Критики, ближайшим образом обследовавшие сочинение, нашли, что труд, главным образом, сложился из тех проповедей, которыми высокий ревнитель правоверея громил лжемудрствующих. Сведения же, которые употреблены им, как в содержание поучительных слов, так и в основание обличительных писаний, заимствованы им были от самих Павликиан, которые обращались от своего заблуждения в правую веру и притом откровенно высказывали содержавшееся ими странное верование. Целью сочинения поименованных книг было удаление от правоверных опасности увлечения еретическими толками, довольно распространившимися в народе, и подание правомыслящим средств к опровержению и обличению еретичествующих через открытое происхождения их секты и чрез обнаружение нелепости ее учения. Поэтому и все сочинение разделяется на две части: на историческую (кн. I – ая) и догматико – полемическую (кн. II – ая – IV – ая). В первой книге после небольшого введения о поводах к сочинению, излагается история Павликиан и их вождей в кратких очерках. Производится их имя от какого – то Павла, сына Каллиника, или от Павла и его брата Иоанна (Павликиан). Затем излагаются главные пункты их учения: двойственность принимаемых ими начал, ложное толкование учения о Святой Троице, их ложное понимание Христа и Тайной Вечери, пренебрежение ко кресту, хуление на святых, и неправильное толкование Ветхого и Нового Заветов, в особенности, на апостола Петра; далее раскрывается устройство церкви у Павликиан, их отношение к истинной Церкви и Евангелию, их безнравственная жизнь. Так как ересь рассматривается, как продолжение и развитие старого манихейства, то в кратких чертах Фотий присоединяет и историю первоначальных манихеев, указав наперед на существовавшую в его время по этому предмету церковную литературу. Именно, ее составляли: Кирилл Иерусалимский , прославленный чудом Епифаний, церковные дееписатели, теперь для нас вовсе неизвестные: Тите Бострский, Серапион Тмуисский, и в особенности диспут Архелая. Засим возвращается к истории ереси, выводит ее тождество, в существенном, со старым манихейством, выставляет на вид раскол, происшедший в самой секте между последователями Ваана и Сергия, и продолжает излагать до появления смелого Хризохереса, равно и старания императоров и епископов обращать их мерами и кроткими, и карательными.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Дальнейшее рассмотрение жития, богатого новыми данными для истории греко-болгарских войн при Симеоне, уже выходит из рамок IX столетия, а потому мы довольствуемся только этими известиями. Но уже и этого вполне достаточно, чтобы рассеять явные несообразности в предшествующей русской литературе на счет обстоятельств времени и жизни св. Марии: Мария, по Филарету, будто бы подвизалась девственницею и почила около 886 года! Не подлежит сомнению, что она родилась в IX в. и может быть в царствование имп. Василия, а умерла уже в X столетии. Из жития видно, что при её погребении присутствовал епископ Евфимий. Алляций заключил откуда-то, что этот Евфимий был позже патриархом Константинопольским (906–911 или 907–912). Если это так, то Мария умерла до 906 года. Сообразно с этим приблизительный расчет разных моментов её жизни может быть представлен в следующем виде: Мария род. ок. 875 г., в 893 г. вышла замуж, в 894 г. родила Ореста († 899 г.), в 895 г. Вардана, в 900 г. Ваана и Стефана; скончалась ок. 905 года, в возрасте 30 лет. 666 658 Житие препод. Власия мниха, памятник словено-болгарской письменности IX века, изд. архим. Леонида в Пам. Др. Письм. 1887, LXV; отрывок (стр. 8–12 издания) у И. И. Срезневского : Сведения и заметки. Спб. 1876. XLI–LXXX. 387– 391. Тоже, по-видимому, житие в рук. собр. гр. Толстого, отд. II, 399, XVI в. л. 476–516. 662 Βος κα πολιτεα κα μερικ θαυμτων διγησις τς οιδμου κα μακαρας Μαρας τς νου (inc. π μν τν ξωθεν γνων) в cod. Athon. Laur. K. 81; ep. Fabricius-Harles, Bibl. gr., X, 286; Алляций (De scriptis Sym. Metaphr., ap. Migne, CXIV. 88–89) указывает на современность жития: Μαρα θαμα τς καθ’ μς γενες; арх. Филарет Черниговский : Жития святых подвижниц восточной церкви, изд. 2-е. Спб. 1885, стр. 250; арх. Сергий Владимирский: Полный месяцеслов Востока, изд. 2-е, Владимир 1901, II, 538; Μ. Гедеон в ν Κωνσταντινουπλει λληνικς Φιλολογικς Σλλογος, Παρρτημα το 24–26 τμου, σ. 86; Известия русского Археолог. Института в Константинополе. Одесса 1896, I, 30; рассмотрение жития там же IV. 2, София 1899, стр. 189–220 (статья Г. Баласчева).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

818 Езекия – иудейский царь. С ним связан рассказ о чудесном передвижении солнечных часов назад в знак выздоровления от болезни. 819 Три отрока – Седрах, Мисак и Авденаго, отказавшиеся поклоняться истукану, по приказу царя Вавилонии Навуходоносора были брошены в огненную печь. Однако «по Божьему провидению» остались целы и невредимы. 828 В тексте, а также в других списках мученичества не говорится, о каком Йездигерде идет речь. Своими гонениями на христиан был известен Йездигерд II (439–457). 829 В тексте , т. е. маг (мог), персидский жрец, маздеистский священнослужитель, и – верховный жрец. 830 В тексте , что дословно означает «палкой», «дубинкой», «батогом». Однако под этим словом подразумевались и повешение, и распятие, и другие виды пыток. 833 «Хецеал-рамик» – дословно – «всадник-простолюдин». Хецеал-рамики входили в так называемый «рамик-зорк» – войско, набранное из простого, непривилегированного населения страны. 834 В тексте «марз» – рубеж, граница, предел государства, край или вообще какая-нибудь область страны. 835 В тексте «тэр», то есть владетель, человек, наследственно владевший отдельной частью Армении. 837 Андзевацик – область южнее Ванского озера, гористый район у истоков реки Джерм (Восточный Тигр), входила в Васпураканскую провинцию. 839 «Дзиакал», от , буквально – «по коням», «садитесь на коней»; отсюда и название монастыря Дзиакал. 852 См.: P. Peeters. Sainte Sousanik, martyre en Armeno-Georgie. «Anal. Bollandiana». LIII. tas IV, Bruxells, 1935, p. 302–303. 853 Это были следующие армянские мученичества: 1. Мученичество Георгия Победоносца; 2. Мученичество св. Сандухты; 3. Мученичество святого Сукиаса и сподвижников; 4. Мученичество Сукаветских подвижников; 5. Мученичество святых архиереев Аристакеса, Вартанеса, Усика, Григориса и Даниила; 6. Мученичество Нерсеса Великого; 7. Мученичество Саака Партева; 8. Мученичество святого Атома, его сына и друзей; 9. Мученичество Вардана, братьев его Умаека, Ваана и Саака и с ними 137 других сподвижников; 10. Мученичество святой Шушаник; 11. Мученичество святого Давида, замученного в Двине; 12. Мученичество Давида и Тиричана; 13. Мученичество одной персидской святой; 14. Мученичество мага Иезидбозида (см.: Н. Марр. Из поездки на Афон, с. 17–22).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

границы и владения неизменно возрастало. В 634 г. визант. войско дукса Палестины Сергия было разгромлено ими под Газой, причем Сергий погиб ( Niceph. Const. Brev. hist. 20; Theoph. Chron. Р. 336). В том же году араб. эмиры Амр ибн аль-Аси и Халид ибн аль-Валид практически полностью овладели Заиорданьем, Бострой и Газой. В 635 г. И., почти постоянно находившийся в Эдессе, отправил против арабов свои лучшие войска во главе с полководцами Вааном и Феодором Трифирием, прославившимися во время персид. войны. В нач. 635 г. византийцы нанесли поражение передовому отряду арабов под Эмесой (ныне Хомс, Сирия) и оттеснили их из Сирии на юг, в районы Галилеи и Декаполиса (ныне Сев. Израиль, Юж. Сирия, Сев. Иордания). Однако летом 635 г. они не смогли заставить арабов снять осаду с Дамаска. В сент. 635 г. город сдался арабам на почетных условиях, и военная кампания византийцами была проиграна ( Theoph. Chron. P. 336-337). Вероятно узнав о безнадежном положении Дамаска, в кон. лета 635 г. И. покинул Эдессу и отправился в К-поль (Ibidem). С отъездом И. с театра военных действий связана легенда о том, что И. произнес фразу: «Прощай, Сирия» (Σζου Συρα; Mich. Syr. Chron. XI 7. P. 424). Сохранивший эту деталь хронист XII в. Михаил Сириец относит ее ко времени после поражения византийцев при Ярмуке, но скорее всего тогда И. уже находился вблизи столицы. Тем не менее к лету 636 г. визант. армия в Сирии получила подкрепление от И. Добившись численного превосходства над арабами, византийцы в июне 636 г. заставили их отступать и покинуть Дамаск. Но, отойдя на юг, арабы укрепились в лагере на берегу р. Ярмук, в труднопроходимой местности, изрезанной глубокими каньонами. 20-22 авг. 636 г. здесь произошло генеральное сражение, завершившееся разгромом визант. армии и гибелью командующих Ваана и Феодора Трифирия ( Себеос. 1862. Гл. 30. С. 117-118; Theoph. Chron. P. 332, 338; Большаков. 1993. T. 2. С. 52-59). Поражение византийцев окончательно закрепило перевес арабов и привело к быстрой потере всех визант.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Лазара восхищала греческая наука. Описывая Константинополь в предисловии к «Истории Армении», он отмечал: «Знаменитые ученые со всех концов страны греков спешат туда, чтобы прославиться, и по сей день обильно распространяются во все стороны ручьи мудрости». Лазар гордился своей ученостью: «Я, – пишет он, – по мере способностей моих, был занят изучением греческой науки и, насколько было под силу моему скудоумию, читал книги мужей святых» ( Афанасия Александрийского , Кирилла Александрийского , Кирилла Иерусалимского , Василия Кесарийского, Григория Назианзина ) и «нашего апостолоподобного мученика Григора, вардапета Армянского». Лазар вернулся в Армению в самый разгар борьбы с персами, активно в нее включился, но позже, «удрученный тяжелыми трудами во время смуты... пожелал предаться молитвам и обрести покой». Два года он провел с отшельником Мовсесом в области Сюник. В 486 г., когда, став марзпаном Армении, Ваан Мамиконян принялся за восстановление и благоустройство страны и начал, помимо прочего, поднимать из руин разрушенный собор в Вагаршапате, при котором учредил монастырь, Лазар был призван из Сюника и назначен настоятелем этого монастыря. Однако у Лазара были недоброжелатели, и поэтому, когда сгорела деревянная монастырская церковь , ему «пришлось претерпеть горе от негодных людей»: Лазара оклеветали, он лишился покровительства Ваана Мамиконяна и католикоса и был изгнан из монастыря «нагим и лишенным всего того, что создал с детства». «Даже греческих книг не дали мне, и валяются они там на съедение моли; но, прочитав их, просветятся ли ими умы тех, кто живет на том месте, и сумеют ли они просветить других? ...в мое добро нарядившись, они разгуливают и смеются надо мною», – сетует Лазар. Лазар вынужден был уехать в Византию, в город Амид, но и здесь его не оставили в покое. Тогда он пишет Ваану Мамиконяну «Послание» (или «Обвинение лжеречивых монахов»), которое представляло собой инвективу против одной из групп современного автору духовенства и вместе с тем – важный исторический документ: видя причину своих неприятностей в зависти «лжеречивых монахов», Лазар считает, что гонения на него были отражением социально-политического состояния Армении. Это была не борьба по поводу основ веры, а столкновение сторонников двух путей политического развития Восточной Армении: персидского (персы опирались на молодое, но сильное политическое течение, порожденное ими среди армян, – «персофилов», многие из которых приняли зороастризм) и армянского («грекофильского»). Скорее всего, сыграли свою роль те же факторы, что и в отношении подвергшихся гонениям католикоса Гюта и тех, кого Лазар упомянул в конце «Послания»: «блаженного философа Мовсеса» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

449 Отдавая должное блестящей критике Де-Гуэ и предложенной им комбинации данных, сохраненных арабами, мы считаем заслуживающей предпочтения ту локализацию битвы, которую сохранил Феофан. 450 С его показанием сходится свидетельство одного отрывка сирийской хроники, изданного проф. Нёльдеке, 451 а также и Себеоса, который локализует эту битву в Раббат-Моабе, в пределах колена Рувимова, т. е. в южной части Заиорданья. Тот же историк сообщает, будто после этой битвы все сыны Израиля соединились с арабами и составившееся таким образом огромное воинство предъявило Ираклию требование предоставить потомству Авраама, какими признавали себя и арабы, обетованную землю. 452 Поражение Феодора имело тяжкие последствия в личной жизни Ираклия. В нашествии арабов Феодор видел кару Божию за грех брата, а именно: его кровосмесительный брак. На этой почве между братьями вышло резкое столкновение, которое кончилось тем, что Ираклий не только лишил Феодора командования, но отдал его под стражу и отослал в столицу, приказав своему сыну и соправителю Константину заточить его. 453 Войну против арабов Ираклий поручил своему боевому сподвижнику, армянину Ваану, и доверенному лицу, своему сакелларию, евнуху Феодору Трифирию. По-видимому, командование войсками было возложено на Ваана, а Феодор должен был сформировать новую армию и привести ее на театр военных действий. Раньше, чем Ваан и Феодор могли исполнить возложенное на них поручение, арабы использовали свою победу. Опорный пункт римской власти на юге Палестины, старая крепость Газа, сдалась арабам, которые рассыпались в своих грабительских набегах по всей стране. В Иерусалимской церкви был обычай совершать в праздник Рождества Христова паломничество в Вифлеем. Но бродившие по Иудее грабительские шайки не позволили патриарху Софронию соблюсти старый обычай. В день праздника он держал к своей пастве великолепное слово, в котором упоминал о тревогах настоящего и увлекал мысли своих слушателей в горний мир изъяснением тайны нашего спасения через Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Во время начавшейся осады Дамаска Ираклий отступил на север и следил за ходом дел из Эдессы; при этом значительную роль играли стенобитные машины, приготовленные для арабов перебежчиками из византийского лагеря. Посланный на помощь Дамаску брат царя Феодор был разбит арабами, между тем арабы вступили в переговоры с осажденными и обещали им в случае сдачи значительные привилегии, какими и воспользовался сдавшийся арабам Дамаск. После сдачи этого города Ираклий перешел в Антиохию и назначил начальником своих отрядов перса Ваана. После потери Дамаска Ираклий, видимо, потерял надежду на благоприятный исход дел в Сирии и Палестине. Трусость, измена и предательство были почти обычными явлениями в истории арабско-грече-ской войны. У Ираклия недостало энергии вооружиться против крайней деморализации, какая овладела большинством его подданных, да и сам он становился жертвой болезненных предчувствий. Постигшее Палестину страшное землетрясение и появление кометы в виде копья, обращенного на Константинополь, тревожило умы и лишало последних надежд на благоприятный исход событий. К этому присоединились неприятности в собственной семье Ираклия и угрызения совести за незаконный брак с Мартиной, в котором многие хотели видеть причину всех несчастий, постигших империю. Находясь в крайне удрученном состоянии, Ираклий собрал в антиохийском храме духовенство и народ и советовался с ними насчет переживаемых событий. Раздался голос одного старца, присутствовавшего в собрании: «Мы терпим справедливое воздаяние за наше забвение Евангелия, за беспорядки, ссоры, насилия и за отдачу денег в рост». Император принял эти слова сказанными на свой счет, склонил голову и подумал, что своим присутствием он вредит делу веры Христовой. В этих расположениях, свидетельствующих о крайнем нравственном ослаблении, Ираклий решился возвратиться в Константинополь. Что он считал положение дел вполне безнадежным, видно из того, что, принимая это решение, он отправился предварительно в Иерусалим и взял с собой драгоценную христианскую святыню, недавно им же освобожденную из персидского пленения, Честное древо креста Господня.

http://sedmitza.ru/lib/text/442829/

В постоянной молитве он чаял суда и помощи от Бога, – спасение от царей он считал тщетным. Слышавшие о бедствиях Игнатия (будто бы) жалели, что он не был взят варварами и не убит собственными отроками. Вскоре потом (ο πολ τ ν μσ) состоялись собрания и советы начальников и архиереев против невинного. Игнатий жил в местности Позейской (ες τ Ποσως) и наблюдал за кознями против себя; а Фотий, приняв свою церковь (τν κατ’ ατν κκλησαν) и наместников, прибывших из Рима, прибыл в храм Апостолов. Здесь находились на лицо цари, все начальники и почти вся столица. Сначала выбрали апокрисиариями к Игнатию препосита Ваана Ангориса ( γγορς) и других из маловажных ромеев. Послы явились к изгнаннику со словами: великий и священный собор приглашает тебя к себе: иди скорее защищаться против справедливо, или несправедливо говоримого о тебе. Игнатий ответил: скажите пожалуйста, как я поеду? как епископ, иерей, или служитель? Не зная, что сказать, те ответили: а вот мы пойдем к пославшим нас и принесем тебе точный ответ. На другой день они возвратились и сообщили: наместники Старого Рима, Родоальд и Захария, через нас недостойных объявляют следующее: поспеши на святой вселенский собор, как говорит тебе твоя совесть. Тогда Игнатий оделся в архиерейские ризы и вместе с епископами, пресвитерами и с большой толпой монахов и мирян отправился на собор пешком. Вблизи храма Григория Богослова , где посреди площади стоит крест на мраморной колонне, 422 патрикий Иоанн Коксис ( Κξης) встретил его со словами, что он послан от царя, и пригрозил, что если он явится не в простой монашеской рясе, то ему предстоит смерть. Игнатий переменил ризы и был представлен в собрание. Явилось 72 лжесвидетеля, с давнего времени все известные безбожники, обыкновенные и сенаторского сословия, во главе которых стоял патрикий Лев Критский ( Κρητικς) и за ним патрикий Феодотакий, получивший сан магистра за свое клятвопреступление. Потом собрали остальных из каждого сословия и даже из так называемых двоекрещенцев (π τν λεγομνων διβαπτιστν), которых подкупили деньгами и чинами; приводили их каждого в отдельности, и они клялись, что «Игнатий, почти 12-й год архиерействовавший, правил церковью, будучи хиротонисан не по жребию» (ψηφστως); ссылались на 30-й канон: «если какой епископ, воспользовавшись мирскими начальниками, через них овладеет церковью, да извержется», но умолчали о дальнейших словах: «и все имеющие с ним общение».

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Но когда павликиане ииа.ш так низко, среди них явился преобразователь в виде молодого человека, по имени Сергий. Сергий был обращен в павликианство одной женщиной богословом. Историки секты рассказывают, что эта женщина, наметив его себе как человека, которого стоило склонить в ересь, вступила в разговор с ним и после нескольких комплиментов его учености и характеру спросила его, почему он не читает св. Писания. Он отвечал, что такое занятие не позволительно для христиан вообще, а только для духовенства, – мысль, которой сильно противодействовал Златоуст, но которая после его времени стала все более укореняться в народном веровании, хотя и без всякого формального авторитета со стороны церкви. «Это не так, как ты думаешь»,– отвечала она, «потому что у Бога нет лицеприятия, так как Он хочет всем человекам спастись и в познание истины прийти», и затем она стала говорить ему, что духовенство исказило и испортило слово Божие и что даже те из них, которые совершали чудеса, окажутся в конце концов среди тех, которым Христос скажет в день страшного суда: «Я не знаю вас». Сергий начал читать св. Писание, и под руководством (801г.) своей учительницы он стал прилагать к православным все, что там говорится против плотского Израиля, а на павликиан начал смотреть, как на истинно духовную церковь Христову. Он принял имя Тихика и сделался новым основателем секты, которая почитала его сочинения одинаково с самим св. Писанием. Его личная нравственность, по-видимому, была безупречна, так как Фотий и Петр Сицилийский находят возможным обвинять его только в лицемерии 2777 , и он преобразовал нравственность павликиан в противоположность началам Ваана. В течение 34 лет (801–835 г.), от царствования Ирины до царствования Феофила, Сергий неустанно трудился в пользу павликианства. Он до неприличия гордился своим успехом, превозносил себя над прежними учителями секты, называл себя блистательным светильником, сияющим светом, жизнедательной звездой и даже Параклетом 2778 . Император Никифор благосклонно относился к секте и даровал ей веротерпимость во Фригии и Ликаонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

215 Сторонники такой датировки исходят из того, что в этой книге под египетскими и римскими названиями упоминаются месяц и день (без указания года) смерти Диоскора Александрийского («товт 5, сентябрь 2»); армянский переводчик (или позднейший переписчик) прибавил соответствующий месяц и день армянского календаря («хори 6»). «Такое совпадение дат возможно только в период от 29 февраля 480 г. до 28 февраля 484 г. Следовательно, труд Тимофея Элура был переведен на армянский язык не позднее этого четырехлетия» ( Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 199). 217 В «Книге» вслед за посланиями Саака Партева, Месропа Маштоца и Акакия, епископа Мелитинского, и перед сочинением Иоанна (Ована) Мандакуни содержится послание «Блаженного великого отца кертохов епископа Мовсёса Хоренацй» «О том, почему живое (существо), составленное из многих (элементов), имеет одно естество», в котором автор порицает диофизитов и защищает монофизитство, «ибо единое живое (существо) должно иметь и единую природу». В эпилоге сочинения автор обращается к неизвестному собеседнику: «Это тебе (я дал) как некоторое основание для опровержения учения, проповедуемого сумасбродами, чтобы ты мог знать, о боголюбец, как отстраниться кое от кого и сильно пожелать непоколебимого и верного исповедания веры». Под «учением, проповедуемым сумасбродами», он подразумевает халкидонское диофизитство. Основываясь на этом эпилоге, исследователи полагают, что Мовсес Хоренаци адресовал свое послание Иоанну Мандакуни – одному из последних представителей школы Саака Партева и Месропа Маштоца ( Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 199), который был армянским католикосом во время восстания Ваана Мамиконяна, принимая деятельное участие в повстанческом движении. Католикос Иоанн неизменно заботился о благоустройстве Церкви: он упорядочил «Ритуал» Армянской церкви, который носит название «Маштоц» (по имени Месропа Маштоца, бывшего, вероятно, первым составителем этой книги), расширил и обогатил «Часослов», автором многих песен и молитв которого (как и «Маштоца») стал он сам [ Саркисян Б. Критика Иоанна Мандакуни и его трудов. Венеция, 1895 (на арм. яз.)], перевел с греческого известный гимн «Радостный свет» (« Свете тихий») (см.: Поэзия Армении. М., 1916; Антология армянской поэзии. М., 1940). Ему принадлежат также толкования и речи. Кроме того, Иоанну Мандакуни долгое время приписывали сборник речей «Поучение жизни», автором которого ныне признан Иоанн Майрагомеци.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007