих епархиях создаются благоприятные условия для образования монашествующих. За последние два года многие епархиальные мужские монастыри направили своих насельников для обучения на заочных отделениях духовных семинарий. Определенные шаги в данном направлении сделаны и в женских монастырях, к примеру в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном и в Дивеевском. Однако ввиду специфики женских монастырей пока рано говорить о систематической реализации в них этой задачи», — констатировал Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/2769912.ht...

Светлые воды бурного Нево, вдавшись в материк Валаамских островов, образуют в разных местах живописные заливы и проливы, из которых многие служат надежным пристанищем для судов, ищущих спасения от ярости волн. В чистом зеркале спокойных вод, как исполины, величественно отражаются высокие отвесные скалы и лес, растущий по берегам заливов и проливов. Угрюмость прибрежных утесов местами смягчается приятной каймой зелени, разостланной у подножия этих гигантов. Из всех здешних заливов и проливов более замечательны, как по величине и удобствам для судоплавателей, так и по живописности: Монастырский пролив и заливы Московский, Железняковский, Байоновский, Большой и Малый Никоновские. Монастырский пролив называется так потому, что служит путем из озера к монастырю. Длина его более двух верст и глубина от двух до семи сажень. По мнению путешественника, два раза совершившего кругосветное плавание, живописный въезд с Ладожского озера в Монастырский пролив есть один из первых в мире 1 . Но что сказал бы подобный путешественник, если бы увидел еще залив Московский и другие Валаамские местности, которые, по красоте своей, стоят выше Монастырского пролива и которые, без преувеличения, можно назвать редкими? Заливы же Никоновский и Байоновский, по обширности и разным удобствам для судоплавателей, превосходнее Монастырского. Из них Никонов, по счастливому своему положению, считается лучшей пристанью на бурном Ладожском озере. Со стороны озера он защищен островами: оттого в сильную непогоду, когда на озере волны поднимаются в виде движущихся гор, в Никоновом заливе поверхность едва колеблется. По главному острову Валааму на восточной и западной стороне каймой тянутся к югу, в различных расстояниях друг от друга, десять красивых озерков. Более замечательные из них по своей величине – озеро Лещево и Игуменские 2 . Глубина этих озер различна, но нигде не превышает четырех сажень. Последние состоят из трех озерков, которые соединены неширокими канавами. В некоторых озерах вода имеет красноватый цвет и железистые свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Немощи братские нести хорошее дело, и, по возможности, со всеми мир иметь хорошо, по апостолу. А потому если видишь брата, особенно подчиненного, согрешающим, то настоит нужда сказать, только надо себя к этому приготовить, чтобы при этом сердце твое было мирное и несмущенное, иначе не достигнешь ты цели. Ну, а если словам твоим кто не внимает и не исправляется, то помолись за немощного брата, это будет целительнее, и большое будет тебе благо, если обретешь брата. Если можешь чем, поласкай его, помоги в чем-нибудь, не нарушая правила монастырского, ну чайком, что ли, угости, ведь ласкою да кротостью святые отцы диких зверей и то смиряли! Так-то, раб Божий, не унывай, и милость Божия не оставит тебя!” – “А вот, батюшка, я еще бываю в недоумении, когда некоторые из братии хотят что-нибудь дать мне. Не знаю, как мне поступить в моем положении, брать или не брать?” – “Если это не связано с нарушением монастырского устава и делается исключительно по братской любви, а не по другим каким-либо недобрым побуждениям, то прими и поблагодари Господа и брата. Однако отнюдь это принятие не должно быть причиною или следствием примирения, и самому надо за собою смотреть усердно, чтобы к таким дарам не пристращаться; при каждой возможности, если и у тебя что-нибудь появится, раздавай!” – “А вот случается иногда, батюшка, такое неловкое положение. Кто-либо из братии к тебе очень расположен и против тво его желания старается тебе благодетельствовать. Но вдруг совершенно неожиданно, без всякой видимой на то причины он изменяет свое отношение к тебе. Ты начинаешь смущаться, раздумывать, на что и за что он может сердиться, ищешь в себе причин этого и не находишь и все более и более смущаешься. Как тут быть и что предпринять?” – “В подобных случаях, чтобы успокоиться и избежать их, надо непременно все упование свое возложить на Бога и в Нем одном искать себе утешения и отрады. Тогда и ко всяким братским отношениям будешь относиться равнодушно и хладнокровно и обрящешь для себя мир душевный”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Остров Валаам, с прилегающими к нему островками, круто поднимается в северной части озера и по гражданскому управлению принадлежит к Сердобольскому уезду, Выборгской губ., от которого отстоит в 45 верстах. Со всех сторон Валаам окружён еще другими, меньшими, островами, числом около 40. Своею группою они образуют на озере небольшой архипелаг, который от запада к востоку тянется с лишком на 12 вёрст, а от севера к югу–вёрст на 7. Основные толщи Валаамских островов состоят преимущественно из огромных кряжей тёмно-серого гранита, который от влияния атмосферы рассыпается и по времени превращается в землю. Чем выше острова поднимаются над уровнем воды, тем рыхлее поверхность их и тем заметнее на них растительность. Удобных для поселения островов не более пяти. Весь архипелаг, в Совокупности с большими островами, составляет менее 30 вёрст, причём Валаам занимает почти три четверти всех монастырских владений. Глубина вод, омывающих берега монастырских островов, местами увеличивается постепенно, местами же сразу доходит от трёх до десяти и даже сорока сажен и более. Поверхность островов преимущественно гористая; берега же их частью отлогие, a частью круты. Во многих местах, выступив из воды совершенно отвесною скалою, они представляют мрачные, гигантские стены, стоящие над водою от двадцати до двадцати трёх сажен. С каждым годом острова почти на треть дюйма выступают из омывающей их воды, которая, по учёным исследованиям, убывает на Ладожском озере в течение ста лет с лишком на полтора аршина. Все монастырские острова в сложности занимают около 3100 дес. земли. Из показанного количества земли до 20 дес. занято под монастырские строения, а также садами и огородами. Около 500 кв. саж. отведено под кладбище. Затем почвы удобной для посевов и сенокосной имеется всего до 130 дес. До 700 дес. покрыто разным лесом и кустарниками. Остальное же пространство состоит отчасти из мест болотистых, а более из каменных гор, покрытых мхом, брусничником и бесполезным кустарником. Для улучшения почвы вырываются канавы, очищается лес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010