– Алле! Лика (Назико, Пикрия, Саломе, Текла)! Бог посмотрел в мою сторону. Я теперь живу у Ларисы, прямо в центре. Записывай адрес. Да, как сможешь, забегай. Посидим, поболтаем, кофе попьем. Гостья взялась за телефон. За час обзвонила полгорода и пригласила в гости… «к себе в новый дом» Ларисе эти перезвоны нравились все меньше и меньше, но сама себя успокаивала. Ведь ничего страшного не происходит. Ну, придут люди, наверное, они все хорошие и добрые. Возможно, Лариса найдет среди них новых друзей и ее жизнь предпенсионерки станет не такой пресной и однообразной. Тут в дверь нетерпеливо зазвонили. Лариса пошла открывать, а кто-то невидимый уже по-свойски бухал в дверь кулаком: – Э, открывай!!! – Вам кого? – оторопела Лариса от такой наглости. – Нино моя тут? – доносился пьяный рык с лестничной площадки. Нино подскочила, заметалась по комнате. Зашипела театральным шепотом, делая страшные глаза: – Это Важа мой меня ищет. Спрячь меня куда-нибудь. Я, как дурра, дочке адрес твой оставила – так, на всякий случай. А Важа меня, значит, нашел. Не может без меня. Как выпьет, совсем крыша едет. А знаешь что… Скажи: я от тебя в Зестафони поехала. Дверь не открывай, а то его потом отсюда только с полицией вытащить получится. Лариса кое-как отбрехалась от навязчивого гостя через закрытую дверь. Это было нелегко, но через час он всё-таки ушел. Нино на радостях чуть не задушила Ларису в объятиях. – Люблю тебя, генацвале, обожаю!!! Потом как по команде зазвонил мобильник. Это подружки Нино уточняли адрес. Через полчаса небольшая квартирка Ларисы напоминала растревоженный улей. Нино наскоро представляла свой шумный состав. – Это Назико, мы с ней со школы дружим. А это Лика, троюродная сестра моей соседки со старой квартиры. Так сдружились, люблю ее, как сестру… А это Текла, из параллельной группы в колледже. Саломе мою племянницу крестила. Считай, родня. Еще придут Эка, Мака, Тамрико и Изо. Все свои. Грех не позвать, раз такой вариант подвернулся. Надо же отметить Рождество. На кухне кто-то из гостей вовсю инспектировал холодильник, Нино по-хозяйски уже несла тарелки и вилки. И откуда только узнала, где лежат?..

http://pravoslavie.ru/137314.html

16 И жин шена чохь долу стаг вежарех летира. Етта а йиттина, церан а кхийсина, царна толам баьккхира цо. Берзина, чевнаш йина а болуш, цу чуьра аралилхира вежарий. 17 И хилларг бехачу массо а жуьгташна а, грекашна а хиира. Уьш кхерабеллера. Везачу Элан кхин а сов лорура цара. 18 Дуккха а тешнарш шайгара девллачу къинойх лаьцна дийца а, даре дан а. 19 Ткъа бозбунчалла лелийначу дуккха а наха, шайн тептарш гул а дина, массарна а хьалха дагийра. Церан мах лерича, иза бара шовзткъе итт эзар драхма йолу дато ахча. 20 И тамашийна хиламаш бахьана долуш Везачу Элах долу дош шуьйра даьржаш а, нуьцкъала хуьлуш а дара.   карзахъялар   21 И хиллачул Македонехула а, Ахаехула а Ярушалайме ваха сацам бира Цо элира: «Цигахь хилча, со Рим ган а декхарийлахь ву», – аьлла. 22 Цо шен накъостех шиъ, Тимапи а, Арсати а, Македоне вахийтира, ткъа ша Асиахь сецира. 23 Оцу муьрехь Везачу Элан некъана дуьхьал дуккха а адамийн карзахдовлар хилира. 24 Дамарти а йолуш, цхьа дато пхьар вара Цо детих Артеми йолчу лерина кегийра дора. Цо а, цуьнан накъосташа а бечу балхо царна дуккха а пайда хуьлуьйтура. 25 Дамартис, шен накъостий а, кхин пхьераш а гулбина, элира: «Вежарий, шуна хаьа, вайн белхах вайна дика пайда хуьлийла. 26 Шуна гуш а, хезаш а ду оцу хилла ца ерриг а Асиа-махкахь адам тешийна хилар, адамийн куьйгашца кхоьллина деланаш, деланаш бац бохуш. 27 Вайна болу кхерам, вай беш болу болх нахана дош ца хетар хилла ца Вайн сийлахьчу зуда-делан Артемин а доцург хир ду, ткъа цуьнан шен а, ерриг а Асиа-махко а, дуьнено а лоруш йолчу, сийлалла довр ду». 28 И къамел а хезна, уьш маьхьарий хьекха «Сийлахь ю Эпасера Артеми!» – бохуш. 29 Ерриг а карзахъелира. Адамаш нах гуллучу метте – театре шайца ши македонхо, накъостий, Гаяс а, Арестах а, такхийна. 30 нах гулбеллачу метте ваха лууш вара, амма мурдаша ца вахийтира иза. 31 Цу хенахь болчу кхуьнан Асиин меттигашкара куьйгалхоша шайн хьадалчаш бахкийтира нах гулбеллачу ма аьлла. 32 Цу хенахь вовшахкхетта нах боьхна бара. Цхьаболчара, цхьаъ бохуш, маьхьарий деттара, вукхара – важа, ткъа дукхахболчарна шаьш гулделла а ца хаьара. 33 Жуьгташа аларца нахана юкъара Искандар йолу цхьа стаг схьаваьккхира. Иза, куьг а айина, адамийн сацо дерг дийцархьама. 34 Амма иза жуьгти вуй хиъча, наха цхьабосса маьхьарий хьаькхира. Шина сахьтехь гергга диттира цара маьхьарий: «Сийлахь ю Эпасера Артеми!» – бохуш.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

19 Пулат мехкан кхеташонехь волчу хенахь цуьнга шен хабар кхечира: «Цу Делан лаамехь волчунна кхел ечуьра юьстахвалахьара хьо, аьлча буса аса Иза бахьана долуш бала хьийгира», – аьлла. 20 Амма динан коьртачу дайша а, къаноша а гулбеллачаьрга шайн лаам Барраб а ваьккхина, вен кхел яйта лаар. 21 мехкан куьйгалхочо халкъе хаьттира: «Цу шиннах муьлханиг лаьа шуна?» Цара элира: «Барраб». 22 Пулата цаьрга элира: «Аса дан деза, Дала леррина Къобалвинарг аьлла, йолуш волчу Цара массара а элира: Иза!» 23 Пулата хаьттира: Цо зулам дина те?» Амма цара кхин а маьхьарий хьоькхура: – бохуш. 24 И сурт гуш волчу Пулата, адам кхин а карзахдала кийча дуйла шена гича, массарна а гуш хи схьа а эцна, шен куьйгаш дилира. Цо элира: Стеган сох ца хьаьрчина. Аш-шаьш жоп ло». 25 Адамаша жоп делира: «Цуьнан тхуний, тхан берашний хуьлийла!» 26 цо Барраб ткъа шед а еттийтина, церан кара   хьийзавар   (Марк 15:16-20;Яхьъя 19:2,3)   27 мехкан куьйгалхочун кхел кхайкхо чу вигира. Цунна гонах тоба гулъелира. 28 бедарш а яьхна, цара Цунна оба кхоьллира. 29 Коканийн коьллех кочар а дина, цара иза коьрта диллира, аьтту куьйга лацийтира. Беламца, Цунна хьалха гора а цара бохура: «Декъала хуьлда жуьгтийн къоман Паччахь!» 30 Цара Цунна туйнаш детта долийра, Цуьнан карара схьа а яьккхина, Цуьнан коьртах етта йолийра. 31 Шаьш Иза аьшнаш вина бевлча, Цунна духар а даьккхина, Цуьнан Шен бедарш цара.     (Марк 15:21-32;Лака 23:26-43;Яхьъя 19:17-27)   32 хенахь кхарна дуьхьал кхийтира Къуринара волу йолу стаг. Иза саца а вина, цуьнга цара. 33 Уьш схьакхечира «Галгатхьа» олучу метте (иза «туьтанан меттиг» бохург ду). 34 Стимаца эдина долу малийта уьш амма Цо, цунах чам баьккхинчул иза ца мелира. 35 Иза а тоьхна, шайна юкъахь бедарш йоькъуш, кхаж таса 36 Цул охьа а хевшина, уьш Иза ларвеш бара. 37 коьрта уьнна яздина дара: ву жуьгтийн къоман Паччахь» – аьлла. Цу дешнаша стенна бехке веш ву билгалдоккхура. 38 ши талорхо вара Цхьаъ Цунна аьтту важа аьрру 39 Юххехула чекхбовлучара вон баганаш етташ, кортош лестош, 40 Цуьнга бохура: Делан доха а дина, кхаа дийнахь иза юха верг! Хьо Делан велахь, хьажа, охьавосса

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Мне в жизни повезло, Бог меня наградил тем, что вокруг всегда были потрясающие люди, и я очень благодарна Ему за них. К отцу (его звали Алексий) часто ходили гости. Знаете, это была настоящая не ангажированная интеллигенция, не номенклатурная. Сам отец был удивительным человеком. Когда он подготовил докторскую диссертацию, ему поставили условие: необходимо все перевести на русский язык и отправить на утверждение в Москву. – Перевести Важа Пшавела?! Ни в коем случае! Просто сама работа утратит смысл и содержание! Он отказался от ученой степени без каких-либо мучительных сомнений. Диссертацию он разделил на три части, доработал и издал три книги в Грузии. Отец несколько раз причастился перед смертью , это было три года назад, он уже не мог ходить, причастился и сказал: – Чудо настоящее! Сколько энергии дает! Помню, когда я была маленькой, отец собрал деньги себе на пальто. Но пришли друзья, и он сразу направился к тому месту, где лежали эти деньги, чтобы купить все для угощения гостей. – Что ты делаешь?! – удивилась моя мама Нино (фамилия ее – Обгаидзе). – Ничего, – сказал он спокойно , – куплю потом короткое пальто, ты не беспокойся! И застолья устраивали незабываемые! В нашем доме повсюду были книги, очень много книг, а мебель была только самая необходимая. К приходу гостей стол всегда накрывался, а у меня была маленькая скамейка, я ставила ее в угол, садилась и слушала взрослых с упоением. Как они общались! Это настоящее искусство! Известно, что на Востоке на базаре для человека главное – не торг, а общение, сам процесс диалога, находчивость, остроумие, эрудиция, знание, поэзия. Нечто похожее можно сказать и о грузинских застольях, это в первую очередь – открытое общение. У нас на столе никогда не было водки, всегда пили вино. Но и вино не имело для отца особенного значения, главное в застолье для него было общение с близкими людьми, взаимное обогащение 18 . Но такие теплые традиции существуют не только в Грузии. У меня в Москве есть близкие друзья. Помню, приехала к ним, а там компания. Одна женщина рассказала о том, что кто-то попросил ее купить дорогие театральные билеты, но так и не вернул ей деньги; все сидели за столом, пили чай и живо обсуждали эту тему. И как же это было виртуозно! Как наше застолье, честное слово! Дружеская помощь выражалась и в подбадривающих шутках, и в образных историях, и в готовности скинуться всем, чтобы сразу же решить ее проблему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда уныние достигло апогея, за одну неделю произошли те самые три встречи, которые очень трудно было списать на простое стечение обстоятельств. Первым ей на улице встретился тот самый аниматор Армен. Точнее, навстречу Кетино ехала роскошная коляска с близнецами. Кетино залюбовалась на малышей, подняла глаза – и столкнулась взглядом с тем самым «клоуном», который катил коляску на пару с женой. Кетино тут же отвела глаза и ускорила шаг. Неожиданно все имеющиеся разрозненные факты сложились в логическую цепочку, и вырисовалось недостающее звено На другой день Кетино вызвала такси – надо было ехать в аэропорт и встретить родственника. Села и поехала. Поймала на себе пристальный взгляд шофера. Ох, уж эти тбилисские таксисты – хлебом не корми, дай завязать знакомство с клиенткой! И тут же получила лишнее тому подтверждение: – Кетино, вы помните меня? Я – Рамаз, – начал он. – Помните, я вам кран чинил? «О, вот, пожалуйста, началось», – со вздохом подумала Кетино, понимая, что выходить из такси глупо. Придется терпеть это общение аж 40 минут, до аэропорта. А Рамаз завелся с пол-оборота, стал рассказывать о себе. Оказывается, он женат, у него трое детей, и вот теперь решились на четвертого. Рамаз съездил в Турцию, заработал денег и теперь таксует. А в свободное время пишет стихи и постит их на Фейсбуке. – Кучу лайков ставят. Думаю даже книжку издать за свой счет. Этой фразой он добил ее окончательно. Ничего себе метаморфоза! Третьим за эту неделю был Важа. Эта десятиминутная встреча в безлюдном парке. Кетино шла по парку и рассматривала причудливый ковер из опавших листьев. Неожиданно все имеющиеся разрозненные факты сложились в ту самую логическую цепочку, и вырисовалось недостающее заключительное звено. Все трое оказались востребованными мужьями, создавшими семьи, а на месте их жен вполне могла оказаться Кетино. Ей посылались по ее молитве вполне нормальные партии, но, чтобы разглядеть их, надо было всего-навсего немного отойти от заданного шаблона и взглянуть на посылаемого человека под другим углом. Что там было в той проповеди архимандрита Андрея (Конаноса)? А, вспомнила: «Пусть твой ум учится быть гибким» .

http://pravoslavie.ru/128008.html

Вначале мастер, руководитель группы, с большой теплотой и любовью относился ко мне, у него была керамическая мастерская в полуподвале – это место было для меня как убежище, где я оставался самим собой и не играл кого-то другого. Я с утра и допоздна лепил из глины разные изделия, некоторые из них были выставлены на выставках. Но потом (не помню, по какой причине) мастер рассердился на меня и, чтобы проучить, не позволял спускаться в мастерскую – я должен был находиться в группе бездельников, где были шум и веселье... Я каждый день в течение двух недель до начала уроков просил его, чтобы он позволил мне работать в мастерской, но он стоял на своем. В конце концов я решил, что не буду больше умолять его, пусть будет как есть, и, как говорится, отдался течению жизни. Прошло довольно много времени, и однажды мастер сам предложил мне спуститься в мастерскую и поработать, но теперь я отказался. Атмосфера, царившая вокруг, навязывала свои условия. Некуда было деваться, я перестал быть самим собой, приходилось кого-то играть, и это было самым большим моим мучением. Бывало, ровесники выпивали, а я иногда отойду в сторону и заплачу: «Что это такое, что за беда, на что ты стал похож?» – говорил я себе, но потом присоединялся к ним как ни в чем не бывало. Одним светлым воспоминанием за время учебы у меня остались уроки по грузинской литературе. Важа Пшавела, другие писатели – преподавала молодая женщина, помню, она читала нам про них, я сидел на задней парте и внимательно, с большим уважением слушал ее. Но как-то ребята обидели ее своим поведением, и она очень ругала нас всех: мы, мол, никудышные дети, из нас никогда ничего не получится и нас всех в море надо выбросить. Нас, быть может, и другие учителя ругали, но от нее очень больно было это слышать, и как-то запомнилось... Мне исполнилось 17 лет. На третий год в конце учебы в техникуме на государственных экзаменах по грузинской литературе была свободная тема «Что дал нам техникум», и как-то захотелось написать учительнице литературы «письмо» о том, что я пришел сюда с желанием учиться, но здесь это было невозможно, и в этом не только мы были виновны, и что я потерял здесь три года, и в дальнейшем мне придется восполнить этот недостаток... Закончил свою работу и раньше всех вышел во двор техникума. Я, по детской наивности, рассчитывал на хорошую оценку, раз я свободную тему раскрыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, несмотря на некоторые странности, в Хевсуретии между взрослыми и молодыми, да и вообще между людьми бытовали абсолютно четкие, здоровые и естественные отношения. Отец рассказывал: когда взрослые за столом сидели и заходил ребенок – все вставали и здоровались, чтобы и он с детства учился уважать взрослых. Горцы обладали настоящим достоинством, и это даже не совсем то, что сейчас вкладывается в это понятие. Их достоинство было каким-то естественным, первозданным. Понятие чести, мужества и совести были определяющими. В Хевсуретии есть города и села-крепости 16 . В известной крепости Шатили жили мои предки, и даже когда надобность в крепостях отпала, мужчины из нашего рода старались там постоянно находиться, приезжали по очереди, чтобы не разорвать связь с родом. Религиозные традиции горцев очень древние, хевсуры – христиане, но при этом они сохраняют уникальные архаичные традиции, например, почитают особые священные места – хати, куда вход женщинам воспрещается. В этих местах собираются мужчины для празднований, решения важных вопросов, там совершаются ритуальные действия, часто там находятся драгоценные предметы, собственность общины. И я хочу сказать, что все эти древнейшие формы религиозного выражения не противоречат сущности христианства, просто горная местность не давала возможности миссионерам часто посещать эти места, поэтому хевсуры и жили в такой смешанной традиции. Вы знаете, наверное, имя Важа Пшавела 17 – это грузинский классик, писатель и поэт. В его потрясающих поэмах по хевсурским мотивам раскрываются глубокие темы, например, тема отношения к врагу – абсолютно христианского отношения. Да, конечно, можно много говорить о странных традициях, о мифах. Для кого-то они очень важны, за них держатся, для кого-то в религиозном смысле они абсолютно ничего не значат. Но приверженность к традициям имеет объективное значение сама по себе: влияя на человека, она может соединять его с невидимой подлинной духовной реальностью, и это вполне евангельская духовность. И в качестве иллюстрации хочу рассказать историю из жизни моего деда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Почему с приветом?», – спросите вы? – Да потому, что его никто всерьез не воспринимал. Так, мальчик на побегушках. Целый день во дворе только и слышалось. – Эй! Шекспира! Ты куда пропал? По-братски подымись ко мне, что-то тарелка барахлит, Москву не ловит, – кричит Важа Сихарулидзе, свесив полный живот за перила резного балкона. И Шекспира будто ветер сдувает из его каморки с тутой. Через пять минут его черная кучерявая голова уже мелькает на балконе второго этажа. Не пройдет и два часа, как истеричка Этери зовет с противоположного балкона: – Шекспира-а! Где ты? А ну выгляни! И на балконе тут же появляется знакомый худой силуэт с поднятыми плечами до ушей. Шекспир сутулый, как вопросительный знак. – Что хочешь, тетя Этери? – У меня мясорубка не режет. Приди, ну, нож заточи. Через какое-то время из ее кухни доносятся кляцающие о металл звуки. Затем слащавая похвала ворчуньи Этери, которая ухитрилась быть в ссоре со всеми во дворе попеременно. – Ай, сагол , Шекспир. Правда, золотые руки. Только, жалко, невезучий. Это тоже было общедворовое мнение. Да и как еще назвать человека, который вечно без денег бегает взад-вперед, а за труды свои ничего не просит, считая, что «на соседях деньги делать нельзя»? Постоянной работы Шекспир, естественно, не имел. Позовет его кто-то раз в квартал проводку провести или покрасить что-нибудь, – и то хорошо. Вот и был Шекспир постоянно в долгах, курил чужие сигареты, если угощали, и так перебивался из года в год. А о лучшем даже не мечтал. По безотказности ему хоть раз в день перепадала то тарелка супа, то аджабсандал. Свет у него в каморке был пожизненно отключен за неуплату. И соседи иногда спускали с верхних этажей удлинитель – одалживали свое электричество. Так дожил Шекспир до 40 лет с хвостиком. День рожденья он никогда не отмечал и всегда путал свой точный возраст. И вдруг такое однообразное житие его резко изменилось. Старый Тбилиси. Художник: Давид Мартиашвили      В то историческое утро Шекспир проснулся от стука в потолок. По ударам сообразил: орудовали шваброй. Так Этери звала его, когда что-то было нужно.

http://pravoslavie.ru/65040.html

Осенью 1861 г. И., студент 4-го курса ун-та, оставил учебу из-за «студенческой истории», как он написал в автобиографии для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (ЭС. 1903. Т. 37. С. 359),- студенческих волнений С.-Петербургского, Московского и др. ун-тов. Документ о его исключении был подписан 4 нояб. 1863 г. ректором ун-та Э. Х. Ленцем. И. принял активное участие в груз. общественной жизни, возглавив национальное движение 2-й пол. XIX в. В 60-х гг. XIX в. среди груз. интеллигенции, получившей образование в России, возникло движение «Тергдалеулеби» (испившие воды Терека), или «Пирвели даси» (Первая группа)). Название движению дал обычай: уезжая учиться на север и пересекая Кавказский хребет, студенты символически прощались с родиной - пили воду из Терека. И. возглавил «Тергдалеулеби», охватившее широкие круги груз. об-ва, его членами были мыслители, писатели, поэты (Н. Николадзе, А. Казбеги, Важа Пшавела, А. Церетели, Д. Гогебашвили, С. Месхи и др.). И. и его сторонники активно публиковались в ж. «Цискари» (Заря), на страницах к-рого, по словам И., назвавшего журнал «колыбелью молодых писателей», началась реформа груз. языка и лит-ры. Здесь впервые были напечатаны произведения груз. писателей и поэтов: И., Д. Гурамишвили, А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, А. Церетели и др. В 1863 г. под началом И. издавался периодический орган «Тергдалеулеби» - ж. «Сакартвелос Моамбе» (Вестник Грузии), просветительско-демократического направления, оказавший влияние на развитие груз. прессы. Эпиграфом к изданию была выбрана цитата из Евангелия: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето» (Мк 13. 28). Преемником издания стал основанный И. в 1877 г. ежемесячный демократический ж. «Иверия» (в 1886-1906 - ежедневная газета). И. стал первым главным редактором журнала (до 1902), с изданием сотрудничали почти все деятели национального движения Грузии. И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 60-е гг XIX в. И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 60-е гг XIX в.

http://pravenc.ru/text/389349.html

5 Ткъа исраилхошна дуьхьал бан кечбелира. Ткъе итт эзар ялх эзар говрахь волу кхин а дуккха а адам кечдира цара. йистера санна, дукха бара уьш. Схьа а баьхкина, Байт-Аванна малхбалехьа лаьтташ йолчу Михмасехь шайн меттамотт цара. 6 Исраилхой кхийтира шайн кхераме дуйла. Уьш, гуро лаьцча санна, бара. Цундела уьш хьехашна, саьнгаршна чохь а, лаьмнашкарчу терхашна юккъехь а, чохь а 7 Цхьаболу Йордан-хил дехьа а бевлла, а, Гадин а долахь хиллачу мехкашка Шаул цу хенахь а Галгалахь вара. Цуьнца цхьаьна долу адам, кхераделла, доьхна дара. 8 Шамъала шега ма-аллара, дийнахь Галгалахь цуьнга хьоьжуш иза. Амма Шамъал, схьа ца хьевеллера. Цундела адамаш дуьйладелира. 9 Шаула элира: «Схьадаладе суна дийнаташ дагоран а, барт баран а леринарг». Цо цигахь Везачу Элана лерина долу дийнаташ дагоран даьккхира. 10 Амма иза и дина ваьлла жимма хан ялале, Шамъал схьакхечира. Маршалла хатта цунна дуьхьалвахара Шаул. 11 Шамъала цуьнга хаьттира: «И ду ахьа динарг?» Шаула жоп делира: «Суна гира со волчуьра нах Ткъа хьо, айхьа йиллинчу хенахь схьа ца хьевеллера. Михмасехь, схьакхаьчна, лаьтташ бу. 12 аса ойла йира: Галгала бу, ткъа со а Деле орца даккхаза ву“. Цундела аса дийнаташ дагоран даьккхира». 13 Шамъала Шауле элира: «Ахьа иза вон дина. Ахьа хьайн Везачу Дала хьайна кхочуш ца дина. Иза хьоьгара ца даьллехь, Исраилан махкахь хьан паччахьалла Дала массо а ханна дара, 14 амма хьан паччахьалла лаьттар дац. Везачу Элана хьан метта Шен даго къобалвеш волу стаг карор ву, иза Цо Шен халкъана баьчча вина а ву, аьлча ахьа Везачу Эло хьайна кхочуш ца дина». 15 Шамъал, хьала а шен новкъахула Шаул шен эскар долчу хенахь цуьнца Галгалара Бен-Яманан ткъа Шаула шеца бисина болу нах багарбира. Уьш ялх стаг ца кхоччуш вара. 16 Шаул шен а, шаьшшинца бисина болчу нахаца а Бен-Яманан сецира, ткъа шайн меттамотт лаьттачу Михмасехь бара. 17 Цигара эскаран кхо тоба араелира Исраилан мохк, басса а бина, Царах цхьа тоба уллохь йолчу боьдучу новкъахула 18 ткъа важа тоба Байт-Хьороне боьдучу новкъа елира, ткъа яьссачу арехьа йолчу дозане боьдучу новкъахула

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009