Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. - Казань, 1906. – С. 201. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4; Ис. 47:3; Плач. 1:8; Мф.25:36; 2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 403, 436-437. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. - С. 50-57. Пс. 18:2-4: « Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21 : « Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: « И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20 : « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. - С. 378-379, 401. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 549. Зубов А.Б.История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. - С. 548-549. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://bogoslov.ru/article/2246328

– В Новом Завете не единожды повторяется мысль о том, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5. 5), то есть, если человек начинает что-то совершать из гордыни, то у него ничего не получается. Это действительно так? – Конечно. Библейский пример того – Вавилонская башня, когда люди решили: «…построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя…» (Быт. 11. 4). Дело не в высоте башни, это не важно, вопрос в мотивации – люди захотели построить башню до Небес во имя свое, а это уже не просто человеческая заносчивость, это гордыня. По слову Бога, которое изрек Его пророк Иеремия, Вавилон «восстал против Господа». И что происходит дальше? Как сказано: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они оттого, что задумали делать» (Быт. 11. 5–6). И тогда Бог наказывает людей, но обратите внимание, наказание носит воспитательный характер: «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон (т. е. смешение. – М.Г.), ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их по всей земле» (Быт. 11. 8–9). Это было стремление остановить людей, вторгающихся в удел Божий. И тут важно понять, что наказание – «смешение языков и рассеяние людей» – было охранительным по отношению к людям, ведь Господь видел, что «они не отстанут от того, что задумали», и Он остановил их на греховном пути. Помните, мы писали о том, что еще в раю у человека была попытка встать на место Бога, стать «как боги, знающие добро и зло». Когда человек стремится к своему первообразу, когда он стремится к «обожению» – это одно, но когда он, не соизмеряя того, что он творение, делает себя центром всего – это другое. Он сам, а не Бог, становится мерилом всех вещей, центром вселенной и одновременно началом всего. Этот грех называют любоначалием. И такая потеря своей соизмеримости в этом мире приводит к трагическим последствиям прежде всего для самого человека.

http://pravmir.ru/sila-smireniya/

В общем, ничего плохого в стремлении представить себе свой «образ будущего» нет. Но стоит разобраться, почему и когда «образ будущего», становясь маяком в жизни одного человека или даже целого народа, является ошибочным и заводит в тупик. Есть ли для выбора правило? Если начинать буквально «от Адама и Евы», то обнаружим, что первым «образом будущего» оказался соблазн, представленный Еве змием в райском саду пред древом познания добра и зла, о котором Создатель сказал своему творению: не ешьте плода от него, ибо «смертью умрёте». Змей же, напротив, шептал Еве: «не умрёте, но будете как боги, знающие добро и зло». И вот духовно неопытной Еве представился увлекательный «образ будущего» «будете как боги (если нарушите Божью заповедь!)» и она сделала неправильный выбор, а потом уговорила и Адама. И это был выбор, ставший причиной проклятия Богом земли, изгнания прародителей из рая и дальнейших страданий падшего человечества. Другой назидательный пример из Библии, не менее яркий: Всемирный потоп. Как сказано в Библии, Господь раскаялся, что создал человека, после того как увидел, «что велико развращение человеков на земле. И что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Ной же, как было сказано, «был человек праведный и непорочный в роде своем» и потому Бог, сказав ему, что ожидает землю, повелел строить ковчег для спасения от будущего потопа. «И сделал Ной всё: как повелел ему Господь Бог». Говоря прозой, Ной поверил Богу и «образу будущего», много лет трудился над созданием ковчега. И спас себя и своих близких, и ещё всякой твари по паре. Потоп же избавил землю от грехов человечества, и на некоторое время земля была чиста и непорочна. (Так что Господь даже пообещал не проклинать больше землю). Вот и положительный «образ будущего» для праведного Ноя и его сыновей: обновленная, очищенная от грехов земля. Но и этот образ исходил от Бога, от Его благоволения. И вновь Библия обращает наше внимание на «образ будущего», когда он создан человеком: Вавилонская башня. «На всей земле был один язык и одно наречие… И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать. И не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню). Посему дано ему имя Вавилон»…(Кн. Бытия; 11: 4-9) То есть человеческий проект с горделивым «образом будущего», но без одобрения Бога, оказался классическим примером тупика и неудачи на все времена.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/28/kakoi_...

В первой главе змей обретается среди рептилий, как душа живая , природа которой ползать по земле, и в этом смысле он представляет собой один из видов творения, которое «хорошо весьма». Но в третьей главе священный автор рассматривает ползание как пресмыкание . Для него это последствие проклятия Божия. Совершается переход от биологического описания к этической символике . То же самое мы находим в Библии, когда говорится о происхождении народов и языков. Рассказ о вавилонском смешении языков интерпретирует рассказ как один из элементов драмы грехопадения. «Смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11, 7 ). Давайте посмотрим, ребята в историю: Башня, на самом деле, была всегда памятником благочестия, а не высокомерия человека. Пирамидальные вавилонские башни в действительности посвящались богам. Библейский автор знал это хорошо. Но гигантская высота башни служит для него основанием увидеть в ней символ гордыни, так же как он подчеркивает аспект непонимания, чтобы показать, что различие языков является наказанием. Это становится еще яснее, если обратиться к этимологии слова Вавилон. Слово это означает «Врата бога», и, разумеется, автор, прекрасно знал об этом. Но при посредстве этимологической игры слов он толкует это слово как «смешение» (от глагола балал – смешать ). Мы видим, что фактическая сторона дела творчески искажается для того, чтобы переосмыслить ее символически. И в этом смысле текст являет собой очень тонкое искусство, напоминающее ту же искусность, что и в главе о Рае и грехе. Какую задачу ставит перед собой боговдохновенный автор этого рассказа? О чем он хочет поделиться с читателем? Задача автора 11 главы показать, что язычество, популярное у вавилонян, – пагубно и гибельно. Язычество притязает на то, чтобы низвергнуть Бога с небес; Нимрод, князь Вавилона (см. Быт. 10, 8-10 ) никто иной, как претендент на власть Божию… Позже о нем пророк Исайя горько вздохнет: «Ты (Нимрод) говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой; буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубину преисподней» ( Ис. 14, 13-15 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-govorit...

В Экуре лазурном, храме величья, сиять тебе! Блеск храма достигает неба! Тень его пала на все страны! Зубцы его пронзают небо! Тексты Угарита также описывают строительство небесного дворца Ваала, который был обожествлением Нимрода. Целью этой стройки было приравнивание его к прочим небожителям, особенно же к Илу (это финикийская форма имени Эль, им назывался Творец у всех семитских народов, в том числе и в Библии). Среди преданий многих индонезийских племен имеются рассказы о строительстве башни, о последовавшем за этим Божьем гневе и рассеянии людей по всей Земле. Греки говорили о титанах, которые желали завоевать небо, громоздя гору на гору, и были поражены небесным огнем. Думаю, что массовое строительство пирамид и башен тиранами древности восходило также к воспоминаниям об этом великом первопроекте духовного симбиоза людей и демонов, осуществлявшемся Нимродом. Глава третья. Смешение языков Гордое устремление людей не осталось без наказания Господня: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт. 11, 5–9 ). Когда Писание говорит, что Бог сходит, то это, конечно, означает не перемещение в пространстве Того, Кто наполняет Небо и землю, а особое чудесное действие, показывающее Его присутствие. Кстати, в словах Писания явственна насмешка над безумием языческих мифологий. Люди хотят построить Башню до небес, а в шумерских текстах сказано, что она была величиной с Апсу (бог мирового океана, подземных пресных вод, окружающих землю, первопричина жизни), но для того, чтобы рассмотреть это «величайшее дело рук человеческих», истинному Богу надо сходить вниз! Очевидно желание Моисея показать ничтожность всех стремлений гордыни людей и ангелов перед бесконечным Разумом Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вавилонская Башня и до сих пор остаётся синонимом беспорядка и смешения. Несколькими веками позже Ученики Иисуса Христа, соединённые в Иерусалимской Горнице в день Пятидесятницы, получили Св. Духа. Они обратились к народу с проповедью о Христе и их понимали люди, говорящие на разных языках, потому что Св. Дух слил их умы и сердца воедино. Утром их было всего сто двадцать, а к вечеру стало более трёх тысяч; и число верующих во Христа с каждым днём все увеличивалось. У всех верующих было одно сердце и одна душа, все они жили, как одна семья, как дети одного Небесного Отца. И люди, видя, как они любят друг друга, шли к ним толпами, чтобы присоединиться к их святому обществу. Как могло произойти подобное чудо? Это вполне понятно; люди уверовали в Христа Распятого, они приняли Его в свои сердца, они усвоили себе Его крестные страдания, они, так сказать, прошли чрез Крест Христов и получили Св. Духа, т. е. Самого Бога, Который и произвёл в их сердце любовь, мир, жизнь, и возвратил им свободу. Вавилон – символ человечества без Бога: Пятидесятница – символ того же человечества, возрождённого Богом. Для того, чтобы из Вавилона перейти в удел Божий, нужно пройти чрез Крест Христов, умереть вместе с Христом для жизни эгоистической, греховной, чтобы и воскреснуть с Ним для жизни любви, – жизни святой. III «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). «Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). «Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. Иисус Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:14–15 ). Ап. Павел в послании к Римлянам закончив (в XI гл.) описание тех бесконечных благ, которые Бог излил на людей чрез Иисуса Христа «Распятого», переходит к практической части своего послания, говоря: «Итак, умоляю вас братия, милосердием Божиим; представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего» ( Рим.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос «на засыпку», или о смысле жизни 03.06.2014 09:08:19 Священник Олег Булычев  «Всякое происшествие имеет две причины – одну наружную, частную, очевидную, так сказать, физическую, другую – внутреннюю, общую, потаенную, духовную. Сии две причины соединяются между собой таинственно, или лучше сказать, одна другой  служит  выражением, как слово мысли».  М.П. Погодин ( русский историк и публицист, друг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя). Живем мы в необычное время, время катаклизмов и катастроф, которые случаются будто по расписанию. Возникает  ощущение, что человечество расплачивается за те «вавилонские башни», которые оно понастроило за последние сто лет. Каждый Новый год за праздничным столом люди желают друг другу счастья в наступившем году, надеются, что он не будет похож на прошедший год, принесший им и всей стране немало бед и потерь. Они считают, что Новый год просто обязан быть лучше  старого, чуть ли не открыть им некое светлое будущее. Но как показывает жизнь,  каждый год происходит все вопреки этим чаяниям человечества. Получается, что таковые надежды людей рождаются  из некоего самообольщения, люди не знают чего-то такого важного, без знания чего они похожи на слепых котят. Ведь в проповедях некоторых православных пастырей приходится слышать, что при образе жизни современных людей техногенные катастрофы,  стихийные бедствия и разного рода злоключения с каждым годом  будут только умножаться. И как бы нам не хотелось, но именно  слова этих проповедников слова Божия сбываются. Чего только не происходило за последние годы: землетрясения и цунами, тайфуны и торнадо, лесные пожары ( уничтожавшие поселки и деревни ) и наводнения; горели ночные клубы, падали самолеты, тонули корабли, не прекращаются  локальные войны и теракты. При всем  этом гибнут люди, очень много людей. Отсюда понятна реакция неравнодушных, их недоуменные и отчаянные вопрошающие вопли – «За что?», «Почему?», «Где был Бог?». Только захотят ли услышать они правдивый ответ на свой вопрошающий ропот? Что в наше время, что две тысячи лет назад – человек все тот же человек. И ко Господу Иисусу Христу подходили люди с подобными вопросами. В отличие от нас они имели удивительную возможность задать волнующие во все времена каждого человека  вопросы  напрямую  Самому Богу.  «…пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех , живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк., 13,1-5).

http://radonezh.ru/analytics/vopros-na-z...

Все эти сыновья Иоктана. Быт. 10 Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной. Меша, или Меса, по мнению Ленормана, есть часть пустыни, сопредельная с Ирак Араби, где ныне кочует большое племя Бену-Лам. Эта часть пустыни называется ныне Месалик. Сефар есть горная страна Михра, в которой возвышается гора Дзафар, или Джебель-Шеджир, по изменённому произношению. Гора эта воспоминается в легендах арабских. По указанию Библии, Иоктаниды занимали обширную полосу земли, заключавшую в себе большую часть Аравии, а именно, от Месалика, Джебель Шоммер, Геджаз, Йемен, Хадрамаут и Махру. Быт. 10 Это сыновья Симовы по племенам их, по языкам их, в землях их, по народам их. Быт. 10 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. Глава XI. Разделение языков «Страшны и знамениты были первые боги, виновники величайших благ в мире, – говорит Моисей Хоренский в главе IX, приводя подлинные слова Мара Абаса Катины 133 , – от них начало мира и размножение рода человеческого. От них поколение исполинов – безобразных, крепкочленных и чудовищных; в них, чреватых высокомерием, зародилась нечестивая мысль о столпотворении, мысль, за которую они взялись немедленно. Но ужасным и божественным ветром, поднятым гневом богов (Элогим), была разметана башня. Боги, давшие каждому из людей непонятный язык, ввергли его в смущение. Один из этих людей был Хаик, сын Иапетостэ, именитый и мужественный родоначальник, искусный метатель, владеющий крепко толстым луком». Так передавало языческое предание библейский рассказ, и Эмин, указывая на достоверность факта, что Мар Абас Катина почерпал свои сведения из халдейских преданий, говорит, что рассказ его совершенно сходен с рассказом Александра Полигистора. Мы уже имели случай упоминать о том, что воспоминание о столпе Вавилонском унесено всеми народами с собою в их дальние странствия. В истории царствия Божия эпоха разделения языков есть важнейшее общечеловеческое событие. Люди, размножившиеся в долине Сеннаара, не могли составить одного общества, потому что в основании их соединения не лежала любовь; напротив, единственное чувство, соединившее их к одной цели, было возмущение, гордость, восстание против Всемогущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Всякое происшествие имеет две причины – одну наружную, частную, очевидную, так сказать, физическую, другую – внутреннюю, общую, потаенную, духовную. Сии две причины соединяются между собой таинственно, или лучше сказать: одна другой служит выражением, как слово – мысли. М.П. Погодин (русский историк и публицист, друг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя) Последствия цунами в Японии      Живем мы в необычное время, время катаклизмов и катастроф , которые случаются будто по расписанию. Возникает ощущение, что человечество расплачивается за те «вавилонские башни», которые оно понастроило за последние 100 лет. Каждый Новый год за праздничным столом люди желают друг другу счастья в наступившем году, надеются, что он не будет похож на прошедший, принесший им и всей стране немало бед и потерь. Они считают, что Новый год просто обязан быть лучше старого, чуть ли не открыть им некое светлое будущее. Но как показывает жизнь, каждый год происходит всё вопреки этим чаяниям человечества. Получается, что таковые надежды людей рождаются из некоего самообольщения, люди не знают чего-то такого важного, без знания чего они похожи на слепых котят. В проповедях некоторых православных пастырей приходится слышать, что при образе жизни современных людей техногенные катастрофы, стихийные бедствия и разного рода злоключения с каждым годом будут только умножаться. И как бы нам ни хотелось иного, но именно слова этих проповедников слова Божия сбываются. Чего только не происходило за последние годы: землетрясения и цунами, тайфуны и торнадо, лесные пожары (уничтожавшие поселки и деревни) и наводнения; горели ночные клубы, падали самолеты, тонули корабли, не прекращаются локальные войны и теракты. И всюду гибнут люди, очень много людей. Отсюда понятна реакция неравнодушных, их недоуменные и отчаянные вопрошающие вопли: «За что?», «Почему?», «Где был Бог?» Только захотят ли услышать они правдивый ответ на свой вопрошающий ропот? Что в наше время, что 2000 лет назад, человек всё тот же человек. И к Господу Иисусу Христу подходили люди с подобными вопросами. В отличие от нас они имели удивительную возможность задать волнующие во все времена каждого человека вопросы напрямую Самому Богу. «…пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 1–5).

http://pravoslavie.ru/70877.html

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:13–15 ). Я кратко резюмирую то, что сказал раньше. Человечество может быть спасено только Крестом Христовым, без него оно погибнет, погибнет навсегда, как обезглавленный труп, потому что чрез Крест Христов Бог дал людям всё, дав им Главу, Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который не стыдится называть нас Своими братьями ( Евр.2:2 ; Рим.8:29 ); если же мы братья Христу, то Его Отец есть и нам Отец. Итак, чрез Крест Христов Бог становится нашим Отцом Небесным. Затем, чрез Крест Христов Бог возвращает человечество к жизни, освобождая его от того, так сказать, духовного паралича, в котором оно находилось благодаря господству в нём греха, чтобы люди отдали себя на служение друг другу. Наконец, чрез Крест Христов люди могут освободиться от своего эгоизма, который убивает их и разрушает общественный организм, и помогает им вступить в жизнь любви, которая, как жизнь божественная, оживляет всё человечество и каждого в отдельности человека. Чтобы иллюстрировать свою мысль о той противоположности, какая существует между жизнью людей, не знающих Креста Христова, и тех, которые усвоили его себе, живут по его указаниям, другими словами, между жизнью эгоистической и жизнью христианской любви, я приведу два исторических примера. На заре истории люди пытались создать без Бога огромную башню, которая служила бы им на земле связью, это знаменитая Вавилонская Башня. Вот, красноречивый пример попытки создать без Бога солидарность между людьми, над чем так усердно работают социалисты. Какой же получился результат? Каждый работал сообразно со своими собственными понятиями, независимо, а посему не замедлил проявиться эгоизм, а с ним и разложение в среде работников, так как у них не было одного общего плана; возникли разногласия и то единство, та гармония, о которой мечтали люди, потерпела полное поражение; люди разделились, перестали понимать друг друга, возникли разные языки, как следствие духовного разъединения, и в результате явилось смешение и рассеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010