е. ни худого ни доброго? Относимое же к Еммануилу, что значит с нами Бог, это будет легко для понимания, – что по таинственному знаменованию, в следствие призывания имени Его, земля Сирии и Самарии будет опустошена превосходными силами Ассириян, и дом Давидов избавится от двух царей, коих страшился, т. е. Расина и Факея. Ст. 17. Наведет Господь на тебя, и на народ твой, и на дом отца твоего дни, какие не приходили от дней отделения Ефрема и Иуды, с царем Ассирийским. Место это должно читать с перестановкою слов. Мы, следуя еврейскому тексту, истолковали его так: дом Давидов! Внемли словам Моим, что земля Сирии и Самарии будет оставлена обоими царями, которых ты весьма сильно страшишься: наведет Господь на тебя, и на дом отца твоего Давида дни, каких никогда не было у тебя с того времени как отделились десять колен от двух и стали иметь царство в Самарии, – наведет те дни, т. е. времена с царем Ассирийским, так что он победит и сокрушит их, и ты по силе пребывания с тобою Еммануила, избавишься от них. Место это LXX перевели так: наведет Господь на тебя, и на народ твой, и на дом отца твоего дни, какие еще не приходили с того дня как взял Ефрем от Иуды царя Вавилонского. Какой это имеет смысл, мы понять не можем, разве только быть может можно сказать то, что Ефрем т. е. Самария, множеством грехов своих прежде всего на себя привлекла натиск Ассириян. Иначе: два царя, Расин и Факей, которые теперь осаждают тебя и стремятся опустошить, скоро будут сокрушены, а для твоего опустошения придет пора тогда, когда, чего ты никогда не ожидал и никогда не боялся, придет царь Ассирийский. Этим вразумляет, что дому Давидову следует бояться не Сирии и Самарии, а Ассириян. От настоящей, значит, беды освобождает, а грозит будущим. Ст. 18–19. И будет в день тот, посвищет Господь мухе, которая на краю рек Египетских, и пчеле, которая в земле Ассирийской: и придут, оне, и усядутся все на потоках долин и в разселинах скал, и по всем кустарникам и во всех скважинах. Когда будет опустошена страна двух царей, Дамаск и Самария, которой ты теперь опасаешься и страшишься, тогда наведет Господь на тебя, дом Иудин и на народ твой дни, каких ты никогда не видел прежде, и царя Ассирийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Жизнь православного христианина немыслима без Псалтири. «Давид у нас первый и последний», — говорит святитель Василий Великий. И нам необходимо задуматься о смыслах этой книги, погрузиться в необычайный мир ее поэзии, прообразов, пророчеств. Традиционно автором Псалтири считается Давид — богатырь, а затем — царь и объединитель Израиля, полководец и политический деятель, знавший великие победы и страшные поражения, но одновременно — пророк, мистик, провидец тайн Божиих, в том числе тайны Троицы, Воплощения, Смерти Христовой и Воскресения. На самом деле далеко не все псалмы принадлежат Давиду; об этом свидетельствует сама Книга Псалмов, где в конце 71-го псалма говорится: кончились молитвы Давида сына Иессеева . Далее среди авторов упоминается некий Асаф, руководитель хора при царе Давиде; сыны Кореевы, очевидно, певцы в хоре; из более ранних авторов упоминается Моисей (Пс. 89 — молитва Моисея человека Божия); из более поздних — пророк Иеремия (Пс. 136 — на реках Вавилонских), Аггей и Захария (Пс. 145). Ясно, что многие псалмы имеют достаточно позднее происхождение, в особенности те, в которых говорится о разрушении храма, о плене и возвращении из него (в частности — песнь степеней). Вместе с тем многие из псалмов поражают своей древностью и наличием параллелей с древнейшими частями Священного Писания. В качестве примера можно провести параллель между песнью Деворы, женщины, входившей в число судей Израилевых, пророчицы, жившей в XII веке до Р. Х., и 67м псалмом: Да восстанет Бог и расточатся враги Его . В Книге Судей Девора воспевает победу Израиля над Иавином, царем ханаанским: Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева (Суд. 5,4–5). Эта песнь сразу наводит на размышления относительно древности 67-го псалма, в котором также присутствуют слова: Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай — от лица Бога, Бога Израилева (Пс. 67, 8–9). Хотя вторая часть этого псалма относится к перенесению ковчега из Силома (Шело) в Иерусалим при царе Давиде, первая часть имеет самостоятельное значение, и, возможно, она могла воспеваться во время странствования Израиля по пустыне в течение сорока лет. В песни Деборы чувствуется именно вкрапление из не дошедшего до нас древнего псалма, часть которого сохранилась в 67-м псалме.

http://pravoslavie.ru/63010.html

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва. Барсом означается царство Эллинское, медведем – Персидское, а львом – Вавилонское; над ними будет владычествовать Антихрист, который, придя как Римский царь, разрушит их владычество, когда увидит глиняные пальцы их 655 , которыми знаменуется слабое и шаткое разделение одного царства на десять частей 656 . И дал ему дракон силу свою 657 и великую власть. Ибо Сатана, сей воображаемый дракон, для погубления неутверждённых даст Антихристу всякую силу в ложных знамениях в чудесах 658 . И видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена, но эта смертельная рана исцелела. Словами видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена указывается или на то, что кто-нибудь из князей (αρχντων) его, будучи умерщвлен, посредством чародейства Антихриста и ослепления ложно будет показан воскрешенным, как сделал Симон Маг и был обличён верховным апостолом Петром, – или что царство Римское, потерпев от разделения как бы некоторое умерщвление, при единовластии [Антихриста], наподобие [единовластия] Кесаря Августа, окажется восстановленным. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И дивилась вся земля. Ложно явленное Антихристом чудо будет приписано действующему в нём диаволу; через него и дракону будут поклоняться, и через него ослепленным умственными очами он покажется воскрешающим мёртвых и совершающим чудеса. И даны были ему уста, говорящие богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Сорок два месяца показывают, что попущением Божиим [он] три с половиной года будет иметь власть хулить Бога и озлоблять святых. Жилище Божие есть пребывание Слова во плоти, то есть вочеловечение и покой во святых, на которых, как и на ангелов, он обратит свою хулу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И говорится о царе вавилонском и всем его войске, что придет и возьмет город Равваф, называющийся так или собственным именем или по величине, потому что Равваф значит весьма большой. А чтобы мы не сомневались в том, что Навуходоносор опустошил всю Аравию по взятии Иерусалима, об этом выше свидетельствует Писание: и ты, сын человеческий, представь себе две дороги, на Аммон и Иерусалим, и придет меч царя вавилонского. И еще: при начале дороги в город будет гадать, и представишь путь, чтобы шел меч к Раввафу сынов Аммоновых и к Иуде в Иерусалим весьма укрепленный. И снова: так говорит Господь Бог к сынам Аммоновым и к поношению их (гл. 21, ст. 19—20, 28). Итак придут сыны Кедема и устроят овчарни свои, как пастухи, и поставят шатры. Они опустошат плоды твои и будут пить молоко и все то, что в изобилии производила (ubertatem) земля, когда смешаются стада верблюдов со всякими народами, так что сыны Аммоновы будут служить логовищем для скота и из тяжких бедствий уразумеют, что Он есть Господь, который и предсказал имеющее быть и повелел, чтобы это сбылось. Но для сынов Аммоновых недостаточно было ликовать и говорить ага! ага! о храме и святилище Господнем, потому что оно было поругано чрез нашествие различных народов; но было столь необузданное ликование, что весь народ вместе производил стук руками и ногами и издавал громкий крик от всего сердца и души по причине того, что земля Израилева была опустошена. Поэтому не чрез ангелов и не чрез других служителей, но сам Господь, простерши руку Свою для наказания, отдаст ее на расхищение не верблюдам и стадам овец, но, очевидно, народам, чтобы совершенно искоренить ее из числа народов и чтобы она погибла и была доведена до уничтожения; но после своего сокрушения она уразумеет, что Он есть Господь, который над всем совершает Свой суд и влавладычествует над всеми землями. В переносном смысле под сынами Аммоновыми, происшедшими в пещере от семени Лота и рожденными в состоянии опьянения и кровосмешения, мы можем понимать всех еретиков, о которых Писание и апостол Иоанн говорит: от нас изыдоша, но не беша от нас, Аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами (Иоанн 2, 19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

...и Моисей воззвал к Господу о жабах... жабы вымерли... и возсмердела земля... (исх. 8:12–14). Таким образом, прекращение казни от жаб, в соответствие нераскаянности и упорству Фараона, имело характер новой казни; ибо лягушки не удалены были обратно в воды рек, озер и болот, а только все вымерли, так что от громадного множества трупов их воссмердела земля Египетская. Гл. XII, 1–27. Закон о Пасхе И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев... ( Исх. 12:1, 2 ). каком месяце здесь идет речь и с какою целью он полагается в начало месяцев? Здесь говорится о месяце, соответствовавшем половине нашего марта и половине апреля. Еврейское название этого месяца авив, т е. месяц колосьев 470 , заменилось, после плена вавилонского, халдейским названием нисан, точно так же, как и другие еврейские месяцы стали называться по халдейски. Авив или нисан полагается в начало только церковного года, между тем как гражданский год у Евреев начинался по прежнему месяцем тисри, который соответствовал половине нашего сентября и половине октября. Новый год учреждается в соответствие с началом новой жизни еврейского народа – по освобождении его от египетского рабства и в память сего освобождения. Сей год был, кроме сего, прообразовательным началом новозаветной церкви. «А дабы показать предварительно, что освобождение Евреев точно и единственно есть дело Божие, то учреждение Пасхи и нового лета сделано еще в Египте 471 . Скажите всему обществу (сынов) Израильских: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца... И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером... ( Исх. 12:3, 6 ). В какие именно часы вечерние закалался агнец пасхальный? По буквальному выражению подлинника еврейского, сие заклание происходило между двумя вечерами, т. е. между тем временем, когда солнце только что начинало склоняться к западу (по-еврейски первый вечер) и тем, когда оно совсем уже заходило (второй или другой вечер). Сие продолжение времени было между нашими вторым или третьим и шестым часами пополудни. Большая часть отцов церкви полагают, что ветхозаветная пасха должна была совершаться в то именно время, когда заклан был агнец Божий и Спаситель мира, а смерть Господня произошла между 2-ы и 3-м часами пополудни или, по еврейскому счету, в 9-м часу дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

И увидит меня неприятельница моя, и стыд покроет ту, которая говорит мне: «Где Господь Бог твой»? Глаза мои увидят ее; ныне она будет попираема, как грязь на дорогах. День тесания кирпича есть поражение твое, и удалит законы твои день тот, и города твои придут к концу и к разделению Ассирийцам, и укрепленные города твои к разделению, начиная от Тира даже до реки и от моря до моря, и от горы до горы, и будет земля назначена к погибели с жителями её от плодов измышлений их. В буквальном смысле мне кажется, что здесь Иерусалим говорит против Вавилонского и других народов, которые торжествовали над ним: «Не радуйтесь над моим разорением», потому что по милосердию Господа я снова восстану; после того, как я побуду в плену, Он выведет меня из тьмы и будет светом моим. Гнев Господа я перенесу, потому что сознаю себя заслужившим то, что я претерпел, – пока я буду отомщен от народов, и пока произойдет суд надо мною. Я знаю, что Он намерен вывести меня на свет, и я увижу оправдание Его. А неприятель мой Вавилон и прочие народы в окрестности увидят, и тот, который злорадно говорил: «Где есть Бог твой?» покроется смятением. Очи мои увидят Его и даже не после, многое время спустя, а теперь увидят его, попираемого, как грязь на улицах, даже современных [нам]. – До этого места так говорил Иерусалим, или пророк от лица народа. А затем представляется Бог говорящим Иерусалиму в ответ: О Иерусалим! пришли дни, чтобы были воздвигаемы укрепления твои, которые когда-то были разрушены опустошителем Вавилоном. В тот день закон будет далеко, т. е. заповедь или приказание, как истолковали Симмах и Феодотион, употребляя слова επιταγ xat πρςταγμα. И тогда будет такой смысл: Ты уже не будешь подчинен владычеству Вавилонян. В тот день, когда будут строиться ограждения твои, придет к тебе от Ассура и из городов укрепленных; от городов, говорю, укрепленных даже до Иордана, чрез который и прежде перешел народ, и от моря Чермного, и от всех народов даже до моря Мертвого, соседнего с твоею землею, и к горе Сиону от гор Персидских и Мидийских, куда прежде они были переведены; а остальная земля будет принадлежать Халдеям и тем, которые опустошили тебя до конца по причине обитателей ее и по причине злых деяний их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иез.19:6 .  И, сделав­шись молодым львом, он стал ходить между львами и научил­ся ловить добычу, ел людей Иез.19:7 .  и осквернял вдов их и города их опустошал; и опустела земля и все селе­ния ее от рыкания его. Поведение второго львенка описывается подробнее, чем первого: прибавлен весь 7 ст. и в 6 «он стал ходить между львами», т. е. стал царем, как другие, вел политику, торговые сношения; может быть разумеются союзы с соседними народами. – «И осквернял вдов их». Ни один древний перевод не передает этого выражения, которое покидает иносказание (как впрочем и выражение: «опустошал города», чего лев не может сделать). Слав.: «и пасяшеся в лютости ( θρασει) своей». Таргум: «и разрушал дворцы их». Вульгата: «делал вдовами». – «Города их опустошал», насилием и несправедливостью, напр. изгнаниями, конфискациями. – «И опустела земля и селения ее». Угнетение бедного народа, земледельцев. «Селения ее», слав. точнее: «исполнение ее», т. е. жители, скот и природное богатство. – «От рыкания его». Возвращение к аллегории: лев разгоняет рычанием своим всех животных далеко от себя. Иез.19:8 .  Тогда восстали на него народы из окрест­ных областей и раскинули на него сеть свою; он пойман был в яму их. «Народы из окрестных стран» (букв. «округов», «сатрапий»), входившие в состав Халдейского царства: но могут разуметься сирийцы. Аммонитяне, моавитяне, воевавшие тогда по временам (напр. при Иоакиме) с Иудейским царством. – «Сеть свою» – капкан в той яме, о которой говорится в ст. 4 и далее здесь. Описание второго льва вообще подробнее, так как события были свежие в памяти. Иез.19:9 .  И по­садили его в клетку на цепи и отвели его к царю Вавилонскому; отвели его в крепость, чтобы не слы­шен уже был голос его на горах Израилевых. «И посадили его в клетку». Клетки для львов у ассириян, судя по изображениям, делались из толстых деревянных брусьев и были подвижными. Хотя Иехония добровольно сдался, но эта сдача была вынуждена крайними обстоятельствами, в которых он находился. «В крепость» – темницу, находившуюся в укрепленном городе; в предназначенную для наиболее опасных заключенных. Иехония был освобожден из темницы только Евилмеродахом. – «Чтобы, не слышен был голос его», – чтобы он не нагонял страха ревом своим. – «На горах Израилевых» – нередкое у Иезекииля название Палестины, тем более подходящее сюда, что львы там ютятся в горных пещерах и что речь о гористой Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез. 32 :3. Так говорит Господь Бог: Я закину на тебя сети 826 Мои в собрании многих народов. Иез. 32 :4. И извлеку тебя удою Моею, и выброшу тебя на землю: поля наполнены будут тобою, и посажу на тебя всех птиц небесных, и накормлю тобою всех зверей всей земли. Иез. 32 :5. И раскидаю мясо твое на горах и наполню кровию твоею всю землю. Иез. 32 :6. И насытится земля гноем 827 твоим и множества 828 твоего на горах, и долины наполню тобою. Иез. 32 :7. И покрою небо, когда ты угаснешь, и помрачу звезды его, солнце облаком закрою, и луна не покажет своего света. Иез. 32 :8. Все светила 829 небесныя помрачу над тобою, и наведу тьму на землю твою, говорит Господь 830 Бог. Иез. 32 :9. И приведу в смущение 831 сердца многих народов, когда уведу пленных твоих к народам, в землю, которой ты не знал. Иез. 32 :10. И будут скорбеть о тебе многие народы, и цари их страшно ужаснутся из-за тебя, когда меч Мой явится 832 пред лицем их, и будут ожидать падения своего со дня падения твоего. Иез. 32 :11. Ибо так говорит Господь Бог: меч царя Вавилонского придет на тебя (вместе) с мечами исполинов, и Я поражу силу твою. Иез. 32 :12. Все они-лютейшие из народов, и погубят надменность 833 Египта, и сокрушена будет вся сила его. Иез. 32 :13. И погублю весь скот его при обильной воде, и не будет возмущать ея более нога человеческая, и копыто скотское не вступит в нее. Иез. 32 :14. Так тогда успокоятся воды их, и реки их, как елей, потекут, говорит Господь Бог. Иез. 32 :15. Когда предам Египет опустошению, и опустеет земля и что наполняет ее, когда разсею всех жителей ея, тогда узнают, что Я Господь. Иез. 32 :16. Вот плачевная песнь, и будешь плакать 834 о нем, и дочери народов будут плакать о нем, о Египте и всем могуществе его будут плакать, говорит Господь Бог. Иез. 32 :17. В двенадцатый год, в пятнадцатый день первого месяца, было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 32 :18. Сын человеческий! восплачь о силе Египта (наклонив низведи его) 835 , ибо народы низведут мертвых дочерей его в глубину земли к нисходящим в преисподнюю, (говоря):

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иез.33:22 .  Но еще до при­хода сего спасшегося вечером была на мне рука Го­с­по­да, и Он открыл мне уста, пре­жде нежели тот при­шел ко мне по­утру. И открылись уста мои, и я уже не был безмолвен. Как ранее пророк был приведен в молчание не внешним принуждением, но самим Богом ( Иез.3.25 ), так и теперь, хотя молчание его должно было разрешиться известием о падении Иерусалима ( Иез.24.27 ), оно прекращается целым днем ранее получения им этого известия (ср. Иез.24.2 и объяснение его): еще вечером накануне получения известия пророк приходит в экстаз ( «была на мне рука Господа» – см. объяснение Иез.1.3 ), в котором он должно быть получил все откровения этой главы (и ст. 1–20). – «И открылись уста мои и я уже не был безмолвен». Мог смелее и свободнее говорить, так как исполнение пророчеств обнаружило пред всеми в нем истинного пророка. См. объяснение Иез.3.26 . Иез.33:23 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Настоящая речь (23–29 ст.) направлена против оставленных на родине завоевателем евреев, которые очутились таким образом единственными обладателями св. земли и стали предаваться благодаря этому несбыточным мечтам о скором восстановлении царства: результатом этих мечтаний было восстание потомка Давидова Измаила и убийство им вавилонского наместника Годолии ( Иер 41.1–2 ), а затем новое (3-е) переселение евреев, в Вавилон в 23 году Навуходоносора, через 5 лет по разрушении Иерусалима. Известие о таком настроении оставшихся на родине евреев, имевшем так печально окончиться, пророк мог получить от тех же беглецов, от которых он получил (по ст. 21) известие о падении Иерусалима. Но эта речь могла быть написана и впоследствии, когда восстание против Годолии произошло или готовилось, а помещена здесь при систематизации речей. Иез.33:24 .  сын человеческий! живущие на опустелых местах в земле Израилевой говорят: «Авраам был один, и по­лучил во владе­ние землю сию, а нас много; итак нам дана земля сия во владе­ние». «На опустелых местах», какою была вся страна: селиться можно было только на развалинах. Тем безрассуднее были мечты «живущих». – «Авраам был один». Начатки той гордости плотским происхождением от Авраама (ср. Ис 51.2 ), которая так разрослась ко времени Спасителя. Если Авраам один стал владетелем Ханаанской земли, то целому ряду ( «а нас много») потомков Авраама тем более можно рассчитывать на такое владение. – «Нам дана земля сия во владение». Самонадеянность, совершенная противоположность угнетенному настроению пленников. Ср. Иез.11.15 . Они внезапно почувствовали себя владетелями земли – пусть она будет вся в развалинах, им нужно только протянуть руки, чтобы взять ее; взять ее можно без всяких усилий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 50 :33. Так говорит Господь Вседержитель: порабощение терпят сыны Израилевы и сыны Иудины все вместе, пленившие их поработили их и не хотят отпустить их. Иер. 50 :34. Но Избавитель их могуществен, Господь Вседержитель — имя Ему, Он строго будет судить противников Своих, чтобы избавить землю, и потрясет 1218 жителей Вавилона. Иер. 50 :35. Меч на Халдеев, говорит Господь, и на жителей Вавилона, и на князей, и на мудрецов его. Иер. 50 :36. Меч на волхвов его, и они обезумеют 1219 , меч на воинов его, и они ослабеют 1220 . Иер. 50 :37. Меч на коней его и на колесницы его, и на все другие народы 1221 , находящиеся среди его? и будут как женщины, меч на сокровища его, и они будут расхищены. Иер. 50 :38. Меч на воды его, и оне устыдятся, ибо это земля идолов, и они хвалились островами. Иер. 50 :39. Посему привидения поселятся на островах 1222 и будут жить в нем во веки, и не будет построен 1223 в роды родов. Иер. 50 :40. Как ниспроверг Господь Содому и Гоморру и соседние с ними города, говорит Господь, так и там не поселится человек и не поживет в нем сын человеческий. Иер. 50 :41. Вот, народ идет с севера и народ великий, и многие цари возстанут от краев земли. Иер. 50 :42. Держат луки и щиты, грозны и немилостивы 1224 : голос их, как море, заревет, сядут на коней, приготовлены, как огонь 1225 , на войну против тебя, дочь Вавилона. Иер. 50 :43. Услышал царь Вавилонский слух о них и ослабели руки его, скорбь объяла его и болезнь, как жену раждающую. Иер. 50 :44. Вот, как лев выйдет из за волн 1226 Иордана на место Ефана 1227 , но Я скоро удалю 1228 их от него и всякого юношу поставлю над ним 1229 , ибо кто подобен Мне? и кто может противостоять Мне? и какой пастырь воспротивится Мне? Иер. 50 :45. Посему выслушайте определение Господне, какое Он постановил о Вавилоне, и намерения Его, какия Он возымел о земле 1230 Халдейской: неужели не погибнут 1231 ягнята овец их и не будет (вместе с ними) 1232 разбросано 1233 пастбище их? Иер. 50 :46. От шума пленения Вавилона потрясется земля и вопль среди народов слышен будет 1234 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010