19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам. В июне 1940 года народный комиссар Военно-Морского флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов ВМФ на базе двух существующих с дислокацией на острове Валаам. В августе на остров прибыли первые курсанты. В школе было создано две роты боцманов, которые разместились в монастырской гостинице. В августе 1940 года наркоматом ВМФ СССР был отдан приказ о наборе в роту юнг, которая предполагалась как особое учебное подразделение школы боцманов. Школа просуществовала до начала Великой Отечественной войны . Утром 19 сентября 1941 года канонерские лодки " Бира " , " Бурея " и " Селемеджа " , на бортах которых разместился весь бывший состав школы боцманов, покинули остров. 20 сентября 1941 года, после проведенной воздушной разведки, на остров высадились финские войска. Сразу начались работы по укреплению обороны острова: привезены артиллерийские орудия, на мысу Черный нос установили новую батарею. Части, дислоцированные на Валааме, не принимали участия в военных действиях. В 1941 - 1944 годах не было и бомбардировок острова. Лишь дважды на протяжении войны советские корабли приближались к Валааму, но каждый раз поворачивали назад прежде, чем попали под удар артиллерии. В эти годы иноки несколько раз посещали обитель для приведения в порядок Валаамского хозяйства. 19 сентября 1944 года военные подразделения финской армии, общая численность которых составляла не менее 2 000 человек, покинули архипелаг. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова. Запустение. Валаам в послевоенные годы Осенью 1944 года на опустевший остров прибыли несколько девушек, бойцов тылового подразделения, для обеспечения фронта молочными продуктами. В 1949 году на острове был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984) здесь находился дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В Спасо-Преображенском соборе из-за коденсата и протечек кровли осыпалась живопись.

http://drevo-info.ru/articles/14818.html

Много позже, когда маленький пастушок стал иноком Алипием, а затем и иеросхимонахом Антипой, и достиг возраста и меры зрелого духовного мужа, доводилось ему встречать в монастырских храмах Святой Горы Афон образ Иисуса Христа в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками. Этот, в ангельском облике, образ Спасителя и Бога Сына, посланного Богом Отцом в грешный мир и предназначенного стать жертвой за падший человеческий род, называется «Спас Благое Молчание». И в глубине сердца отец Антипа всегда соотносил этот образ с теми начальными уроками безмолвия и тишины, что преподаны были ему еще в раннем детстве Самим Господом Иисусом Христом. Долгое время Александру, как некогда и отроку Варфоломею – преподобному Сергию, как и отроку Амосу – будущему преподобному Александру Свирскому , постриженику Валаамскому, грамота не давалась. Все его усилия были напрасны, и самое усердное прилежание не приносило плодов. Учителя, видя его неспособность к учению, даже советовали ему оставить школу и осваивать какое-либо ремесло. Мальчик горько плакал и сквозь слезы говорил, что его единственное желание – научиться читать. «Я до смерти буду заниматься только чтением божественных книг», – неустанно повторял он, обнаруживая упорство и цельность натуры. Часто ночью, когда все уже спали, ребенок долго сидел в полумраке бедного жилища при свече, оплывающей в простом деревянном подсвечнике, и при крошечном огоньке лампадки пред образами и прилежно водил пальцем по никак не дававшимся ему строчкам, и время от времени глаза его застилали слезы. Наконец, уставший мальчик засыпал, постигая грамоту, над Псалтирью, и там, во сне, видел буквы, которые складывались в слова, и он свободно читал их, и чистое детское сердце его трепетало от радости. А проснувшись, понимал, что это был только сон, и тогда горю его не было предела. Но ведь известно, что все перетрут терпенье и труд. Они, да еще горячая молитва отрока, и вот, наконец, Священное Писание и святоотеческие книги – божественные книги, которые некогда летописец Нестор поэтически сравнил с «реками, напояющими вселенную», – становятся главными собеседниками и наставниками юной души. И всю остальную жизнь черпала она в них духовное назидание и находила неизменное утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Великую Среду поется особенная стихира «Господи, яже во многия грехи впадшая жена». Автор этой дивной стихиры —  преподобная инокиня Кассия — святая IX века , единственная женщина-гимнограф. «Господи, яже во многия грехи впадшая жена». Хор Валаамского монастыря. Скачать Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость Перевод: Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.) Преподобная Кассия В этот же день в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Се Жених грядет в полунощи. Хор Валаамского монастыря. Скачать Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-tolkova...

Есть с чем идти на исповедь. Да, очень саднит. Сергей Леонидович, а вот, если продолжить эту тему, как вы для себя разрешили вопрос Алеши Карамазова, который говорил, что, когда Христос говорит «раздай всё, иди за мной, я не могу дать только часть и ходить к обедне раз в неделю»? Вот пришлось ли вам разрешать этот выбор в своей жизни? Нет, вот такого выбора у меня не было. У нас в семье был один переломный случай, это 91-й год, когда силами моих российских учителей — там Арсений Владимирович Гулыга, Аза Алибековна Тахо-Годи… В Германию вас должны были отправить. Да. На исследовательскую работу. И там ну все постарались, и наши немецкие коллеги очень сильно постарались, даже жене нашли работу в Мюнхенском университете. И мы, собственно, уже готовились уезжать. То есть из нищей на тот момент России, чтобы было понятно, может быть, тем, кто не помнит это время, вы должны были попасть в обеспеченную Германию… С обеспеченной работой… Интеллектуальной причем, которая вам нравилась. Да, я должен был разбирать архив Франка и писать работу по Франку. И собственно, мы поехали к нашим друзьям в Сергиев Посад. Вот… они были рады за нас. Но мы как-то вот посмотрели им в глаза — и поняли, что надо оставаться и никуда не ехать. Но история, ваши биографические интервью и тексты, которые я читал, готовясь к нашей встрече, говорят, что вы остались, потому что на этой встрече фактически родилось издательство Валаамского монастыря. Из-за этого вы все-таки остались. Я бы сказал, это было… вот, в одной встрече это было два события. Первое событие… То есть когда мы начали обсуждать с покойным игуменом Андроником (Трубачевым) создание издательства Валаамского монастыря или издательского отдела тогда, вот в этот момент было ясно, что мы не поедем. Потому что иначе что обсуждать. То есть как бы вот эта встреча состояла из двух частей. Из первой части — вот этого перелома. А вторая часть: ну, уж если так, то давай посмотрим, что мы будем делать. А как… Об этом я видел, так сказать, это я видел, и читал об этом. А вот, нигде не нашел ответ на вопрос, а как отнеслась Аза Алибековна, как отнесся Гулыга к тому, что вы сказали: спасибо…

http://foma.ru/25-millionov-v-god-iz-nih...

На Валааме будут выращивать виноград и арбузы 6 июня 2007 г. 12:55 Монахи Валаама заняты выращиванием фруктов — таким образом они возрождают старинную местную традицию уникального садоводства, передает «Интерфакс». Полтора века назад благодаря стараниям отшельников северный остров напоминал субтропики: здесь росли виноград и арбузы. На помощь современной братии пришли ученые из Мичуринска: они вывели особый вид фруктовых деревьев — тех, что могут расти на камнях, сообщает телепрограмма «Вести». Не так давно в Валаамскую обитель доставили шесть ящиков с пчелами для опыления садов и увеличения урожайности минимум в два раза. В Спасо-Преображенском монастыре работает профессор Мичуринского университета Капитолина Кондрашова, ухаживая за фруктовым садом. В Мичуринске специально для Валаама ученые вывели особый сорт деревьев, выдерживающих суровый климат северного острова. «Корни хорошо располагаются и в глубину до самой скалы, и в ширину. У этих саженцев корни осваивают всю глубину почвы Валаамских садов», — говорит профессор. Слой земли на скалах Валаама — всего 10 сантиметров. Но монахи еще с XIV века пытались выращивать на острове фруктовые деревья. Сотни лет они мешками носили почву из лесов. Паломники, приезжая на религиозные праздники, со всей России везли землю специально для монастырских садов. «До сих пор мне приходят посылочки, я открываю, а там кулечек с землей лежит», — рассказывает агроном валаамских садов иеромонах Григорий. В монастыре созывают и на утреннюю молитву, и на вечернюю. Но это не просто вечерний звон. Это еще одна процедура по озеленению самого северного монастырского сада. «Колокольный звон — это благовест церкви, он влияет на природу, влияет на яблоки — яблоки становятся вкуснее, сочнее», — уверен звонарь отец Серафим. С колокольни весь сад как на ладони. Отдаленные скиты утопают в зелени и белых цветах. Значит, в августе вся братия будет снимать фрукты с деревьев. А в следующем году здесь, как и встарь, начнут выращивать виноград и арбузы. Опыт веков показывает: в этом, самом северном, монастырском саду возможно все. В 1980-е годы монастырский сад находился на грани гибели. 150-летние деревья были повреждены вредителями и болезнями, а яблони и груши уже вытеснялись соснами и елями. Возрождение сада началось 20 лет назад. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/253793.htm...

Общецерковный суд отклонил просьбу монаха Тимофея (Чистякова) не лишать его священного сана 9 ноября, 2012. Новостная служба Суд предписал монаху Тимофею (Чистякову) избрать для проведения жизни в покаянии и молитве один из монастырей Русской Православной Церкви, рекомендовав ему для жительства Валаамский или Соловецкий ставропигиальные монастыри. 9 ноября. ПРАВМИР. Прошение монаха Тимофея (Чистякова Игоря Владимировича), бывшего клирика Южно-Сахалинской епархии, с просьбой о пересмотре решения о лишении его священного сана, отклонено Общецерковным судом. «Признать, что материалы, представленные в Общецерковный суд, в частности указ о запрещении иеродиакона Тимофея (Чистякова) в священнослужении «за систематическое пьянство, появление на Богослужениях в пьяном виде и игнорирование возложенных послушаний» епископом Абаканским и Хакасским Ионафаном в 1998 года, а также характеристики, данные монаху Тимофею за период с 2002 года, митрополитом Архангельским и Холмогорским (бывшим епископом Южносахалинским и Курильским) Даниилом и епископом Южносахалинским и Курильским Тихоном, — говорят в пользу обоснованности, в части касающейся злоупотреблением алкогольными напитками, решения епархиального совета Южносахалинской епархии от 16.01.2001 года о лишении иеромонаха Тимофея сана, утвержденное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II», — говорится в решении суда. В связи с этим апелляционное ходатайство монаха Тимофея (Чистякова) было отклонено, а производство по делу закрыто. Суд предписал монаху Тимофею (Чистякову) избрать для проведения жизни в покаянии и молитве один из монастырей Русской Православной Церкви, рекомендовав ему для жительства Валаамский или Соловецкий ставропигиальные монастыри. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своей резолюцией утвердил решения, принятые на заседании Общецерковного суда 23 октября 2012 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/obshhecerkovnyj-sud-ot...

Везде, где бы мы ни были, соединение со Христом требует от нас огромного напряжения сил. Но в ответ на это Господь дает Свою благодать, дает нам удивительные прозрения, понимание очень многого, понимание смысла исторического процесса, понимание тайны борьбы добра со злом, понимание того, что есть истина. Именно в монашестве, через созерцание и молитву, через реальный духовный подвиг и обретается эта сила. Почему мы говорим о том, что монашество — это сила Православия? Да именно потому, что там, где молитва, подвиг и самоотречение, там и являет Господь Свою Божественную силу. Я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, стремиться в первую очередь к накоплению духовной силы. У каждого есть свое послушание; у некоторых это послушание связано с общением с другими людьми — со светскими людьми, паломниками, туристами. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых», — сказал апостол Павел (1 Кор. 9, 22). Мы не можем отстраняться и не можем делать вид, что это не для нас. С каждым человеком мы должны общаться так, чтобы наш пример помогал им увидеть Христа. И даже если послушание часто отвлекает внимание от самого главного, не нужно предаваться унынию, отчаянию, как не следует и привыкать к обстоятельствам, которые тревожат совесть, но нужно сочетать молитву, подвиг и смиренное исполнение того послушания, которое возложено. Тогда и в гуще большого города, и среди толпы малоцерковных людей здесь, на Валааме, и в решении хозяйственных задач, и в решении даже каких-то местных политических вопросов, связанных с будущим Валаамского архипелага — находясь в центре обсуждения всех этих проблем, можно и нужно сохранять ту силу духа, которую обретает человек, отдавший себя Господу через обет послушания. Пусть Господь всем вам помогает. Вы нужны Церкви Русской, как и без Церкви ни одна обитель не может существовать. Россия всегда опиралась на опыт монашеских обителей, но не устояла перед соблазнами, и даже слава Валаамской обители, Оптиной пустыни и наших прославленных лавр не остановили народ от богоотступничества. Вот об этом тоже нужно задуматься. Что все это означало? Подвиги иссякли? Молитва ослабла? Или жизнь была неправедная? За что Господь наказал не либеральных безбожников и революционеров — за что Он обители наказал? Нет наказания без причины. А потому, пребывая в славе монастырской жизни, переживая радость осенения Святым Духом, всегда храните смиренномудрие, никогда не превозношайтесь над другими, никогда не считайте себя хранителями конечной истины. Во смирении простирайтесь пред Господом так, как вы простирались в момент иноческого пострига. Сердце чистое и сокрушенное Господь не уничижит.

http://patriarchia.ru/db/text/1216141.ht...

В монастыре она пробыла чуть меньше недели. «Он сразу же исполнил все мои желания», как ребенок, говорила Вера, имея в виду святого старца. Она хотела бы там остаться и подольше, но сестры, как рассказывала сама Вера, начали ссориться между собой из-за нее. Они стали завидовать и ревновать к тому, кому валаамская гостья уделяет больше внимания, и Вера уехала. Провожать ее вышли теперь уже дружно, надарили кучу подарков. Одна схимонахиня (Вера прозвала ее Лилипутом – без злобы, конечно), не успев высушить волосы, даже выскочила на остановку с полотенцем на голове вместо апостольника. Вообще Вера говорила довольно много, но получалось у нее это как-то смешно и интересно, хотя сам предмет рассказа мог быть и вполне серьезным. На Валааме Вера оказалась, по ее словам, почти случайно и вовсе не планировала там остаться. Однако вышло так, что она безвыездно прожила на острове уже шесть лет в одном из скитов, отличавшемся особой строгостью устава. Занималась она тем, что пекла пирожки и, очевидно, готовила еще какую-то иную снедь для братии. Но в основном пирожки. Женщины на Валааме – очень большая редкость, они там просто не выдерживают ввиду суровых условий жизни. Однако Вера каким-то образом прижилась, монахи быстро признали ее своей и в шутку прозвали «брат Вера». Было заметно, что Вере такое прозвище очень нравилось, и поэтому она неоднократно употребляла его, рассказывая о себе. «Валаам это особенное место. Он мало кого принимает, но еще сложнее отпускает, если уж кого-то принял», заключила брат-Вера. У нее было несколько попыток покинуть остров, но каждый раз что-то не отпускало: вертолет не взлетал, случались другие препятствия, планы рушились. Из рассказов мне почему-то больше всего запомнились одни страшилки: о том, как монахи уходили под лед, треснувший под их ногами, на неокрепшей как следует реке. О волках и других хищниках, рыскавших по валаамским лесам, «в поисках того, кого поглотить». О том, как ночью они издают соответствующие их природе звуки. «Причем не всегда эти звуки принадлежат животным», загадочно добавила брат-Вера и замолчала. Далее было увлекательное повествование о змеях, которыми летом буквально устлана, со слов рассказчицы, святая Валаамская земля. Понятно, что некоторые из них являются ядовитыми.

http://pravoslavie.ru/99608.html

Между тем, внимательное изучение Библии и Св. отеческих писаний, при жизненном опыте, понемногу открывало чуткой душе Родиона Никитича, что хотя и в тогдашней мирской его жизни занятия его были – дела благочестия и преданности делу веры Христовой, но что возможна на земле и другая жизнь, лучшая и высшая той, которою он до того времени жил, это – жизнь монашеская, и жажда этой жизни, которая его ещё с детства влекла к себе, всё более и более усиливалась. Чтобы ближе присмотреться к ней и уяснить себе, который из монастырей избрать для вселения своего, Родион Никитич провёл часть 1837 и весь 1838 год в посещении большей части замечательнейших обителей нашего отечества и, наконец, дух его успокоился в своих исканиях, найдя в Козельской Оптиной пустыни то, о чем, хотя и не совсем ясное представление особенно влекло его, искавшую своего усовершенствования душу. Уже и в Саратовской своей жизни он отчасти проходил «старческий путь», состоя в духовном повиновении у вышеупомянутого Семена Климыча. Из посещённых им обителей Родион Никитич нашел, что этого «старческого пути» держались лишь в Саровской пустыни, где был «старец», ученик бывшего Валаамского игумена Назария, Иеромонах Илларион, да в Анзерском ските при Соловецком монастыре, где тогда жил брат Коневского строителя о. Илариона старец о. Моисей, окончивший дни свои на Афоне. Но нигде не были так благоприятны условия к прохождению сего пути, как в Оптиной Пустыни, где пребывали два мужа глубокого духовного опыта, приснопамятные блаженные старцы отцы Леонид и Макарий, благоприятствуемые в своей руководительствующей деятельности опытным Настоятелем обители, тогда ещё игуменом, Моисеем. Пробыв по окончании своего путешествия дома лишь 2–3 недели, Родион Никитич, чтобы «не угасло ко благочестию пламя» 3 поспешил нимало не медля, возвратиться в Оптину, и 13 марта 1839 г. был принят в число братства тамошнего скита. В начале своего пребывания в скиту Родион Никитич помещался рядом с кельей жившего тогда там на покое высокодуховного мужа, бывшего Валаамского Игумена, о. Варлаама. Впоследствии старец о. Иларион с благодарною любовью вспоминал об о. Игумене Варлааме и благодетельном на себя влиянии его мудрых советов и примера его строгого трезвения и подвижнической жизни, столь важных особенно ддя новоначальных. Когда же, по переводе (1 декабря 1839 г.) скитоначальника о. Антония в Малый Ярославец, на его место назначен был духовник обители, старец о. Макарий, Родион Никитич был им избран к нему в келейники, и в этом послушании пробыл в приближении к старцу о. Макарию в течение 20 лет, т. е. до дня его блаженной кончины, последовавшей 7 сентября 1860 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фото valaam.ru Но конечно, в обители выращивают не только экзотику. Зимой на братский стол подают свои тепличные огурцы, помидоры, салат и петрушку, лук и укроп. 6 Сады Валаамские сады начинаются вблизи монастыря и уступами спускаются к Ладожскому озеру. Есть Верхний, Средний и Нижний сад. Это одни из самых старых садов на Северо-Западе России. Здесь высажены сортовые яблони. От холодных ветров Ладоги их защищают леса, скалистые уступы, заборы и даже специально высаженная пихтовая аллея. Сады высажены на насыпной (наносной) почве, которую почти двадцать лет специально ввозили на остров летом на лодках и баржах, зимой — на себе с материка. Со всего острова собирали щепу, ветки, навоз, добавляли золу, известь, все это смешивали с привезенной землей, давали перегнить, и таким образом на практически голых гранитных скалах образовался слой рыхлой питательной почвы глубиной в сажень. Основателем садоводства на Валааме стал игумен Назарий, который стоял во главе обители в 1782–1801 годах. Уже в первой половине XIX века здесь размножали и выводили зимние хладостойкие сорта яблонь. Урожайными оказались сорта Анис, Боровинка, Налив белый, Мирон Сахарный, Налив сквозной. Вывели даже местный сорт Ренет Валаамский. Фото valaam.ru При игумене Дамаскине, в середине XIX века в валаамских садах выращивались груши, вишни, сливы, крыжовник, малина, смородина, земляника, клубника… При игумене к каждому дереву было прикреплено по десять трудников, которых подбирал сам Дамаскин. Из Санкт-Петербурга сюда завезли 60 сортов яблонь. В 1869 году в валаамских садах насчитывалось 400 яблонь 80 сортов, с которых в урожайные годы собирали 1500 четвериков (четверик — 26,24 л) необыкновенно крупных плодов. Яблок собирали так много, что их хватало не только монахам: урожай продавали в Финляндию, бесплатно раздавали гостям и деревенским жителям на материк. Раздавали и саженцы. Валаамские яблоки славились тем, что хранились свежими вплоть до лета следующего года, то есть почти до нового урожая. Валаамскими садами восхищались писатели, художники, композиторы, в том числе Куинджи, Лесков и другие. Плодам валаамских садов на Всемирной выставке в Париже присудили золотую медаль.

http://sever.foma.ru/ananasy-pod-sosnami...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010