– Нана, коляску никому не продавай. Это для Лии. Ей она больше всех нужна. Анико не нашла в себе сил для деликатного отказа. Сама уже давно мечтала о такой и не знала, где бы достать. А тут само в руки пришло, как и все, по-настоящему необходимое в этой жизни. После победы люди вздохнули полной грудью. Да, проблем оставалось еще очень много, но какое может быть сравнение с теми днями. Стрекочет машинка – заказов явно прибавилось. Вот бы все успеть! А в открытое окно вместе с легким ветром врываются ежедневные трагедии и комедии с улицы: – Мацони, малакооо! – Ой, что делать, на базаре у меня карточки украли! Люди, что делать?! – Важа-негодяй, учти, умрешь – ни одной слезинки по тебе не пролью! – Слышите, люди, какая у меня бессовестная жена?! Хочет похоронить живого человека «всухую»! – Эй, дядя Георгий, почему у тебя на фанере столько ошибок? Разве так можно? – А что тебе не нравится? – автор самодовольно читает вслух свой шедевр: «Здесь живет Гио, Сапоги шио, Не проходи мимо!» – И рифма, и реклама – все на месте! В рекламе и Анико нуждается, как не крути. Но что бы придумать? После смерти Сталина вернулась к себе домой Нона-актриса. Узнала про беду Анико – и сразу с порога с идеей: – Не переживай, дорогая. Дай мне только себя в порядок привести, я тебе таких клиентов приведу – двойную цену дадут и не поморщатся! И что вы думаете, через какое-то время у Анико очередь из заказчиц образовалась. И все светские «мадамы» – жены больших людей. Следом нечаянная радость подоспела – Лия с трудом, но начала сама передвигаться. Началось явное улучшение. А тут из соседнего двора учительница сама предложила Анико: – Я с твоей дочкой школьные предметы подтяну, потихоньку нагонит и всю программу. Зингеровская машинка все строчку за строчкой кладет. А время вперед летит. Лия закончила школу. Анико ее пристроила на бухгалтерские курсы. Бухгалтерия – самое подходящее дело для инвалида, большой подвижности не требует. В 60-м году Анико первой из убана приобрела телевизор – дочь порадовать. И сразу же позвала соседей на коллективный просмотр, как в кино. Даже с других дворов стали приходить со своими табуретками, чтобы посмотреть на чудо-ящик. Никто не жаловался, что передачи примитивные и выбор небольшой – всего два канала: Москва и Тбилиси. Для неискушенной публики это казалось окном в мир.

http://pravoslavie.ru/78815.html

Кое-как Пикрия дозвонилась до дочки, выяснила точное географическое положение вымирающей деревушки, где обитал новоиспеченный зятек, оказавшийся еще и на 10 лет старше Теи, и решила приехать познакомиться с новой родней. (По закону такой побег замуж однозначно тюремный срок. Но тут дело тонкое. Надо посмотреть на месте, как обстоят дела. Упечь зятя в тюрьму всегда успеем.) Пикрия напилась успокоительного и отправилась с верной подругой и тетей в Кахетию. Реальность оказалась хуже, чем Пикрия могла себе представить. Гела, зять, был неотесанным деревенским парнем с бородой (как потом выяснилось, Тея влюбилась именно в эту часть мужского облика) и не убиваемым местным сленгом – для любого городского человека днище бездонное. Его родители показались Пикрии какими-то жуткими персонажами из паноптикума. Но она взяла себя в руки и решила пройти эту пытку до конца. Вежливо улыбалась и стоически пыталась вести разговор на общие темы. Попросила у сватов умыться с дороги. Пикрию повели к какому-то жуткому ведру около отхожего места и предложили полить из чайника с отбитым носиком. Кое-как она умылась. Полотенца или жалкого его подобия не было предложено вообще. Пришлось сохнуть на свежем ветерке. Тея ничего этого не видела. Она не сводила влюбленных глаз с Гелы, а он прижимал к себе своей короткопалой лапищей утонченное Пикрино сокровище и довольно похохатывал, похлопывая себя по уже успевшему сформироваться животику, который в будущем обещал вырасти до пивного бурдюка точь-в-точь как у его папаши, дэвоподобного Важи. Свекровь, Текла, разбитная 45-летняя бабенка с загорелым лицом, повела Тею показывать хозяйство. – Тут у нас куры! Пять штук несушек. Яйца с двумя желтками иногда бывают. Соседи ослепли от зависти, – говорила она с гордостью. – А тут две коровы. Я сама сулугуни делаю. И Тею завтра научу. Вы ж, городские, не умеете делать настоящий сулугуни… Пикрия шла за ней и кивала. Коровы ей не понравились: очень недоброжелательно смотрели на людей. – А здесь у нас свинья и поросенок. На Новый год Важа зарежет. Тебе, Пикрия, голову пришлем или ляжку. Хоть мяса поешь нормального.

http://pravoslavie.ru/127060.html

В болотах под Белозерском в самом деле много железа. Но его там достаточно и сегодня, и болота с названием Гледен там нет. Гледен — это древнерусский город, располагавшийся на горе Гледен при слиянии рек Сухона и Юг на месте финно-угорского поселения. На месте этого города, на правом берегу Сухоны сейчас стоит Троице-Гледенский монастырь. А часть жителей переселилась на другой берег Сухоны, где был основан Устюг (теперь — Великий Устюг). Какой монастырь не относился к Вологодским землям: Павло-Обнорский Спасо-Каменный Важеозерский Спасо-Преображенский Николо-Маркушевский Свято-Троицкий Павло-Обнорский православный мужской монастырь расположен в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области. Он относится к Вологодской епархии РПЦ. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Один из древнейших монастырей Русского Севера, Спасо-Каменный мужской монастырь расположен на небольшом острове Каменном в Кубенском озере в Усть-Кубинском районе Вологодской области. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь располагался на территории Тотемского уезда Вологодской губернии. В свое время знаменитая крупная обитель Вологодчины до наших дней не дошла — упразднена вместе с приписными пустынями в 1764 году. Из монастырских деревень образовались Маркушевский и Лондужский приходы. В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Приходит на беседу к духовнику девушка. Длинная юбка, серая блуза и платок, закрывающий всё и вся. Обращается, опустив очи долу: «Батюшка! Выскажите свою концептуальную оценку последней монографии отца Иоанна Мейендорфа, посвященной варлаамитско-паламитской полемике и написанной в эпоху окормления им русской диаспоры в Париже». Батюшка: «Замуж! Срочно замуж!» – ...Ва, как ты, Кетино? Сто лет тебя не видел! – Важа, располневший и облысевший, такой не похожий на себя десятилетней давности, полез обниматься. – Я тоже рада тебя видеть! – более сдержанно отреагировала Кетино на своего бывшего одноклассника. – Как живешь? Замуж вышла? Муж, дети? – засыпал ее вопросами Важа, поблескивая карими глазами и улыбаясь той же слегка неуверенной улыбкой, за которую его в школе дразнили Кроликом. – Одна я. Работаю в школе. Все по-старому, – без энтузиазма ответила Кетино, думая, как некстати эта случайная встреча в безлюдном парке Ваке, через который она пошла, чтоб сэкономить время. И на тебе, пожалуйста. Встретила на свою голову того, кого вообще не хотела видеть. – А у меня жена и двое детей! Лука и Васико! И с женой повезло. Случайно женился, и, представляешь, всё как по заказу. Важа болтал без остановки, не понимая, что его слова невольно ранят Кетино. – Я работаю на стройке, она – в магазине, продавщицей. Как-то крутимся... Они постояли минут десять около неубранной кучи опавшей желто-коричневой листвы и потом разошлись в разные стороны. Все трое в разное время имели четкое намерение взять Кетино в жены Кетино Гарибашвили, 43-летняя учительница математики, пошла дальше – на очередной частный урок, получив еще одну головоломку. Ее мозг, привыкший сразу находить закономерность и цикличность, стал привычно выстраивать логическую цепочку событий последней недели, но пока не мог найти более или менее приемлемого объяснения. Когда случайно в течение семи дней встретишь трех разных людей на улице, которые промелькнули в ее, Кетино, донельзя размеренной и распланированной жизни, хочешь не хочешь – задумаешься: «Что-то тут не так? Какой именно сигнал посылается свыше?» Ибо все трое в разное время имели четкое намерение взять Кетино в жены...

http://pravoslavie.ru/128008.html

Прав. Илия Чавчавадзе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В 60-х гг. XIX в. в среде груз. интеллигенции, получившей образование в России, возникло движение «Тергдалеулеби» (т. е. испившие воды Терека; выпить воды из Терека при пересечении Кавказского хребта считалось символическим прощанием с родиной), или «Пирвели даси» (Первая группа). Движение положило начало новому этапу национально-просветительского движения в Грузии. Оно продолжало и развивало патриотические и демократические традиции ранних груз. гуманистов и просветителей: Вахушти Багратиони , католикоса-патриарха Антония I, А. Амилахвари, Д. Гурамишвили, Н. Бараташвили, Г. Эристави, Д. Кипиани и др. «Тергдалеулеби» возглавил прав. Илия Чавчавадзе (1837-1907), с именем к-рого связан прежде всего идейный переворот в идеологии груз. национально-просветительского движения 2-й пол. XIX в. Движение поддерживали широкие круги груз. об-ва, его членами были такие груз. мыслители, писатели, поэты, как А. Церетели, С. Месхи, Н. Николадзе, Д. Гогебашвили, А. Казбеги, Важа Пшавела и др. Первым печатным органом об-ва стал ж. «Сакартвелос Моамбе» (Вестник Грузии. 1863), закрытый после выхода 12 номеров. Позже «Тергдалеулеби» сотрудничали с газ. «Дроеба», ж. «Кребули» (Сборник), основанным св. Илией журналом «Иверия» (с 1886 газета). Большое внимание уделялось проблемам Грузинской Церкви и груз. языку. В 1861 г. св. Илия писал о том, что «три богатства достались... от предков - язык, отечество, вера. Если мы упустим и их, то что мы за люди и какой ответ сумеем дать потомкам?!» ( Чавчавадзе. 1965. С. 49). Составной частью программы «Тергдалеулни» стало также пробуждение национального самосознания и среди грузин-мусульман и католиков, к-рые после присоединения юж. и юго-зап. территорий чувствовали себя в отрыве от остального правосл. населения Грузии. Особое внимание об-ва было направлено на изучение груз. языка. В 1879 г. в Тифлисе св. Илией было основано Об-во по распространению грамотности среди грузин, при к-ром были бесплатные учебные заведения, где обучение в отличие от гос. училищ велось на родном языке.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Я написал об этом необычайном сне Патриарху. Как мне известно, он послал милостыню в церкви и монастыри, чтобы сорок дней поминали монахиню Марфу. Однажды Цисана предложила мне поехать в Тианети и посетить могилу монахини Марфы. Я ответил, что это будет для меня большой радостью. Она сказала: «У меня есть знакомый юноша, который несколько раз возил меня к могиле Марфы, я думаю, он не откажет отвезти нас; в какой день мы поедем?». Мы договорились на четверг, когда у меня не было уроков в семинарии. В четверг утром за мной заехала Цисана. Из машины вышел молодой человек и молча открыл мне двери. У меня было такое чувство, что он не хочет смотреть на меня, как будто в чем-то виноват передо мной. Цисана сказала: «Возьми благословение». Он послушно взял благословение и, что меня удивило, за всю дорогу не проронил ни слова. Как я узнал потом, это был тот самый человек, который нечаянно убил монахиню Марфу. Он старался сделать все, что в его силах, чтобы как-нибудь искупить свое невольное преступление. Он навещал родственников Марфы и помогал им как своим родным. Цисана сказала ему, что лучшим подарком для Марфы будет его молитва о ней, и если он хочет сделать ей радость, то должен еженедельно посещать храм и молиться на Литургии. С тех пор он стал ходить в церковь , словно монахиня Марфа своей смертью изменила жизнь этого человека. Одна женщина рассказывала мне, что когда она ехала с монахиней Марфой на святое место в монастырь, расположенный в горах где-то за Мцхета, с ними сидел в машине молодой монах, который увлекался поэзией и сочинял стихи. Он начал читать вслух свою лирику, а затем наизусть стихи Важа-Пшавела. У монахини Марфы глаза наполнились слезами, но она молчала. Увидев это, женщина после поездки спросила ее: «О чем ты заплакала? Может быть, этот монах, не зная твоей жизни, невольно причинил тебе боль?». Та ответила: «Нет, я думала о другом: как трудно монаху бороться со своими страстями и искушениями. А он, бедный, как ребенок, играет с огнем». Она повторила: «Мирские песни и стихи для монаха – это огонь, который может сжечь его душу». К сожалению, ее слова оправдались. Этот монах женился, заимел семью и впоследствии ходил по церквям, прося помощи для пропитания своих детей, а что еще хуже, вместо покаяния проповедовал, что где «любовь», там нет греха и блуда, что любви все дозволено. Вообще, монах, увлекающийся наукой или мирским искусством, если даже внешне он хранит обеты целомудрия, похож на птицу с опаленными крыльями, которая не может ни парить в небе, ни ходить по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

В 1929 году, в канун 100-летия со дня гибели Грибоедова, Мтацминдское кладбище было объявлено Пантеоном писателей и общественных деятелей Грузии. «Война с усопшими - это не по-христиански»; «Вас не «выселят», Александр Сергеевич, вас любят»; «Прекратить недостойную возню» - такими заголовками пестрят грузинские СМИ. Ниже мы приводим отклики представителей элиты  грузинской культуры и науки по данному вопросу: Важа Азарашвили, председатель Союза композиторов Грузии: - В который раз приходится удивляться некоторым политикам, навязывающим свои экстремистские предложения, которые лишь настраивают население, в том числе интеллигенцию, против них же самих. Это уже не политика, а элементарная безответственность. Порой ссылаются на прецедент варварского осквернения и разорения могилы героя отечественной войны 1812 года Петра Багратиона. И что же, на вандализм мы должны отвечать вандализмом? Ни в коем случае. Помимо морально-психологической стороны вопроса, очень важен чисто практический аспект проблемы: как быть с прахом Нино Чавчавадзе? Почему-то о ней никто не вспоминает. Или, может быть, она тоже в чём-нибудь провинилась? «Задумывались ли наши «горячие головы» над судьбой священных грузинских могил, находящихся в России: в Москве - в Донском монастыре, Всехсвятском, в Астрахани - это могилы создателя сборника гениальных притч и выдающегося общественного деятеля Сулхан-Саба Орбелиани, оставивших заметный след в истории царей Арчила II, Вахтанга VI и других. Что их может ждать в будущем? Маквала Гонашвили, председатель Союза писателей Грузии: - Чувствую себя глубоко оскорблённой как грузинка. Что за варварство! Обливают грязью прекрасную историю любви Нино Чавчавадзе и Александра Грибоедова... И, наконец, беспокоить прах усопших - это не по-христиански. Валерий Кварацхелия, журналист: - Меня удивляет, что именно в дни великого праздника Пасхи нам приходится затрагивать тему, тревожащую прах усопших. Какой резонанс это получит в мировом общественном мнении, которое всегда отдавало должное толерантности грузинского народа? Думаете, те, кто сегодня говорит о перезахоронении праха Грибоедова, открыли в его прошлом какие-то недопустимые ошибки? Уверен, они мало что о нём знают. «Горе от ума», и то, наверное, не читали. Тема используется лишь как повод для очередного витка в противостоянии с Россией. Если кампания войны с усопшими будет продолжаться, это повлечёт несчастье с точки зрения христианской морали и станет доказательством политической несостоятельности временщиков.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Светицховели панихиду по усопшему отслужил настоятель храма отец Микаел Мачарадзе. В 10 часов началась заупокойная служба, которую совершил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. От имени Патриарха для членов семьи и близких первого президента в этот же день состоялась поминальная трапеза. Почтить память Гамсахурдиа в кафедральный собор Светицховели в полдень 31 марта прибыли первые лица государства — президент страны Михаил Саакашвили с супругой Сандрой Руловс, председатель парламента Нино Бурджанадзе и премьер-министр Зураб Ногаидели. Михаил Саакашвили назвал этот день «историческим» и заявил, что в этот день «мы отдаем почести человеку, который прошел период политических потрясений, борясь за независимость Грузии». «Для нас настал момент осмысления, и в этот тяжелый период главное — единство грузинского народа», — сказал Саакашвили. По словам президента, «Грузия принадлежит всем ее гражданам без исключения, независимо от их политического прошлого и политических убеждений, будь то этнический абхаз, осетин, еврей или армянин, всем, кто любит Грузию». «Всего можно достичь только едиными усилиями, верой и укреплением патриотического духа», — заявил президент. «Я знал его десятки лет и, естественно, не имел права, да и наши личные отношения не давали мне права, не прийти и не выразить соболезнования его семье», — заявил у кафедрального собора Светицховели бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Джумбер Патиашвили. Патиашвили назвал первого президента «большим патриотом и человеком с трагической судьбой». По поводу политического противостояния, которое было между ним и Гамсахурдиа, Патиашвили сказал: «Мы в первую очередь люди и христиане. Я тоже христианин». Могила Гамсахурдиа стала 48-ой по счету и последней в Пантеоне, основанном в XIX веке. Здесь покоятся Илия Чавчавадзе, Акакий Церетели, Важа Пшавела, Николоз Бараташвили, Илия Векуа и другие известные деятели Грузии, а также выдающийся русский писатель и дипломат Александр Грибоедов и его супруга, грузинская княжна Нино Чавчавадзе.

http://patriarchia.ru/db/text/222688.htm...

Три лекции Дмитрий « Петр Луцик и Алексей Саморядов », «Андрей Тарковский» и « Алексей Балабанов ». Из программы «Библейский сюжет»: — Ингмар Бергман – Седьмая печать — Андрей Тарковский – Андрей Рублёв — Жертвоприношение (Андрей Тарковский ) — Покаяние (Тенгиз Абуладзе) — Восхождение (Лариса Шепитько) — Путешествие в Эммаус – Андрей Тарковский — Андрей Тарковский. Сталкер — Андрей и Арсений Тарковские — Мел Гибсон. Страсти Христовы — Сергей Эйзенштейн. Отроки в огненной пещи — Тенгиз Абуладзе – Важа Пшавела. Мольба — Андрей Тарковский. Солярис — Андрей Тарковский. Апокалипсис — Параджанов. Тени забытых предков — Быть! (Иннокентий Смоктуновский) — Покаяние (Василий Шукшин) — Мужчина и женщина (Фредерико Феллини) — Блудный сын (Федерико Феллини) — Дорога (Федерико Феллини) — Война и мир. (Сергей Бондарчук) — ‘Дух дышит, где хочет’ (Робер Брессон) — Внутреннее Царство. (Чарли Чаплин) — Рождество (Одри Хепберн) — Роберто Росселлини. За други своя — Юрий Норштейн. Шинель — Михаил Ульянов. ‘Братья Карамазовы’ — Иван Пырьев. ‘Не судите, да не судимы будете!’ Христианское кино 12 самых популярных фильмов на портале «Предание» с декабря 2014 по июнь 2016 гг. (т. е. за всю «историю наблюдений») 12. «Зеркало» Андрея Тарковского — один из величайших фильмов мирового кинематографа. Сам Тарковский так говорил о «Зеркале»: « В «Зеркале» мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениями с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга ». « “Зеркало” — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. «Зеркало» религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного “сюжета” ». 11. «Мост в Терабитию» Габор Чупо — фильм хоть и рассчитанный на «юного зрителя», посвящен смерти. Но ведь смерть — самый «сложный вопрос» для всех нас, тем более для подросткового возраста. Фильм сумел рассказать о смерти, серьезно и глубоко, и самое сложное (и самое прекрасное ) — рассказал все же историю светлую, «жизнеутверждающую» как не парадоксально (при этом не скрывая всей трагичности и мрака смерти). Так, думается, и надо рассказывать о смерти тем, кто впервые о ней спросил. Зритель убедится что ответ, даваемый фильмом, — глубоко христианский. Сюжет же на вид как будто незатейливый. Обычная фермерская семья, обычный парень Джесс. Обычная завязка — «новенькая в классе». Он и она выдумывают волшебную страну. Тонкость и поэтизм описания Терабитии бросается в глаза, надо заметить еще в ней христианскую символику, память о Рае. Терабития — предвосхищение того, как правильно отнестись к «трагическому» финалу книги, как к введению к христианскому отношению к смерти.

http://blog.predanie.ru/article/kinoteol...

Опасность для общества таится именно в неправильной трактовке понятий «национальная идентичность» и «свобода личности». Два грузинских гения, великие отцы нашего народа в своих творениях очень четко изложили, что означают понятия «национальная идентичность» и «свобода личности» в христианском понимании. Я имею в виду публицистические произведения святого праведного Илии (Чавчавадзе) «Отвержение в нас» и Важа Пшавела «Что есть свобода?» . Из их рассуждений следует, что опасность для общества таится именно в неправильной трактовке понятий «национальная идентичность» и «свобода личности», которую выдвигает либерализм. Причина этого кроется в том, что либерализм возник в лоне такого сообщества, которое удалилось от древнего Церковного Предания. И если кто-то действительно желает вернуться к корням христианства, то он должен обратиться к единственной истине – Заповедям Господа нашего Иисуса Христа, которые в неизменном виде хранит на протяжении двух тысячелетий Православная Церковь, – и тогда всё встанет на свои места. Главной ценностью либерализма в является человек, удалившийся от Бога и находящийся в греховном состоянии К сожалению, главной ценностью либерализма в его современном понимании является человек, удалившийся от Бога и находящийся в греховном состоянии. Либерализм это рассматривает как естественное (нормальное) состояние человека, равно как и удовлетворение любого его желания, если это не запрещено законом. Именно так превратно толкуется либерализмом свобода личности. Сегодня всеми способами попирается национальное достоинство и вера, это направлено на подрыв устоев общества, деградацию наших традиций и образа жизни, и тут, к сожалению, большую роль играют СМИ. Личный грех человека является проблемой его самого и определяет его конечный удел, но публичное обучение греху и его рекламирование совращает и губит всё общество! За последние годы на основании единодушного решения грузинского духовенства и верующего общества, по непосредственной инициативе нашего Патриарха, Священным Синодом Грузинской Православной Церкви были канонизированы многие церковные и государственные деятели, борцы против империализма и коммунизма, защитники национальной идентичности. Вспомним некоторых из них: Имеретинский царь Соломон II, митрополиты Досифей Кутаисский и Евфимий Гаенатский, Димитрий Кипиани, епископ Гавриил (Кикодзе), Илия Чавчавадзе, патриархи Кирион II и Амвросий (Хелая), братья Карбелашвили, архимандрит Гавриил (Ургебадзе)…

http://pravoslavie.ru/72455.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009