Важа Пшавела. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Важа Пшавела. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Важа Пшавела (1861-1915; псевд. груз. поэта Луки Разикашвили) окончил Горийскую учительскую семинарию, слушал лекции на юридическом фак-те в С.-Петербурге. Был учителем, занимался сельским трудом. Патриотическая лирика Важа Пшавелы, проза и эпос пронизаны любовью к народу. В его поэзии природа предстает в противоборстве света и тьмы, добра и зла («Песня горца», «Весна», «Свадьба великанов»). В стихотворениях «Хороший крепостной», «Орел», «Ночь в горах», «Старинная песня воинов» поэтом создан величественный образ Родины. Вершиной его творчества, оказавшего влияние на подъем и развитие груз. национального самосознания, стали поэмы «Змееед», «Бахтриони», «Гоготури и Апшина», «Алуда Кетелаури», «Гость и хозяин». Особое место в развитии груз. прозы принадлежит Д. Клдиашвили (1862-1931). После окончания киевского и московского военных училищ, забыв полностью родной язык, вернувшись в Г., он вскоре стал одним из лучших мастеров груз. слова. Его рассказы «Соломан Морбеладзе», «Мачеха Саманишвили», «Несчастье», «Счастье Ирины» и др. переиздавались и ставились на груз. сцене. Своеобразным итогом лучших традиций груз. реалистической лит-ры XIX в. является творчество Э. Ниношвили (Ингороква) (1859-1894). Исключенный из духовного уч-ща за участие в революционном движении, он сменил множество профессий и много путешествовал по стране. В творчестве Ниношвили отражены жизнь и быт его родного края Гурии. В одном из первых его романов - «Гурийском бунте» - рассказывается о событиях крестьянского восстания в Г. в 1841 г. Социальные противоречия, существовавшие между различными слоями груз. общества,- тема рассказов «Гогиа Уишвили», «Писарь Мосэ», «Симона». Особое место в истории груз. культуры занимает выдающийся педагог и детский писатель Я. Гогебашвили (1840-1912). Род. в семье священника. В 1861 г. окончил Тифлисскую ДС. В 1861-1863 гг. учился в КДА. Им были созданы основанные на принципах передовой теории и методики классические учебники «Грузинская азбука и книга для первоначального чтения» (1865), «Бунебис кари» (Дверь в природу, 1868), «Дэда эна» (Родной язык, 1876). Гогебашвили - автор многочисленных детских рассказов патриотического содержания, среди к-рых выделяются «Что сделала Иавнана?», «Царь Ираклий и ингилойка», «Самоотверженные грузины» и др.

http://pravenc.ru/text/168205.html

В 2007 г. был записан диск «Слава в вышних Богу», куда вошли созданные И. муз. композиции церковных произведений: Трисвятое, «Ис полла эти, деспота», «Отче наш», ектения при рукоположении, «Милость мира», «Покаяния отверзи ми двери», «Свят Господь Бог наш», заупокойная ектения, «Прииди ко мне, Господи», исполняемый на акафисте гимн св. Нине «Радуйся, прекрасная» и песня на стихи груз. поэта Важа Пшавелы «Эрекле перед боем». Песнопения на музыку И. часто исполняются на церковных и народных праздниках. В 2007 г. в Тбилиси был издан альбом с воспроизведением икон, написанных И.: «Троица», «С нами Бог», «Ветхий денми», «Грузия под покровом Всевышнего», Иверской и Влахернской икон Божией Матери, образов архангелов Михаила и Гавриила, прор. Давида, св. царей Соломона II и Вахтанга Горгасали, св. царицы Тамары и др. Иконы работы Католикоса-Патриарха можно увидеть в Самеба, в Тбилисском Сиони, в ц. Пресв. Богородицы в монастыре Манглиси , в кафедральном соборе св. царя Вахтанга Горгасали в Рустави, в Грузинской Патриархии. Его кисти принадлежит фреска с изображением св. царицы Тамары в ц. Пресв. Богородицы в Дидубе (Тбилиси); в соавторстве с ним разработана иконография Спасителя для росписи в куполе Самеба. Католикосу-Патриарху принадлежат также живописные и скульптурные портреты известных груз. мирян. Награды и звания И. является почетным членом МДА (с 1978); почетным доктором богословия Нью-Йоркской ДА (с 1991); действительным членом Международной академии информатизации при ООН и почетным членом Критской ДА (с 1997); почетным доктором богословия Свято-Тихоновской ДС Православной Церкви в Америке (с 1998); почетным доктором богословских наук Тбилисского государственного ун-та (с 2003); почетным членом АН Грузии (с 2005). Имеет много церковных наград и светских знаков отличия, среди которых - ордена св. равноап. Нины и вмч. Георгия (ГПЦ) «за усердное служение Церкви Христовой» (1972 и 1977); орден св. Иоанна Рильского 1-й степени (БПЦ; 10 мая 1977); орден Дружбы народов «за большую патриотическую деятельность в защиту мира и в связи с 50-летием»; орден св.

http://pravenc.ru/text/389389.html

И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 90-е гг. XIX в. И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1875 г. по инициативе И. и С. Месхи в Тифлисе было основано Товарищество издателей груз. книг, выпускавшее совр. груз. лит-ру, книги исторического содержания и учебники, что способствовало повышению уровня образования и популяризации национальной культуры в Грузии. Совместно с мч. Димитрием Кипиани И. был одним из инициаторов создания Об-ва по распространению грамотности среди грузин (1879). С 1882 г. до кончины И. был его председателем, что позволило ему открыть мн. школы и читальни, заняться усовершенствованием школьных программ и учебников, решать проблемы, возникшие в системе образования. Занимаясь изданием, скупкой, рассылкой книг, об-во играло значительную роль в приобщении народных масс к образованию и в развитии национальной культуры в целом. Именно об-ву с согласия супруги И. завещал свое имение в с. Сагурамо и все свое состояние ( Иовидзе. 1947. С. 265-266). В 1879 г. И. призвал грузин поддержать испытавших множество лишений «присоединенных братьев» - грузин-мусульман, территории расселения к-рых (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артануджи, Олтиси) были отторгнуты у Турции и вошли в состав Российской империи по Берлинскому трактату 1878 г. «Теперь,- писал он,- от вас самих зависит доказать на деле народную поговорку: братья познаются в беде!» (Иверия. 1879. 9/10. С. 139-144). Призыв И. был поддержан всей Грузией и стал частью программы «Тергдалеулеби», основой которой было пробуждение национального самосознания среди грузин - мусульман и католиков. И. был основателем Грузинского драматического об-ва (1879) и одним из тех, кто возрождал груз. национальный театр. Когда была собрана постоянная труппа, И. выхлопотал в Дворянском банке субсидии для театра. Он публиковал пьесы, к-рые ставились в театре, поощрял работавших над созданием новых, сам написал для театра пьесы «Сводница» и «Сцены из крестьянской жизни после их освобождения», совместно с И. Мачабели сделал высокохудожественный перевод трагедии У. Шекспира «Король Лир». В течение неск. лет И. вел театральное обозрение в газетах «Дроеба» и «Иверия», где рассматривал организационные проблемы театра, вопросы режиссуры и актерского мастерства. Его беспристрастные оценки новых постановок, деловые замечания и художественный анализ театральных работ способствовали профессиональному росту многих театральных деятелей, в частности актеров К. Кипиани и К. Месхи, актрис М. Сапаровой, Н. Габуния и др. Благодаря И. были по заслугам оценены талант и труды Николоза Бараташвили, Важа Пшавелы, Вахтанга Орбелиани, мч. Димитрия Кипиани, свт. Гавриила (Кикодзе) и др.

http://pravenc.ru/text/389349.html

Тбилиси. Неизвестная церковь на проспекте Важи Пшавелы. Церковь. Действует.   Год постройки:приблизительно не ранее 2015. Адрес: Грузия, г. Тбилиси, просп. Важи Пшавелы, парк Нико Кварацхелия Координаты: 41.722839, 44.7237 Проезд:станция метро " Важа Пшавела " Вопрос модератора :уточнить датировку. Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60786

– Мы не едим мясо на Новый год. Ведь строгий пост… – попыталась вежливо отклонить такое предложение теща. – А мы так не делаем! – отозвалась Текла. – Важе и Геле мяса не дай, так они меня съедят. Это все вы, городские, моду завели поститься. У нас в деревне не до этого. Мы по-простому живем. – Вы что, неверующие? – охнула Пикрия, стараясь смягчить интонации осуждения в голосе, чтобы не обидеть. – Очень даже верующие! – Текла быстро перекрестилась и поспешила привести веское подтверждение своего вероисповедания: – Я всегда на Мариамоба и Гиоргоба свечки зажигаю. А Гелу моего вымолила. После двух дочек три аборта сделала – плохие годы были – и не могла какое-то время родить. А Важа сына хотел. Потом Гела родился, и Важа на Ломисоба пошел и барана зарезал. Пикрия незаметно вздохнула и попыталась объяснить, что в свином мясе холестерин, но Текла, кажется, не знала этого слова. Поняла по-своему: – А-а, так ты если больная, у нас тут Тассо-бебо всех заговором лечит. И тебя вылечит в два счета. Потом спросила без обиняков: – А Тея по-женски здоровая? Рожать сможет? Городские девки, говорят, по-женски все больные. Пикрия впала в шок от такой беспардонности. А Текла как ни в чем не бывало вела ее дальше по хозяйству. Показывала, сколько у нее растет айвы и сколько вишни. Потом был подведен итог: – Мы в деревне самые богатые. Для Гелы еще в прошлом году отдельный дом построили. Но его еще закончить надо. А пока молодые вместе с нами поживут. – Тее учиться надо! – внесла свои коррективы Пикрия. Текла уставилась на нее, будто Пикрия сморозила несусветную глупость. – Зачем учиться? Она уже замужем. Завтра дети пойдут, потом хозяйство… Меня Важико тоже в 16 лет украл, я даже аттестат не получила. Не до того было. – Тея собиралась поступать в консерваторию, – пыталась объяснить ей Пикрия. «Учиться?! – Текла смотрела так, будто Пикрия сморозила несусветную глупость. – Зачем? Твоя дочь уже замужем!» Но, видимо, они говорили на разных языках. Текла перебила ее: – Собиралась в консерваторию, а оказалась у нас. Зачем жить прошлым?! Э-э-э-э, тут сена не хватает, – схватила вилы и умело перекинула корове пару охапок. – Пошли в дом. Некогда о глупостях говорить…

http://pravoslavie.ru/127060.html

– Может, встретимся, в кино сходим? Я приглашаю. Но ответом ему была захлопнувшаяся дверь. Казалось, все было ясно и доступно обрисовано. Так этот Рамаз не унялся – и через месяц явился с цветами и шампанским делать предложение. Кетино восприняла это как глупую шутку и даже дверь ему не открыла. Неожиданно вынырнуло из небытия «хорошо забытое старое» – ее одноклассник Важа, который вздыхал по Кетино все 10 лет. Теперь он набрался смелости, позвонил, полчаса выносил мозги разговорами о старых друзьях со школы, докладывал, кто чем дышит. Кетино, с трудом сдерживая зевоту, отвечала ему односложно. Потом Важа неожиданно выпалил: – Кети, умоляю, стань моей женой. Я всегда тебя любил. Кетино вспомнила, как дразнили Важу мальчишки в школе, и не смогла сдержать смех. Выходить замуж за человека по кличке «Кролик» – это просто не укладывалось в голове. Месяцы складывались в года. Кетино продолжала посещать службы и ждать обещанного по евангельскому слову «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Выходить замуж за человека по кличке «Кролик» – это просто не укладывалось в голове Около их школы был развлекательный центр, в котором ее подшефные школьники иногда отмечали свои дни рожденья и приглашали Кетино-мас (сокр. обращение к учителю на грузинском – Ред .). Она приходила туда из вежливости, поздравить именинника и немного посидеть со своим классом в неформальной обстановке, абсолютно не обращая внимания на обслуживающий мероприятие персонал. И была очень удивлена, когда ей на Фейсбук прислал запрос на дружбу какой-то Армен, да еще написал в сообщении: «Кетино, я давно за вами наблюдаю. Пожалуйста, позвольте с вами общаться. Я работаю аниматором в Тропиках”. Вы женщина моей мечты». Это было последней каплей. Кетино его тут же заблокировала и расплакалась. Десять лет молиться о семейном счастье, а тебе, как в издевку, посылают какого-то клоуна. Все, хватит. Ноги ее не будет в церкви. Эксперимент не оправдал себя. Баста. Нахлынуло и закрутило уныние. Жизнь казалось безвозвратно перечеркнутой. Особенно было жалко десяти с хвостиком лет. Кетино по привычке моментально сосчитала часы, проведенные на службе, и просуммировала. Число часов выглядело еще более ужасающим в сравнении с годами.

http://pravoslavie.ru/128008.html

– Алле! Лика (Назико, Пикрия, Саломе, Текла)! Бог посмотрел в мою сторону. Я теперь живу у Ларисы, прямо в центре. Записывай адрес. Да, как сможешь, забегай. Посидим, поболтаем, кофе попьем. Гостья взялась за телефон. За час обзвонила полгорода и пригласила в гости… «к себе в новый дом» Ларисе эти перезвоны нравились все меньше и меньше, но сама себя успокаивала. Ведь ничего страшного не происходит. Ну, придут люди, наверное, они все хорошие и добрые. Возможно, Лариса найдет среди них новых друзей и ее жизнь предпенсионерки станет не такой пресной и однообразной. Тут в дверь нетерпеливо зазвонили. Лариса пошла открывать, а кто-то невидимый уже по-свойски бухал в дверь кулаком: – Э, открывай!!! – Вам кого? – оторопела Лариса от такой наглости. – Нино моя тут? – доносился пьяный рык с лестничной площадки. Нино подскочила, заметалась по комнате. Зашипела театральным шепотом, делая страшные глаза: – Это Важа мой меня ищет. Спрячь меня куда-нибудь. Я, как дурра, дочке адрес твой оставила – так, на всякий случай. А Важа меня, значит, нашел. Не может без меня. Как выпьет, совсем крыша едет. А знаешь что… Скажи: я от тебя в Зестафони поехала. Дверь не открывай, а то его потом отсюда только с полицией вытащить получится. Лариса кое-как отбрехалась от навязчивого гостя через закрытую дверь. Это было нелегко, но через час он всё-таки ушел. Нино на радостях чуть не задушила Ларису в объятиях. – Люблю тебя, генацвале, обожаю!!! Потом как по команде зазвонил мобильник. Это подружки Нино уточняли адрес. Через полчаса небольшая квартирка Ларисы напоминала растревоженный улей. Нино наскоро представляла свой шумный состав. – Это Назико, мы с ней со школы дружим. А это Лика, троюродная сестра моей соседки со старой квартиры. Так сдружились, люблю ее, как сестру… А это Текла, из параллельной группы в колледже. Саломе мою племянницу крестила. Считай, родня. Еще придут Эка, Мака, Тамрико и Изо. Все свои. Грех не позвать, раз такой вариант подвернулся. Надо же отметить Рождество. На кухне кто-то из гостей вовсю инспектировал холодильник, Нино по-хозяйски уже несла тарелки и вилки. И откуда только узнала, где лежат?..

http://pravoslavie.ru/137314.html

Конституционное соглашение, упомянутое в статье 5, не доведено до конца и поныне. Оно не включает в себя механизма активации, то есть практически нереализуемо. Его реализация в каждом новом случае полностью зависит от политической воли правительства. К сожалению, сегодня происходит путаница в ряде понятий. Одним из таких понятий является идентификация «прав человека» со своеволием. Самоуправство и право не являются синонимами. Право – это дарованное Богом жизненно важное условие: право на любовь, на создание семьи, на работу, на выражение таланта и собственной воли на благо себе самому и всему обществу. Своеволие же является эгоцентрическим проявлением свободной воли человека в ущерб себе самому и всему обществу. Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Возможность делать и право делать что-либо не являются синонимами. Падшая природа человека включает в себя также и возможность убийства и самоубийства. В Антидискриминационном законе не выражены четко моральные и нравственные дефиниции. Обращение Патриарха и его призыв не спешить с принятием закона, уточнить некоторые термины, провести общественные слушания – были проигнорированы. Евангельским идеалом является освобождение человека от уз мира сего. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32); «Всякий, делающий грех, есть раб греха… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8: 34, 36). Храмы Тбилиси  Приводим выдержки из статей Важа Пшавела и святого праведного Илии Чавчавадзе, которые упоминает владыка Андрей: «Чего требует свобода от личности? Как должен вести себя свободный человек? Свободный человек должен вести себя так, чтобы своим поведением никому не навредить, ни – тем более – обществу. Напротив, его деятельность должна быть направлена на благо страны. Если это условие не будет соблюдено личностью, тогда всё им содеянное будет являться злодеянием, потому что только разбойник действует этак свободно, для собственной выгоды. Таким образом, свобода выражается не только в том, чтобы говорить, писать и делать то, чего пожелаешь, – нет! Подоплекой каждому слову и действию должно быть всецелое общенародное счастье и все поступки должны быть если не полезными для страны, то, по крайней мере, не вредными и не ущербными». –  Важа Пшавела . Что есть свобода?

http://pravoslavie.ru/72455.html

«Почему с приветом?», – спросите вы? – Да потому, что его никто всерьез не воспринимал. Так, мальчик на побегушках. Целый день во дворе только и слышалось. – Эй! Шекспира! Ты куда пропал? По-братски подымись ко мне, что-то тарелка барахлит, Москву не ловит, – кричит Важа Сихарулидзе, свесив полный живот за перила резного балкона. И Шекспира будто ветер сдувает из его каморки с тутой. Через пять минут его черная кучерявая голова уже мелькает на балконе второго этажа. Не пройдет и два часа, как истеричка Этери зовет с противоположного балкона: – Шекспира-а! Где ты? А ну выгляни! И на балконе тут же появляется знакомый худой силуэт с поднятыми плечами до ушей. Шекспир сутулый, как вопросительный знак. – Что хочешь, тетя Этери? – У меня мясорубка не режет. Приди, ну, нож заточи. Через какое-то время из ее кухни доносятся кляцающие о металл звуки. Затем слащавая похвала ворчуньи Этери, которая ухитрилась быть в ссоре со всеми во дворе попеременно. – Ай, сагол , Шекспир. Правда, золотые руки. Только, жалко, невезучий. Это тоже было общедворовое мнение. Да и как еще назвать человека, который вечно без денег бегает взад-вперед, а за труды свои ничего не просит, считая, что «на соседях деньги делать нельзя»? Постоянной работы Шекспир, естественно, не имел. Позовет его кто-то раз в квартал проводку провести или покрасить что-нибудь, – и то хорошо. Вот и был Шекспир постоянно в долгах, курил чужие сигареты, если угощали, и так перебивался из года в год. А о лучшем даже не мечтал. По безотказности ему хоть раз в день перепадала то тарелка супа, то аджабсандал. Свет у него в каморке был пожизненно отключен за неуплату. И соседи иногда спускали с верхних этажей удлинитель – одалживали свое электричество. Так дожил Шекспир до 40 лет с хвостиком. День рожденья он никогда не отмечал и всегда путал свой точный возраст. И вдруг такое однообразное житие его резко изменилось. Старый Тбилиси. Художник: Давид Мартиашвили      В то историческое утро Шекспир проснулся от стука в потолок. По ударам сообразил: орудовали шваброй. Так Этери звала его, когда что-то было нужно.

http://pravoslavie.ru/65040.html

Осенью 1861 г. И., студент 4-го курса ун-та, оставил учебу из-за «студенческой истории», как он написал в автобиографии для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (ЭС. 1903. Т. 37. С. 359),- студенческих волнений С.-Петербургского, Московского и др. ун-тов. Документ о его исключении был подписан 4 нояб. 1863 г. ректором ун-та Э. Х. Ленцем. И. принял активное участие в груз. общественной жизни, возглавив национальное движение 2-й пол. XIX в. В 60-х гг. XIX в. среди груз. интеллигенции, получившей образование в России, возникло движение «Тергдалеулеби» (испившие воды Терека), или «Пирвели даси» (Первая группа)). Название движению дал обычай: уезжая учиться на север и пересекая Кавказский хребет, студенты символически прощались с родиной - пили воду из Терека. И. возглавил «Тергдалеулеби», охватившее широкие круги груз. об-ва, его членами были мыслители, писатели, поэты (Н. Николадзе, А. Казбеги, Важа Пшавела, А. Церетели, Д. Гогебашвили, С. Месхи и др.). И. и его сторонники активно публиковались в ж. «Цискари» (Заря), на страницах к-рого, по словам И., назвавшего журнал «колыбелью молодых писателей», началась реформа груз. языка и лит-ры. Здесь впервые были напечатаны произведения груз. писателей и поэтов: И., Д. Гурамишвили, А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, А. Церетели и др. В 1863 г. под началом И. издавался периодический орган «Тергдалеулеби» - ж. «Сакартвелос Моамбе» (Вестник Грузии), просветительско-демократического направления, оказавший влияние на развитие груз. прессы. Эпиграфом к изданию была выбрана цитата из Евангелия: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето» (Мк 13. 28). Преемником издания стал основанный И. в 1877 г. ежемесячный демократический ж. «Иверия» (в 1886-1906 - ежедневная газета). И. стал первым главным редактором журнала (до 1902), с изданием сотрудничали почти все деятели национального движения Грузии. И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 60-е гг XIX в. И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 60-е гг XIX в.

http://pravenc.ru/text/389349.html

  001     002    003    004    005