Однако общие жизненные интересы, культурные и родственные связи, общность церковных обрядов армянского и грузинского народов были настолько крепки, что вероотступники и ставленники персидского двора оказывались окруженными всеобщим презрением и осуждением. Дом бдешха Ашуши, о сыне которого, Вазгене, повествуется в «Мученичестве Шушаник», являлся культурным очагом, в котором бывал также Месроп Маштоц: Ашуша оказывал ему всяческое содействие в его просветительской деятельности. Вот что пишет об этом биограф Маштоца Корюн: «Тогда ишхан таширцев, муж почтенный и боголюбивый, которого звали Ашуша, предоставил ему себя и весь гавар свой. Он же [Маштоц] повсюду распространяемое учение свое развернул [и здесь] не менее, чем в других гаварах» 840 . Сам бдешх Ашуша был свояком Амаяка, брата Вардана Мамиконяна. Женой Ашуши была Анушврам Арцруни, Амаяка – ее сестра Дзвик. После гибели Вардана и Амаяка на Аварайрском поле Ашуша в 455 г. вместе со многими отпрысками нахараров, павших при Аварайрской битве, вызволил из Ктезифона племянников и внуков Вардана Мамиконяна, где те находились в качестве заложников, и привез к себе. Они росли и воспитывались в доме Ашуши под опекой Дзвик и Анушврам 841 . Среди них были Ваан Мамиконян, впоследствии возглавивший освободительную борьбу армянского народа против персидского владычества (481–484), и известный армянский историк Лазар Парбеци, по заказу Ваана Мамиконяна написавший свою «Историю». Гугаркское бдешхство, в котором происходили драматические события, описанные в «Мученичестве Шушаник», являлось пограничной областью между Арменией и Грузией и попеременно переходило из рук в руки. Гугаркский бдешх был одним из могущественных правителей-наместников. Войско его доходило до 18–20 тысяч. Население Гугарка было смешанным с преобладанием армянского этнического элемента и языка. Известно, что Шушаник ввела в Цуртавской церкви богослужение на армянском языке 842 , что превратило Цуртав в один из центров армянской культуры. Находясь в вассальной зависимости от сасанидских царей, Гугарк, как и другие области Армении и Грузии, испытывал постоянное политическое и религиозное давление со стороны персов, которое отрицательно сказывалось на его внутренней жизни и усиливало антиперсидские настроения. Такова та культурная, политическая и географическая среда, которая породила «Мученичество Шушаник».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И действительно, данные, содержащиеся в тексте, убеждают, что великий Атом Гнуни, деятельность которого охватывает 450–465 гг., участник Арташатского собора, а затем Варданидской войны, с другими нахарарами угнанный в Персию, затем выступивший перед персами в качестве обвинителя Васака, и участник Ваанитской войны (480-е годы), Акорской и Нерсесапатской битв, упоминаемый последний раз в войне с персами в Иверийских краях, – две разные личности. В последней войне пали аспет (начальник конницы) Сюни, Васак Мамиконян, брат Ваана, и многие другие, которые после этой войны больше не упоминаются; среди них были Атом Гнуни, его брат Аростом, Нерсех Ервандуни и другие. Здесь интересно совпадение в мученичестве и в «Истории» Парбеци имен соратников, окружавших Атома Гнуни. Это Нерсех Ервандуни из «Истории» Парбеци, соответствующий Нерсеху Арвандуни мученичества, Варс из рода Востан (по другому списку – Вардзавор Востаник) и Вардз из рода Камсаракан у Егишэ и Парбеци. Если учесть, что Камсараканы происходили из Аршакидского рода, то понятно будет выражение «Востан танэ» (из царского домена). Следовательно, «Варс Востан танэ» и «Вардз азгэн Мамиконян» одна и та же личность. Сведения о гибели Атомянцев, по мнению О. Торосяна, у Парбеци не сохранились, так как та часть его «Истории», где говорится о смерти аспета Сюни и Васака Мамиконяна, а также о тех, кто с ними принял мученическую смерть, дефектна. Васак и Саак, оторванные от основной части уже разбитого войска, продолжали борьбу. Персы преследовали их; отдельные группы армянских воинов, наспех укрепившись, оказали отчаянное сопротивление и бились до последнего. Среди них, видимо, находились Атом и его соратники, все до единого павшие смертью за свободу родной земли. Мученичество св. Атома и сына его, а также Варса, Нерсеха и Вардзавора Мужи, братья и отцы, народ боголюбивый, вы собрались, преисполненные страха Божьего, почтить память святых мучеников. С превеликой охотой хочу поведать вам о храбрости мужей и мученической кончине святых, которые погибли во имя Христа и нам оставили [добрый] пример, дабы, узнав об их жизни, мы еще более укрепились в вере. Да ниспошлет человеколюбивый Бог мне, говорящему, дар [проникновенного] слова, а вам, слушателям, священникам и народу, старцам и отрокам, юношам и девам и [людям] всех возрастов, умение внимательно следить [за моим повествованием]. Итак, очищайте мысли и думы ваши, внимая [повести] о борьбе с врагами святых мучеников, наделенных Божественной силой, чтобы последовать за теми, кто проложил нам прямой путь в верхний Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

854 В тексте «антипатр», искажение «антипатоса», что по-гречески означает «исполняющий обязанности ипата». Армянский синоним слова – «бдешх», то есть правитель пограничной области. 857 Спарапет – верховный военачальник всех войск древней Армении. При династии Аршакуни и в марзпаиский период должность спарапета была наследственной принадлежностью рода Мамиконян. 867 Коврик – в «Памятниках армянской агиографии (Ереван. 1973, с. 213) маленький молитвенник. Здесь следуем П. Мурадяну, который убедительно показывает, что помимо «молитвенного дома» значит коврик, циновка, на которой творили молитву (см. П. Мурадян, Текстологические наблюдения. Историко-филолог. журнал. Ереван, 1991, 1, с. 141–142). 868 Епископ Самуэл был архиепископом престольного города Иверии – Мцхеты. Имя его засвидетельствовано в «Житии Маштоца» Корюна. Согласно Корюну, Самуэл был видным сподвижником Маштоца: «И вот тех, которые были собраны из отдельных и разрозненных племен, он [Маштоц] связал Божественными заветами и сделал их единым народом, восхваляющим Единого Бога. Из них же нашлись достойные для возведения в сан епископа; имя первого из них Самуэл; он был мужем святым и благочестивым, ставшим епископом при царском дворе» (Корюн. Житие Маштоца. Пер. Ш. Смбатяна и К. Мелик-Оганджаняна. Ереван, 1962, с. 101). 871 Точная дата смерти Шушаник неизвестна. По подсчетам М. Орманяна 17-е число месяца калоц по подвижному календарю соответствует 15-му декабря 470 г., а по неподвижному – 25-му декабря 470 г. Акинян считает, что Шушаник умерла в промежутке времени от 470-х до 480 годов. К. Кекелидзе, основываясь на сведениях армянских синаксариев, которые он считает более близкими к истине, чем грузинские, время смерти Шушаник указывает между 472–476 гг. (см.: К. Кекелидзе. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956, с. 9). Подробнее об этом см.: М. Орманян. Азгапатум, т. I, ч. I. Бейрут, 1959, с. 450. 873 Исключение составляет «Мученичество Ваана Гохтнаци», один из лучших памятников армянской агиографии, представляющий собой оригинальное и высокохудожественное произведение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Жизнь наша есть путешествие; ибо ежеминутно должно нам быть готовым к исходу из сея жизни и к сретению Господнему на воздусе. И мы ли среди толикаго моря, пенящегося всеми бедами, и угрожающего жизненной ладии нашей разбитием, будем спать? Но смотрите, как сон телесный опасен! Но что уже сказать о душевном! Почивал Иевосфей на одре своем в ложнице своей и Рихав и Ваана биша его, и умертвиша его, и отъяша главу его 752 . Сисара Полководец руками жены Иаили колом пронзен; сей бо утруждься спаше, и издше 753 . Тако Олоферна спящего Иудив обезглавила 754 . Тако Давид у спящего Саула взял копие от возглавия его и сосуд водный 755 . И мы ли спать хощем при нападении врагов наших душевных? О! не дадим сна очам нашим, и дремания душе нашей. Спим, но да бдит сердце наше! Да спит в нас скупость и да бодрствует щедрость; да спит в нас невоздержание и да бдит чистота; да спит в нас блуд, пьянство, зависть, злобами всякий порок и да бдит в нашем сердце трезвенность, чистота, непамятозлобие, пост, молитва , благоговение, Боговидение, и все, что есть честное и праведное. Да воспоет убо всяк из нас сердцем и устнами оную Давидскую песнь: Боже Боже мой! к тебе утренюю: возжада тебе душа моя 756 . Блажени суть раби тии, их же пришед Господь обрящет бдящих 757 . Нравоучение из той же притчи § 8 Когда ты читаешь, Христианине, оные слова, в изъясненной сей притче положенные: блажени суть раби тии, их же пришед Господь обрящет бдящих; нужно тебе знать: 1-е) как взимается бодрствование? 2-е) какие причины суть к бодрствованию духовному? 3-е) какие суть препятствия к бодрствованию? I. Бодрствование (α), собственно взимаемое, есть воздержание от сна: не собственно же означает благоразумие душевное, посредством которого человек Христианин бережется от нападения врагов душевных, как повелевает Ап. Петр: трезвитеся бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити, емуже противитеся тверди верою 758 . И Давид говорит к Богу: от страхи вражия изми душу мою 759 . И кто сих врагов нападения благоразумно избежит, тот может с тем же Пророком похвалиться: аз уснух, и спах, (но) востах, яко Господь заступит мя 760 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Переняв опыт сирийской и византийской агиографии, прошедшей вековой путь развития – от «судебных актов» до блестящих похвальных слов и житий «великих каппадокийцев», армянская агиография уже в первые десятилетия становления приобрела самобытный характер и национальный колорит. В частности, можно говорить о двух особенностях, прослеживаемых на всем протяжении ее многовекового бытования. 1. Армянская агиография имеет более подчеркнутый исторический характер, чем, скажем, византийская. Это особенно касается житий, подавляющее большинство которых посвящено людям, находившимся в центре политических событий. Здесь редки жития, героями которых являются ничем не примечательные отшельники. Если это житие отшельника, то такого, который является крупным культурным или церковным деятелем. 2. Национально-освободительный дух армянской мартирологии. Если в Византии после утверждения христианства мартирологи постепенно отходят на второй план, уступая место житиям, то в армянской агиографии они наряду с житиями – и даже более интенсивно, чем жития, – продолжают культивироваться вплоть до XVIII–XIX вв. Это объяснялось особенностью истории армянского народа, на протяжении многих веков вынужденного отстаивать свою независимость в борьбе с многочисленными завоевателями – персами, арабами, сельджуками, татаро-монгольскими племенами, турками и др. Поэтому вполне справедливы слова известного армениста Г. Тер-Мкртчяна, который писал: «История нашего народа вот уже 1200 лет является историей непрерывных войн, историей кровавой и неравной борьбы с мусульманством. Павшие в этой борьбе подвижники… являются нашими самыми прославленными героями» 2 . До нас дошло около трех десятков самостоятельных армянских житий и более двухсот мученичеств. Если к ним добавить похвальные слова, стихотворные жития и мученичества, то станет ясно, какое большое место занимали названные жанры в армянской средневековой литературе. Среди них есть произведения, представляющие лучшие образцы армянской художественной прозы. К ним относятся «Мученичество Рипсимэ и Гаянэ» (V в.), «Житие Маштоца» Корюна (V в.), «Мученичество Шушаник» (V в.), «Мученичество Ваана Гохтнаци» (начало VIII в.), «Житие Нерсеса Шнорали» (XII в.) и многие др.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

У Евсевия (Hist. eccl., 4:29, 6) находим еще такое замечание о Татиане: «говорят также, что он осмелился выразить другими словами ( μεταφρσαι) некоторые изречения Апостола, чтобы исправить образ выражения ( τν τη ς φρσεως σνταξιν)». Th. Zahn хочет видеть в этих словах Евсевия указание на перевод Посланий Апостола Павла с Греческого на Сирийский язык, но такое понимание едва ли соответствует тону замечания церковного историка. Вероятнее предположить, что Татиан в разных своих произведениях, стараясь найти в Посланиях Апостола Павла подтверждение для своих мыслей, допускал перетолкования его слов посредством изменения конструкции речи Апостола, но Евсевий говорит об этом со слов других. Богословское учение Татиана не могло оказать какого-нибудь влияния на христиан Греко-Римского мира: здесь его провозгласили еретиком, и этим, конечно, определилось и подозрительное отношение к его произведениям. Совершенно иная оценка его деятельности была произведена на Востоке, на родине Татиана. Там не могла иметь значения его Речь с протестом против Эллинизма и хронологическими вычислениями – для Сирийцев важен был Диатессарон и та миссионерская деятельность, для которой это произведение было так необходимо и которая в свою очередь содействовала его широкому распространению и надолго утвердила его употребление в восточно-Сирийских областях. В то же время аскетические взгляды Татиана продолжали иметь силу в Сирийской Церкви, пока богословские споры, занесенные из Греции, и политические влияния не придали жизни Восточной Церкви совершенно нового отпечатка. IV. Афинагор философ В Парижском кодексе (914-го года) архиепископа Арефы Кесарийского (Cod. Paris. 451) помещены два произведения Афинского философа Афинагора ( θηναγρου θηναου φιλοσφου χριστιανου ): а) «прошение о христианах» πρεσβεα περì χριστιανω ν (supplicatio s. legatio pro Christianis) и б) «О воскресении мертвых» – περì ναστσεως νεκρω ν (de ressurectione mortuorum). Известный издатель произведений апологетов Отто полагал (Corpus apolog. christ, vol. VII.lenae, 1857, p. XIII), что надпись, говорящая о принадлежности этих сочинений философу Афинагору, сделана позднейшею рукою – XI века; но более точные исследования показали, что она происходит несомненно от руки переписчика ее – Ваана (Gebhardt в Text, und Unters. I, 3, 1883, S. 183 ff), или же архиепископа Арефы – в том и другом случае значение ее исторической достоверности повышается; Ваан надписывал на основании бывших у него рукописей, а ученый архиепископ Арефа – на основании предварительного изучения вопроса об авторе произведений. IV. 1. «Прошение о Христианах»: время происхождения и содержание Апологии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Давид угостил его. Когда услышал об этом возвратившийся с войны Иоав, то, отозвав Авенира, он коварно умертвил его, мстя за кровь брата. Давид, узнав об этом, проклинает Иоава, оплакивает Авенира и погребает его с великою честью. Рихав и Ваана, тайно убив Иевосфея, пришли в Давиду, думая, что угодили ему этим убийством. Он же умертвил их. Тогда Давид делается царем всего народа, и приходит в Иерусалим к Иевусею; хромые заграждают ему путь; он берет крепость и строит себе дом. Ему помогал Хирам, царь тирский. Иноплеменники сделали нападение, но Давид вышел и разбил их. Когда же они опять сделали нападение, Бог запрещает ему идти им навстречу, Когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев , говорит Бог, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское (2Цар.5:24). Давид переносит ковчег и умирает Оза, потому что простер руку свою к ковчегу. Когда переносили ковчег, Давид скакал, а Мелхола укорила его. Давид пожелал построить храм, но это было воспрещено ему чрез пророка Нафана; он молится Богу и благодарит Его за обетования, которые услышал. Давид поразил иноплеменников, и моавитян и сирийцев, а золотое оружие, которое взял, перенес в Иерусалим, откуда впоследствии взял его Сусаким, царь египетский. И много приношений Давид посвятил Богу. Он удостаивает Мемфивосфея (св. отец называет здесь и далее Мемфивосфея тем именем, каким, он назван в 1Пар.9:40: Мемфиваал), сына Ионафанова, царского стола и отдает ему все имущество Саула, а Сиве с детьми, бывшему рабу отца его, повелевает служить Мемфивосфею. Посылает послов к царю аммонитян утешить его, когда умер его отец; но тот, по совету своих вельмож, наносит оскорбление людям, посланным Давидом для утешения. Вследствие этого начинается война; сначала Давид посылает Иоава, а потом отправляется сам и обращает врагов в бегство. Далее говорится об Урии и Вирсавии и о младенце, который умер. После того рождается Соломон. Иоав осаждает Равваф и, одержав верх над этим городом, посылает к Давиду, желая предоставить ему победу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

955 Имеется в виду пророк Иеремия, к которому было слово Господне: «Прежде, нежели я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя: Пророком для народов поставил тебя» ( Иер.1:5 ). Автор «Мученичества Ваана» от себя добавил имя Христа. В Библии речь идет о боге Саваофе. 958 703 г. В тексте после идут слова , смысл которых непонятен. В краткой редакции: «в 88-м году». 961 В тексте , что является искажением арабского то есть долг (примеч., издателей «Соперка»). В 652 г. между армянским спарапетом Теодоросом Рштуни и арабским наместником Муавией был заключен договор, согласно которому наряду с другими пунктами арабы разрешили армянам содержать за счет халифата пятнадцатитысячную конницу. Нарушенный в том же 652 г., договор был восстановлен с воцарением Муавии на арабском престоле (661–685). Здесь речь идет о выдаче жалования армянскому войску. 964 Вот как эти события описывает историк, современник Гевонд: «Получив приказание, беззаконный Махмет повелел некоему Касму, который был его делопроизводителем в странах нахичеванских, чтобы он пригласил к себе вельмож армянских вместе с всадниками под предлогом внести их в список для получения жалованья. Когда это было сделано, поставили стражу у церквей и рассуждали, как бы погубить заключенных в церквах армянских вельмож и всадников, и вскоре приступили к делу. Вывели только князей из заключения, а остальных запертых вместе с церковью предали огню, чтобы они сгорели под сводами Божественного алтаря... Князей же заключили в тюрьму, мучили их невыносимыми пытками, требовали у них на вес золота и серебра, обещая оставить их живыми за выкуп серебра, и мучители клятвою подкрепили свое обещание. Князья, в страхе от мучений, дали им большое количество сокровищ, скрытых ими от притеснителей своих в морях и на суше, думая хоть сокровищами спасти себя. Когда князья отдали все свои сокровища, беззаконники все-таки наложили на них руки, предали их смерти, казнив на виселице. Так погибли Смбат, сын Ашота из рода Багратуни, Григорий и Корюн из рода Арцруни, Варазшапух и брат его из рода Аматуни и многие другие из родов владетельных князей, из которых я не в состоянии поименно назвать каждого; все они были умерщвлены. После того как страна наша лишилась нахарарских родов, жители ее как овцы были преданы волкам. Тогда непрестанно наносили нам всякого рода бедствия, жителей держали в таком страшном трепете, что они, измученные этим тяжким игом, посылали свои вздохи и стоны к небу». (См.: «История Халифов» вардапета Гевонда, с. 22–24).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

На место убитого в 863 г. Карбеаса выступил не менее талантливый и опасный для византийцев вождь Хризохер. В то время как правительство боролось с павликианами силою оружия, Фотий выступил с литературной полемикой против ереси. Им написано против павликиан сочинение в четырех книгах 2258 , из которых три относятся к годам его первого правления и последняя ко времени его первого изгнания. Во второй и третьей книгах имеются личные обращения к слушателям, что дает основание видеть в них публичные беседы Фотия 2259 . Первая книга сочинения носит исторический характер и излагает историю ереси, основные пункты ее учения, ставит павликианство в непосредственную связь с манихейством, сообщает о расколе Сергия и Ваана в павликианском обществе, —622— о деятельности Карбеаса и о выступление после его смерти 2260 , Хризохера. Как раз в это время, т.е. в момент выступления Хризохера, Фотий, по его словам, и закончил писать свою книгу. Предсказывать будущие события он не берется; однако, полагаясь на небесное благоволение, берет на себя смелость высказать надежду, что в недалеком будущем будет разрушена и сила еретиков и их учение 2261 . В трех последних книгах дано опровержение павликианства как системы вероучения 2262 . —623— Работая над своим сочинением против павликиан, Фотий должен был собрать и прежнюю полемическую литературу против ереси. Из его Библиотеки видно, что под —624— его руками было несколько таких сочинений 2263 . Позднее, уже в первые годы изгнания, Фотий составил из них особый сборник, имевший целью дать материал для истории и полемики с павлитанством, и посвятил его императору Василию Македонянину 2264 , предпослав сборнику стихотворное обращение императору с похвалами ему и благопожеланиями 2265 . По-видимому, полемика с еретиками не оставалась безрезультатной и были случаи их обращения в православие. По крайней мере, к первому правлению Фотия относят составление формулы обращения от павликианства. Так как формула почти буквально совпадает с соответствующим местом трактата Фотия, то ее автором и можно считать того же Фотия 2266 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом вопросил Давид Бога о возвращении своем в землю Иудину, и по Его назначению вступил со всеми людьми своими в Хеврон. Там собралось все колено Иудино, зная предварительно Божию о нем волю, и торжественно помазало его себе на царство на тридцатом году его жизни. Первое дело царствования его было благодарственное посольство к старейшинам Иависа за погребение Саула с извещением о его преемнике. Но Авенир удачнее воспользовался расположением жителей Галаадских к Саулу. В их городе Манаеме он воцарил сына его Иевосфея, над одиннадцатью коленами Израиля. Спустя два года тот же военачальник начал междоусобную войну с коленом Иудиным. Он вышел из Манаема с войском и встречен был у Гаваона войском Давидовым под предводительством Иоава. По вызову Авенира сперва вступили в сражение по двенадцати человек с обеих сторон, а когда сии пали все, оное сделалось всеобщим. Иоав получил победу, но потерял брата своего Ассаила, который был убит Авениром, когда преследовал его. К окончанию сей войны, продолжавшейся около пяти лет, способствовало несогласие, происшедшее между Иевосфеем и Авениром. Сей гордый вельможа, будучи раздражен неудовольствием, которое господин его показал ему за совокупление с наложницею Саула, решился перейти на сторону Давида. Посему робкий Иевосфей также, по – видимому, склонялся к миру и по требованию Давида возвратил ему сестру свою Мелхолу, несмотря на то, что Саул выдал ее за другого. Но когда Авенир после ласкового приема от Давида, шел преклонить под его власть одиннадцать колен Израилевых, Иоав, соревнуя его силе и мстя за своего брата, коварно умертвил его. Иевосфей и его приверженцы, узнав о сем, не знали, что предпринять. Наконец, Ваана и Рихав, военачальники Иевосфея, не видя в нем для себя надежды, умертвили его во время полуденного сна, и принесли голову его Давиду. Давид не настолько радовался о погибели своих врагов, чтобы забыть несправедливость их убийц. Он плакал об Авенире и проклял вероломство Иоава, велел погребсти голову Иевосфея во гробе Авенировом и убийц его предал страшной казни 482 . Давид утверждается на царстве всех колен Израилевых

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007