В первых рядах борцов за национальную свободу вместе с Илией Чавчавадзе стоял выдающийся поэт А. Церетели (1840-1915), сын состоятельного имеретинского князя, воспитывавшийся няней-крестьянкой. Учился в 1859-1863 гг. на фак-те вост. языков С.-Петербургского ун-та. Сотрудничал почти во всех груз. периодических изданиях своего времени («Дроеба», «Кребули», «Иверия», «Квали», «Моамбе»). В 1897 г. основал собственный ж. «Ежемесячный сборник Акакия» (Акакис твиури кребули). Поэзия Церетели проникнута безграничной любовью к родине и идеями национального движения (стихи «Седина», «Чонгури», «Горькая моя судьбина», «Весна», «Сулико», «Рассвет»; поэма «Воспитатель»; исторические поэмы «Баграт Великий» (1875), «Торникэ Эристави» (1884); повесть «Баши-Ачуки» (1896)). А. Церетели. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. А. Церетели. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Во 2-й пол. XIX в. в беллетристике, драматургии и публицистике сформировалось направление, названное неприукрашенным реализмом. Одним из его представителей был Г. Церетели (1842-1900), руководитель радикально-демократического течения груз. просветительства. Мировоззрение писателя определяют патриотические мотивы, борьба за национальную свободу и социальное равноправие. В «Записках проезжего» (1866) он описывает общественную обстановку в Г. накануне отмены крепостного права, в произведениях «Цветок нашей жизни», «Тетушка Асмат», «Серый волк», «Первый шаг» - жизнь пореформенной Г. В 80-90-х гг. XIX в. традиции критического реализма в груз. лит-ре развили и обогатили своими шедеврами А. Казбеги, Важа Пшавела, Д. Клдиашвили и др. В 1881 г. появился роман А. Казбеги (1848-1893) «Элгуджа», в к-ром созданы полные драматизма образы мужественных горских крестьян, борцов за свою честь и свободу. Тираж романа был конфискован полицией и сожжен. В повестях «Элисо» (1882), «Отцеубийца» (1882), «Цико» (1883), «Отверженная» (1884), «Хевисбери Гоча» (1884), «Пастырь» (1885) и др. Казбеги разоблачал беззакония царских чиновников и феодалов, создал образы благородных и мужественных крестьян. Лишения и преследования привели Казбеги к тяжелой душевной болезни.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В ноябре он ходил уже с одной палкой, а потом и без палки и каждую службу целый год усердно посещал в церкви. Летом путешествовал он в Тихвинский монастырь для поклонения Божией Матери и теперь ходит и работает, как будто никогда не был болен. Другой случай, имеющий отношение к могиле пустынника, сообщила мне одна помещица. Когда она была от роду 12 лет, у ней до того болели глаза, что, наконец, она ослепла, и врачи отказались лечить ее. Тогда мать больной сказала ей: «Дадим, Сашенька, обещание каждый год ездить в часовню Марка, может, Бог, по молитвам пустынника, даст тебе здоровье» – и обещание исполнила. Когда в первый раз посетили они эту часовню и выслушали со слезами панихиду, 12-летняя девочка после панихиды сразу прозрела, и с тех пор видит доселе». В начале XX века в селе Миголощи на месте древнего монастыря были 4 часовни и 2 церкви: старая деревянная – во имя Владимирской иконы Божией Матери (1573 г.) и каменная в стиле ампир с престолом во имя Иоанна Воина (1812 г.). Рядом находилась красивая башня-колокольня. В 30-е годы все святыни села были осквернены или разрушены. Деревянная церковь была разобрана и перевезена в п. Хвойное для постройки здания почты. В 1944 г. была сломана колокольня. Каменная церковь использовалась для нужд колхоза. В 1991 г. в селе Миголощи создана церковная община. Церковь Иоанна Воина передана верующим. В настоящее время идут восстановительные работы. Окормляет храм священник Михаил Ложков. По-прежнему чтят местные жители захоронение Марка-пустынника и приходят к целительному источнику. Сказание о преподобном отце нашем Геннадии Важеозерском 1 Память его празднуется месяца февраля в 9-й день † 1520 (1516) h3 и о преподобном отце нашем Никифоре Важеозерском 1 Память его празднуется месяца февраля в 9-й день † 1550 (1557) В Олонецкой епархии существует монастырь, называемый Задне-Никифоровской пустынью. Пустынь эта находится в 62 верстах к северо-востоку от Олонца, при озере Важа, среди лесов, в 12 верстах от Александро-Свирского монастыря. Устроение сей обители связано с именами преподобных Геннадия и Никифора, учеников преподобного Александра Свирского : Геннадий освятил место будущей обители продолжительными уединенными своими молитвами, а Никифор – строительными трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обитель Божия Олонецкой земли Более чем 500-летняя история Важеозерской обители, основанной в суровом Олонецком крае преподобными Никифором и Геннадием Важеозерскими, полна драматических поворотов, но каждый раз милостью Божией монастырь возрождался. И сегодня в Спасо-Преображенском Важеозерском монастыре вновь возносятся Господу молитвы иноков, вновь сюда едут паломники: кто помолиться, а кто и потрудиться во славу Божию. 9/22 февраля, в день, когда Церковь чтит память преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских, в обители праздник. Основание Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря (другие исторические названия обители: Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) положено около 1500 года преподобным Геннадием († 1516) и продолжено преподобным Никифором († 1557), его сотрудником. Наименование Важеозерской она получила от имени озера Важа, на котором стоит. Пустынь эта находится в Карельской епархии; от обители до города Петрозаводска – 112 км, а от Александро-Свирского монастыря – 92 км. Преподобным Никифором около 1520 года по благословению Новгородского архипастыря была сооружена деревянная церковь в честь Преображения Господня. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского. В монастыре сохранилась икона (список) семи старцев, также учеников преподобного Александра Свирского. Это старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Ректор Олонецкой духовной семинарии архимандрит Никодим (Кононов, с 1911 – епископ; † 1919) относил их к подвизавшимся в Задне-Никифоровской пустыни в XVI веке. Также и в книге «Святые новгородской земли XVI–XVIII веков», изданной в 2006 году, читаем: «В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия – учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет». Но двумя страницами выше в этой же книге дается статья И.П. Барсукова «Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских и об Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках преподобного Александра Свирского», из одного названия которой очевидно, что семь Оятских, или Островских, старцев были ошибочно причислены к Важеозерским святым. Впрочем, возможно, архимандрит Никодим (Кононов) располагал какими-то не дошедшими до современных исследователей материалами. Икона же почиталась в Важеозерской обители, потому что старцы, как и основатели пустыни, были учениками преподобного Александра Свирского.

http://pravoslavie.ru/29341.html

Например, в истории Грузии есть моменты, которые мы называем золотым временем. Но фактически не было никакого золотого века — всегда мы защищались от врагов, защищали свою веру, свой язык, свою культуру. Святой царь Вахтанг Горгасал, который жил b IV beke и при котором Грузинская Церковь обрела автокефалию, перед смертью оставил такое завещание: «Ищите ради Христа смерти в мученичестве». Не сказал: «мужественно преодолевайте трудности», а «ищите смерти ради Христа», сами ищите. Быть травой, а не косой Вообще вся жизнь человека — это испытание. Праведный Иов не утверждал этого, но ставил вопрос: «Не испытание ли жизнь человека на земле?». Блажен тот, кто выдержит это испытание! Грузинский великий царь, Давид Строитель писал: «Похороните меня на таком месте, чтобы на могилу ступала нога человека и животных». Какое смирение! Я не слышал и не видел такого. Был у нас такой гениальный поэт Лука Разикашвили. Все знают его под псевдонимом Важа-Пшавела. Он был родом из нашего села, Сно. У него есть такие слова: «Я хочу быть травой, но не косой. Я хочу быть ягненком, но не волком. Когда я страдаю — тогда блаженствую». На такой глубокой вере воспитывался наш народ — на вере внутренней, а не внешней. Чудо свидетельства Мы не должны терять надежду на Бога и человека. Часто бывает, что мы делаем какое-то добро людям, а они платят нам нелюбовью, а иногда и ненавистью, но это не должно смущать нас. B XIII веке, Во время нашествия со Средней Азии были замучены почти все жители Тбилиси и его окрестностей. Завоеватели вынесли из Сионского собора иконы Спасителя и Божией Матери, положили на мост и заставляли мужчин, женщин и молодёжь, взрослых и маленьких, ногами попирать их. Почти никто не посмел осквернить святыни! И за это всем рубили головы. Родители подбадривали и давали пример мученичества своим детям. Погибло более ста тысяч человек. Действительно, это чудо. Такими были наши предки — может, их молитвами мы держимся. Это большой пример для верующих. «Кулаки»-странноприимцы — На вашем жизненном пути вы встречали выдающихся людей духовной жизни. Могли бы вы рассказать о тех, у кого вы учились духовной жизни — о тех, кто являл вам пример подлинного христианства?

http://pravmir.ru/svyatejshij-katolikos-...

В историю Варвара попала и очень скоро. Заметила она как-то, что Нона в церкви уже вторую неделю не появляется. (Нона-то, не в пример Варваре, ходит всегда, не пропускает). Вот и запаниковала неуемная, стала ко всем приставать: – Вы не знаете, где маленькая Нона на больших каблуках? Она совсем одинокая. Вдруг, что случилось? Никто ничего толком не знал. Только плечами пожимали. Варвара все-таки провела расследование и кое-как выяснила адрес. – Знаешь, где мужик с рогами стоит? – так начала свое подробное объяснение Ольга. – Чего? – Ну, памятник такой на проспекте! Насилу Варвара сообразила, что Ольга подразумевала скульптуру Важа Пшавела – великана в бурке, а у ног – оленьи рога лежат. – … От мужика того, – продолжала толстушка обстоятельно, поправляя завязку платка у подбородка, – вправо пойдешь. Там еще одна мегрелка майки на веревке развесила – продает. Посчитай от нее третий корпус. Зайди во двор и кричи погромче. Нона не всем дверь открывает. Так оказалась Варвара в незнакомом дворе у корпуса-хрущевки и стала выкликать Нону во всю глотку, вглядываясь в окна – авось мелькнет где-нибудь знакомый силуэт. Вместо этого на крик появилась из подъезда какая-то внушительная тетка (ну, вылитая Верка Сердючка) и поманила Варвару пальцем-сарделькой. – Чего орешь? – спрашивает и пыхтит от злости, как закипающий чайник со свистком. – Кто такая? – Нону ищу, – отрапортовала Варвара, держа дистанцию. – Вы не знаете? – А ты ее откуда знаешь? – тетка ощупала Варвару злыми глазами. – С церкви. Тут копия Верки Сердючки как завопит сиреной: – Ах, вы еще и в церковь шастаете, алкаши проклятые! Еще и сюда, наглая твоя рожа явилась, не запылилась, чтоб ее и дальше спаивать! Нону тогда пьяную соседи на улице подобрали и домой принесли. Сейчас смотрят за ней! Давай мотай отсюда, собутыльница, а то полицию вызову! – и пошла на Варвару мощной грудью. Варвара, само собой, струхнула и боком, боком от крикливой тетки в бега кинулась. Тут не до объяснений. – Ну что, нашла свою шипящую подругу? – спросила Зинаида с ехидцей при очередной встрече. И, узнав подробности визита, со знанием дела заключила:

http://pravoslavie.ru/72483.html

Каждое им начатое дело насыщено благом молитв, добротой, думами о стране и упованием на Бога. Сын природы Иногда о людях говорят «сын природы» (вот, например, был такой грузинский поэт Важа Пшавела). Это выражение в полной мере относится и к нашему Патриарху: где он ступит, там все цветёт. Мы происходим из высокогорного района, деревни Сно. Там очень суровая природа, кто ее поймёт, тот глубокий человек. Однажды 28 августа, на Успение Божией Матери, Патриарх вёл у нас службу. После службы хлынул дождь со снегом (!) такой, что в пяти метрах не было видать ни зги. И когда Патриарх вышел из храма, то алтарники раскрыли над ним зонт. Патриарх отодвинул его спокойным движением руки и до машины прошёл весь путь под дождём. Он был так доволен: «Дождь и снег моих гор меня посетили». Особенно любит Патриарх полевые цветы. Когда ему дарят красиво оформленные букеты, матушки заранее их развязывают, убирают всё лишнее и ставят в вазы, чтобы Патриарх не увидел верёвок и оберточной бумаги. Это на него давит. Ну, а когда он ласкает животных, вы смотрите и ждете, когда животное в ответ слово скажет. До того гармонично получается! Патриарх и искусство Нет ни одной сферы в искусстве, где бы Патриарх ни сказал своё слово, о котором стоит задуматься. Никто не удивится, если увидит Святейшего Патриарха за мольбертом с кистью в руках. — Эти таланты у Святейшего Патриарха проявились в детстве? — Нет, в школе он особо этим не занимался. Потом, уж когда в Загорске учился в духовных школах, во время учёбы, он изучил многое. Нашим общим предком был Шиола. Патриарх вылепил его бюст, который сейчас находится в нашей деревне Сно. Патриарх пишет музыку. Вы слышали его Sanctus, Agnus Dei, Ave Maria, Κριε ελησον? Музыка Патриарха Илии II зbyчum на концерте в Париже — Трудно поверить, что эти произведения сочинены человеком, не имеющим специального музыкального образования! — Патриарх изучал музыку в семинарии. Он просто всегда относился к занятиям серьёзно и с любовью. Есть люди, которые слушают лекцию, чтобы сдать зачёт. А есть те, для которых бесследно ничего не проходит. Святейший Патриарх и интеллигенция

http://pravmir.ru/nelli-shiolashvili-moj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Население Сванетии требует убрать монумент царицы Тамары 16.01.2012 Население высокогорной Сванетии ( Грузия ) требует убрать установленный в конце декабря 2011 года на въезде в райцентр Местиа монумент причисленной Грузинской Православной Церковью к лику святых царицы Тамары . По мнению местийцев, этот памятник - не что иное как оскорбление святой царицы и всей Сванетии, и он должен быть вывезен с территории «городских врат». Член Национального движения Клара Шуквани в беседе с корреспондентом газеты «Резонанс» заявила, что 16 января, у тбилисской резиденции президента Михаила Саакашвили в Авлабари пройдёт акция протеста местийцев с требованием вывезти памятник. «Этот монумент установлен рядом с Сетским храмом святого Георгия, на площади у въезда в Местиа, ночью, воровским образом. Опротестовать его монтаж попыталась группа молодых людей, но сотрудники местной службы безопасности пригрозили им задержанием, «если не утихомирятся». Между тем, сотрудники полиции заверяли население, что президенту Саакашвили ничего не известно об этом памятнике, а когда, мол, узнает, возмутится и прикажет его демонтировать. И все дни после установки монумента народ жил этой надеждой. На самом деле всё это - хитроумный обман. Поэтому принято решение устроить акцию протеста 16 января у тбилисской резиденции Михаила Саакашвили, чтобы население Сванетии убедилось, что президенту известно об установлении этого памятника. Его установили глубоко ночью, чтобы избежать народного волнения. Иначе никто не дал бы его установить. Опыт уже был: как нам сообщили, статую поначалу пытались установить в Адигени, но население выступило против, после чего монумент тайно переправили в Сванетию», - рассказала Клара Шуквани. Ни открытого конкурса, ни опроса населения по поводу установки 4-метровой скульптуры (автор Важа Меликишвили) проведено не было. «Памятники ставятся не на год и не на два, им предназначена жизнь в столетиях. Поэтому недопустима установка монумента без компетентного обсуждения, профессиональных оценок и рекомендаций», - считает искусствовед Гоги Хоштария. В кругах специалистов мнения по поводу художественных достоинств этой скульптуры расходятся. Ясно, однако, что объёмные изображения святых не вписываются в систему традиций и ценностей православного искусства. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 16.01.2012 17:14:29

http://drevo-info.ru/news/12184.html

Шекспир задумался: верующая, при деньгах и тарелке супа. И, правда, чем не вариант? Тут следует пояснить, откуда Шекспир прослыл верующим. У него, как и всех уважающих себя людей, был свой «куток» – несколько его ровесников собирались на параллельной улице попить пива в подвале. Туда заходил расслабиться псаломщик Сергей из Александро-Невской церкви. Как известно, у кого что болит, тот о том и говорит. Шофер будет рассказывать вам про запчасти, доктор – о способах лечения, а псаломщик – о церкви. Из всего состава Сергея внимательнее всех слушал Шекспир. Особенно легло ему на сердце: «Не заботьтесь, что вам есть и пить» и «Не собирайте себе сокровищ на земле». По всему этому выходило, что Шекспир – самый настоящий христианин по образу жизни и есть. И у неофита появился новый конек: он мог часами выливать на первого встречного все то душеспасительное ассорти, что воспринял от Сергея. Соседи – первые жертвы его красноречия – вначале испуганно охали от его нового амплуа: – Ва, Шекспир, ты вообще хоть крещеный? – А то как же, – отвечал он совершенно серьезно. – Меня ангелы крестили во сне, и теперь я Иван. Соседи только отмахивались и крутили пальцем у виска. Потом и эта реакция притупилась. Впрочем, все обитатели описываемого дома считали себя истинно верующими. И любящая проклинать всех и вся Этери, и карточный шулер Вахо Жгенти, и ростовщик Важа Сихарулидзе, а также и Кесо, то и дело наезжавшая в Турцию по древнейшей профессии, равно как и прочие окружающие, крестились для убедительности своего вранья и иногда заходили в церковь поставить свечки, «чтобы повезло». Чего же больше? Этери рьяно принялась налаживать мосты между предполагаемыми супругами. Зазвала к себе Магду-шапошницу якобы посмотреть товар. Долго перебирала шапки, где-то восхищалась, где-то критиковала работу, а между тем вклинила свое: – У меня сосед есть – золотой человек, Шекспиром зовут. На все руки мастер. Хочешь тебе сантехника, хочешь – электрика. А кафель кладет м...м...м – Этери покачала перевязанной головой, будто вкушала рахат-лухум. – Президента в туалет не стыдно впустить. Только сейчас слегка перерыв у него – работы нет. А верующий какой: 24 часа о Боге говорит, как твое радио. Характер у него тихий, хоть по башке ему сковородкой дай – не заметит. С таким мужем 100 лет проживешь – ни разу не поругаешься.

http://pravoslavie.ru/65040.html

Комната, где живут студенты Ахалцихской семинарии в Сафаре. Здание построено по проекту Ахалцихского митрополита Феодора прямо на скале, которая его остроумным дизайнерским решением искусно вписана в интерьеры духовной школы. Новая трапезная в монастыре Мартвили. Винохранилище в Мартвили. Закрытые бочонки еще находятся в полу и запечатаны глиной, сверху покрыты целлофаном, а на открытых – видны деревянные крышки. Вино – это символ Евхаристии. Но это и знак гостеприимства, которое вырастает из Литургии, из Христовой любви. Совместная трапеза в Грузии есть продолжение Божественной Литургии, поэтому и первый тост всегда тут произносится за Бога. Угощенье в мужском монастыре на самой границе с Турцией, на нейтральной полосе. Просторы Ахалцихской митрополии. Геронда Иларион, святогорец, дает советы грузинской иконописице, монахине Ксении. Такие чудные иконы и картины монахини в Мартвили валяют из шерсти. Рукоделие сестер из Вардзии подобно цветочному узорчатому ковру. Люди и животные в Грузии живут вместе, как некогда в раю. Общаться можно не только с голубями. В Салхино живет мишка, которого кормят с рук. В каждом грузинском монастыре есть надежный охранник. Обычно это кавказцы, но бывают и немецкие овчарки (фото Елизаветы Натариди). Коровы – полноправные хозяйки этой страны. Вот станет посреди шоссе, и неважно, перед ней «Жигули» или официальный кортеж … Будьте добры уважать ее права! Бабушка и ослик (фото Елизаветы Натариди). Улыбки Грузии (фото Елизаветы Натариди). Монах и дитя. Сестры. Келья пещерника. Грузинская Палестина – лавра святого Давида Гареджийского. Такое распятие можно встретить только в Грузии. Господь в Хитоне, который по жребию достался жителям Мцхеты, был принесен туда и по сей день как величайшая святыня хранится там. Дорогой святой Нины. Ежегодный молодежный крестный ход по Грузии. «С чистыми к добру руками, с непреклонной к злу душою. Бедами меня не сломишь, не мирюсь я с грязью, тленом, пусть хоть море бед нахлынет, вера в истину – нетленна!» Важа Пшавела.

http://pravmir.ru/gruziya-strana-lyubvi-...

В престольные праздники Господь и святые особенно близки к людям. Поэтому в древности люди проходили пешком десятки верст, чтобы попасть в храм в престольный день. Наш проводник и благодетель стоял недалеко от дверей. Он был настолько деликатен, что ни одним движением не хотел напомнить нам о своем присутствии. Он как-то задумчиво смотрел на монахиню Марфу, как будто в ее лице ему открылось то, что он не мог вычитать ни в каких книгах,– это был отблеск благодати на лице человека, луч преображения, в котором скрыта тайна человеческого бытия. Монахиня Марфа подошла к нему и стала благодарить его за оказанную доброту. Неожиданно этот человек сказал таким тоном, как будто просил что-то очень дорогое у нее: «Приходите еще сюда,– и добавил: – Помолиться». Прошло несколько месяцев, и я услышал от прихожанки Сионского собора Цисаны, у которой останавливалась монахиня Марфа, когда приезжала в Тбилиси, что ее уже нет в живых. Когда она переходила улицу около памятника Важа-Пшавела, ее сбила машина. Умирающую монахиню привезли в больницу. У нее вытек глаз, лицо было разбито, но она в полубеспамятстве говорила: «Неужели этот человек из-за меня попадет в тюрьму?». Ее невольным убийцей оказался юноша, который горько плакал о ее смерти. Он говорил: «Я не понимаю, как это случилось. Мне показалось, что какая-то черная птица взмахнула крыльями передо мной, раздался удар, больше я ничего не знаю». Католикос-Патриарх Илия II распорядился, в случае, если не приедут за ее телом родные, перенести ее в церковь и здесь совершить погребение и похоронить как монахиню на монастырском кладбище. Но в последний день перед похоронами за ней приехал брат из Тианети. Монахиню Марфу погребли на кладбище неподалеку от могил ее родных. Через некоторое время после того, как я узнал о ее смерти, я увидел сон. Какой-то чудесный город, обнесенный стенами. Мне говорят: «Здесь живет монахиня Марфа, но ты не можешь войти туда». И вдруг я вижу Марфу, она передает мне запечатанное письмо и говорит: «Возьми его и отнеси Католикосу-Патриарху Илии, пусть он прочитает все, что написано там, иначе я положу это письмо перед Престолом Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009