И вот некий муж из придворных, грек по имени Теофил, которого они называли Абу Степаном, человек богобоязненный, договорился с тремя другими мужами взять достославное сокровище и тайно переложить [тело] в раку. С наступлением сумерек эти четверо мужей пришли и, достав из могилы тело, переложили в раку; а [Теофил] понес и установил [его] у себя в доме. В тот же вечер в городе появился некий епископ. На рассвете позвал он к себе взявших [мощи] и рассказал, что ему было видение об их тайных действиях. И поскольку не было известно «об исчезновении тела из могилы, распространился слух, будто купцы выкрали тело блаженного мужа и через Баалбаг 991 перевезли в Палестину. Но истина, которую нельзя утаить, стала известна сомневающимся. Ибо некоему больному, находившемуся при смерти, в видении явились какие-то [люди], которые сказали ему: «Скорей попроси земли с могилы чудотворца Ваана, и, будучи ею помазан, будешь жить». В тот же час ему принесли ее, он приказал и его самого понести на то место и вернулся оттуда здоровым. [Христиане], видевшие это, преисполнились смелости и в честь святого построили над его [могилой] часовню, затратив на это весьма мало труда. И недалеко от святого места стали строить царский дворец. Один из тех, кто нес тело святого, встретив надзирателя, с высокого места упал вниз, громко крича: «Помоги мне, святой Ваан», – и благополучно опустился на землю. Слышавшие и видевшие это, спустились вниз и увидели мужа, стоящего на своих ногах. А он говорит: «Я видел чудо, которым премного изумлен. Ибо увидел я святого мученика перед собой, державшего меня; и мне показалось, что я схватился за него, но его не было рядом со мной. И таким образом я остался жив и невредим». При виде всех этих чудес они смело, не мешкая построили прекрасную церковь с часовней, и не в церкви, а в часовне положили тело мученика, в северной стороне святой кельи, обложили [его] обожженным кирпичом и известью, осветили лампадами и украсили прочей церковной утварью. И с тех пор толпы больных и мучимых иными недугами исцелялись. Молва о том обошла все края; стекавшиеся миряне и придворные падали ниц перед святым и клали поклоны святой Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Враги сошлись летом следующего года на берегах реки Йармук (Ярмук), левого притока Иордана. Почти месяц длились мелкие стычки, но в середине августа часть войск изменила Ираклию, авторитет которого сильно упал из-за его бездействия, и провозгласила императором Ваана. Другая часть армии осталась верной государю, между полководцами и солдатами началась вражда, ослабившая войско. 20 августа 636 г. ромеи напали на арабов, но успеха не добились ни тогда, ни днем позже. Взаимопонимание между Вааном и Феодором отсутствовало, их отряды сражались разрозненно. Развязка наступила на третий день битвы. Сильный ветер нес в лицо византийцам и союзным с ними арабам-христианам тучи пыли, ослаблял убойную силу их стрел. Под мощным натиском врага христиане дрогнули и побежали. Многие были оттеснены к обрывистому берегу Йармука, падали в воду и тонули под тяжестью оружия. После этого поражения арабская опасность стала для империи главной. Население Востока – монофиситы, самаритяне, иудеи – открыто приветствовало мусульман, говоря, что бог мести посылает их как защиту от жадности римлян. По свидетельству арабских историков, Ираклий с грустным возгласом «Прощай, Сирия!» покинул Антиохию. Отступая, византийцы увозили с собой все ценности. В конце 636 г. вторично пал Дамаск. Военачальники халифа осадили Иерусалим, и вскоре патриарх Софроний сдал город. Омар въехал в древнюю столицу Иудеи верхом на верблюде, шокировав всех простотой и бедностью одежды – халиф имел лишь одну шерстяную рубашку! Сасанидский Иран вообще не смог оказать действенного сопротивления, и мусульмане разгромили его. В 637 г. после четырехдневной битвы при Кадисии между арабами и персами последние оставили Ктесифон, Йездигерд III бежал в горы. В столь тяжелой ситуации Ираклий решился на утверждение новой христологической формулы, призванной сплотить на компромиссной позиции не прекращавшие вражды группировки христиан: единая божественная воля при двух естествах. Учение это, принятое на поместном соборе в Константинополе, получило название монофелитства. Ираклий в 638 г. издал специальный указ – «Экфесис» («Изложение»), в котором объявлялись новые догмы веры. Западная церковь , не решаясь открыто выступить против императора, тем не менее осуждала «Изложение», особенно после кончины папы Гонория, сторонника новой доктрины. Сам Ираклий после смерти Сергия (638), опасаясь обвинений в ереси, заявил по поводу «Экфесиса», что, дескать, составлял текст Сергий, а он, император, лишь подписал, уступая просьбам патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь Однако, несмотря на то, что армяне, казалось бы, потерпели поражение, персы оказались в положении побежденных победителей. Йездигерд был подавлен настойчивостью и стойкостью христиан. Гордый царь теперь горько сожалел о своей недальновидной политике, приведшей к гибели его наилучших военачальников: ведь, несмотря на численное превосходство, потери персов были больше, чем потери армян. Кроме того, после аварайрской битвы армяне локально продолжили свою борьбу против персов, так что персидский двор был вынужден прекратить политику явных гонений на Церковь. Вероотступник Васак был наказан и провел остаток своих дней в страшной темнице. Героическую борьбу своих предков продолжил племянник св. Вардана – молодой Ваан Мамиконян. Имея перед собой священный пример св. Вардана и других пострадавших вместе с ним мучеников, Ваан разгромил персидское войско, так что царь Балаш (484488) был вынужден уступить и выполнить все требования Ваана. Согласно мирному договору, заключенному в 484-м г. в селе Нварсак, персы признали свободу Церкви в Армении, персидский двор обязался не покровительствовать вероотступникам, а боголюбивый Ваан был назначен автономным правителем Армении. Так борьба св. великомученика Вардана и его сподвижников за веру и Отечество, которая продолжилась в общей сложности около 30 лет, увенчалась успехом. Рейтинг: 9.6 Голосов: 429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Хотя по историческим причинам память св. вмч. Вардана не вошла в византийские агиографические памятники, но тем не менее следы его почитания в православной среде сохранились. Например, упоминание о св. Вардане содержится в Послании свт. Фотия Великого к армянскому Католикосу Захарии I.  Спарапет должность военачальника древней Армении, которую занимали представители аристократической семьи Мамиконян.  Святитель Саак Великий (387439) последний потомок свт. Григория Просветителя на кафедре Католикоса – главы Армянской Церкви.  Память св. Шушаник (или Шушаники) в Православной Церкви отмечается 28 августа/10 сентября.

http://pravoslavie.ru/113188.html

134 О переводе трудов Псевдо-Дионисия на армянский язык см.: Г. Зарбаналян. Библиотека древнеармянских переводов, с. 388–394 135 См.: Немесия, философа Эмесского, «О природе человека». Венеция, 1889–1891 г. (на древнеарм. яз.). См.: Г. 3арбаналян. Указ соч., с. 629–632 139 См.: Предисловие к французскому изданию Истории Степаноса Орбеляна; М. Григорян. Степанос Сюнеци. Бейрут, 1958, с. 33–34 (на арм. яз.). 141 См.: К. Гандзакеци. История Армении. Подготовка текста и предисловие К. Мелик-Оганджаняна. Ереван, 1961, с. 72–75 144 М. Григорян упоминает также редакцию Вардана Аревелци (см.: М. Григорян. Степанос Сюнеци, с. 12). Однако ближайшее знакомство с текстом (см. рук. Матенадарана 1518, с. 175 и послед.) показало, что текст этот является редакцией Ст. Орбеляна, включенной с рядом работ Вардана Аревелци в рукопись. 145 См.: Г. Овсепян. Мхитар Айриванеци. Новооткрытая надпись и сочинения. Иерусалим, 1931, с. 9–13 (на арм. яз.). 148 См.: Матенадаран, рук. 6261; Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. II. Составил Л. С. Хачикян. Ереван, 1958, с. 132–133 150 Иоанн III Одзнеци, прозванный Философом, – армянский католикос (717–728). Оставил большое литературное наследие, в основном богословского и полемического содержания. В 719 г. отправился к Омару II и просил освободить армянскую церковь от налогов и не преследовать христиан за веру. Благодаря его ходатайству из плена были возвращены армяне, угнанные в 706 г., в числе которых был и Ваан Гохтнаци (см. в настоящем сборнике Мученичество Ваана Гохтнаци). 152 Флавиан – упоминание имени константннопольского патриарха Флавиана как современника Льва Исавра является явно ошибочным. Флавиан жил в V в. и был современником римского папы Льва IV. 153 Под «тачиками» Мхитар Айриванеци, как и другие армянские средневековые авторы, подразумевает мусульманские народы. Здесь имеются в виду арабы, несколько ниже автор называет тачиками турок-сельджуков. 154 Амирмом – искажение арабского слова амир-эль-муменин что значит «владыка верующих». Первым этот титул принял Омар I. Его предшественники назывались просто халифами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Историк той эпохи Гевонд со скорбью пишет; «В то время страна Армянская лишилась нахарарских родов, они были преданы, как овцы волкам. И враги, совершая всяческие злодеяния, нападали на население и подвергали их ужасным бедствиям» 948 . «Мученичество Ваана Гохтнаци» состоит из двух частей – Плача, исторической части произведения, в которой автор дает предысторию мученичества, и собственно мученичества. Следует отметить, что мученичество сохранилось в двух редакциях – краткой и пространной. Здесь дается перевод пространной редакции. По всей видимости, «Мученичество Ваана Гохтнаци» на протяжении веков подвергалось изменениям. В современном состоянии в пространной редакции Плач по объему примерно в пять раз меньше самого мученичества. Г. Алишан полагает, что первоначально Плач был гораздо пространней, но со временем урезывался переписчиками четий-миней, которых главным образом интересовал текст мученичества. Основанием для такого заключения служит для него следующий отрывок: «И вот я принялся излагать откуда надлежало, присовокупив к нему мученичество». Отсюда видно, что основной частью произведения являлось историческое повествование, т. е. Плач, а мученичество было приложением к нему. Об этом свидетельствуют также, по его мнению, имеющиеся в обеих редакциях различия 949 . В Плаче автор раскрывает перед читателем бедственное состояние армянского народа, над которым «занесен обнаженный меч исмаильтян, жаждущих крови». Присоединяя свои стенания к плачу древнееврейского пророка Иеремии, автор оплакивает Армению, которую постигла тяжелая участь. «Там младенцы были разбиты о камень, здесь наши родители и дети угнаны в плен». Подобно знойному вихрю арабы смели все на своем пути, и страна погрузилась в беспросветный мрак. В черный траур оделась Армения. Исчезла радость церковных празднеств, и погибло благолепие мира. «Обильными слезами не истязай себя, Иеремия, просивший превратить очи свои в источники, [ибо] в нашей стране образовалось море из источников слез», – восклицает автор.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Герои собственно мученичеств – это также погибшие в освободительной борьбе армянские военачальники и воины или отпрыски нахарарских родов. Они выступают как хозяева своей страны, ее духовного наследия, как потомки и носители определенных культурных традиций. Рядом и вместе с именем Христа Шушаник называет имена своих отцов, просветителей Армении и героев освободительной войны. Ваан Гохтнаци умоляет арабского халифа разрешить ему вместе с пленными армянами возвратиться в Армению, дабы увидеть, «в какой мере разорена страна, отчизна... владения». Частный факт мученичества в этих памятниках представлен как следствие определенных политических условий. Взаимосвязь и сплетение всей обстановки и мученичества, причины и следствия, наличие национального достоинства у героев, готовность умереть во имя этой идеи – вот общее, характерное для мученичеств Шушаник и Ваана Гохтнаци. Заметим, что эта черта особенно присуща мученичествам V–VIII вв., т. е. периоду, когда еще существовал военный потенциал армян – нахарарство со своим войском, которое вело активную борьбу с завоевателями. Именно в произведениях этого времени мученики являются идейными героями, очень часто – представителями военного и нахарарского сословия. Основная часть памятников V в. отличается повествовательностью, стройной композицией, последовательностью рассказа и чистым слогом, характерным для многих произведений классического древнеармянского языка. Мартирологи VI–IX вв., за исключением «Мученичества Ваана Гохтнаци», в художественном отношении довольно стереотипны. В изображении героев усилена тенденция к абстрактности, отвлеченности. Мученики – похожие друг на друга условные образы. Все памятники, как правило, пестрят библейскими сентенциями и назиданиями. В подражание древним мартириям основное место в повествовании уделено самому факту мученичества (мученичества Иезидбузида, Давида Двинеци, Амазаспа и Саака). Со всеми подробностями описывается несгибаемая стойкость героя в вере и его пренебрежение к смерти. Для обрисовки положительного героя авторы часто прибегают к конкретному предметному изображению евангельских изречений, копируя даже сцены казни с евангельского описания распятия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Взяв на себя роль библейского пророка, автор создает эпическое полотно потрясающей силы, в котором повествует о злодеяниях и бесчинствах арабов, в Армении, о сожжении нахараров в Нахичеванской и Храмской церквах, о разбое и грабежах. Описание сожжения нахараров и войска настолько реалистично, что кажется, будто автор сам находился в толпе, «окруженной неистовствующими сарацинами». «Жестокосердные чужеземцы» по всей стране начали грабить дома нахараров. Семьи же погибших были согнаны в Двин, где в жаркие летние дни держались в темницах. «И я думаю, – пишет автор, – что число умерших было больше оставшихся в живых». С наступлением осени их вывели из темницы и «погнали с номерами и списками в Сирию». Там оставшихся в живых либо продавали в рабство, либо, обратив в мусульманство, приставляли к какому-либо делу. Сюжет второй части мученичества вращается вокруг истории одного такого вероотступничества, которое в повествовании «многосторонне освещается не только с религиозной, но и с социальной точки зрения» 950 . Содержание его вкратце таково. Вместе с тысячами других обездоленных был угнан в плен и сын гохтанского ишхана (князя) Хосрова Ваан. Одаренный Ваан был замечен арабами. Его обращают в мусульманство и дают блестящее образование. Благодаря личным достоинствам и учености он со временем достигает при дворе высокого положения. С воцарением на арабский престол Омара арабы стали поговаривать о том, что в отношении армян было совершено вероломство. И тогда Омар созвал всех пленных и отпустил на родину. Пришел и Ваан с просьбой отпустить его домой. Омар с большим трудом («из-за полезности мужа сего») согласился отпустить Ваана, с условием, что Ваан, назначив управляющего своими владениями в Гохтне, вернется обратно. На родине Ваана встретили с ликованием и, дабы не прекратился их род, женили. Смерть Омара и «луч света веры, осветивший его разум», снимают с него обязательство возвратиться в Дамаск. Он преисполняется благочестия, предается покаянию за грех, совершенный в младенчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

При грозном наступлении этой сильной армии арабы очистили Дамаск и стянули свои силы в Заиорданье. Враждебные армии встретились в горных местностях по течению реки Ирмука, левого притока Иордана. Первая битва произошла 23 июля во вторник. Войско Феодора потерпело жестокое поражение, но военные действия продолжались затем в течение целого месяца. Роковому для империи исходу этой компании содействовали раздоры и разногласия между Вааном и Феодором, которые окончились тем, что войско Ваана, изменив Ираклию, провозгласило своего вождя императором. Феодор с той частью армии, которая сохранила верность Ираклию, отделился от изменников. Этим воспользовались арабы, и 20 августа произошла битва на берегах Ярмука, в которой арабы разгромили войска обоих вождей. По сообщению, сохраненному Феофаном, разгрому содействовало то обстоятельство, что в день битвы сильный южный ветер нес тучи пыли в лицо византийцам, которые не видели противника и не могли обороняться от нападения. Оттесненные на берега реки имперские войска попадали на крутизны и гибли здесь во множестве. Армия была уничтожена, в битве погибли как Ваан, так и Феодор. 460 В арабских источниках сохранено сведение об измене в день битвы Джабалы с 12 тысячами соплеменников. Но Джабала не ужился с халифом, вернулся в Сирию, и, сохраняя верность императору и своему христианскому вероисповеданию, после утверждения арабов в Сирии переселился со своими людьми в Каппадокию. После разгрома при Ярмуке Ираклий потерял надежду отстоять Сирию от арабов. Иудеи и самаритяне открыто переходили на сторону победителей, а туземное монофизитское население, озлобленное насильственным воссоединением с халкидонской церковью, видело в арабах освободителей от ига империи. Ираклий покинул Антиохию со скорбным возгласом: Σωζου Συρα, т. е. Прощай, Сирия! – как записал его слова по-гречески в свой текст сирийский летописец. Одновременно с отъездом императора в столицу, был увезен из Иерусалима Крест Господень. По сообщению Себеоса, это случилось, когда арабы перешли Иордан и встали лагерем в Иерихоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

94 Аган Арцруни – сын Васака Арцруни и двоюродный брат Ваана Мамиконяна, участвовал в Арташатском соборе 449 г. С молодых лет вел отшельническую жизнь. Его учеником был историк Лазар Парбеци. 99 Агванк (Албания Кавказская) – страна, лежавшая к северо-востоку от Великой Армении, простиралась от левобережья Куры до Кавказского хребта и Каспийского моря. Время от времени различные области Армении, такие как Парпсос, Хачеп, Гардман, Байлакан, Дизак, административно входили в состав Агванка, границы которого колебались от Куры до Малого Кавказа. Средневековые авторы под Агванским краем подразумевают восточный край Армении. 101 Хосров IV – армянский царь, царствовал в 385–388 гг., затем более 20 лет томился в плену у персов. После смерти Врамшапуха вновь был посажен на армянский престол, но царствовал недолго (414–415). 102 Врам V (420–438/9) – в тексте ошибочно указан Врам II; после смерти Йездигерда I на престол вступил Врам V. 103 В 387 г. Армения была разделена между Персией и Римом. 1/5 часть Армении отошла к Римской империи, 4/5 – к Персии. 105 Вардан – имеется в виду Вардан Мамнконян, армянский спарапет (главнокомандующий), возглавивший освободительную войну армян (450–451) против персидского господства. 106 Арташир III (422–428) – последний армянский царь из династии Аршакуни, с его низложением был положен конец этой династии, воцарившейся в 63 г. н. э. 107 Нахарар – крупный землевладелец, феодал, князь в древней и средневековой Армении. Нахарары занимали высшие государственные должности, которые являлись наследственными. Будучи полновластными хозяевам и в своих владениях, они находились в вассальной зависимости от царя. 108 Сормак, или Сурмак Арцкеци, – стал католикосом вместо Саака в 428 г., но через год был низложен и получил от персидского царя Бзнунийское епископство. После смерти ставленника персов католикоса Самуэла (Шмуэла) второй раз воссел на патриарший престол Армении. Умер в 443 г. 110 Бркишу – стал католикосом после низложения Сормака и занимал патриарший престол в 429–432 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

224). Аргов в Васане, см. ( Втор.4:43 ; Нав.13:30 ; 4Цар.10:33 ; Мих.7:14 ). 3Цар.4:14 .  Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме; Центр седьмого, также восточно-иорданского округа, – город Маханаим ( Быт.32:2 ; Нав.13:26,30 ; 2Цар.17:24,27 ), его сближают с нынешним Birket-Mahne. 3Цар.4:15 .  Ахимаас – в земле Неффалимовой; он взял себе в жену Васемафу, дочь Соломона; Восьмой округ опять по западную сторону Иордана, на запад от Геннисаретского озера (ср. 2Цар.15 ). 3Цар.4:16 .  Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в Баалофе; Девятый округ в Ассировом колене, севернее колена Иссахарова ( Втор. 33:24 ); Хусий, может быть, одно лицо с другом Давида Хусием ( 2Цар. 15:32 ). 3Цар.4:17 .  Иосафат, сын Паруаха, в земле Иссахаровой; Десятый округ – в земле Иссахаровой, между коленом Завулоновым на севере и Манассииным на юге ( Нав. 19:17 ), между морем Тивериадским и долиною Изреель. 3Цар.4:18 .  Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой; Одиннадцатый округ в Вениаминовом колене, между Ефремовым на севере и Иудиным на юге. 3Цар.4:19 .  Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был приставник в этой земле. Двенадцатый округ, как и шестой и седьмой, лежал на восточной стороне Иордана – в Галааде; Галаад – в обширном смысле (как и в ( Чис.32:29 ; Нав.22:9 ; Суд.10:8,20:1 ; 2Цар.24:6 ) и др.), за исключением упомянутых в 13–14 ст. городов. (В принятом тексте LXX: Γδ, но во многих кодд.: Γαλαδ). О завоевании евреями земель Сигона Аморрейского и Ога Васанского см. ( Чис.21:21–35 ; Втор.2:30–35,3:1–13 ). Стихи 21–34 в еврейской Библии образуют первую половину уже V главы. Напротив LXX, Vulg., слав. помещают эти стихи в качестве продолжения речи о придворных и приставниках Соломона, пятая же глава в этих переводах имеет вид цельного, законченного рассказа о приготовлениях Соломона к построению храма. Деление LXX имеет очевидное преимущество пред евр. масор. 21–24, евр. 5:1–4. «Река», нагар в Ветхом Завете вообще, особенно же при указании границ Палестины, обычно означает Евфрат ( Быт.31:21 ; Исх.23:31 ; Чис.22:5 ; Нав.24:2 ; Пс.71:8 ; Мих.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007