«Нас нисколько, и ни с какой стороны не удивляет, – говорят валаамские иноки, безымянными трудами которых составлена интересная книга о Кодьякской миссии, – то, что в живой и чуткой душе о. Германа столь глубоко запечатлелась и сохранилась навсегда неизменно такая сильная любовь к Валааму… Для каждого из нас он имеет неизъяснимую привлекательность своей чистой, девственной природой, грозно-дикой и спокойно-величественной… Необходимы могучий талант поэта и кисть вдохновенного художника, чтобы, хотя в некоторой степени приблизительного подобия, изобразить в слове или передать на полотне дивные красоты Валаама. Скажем только, что эти чудные красоты валаамской природы с неотразимой силой влияют на душу человека, заставляя его сосредотачиваться в себе и молитвенно преклонять «колени своего сердца» перед бесконечным величием Неизъяснимого и Непостижимого». Вот такая-то «неизгладимая ничем любовь» заставляла тосковать и нового настоятеля. А тут еще вмешался «искусный в брани», и в одну из трудных минут заявил о. игумен братии, что хочет уехать обратно на Валаам. «Враг рода человеческого, – продолжал он свой рассказ, – очень искусен в брани и, подобно опытному воину в бою, старается, прежде всего, поразить начальника, чтобы расстроить подчиненных. Так случилось и у нас. Враг поразил мое сердце печалью, унынием и тоской по Валааму, моей духовной родине. Там, думал я, есть духовные старцы, с которыми очень хорошо можно поделиться в скорбную минуту, там удобнее проводить духовную иноческую жизнь, ибо в этих отношениях Валаам мне хорошо известен. Вот я и стал подумывать, как бы туда ускользнуть. К этому прибавились кое-какие неприятности, и я решил ехать. Без искушений никак не обойдешься. В этой временной жизни, подобно как в телеге едешь – то на камешек наедешь, то на кочку попадешь, а иной раз в ухаб въедешь так, что и камилавка на голове встряхнется…» Но уехать тогда ему не удалось. Братия просили остаться, и после этого случая он оставался в монастыре еще восемь лет. Много еще всяких огорчений пришлось вынести – и больших, и маленьких.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ибо к ней незримыми путями вели идейные искания, происходившие в толще народных масс. «Валаамская беседа» — памятник середины XVI в., как датирует его исследователь Г. Н. Моисеева, засвидетельствовал популярность идеи самовластия в современном ему обществе: «Мнози убо глаголют в мире, яко самоволна человека сотворил есть Бог на сесь свет. Аще бы самовластна человека сотворил Бог на сесь свет, и он бы не уставил царей и великих князей и прочих властей и не разделил бы орды от орды. Сотворил Бог благоверныя цари и великия князи и прочии власти на воздержание мира сего для спасения душ наших» . Самовластию человека, о чем «мнози убо глаголют в мире», противопоставлена государственная власть от царской до всех «прочих властей». Против кого конкретно направлена «Валаамская беседа»? Ее основной темой является борьба против монастырского землевладения и «вмешательства духовенства в государственную жизнь страны» . Она помечена духом идейных брожений, весьма показательных для середины XVI в.: «Мнози книжицы во иноцех по диавольскому наносному умышлению из святых божественных книгах и из преподобных жития выписывают, и выкрадывают из книг подлинное преподобных и святых отец писание, и на тож место в теж книги приписывают лучыпая и полезное себе, носят на соборы во свидетельство, будьтося подлинное святых отец писание» . Но другие, нежели в «Валаамской беседе», иноки, утверждавшие и распространявшие «в мире» идею самовластия, не апеллировали ни к властям, ни к соборам, а сами оказывались в положении судимых соборами, например Феодосий Косой. К последнему, как ни к кому другому, могут быть отнесены слова о самовластии человека, протовопоставленном господству властей, духовных и светских. Мы имеем в виду его Новое учение. Краеугольным камнем учения Феодосия Косого являлось признание за каждым человеком способности к «разуму духовному» и непреложного на него права. Он делил людей на «внутренних» и «внешних»; «внешние» те, кто «внешне» почитает Бога, служа ему церковными ритуалами и церемониалами, почитая иконы, крест, мощи и т. д., те, чей Бог — «Бог мертвых», тогда как Феодосий Косой почитал «Бога живых» и служил ему «в духе и истине».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Создателем этого «чуда» валаамского, знамения духовной силы иноков валаамских, был настоятель Дамаскин. Монахи рассказывают, что один инженер просил десять тысяч рублей за план и руководство сооружением. Игумен Дамаскин ответил: «Где нам, беднякам, такими миллионами швыряться!» – и отказался от плана инженера. Мудрый и деятельный старец решил делать хозяйственным способом и нашел «инженера» у себя – иеромонаха о. Ионафана. Когда-то тот работал на питерском заводе, понимал механическое дело. Он создал план и руководил работой. Весь Валаам работал – «возревновал о Господе». И вот, после четырехлетних трудов кровавых, явилось чудо, – для Валаама, несомненно, чудо! – которое так потрясло монахов, что даже и тогда, когда посетили мы Валаам – 30 лет после сооружения, – иноки говорили восхищенно об этом «чуде» и обращали на него внимание приезжих. И что же? Всегда и во всем суровые, строгие к себе, такие трудовые-деловые, мудрые, все еще радовались они «нашему водопроводу», радовались не как знамению силы своей, а как ребята замысловатой какой игрушке. Они совсем не ставят себе это в подвиг, не относят ко «скудоумию» своему, почти и не говорят о том, как шли работы, они забыли даже имя строителя и приписывают его лицу, под управлением которого они жили в обители: – При игумене Дамаскине сооружено. Он, батюшка, такую штуку воздвиг. В валаамских книгах об этом значится: «В 1860 г. о. Дамаскин начал и в 4 лета кончил весьма важное для монастыря и замечательное само по себе сооружение». Только и всего. В камере водопроводного тоннеля – 142 ступени! – высечена на камне запись: «Поднята вода 1863 лета, декабрия в 12 день». Такие же точно «глухие» начертания встречаете вы повсюду на молчаливом Валааме. Вот чудесная грунтовая дорога в лесной дебри, крепкая – «из хряща». Сколько труда положено было, чтобы провести ее по болотам, по «луде», в трущобах. Сказано об этом скупо: «проведена сия дорога 1845 года». «Сей мост сооружен 1848 года». А кем – ни слова. Тут труды безымянные, «глухие», не для славы, а – «во имя». А раз «во имя», какие же тут могут быть слова о трудностях, о лицах, – «о суемудрии»!

http://azbyka.ru/fiction/staryj-valaam/

Желая Вам и святой обители Вами управляемой преуспеяние во всех благих, имею честь быть навсегда, готовый и усердный ко услугам Вашим, Архимандрит Игнатий. 3 марта 1852 года. Получено 29 марта 1852 года. Высокопреподобнейший отец Игумен Дамаскин! Я с Вашим мнением вполне согласен, что полезные для обители люди приобретаются с трудом, а теряются весьма легко. Канцелярский порядок в Валаамской обители со времени заведывания канцелярией Евфимием сделался образцовым для других обителей, в чем я убеждаюсь из сравнения, получая бумаги из всех обителей об одних и тех же предметах и таким образом ясно видя достоинство каждого из монастырских письмоводителей. Обязанность настоятеля, и для общей пользы и для собственнаго спокойствия, — сохранять членов испытанных, по способностям и благонамеренности. Отец Виктор [ 1080 ] сказывал мне, что Вы намерены представить Евфимия во иеродиакона: я весьма одобряю таковое Ваше намерение. Сделав это, Вы посрамите тех завистливых, которые думали лишить Вашу обитель и Вас полезного члена. Я полагаю, что Евфимий и не предполагает, кто бы мог иметь на него виды. Ныне много новых настоятелей, заботящихся о введении порядка в своих обителях и ищущих повсюду благонадежных братий, каковых ныне очень мало. За всем тем я считаю полезным, чтоб Вы отпустили на короткое время Евфимия ко мне: пусть увидит брата, который едва ли переживет вскрытие воды, столь трудное вообще для всех чахоточных. Сверх того, и моя грешная беседа может быть для него очень полезною. Может быть, Вы вместе с этим рассудите представить его и во иеродиакона. Это будет очень в тон: ибо Ваше действие само собою, при молчании Ваших уст, будет противоречить сплетням. Желающий как Вам, так и святой обители Вашей всех истинных благ, остаюсь навсегда от всей души моей готовый к посильным услугам недостойный Архимандрит Игнатий. 1852, марта 19 дня. Получено 22 мая 1852 года. Ваше Высокопреподобие, честнейший отец Игумен! При сем удобном случае извещаю Вас, что Владыке [ 1081 ] благоугодно было возложить лично на меня составление статистического и исторического обозрения монастырей Санкт-Петербургской Епархии [ 1082 ], по каковому случаю я намерен препроводить к Вам в обитель Г-на Башуцкого [ 1083 ], у нас проживающего, известного по своим сочинениям. Относительно же Ефимия [ 1084 ], то я нашел, что он сохранил особенное усердие и любовь к Валаамской обители и к Вам. Вы очень благоразумно сделали, что представили его в Иеродиакона; этим Вы показали ему, что Вы имеете к нему отеческое расположение. Он здесь полечился и отправляется к Вам с новым усердием и обновленными силами для новых трудов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Незадолго до начавшейся болезни подвижнику с особенной остротой и ясностью стали вспоминаться давно отошедшие к Богу родители. Однажды тихим, на редкость безветренным осенним днем вышел отец Антипа в лес на молитву и вдруг ему отчетливо привиделись невдалеке отец и мать. Отец был в диаконском облачении и держал в правой руке орарь, как бы приготовившись возглашать прошения. А мать стояла в схимническом одеянии чуть поодаль, сзади него. Увидав родителей, отец Антипа начал читать семнадцатую (поминальную) кафизму, которую знал наизусть. И пока он читал, они все стояли и тихо вглядывались в него… Так отец и мать Лукианы пришли проведать своего сыночка и посмотреть, как там, на далеком от земли предков северном суровом острове подвизается он, их любимый «фичораш». В самом начале зимы отец Антипа совсем занемог и слег, ему делалось все хуже, день ото дня он угасал и таял, исхудав до крайности. Он и раньше отказывался от кровати, отказался и теперь, в предсмертной болезни, и лежал на своем убогом войлочном ложе с совсем истончившимися чертами лица, ставшего почти прозрачным. На второй неделе Рождественского поста над ним по его желанию было совершено таинство соборования: старец знал, что земные дни его сочтены. Ближайшие ученики – иеромонах Амвросий и схимонах Агапий – уже не покидали его и находились рядом с ним, почти не отлучаясь. А из монастырской братии каждый день кто-нибудь да навещал его и, стараясь послужить тяжко болящему собрату, приносил какой-либо гостинец: кто лимон, кто яблочко, а кто и горшочек с замечательным душистым вареньем из выращенных в монастыре смородины или крыжовника… Но почти от всего отец Антипа отказывался, мучимый непрестанным жесточайшим кашлем. Началась последняя, предрождественская неделя, когда Небо приближается к земле и она замирает в благоговейном ожидании младенца Иисуса Христа. С раннего детства старец знал и любил особую, торжественную тишину, которой бывают проникнуты завершающие Филиппов пост дни. Она возвещает нам, как некогда возвестил пастухам на поле Ангел Господень, «радость велию, яже будет всем людем» (Лк., 2,10), и готовит наше сердце к непостижимому таинству рождения на земле – «нас бо ради» – превечного Бога. И как дальний-дальний звон колоколов начинает в этой тишине звучать и приближаться пение Воинства Небесного: «Слава в вышних Богу, и на земли мир: во человецех благоволение» (Лк., 2,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен по достоинству оценил усердие и талант отца Антипы вести все хозяйственные монастырские дела и видел ту несомненную пользу, какую приносили скитскому общежитию его неустанные труды. Однако средств для разнообразных и неотложных нужд скита и самого подворья было, тем не менее, далеко не достаточно, их скудость ощущалась во всем. Поэтому отец Нифонт решился ехать в Россию за пожертвованиями и взять с собой туда и отца Антипу, надеясь там, в единоверных землях, собрать остро недостающие средства. А тот, в глубине сердца провидя грядущее, сказал объявившему свое решение игумену: – Не пускаешь ты меня на Афон, берешь в Россию, а я чувствую, что как только переедем мы нашу границу, я уже не буду больше ваш, я буду русским... Он нашел самый радушный прием и гостеприимный кров в одном благочестивом купеческом семействе в Москве, где-то в Замоскворечье. В отдельном домике, стоявшем в саду, неожиданно обрел он для себя возможность проводить настоящую затворническую жизнь, посвящая молитве целые сутки. Не обходилось, конечно, без досужих слухов. Человек, ведущий прикровенную жизнь молитвенника и отшельника в миру, – о, какой это соблазн для людей внешних и несмысленных!.. Шла молва и о том, что однажды купеческая вдова и все ее домочадцы были не на шутку перепуганы, когда отец Антипа не выходил из своего уединения почти неделю. Да и к их семейному обеду или чаепитию присоединялся он лишь по особому настойчивому приглашению, не желая огорчать отказом свою гостеприимную и хлебосольную хозяйку. Успех сбора средств и приношений для афонского скита во многом объяснялся самой личностью молдавского иеросхимонаха, который чрезвычайно располагал к себе и, как уже говорилось, вызывал безусловное доверие. Благочестивые люди из всех слоев общества чувствовали его аскетическую высоту и незаурядную духовную опытность и искали его советов и наставлений. Здесь, в России, у отца Антипы, любившего более всего безмолвие и молитву, но умевшего, как никто, и выслушать, и наставить любую грешную душу, появилось немало русских чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Лось, жар-птицы и другие. 5 любимых валаамских фотографий Ивана Трандина 3 мин., 29.07.2022 Поделиться Иван ТРАНДИН Мне 23 года, я родом из Санкт-Петербурга. На Валаам впервые приехал в 2008 году в возрасте 9 лет и с тех пор посещал его почти каждый год. Любительской фотографией стал заниматься ещё в 2019-м здесь же, но всерьез взялся за это дело только в 2021-м. Я живу и работаю на острове уже в течение 14 месяцев и стараюсь по мере своих сил запечатлевать происходящее в обители, ее братию, жителей острова и редкие природные явления своего любимого места. Лось Я ездил на Валаам уже более 10 лет, и мне всё никак не удавалось увидеть это благородное животное. Многие знакомые, посетившие остров впервые, в красках делились своими впечатлениями от встречи с лосем, а от меня он чудесным образом постоянно ускользал. И вот однажды подвернулся случай. Мы с товарищем возвращались с вечерней прогулки и уловили еле заметное движение в поле. Сомнений быть не могло! Я тут же побежал навстречу лосю, попутно доставая свой фотоаппарат. У меня был довольно дальнобойный объектив, но очень хотелось испытать судьбу и попробовать снять животное с максимально близкого расстояния. И вот с пары метров я сделал, пожалуй, один из лучших кадров в своей жизни, которому точно долго еще буду радоваться. Алёнушка За всё время на Валааме я побывал в разных амплуа. Был и трудником, и паломником, и сотрудником монастыря, но сердце мое крепко и навсегда отдано волонтерству. На этой фотографии запечатлена одна из постоянных наших волонтеров Наташа. Идея воспроизвести картину Васнецова зрела во мне несколько месяцев, но я никак не мог найти подходящее место и подходящую сестру, пока не примерил этот образ на нее. Мои друзья по-доброму упрекали меня в том, что «Алёнушка» вышла не слишком похожей на оригинал. В ней нет ни грусти, ни растерянности, напротив, она улыбается и выглядит вполне жизнерадостной. Что поделать, пришлось выбирать, показать ли мне подлинную Алёнушку или подлинную Наталью. Я свой выбор сделал и не пожалел! Казанский скит

http://foma.ru/los-zhar-pticy-i-drugie-5...

     Карелия, остров Валаам. Один из тех немногих теплых и солнечных деньков, которые дарит северное лето. Я сижу на высоком берегу, не двигаясь, целый час, не в силах оторваться от сияющего ярко-синего неба, бликов на воде, ледяного ветра с Ладоги, пробирающего через обманчиво жаркое солнце, каменных глыб, камней и камушков, деревянных потрескавшихся мостков, темно-зеленой толщи леса, спускающегося к озеру, больших белых птиц, кружащихся над водной гладью. Который год я приезжаю на Свято-Владимирский фестиваль православного пения «Просветитель», и который год — как в первый раз. Тишина нарушается лишь гудением ветра и плеском воды о скалистый берег. Вдруг резкими криками полоснули тишину чайки. С шумом промчались лодки, вода заволновалась и забилась о камни, запахло соляркой. Снова всё стихло. Но будто волной над макушками елей, над скалами и водами перекатывается вольный звук, раздольные голоса — это начинается фестиваль. В этом году на него приехали певцы и певчие из Карелии, с Соловков, из Армении, Сербии, Болгарии. Их слышно, когда взберешься на высокий мысок у Монастырской бухты и усядешься на скамейку возле Покровской часовни. Их слышно, когда идешь до Никольского острова по чудесной дороге — мимо новопостроенной часовни Всех валаамских святых, мимо аккуратных клубничных грядок — к старинному Никольскому храму со смотровой площадкой и перилами, на которые опасно облокотиться. Ничего более органично сочетающегося, чем островная природа, монастырская архитектура, валаамский распев и валаамский же оригинальный фестиваль под открытым небом, я не знаю.      Жара в 40 градусов может здесь через день смениться зябким сильным недобрым ветром с температурой +13. Клобуки на Певческом поле, где проходит фестиваль, вперемежку с кепками от солнца с надписью «Просветитель». Стульев не хватает, и на траве сидят и послушники в подрясниках, и трудники в тренировочных штанах, и классического вида паломницы, и курортно одетые дивы — тут всем находится место. С зонтами от дождя или солнца, на велосипедах или самокатах; седобородые монахи с огромными объективами, залезающие для лучшего обзора на все возможные высоты; скромные милиционеры в фуражках; женщины в походных брюках и с пацификом на майке; епископ-наместник, треплющий знакомых мальчишек по голове; крепкие загорелые мужики с рюкзаками, здоровающиеся друг с другом братским лобзанием в плечо…

http://pravoslavie.ru/123805.html

Валаамские монахи собрали первый за последние 77 лет урожай зерновых Валаам, 12 сентября 2016 г.      Первый с 1939 года урожай зерновых собрали монахи на острове Валаам в Карелии. Все выращенное зерно пойдет на корм для фермы и птицефермы обители, сообщил во вторник корреспонденту ТАСС эконом монастыря монах Ефрем (Мухин) «Этой осенью в монастыре собран первый за последние 77 лет урожай ячменя, который составил порядка 35 центнеров с гектара, что считается хорошим показателем для Северо-Западного региона России. Все зерно пойдет на корм для фермы монастыря, позволит уменьшить закупки фуража и самое главное снизить себестоимость продукции фермы, которая выпускает три сорта сыра: монастико (твердый), качотта (полутвердый), рикотта (мягкий). Сыр продается в магазине на острове Валаам и дневной поставки хватает на час-два торговли, все раскупается», сказал собеседник агентства. Агроном монастыря Николай Анохин отметил, что урожаю зерновых угрожали лоси. «Одной из угроз для сохранения урожая оказались лоси, которым молодой ячмень пришелся по вкусу. Как только посадки набирали силу, сохатых приходилось гонять с полей. Набеги островных " аборигенов " это еще одно свидетельство того, что хлебопашество вернулось на Валаам», уточнил агроном. С 1939 года пахотные земли зарастали бурьяном и подлеском. Пятнадцать лет назад на Валааме началось возрождение монашеского земледелия, стали проводиться методичные работы по мелиорации. Специалистов нашли в ближайшей Финляндии, где схожие условия и выпускается облегченная техника, подходящая для заболоченных полей острова. К настоящему моменту удалось восстановить порядка 80 га (из них 19 га в этом году были засеяны ячменем), необходимо поставить еще 60–80 га. Поля, в которых изначально очень много камней, подготавливают для земледелия в течение двух лет с применением техники за счет средств благотворителей и членов совета по возрождению монастыря. «Ранее на Валааме сеяли овес, ячмень и рожь. Пока планируются отработать стабильные посадки ячменя и прекратить закупки фуража с материка», отметили в пресс-службе монастыря. На Валааме ежегодно выращивают картофель, свеклу, морковь, яблоки и различные многолетние травы. На острове пытались выращивать капусту, но не получается из-за местных зайцев, которые подъедают всходы на корню. Помогают вести сельское хозяйство волонтеры, которые приезжают на заповедный остров. Весь собранный урожай идет на нужды Валаамского монастыря. 12 сентября 2016 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/96975.html

Однако именно ситуация с иконами, находящимися в музеях, хотя и не имеет к закону прямого отношения, использовалась его противниками как чуть ли не основной аргумент против Церкви. Возможно, потому, что на ее примере все трудности процесса возвращения Церкви ее святынь видны особенно ярко. Например, с 1990-х годов нет даже единой статистики, говорящей о том, сколько всего предметов государство в лице различных организаций и ведомств передало Церкви. А это, разумеется, создает проблемы и путаницу. Не так давно, к примеру, сотрудники Патриархии были вынуждены потратить несколько месяцев на проверку слухов о том, что часть икон, передававшихся Церкви из Русского музея в Санкт-Петербурге начиная с 1988 года, якобы бесследно исчезла. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла расследованием очередной серии претензий в адрес Церкви занимались сотрудники Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии. — Мы тщательно проверили всю информацию, — вспоминает сотрудник ФХУ Игорь Каменских. — Русский музей прислал нам список предметов, которые он передавал Церкви. Оказалось, что передан был 221 предмет. Мы сверились с собственными данными, и обнаружилось, что 40 икон из этого списка действительно находятся неизвестно где. Но причина ошибки вскрылась очень быстро. В музейный список икон, переданных Церкви, по ошибке попала серия как раз из 40 икон, которые музей передал не Валаамскому монастырю, а Валаамскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Причем передача эта состоялась еще в 1983 году, когда монастырская жизнь на Валааме еще не была возобновлена. Отдельно мы проверили слухи о том, что якобы пропали иконы, переданные все тем же Русским музеем нескольким епархиям в центральной России. Но выяснилось, что в этих епархиях ничего потерять не могли — музей туда просто ничего не передавал. Удивительно, как этот случай с мнимой «пропажей» икон из Русского музея проскочил мимо внимания прессы год назад. Тогда он мог бы стать поводом для большого антицерковного скандала. А сегодня, похоже, никому не интересен, кроме, опять же, Церкви и музейных работников. Возможно, тема просто стала неактуальной, а может, как считают некоторые, просто исчез интерес продвигать ее в рейтингах новостей.

http://foma.ru/chto-eto-byilo.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010