Образы прошлого служат .     –  265  –   апокалиптическими образами, в которых понимается настоящее и будущее. «Шум народов многих» и «рев племен» подобен шуму и реву морскому. «Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им, и они далеко побежали и были гонимы, как прах по горам и пыль от вихря» (Пс. 17, 12). Господь сил с Своим народом, и он не убоится: «пусть шумят, вздымаются воды морей, трясутся горы от волнения их и колеблется земля, утвержденная на морях и источниках бездны; пусть шумят народы и двигаются царства; Господь подаст голос Свой и земля расстает» (Пс. 45, 46). Из взволнованного, мятущегося человеческого моря выходят языческие царства и цари, сражающиеся между собою и ратующие против «святых Всевышнего». И пророки видят в них образы древних чудовищ, Рахаба, Левиафана, морских драконов, уже сраженных рукою Господа . В день суда Своего, когда выйдет Господь «из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие», Он «поразит мечом Своим тяжелым и большим и крепким Левиафана, змея, бегущего прямо, и Левиафана, змея извивающегося, и поразит чудовище морское» (Ис. 27, 1). Не ожидает ли Фараона участь змея Рахаба, а царя вавилонского участь Хелал " бен " Шахар " , превознесшего Фаетона, свергнутого в преисподнюю? Подобные же образы встречаются нам и позже: в видйнии Даниила (гл. 7) четыре ветра борются над великим морем, и четыре чудовищных зверя выходят из него – четыре грозных царства. Потом с облаками небесными идет  Человек («подобный Сыну Человеческому»), олицетворяющий собою грядущее вечное «царство святых Всевышнего», у которых нечестивый царь (Антиох Епифан) возмечтал было отнять закон и праздники. Но этот «враг», страшное воплощение зверя, убит, и «у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок». А Сыну Человеческому «дана власть, сила и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его не разрушится». Бог истории есть Бог, Творец и Царь вселенной. В нем Израиль видит свое спасение, столь же близкое и

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Однако «не так подумал в сердце своем» царь ассирийский (10:7). Военные успехи высоко подняли его тщеславие и приписывая их своей мудрости и силе, он хотел поступить с Иерусалимом, как поступил «с царствами идольскими» (10:11; 37:20). Но Господь определил спасти город «ради Себя и ради Давида, раба Своего» (37:35; 38:5–6). При благочестивом царе Езекии Он не хотел погубить города. Он открыл чрез пророка Исаию, что надменный царь ассирийский «не войдет в город и возвратится тем же путем» в Ассирию, что Ассур падет, и «не от человеческого меча» (37:33, 31:8): Господь Сам жезлом Своим поразит Ассура (30:31). Напротив, горе постигнет тех, которые надеются на коней и колесницы Египта, к Господу же Саваофу, Святому Израилеву, не прибегают (31:1). Царство Божие не имеет нужды в помощи Египта, так как имеет в себе самом опору, непоколебимую ни для каких сил: «вот, Я полагаю в основание на Сионе, говорит Господь, камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный; верующие в него не постыдится» (28:16). – Впрочем, пророк провидел и то, что, хотя Ассур удалится, народ, все-таки, не обратится к Господу, и потому исполнится некогда возвещенное Господом при призвании пророка: «Господь удалит жителей земли сей, и она совершенно запустеет» (6:9–13). Только не Ассур отведет народ в плен, как ожидали современники: вместо него для наказания народа иудейского назначено «новое» (23:13) вавилонское царство, земля Халдеев (13–14, гл. «земля Немврода» – Мих.5:6; 4:10 ), которые поработят народ иудейский и отведут его в плен. Но за то и сам Вавилон падет от руки Мидян (13:17; 21:2). За полтора столетия до падения Вавилона пророк провозвестил уже, что Господь воздвигнет избавителей Сиона от плена вавилонского в лице Кира и мидян (44:28 и дал. 48:14...). Это народ, который «не ценит серебра и не пристрастен к золоту» (13:7); – он «положит конец всем стенаниям» (от Вавилона, 21:2), и находящийся в плену Израиль будет отпущен «не за выкуп и не за дары» (45:13). Все народы, теперь вооружившиеся на Сион (8:9–10; 18:3–4; 29:7; 34:1,...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

По указанию Божию Моисей совершает пред лицом всего Израиля посвящение Иисуса в свои преемники: И сказалГосподь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых (Чис 27:18–20). На Иисуса возлагается военно-политическая власть в Израиле, но верховная власть, согласно повелению Божию, должна принадлежать первосвященнику Елеазару, по слову которого должны выходить и должны входить он (Иисус) и все общество (Чис 27:21). Эта инвеститура, полученная Иисусом перед смертью Моисея, подтверждается в последних строках Второзакония, служа как бы плавным переходом к началу повествования шестой книги Библии: И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь Моисею Обетования Божии, данные Аврааму, Исааку и Иакову, исполняются в эпоху Иисуса Навина. То, что начинается в книге Бытие, завершается в книге Иисуса Навина. В одном из недавно появившихся комментариев к книге его автор Марио Руссотто отмечает эту взаимосвязь: “Книга Иисуса есть печать Божия на Израиле, испытание его верности, исполнение обетования: наконец Земля!” 24 . Действительно, верность завету с Богом является необходимым условием к получению обетованной земли, и она же останется единственным условием к удержанию земли во владении. Когда Израиль в своем историческом пути будет уклоняться в идолопоклонство, удаляясь от Бога Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и Иисуса, земля станет “колебаться” под ногами израильтян и затем “стряхнет” их, и они окажутся далеко от Бога и Его земли, которая вновь станет для них “обетованной”. Так случится во время ассирийского и вавилонского пленений, через несколько столетий после овладения землею. Итак, верность Завету — единственное и необходимое условие вечного обладания землей, обещанной праотцам.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Подобное мщение постигло и следующего царя Иехонию, который царствовал только сто дней, а потом взят был Навуходоносором в плен со всем его семейством и двором, со всеми вельможами и лучшими подданными, и переселен в Вавилон (ок. 600 г. до P. X). Наконец и иоследний Иудейский царь Седекия (Матфания) и подданные его испытали на себе мщение Божие. Напрасно Св. пророк Иеремия обличал и вразумлял сего царя, он не смирился пред ним. Не смотря на клятву, данную Навуходоносору, отложился от него «и сделал. гов. свящ. писатель, шею свою упругою, ожесточил сердце свое до того, что не обратился ко Господу, Богу Израилеву. Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и осквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. И посылал к ним Господь. Бог отцев их, посланников Своих от раннего утра; потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище; но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его. доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» ( 2Пар. 26:12–17 ). Действительно, спасения не было; ибо Навуходоносор победивши Египетского царя Хофру (Априя) снова осадил и взял Иерусалим (590 г). Злополучный царь Седекия во время осады Иерусалима хотел убежать, но был пойман. По суду Навуходоносора дети его были заколоты пред глазами отца, сам Седекия был ослеплен, и в оковах был отведен, где и помер в темничном заключении (Иезек. 4:6). Затем в следующем году (589г) военачальник Халдейский, Навузардан, разрушил самый Иерусалим. храм, существовавший 427 лет, царский дворец, стены города, а остальных Иудеев, кроме немногих бедных, переселил в Вавилон, оставив Годолию начальником, над оставшимися Иудеями ( 4Цар. 25:1–30 ; Иерем. 52:1–3). Наконец, около 585 г. до Р. Хр., Навузардан покончил пленение Иудеев, на 23 году царствования Навуходоносора (Иерем. 52:30). Так исполнились пророчества о наказании Иудеев пленом Вавилонским. Оскудением оскудела земля Иудейская, оскудели люди и скоти, птицы небесныя и рыбы морския, изнемогли нечестивые, изъяты беззаконные от лица земли ( Соф. 1:2,3 ). Кара Божия совершилась, жертва Господня принесена ( Соф. 1:8 ). Иудея соделалась почти пустынею (Иерем. 22:6). «За то, что вы не слушали слов Моих, вот Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Иегова, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию (т. е. Иудею) и на жителей ее и на все окрестные народы, и совершенно истреблю их, сделаю их ужасом и посмеянием, и вечным запустением. И прекращу у них голос радости и голос веселия. голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника; и вся земля эта (Иудея) будет ужасом и пустынею, и будут служить народы сии царю Вавилонскому семьдесят лет». Иерем. 25:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Помощь народу во время голода, пришедшая в результате мудрого планирования, была волей и промыслом Бога. В противном случае Бог не дал бы фараону пророческих сновидений. Однако конкретные методы реализации этой помощи были оставлены на Иосифа. Тот же, вместо того чтобы проявить справедливость, обеспечил благосостояние своим родным и обогатил фараона за счет голодных масс. Если бы вы были на месте Иосифа, правителя всего Египта, разве не нашли бы вы иного способа осуществить Божьи намерения, без превращения египтян в рабов? Разве нельзя было бы сделать это без навязывания одной из сверхдержав древнего мира феодальной системы правления? Я лично считаю, что из-за действий Иосифа еврейский народ стал на путь, приведший, в конечном итоге, спустя четыреста лет, к превращению израильтян в этноцентричную общину. Что повлияло на решение Иосифа, до конца неясно – возможно, тот факт, что он вырос в неблагополучной семье, а также темперамент. В Египет потомки Иакова пришли в количестве шестидесяти шести человек, а через четыреста лет умножились до трех миллионов. В это время они составляли двадцать процентов населения страны, у них была своя земля и собственность в отличие от египтян, которые томились в рабстве. Как, по-вашему, выучили ли израильтяне местный язык? Заботились ли они о благосостоянии египтян? Какой из трех представленных выше картинок они соответствуют больше всего, первой, второй или третьей? В Книге Исход мы узнаем, что было спустя четыреста лет: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей». Как относились египтяне к еврейскому народу? Видели ли они в них представителей картинки 1, 2 или 3? Из отрывка ясно, что даже спустя четыреста лет местное население воспринимало евреев как чужеземцев. Их подозревали в том, что во время войны они могут предать интересы давшей им убежище страны и переметнуться на сторону врага. Вавилонский плен

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

После этого пророк Исаия видит заключительное видение нового неба и новой земли, оттененное картиной вечных мук. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Ягве, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Ягве. и будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти ( Ис. 66:22–24 ). В этом эсхатологическом завершении мира пророку показывается восстановленное левитское богослужение с новомесячиями и субботами, в котором принимает участие уже всякая плоть, а не один только избранный народ. Можно видеть тройное исполнение пророческих слов Исаии. Историческое исполнение. Восстановление богослужения в Иерусалиме Зоровавелем и Иисусом, сыном Иоседековым после вавилонского плена. Мессианское исполнение. Богослужение и богопочитание христианских новозаветных времен. Эсхатологическое исполнение. Поклонение Богу на новом небе и новой земле в жизни будущего века. Неугасаемый огонь долины Еннома (геенны огненной) становится образом вечных мук людей, навсегда отступивших от Бога и ставших мерзостью для всякой плоти. Суть имеющего быть в грядущем посещении Божьем и завершительном пути человеческой истории пророк видит в таких положениях. Во-первых, это обновленное бытие, это новое небо и новая земля, которые Ягве Бог сотворит. Во-вторых, это непрестанность, непрерывность богопоклонения всякой плоти и всех народов. Да и будут ли народы? Поклоняться Богу будут непрестанно, что выражено словами из месяца в месяц и из субботы в субботу. Раньше только трижды в год иудеи и прозелиты на Пасху, Пятидесятницу и праздник кущей собирались в Иерусалим из всех стран и народов, а теперь это непрерывное всегдашнее состояние. И, наконец, люди по пророку делятся на поклонников Бога и на отступивших от Него. Соответственно состояние одних определено новым небом (душой) и новой землей (телом), а состояние других таково, что червь их не умрет и огонь не угаснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пред ним будут сокрушены народы, всякое лицо будет подобно обожженному горшку. Как борцы будут бегать они и как воители будут влезать на стены, и каждый будет идти своею дорогою, и не уклонятся от путей своих, никто не отступит от ближнего своего; они пойдут, отягченные оружием своим, будут падать на копья свои и не погибнут; они возьмут город и будут бегать но стенам, влезут на дома и войдут чрез окна подобно ворам. Пред ними придет в смятение земля и поколеблется небо, солнце и луна помрачатся и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред силою Своею, ибо весьма многочисленно полчище Кто и могущественны действия слов Его. Ибо велик день Господень, велик и весьма славен, и кто может выдержать его?» Снова под метафорою саранчи описывается нападение халдеев, и повелевается пророку или чрез пророка всем тем, кои могут слышать слово Божие, чтобы они возвысили голос свой подобно трубе и возглашали на Сионе и на святой горе Его, чтобы при звуках возглашения и трубы затрепетало все население Иерусалима. Когда же вы, говорит, будете трубить, то скажите так: уже не будет более отсрочиваться день Господень, то есть день мщения и наказания, наступает и приближается пленение, войско вавилонское уже вышло из своего места, близок день тьмы и бедствия, день мрака, облака и бури, в который будет отнят весь свет радости (или правды) и все погрузится в тьму. Как, говорит, утренний рассвет вдруг разгоняет тьму и все горы освещаются зарею, так войско вавилонян рассеется по всей земле вашей. И не думайте, что это бессильная толпа: это многочисленный и сильный народ, подобного которому народа нельзя найти ни в прошедшем, ни в будущем. Все то, чего он коснется, будет истреблено как бы пожирающим пламенем, и ничего он не оставит целым позади себя; вся та земля, которой он не коснется, подобна саду и раю наслаждения, но все опустошенное им подобно пустыне и степи, и никто не будет в состоянии избежать рук его. Вид их подобен виду диких коней, и подобно всадникам они будут перебегать то туда, то сюда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Пс.106:8 .   Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих. «Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим». А Симмах перевел так: и чудеса Его на сынах человеческих. Благодарственную песнь возносят Богу не милость и не чудеса, но насладившиеся столькими благами. Чудно и достоудивительно освобождение Иудеев; гораздо чуднее и достоудивительнее спасение вселенной, изменение на лучшее, прекращение заблуждения, и ведение истины. Всего же этого снабдительница – Божия милость. «Ибо не от дел праведных, их же сотворихом, – говорит божественный Апостол, – " но по» многой Его «милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа святаго, Его же излия на нас обильно» ( Тит. 3, 5–6 ). Пс.106:9 .   Ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами. Пс.106:10 .   Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом. «Яко насытил еси душу тщу, и душу алчущу исполни благ»: «Седящия во тме и сени смертней, окованныя нищетою и железом». И Иудеев, которые жили в рабстве и злострадании, томились голодом, освободил от обдержавших зол; и все естество человеческое препитал Божественными учениями, и освободив от тмы неведения, озарил светом Боговедения, разсеял облегавшую их сень смерти, подав надежду воскресения, и расторг крепкия узы греха. Ибо сказано: «пленицами своих грехов кийждо затязается» ( Притч. 5, 22 ); и: «горе привлагающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя» ( Ис. 5, 18 ). Пс.106:11 .   Ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Пс.106:12 .   Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. «Яко преогорчиша словеса Божия, и завет Вышняго раздражиша». «И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй». Всех же сих горестей, и для Иудеев, а также и для всех человеков, причиною грех. И Иудеи в наказание преданы рабству вавилонскому; и все люди, по преступлении заповеди, подверглись тяжким трудам. Ибо после сего сказано Адаму: «проклята земля в делех твоих. Терния и волчцы возрастит тебе: в печалех снеси тую вся дни живота твоего. В поте лица твоего снеси хлеб твой, Дóндеже возвратишися в землю, от нея же взят еси: яко земля еси, и в землю отъидеши» ( Быт. 3, 17–19 ). Остененные столькими бедствиями не находили себе никакой ослабы от облежащих зол, но Тот, Кто осудил их на сии бедствия, Сам даровал и избавление от них; ибо говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 96 96 псалом представляет большое сходство с псалмами 94 и 95 как в содержании, так и в тоне изложения, полном восторженной хвалы Богу. Сходство его с содержанием кн. пророка Исаии, указывает на его зависимость от первой и определяет время происхождения псалма не ранее написания пророком последней части его. Так как здесь не говорится о разрушении Иерусалима и храма, то написан он до времени наступления плена вавилонского. Псалом полон торжественного ликования, подъема религиозного чувства, что говорит за соответствующие радостные факты из религиозной жизни в народе. Таким временем было царствование Иосии, восстановившего истинное богослужение, и надписание «об устроении земли» можно понимать как устроение религиозное, а не политическое. Господь – царь всего мира. Да радуются все народы. Окрест Его – мрак; правда – основание Его престола (1–2). Он уничтожит всех своих врагов, пред Ним трепещет вся земля (3–5). Небеса возвещают Его правду, видимую всеми народами (6–7). Народ еврейский радуется величию Господа над всеми богами (8–9). Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага (10–12). Пс.96:1 .  Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Господь есть царь над всеми богами и всем миром. Этому должны радоваться не только евреи, но и «острова», все языческие народы, часто обозначаемые этим образом. Пс.96:2 .  Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его. Пс.96:3 .  Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Пс.96:4 .  Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Пс.96:5 .  Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Пс.96:6 .  Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его. Пс.96:7 .  Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги. 6 Описание необыкновенного величия Господа. «Облако и мрак окрест Его». Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; «правда и суд основание престола Его» – правосудие и определение – основание Его власти ( «престола»), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Самые малые». Точнее их, самых малых (т. е. униженных) в стаде (народов), повлекут (завоеватели), и даже их жилище придет (как бы человек) в изумление от постигшей их участи (переселения в плен). Иер.49:21 .  От шума паде­ния их по­трясет­ся земля, и отголосок крика их слы­шен будет у Чермного моря. «У Чермного моря». Здесь разумеются страны, лежащие к югу от Едома, до гавани Еланитского залива Черного моря – Елафа. Земля же может означать все государства, лежавшие к северу от Идумеи. Пророчество об Едоме также принадлежит ко времени царя Иоакима (около 4-го года его правления), потому что и здесь Навуходоносор еще не назван по имени. Об исполнении пророчества см. Ис 21 главу. Иер.49:23–27 . Дамаск и соседние с ним сирийские города Емаф и Арнад также подвергнутся опустошенно и разорению от неприятеля. Иер.49:23 .  О Дамаске.– Посрамлены Емаф и Арпад, ибо, услы­шав скорбную весть, они уныли; тревога на море, успоко­иться не могут. Дамаск – см. Ис 17 гл. «Емаф и Арпад» – см. Ис 10.9 . – «Тревога на море» – правильнее: подобно постоянно волнующемуся морю. Иер.49:24 .  Оробел Дамаск и обратил­ся в бег­с­т­во­; страх овладел им; боль и муки схватили его, как женщину в родах. Сирийцы недавно вытерпели опустошение, произведенное в их стране фараоном Нехао, который подчинил себе Сирию доселе бывшую в вассальных отношениях к царству ассирийскому. Теперь Сирии предстоит вынести ужас второго нашествия – Навуходоносора, который подчинит эту страну себе как наследник Ассирии. Иер.49:25 .  Как не уцелел город славы, город радости моей? Слова жителя г. Дамаска или, может быть, восклицание Дамасского царя. Об исполнении этого пророчества, сказанного также, по-видимому, до сражения при Кархамисе (около 4-го года Иоакима) см. Ис 17 гл. Иер.49:28–33 . Арабские племена, покоренные Навуходоносором, должны ждать еще новых нападений халдеев. Иер.49:28 .  О Кидаре и о царствах Асорских, которые по­раз­ил Навуходоносор, царь Вавилонский, так говорит Го­с­по­дь: вставайте, выступайте про­тив Кидара, и опустошайте сыновей востока!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010