Прибывший в город католикос остановил резню и стал собирать под свой кров сирот Новое столкновение католикоса с царем не заставило себя долго ждать: царь Аршак, желая ослабить центробежные устремления местных нахараров (князей), начал строительство нового города Аршакавана, для заселения которого пригласил беглых рабов и крестьян. Святитель Нерсес уговаривал царя заселить город тружениками, но Аршак и на сей раз не внял совету католикоса. Действия царя вызвали недовольство нахараров, которые напали на новый город и стали беспощадно уничтожать его жителей. Прибывший в город католикос остановил резню и стал собирать под свой кров сирот. Вскоре разразилась чума, и оставшиеся в живых аршакаванцы умерли от страшной эпидемии. Между тем Аршак напал на своих противников, стремясь погубить их. Ближайший помощник католикоса и начальник благотворительных учреждений святитель Хад, епископ Багревандский, безбоязненно обличил царя за его жестокость, за что был побит камнями. Голова Шапура II. Скульптура IV века Ярый гонитель христиан персидский царь Шапур II (309–379), пристально следивший за событиями в Армении, воспользовался смутой в стране и вторгся в нее, достигнув крепости Ани. Шапуру удалось хитрыми обещаниями заманить царя Аршака в смертельную западню. Аршак по вероломному приказу Шапура был заключен в страшную крепость Анхуш (Забвенье), где трагически погиб в 369 году. Весть об убийстве царя потрясла страну. Царица Парандзем затворилась в крепости Артагерс, а святитель Нерсес и военачальник Армении Мушег Мамиконян обратились к императору Валенту с просьбой посадить на царский престол сына Аршака – молодого царевича Папа (353–374). Император ромеев исполнил их просьбу, вызвав тем самым ярость Шапура. Назначив двух вероотступников – Меружана Арцруни и Ваана Мамиконяна – правителями Армении, Шапур отправил их туда с персидским войском. Обложив осадой крепость Артагерс, персы принялись опустошать страну. Через 14 месяцев сопротивления крепость пала. Огнепоклонники-персы по всей стране начали массовые гонения на Церковь: они арестовывали, ссылали и убивали духовенство, уничтожали церковную литературу на греческом языке, запрещали всякие сношения армян с греческим миром. Христиан, не соглашавшихся стать огнепоклонниками, Шапур предавал ужасной смерти, мужчин отдавая на топтание пьяным слонам, а женщин и детей сажая на кол. Кровь многих тысяч мучеников обильно обагрила землю Армении. Среди этих мучеников следует упомянуть святого Звиту – иерея христиан-евреев г. Арташата и святую мученицу княгиню Амазаспуи. Унизительной публичной смерти была предана и царица Парандзем.

http://pravoslavie.ru/114625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ Нерсес III, католикос Армянской Апостольской Церкви. Рисунок из кн.: «Католикосы всех армян». (Ереван, 2001. С. 63) Нерсес III, католикос Армянской Апостольской Церкви. Рисунок из кн.: «Католикосы всех армян». (Ереван, 2001. С. 63) [арм. ; Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), свт. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.). Основные сведения о нем содержатся в «Истории» Себеоса (сер. VII в.). Н. С. род. в дер. Ишхан (обл. Тайк), с детства воспитывался в правосл. (халкидонитской) вере, получил образование в Византии, изучал греч. язык. Служил в визант. армии; вероятно, участвовал в византийско-персид. войне (602-628), в которой дружины арм. князей (нахараров) сыграли значительную роль и привели к победе визант. имп. Ираклия (610-641). Арм. историк Себеос считал, что, несмотря на свое благочестие и признание среди армян, Н. С. всю жизнь тайно хранил приверженность халкидонитству ( Себеос. 1939. Гл. 35). После отставки с военной службы Н. С. был рукоположен во диакона, а затем он стал епископом Тайка. Он был избран католикосом с одобрения армянских князей и спарапета Феодора Рштуни. В связи с широкой строительной деятельностью Н. С. получил когномен Шинох (арм.- Строитель). Время католикосата Н. С. пришлось на период араб. завоеваний и попытки армян отстаивать свою независимость от начавшейся ислам. экспансии. Арм. княжества находились в союзе с Византийской империей, особенно укрепились их связи при имп. Ираклии. Преемник Ираклия имп. Констант II (641-668) продолжал поддерживать армян и выделял им средства и военные силы на оборону. ААЦ после правления католикоса Езра I Паражнакертци находилась в двойственном положении. Церковный Собор при Езре в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) в 633 (или в кон. 631) г. объявил об отказе армян от осуждения Халкидонского Собора и о переходе в общение с православными. Однако значительная часть армян выступила против этого, и утвердить церковную унию с К-полем не удавалось. Н. С. поддерживал союз с Византией и стал посредником между визант. властями и разобщенными арм. князьями. Так, в 644 г. он поддержал назначение арм. кн. Феодора Рштуни визант. главнокомандующим на Востоке и способствовал его признанию др. арм. князьями. Вскоре Феодор Рштуни и Н. С. добились от имп. Константа возвращения в Армению сосланных в 638 г. имп. Ираклием князей Вараза-Тироца, сына Смбата Багратуни, и Ваана Хорхоруни.

http://pravenc.ru/text/2565080.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН [Греч. Μαρνος] († ок. 930), прп. (пам. греч. 2 июня). Сведения о М. содержатся в Житии прп. Марии Новой (BHG, N 1164). Святой был 3-м по старшинству сыном прп. Марии Новой и друнгария Никифора, в крещении он получил имя Ваан (эллинизированная форма арм. имени Ваган). При рождении Ваан был отмечен особым знаком - воинским поясом, идущим от правого плеча к левому боку, что являлось предзнаменованием его военной карьеры. Детство Ваан провел в Визии, женился на девушке из знатного рода, а затем служил в визант. армии в Силиврии, получив, как и отец, должность друнгария. Ваан отличался храбростью и благочестием. Как и его мать, он презирал материальные блага. Он раздавал щедрую милостыню, а свою часть военных трофеев делил между товарищами. Несмотря на житейские невзгоды, Ваан никогда не переставал славить Бога. Каждый день по окончании служебных обязанностей он совершал последование 12 часов, вычитывал всю Псалтирь, а ночью пел 40 канонов Пресв. Богородице, к-рые знал наизусть. В конце своей жизни Ваан заболел и отправился в К-поль. Там в тот момент находился его брат Симеон, подвизавшийся в мон-ре на горе Кимин (М. Азия). Он постриг Ваана в монашество с именем М. Через нек-рое время святой скончался и был похоронен в к-польском мон-ре Пресв. Богородицы «та Коронис» рядом с цистерной Аспара. Эта обитель упоминается только в Житии прп. Марии Новой; иером. Макарий Симонопетрит ошибочно считает, что она находилась на Пелопоннесе. Память М. отсутствует в визант. календарях, впервые она появляется в «Византийском Эортологии» М. Гедеона. Ист.: BHG, N 1164; ActaSS. Nov. T. 4. P. 692-705; Laiou A. Life of Saint Mary the Younger//Holy Women of Byzantium: 10 Saints " Lives in Transl. Wash., 1996. P. 261, 278-281, 284-286. (Byzantine Saints " Lives in Translation; 1). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 77; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 297; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 7: Μρτιος. Σ. 175. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХАН ГОХТНАЦИ [Ваан, Ваган из Гохтна (Колта); арм. (?) ] (ок. 700, обл. Гохтн - 737, Русафа (Сергиополь), Сирия), мч. Сергиопольский (Росафский), один из самых почитаемых святых Армянской Церкви. Мученичество В. Г. связано с событиями, относящимися к араб. завоеванию Армении (VIII в.), когда арабы столкнулись с упорным сопротивлением армян. В 705 г. в церквах Нахчавана и Храма были заживо сожжены 1200 арм. нахараров (князей), составлявших военную мощь арм. народа. Семьи их были угнаны в Сирию и проданы в рабство. Среди них был и Ваан, 4-летний сын кн. Хосрова Гохтнаци, сожженного в Нахчаване. В Дамаске он вместе с др. пленными был обращен в мусульманство, получил блестящее образование и впосл. достиг высокого положения при дворе халифа. В 719 г. при посредничестве арм. католикоса Ованнеса III Одзнеци пленные христиане получили свободу и право вернуться на родину. В. Г. также был отпущен, но с условием, что, приведя в порядок свои владения и назначив управляющего, вернется обратно в Дамаск к халифу Омару II. На родине В. Г. принял христ. веру и женился на дочери сюникского князя. Араб. власти стали разыскивать его, чтобы наказать как отступника от мусульманства. После 5 лет скитаний по Грузии и различным мон-рям Армении (732-737) В. Г. добровольно отправился в Сирию и явился ко двору халифа, чтобы либо получить разрешение на свободное исповедание своей веры, либо умереть за нее. Он был обезглавлен. Мученическая смерть В. Г. вошла во все арм. Четьи-Минеи и Прологи под 20 арега (28 марта). Повествование о мученичестве В. Г. было написано через 7 лет после его кончины Артаваздом, настоятелем мон-ря Еразгаворс. Это произведение, одно из лучших образцов арм. агиографии, пользовалось большой популярностью и было известно средневек. писателям. В. Г. посвящен также шаракам «Дивлюсь я», вошедший в корпус богослужебных песнопений; автором этого гимна считается сестра мученика - Хосровидухт. Ист.: BHO, N 1235-1236; Соперк (Мелкие арм. сочинения). Венеция, 1854. Т. 13. С. 1-60 [пространная ред.], 61-91 [краткая ред.] (на арм. яз.); Богослужебные каноны и песни Армянской Восточной Церкви/Пер. с древнеарм. яз. Н. Эмин. М., 1914. С. 339-340; Плач о бедах… и Мученичество св. Ваана//Арм. жития и мученичества V-XVII вв./Пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч. К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994. С. 289-307. К. Тер-Давтян Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/149941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИС АРШАРУНИ Григорис Аршаруни [Григор; арм. ], хорепископ, арм. богослов (650? - 729?). Образование предположительно получил в Ерасхадзоре; ок. 684 г. был рукоположен во епископа католикосом Сааком III Дзорапореци (677-703), впосл. стал хорепископом пров. Аршаруник. Г. А. был известным вардапетом своего времени, славился философскими познаниями и был сподвижником католикоса Ованнеса III Одзнеци в нововведениях и начинаниях последнего. Участвовал в Маназкертском Соборе Армянской Апостольской Церкви (726). Основное сочинение Г. А., «Комментарий к Лекционарию», представляет собой интерпретацию литургических чтений и разъяснения символики праздников и постов; содержит 34 главы и в конце авторский колофон. Мнения ученых о меценате и заказчике этого произведения противоречивы, источники называют разные имена: Самвел Камрджадзореци (940? - 1010?) считает, что им был Ованнес Одзнеци, Асолик (935? - 1015) упоминает имя Нерсеса Камсаракана, бывшего в кон. VII в. визант. апоипатом-патрикием и старавшегося достичь мирного сосуществования Армении как с Византией, так и с Арабским халифатом. Однако Г. А. в последней главе сочинения сообщает, что книга была написана им по просьбе и поддержке престарелого патрикия Ваана Камсаракана (600? - 690?), отца Нерсеса. Возможно, что именно Г. А. составил краткий список епископов из дома Камсараканов (Аршаруниев). Г. А. приписывают также комментарий на «Огласительные поучения» свт. Кирилла Иерусалимского. Соч.: · « (?)»- ( Чанашян М. «Комментарий к Лекционарию» Григориса Аршарунийского//Базмавеп. 1935. T. 93. С. 388-401); (?)/· (Комментарий к Лекционарию/Изд.: К. Чракян. Венеция, 1964) [отрывки]); Commentaire du lectionnaire/Trad., introd., not. L. Froidevaux. Venice, 1975. (Bibliotheca Armeniaca; 1). Лит.: · · ( С. М. Григорис Аршаруни//Базмавеп. 1929. Т. 87); · (?) - ( Погарян Н. , еп. Армянские авторы, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 103-105); Христианская Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 250-252 (на арм. яз.). М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов)

http://pravenc.ru/text/168087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААН I СЮНЕЦИ [Ваган Сюни; арм. (?) ] (? - 971/2, Дзораванк, гавар Тосп, Васпуракан), арм. католикос с 968 г., преемник Анании Мокаци . Сын кн. Джеваншера, правителя гавара Багац (Бахк, Балк) в Сюнике. Образование получил в мон-ре Ваанаванк под наставничеством своего дяди Ваана. Приняв духовный сан, был посвящен во епископа и стал настоятелем Ваанаванка. С 963 (Католикосы всех армян. С. 114) или 958 г. (Христ. Армения. С. 949) возглавлял епархию Сюника, где развернул строительство мон-рей и приумножил монастырские владения. Деятельность католикоса оценивается неоднозначно: Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Маттеос Урхаеци отзываются о нем положительно, ревнители традиц. взглядов осуждают за склонность к халкидонитству, к иконопочитанию «на манер ромеев» и попытки воссоединить Армянскую Апостольскую Церковь с К-польской и Грузинской Православными Церквами, о чем свидетельствуют его письма митр. Мелитинскому Феодору и визант. имп. Иоанну Цимисхию (Киракос Гандзакеци, Асолик и др.). Арм. духовенство, встревоженное симпатиями католикоса к халкидонитам, созвало в 969 г. в Ани Собор, в к-ром принял участие царь Ашот III Милостивый. В. был (заочно) низложен, католикосом стал Степанос III Севанци. В. нашел прибежище в Васпуракане под покровительством царя Амазаспа-Апусахла из династии Арцруни, к-рый был не столько его идейным единомышленником, сколько «врагом его врагов» ( Арутюнова-Фиданян. С. 173). Этот конфликт послужил поводом к смуте, конец к-рой положила смерть обоих католикосов (971/2). Вероятно, в связи с этим Самуэл Анеци, Вардан Вардапет и Киракос Гандзакеци исчисляют правление В. в 1-2 года, тогда как др. историки - Асолик, Маттеос Урхаеци и Степанос Орбелян - говорят о 5 годах. Лит.: Христианская Армения. Ереван, 2002. С. 949 (на арм. яз.); Католикосы всех армян. Ереван, 2001. С. 114 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). М., 1994. Е. Д. Джагацпанян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/153787.html

21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. 22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем. 23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. 24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. 25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. 26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. 27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. 28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд. 4 1 И был царь Соломон царем над всем Израилем. 2 И вот начальники, которые были у него: Азария, сын Садока священника; 3 Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель; 4 Ванея, сын Иодая, военачальник; Садок и Авиафар - священники; 5 Азария, сын Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана священника - друг царя; 6 Ахисар - начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, - над податями. 7 И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году. 8 Вот имена их: Бен-Хур - на горе Ефремовой; 9 Бен-Декер - в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане; 10 Бен-Хесед - в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; 11 Бен-Авинадав - над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; 12 Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/453/...

13 Бен-Гевер - в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами; 14 Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; 15 Ахимаас - в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; 16 Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; 17 Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; 18 Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; 19 Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. 20 Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились. 21 Соломон владел всеми царствами от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его. 22 Продовольствие Соломона на каждый день составляли: тридцать коров муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки, 23 десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц; 24 ибо он владычествовал над всею землею по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. 25 И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона. 26 И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы. 27 И те приставники доставляли царю Соломону все принадлежащее к столу царя, каждый в свой месяц, и не допускали недостатка ни в чем. 28 И ячмень и солому для коней и для мулов доставляли каждый в свою очередь на место, где находился царь. 29 И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. 30 И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. 31 Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/453/...

26), а также левита из списка принимавших участие в починке иерусалимской стены (Неем 3. 17); в том же списке упомянут и Ваан (в синодальном переводе этого места он назван Ваана - Неем 10. 27; ср.: 1 Езд 2. 2). Лишь 2 имени (Реелай и Мисфар) нигде более в Библии не встречаются. Вслед за этим дается список «людей народа Израилева» (1 Езд 2. 2-35), к-рый можно условно разделить на 2 части: перечисление по семьям (1 Езд 2. 3-20) и перечисление по месту жительства (1 Езд 2. 21-35). Большая часть имен из 1-й ч. встречается и в др. местах Е. п. к., и в Книге Неемии (1 Езд 8, 10; Неем 10). Затем следует список различных храмовых служителей: священников (1 Езд 2. 36-39), левитов (1 Езд 2. 40), певцов (1 Езд 2. 41), сыновей привратников (1 Езд 2. 42), нефинеев (1 Езд 2. 43), «сыновей рабов Соломоновых» (1 Езд 2. 55-58). По необъяснимой причине священники оказываются гораздо многочисленнее (более 3 тыс. чел.), чем левиты (менее 75 чел.) и храмовые служители (менее 400 чел.). Возможно, этот факт имеет какое-то отношение к эпизоду в начале путешествия в Иерусалим, когда Ездра обнаружил, что среди его спутников отсутствуют «сыны Левия» (1 Езд 8. 15). Нек-рые из тех, кто не могли представить своей генеалогии, были «исключены из священства» (1 Езд 2. 62); упоминаемые, однако, в этом контексте «сыновья Гаккоца» (1 Езд 2. 61) в др. местах Библии фигурируют как полноправные священники (Неем 3. 4, ср.: Неем 3. 21; Езд 8. 33; ср.: 1 Макк 8. 17, где также говорится о сыне Гаккоца - το Ακκως). В 1 Езд 2. 60 упоминаются Делаия и Товия; про 1-го из них известно из элефантинских папирусов, что он был сыном некоего Санаваллата и одним из противников Неемии ( Grabbe. 1998. P. 15), а про 2-го - что он был одним из сподвижников этого Санаваллата (ср.: Неем 2. 10). В 1 Езд 2. 64-67 дается общее число пришельцев, а также их рабов и животных. Упоминаемые при этом 200 «певцов и певиц», по-видимому, не являются храмовыми служащими, т. к. о них говорилось ранее. Всего по указу Кира в соответствии с библейским текстом в Палестину вернулись 42 тыс. чел. Не все они были обречены на полную лишений жизнь беженцев, пришедших на незаселенную землю, т. к. некоторые из них везли с собой рабов, рабынь, имели коней, верблюдов и т. д. (1 Езд 2. 64-67), а также значительные средства, из к-рых были сделаны богатые взносы в сокровищницу Иерусалимского храма (1 Езд 2. 69). Заканчивается 2-я гл. сообщением о том, что все пришедшие, включая священников и левитов, расселились по стране и «стали жить... в городах своих» (1 Езд 2. 70).

http://pravenc.ru/text/189575.html

   001    002    003    004    005    006   007