Успешная охрана границ Ираклием не предохранила империи от тяжкой утраты, постигшей ее на крайнем востоке ее пределов. Под 702 годом Феофан записал об отпадении от империи Четвертой Армении, т. е. областей верхнего течения Тигра, давно связанных тесными узами с империей. В своей краткой заметке об этом важном событии Феофан объясняет эту утрату изменой Ваана, имевшего прозвище «Семь бесов». 760 По всему вероятию, это событие стояло в связи с энергичными действиями арабов под предводительством Мухаммада, брата халифа, в северных и восточных областях Армении, что и заставило местную знать Четвертой Армении предпочесть иго ислама старой политической связи с христианской империей, которая была бессильна защитить свои владения от бедствий, какие причиняли арабские нашествия. С 16-го года правления Абд-аль-Малика в течение двух лет в пределах Армении действовал Мухаммад. Среди армянской знати, не умевшей сплотиться для борьбы с врагом общими силами, были люди, пытавшиеся восстановить связь с империей. Историк Гевонд сохранил свидетельство о поддержке, которую оказал армянам Апсимар; но присланное им войско, состоявшее также из армян, потерпело поражение от Мухаммада в битве, которая произошла в области Вананд. Отдельные успехи армян в войне с арабами, не предотвратили конечного исхода борьбы. Мухаммаду удалось значительно ослабить силу сопротивления армян истреблением значительного числа представителей местной знати. Вызвав их к себе под предлогом составления списка для получения жалования за их военную службу, Мухаммад собрал их в одной церкви города Нахчавана и сжег заживо. Это событие кратко отмечено у Феофана под 703 годом и подробно описано у армянских историков. По-видимому, оно имеет более позднюю дату, 704 (Асохик), или 705 год, как принимает Маркварт. 761 Равнодушие византийского двора в правление Апсимара к судьбе латинской Африки и слабая поддержка Армении может быть понято, как отказ от старых идеалов, живших дотоле в Византии, духовном центре империи. Армянская по крови династия Ираклия восприняла и осуществляла эти идеалы, но они были чужды безродному Апсимару, сократившему кругозор имперской политики на текущие интересы тесного круга уцелевших от пережитого крушения и удержавшихся в старом единстве греческих земель. По-видимому, Апсимар не был популярен в столице, в среде знати тлело недовольство и зарождались надежды на переворот. Под 703 годом Феофан занес в свою летопись известие о том, что Апсимар сослал на остров Кефалонию одного члена придворной знати, Вардана, сына патриция Никифора, армянина по происхождению, как и большинство знати во время правления династии Ираклия. Поводом к ссылке был вещий сон, который видел Вардан, будто его голову осенял орел. 762

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Опустошение храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне разрушат святилище. 7. Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в храме в течение восьми дней, причем не забыл ни одного рода удовольствий; богатые и блестящие жертвоприношения дали ему возможность обильно угостить народ, который песнями и псалмами прославлял Предвечного и увеселял самого себя. Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света 781 , вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному. Иуда обвел весь город стенами, воздвиг для отражения вражеских набегов высокие башни и поместил в них сторожевые посты. Кроме того, он также укрепил город Бет-Цуру, чтобы пользоваться им вместо крепости против могущих произойти набегов врагов. Глава 8 1. Пока все это происходило, окрестные племена очень недружелюбно отнеслись к успехам и возрастанию могущества иудеев, и общими силами путем всякого рода интриг и козней им удалось погубить множество иудеев. Поэтому Иуде пришлось постоянно вести с ними войны, по силе возможности удерживать их от вторжения в страну и тем оберегать своих единоплеменников от их обид. Так, например, он напал на потомков Исава, идумеян, около Акрабатины, перебил множество их и собрал богатую добычу. Потом он окружил сыновей Ваана, которые злоумышляли против иудеев, осадил их город, сжег их укрепления и перебил их воинов. Отсюда он затем двинулся на аммонитян, которые располагали сильным и многочисленным войском под предводительством Тимофея, разбил их, взял их город Иазор, захватил их жен и детей в плен и, предав город пламени, вернулся в Иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны и др. имена авторов церковных песнопений VIII в.: католикос Ованнес Одзнеци, а также женщины-гимнографы - кнж. Хосровидухт, автор Плача (или Хвалы) на память своего брата вмч. Ваана Гохтнеци († 737), и мон. Саакадухт, автор множества кцурдов. Среди гимнографов периода Анийского царства наиболее значительными являются Григор Магистр (Пахлавуни) (ок. 990-1059), католикос Петрос I Гетадардз (1019-1058), Ованнес Саркаваг. Огромный вклад в обогащение поэтического и муз. языка внес католикос Нерсес IV Шнорали (XII в.), автор многочисленных духовных гимнов и целых канонов. Он широко применял силлабическое стихосложение и одним из первых ввел в духовную гимнодию силлабо-тоническое стихосложение, а также рифмованный стих. Ему принадлежит авторство ряда оригинальных мелодических моделей, к-рые не вписываются в каноническую систему осмогласия. Оригинальные напевы создавали и др. гимнографы той же эпохи: Нерсес Ламбронаци (XII в.), Акоб Клаеци (XIII в.). Хачатур Таронаци (XII в.) известен как автор шаракана «Великое таинство», поющегося в начале литургии во время облачения священника. К XIII в. число мелодических моделей шараканов выросло с первоначальных 8 до 40-45. Ради того, чтобы сохранить сакральный смысл числа 8, все новые модели искусственно « привязывались » к тем или иным из традиц. гласов, часто под названием « мутантных» ((?) [дардзвац " к]) гласов. К XIII в. все дни церковного календаря были обеспечены необходимым количеством гимнов, и хотя в течение нек-рого времени еще создавались новые шараканы, в состав церковных служб их уже не включали. Корпус гимнов, канонизированный в XIII в. под названием Шаракан или Шаракноц (), включает в себя ок. 1,5 тыс. песнопений; примерно 2/3 из них соответствуют нормам традиц. осмогласия, напевы остальных принадлежат к « мутантным» гласам или к др. оригинальным мелодическим моделям. Сохранились поэтические тексты ряда шараканов, не вошедших в канонический Шаракноц. В ср. века напевы шараканов записывались с помощью невменных знаков - хазов . Не позднее XVIII в. искусство пения по хазам пришло в упадок, однако шараканы продолжали передаваться изустно; по общему мнению арм. специалистов, к сер. XIX в. (когда традиц. песнопения начали систематически записывать с помощью новой армянской нотописи ) их напевы все еще сохраняли свой первозданный вид.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

36 И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим, чтобы питаться ее плодами и ее добром, вот, мы рабствуем. 37 И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими и скотом нашим они владеют по своему произволу, и мы в великом стеснении. 38 По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших. 10 1 Приложившие печати были: Неемия-Тиршафа, сын Гахалии, и Седекия, 2 Сераия, Азария, Иеремия, 3 Пашхур, Амария, Малхия, 4 Хаттуш, Шевания, Маллух, 5 Харим, Меремоф, Овадия, 6 Даниил, Гиннефон, Варух, 7 Мешуллам, Авия, Миямин, 8 Маазия, Вилгай, Шемаия: это священники. 9 Левиты: Иисус, сын Азании, Биннуй, из сыновей Хенадада, Кадмиил, 10 и братья их: Шевания, Годия, Клита, Фелаия, Ханан, 11 Миха, Рехов, Хашавия, 12 Закхур, Шеревия, Шевания, 13 Годия, Ваний, Венинуй. 14 Главы народа: Парош, Пахаф-Моав, Елам, Заффу, Вания, 15 Вунний, Азгар, Бевай, 16 Адония, Бигвай, Адин, 17 Атер, Езекия, Азур, 18 Годия, Хашум, Бецай, 19 Хариф, Анафоф, Невай, 20 Магпиаш, Мешуллам, Хезир, 21 Мешезавел, Садок, Иаддуй, 22 Фелатия, Ханан, Анаия, 23 Осия, Ханания, Хашшув, 24 Лохеш, Пилха, Шовек, 25 Рехум, Хашавна, Маасея, 26 Ахия, Ханан, Анан, 27 Маллух, Харим, Ваана. 28 И прочий народ, священники, левиты, привратники, певцы, нефинеи и все, отделившиеся от народов иноземных к закону Божию, жены их, сыновья их и дочери их, все, которые могли понимать, 29 пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием - поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его, 30 и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих; 31 и когда иноземные народы будут привозить товары и все продажное в субботу, не брать у них в субботу и в священный день, и в седьмой год оставлять долги всякого рода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/459/...

В транскрипции имен членов коллегии, упоминаемых в 1Ездр. 2:2 ; Неем. 7:7 , в настоящем тексте встречаются разногласия. Но они легко устраняются через предположение описок, причем в 1Ездр. 2:2 произошло выпадение имени Нахмании. Восстановить эти имена ком­ментаторы считают справедливо делом нетрудным, причем список Неемии признается более правильным в транскрипции. Мы ограничимся приведением имен по нашему русскому синодальному переводу и пере­воду проф. Гуляева, удерживающего в своем переводе еврейскую транскрипцию. А из этого списка читатель сам легко увидит описки, вкравшиеся в текст: 1Ездр. 2:2 . Гуляева. Гуляева. 1. Зоровавель. Зоровавель. Зоровавель. Зоровавель. 2. Иисус. Иешуа. Иисус. Иешуа. 3. Неемия. Нехемья. Неемия. Нехалья. 4. Сараия. Сераия. Азария. Азария. 5. Реелай. Регалаия. Раамия. Рехамья. Нахманий. Нахаман. 7. Мардохей. Мардехай. Мардохей Мордехай. 8. Билшан. Билшан. Билшан. Билшан. 9. Мисфар. Миспар. Мисфереф. Масперет. 10. Бигвай. Бигва. Бигвай. Бигва. 11. Рехум. Рехум. Нехум. Нехум. 12. Ваан. Багана. Ваана. Багана. 351 Что начальники округов и полуокругов принимают участие в постройке стен Иерусалима, то это обстоятельство не может возбуждать особых недоумений; в списках 3 гл. упоминается много знатных лиц, и Неемия делает замечание, как об исключительном обстоятельстве, что «знатнейшие из (Фекойцев) не наклонили шеи своей порабо­тать для Господа своего» ( Неем. 3:6 ). Поэтому возможно говорить не только о надзирательстве начальников округов и полуокругов при восстановлении стен, а и о их фактическом, активном участии в этих работах. 359 Благонравов, Плен Вавилонский, стр. 177, 178. – Ключарев, История ветхозаветного священства, стр. 244–245. 362 Суждение Костерса, отрицающее за Иисусом, не только первосвященническое достоинство, но и вавилонское его происхождение, как покоящееся на произвольном предположении Костерса о том, что перед пленом совсем не было первосвященника и что хронограф испортил родословные списки, мы оставляем без разбора. Против этого мнения Костерса веско возражает Гуанаккер, показывая, что перед пленом был первосвященник: в терминологии допленных источников, мы встречаем не только , а и ( 4Цар. 22:4,8; 23:4 ), равным образом и в послепленное время при­меняется к первосвященнику ( Ездр. 7:5 ; 2Пар. 19:11; 24:11; 26:20; 31:10 ). Гуанаккер указывает и на правильность генеологии Иисуса. Nouvelles etudes, p. 98–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. Лейб (Leib, Alexiade, II, р. 205) весьма неопределенно помещает его «между Сангаром и Аполлонией». 964 Исмаилиты ( ο το σμαλ ), согласно библейской легенде, – потомки Исмаила, сына Агари, были родоначальниками арабских племен. Под исмаилитами часто имеются в виду вообще мусульмане, и в том числе турки. 965 Мариандины, согласно ряду античных авторов, – народ, обитавший в северо-западной части Малой Азии (см. RE, Hlbd 28, col. 1747–1749). 966 Озера Ваана ( τς Βανης λμνης). Β. Томашек (Thomaschek, Zur historischen Topographie..., S. 7) и вслед за ним Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., p. 194, n. 8) считают, что Анна таким образом называет оз. Софон к востоку от Никомидии. По мнению Гликаци-Арвейе (Glykatzi-Abr-weiller, Les fortesses..., р. 184, n. 19), Ваан – нынешнее оз. Сапанджа. 967 Анастасий Ι (491–518). 968 Сидира, т. е. «железное». 969 Обе лакуны легко восстанавливаются из контекста: 4-й индикт 6604 (1096) г. 970 Анна начинает рассказ о Первом крестовом походе и об основании латинских государств на Востоке. Эти события отражены во многих западных и восточных источниках, им посвящена огромная научная литература (библиографию см. в кн. Mayer, Bibliographie...). Труд Анны – единственный полноценный греческий нарративный источник о Первом крестовом походе. Зонара посвящает ему 15 строк (Zon., XVIII, 24), Михаил Глика, переписывающий Зонару, – 10 (Glycas, IV, р. 62), Скутариот – 20 (Anon. Syn. Chron., pp. 184–185). Судя по тексту Анны (и Зонары), крестовый поход оказался для Алексея полной неожиданностью. Однако, по сведениям некоторых западных источников, Алексей не только знал о готовящемся походе, но и сам в какой-то степени спровоцировал его. Вопрос об отношении Алексея к организации крестового похода вызвал большую научную полемику. Первое свидетельство того, что император призывал западное войско оказать помощь Византии в борьбе с неверными, – так называемое письмо Алексея Роберту Фризскому, о связях которого с византийским императором сообщала и Анна (см. прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4:8–19. География. Среди документов Угарита и Алалаха сохранились административные тексты, литературная форма которых обнаруживает значительное сходство с данным описанием. Географическое обозначение различных земель Соломонова царства сделано не настолько отчетливо, чтобы между ними можно было провести определенные границы. Каждый «начальник» имел один или несколько административных центров: например, Бен-Авинадав – Дор, а Ваана – Фаанах и Мегидцон. Некоторые из округов охватывают прежние владения колен: территория Дана – на центральной возвышенности, Неффалима – в Восточной Галилее, Асира – на западных склонах Галилеи. Особое внимание привлекает включение хананейской и филистимской территории: Дора, портового города «народов моря», упоминаемого в египетском «Жизнеописании Ун-Амуна», и хананейского Хефера (Tell Ibsar) в долине Шарон ( Нав. 12:17 ). Помещение Иуды в конце перечня (ст. 20) указывает на то, что управление этой территорией несколько отличалось от управления другими округами вследствие ее связи с Давидовым домом. 4:21. Границы Соломонова царства. Сообщение о том, что царство Соломона простиралось от Евфрата до вади эль-Ариш на границе с Египтом, демонстрирует могущество Соломона и согласуется с границами обетованной земли во Втор. 1 и Нав. 1 . Все цари Месопотамии, начиная с Саргона Аккадского (3-е тыс. до н. э.) и кончая позднейшими ассирийскими правителями, неизменно сообщали в анналах о протяженности своих царств. Как правило, эти сведения отражают либо маршруты военных походов, заведшие царя далеко за пределы его царства, либо сферу экономического господства, в пределах которой царь взимал дань или пошлину. Дело в том, что понятия «господство» и «границы» можно толковать по-разному. Текст не уточняет, в какой мере подчинялись власти Соломона те или иные области, но некоторые различия все же поддаются определению. Кроме территории «от Дана до Вирсавии» у Соломона были провинции (завоеванные государства, напр.: Моав, Эдом и Аммон); вассалы (платившие дань, но имевшие собственных правителей, напр.: Имаф, Сува и Филистия) и союзники (напр.: Египет и Тир).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Говорят, что Игорек был безобидным, весь день крутился около магазина, помогал продавщицам выносить коробки и мусор, а старушкам — донести тяжелые сумки 7 октября. ПРАВМИР. В Оренбурге задержан ветеран боевых действий в Афганистане по подозрению в жестоком избиении до смерти жителя Оренбурга, больного синдромом Дауна. Как сообщает пресс-служба регионального управления Следственного комитета, тело 50-летнего жителя Оренбурга нашли утром 1 октября возле жилого дома  55 по улице Ваана-Теряна. Вскоре был задержан подозреваемый — 49-летний  оренбуржец, участник боевых  действий в Афганистане. Против него возбудили дело по ч.1 ст.105 УК РФ (убийство). Мужчина сам рассказал об обстоятельствах преступления. Вечером 30 сентября он, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в ходе внезапно возникшей ссоры избил своего знакомого, которого люди назвали Игорек. После этого мужчина пошел домой, уже позже узнав о гибели Игорька от соседей и СМИ. Причем на допросе он заявил, что убивать Игорька не хотел, пишет «РИА Новости» со ссылкой на источник следствия. По данным СМИ, убитый Игорек был болен синдромом Дауна. Он жил один, у него был опекун, который утром и вечером кормил инвалида. Мужчина не говорил, а издавал звуки. «Жители микрорайона говорят, что Игорек был безобидным, он весь день крутился около магазина, помогал продавщицам выносить коробки и мусор, помогал старушкам донести тяжелые сумки. Все его тут любили, и люди очень возмущены его убийством. Рядом с магазином жители округа соорудили своеобразный стенд с фотографиями мужчины, сегодня сюда несут цветы, ставят свечи», — рассказал источник «РИА Новости». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 марта, 2016 28 июля, 2016 13 сентября, 2016 2 апреля, 2024 22 марта, 2024 20 января, 2024

http://pravmir.ru/veteran-voynyi-v-afgan...

Спустя 4 месяца у гробницы М. Н., к-рая находилась в кафедральном соборе Св. Софии в Визии, произошло исцеление бесноватого. Визийский архиеп. Евфимий не верил, что чудеса могут совершаться не только «целомудренными мужами, святыми монахами и мучениками» ( Laiou. 1996. P. 268), но и замужней женщиной. Но за этим чудом последовали другие, убедившие скептиков (в т. ч. Врисийского еп. Стефана) в святости М. Н. Спустя нек-рое время раскаявшемуся Никифору во сне явилась М. Н. и попросила построить церковь в ее честь. Новый храм был освящен архиеп. Евфимием. Никифор переместил туда мощи М. Н., несмотря на попытки клира Св. Софии воспрепятствовать этому. Чудеса продолжились и на новом месте. Однажды М. Н. явилась иконописцу из Редеста и попросила его написать ее икону и отвезти в Визию. В Житии рассказывается о захвате Визии после 5-летней осады болг. войском царя Симеона. Все церкви в городе были осквернены, кроме той, где находилась гробница М. Н., т. к. болгары и их царь устрашились вырвавшегося из нее пламени. Через 25 лет после смерти М. Н., вскоре после того как в 927 г. с болгарами был заключен мир, ее сыновья поместили нетленные мощи в мраморную гробницу. Они наделили церковь имуществом и устроили при ней монастырь. Последняя часть Жития содержит информацию о сыновьях М. Н. и похвалы святой. О почитании М. Н. неизвестно из других источников, ее память не была включена в визант. Синаксари. Копирование Жития М. Н. в XIV-XV вв. указывает на то, что она оставалась местночтимой святой и в палеологовский период. Архиеп. Сергий (Спасский) не знал дня памяти М. Н. и поместил ее в своем агиографическом своде под 2 июня, т. к. под этой датой М. Гедеон включил в «Византийский Эортологион» краткое Житие ее сына, прп. Марина (Ваана) ( Γεδεν. Εορτολγιον. Σ. 110). Ист.: BHG, N 1164; ActaSS. 1925. Nov. T. 4. P. 692-705; Τσμης Δ. Μητερικν. Θεσ., 1994. Τ. 5. Σ. 330-405; Laiou A. Life of Saint Mary the Younger//Holy Women of Byzantium: 10 Saints " Lives in Translation. Wash., 1996. P. 254-289. (Byzantine Saints " Lives in Transl.; 1).

http://pravenc.ru/text/2562154.html

Статьи Пустующий шесть веков монастырь в горах Армении вновь стал действующим 26.07.2019 13:56 На юго-западе Армении, в 7 км от горняцкого города Капан, в горах, среди густого леса затерялся монастырь Ваанаванк, построенный в X веке. На территории монастыря находится усыпальница правителей средневекового армянского государства - Сюникского царства. К сожалению, в 1407 году в этих местах произошло сильное землетрясение, в результате которого монастырские сооружения были разрушены, а монастырская братия ушла. С тех пор в осиротевшем Ваанаванке не проводилось служб, и только с 1 апреля 2017 года Сюникская епархия Армянской Апостольской Церкви назначила сюда духовного настоятеля, армянина из Ирака иерея Аветика Мартиросяна. Нашим проводником к монастырю стал сотрудник Капанского краеведческого музея экскурсовод Давид Акопян. Пока мы ехали, он рассказал историю основания обители.  Ваанаванк (дословно монастырь Ваана) начал строить в 911 году первый настоятель новой братии Ваан – сын князя Дзагика. Монастырь начал строиться через пять лет после освящения Татевского монастыря, на церемонии которого присутствовали князья Сюникского царства, и сам правитель региона – армянский царь Смбат Первый Багратуни, который и решил строить возле города Капан духовный центр. Первой постройкой стала кафедральная церковь монастыря Св. Григория Просветителя с тремя несущими арками, притвором и оригинальными орнаментами на карнизах. Однако легенда гласит, что Ваан заболел «беснованием». Он ушел на несколько лет лечиться в пустынь Аристакеса, в монастырь Тандзапараха, что недалеко от монастыря Татева. Вернувшись после лечения Ваан продолжил и завершил строительство монастыря, пригласил к себе более ста монахов, основал монастырскую братию и примонастырскую школу. Здесь фактически образовался маленький городок. В общем же плане строительство монастыря длилось с 911 по 1045 год. В этот период были построены четыре храма; помимо церкви Св. Григория Просветителя это были храмы св. Сиона, св. Первомученика, св. Воскресенья, а немного позже в 1086 году сюникской царицей Софией и ее сестрой Катой была построена двухэтажная церковь Пресвятой Богородицы с притвором. Соавторы постройки этого храма не имели наследников. Они строили церковь с мольбой к Господу о детях. С тех пор в народе укоренилась традиция приходить в церковь Св. Богородицы с молитвой о зачатии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007