Таким образом причиною суда Божия над народом иудейским, совершившегося рукою Навуходоносора, царя вавилонского, было тоже самое, что за 100 с небольшим лет пред этим навлекло на израильтян грозное нашествие Сеннахерима (см. 4Цар. 17:7–18 ), именно – отступление от истинного Бога и уклонение в идолопоклонство и нечестие ( 2Пар. 36:14–16 ). По свидетельству истории от этой же ближайшим образом причины падали и все некогда сильные и могучие государства. Какое сильное предостережение и для настоящих времен. 17–19 ст. Последние слова (16 ст.), указывающие на то, среди какого общества предстоит пророку проходить свое служение, могли сильно смутить юного пророка. Среди общества, которое забыло истинного Бога и стало служить идолам, пророк Иеремия очевидно мог ожидать одних только огорчений. Но Господь предупреждает его, что он не должен ничего подобного бояться, напротив должен быть всегда готовым (препояши чресла твоя) 124 открыто и безбоязненно говорит (востани, глаголи) все, что повелит Бог . При этом указываются и самые причины или основания того, почему пророк не должен ничего бояться. «Ты не бойся их (от лица их) и не страшись пред ними, потому что Я буду с тобою, чтобы избавлять тебя (от всякого зла), говорит Господь» (17 ст.). Эта мысль и раскрывается далее (18–19 ст.). Божественная помощь пророку видимым образом выразится в том, что хотя все, начиная с царей, князей и священников и кончая простым народом, будут вооружаться против него, однако же не в силах будут одолеть его: он будет неприступным (неодолимым) для них, как укрепленный город (град тверд) как железная башня (столп железный), как стена медная и крепкая (стена медяна и крепка). «Вот Я поставил тебя теперь, говорит Господь пророку, как бы укрепленным городом, железною башнею и медною, крепкою стеною для всех царей иудейских, князей, священников и всех людей этой земли (18 ст.). Они будут воевать (ратовати) против тебя, но не одолеют (не премогут) тебя, потому что Я буду с тобою, чтобы избавлять тебя (от всякого зла), сказал Господь» (19 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Тропарь праздника Пятидесятницы раскрывает смысл этого события: «Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Здесь содержится напоминание о вавилонском столпотворении, когда Бог, увидев безумие людей, вознамерившихся построить башню до небес, сошел и смешал их языки, чтобы они перестали понимать друг друга и прекратили строительство столпа, который все равно рухнул бы и похоронил их всех под своими обломками ( Быт. 11:1–9 ). Разрушенное по вине людей единство человеческого рода восстанавливается в Церкви, где нет различия по национальному и языковому признаку, но всем дается «новый язык» – язык веры и молитвы, единомыслия и любви. Всякий раз, когда вавилонская башня рушится (а она вновь и вновь рушится на протяжении всей истории), происходит «смешение языков», обостряются противоречия между нациями, возрастает непонимание и недоверие. И только Святой Дух, который есть «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ), Который живет и действует в Церкви, может примирить всех, призвать к соединению и согласию. Церковная иерархия В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу – они одни имели право приносить жертвы, воскурять фимиам, возносить молитвы и петь в храме; участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. Но ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи... Всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов» ( Евр. 10:4–11 ). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, чтобы раз и навсегда избавить человечество от рабства диаволу: «Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Хавила – Бенгалия, Непал, Тибет (река Ганг – Фисон). Часть его потомков жили на востоке Аравийского полуострова, на берегу Персидского залива. Иовав – его потомки были известны аккадцам как «иавиви» и жили они в городе, носившем его имя – Иухаивав (недалеко от Мекки). Рагав (Реу) – это имя встречается в аккадских надписях как собственное и выглядит как Рау. Он дал имя острову на Евфрате, лежащему ниже города Анат и известному аккадцам как Раилу, а грекам – как Рагу. Серух – от него получили свое название сирийцы. Он основал известный аккадцам город Сарууги, расположенный западнее Харрана. Нахор – его потомки селились в Харране, который затем стал называться городом Нахора. Фарра (Терах) – жил недалеко от Харрана в городе, известном ассирийцам как Турахи, а аккадцам как Тураху; руины этого города известны как Тиль-Са– Турахи. Глава седьмая. Распространение потомков Иафета «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» ( Быт.10, 1–5 ). Перечисление потомков Иафета начинает таблицу народов. Итак, сперва необходимо посмотреть, насколько сохранилось воспоминание об нашем первопредке среди его потомков. Само имя Иафет имеет два значения, которые, как нам уже приходилось говорить, несут в себе предсказание о дальнейшей судьбе его потомков, – «красота» и «распространение». И действительно, идеалом его потомков стало, с одной стороны, стремление к созданию прекрасного, иногда переходящего в отождествление красоты и праведности. Греки и римляне, германцы и русские, японцы и китайцы, индийцы и французы создали неповторяемые образцы изобразительного искусства. Точно также среди потомков Иафета живет неизменная тяга к маштабной географической экспансии: начиная со времен греческой колонизации и изначальной миграции индейцев и полинезийцев до походов Чингисхана и Александра Македонского. Русские поморы и английские колонизаторы одинаково подчинялись этому заданию потомков Иафета. Любопытно, что ни хамиты, ни большая часть семитов не смогли создать столь долговечных форм империи, которые смогли создать иафетиды. У других сыновей Ноя были и другие задачи.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. – Премудрый Сирах говорит: Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает их до основания. Сын! прими отца твоего в старости его, и не огорчай в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение, и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Ибо милосердие к отцу не будет забыто: не смотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. Оставляющий отца – тоже, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (III16). § 5. Столпотворение Вавилонское. Появление идолопоклонства Когда потомки Ноевы умножились и им необходимо было разойтись, то на память о себе они вздумали построить город и башню высотою до небес. Господь смешал их язык, так что они перестали понимать друг друга и разошлись по всей земле. От них-то и произошли разные народы, говорящие разными языками. Недостроенная башня получила название Вавилона, что значит: смешение . Люди, рассеявшись по различным странам мира, большею частью забыли то, чему учили их предки о Боге, и стали за Бога считать или светила небесные, или тварей земных, делать их изображения или идолов, и им вместо Бога покланяться. Так появилось идолопоклонство . Познание истинного Бога сохранилось только в потомстве Симовом. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им и не послужиши им. § 6. Авраам: призвание его и жертвоприношение Исаака Когда идолопоклонство стало усиливаться и появилось даже в племени Симовом, Бог , для охранения истинной веры между людьми, избрал крепкого верою Авраама. Явившись ему, Бог повелел оставить свой дом, отечество свое и идти в землю ханаанскую, обещая отдать ему во владение эту землю, и умножить в ней потомство его, как звезды небесные и песок морской. Авраам повиновался Богу и, переселившись в землю ханаанскую, жил здесь странником, переходя с своими стадами с одного места на другое. Бог дал Аврааму сына Исаака уже на сотом году его жизни. Когда Исааку исполнилась шестнадцать лет, Бог потребовал от Авраама, чтобы он принес Ему в жертву любимого сына. Авраам взял с собою Исаака и отправился к указанной Богом горе. Здесь он устроил жертвенник и, связав Исаака, возложил его на жертвенник поверх дров. За сим он уже поднял нож, чтобы заколоть сына своего, но Ангел Господень остановил его и сказал: «не поднимай руки твоей на отрока, теперь я знаю, что ты боишься Бога. – Мною клянусь, что так как ты не пожалел сына своего для Меня, то благословятся в семени твоем все народы земные». – Авраам посмотрел вокруг себя и, увидев барана, запутавшегося рогами в чаще леса, взял и принес его во всесожжение вместо сына. § 7. Иосиф

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Что бы ни читал человек, он читает Евангелие. Пусть эта мысль не кажется ни дерзкой, ни наивной. Впрочем, она и дерзка, и наивна одновременно, потому что она истинна. Христос в Откровении Иоанна назвал Себя Альфой и Омегой, Началом и Концом. Альфа и омега – это первая и последняя буквы греческого алфавита. И надо же, чтобы Слово Отца и Премудрость Божия добровольно вместила Себя полностью в рамки алфавита и, как камень оправой, ограничила Себя буквами первой и последней! Между альфой и омегой, включая их самих, всего 24 буквы. И все богатство мира внешнего, а также богатство мира внутреннего, человеческого может быть закодировано при помощи самых разных сочетаний этих 24 малых знаков. Мало того – и Сам Господь, однажды воплотившийся от Девы, вновь воплощается, но уже в письменных знаках, поддается записи. Теперь можно думать, что всё записанное буквами человеческими не далече от Бога. Всюду, где есть альфы и омеги, беты и гаммы; всюду, где есть текст, – должен быть и Христос. Собственно, изначально люди к письменности так и относились. Письменность не для утренних газет придумана, а для фиксации Откровения. Справа ли налево, как у семитов, или слева направо, как у нас, или столбиками, как на Востоке, она – письменность – всегда сверху вниз и никогда снизу вверх. Она не вверх растет, как Вавилонская башня, а вниз опускается, как дождь на пашню. Один знакомый человек, физик по образованию, окончил курсы, позволяющие преподавать Закон Божий . Но работает по-прежнему в школе учителем физики. Его спрашивают: «Что ж вы Закон Божий не преподаете?» Он отвечает: «Как же! Преподаю». – «Так вы же физику преподаете!» – «А это чей закон? Разве не Божий?» Физика, без сомнения, есть Божий Закон. И химия, и биология, и география тоже. К любой книге о природе могут быть эпиграфом слова: «Взгляните на птиц небесных» (Мф. 6: 26) или «Посмотрите на полевые лилии, как они растут» (Мф. 6: 28). Почему бы учебники астрономии не надписывать словами из псалма: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8: 4–5).

http://pravoslavie.ru/96983.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Вавилонская башня» Брейгеля: как понимать эту «библейскую» картину и какие символы в ней скрыты 21 мин., 27.10.2021 «Вавилонская башня» — одна из самых известных и самых загадочных картин Питера Брейгеля Старшего. Это картина-символ, картина-иносказание. Но как ее понимать? На какие источники, изобразительные и литературные, опирался Брейгель и, главное, что нового он добавил к традиции? Питер Брейгель. Вавилонская башня (большая). 1563. Музей истории искусств, Вена Три башни Питера Брейгеля Сразу уточним: мы знаем о трех «Вавилонских башнях», написанных Брейгелем: самая ранняя, миниатюра на слоновой кости, до нас не дошла, есть только упоминание о ней, а две других висят сейчас в музеях Вены и Роттердама. Венская картина куда более известна, о ней в первую очередь мы и будем говорить. Венская «Башня» подписана и датирована 1563 годом. Ее часто называют «большой» «Башней», так как эта картина больше по размеру, чем «малая», или роттердамская, «Башня». При очевидной близости, между картинами есть и немало различий, причем дело не только в размерах — роттердамская «малая» «Башня» заметно отличается и более темным, мрачным колоритом, и, к примеру, отсутствием на переднем плане царя со свитой. «Малая» «Башня» Брейгеля не датирована, но принято считать, что она написана почти одновременно с «большой», хотя и здесь нет согласия: некоторые ученые предполагают, что она могла быть написана на несколько лет позже. Питер Брейгель. Вавилонская башня (малая). Около 1563 (?). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам При разглядывании картины вопросы начинаются сразу и касаются буквально всего: устойчива башня — или она заметно накренилась и вот-вот упадет? Намекают ли облака в небе (особенно заметные в «малой» «Башне») на Божий гнев — или это просто указание на высоту сооружения? Можно ли считать, что в «большой» «Башне» заложен некий позитивный смысл, например, воспевание созидательного труда строителей, так как она окрашена в светлые тона? Содержит ли картина злободневные, в том числе политические, намеки — или такого смысла в ней нет и не может быть? Башни до Брейгеля

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

Примеров подобных изображений — множество. Гораздо ближе к Брейгелю — и по времени, и по региону — миниатюра нидерландского художника Герарда Хоренбоута (Gerard Horenbout) из «Бревиария Гримани», роскошно иллюстрированной рукописной книги. Герард Хоренбоут. Вавилонская башня. 1515–1520. Миниатюра из «Бревиария Гримани». Национальная библиотека Марчиана, Венеция У Хоренбоута по спирали вокруг башни поднимается пандус, к ней на телегах подвозят строительные материалы, хорошо видны морской залив с кораблями, подъемные краны и характерные аркады, из которых состоят ярусы, — легко заметить, что все это мы встречаем потом и у Брейгеля. Герард Хоренбоут. Вавилонская башня. Фрагмент Наконец, конической формы башня, состоящая из аркад, тоже не изобретение Брейгеля, такую башню-конус можно найти на гравюре середины XVI века французского художника Бернара Саломона, весьма популярного у своих современников (гравюры в XVI веке были ходовым товаром, быстро распространялись по всей Европе). Это изображение уже очень близко к картине, о которой мы говорим. Бернар Саломон. Вавилонская башня. 1554. Гравюра из «Библии в катренах» Клода Парадена К середине XVI века, времени Брейгеля, относится и картина, предположительно написанная нидерландским художником Яном ван Скорелом, где Вавилонская башня, окруженная спиралью пандуса, возвышается над равниной, а справа видна река, впадающая в море. Перед башней показана толпа: часть людей занята работой, они добывают камень, несут носилки, другие как будто спорят, обсуждают происходящее. Возможно, они уже перестают понимать друг друга. Ближе к левому нижнему углу изображен обнаженный человек большого роста, указывающий на башню (или на небеса). По мнению брейгелеведа Ларри Сильвера, это царь Нимрод, которого более поздние авторы упоминают как строителя Вавилонской башни. Ян ван Скорел (?). Вавилонская башня. Ок. 1550. Галерея Франкетти, Венеция Вавилонская башня в Библии и после Несколько слов надо сказать о важнейших текстах, созданных после книги Бытие и составляющих, вместе с изображениями, ту традицию, на которую опирались художники Средних веков и Возрождения, в том числе и Брейгель, когда брались за изображение Вавилонской башни.

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

Согласно Геродоту Вавилонская башня имела 8 этажей, а клинописные таблицы, найденные в самом сооружении, сообщают о 7 ярусах. Вероятно, Геродот в качестве восьмого этажа посчитал храм, находившийся на седьмой платформе, или же она имела семь надземных этажей и восьмой подземный этаж «Кигаллу», служивший основанием для надземных и невидимый для непосвящённых с.164]. Остаётся неизвестным, является ли Вавилонская башня, упомянутая в Библии ( Быт.11:1–9 ), и башня, описанная Геродотом, одним и тем же сооружением, или же здесь говорится о храме бога Набу в соседнем городе Борсиппе. Среди археологов существует мнение, что подлинное место башни было в центре Вавилона, на север от храма Мардука. Здесь теперь находится котлован в 100 кв. м., откуда люди брали кирпич для строительства. Другие же, напротив, считают, что этот зиккурат, известный как Вавилонская башня, не имеет никакого отношения к библейскому рассказу, так как традиционная башня, по их мнению, находится в древнем городе Борсиппе (совр. холм Бирс-Нимруд, близ гор. Хилла, в 15 км. к югу от Вавилона), который Навуходоносор, когда воздвигнул наружную стену, включил в ограду столицы как один из её пригородов. Здесь, на высоком холме (ок. 100 м.) усыпанном черепками и глыбами битого кирпича, стоит 20-и метровая кирпичная колонна разрушенной башни. С холма открывается вид на простирающуюся внизу равнину. У подножия легко угадывается планировка погибшего города, очертания его улиц, фундаменты больших строений. Многие из глыб, свалившихся сверху зиккурата, носят на себе следы стеклования, произведённого огнём. Сила пожара, совершившего это превращение, была такова, что видимые ещё слои кирпичей представляются совершенно изогнутыми и волнистыми «Нельзя найти объяснения, – пишет один из исследователей, – тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожжённых кирпичей, опалил весь остов башни и все её глиняные стены» с.71]. На этом основании многие исследователи считают развалины Бирс-Нимруда (т.е. башня Нимрода, того самого, которого Иосиф Флавий называл строителем Вавилонской башни) остатками библейского вавилонского сооружения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Светлые тона, в которые окрашена снаружи венская «Башня», не должны сбивать нас с толку: его вторая, «малая», «Вавилонская башня» по колориту гораздо мрачнее, хотя и сюжет, и его символическое содержание здесь, очевидно, те же самые. Что касается «согласованного труда строителей», то согласованные действия больших масс людей у Брейгеля как раз обычно не приводят ни к чему хорошему, достаточно вспомнить толпы в «Несении креста» (см. Голгофа Питера Брейгеля: разбираем символы и загадки великой картины ), дружно бегущие глазеть на голгофскую казнь. Массами людей может двигать страх перед властью, особенно когда эта власть жестока. Но даже и страх не обязателен: люди добровольно готовы на любое преступное дело, когда ими управляет тщеславие, когда они действуют в ослеплении (этот мотив ближе всего к сюжету о Вавилонской башне). Учитывая, что тема слепоты человека, точнее говоря, человечества в целом, — основная тема Брейгеля-философа, согласованный труд строителей не выглядит аргументом в пользу «положительного» понимания образа Вавилонской башни. Завершая, заметим, что для современников Брейгеля было вполне естественно, глядя на изображение какого-либо сюжета, видеть не только непосредственно изображаемый момент, но и представлять себе всю цепочку дальнейших, хорошо известных, событий. Вавилонская башня воспринималась в XVI веке именно как образ греха (вполне возможно, что семь относительно достроенных уровней башни указывают на семь смертных грехов, один из которых как раз гордыня), как проклятое место, над которым разразится Божий гнев. В книге Бытие нет ни слова о разрушении башни, но этот мотив пронизывает пророчества Исаии и Иеремии, и, например, нидерландский художник середины XVI века Корнелис Антонис красноречиво показывает именно подразумеваемый финал истории: его многоярусная башня на глазах зрителя разваливается на куски от вихря, сходящего с небес, в потоках которого мы видим летящее вниз ангельское войско, воплощение Божьего гнева. Как следует писать историю?

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

Господь не допустил осуществиться дерзкой попытке. В какой-то момент Он «смешал» язык людей, и они перестали понимать друг друга. Так Бог показал людям, что единство на основе греха не родит взаимопонимания, и что гордость рано или поздно приведет к жалкому состоянию одиночества. Своим действием Господь не позволил людям застыть в состоянии самообожествления, в ту эпоху многие поняли, что человеческие прогресс и цивилизация не создадут рая на земле. Люди вынуждены были бросить начатую стройку. В истории Вавилона и Древней Месопотамии известны храмы в виде ступенчатой башни. Такое строение называется зиккурат. Самым известным по величине зиккуратом являлась башня Этеменанке, что переводится как «Дом основания неба и земли», в Вавилоне. Некоторые предполагают, что это и есть описанная в Библии вавилонская башня. Историк Геродот (V век до P. X.) подробно описал Этеменанке: «...святилище Зевса Бела с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая сторона его длиной в две стадии (аттическая стадия, которой пользовался Геродот, равна 177,6 м). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в одну стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет». Возможно, это была уже более поздняя башня, о чем свидетельствуют данные археологии. На рубеже XIX-XX веков ученый Роберт Кольдевей в течение пятнадцати лет вел раскопки на территории Древнего Вавилона. Он обнаружил гигантский фундамент, а также некоторые надписи, в которых шла речь о башнях. Знаменитая вавилонская башня была разрушена достаточно давно, но в память о ней воздвигли другую. Так, сохранились слова царя Набополасара: «К этому времени Мардук (вавилонское божество) повелел мне вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была, воздвигнуть – фундамент её установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». Сын его Навуходоносор добавил: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки, так, чтобы поспорить она могла с небом».

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010