Подвижник сразу стал участвовать почти во всех сферах жизни молодой обители, делясь своим богатым монастырским опытом и незаурядными хозяйственными способностями. Он помогал сестрам советами и прежде всего трудами на огороде, пасеке, скотном дворе. У него всегда вызревал удивительный урожай на скудной каменистой горной земле. Заботился о. Герман и о животных: зимой спасал только что рожденного монастырского теленка от стужи в своей келье. Ему удалось развести пчел, хотя местность для пчеловодства была неблагоприятная. Более всего о. Герман любил богослужения, старался служить каждый день. Правило перед литургией, как и свое монашеское правило с тремя обязательными канонами, он очень часто прочитывал ночью, так как днем работал на огороде, на пасеке или же занимался в саду, прививая дикие деревья. С особым благоговением относился о. Герман к чтению канона на утрени, и если начинали читать сестры, он волновался и говорил: «А что тогда буду делать я?» Иеромонах Герман очень любил рассказывать о своем незабываемом Валааме, приводя примеры истинной монашеской жизни. Рассказывал он, как со словами «За святое послушание» валаамские монахи, даже седые старцы, собирали траву из-под снега, когда однажды в конце зимы кончился корм для монастырской скотины. Припоминал и такой чудесный случай: как-то он должен был по делам своего послушания отправиться с другими монахами на далекий остров. Выйдя на берег, иноки увидели в дне лодки большую дыру. И они заметили это только после того, как благополучно доплыли до острова, хранимые силою благословения! В 1956 г. о. Герман вернулся на Родину и остановился сначала в Харькове, а потом перебрался в село Пе- ресечное (в 20 км от Харькова), где поселился в маленьком домике с небольшим садом. Там до конца своих дней он сам келейно служил литургию два раза в неделю; и пока силы не изменили ему, вычитывал каждый день все богослужебное правило, положенное по уставу. Его знали, очень любили и уважали не только благочестивые люди из Харькова, но и верующие из других мест, которые приходили к нему на исповедь и за советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И хотя отец Антипа и не попал в число священнодействующих с архипастырем во время торжеств, он имел возможность молиться и в алтаре, и рядом с гробом святителя Тихона, который, собрав на великий свой праздник до трехсот тысяч человек, показал воочию молдавскому подвижнику корневую, святорусскую, богородичную Россию… Такое людское море на церковном торжестве отцу Антипе видеть еще не доводилось. Бывал, конечно, он в матушке-Москве, да и в Петербурге, на торжественных церковных службах, бывал и видел, как русский народ почитает Царицу Небесную, как теснятся и смешиваются все сословия около дивных образов Богоматери и как в такие минуты единым сердцем и едиными устами народ поет: «Взбранной Воеводе победительная…», «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…», «Днесь светло красуется славнейший град Москва…», «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице…» И то единение в вере и надежде, какое сплачивало людскую толпу вне всяких сословных различий и заставляло проливать слезы мудрецов и простецов, невозможно было больше нигде. Был отец Антипа и свидетелем могучего торжества Пасхи в первопрестольной, видел праздничные толпы народа, слышал немолчный, ликующий, «целодневный» звон всех сорока сороков, достигавший слуха каждой души и возвещавший ей великую радость о воскресшем Господе!.. Доводилось молдавскому страннику бывать, когда жил он в доме купеческой вдовы, где-нибудь в Замоскворечье на ранних обеднях. Там не было нарядной публики, их посещали все больше совсем простые люди, да пожилые чиновники и купцы, да еще старухи купчихи, чью молитву отличала истовость и смиренность… И хотя давно уже был отец Антипа опытным делателем Иисусовой молитвы и таинственником, глубоко внутренним человеком, не мог не отозваться он всем своим православным сердцем на неземную красоту белокаменной нашей столицы, когда взору его открывалась картина церквей и колоколен, замоскворецких садов, кремлевских соборов и монастырей с их древними намоленными святынями, а до слуха его доносилось, как «у Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят " …

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вместо мельниц и рыбных ловель, по ходатайству монастыря, назначен ему из казны денежный оклад: за мельницу по 500 руб. и за рыбные ловли 300 руб., всего 800 руб. ассигн. ежегодно (по Высочайшему повелению 3 декабря 1827 года). Взамен лесного участка предоставлено монастырю пользоваться ежегодною рубкою из лесных дач горных заводов строевого и дровяного лесу на сумму по таксам 93 руб. 50 коп. ассигн. без платежа попенных денег. Впоследствии по ходатайству Игуменьи Таисии, были оказываемы монастырю различные вспомоществования из казны. 7-го декабря 1824 г., Государь Император, снисходя на прошение Игуменьи Таисии, Высочайше повелеть соизволил: 1) к сумме, отпускаемой на жалованье священно церковнослужителям означенного монастыря, прибавить, сверх штатного положения, еще по четыреста рублей в год из сумм комиссии духовных училищ; 2) для пользования больных сестер оного монастыря отпускать из аптеки Екатеринбургских горных заводов медикаменты, с вычетом за оные из жалованья их по примеру того, как сие делается для людей горного ведомства; 3) предписать Горному начальству, дабы оно, при отдаче в оброк известковых и каменных гор, выговаривало, чтоб монастырю тому продукты сии отпускались без платы оброка и чтобы сие исполнено было до окончания отстройки монастыря; 4)дабы железные связи и деревянные брусья, нужные для строения, отпускались монастырю за умеренную цену с казенных заводов; и буде встретится в исполнении сего последнего затруднение, то отпускать монастырю на покупку сих материалов из казны до трех сот рублей ежегодно 15 , и 5) из земель горного ведомства, или других оброчных статей, отвести монастырю сему тридцать десятин земли, положенных для скотоводства оного. Общежительный устав для Новотихвинского монастыря составлен в Петербурге архимандритом Александро-Невской лавры Герасимом, который руководствовался при этом уставами: Саровской пустыни, Александро-Невской лавры и Валаамского монастыря. Устав был препровожден, 8 октября 1820 года, на рассмотрение епископа Иустина, который поручил рассмотреть его ректору семинарии архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Монашество перед вызовами революционной эпохи 3 февраля 2017 г. 13:28 Доцент кафедры истории Церкви Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук Г.М. Запальский, выступил с докладом «Монашество перед вызовами революционной эпохи» в рамках работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Внешние характеристики российского монашества предреволюционной поры выглядели оптимистично. Число монастырей, женских общин и их насельников быстро росло, причем с ускорением. В 1914 году насчитывалось 1025 монастырей и общин и почти 95 000 монашествующих. Умножалось число школ, больниц, богаделен и других заведений при обителях. Очень большим был приток паломников в монастыри. После революции все это дало повод многим говорить о возрождении или расцвете русского монашества в XIX — начале XX века. Об этом до сих пор пишут многие российские и зарубежные исследователи. Однако, если обратиться к голосам современников — людей, живших в ту самую эпоху, то складывается совершенно другая картина. Можно даже не говорить о внешней критике, обрушившейся на монашество со страниц светской прессы, с трибуны Государственной думы и т.п. Сами монашествующие — епископы, настоятели монастырей — расценивали это время как тревожное, говорили, что иночество очень ослабело и нуждается в укреплении. Крупный мыслитель архиепископ Никон (Рождественский) с горечью писал в начале XX века: «Много, слишком много у нас монастырей, а настоящих иноков — много ли в них? Их надобно искать с фонарем Диогена! Монастырей много, а постригать некого, рукополагать в саны священнослужителей некого, ставить в настоятели некого... Жизнь монастырская едва прозябает, о духовной жизни в собственном смысле мало имеют понятия. Идут в обители не ради Иисуса, а ради хлеба куса. Даже те, которые, по-видимому, искренне ищут спасения, полагают его найти в самочинных внешних подвигах и уродуют себя так, что с ними не сладишь, не сговоришь: ими овладевает погибельная гордыня. Вериги носят, а слова обличения не терпят — это ли смиренные рабы Божии, это ли спасаемые во Христе? Знаю, есть тихие пристани духовной жизни, но — ах, как их мало — все наперечет!» Конечно, выделялись и были у всех на устах отдельные монастыри с сильными духовными традициями: Соловецкий , Валаамский , Ново-Афонский, Оптина , Саровская, Глинская пустыни и др. Как впоследствии напишет Г.П. Федотов, Оптина и Саров — «два костра, у которых отогревается замерзшая Россия» Костры — яркий образ живой духовности, но если перевести фокус с них на общий фон, то перед нами предстает замерзшая, ледяная пустыня.

http://patriarchia.ru/db/text/4800561.ht...

Рассмотрев прошение игумена Назария, Святейший Синод на своем заседании от 22 марта 1792 года вынес следующее решение: «Обозначенныя из еллиногреческаго под именем Филокалии, то есть Добротолюбие, переведенный уже на российский язык шесть книг в тетрадях отослать в Московскую Святейшаго Синода контору при указе с тем, чтобы как сии ныне посылаемыя, так и переводимыя еще десять по представлении их, для освидетельствования с греческим оригиналом, поручены были Московскаго Ставропигиальнаго Заиконоспасскаго монастыря архимандриту и Московской Академии ректору Мефодию 23 ; и когда по тому освидетельствованию к изданию сих книг в печать никакого сомнения не окажется, тогда и напечатать их в Московской Синодальной типографии церковными литерами без киновари в два завода на кошт помянутаго Назария дозволить». «Добротолюбие» печаталось с 25 июня 1792 года, на двух станках, на одном – первая часть (21 тетрадь), а на другом – вторая часть (16 тетрадей). Со времени указа прошло девять месяцев, но рассмотрение выполненных переводов почти не двигалось. Обеспокоенный этим обстоятельством отец Назарий обратился вновь в Синод с прошением поручить эту работу архимандриту Авраамию 24 , настоятелю Ростовского Яковлевского монастыря. «Покорнейшее прошение. По дозволению Святейшаго Правительствующаго Синода, и по усердию моему, взял я на свой кошт перевод с еллиногреческаго языка на российский книг Филокалии, которыя и переводятся в Троице-Сергиевой лавре, под смотрением Московскаго Заиконоспасскаго монастыря ректора архимандрита Мефодия, но как я уведомился, что отец архимандрит Мефодий занят многими порученными ему делами, а потому не имеет свободнаго времени так скоро перевод показанной книги разсматривать. Чтобы не было в печатании оной остановки, Ростовскаго Яковлевскаго монастыря отец архимандрит Авраамий никакими особыми должностями не занят, то и желаю, чтоб книги Филокалии перевод для разсматривания поручен был ему, который к оному усердие имеет. Того ради Святейший Правительствующий Синод покорнейше прошу разсматривание переводов книги Филокалии поручить Ростовскаго Яковлевскаго монастыря отцу архимандриту Авраамию, а от отца архимандрита Мефодия взять, дабы не было в напечатании книги остановки, и о том учинить милостивую резолюцию. Генваря 19 дня 1793 года» .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Беженцы на подворье Валаамского монастыря в Приозерске нуждаются в помощи 10 июня, 2014. Новостная служба Несколько человек приняли семьи прихожан. 10 июня. ПРАВМИР. На подворье Валаамского монастыря в Приозерске сейчас проживает 50 беженцев из Украины. О том, как подворье Валаамского монастыря помогает людям, уехавшим из зоны боевых действий Правмиру рассказала пресс-секретарь подворья Светлана Панченко: «У нас проживает 50 беженцев из Украины. Было два заезда, — в первый приехало несколько человек, еще одна группа из 37 человек, в составе которой был православный хор, прибыла в ночь на Троицу. Хор уже пел на праздничном богослужении вместе с нашим Валаамским клиросом. Несколько человек приняли семьи прихожан, а хор отказался куда-то уезжать, люди хотят быть вместе, поэтому мы заселили беженцев в православную школу, поставили кровати, и они живут прямо в школе, ходят на службы, поют на клиросе». Сейчас люди на подворье Валаамского монастыря в г. Приозерск прежде всего нуждаются в продуктах и финансовой помощи. Реквизиты для оказания помощи и список необходимых вещей размещен в группе для помощи беженцам из Украины в социальной сети . Также в группе можно узнать о семьях, желающих приютить беженцев, нуждающихся во временном доме и предложить свою помощь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 июня, 2014 6 июля, 2022 9 мая, 2022 3 апреля, 2022 23 марта, 2022 21 марта, 2022 20 марта, 2022 16 марта, 2022 14 марта, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/bezhentsyi-na-podvore-...

Хор Валаамского монастыря спел для российских летчиков в Сирии «Катюшу» и «День Победы» 22 января, 2016. Новостная служба Для участников хора командование провело экскурсии по объектам авиабазы 22 января ПРАВМИР. Хор Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря выступил на российской авиабазе «Хмеймим» в Сирии. На концерте присутствовало более 300 военнослужащих. Хор выступил в столовой, которая была переоборудована в концертный зал со всей необходимой звуковой аппаратурой, сообщил агентству « Интерфакс»  пресс-секретарь монастыря Михаил Шишков. По его словам, летчики с большим эмоциональным подъемом слушали песни «Эх, дороги», «Тальяночка», «Катюша», «Жди меня», «Я люблю тебя Россия». «А во время исполнения песни «День Победы» зал встал и, аплодируя, пел вместе с хором», — рассказал пресс-секретарь. Перед началом концерта состоялся праздничный молебен, который совершил военный священник Илья Азарин совместно с валаамским хором. Для участников хора командование провело экскурсии по объектам авиабазы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 апреля, 2008 14 декабря, 2014 9 июня, 2016 10 января, 2014 7 мая, 2024 7 мая, 2024 7 мая, 2024 7 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/hor-valaamskogo-monast...

В рамках конференции состоялась свободная дискуссия на круглом столе, который проходил в конференц-зале Даниловской гостиницы, на очень важные, животрепещущие вопросы, касающиеся монашеской, монастырской жизни, устроения этой жизни, тех принципов, на которых она должна быть основана. Эта дискуссия была очень своевременной, нужной и важной. Конечно, если бы монашествующие в наших епархиях были лучше осведомлены, понимали, для чего их приглашают, может больше бы людей приехало. Но здесь важно не количество участников, а желание и умение присутствующих представителей наших обителей извлечь практическую пользу из услышанного, осмыслить и суметь перенести на русскую почву лучшее из опыта афонских подвижников. — Вопросы на круглом столе, который Вы вели с настоятелем монастыря Ватопед о. Ефремом, были самые разные. А что-то из этой дискуссии вы почерпнули важное для себя? Она подтвердила какие-то Ваши предположения, мысли? — Первый раз я был на Афоне в 1992 году. Еще старец Паисий был жив. К сожалению, тогда я не смог его увидеть. А с другими старцами встречался. Много раз уже встречался и с о. Ефремом. С 1993 года я возглавляю Валаамскую обитель. Исторически, как известно, Валаам, который называют Северным Афоном, и Святая Гора Афон связаны неразрывно. Главной целью моих поездок, которые совершаю на Афон почти ежегодно, была задача, как нам восстановить наше монашество? Как уподобить наши монастыри афонским обителям, которые, прежде всего, внутренне духовно сильны? Как-то я спросил о. Ефрема: есть ли случаи ухода монахов из его обители. Он ответил, что за последние годы — только один. А у нас, к сожалению, «текучка». Несколько лет проходит — обитель по составу уже другая. Много есть и другого, что надо исправлять. Как говорилось на конференции, все наше монашество не старше 15 лет. Это — по времени возрождения монастырей. Братия и сестры тех 4 мужских монастырей и 16 женских, которые были в советское время, — это капля в море. А многих из них уже и почили. Таким образом, и по составу насельников обителей наше монашество в основном молодое, поэтому в духовном плане им еще многое предстоит достичь. Наши братья с Афона тоже об этом говорят.

http://patriarchia.ru/db/text/150654.htm...

Хлебопашество на Валааме незначительно. Сено же и огородные овощи родятся в изобилии. Яблони, вишни, простые и шпанские, крыжовник, калина и смородина в монастырских садах весьма плодовиты. Из ягод в лесах растёт красная малина, черная смородина, брусника, клюква, земляника, черника и другие. Грибов, кроме белых, груздей и рыжиков, насчитывается более 10 сортов. Хищных зверей на Валаамских островах нет. В лесах водятся только зайцы, белки, лисицы и олени. Олени людей не дичатся. Из пресмыкающихся на монастырских островах встречаются небольшие змеи, ужи и ящерицы. Постоянные на Валааме птицы: ворон, ворона, дятел, синица и воробей. Из перелётных летом живут две или три пары орлов, журавли, филины, ястреба, кукушки, гагары, чайки, утки, соловьи, горлицы, дрозды, скворцы, жаворонки, чижи, щеглы, зяблики, малиновки, снегири и др. мелкие птицы. Климат Валаама умеренный, но непостоянный. Весна начинается с половины апреля, лето–с половины июня. Самые сильные жары бывают в половине июля. Во второй половине августа на Ладожском озере начинаются бури и воздух становится похожим более на осенний, нежели на летний. Зима обыкновенно начинается в ноябре. Прочный зимний путь по озеру становится только в последних числах января, а иногда в половине февраля и даже ещё позже. Обыкновенно воды валаамские сбрасывают ледяной покров свой в начале мая месяца, сообщение же по воде между Валаамом и берегами озера открывается около половины мая. Но разбитые массы льда встречаются на озере даже в первых числах июня. На монастырских островах растёт лес преимущественно хвойный: сосна и ель; довольно березы, ольхи, осины, рябины, черемухи, есть клены; много можжевельнику; встречается калина и жимолость. Лес растёт медленно. Искусственно разведены дубы, липы, кедры, каштаны, пихта, лиственница, лесной орех, тополь серебристый и бальзамический, вяз. Строевого леса на монастырских островах почти вовсе нет. Рыба ловится в разное время следующих сортов: лосось, палья ямная и кряжевая, язь, харьюс, налим, щука, окунь, плотва, ёрш, корюшка, ряпушка, сиг нескольких пород, лучший– „сиг валаамка“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Патриарх Кирилл надеется на плодотворное продолжение дискуссии о будущем монастырской жизни Москва, 3 февраля 2013 года Говоря о жизни современного монашества, Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви напомнил, что «основным деланием, к которому призваны насельники обителей, является молитва, совершаемая в течение уставных богослужений и во время выполнения иноческого молитвенного правила, а также творимая «на всякое время и на всякий час». «Следует стремиться к тому, чтобы за ежедневным богослужением присутствовало большинство насельников, чтобы на совершение иноческого правила в распоряжении у братии и сестер всегда было достаточно времени. Этому должен способствовать личный пример самих игуменов и игумений. Я понимаю, что они загружены заботами о благоустройстве обителей и об обеспечении братии или сестер всем необходимым, но призываю их также являть личный пример духовного и аскетического делания», — сказал Патриарх Кирилл. Остановившись на поручении Архиерейского Собора 2011 года о необходимости получения богословского образования всеми монашествующими, Святейший Патриарх отметил: «Действительно, важно, чтобы практический опыт монаха, который он получает через участие в богослужениях, исполнение послушания, общение с опытными собратьями, преобразовывался с помощью „образования книжного“ в мировоззрение, позволяющее целостно, в духе православной традиции смотреть на мир, различать и распознавать его искушения и подмены». «В настоящее время насельники большинства ставропигиальных монастырей либо уже имеют духовное образование, либо проходят обучение на заочных секторах духовных семинарий и академий», — продолжил Предстоятель, предложив братии Валаамского и Соловецкого монастырей, удаленных от образовательных центров, использовать методы дистанционного обучения. «Отрадно, что и во многих епархиях создаются благоприятные условия для образования монашествующих. За последние два года многие епархиальные мужские монастыри направили своих насельников для обучения на заочных отделениях духовных семинарий. Определенные шаги в данном направлении сделаны и в женских монастырях, к примеру в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном и в Дивеевском. Однако ввиду специфики женских монастырей пока рано говорить о систематической реализации в них этой задачи», — констатировал Святейший Патриарх Кирилл.

http://pravoslavie.ru/59202.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010