Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В основу картины положен сюжет из Первой книги Моисея о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь вершиной неба: «Построим себе город и башню высотою до небес». Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была осуществлена. Мораль сюжета — бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Описание Картина открывает перед зрителем загадочный и трагический образ легендарного библейского сооружения, которое находится в разгаре своего возведения. Но даже в недостроенном виде башня потрясает воображение зрителя. Сильнейшее впечатление производит даже не столько само сооружение, устремляющееся в заоблачную высь, сколько инженерная и архитектурная точность.  Перед зрителем предстает единый яркий архитектурный образ, предельно дерзкий по своему замыслу и убедительный по инженерному воплощению на практике. На переднем плане можно наблюдать правителя Вавилона Нимрода со свитой. Именно этот деятель считался архитектором и руководителем строительства Вавилонской башни. Множество маленьких людей, рабочих и строителей снуют вокруг гигантского сооружения. По реке к гигантской стройке доставляются строительные материалы: камни, бревна, доски. Лестницы, строительные леса, подъемные механизмы, гигантские контрфорсы свидетельствуют о дерзновенном и горделивом замысле строителей превзойти в своем искусстве все народы, бросив вызов Самому Создателю. Башня возводится неравномерно. Нижние этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть живущих в этом огромном здании жителей, а на верхних уровнях еще вовсю идет строительство, кипит работа.  Как известно, за желание превознестись Бог разгневался, и чтобы усмирить нерадивых строителей, перепутал их языки так, что они в одночасье перестали понимать друг друга. В результате люди так и не смогли реализовать свой замысел.

http://azbyka.ru/art/vavilonskaya-bashny...

Вавилонская башня ( Быт.11:1-9 ), этот «узурпаторский порыв безбожной цивилизации» 69 , – еще одна ступень в истории техники. Ослепленный собственной гордыней человек хочет поставить на небесах вместо Бога творение собственных рук и ему покланяться. Город, который собирались построить, должен был играть роль мегаполиса, некой единой, всечеловеческой цивилизации; башня же выступала как воплощение мировоззрения этого города. «Эта идеология совмещает в себе стремление к деспотической власти человека над природой, путем развития технократической цивилизации, с сознательным противлением воле Бога» 70 . Башня строится как сознательное противление исполнению пророчества Ноя ( Быт.11:4 ). Так племя Хамово, «дабы ускользнуть от возвещенного ему проклятия рабства, поспешало ко всеобщему владычеству» 71 . Это «единство без Бога» повлекло за собой «рассеяние вдали от Бога» 72 . Святитель Филарет (Дроздов) усматривает следующие цели Промысла в разделении и рассеянии народов: «Предохранить общества человеческие от крайнего угнетения; предупредить растление нравов, которое в одном всеобщем царстве долженствовало сделаться всеобщим для рода человеческого; но которое, по разделении народов, погубляя один из них, оставляет другой в удалении и неизвестности возникать и усиливаться при помощи простоты и чистоты нравов; предотвратить раздоры, которые были бы бесконечны, если бы род человеческий стеснялся к одному средоточию своими селениями» 73 . В дальнейших главах будет рассмотрено, какими средствами строители Нового Вавилона стремятся преодолеть эти Богом поставленные пределы. Объем и задачи данной работы не позволяют подробно проследить, как развивалась техника у потомков Сима, Хама и Иафета. Теме истории развития древних цивилизаций посвящено достаточное количество исследований, поэтому не представляется необходимым досконально рассматривать данный период. Однако следует отметить некоторые существенные черты периода ремесленной техники вплоть до эпохи Возрождения. Общее мнение специалистов по данному вопросу состоит в том, что ремесленная техника в древнем мире не занимала центрального положения.

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-ocenka-vl...

Когда башня упала, язык человеческий распался на множество наречий, и на земле получили свое существование отдельные царства 201 . Так называемые Сивиллины книги или пророчества, изложенные от лица какой-то таинственной, легендарной сивиллы, представляют собой смешение иудейско-библейских, языческих и даже христианских воззрений, а древнейшая из этих книг – третья, как можно видеть из её содержания, заключает в себе компиляцию внешним образом сгруппированных и нагроможденных друг на друга мыслей и понятий, взятых из библейских книг и произведений греческих классиков. Что касается только что приведенного рассказа её о столпотворении, то этот рассказ, как значительно в частностях отличающийся от библейского повествования, непосредственно и всецело из него заимствован быть не мог; источников сивиллина рассказа мы должны искать в письменном или устном, но, во всяком случае, внебиблейском народном предании. Отличительную особенность указанных внебиблейских преданий о вавилонском столпотворении составляет то, что все они рельефно выдвигают вперед одну черту, на которой и зиждется в своей последовательности истинное, историческое повествование об этом событии: все они говорят о нравственном развращении человечества, об исключительных, греховных отношениях его к Божеству, как основании самой мысли о столпотворении и как причине смешения языков и рассеяния народов. В этом отношении близость их к библейскому повествованию о столпотворении особенно заметна. В других народных преданиях эта основная черта отходит назад, и нравственного элемента в них почти не заметно. Так, напр., древний историк Евполем, который, как мы уже говорили, сообщает, что город Вавилон и башня его были выстроены теми, которые спаслись от потопа, и что это были исполины, – прибавляет, что «когда башня, по повелению Божию, разрушилась, то исполины эти были рассеяны и расселены по всем областям земного шара» 202 . Близкое отношение к этому краткому рассказу имеет и предание Армении. «От них (богов или богоподобных существ, населявших землю в первобытные времена), передает один из древних национальных историков, произошло поколение исполинов, отличавшихся большой физической силой и огромным ростом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Определяя, на основании собранных археологических данных, значение Ниппурской башни, Гильпрехт говорит следующее: „Первое из её четырех названий Имхарсаг, гора ветра, обозначает ее, как место, на котором восседает бог (en) ветра (lil), бури и молнии, т. е. Энлил, позднее отождествленный с семитическим Бэлом, откуда он посылает на землю свои громовые стрелы, с которыми он часто изображается. Как оракул для людей, башня называется Эсагаш, дом решения. Как спускающаяся глубоко в подземную область, где, по суммерийскому воззрению, живут в аде души умерших, и вблизи которой, поэтому, погребали умерших, башня в одной надписи называется Эгигуни, дом гроба. Четвертое имя называет ее Дуранки, связь неба и земли. Таким образом, многоэтажная башня есть не что иное, как выражение космическо-религиозной идеи, как представление мифологической горы богов, которая, по мнению вавилонян, находится на далеком севере и поднимается из преисподней до самого неба, – род Олимпа, на котором родились боги, как дети Бэла“. Окидывая, далее, взором судьбу Ниппурского храма и отражающийся в ней ход всей вавилонской истории, Гйльпрехт утверждает, что это есть история постепенного вырождения во всех областях жизни. В течение ряда веков выродилось древне-суммерийское искусство и наука. Хотя для Вавилона и наступали эпохи ренессанса, напр., при Хаммураби, Ассурбанипале и Навухудоносоре, но в сравнении с высокоразвитой культурой на рубеже 5 и 4 тысячелетия, это была только „поросль давно минувших времен самостоятельного творчества“. Подобный же процесс вырождения усматривает Гильпрехт и в истории вавилонской религии. Суммерийский пантеон, – из которого заметно выступает троица богов Ану, Энлила и Энки, и особенно Ниппурский Энлил, „отец“ и „царь“ богов, – при семитических завоевателях Вавилонии был значительно расширен. Цари, как Саргон, Нарам-Син, Гудеа, Дунги и многие другие, стали провозглашать себя богами, строить в честь себя храмы и основывать культы. Пирамиды Ниппура, Ларсы, Сиппара, Вавилона и других городов, имевших когда то значение „союза неба и земли“ (Дуранки), „основания неба и земли“ (Теменанки), стали гробницами Бэла, Шамаша, Мардука. Вся великая нация с её блестящим наследством от первоначальной цивилизации, с её удивительными дарами, с её духовной зрелостью – погибла, таким образом, с исповедью на устах: наши боги мертвы. Хотя эти боги возвращаются на землю с наступлением весны, но плач о ежегодной смерти их составляет важную часть их культа, и могучие башни, называемые гробами богов, придают вавилонским храмам характерные черты усыпальниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Застройка VIII-VII вв. до Р.Х. охватила и находившийся ранее за пределами города так называемый Западный холм, расположенный к западу от долины Тиропеон и ограниченный с юга долиной сыновей Енномовых. На вершине холма найдены остатки мощных фортификаций. Особенно примечательна стена, которая имела толщину семь метров, т. е. была наибольшей из всех сооружений подобного рода, известных в железном веке Палестины. Это – одно из оборонительных сооружений Езекии, возведенных при подготовке к ассирийскому нашествию Синаххериба; толщина стены определена необходимостью противостоять ассирийским стенобитным орудиям. Фортификационное строительство конца VIII в. до Р.Х., осуществлявшееся царем Езекией прежде всего в связи с ассирийской угрозой, засвидетельствовано и рядом других массивных сооружений. Таково северо-западное укрепление, запиравшее спускавшийся к долине овраг. От него сохранились остатки стены и восьмиметровая башня с четырехметровыми стенами из грубо обтесанных камней. Эта башня являлась частью монументальных ворот, возможно Средних ворот Иерусалима, упоминаемых пророком Иеремией (см.: Иер. 39, 3 ). В них, по его словам, расположились все князья царя Вавилонского (ср.: Иер. 39, 3 ), ворвавшегося в Иерусалим через сто с лишним лет после Езекии. И именно у этих ворот засвидетельствованы последствия тотальных разрушений, значительные скопления золы и обгоревших строительных остатков, среди которых найдены наконечники стрел вавилонского типа (VI до Р.Х.). Н. Авигад считает, что эти стрелы остались после штурма города Навуходоносором в 587 г. до Р.Х. Проломы в нижних стенах, образовавшиеся в ходе финальных штурмов, привели к обвалу опиравшейся на них системы террас, а следовательно, и стоявших на этих террасах сооружений. Внешний край системы рухнул вместе с поддерживавшей его стеной. На некоторых участках свидетельства погрома в дальнейшем уничтожила эрозия: обрушившиеся камни были обнаружены у подножия склона; частично их использовал Неемия при строительстве новой стены по возвращении из Вавилонского плена. В других районах следы трагедии 587 г. до Р.Х. стерты возникшей на этом месте каменоломней. Многие прочие города Иудеи постигла та же судьба: они были полностью разграблены и сожжены. Остатки населения продолжали жить в немногих сохранившихся районах больших городов, фактически превратившихся в деревни (Гева/Гива Вениаминова, Вефиль и др.). Остатки эти составляло прежде всего крестьянство. В полной мере коснулось это и Мицпы/Массифы, куда временно был перенесен центр Иудеи, превращенной в вавилонскую провинцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Отколовшаяся от бруклинской корпорации группа назвала себя Теократической Организацией Свидетелей Иеговы. Они писали:«Мы не признаем и не принимаем того учения, которое распространяется во имя Общества Башни Стражи под видом «нового света», но которое противоречит учению Теократическому и Библии». (Письмо братьям в Польше, август 1998 г.). Интересен факт, что «новый свет» для этих Свидетелей Иеговы был настолько очевидно отличен от старого, что их невозможно было примирить или назвать раскрытием «старого света». Эти отколовшиеся Свидетели Иеговы приводят довольно много примеров существенных отступлений бруклинской корпорации Сторожевой Башни от изначальных положений в учениях. «Иегова говорит Своей небесной организации: «А над тобою воссияет Господь [Иегова, НМ], и слава Его явится над тобою» ( Ис.60:2 ). Эта слава отражается помазанными духом христианами на земле, так что они в свою очередь могут дать «светить свету своему перед людьми» ( Мф.5:16 ). Годы с 1919 до 1931 были выдающимися годами, что касается сияния света Царства, потому что народ Иеговы полностью сбросил последние кандалы вавилонских учений, идей и обычаев». (Сторожевая Башня, 01.08.1985 г., стр. 12). Возникновение у руководства организации новых идей – это постоянный процесс, который не может остановиться. Учения Свидетелей Иеговы корректируются каждые несколько лет и называются «новым светом истины от Иеговы». Сегодняшние Свидетели Иеговы несут совершенно другую «истину», чем те, которые несли в 80-е годы. А те, которые несли «истину» в 80-е года, резко отличаются от Свидетелей Иеговы 60-х годов, которые тоже, как известно, несли «истину», отличную от истины 40-х, и так далее... «Сияние света в «Сторожевой башне» за 1 июня и за 15 июня 1938 года (англ.) позволило увидеть, что служители в собрании должны не избираться, а назначаться, и притом теократическим путем». (Сторожевая Башня, 15.05.1995 г., «Сияние света – Сильное и слабое», стр. 22); «Свет становился все ярче, и те привычки, к которым сначала относились просто с неодобрением, позднее стали рассматривать со всей строгостью»; «В 1973 году стало ясно, что тот, кто употребляет табак, не может быть Свидетелем Иеговы». (Сторожевая Башня, 15.05.1995 г., «Сияние света – Сильное и слабое», стр. 23);

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

По этому рассказу Сивиллы люди, говорившие до столпотворения Вавилонского одним и тем же языком, как об этом повествуется и в библии ( Быт.11:1 ), вздумали забраться на усеянное звездами небо (подобно Овидиевым гигантам), но Бессмертный, желая подчинить их своей всемогущей силе, послал ветры, которыми огромная башня и была ниспровергнута на землю (подобно горам Олимпу и Оссе, рухнувшим под ударами Юпитеровой молнии, по рассказу Овидия о гигантах); люди потеряли согласие и разделились на партии, откуда и произошло, по словам Сивиллы, название Вавилона (производимое и библией от смешения языков и рассеяния людей по земле – Быт.11:9 ; так как башня обрушилась, а языки людей стали отличаться друг от друга и разнообразиться, то люди расселились по всей земле и составили отдельные царства1. Правда, строителей Вавилонской башни еврейская Сивилла не называет ни гигантами, ни титанами, но в дальнейших стихах она говорит, что в это время, которое она считает десятым поколением людей после потопа, царствовали Сатурн, Титан и Япет – дети земли и неба, получившие отсюда и самое название (т.е. название γηγενες земнородные, измененное в гиганты, или, по объяснению писателя 1-й Сивиллиной книги – в титаны2, – что между этими детьми земли возник спор из-за власти и началась борьба между Сатурном и Титианом3. Таким образом, говоря о столпотворении, еврейская Сивилла упоминает и о борьбе Титана и гигантов. Труден ли был для Овидия переход отсюда к заключению, сто эта борьба происходила во время столпотворения, что строителями Вавилонской башни были те же самые Титан и гиганты, которые вели борьбу с Сатурном, что и башня строилась ими со стратегическими целями – для этой самой борьбы? Что такой переход для Овидия был нетруден, доказательством этому служит то, что так именно понимали рассказ Сивиллы о столпотворении другие писатели, писавшие раньше Овидия. К ним относятся Абиден и Евполем, которые жили лет за сто, а может быть и больше, до Р.Х.1, и слова которых приводятся Евсевием2. Первый из них Абиден передает, очевидно со слов еврейской Сивиллы, сказание, что Вавилонскую башню строили силачи-великаны, происшедшие из земли, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

Если же идти дальше вглубь веков, общие корни обнаружатся и у этого древнего языка, от которого, конечно, не дошло письменных текстов, с языками-предками иных народов земли. Дальнейшие реконструкции очень рискованы, но лингвисты предполагают, что примерно 50 тысяч лет назад человечество действительно говорило на одном языке, предке всех ныне существующих языков – а точнее, разные группы людей говорили на близких и взаимопонятных диалектах, из которых потом и возникли новые языки. Впрочем, всё это реконструкции, но есть и примеры эволюции языков, которые прекрасно документированы – прежде всего, это развитие всех романских языков, от румынского до португальского, с общим предком – народной латынью. Да и сегодня мы видим, как на Балканах из единого сербо-хорватского языка возникают отдельные сербский, хорватский и даже черногорский и боснийский, хотя, конечно, с лингвистической точки зрения их лучше всего пока считать диалектами. При этом взаимопонимание утрачивается постепенно: белорусский язык нам легко понимать без перевода, а если привыкнуть, то многое будет понятно и по-болгарски, и по-польски. А те же самые боснийцы и черногорцы вообще не испытывают никаких проблем в общении, даже если считают свои языки разными. Что же делать с повествованием 11-й главы Бытия? Очевидно, не понимать его буквально. Как строительство самой башни до небес наверняка занимало не то что годы, но века, так и разделение языков вряд ли было одномоментным. Кстати, что за башня? Нашли ли ее останки археологи – ведь древние люди перестали ее строить, но не разрушили? Увы, нет. Иногда с этой башней сопоставляются зиккураты – храмы древнего Междуречья, страны, в которой расположен город Вавилон. Они выглядят как ступенчатые пирамиды, и это очень символично: языческая религия словно пытается по ним взобраться на небеса. Но сказать, что какой-то конкретный зиккурат и есть та самая древняя башня, мы никак не можем, к тому же они все были построены спустя много тысячелетий после того, как человечество расселилось по Земле.

http://foma.ru/vavilonskaya-bashnya-vopr...

И все бы так и произошло - Адам бы дозрел до реализации своего совершенства, которое в нем было заложено изначально и должно было созреть, если бы не явилось в раю некое существо, которое Писание называет - змеем (Быт.3,1). Змей предложил Еве и Адаму вкусить от плодов с древа познания добра и зла, от которого Бог запретил вкушать им, пообещав им, что в результате этого они сделаются как боги (Быт.3,5). Словосочетание древо познания добра и зла есть точный, дословный перевод с иврита. Однако в древне еврейском языке это словосочетание является идиомой, в которой всегда прямой текст является вторичным по отношению к смыслу идиомы. А смысл идиоматического выражения древо познания добра и зла несколько иной, чем прямой - его можно выразить адекватным переводом - древо познания всего на свете. Змей настаивает на том, что само знание всего на свете сделает Адама богом. Змей ничего не говорит о любви, то есть он исключает из познания нравственное становление Адама. Иначе говоря, змей предложил Адаму и Еве обучаться в другой школе, в которой обучают не тому, как возрасти и созреть до сыновства Божьего, а как по-быстрому и легко сделаться богами. Это совсем другая школа. Если в первой нужно было длительно вызревать, соработничать с Богом, смириться как всякому ребенку и ученику, обучающемуся у родителей и учителей. То во второй школе надо было всего лишь приобщиться к знанию - вкусить - и, искусившись, стать строителем своего мира. Потомки Адама и начали строить свой мир, свою цивилизацию, поверив в то, что они стали богами, способными править вожжами вселенной. Однако уже через несколько поколений эта цивилизация вызвала мировой потоп. Другие великие знатоки начали строить вавилонскую башню для того, чтобы доказать свое право на божественное достоинство, ибо башня должна было дойти до неба, но башня развалилась, ибо ее строители перестали понимать друг друга, то есть потеряли то единство в любви, которое только и открывает подлинное познание, несущее в себе понимание. Этому должен был научиться Адам. Но строители проходили другую школу - школу знания, в котором они видели силу - и с приобретением которого они обретали власть над природой. Это знание было просто - дуалистический смысл его символически выражен в двух элементах, из которых строилась башня - в обожженном кирпиче и в скреплявшем его асфальте. Однако, эта простота не спасла строителей - они оказались бессильными и неспособными к созиданию - сама природа противилась такому нелюбовному ее покорению, ведь такое претенциозное строительство было насилием над целомудренной природой.

http://ruskline.ru/analitika/2014/02/17/...

Археологи сообщают нам также и о том, что во многих древних городах Месопотамии были открыты развалины многоэтажных башен–храмов. В вавилонских глиняных табличках для обозначения этих башен используется слово «зиккурат». Такие башни входили в состав языческих храмовых комплексов. На верху зиккурата обычно был алтарь. Исследователи полагают, что эти высокие башни представляют собой позднейшие имитации той самой, первой, вавилонской башни, или ее модификацию. 38 Одной из них был вавилонский зиккурат, который, как свидетельствует археология, впервые был сооружен в весьма отдаленном прошлом, неоднократно подвергался разрушению и перестраивался. К примеру, после смерти вавилонского царя Хаммурапи хетты попытались сравнять с землей руины разрушенного ими огромного здания (ок. 1600 г. до Р. X.). Позже царь Навуходоносор II (VI в. до Р. X.) заново его отстроил. Руины большого зиккурата имеются и вблизи развалин древнего Вавилона. Эта башня, которую арабы называют Бирс Нимруд, имела более 700 футов в высоту (210 м). Ее описание есть у греческого историка Геродота 39 (ок. 450 г.). Вот что у него сказано: «В середине... храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в одну стадию (184, 97 м. – Прим. ред.). На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе» (I, 181–182) Аналогичную башню археологи раскопали в городе Уре. В ее развалинах были обнаружены кирпичи, изготовленные вручную не одну тысячу лет назад. На кирпичах были начертаны довольно разборчиво два имени: имя одного из первых строителей башни царя 3-й династии Ура Ур–Намму (XXI в. до Р. X.) и имя вавилонского царя Набонида (правил 556–539 гг. до Р. X.). Набонид заново воздвиг эту башню, построив ее из обожженных кирпичей с использованием скрепляющего раствора. 40

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010