Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ высшая власть во Вселенской или автокефальной Поместной Церкви . Согласно правосл. вероучению, Главой Церкви является Господь Иисус Христос (Еф 5. 23; Кол 1. 18). Однако в земном, историческом бытии Церковь как христ. община или совокупность общин имеет власть в себе самой, подлежащую каноническим характеристикам и осуществляемую человеческой инстанцией. Правосл. экклезиология и история Церкви свидетельствуют, что постоянно пребывающим носителем В. ц. в. является Богоучрежденный вселенский епископат (см. Епископ ) - преемник Собора апостолов . Возглавляя церковные общины и объединяясь вокруг первоиерархов автокефальных Церквей, епископы находятся в постоянном молитвенно-каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между Поместными Православными Церквами; одновременно они решают возникающие во взаимоотношениях Поместных Церквей спорные вопросы и иные проблемы, употребляя принадлежащую им В. ц. в. Формы этого общения и координации могут быть разными: помимо молитвенного общения, к-рое никогда не прерывается, в эпоху гонений общение осуществлялось через посещения епископами Церквей своих собратий, через обмен посланиями, через Соборы архиереев отдельных провинций Римской империи (см. ст. Поместные Соборы ); после Миланского эдикта (313) Соборы стали созываться регулярно. Наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата являются Вселенские Соборы (см. Вселенский Собор ), к-рых в истории Церкви было 7. Каждый созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Прообразом Вселенских Соборов стал Иерусалимский Собор апостолов (Деян 15. 1-29). Помимо Вселенских и поместных Соборов в собственном смысле слова в истории Церкви были и такие Соборы, к-рые хотя по традиции и причисляются к поместным, но либо по важности постановлений, либо по составу имели большее значение, чем обычные поместные. К ним относятся Поместные Соборы, правила к-рых вошли в канонический свод, а также К-польские Соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в К-поле 1341, 1347 и 1351 гг. и др., определения к-рых имеют догматический характер. Примером Собора, имевшего по своему составу общеправосл. значение, может служить Большой Московский Собор 1666-1667 гг. Хотя более 12 веков правосл. Церковь живет без Вселенских Соборов и вопрос о созыве нового Вселенского Собора продолжает оставаться открытым, это не значит, что она в наст. время не имеет высшей власти.

http://pravenc.ru/text/161097.html

Вопрос. Думать, что Церковь может погрешать, не противно ли благости и премудрости Бога? Ответ. Без сомнения, – противно. Благий Господь, совершивший наше спасение, не мог вверить нас руководству людей, способных заблуждаться и не мог для достижения нами спасения дать нам столь ненадежного руководителя, как Церковь , способная погрешать. Вопрос. Думать, что Церковь может погрешать, не противно ли любви к нам Бога? Ответ. Без сомнения, – противно. Бог, который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ), не мог вверить вас руководству Церкви, которая может погрешать и заблуждаться. Вопрос. Что должно заключить из сказанного о непогрешимости Церкви? Ответ. Для того, чтобы иметь истинную веру, мы должны иметь наставника и руководителя, который не мог бы заблуждаться. Этот наш наставник суть пастыри и учители Церкви во всей их священной совокупности, которым мы и должны повиноваться, так как Иисус Христос и Его Апостолы более не живут среди нас и так как Св. Писание, произвольно изъясняемое каждым христианином, приводит, как это мы видели, к выводам ложным и противоречивым. 4) Соборы и их власть Вопрос. Какие были соборы в Церкви? Ответ. 1) соборы поместные и 2) Соборы вселенские. Вопрос. Что должно разуметь под именем поместного собора? Ответ. Собрание пастырей и учителей Церкви одного какого-либо народа или одной страны. Вопрос. Что должно разуметь под именем вселенского собора? Ответ. Собрание пастырей и учителей Церкви по возможности со всей вселенной. Вопрос. Могут ли соборы погрешать в деле веры? Ответ. Вселенские соборы непогрешимы в деле веры; но поместные соборы могут погрешать. Вопрос. Почему должно думать, что вселенские соборы не могут погрешать в деле веры? Ответ. Потому что, если бы вселенский собор погрешил в деле веры, то вся вселенская Церковь впала бы в заблуждение; но это не может быть, так как Иисус Христос сказал, что врата ада не одолеют Церкви ( Мф.16:18 ). Вопрос. Как должно смотреть на постановления вселенских соборов?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вселенскими Соборами называются те Соборы, которые при содействии христианской императорской власти созывались из епископов всей Христианской Церкви для рассмотрения догматических (вероучительных) и канонических (дисциплинарных) вопросов. Различают Соборы Вселенские и Поместные. Вселенскими Соборами называются те Соборы, которые при содействии христианской императорской власти созывались из епископов всей Христианской Церкви для рассмотрения догматических (вероучительных) и канонических (дисциплинарных) вопросов. Поместные Соборы — это Соборы епископов какой-то определенной области. Решения Соборов Православной Церкви, как Вселенских, так и Поместных, имеют высочайший авторитет, поскольку принимаются по воле Святого Духа. Это подтверждает непреложное обетование Христово о даровании Его последователям Утешителя, Который пребудет вовек ( Ин. 14:16 ), Духа истины, наставляющего на всякую истину ( Ин. 16:13 ). Дух истины, вовеки пребывающий в Церкви, никогда не может ошибаться или внушать соборному разуму церковной полноты что-либо богопротивное, поэтому и гласит постановление Апостольского Собора: угодно Духу Святому и нам ( Деян. 15:28 ). Если же Собор высказывает мнения и принимает решения, не соответствующие опыту Церкви и Ее учению, то такой Собор называется лжесобором. Краткие сведения о Вселенских Соборах В период с IV по VIII в. византийские императоры по ходатайству представителей Поместных Церквей для сохранения чистоты веры созывали Вселенские Соборы. Главной целью Вселенских Соборов было рассмотрение различных неправильных, или еретических, взглядов и мнений относительно вопросов веры, их торжественное свидетельство об истинном учении — провозглашение догматических определений. Наряду с решением вопросов догматических (учительства) решались и канонические, то есть вопросы дисциплины, управления и суда. Императоры финансировали все расходы, связанные с Соборами, назначали места соборных заседаний, лично на них присутствовали или отправляли своих чиновников для наблюдения за порядком, распускали Соборы и по предложению Собора скрепляли акты Соборных деяний своими подписями. Однако императоры, в сущности, не входили в состав членов Собора и не имели права влиять на содержание соборных решений, хотя иногда и претендовали на это. Полноправными членами Соборов, которым принадлежало право решающего голоса (лично или через заместителей), были епископы разных областей Вселенской Церкви — выразители ее голоса.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

По мнению соборян, Церковь может занять это первенствующее положение как святыня большинства российского населения и историческая сила, созидавшая российское государство. Но при этом они четко позиционируют Церковь в сфере общества, а не государства. Так, если между Церковью и государством возникают конфликты, то мы решаем их в судебном порядке. Это четко показывает, что Церковь мыслит себя как институт, отдельный от бюрократической машины. Но вообще, основа будущего взаимодействия с российским государством мыслится Церковью как сотрудничество на разных поприщах. Как Собор видел будущее устройство Русской Церкви, ведь для определения этого устройства он прежде всего и собрался? Я подчеркну очень важный момент: Собор последовательно подводит принцип баланса иерархического и соборного начал через всю систему церковного управления, которую он выстраивает. Проиллюстрирую это на нескольких примерах. Собор восстанавливает патриаршество вместе с соборностью. По мысли Собора, патриаршество без Соборов невозможно, это единые две категории, которые сосуществуют и не могут быть упразднены. Если мы упраздняем одну категорию, упраздняется вторая категория, как было в синодальный период: нет патриаршества – нет Соборов. Восстанавливая патриаршество, мы восстанавливаем соборное начало. По мысли Собора, Патриарх кровно связан с соборностью, поэтому соборы должны созываться регулярно. И высшие органы церковного правления отчитываются перед Соборами и избираются Соборами, равно как и Патриарх отчитывается перед Собором. Как Собор мыслит будущую соборную структуру Церкви? Будущие Соборы – как видел их Собор 1917–1918 гг. – можно разделить на две категории: регулярные и созываемые по определенному поводу. Регулярные Соборы должны были собираться раз в три года. По своему составу соборы трехлетнего цикла – это малые Соборы, делегацию которых формирует церковный округ, в который входит несколько епархий. А вот каждый третий регулярный Собор, то есть Собор девятилетнего цикла должен был быть Собором расширенного состава, так как его делегацию должна была формировать епархия, поэтому на Собор девятилетнего цикла должно было приезжать численно больше делегатов. При этом все регулярные Соборы – это Соборы смешанного состава: их членами должны были быть и епископы, и приходские клирики, и миряне.

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-191...

1, р 326–331; t. II, р. 199–234), иногда – на один (А.Р.С. t. 1, р. 462:472), два года (А.Р.С. t. 1, р. 325:501), иногда – на 15 (А.Р.С. t. 1, р. 50, 335:558), на 30 лет (А.Р.С., t. 1. р. 143, 379:539). 892 Курганов. Отношение между церковн. и гражд. вл. в визант. импер., стр. 231, 558 и др.; Хониат., 1, р, 102–103; A.P.C., t. I, 262, 475–476; Пахимер т. 1, 240; Syntagma t. V, р. 307, 311; Курганов. Устройство управл. в ц. корол. греч., стр. 51. 899 Вот например, один из многолюднейших синодов – синод от 997 г. при патриархе Сисинии – присутствовало, кроме патриарха-председателя, 30 архиереев (Synt. t. V, p. 19). И, затем, самый многолюдный из всех – синод при патриархе Алексие – присутствовало без патриарха, 33 митрополита и архиепископа (Syntagma, t. V, p. 32). Сравнивая числа присутствовавших здесь архиереев с количеством митрополичьих и архиепископских кафедр, входивших в ту пору в состав константинопольского патриархата (см. Wilzsch. Handbuch der kirchlichen Geographien und Statistik, В. 1, S. 406–438), мы далеко не видим, чтобы на указанных синодах присутствовали все митрополиты и архиепископы. 900 Правила св. апост., всел. и поместн. соб. Издание Московск. общества любителей духовного просвещения т. 2, стр. 1207. 907 См синод νδημοσα от 518 года при патриархе Иоанне каппадокиянин: Hefele, В. II, S. 689; см. синод от 1156 г. при патриархе Луке Хрисоверге: Migne. Patrol, curs, compl., t. CXL p 177–201 см. синод от 1401 г. при патриархе Матфии: Acta patr. Const., t. II, P. 529. Исследователи русских церковных соборов XVI и XVII столетий не вполне согласны между собой в классификации их. Так, г. Виноградский делил соборы: на соборы 1) «освященные» и 2) повременные, причём первые, по нему, носили характер постоянного учреждения наподобие нынешнего Святейшего Синода (Церковный собор в Москве 1682 г. Смоленск. 1899. Стр. 19). Проф. Каптерев, находит нужным разделять русские соборы натри группы: на соборы 1) избирательные, 2) соборы неполные с их подразделением на меньшие и большие и 3) соборы в собственном смысле или истинные (Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Вселенские соборы, οικουμενικς συνδοι, в первоначальном понимании – это соборы, имеющие значимость для всего пространства Греко-римской империи. Ныне под Вселенскими соборами мы понимаем соборы, постановления, решения которых имеют авторитет и силу для всего православного мира, всей православной Церкви. Постановления Вселенских соборов являются частью Священного Предания Церкви и источником церковного вероучения. Русское слово «вселенский» передает греческое слово, которое происходит от двух слов: οκος – дом, жилище и οικω – обитать, жить, населять. Под вселенной – οικουμνη – греки понимали обитаемую, населенную землю, землю, известную им самим и преимущественно населенную ими. При этом остальной мир мыслился потенциально греческим. Завоевание этого мира, распространение империи в христианскую эпоху рассматривалось и как форма миссии. Решения Вселенских соборов Церковь признает как имеющие богодухновенный характер. Но каковы критерии, по которым Церковь признает тот или иной собор Вселенским? Таким критерием не может быть самопровозглашение собора таковым: история знает случаи, когда соборы, называвшие себя вселенскими, были отвергнуты Церковью. Не всегда критерием является и количественный состав собора: были и не вселенские соборы, имевшие значительно больший состав участников, чем некоторые Вселенские соборы. Вселенским собор делало не количество участников, не самопровозглашение себя вселенским, но последующая рецепция, принятие решений этого собора всей Церковью, водимой Святым Духом. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов, проходивших в период с 325 по 787 г. Особенности церковного устройства Александрийской Церкви Первый Вселенский собор был созван по случаю спора, возникшего в Александрийской Церкви. Александрийская Церковь отличалась очень сильной централизацией власти. Традиция этой централизации, уходящая корнями в трехтысячелетнюю историю египетской цивилизации, была сформирована особыми условиями существования речной египетской цивилизации. Все епископы египетской Церкви напрямую подчинялись епископу Александрии. Так что когда хотели уязвить епископа Александрии, его называли фараоном. Имея огромную территорию и более 100 епископов, эта Церковь не имела митрополичьих округов, митрополитов. В этом Александрийская Церковь отличалась от других Церквей, имевших митрополитанский строй, например, от североафриканской Карфагенской Церкви. Это обстоятельство могло приводить к недоразумению, например, к такому, которое произошло на Третьем Вселенском соборе. На этот собор были созваны «немногие епископы от каждого митрополичьего округа», а Кирилл Александрийский прибыл на него с 50ю епископами (в то время как от Константинополя их было только 10, а от Антиохии – 23).

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Может показаться, что данные случаи вмешательстваотносились только к организации церковной жизни. Однако император вмешивался ив литургическую жизнь, он мог изменять и дополнять церковный календарь. Так, святойКонстантин поручил Никейскому собору определить время празднования Пасхи; ЮcmuhII окончательно определил 25 декабря как дату празднования Рождества, Юстиниан- 2 февраля как день Сретения, а Маврикий - 15 августа как день Успения БожиейМатери. Наконец, император играел решающую роль и в церковном вероучении. Хотяв некоторых случаях он только утверждаел соборные решения Церкви, он имеелправо провоцировать данные решения и выполнять роль посредника междупротивоборствующими сторонами для определения исповедания веры. Законами и другими мерами он утвердил Православиеи сражался с ересями. В конце концов, он мог применять законодательство (хотя ине всегда успешно) непосредственно для установления вероучения. В качествехарактерного случая можно упомянуть «Энотикон» Зенона; Юстиниан издал множествопостановлений, касавшихся вероучения; в этом ему будет подражать и Ираклий. Вселенские соборы Соборы задолго до эпохи Константина играли важнуюроль в жизни и единстве Церквей [ Sieben, 1982 ; Sieben, 1990 ]. Посвоему устройству они в значительной степени отличались. Некоторые из них носилиисключительно местный характер, как митрополичьи соборы, которые сталиобщепринятыми в IV в. и собирали епископов одной и той же области, или,позднее, патриаршие соборы. В IV в. появилось особое многообразие соборов:начиная с великих соборов, которые можно охарактеризовать как императорские,поскольку они созывались по инициативе императора, в них участвовали епископы,представлявшие многочисленные Церкви империи. Эти императорские, или имперские,соборы очень часты в IV в., особенно со времени арианских споров. Позднее они(за исключением «разбойничьего собора» в Эфесе) начали определяться каквселенские соборы, образцом для которых являлся, начиная с константиновскойэпохи, Никейский собор 325 г. Среди имперских соборов Церковь признавала особыйавторитет «вселенских соборов», которых в период с IV по VI в. было пять:Никейский (325), первый Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский(451), второй Константинопольский (553). Они не отличались от других имперскихсоборов (например, от Ариминского или второго Эфесского) ни обстоятельствами,приведшими к их созыву, ни своим размахом, ни составом; хотя изначальноподразумевалось, что на них должны были быть представлены самые большиекафедры, правило соблюдалось не всегда (ни один представитель Рима не принималучастия в первом Константинопольском соборе).

http://bogoslov.ru/article/391374

1. Слово «вселенский» — в том значении, в каком оно употреблялось ранними христианами, а также на всем протяжении Средних веков, — имеет смысл лишь в контексте византийской «симфонии» между Церковью и империей. Однако его невозможно перевести просто как «имперский», потому что в вопросах веры Империя признавала компетентность епископов и силу общественного мнения. Бесконечные доктринальные споры о Троице и о Лице Христа доказывают, что императорские указы были бессильны разрешить их и что созываемые императором «вселенские» соборы не обладали автоматической непогрешимостью. Византийское общество никогда не приняло той идеи, что тайна Церкви может быть сведена к юридическим принципам pads Romanae. Краткое определение вселенского собора у византийского историка одиннадцатого века Георгия Кедрина отражает это двойственное — и политическое, и духовное — сознание византийцев: соборы «были названы вселенскими потому, что епископы всей Римской империи приглашались на них императорскими указами и на каждом из них, а особенно на этих шести соборах, шло обсуждение вероучения и были приняты решения, т. е. были обнародованы догматические формулировки» (Обозрение историй, 1, 3. Bonn, 1838, р. 39). Поскольку византийский император считался покровителем всех христиан, вселенские соборы имели вероучительную законность даже и за пределами империи. Однако ни в империи, ни вне ее их принятие не было автоматическим. Вселенские соборы, созывавшиеся в Сардике (343), Римини (359), Ефесе (449), Константинополе (754), и другие в конце концов были либо отвергнуты, либо приняты лишь как местные соборы. Всегда оставался разрыв между экклезиологическим значением универсального епископского консенсуса, который Вселенские Соборы должны были олицетворять, и политическим управлением церковными делами в рамках римской ойкумены. Само слово «вселенский» отражало византийский взгляд на общество: в этом смысле патриарх Константинопольский именовался Вселенским из-за своей ответственности в империи. То же самое звание принадлежало и вселенскому главе имперского университета.   Поэтому простое перенесение византийских критериев «вселенскости» на наши времена было бы явно невозможным. С исчезновением империи неизбежно должны были исчезнуть и эти критерии. Только идея епископского консенсуса, которую вселенские соборы отражали, поскольку они были признаны Церковью, остается в силе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3292...

Принимая их у себя, когда они являлись к ним в известные дни с поздравлениями и монастырскими подношениями, присутствуя на торжественных церковных службах, в которых всегда участвовали и монастырские власти, приглашая их вместе с архиереями к своему царскому столу в разные торжественные и праздничные дни, государи имели полную возможность лично познакомиться и узнать кандидатов в архиереи и заранее намечать тех лиц, которых они находили более подходящими для занятия архиерейских кафедр, которых к тому же в древней Руси было очень не много. Итак соборы, названные нами избирательными, которые, предполагается, должны бы были избирать патриархов и всех епархиальных архиереев, в действительности их вовсе не избирали, а собирались они только для того, чтобы торжественно признать царский выбор и торжественно посвятить в патриархи или епископы лиц, избранных государем. Очевидно эти соборы не были соборами в собственном смысле, почему мы и снесли их в особую группу. Вторую группу церковных соборов московской Руси XVI и XVII столетий составляют соборы неполные из так называемых «прилучившихся“ архиереев, причем эти соборы подразделяются на два вида: на соборы меньшие и большие. Неполные соборы составлялись из так называемых «прилучившихся“ архиереев т.е. тех, которые в данное время случились в Москве, так что нарочитых вызовов других епархиальных архиереев на собор в этих случаях не было. «Прилучившиеся“ архиереи однако вовсе не означало того, что архиереи попали в Москву случайно, по своим личным каким-либо нуждам и по своей воле. Этого не было и не могло быть. Архиереи древней Руси не смели по своему усмотрению оставлять своих епархий, и тем более по своему только желанию появляться и жить в столице. Они являлись в Москву обязательно по особому вызову и разрешению государя и патриарха, и только с их особого разрешения могли оставить столицу и возвратиться в свою епархию. «Прилучившимися“ они называются в том смысле, что состав вызываемых в Москву архиереев чрез известные сроки постоянно изменялся, и ныне «прилучились“ в Москве одни архиереи, а завтра могли прилучиться уже другие, сменившие первых, но при этом они никогда не были случайными 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Соборы в XVII в. собирались часто. Классификация досинодальных соборов – дело отдельного исследования. Обычно современниками и историками выделяются болшие соборы (поместные?; напр. Собор 1666-1667 г.), малые (меньше болших ?), архиерейские, духовные соборы (меньше архиерейских? – но архиереи на них тоже присутствуют; может быть для разбора частных вопросов?), соборные совещания и проч. Перед большими соборами учреждались предсоборные комиссии ( Каптерев II, т. 2, 88 ). Мы здесь не совершаем никакой иерархической градации соборов, просто последовательно перечисляя их. В последующей хронологической таблице нет возможности упомянуть все соборы, мы указываем лишь известные и отмеченные в литературе соборы. К ним можно смело добавить соборы по поводу выбора патриарха или епархиальных архиереев. Кроме соборов соборными полномочиями наделялись комиссии (говоря современным языком). Комиссии эти занимались в первую очередь книжной справой, кроме этого богословскими диспутами, решали вопросы чиноприема, церковного суда и проч. Комиссии состояли из специалистов (протопопов, монахов и мирян), возглавлялись архиереями или самим патриархом. Так что соборное чтение новоизданных или правленых книг (подобное определение часто встречается в документах) – это не обязательно чтение перед собором архиереев. Чаще это чтение перед комиссией по справе. До Никона комиссии по справе исполняли цензурно-редакторские функции, перед ними прочитывались новоизданные книги . После постановления патр. Иоакима о соборном утверждении всякой серьезной книжной справы теоретически комиссия по справе должна была работать почти постоянно и возглавляться патриархом , она должна была выработать основные принципы новообрядческой справы. Практически этого, конечно, не было – по ходу вопросы решал начальник Печатного двора или ответственный представитель священноначалия, иногда советовались напрямую с патриархом. И все же, основные правленые издаваемые книги стремились засвидетельствовать полноценным собором – чаще всего это свидетельство было простой формальностью, чтение на соборе полностью той или иной книги было нереальным.

http://bogoslov.ru/article/376316

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010