Л.А. Ильюнина Построить храм. Протоиерей Михаил Женочин С первых дней своего служения в Гдовском районе я стал думать, как бы церковь в городе построить, ведь раньше шесть их было в Гдове. Перестройка в те годы только зарождалась, и надеяться можно было только на чудо. Оно и произошло, укрепив зародившиеся намерения. В Псковском озере есть остров Залита, уже давно служащий местом паломничества ищущих духовного совета. Служит там благочестивый священник отец Николай, бывший посошник новомученика российского митрополита Вениамина, носившего титул «Петроградский и Гдовский». Приезжал к нему с двумя собратьями из соседнего прихода Самолвы – отцами Владимиром и Сергием. Попали мы на остров с желанием узнать, есть ли надежда на возрождение церкви. Усаживая нас за самоварчик, старец неожиданно спрашивает: «Храм-то в Гдове строится?» Опешили мы от такого вопроса: такие события только в житиях святых происходили. «Стройте, стройте», – повторил он. «В мою-то церковь , – возражаю я, – никто не ходит. Есть ли для кого строить?» – «Есть для кого!» – уверенно подтвердил он и дал на строительство первую тысячу рублей. Самым прекрасным местом для строительства была Гдовская крепость. Боевые стены из валунного камня создавали живописный вид, где до 1944 г. находился собор великомученика Димитрия Солунского. После взрыва камень был переведен на известь; кирпич разобран местными жителями; бульдозер сровнял площадку, навсегда вычеркнув из народной памяти лучшее украшение города. На месте бывшего храма наспех сколотили деревянную эстраду, где раз в году проводились дешевые концерты, а в серые будни скамьи притягивали своей укромностью любителей «зеленого змия». Так выглядела наша священная земля до 1988 года... Неожиданно для себя я получаю письма от доктора археологии Анатолия Николаевича Кирпичникова, который просил меня незамедлительно приехать в его институт. Наша встреча на Дворцовой набережной в Ленинграде была очень теплой. Оказалось, что до него дошел слух о том, что я имею один миллион рублей и хочу истратить его на строительство церкви. Около десяти лет назад Кирпичиков произвел раскопки в Гдовской крепости и, сожалея об утраченном, мечтал о возрождении древнего памятника. Свое желание построить церковь я подтвердил, а о наличии миллиона отмолчался из боязни его разочаровать и тем отпугнуть от сотрудничества. В то время у меня была всего одна тысяча залитского старца, в пророчество которого я твердо уверовал. Из кабинета Кирпичникова мы позвонили академику Лихачеву и, заручавшись поддержкой, Анатолий Николаевич направил решительное письмо в Гдовский райисполком с обоснованием благой цели...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Л.В. Андреева Скачать epub pdf 14 февраля 1932 года – 85 лет назад в селе Усть-Вихорево Братского района нашел упокоение прт. Павел Аникиев . Бывает так, что пытаешься найти хоть что-нибудь о заинтересовавшем тебя человеке; но, отчаявшись, оставляешь свою затею и вдруг, через годы, неожиданно открывается то, что прежде привлекло твое внимание. Все началось с книги под названием «Отчизна неизвестная» , выпущенной в Москве в Издательстве Московской Патриархии по благословению Патриарха Алексия II в 1999 году. В ней рассказывалось о петербургском священнике отце Павле (фамилия не была названа), философе, изучавшим труды преп. Симеона Нового Богослова и ставшим в 30-е годы страдальцем за веру. Батюшка этот перенес арест, тюрьмы и был приговорен к ссылке в с.Усть-Вихорево,  «что за Братском и за Ангарскими порогами». После пережитых страданий село это казалось больному священнику «заветным местом, желанным очагом покоя». Четыре месяца ссыльный священник прожил в Усть-Вихорево, став для многих «желанным советчиком, кормильцем, родненьким». Здесь «незнакомая, неизведанная Сибирь ласково улыбнулась (ему) Отчизной». Как признало само издательство в предисловии к книге: «Автор повести неизвестен, однако нет сомнений, что в основу этого художественного произведения легли реальные факты и события». Для подтверждения этих слов я попыталась связаться с жителями  д.Усть-Вихорево, которые могли бы что-то добавить к этой истории. Старейший из них Говорин Иван Алексеевич,  1922 г.р.,  рассказал, что « церковь у нас была без священника, батюшка  приезжал с Падуна. Отец моей будущей жены помогал ему кадить. Три колокола было на церкви, один большой, два маленьких. Иван Филиппович Погодаев любил звонить. Все утро названивал. На фронте погиб. А церковь клубом сделали. Один колокол висел на току; в войну его сняли и отправили на переплавку. В каждом доме нашего села жили ссыльные. Один из них был священник, живший  в доме Ивана Погодаева (прозвище Петрованов). В семье Погодаевых были дети: Владимир, уехавший в Иркутск; Николай, арестованный в 1937 году и Анна. Священник был старенький, когда он умер, то его хоронила вся деревня. И в колокола звонили. Похоронили на кладбище, над могилой установили железный крест. Была правда еще одна могилка у церкви, просто бугорок без креста, но кто там похоронен – не знаю. Перед затоплением на кладбище деревенское прислали бульдозер, он снес все кресты над могилами. Хотели территорию забетонировать, но не забетонировали. Так и ушло кладбище под воду».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

«Надеюсь, что люди прозреют» Беседа с иереем Павлом Сажиным, настоятелем храма в честь Воздвижения Креста Господня села Воздвижение Заволжского района Ивановской области – Отец Павел, расскажите, пожалуйста, о вашем храме и его истории. Чем он примечателен?  – В Воздвиженском храме я служу с 1990 года и уже десять лет являюсь настоятелем. Его история типична для большинства сельских приходов России. Храм строился преимущественно на средства местных крестьян и был освящен в 1790 году. В нем три престола: в честь Воздвижения Креста Господня, во имя святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского. Некогда в храме имелось богатое убранство. Чего стоил только великолепный семиярусный позолоченный иконостас! Как рассказывали старожилы, на службах всегда было многолюдно. В приходе насчитывалось 40 деревень, в которых в общей сложности жило более 5000 человек. В большие праздники часть богомольцев стояла на улице, службу слушали через раскрытые окна и двери, так как не было возможности попасть внутрь. Пел по старинным рукописным нотам прекрасный хор из 40 человек. В 1937 году храм закрыли и превратили в овощехранилище, в алтаре сделали мельницу, на колокольне устроили пожарную вышку, надгробия и кресты на кладбище снесли бульдозером и устроили на этом месте колхозную пасеку. Были сброшены и утоплены в Волге двенадцать прекрасно подобранных по звучанию колоколов. Поистине чудом уцелели купола с крестами и внутренняя роспись. Дальнейшему разгрому храма, вероятно, помешала война. В 1946 году депутация наших прихожан побывала на приеме у Калинина в Москве, ходатайствуя о возобновлении богослужений. Их старания увенчались успехом. Конечно, церковное здание общине досталось изуродованным: голые стены, ни икон, ни паникадил, ни подсвечников. Хорошо хоть сохранилась старинная система калориферного отопления и то только потому, что зимой необходимо было согревать помещение, чтобы не мерзли овощи. Обустраивались заново долго: народ после войны жил бедно. Постепенно собирали иконы по домам, из других разорявшихся в 1950–1960-е годы храмов свозили подсвечники, паникадила и другую утварь. Так и началась новая жизнь Воздвиженского храма.

http://pravoslavie.ru/4794.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Игорь Маликов. Святая Гора. Русский монастырь Игорь Маликов Святая Гора. Русский монастырь      Уранополис – уютный и аккуратный городок. Отсюда утром 27-го октября в субботу на пароме " Святой Пантелеймон " мы ушли морем вдоль берега в Русский монастырь, где и должны были заночевать. Паром - это такой корабль, только вместо привычного острого носа у него большая откидная дверка, куда заходят люди и въезжают грузовики. Довольно приличный по размеру, надо сказать, паром – три палубы. Когда заходили, местная команда кассиров-таможенников светских людей отправляет по одной лесенке, священников по другой. Так что мы с отцом Сергием оказались на разных палубах, хотя потом встретились на верхнем уровне.      Отец Сергий - священник из Коломны, и хоть я его называю на " Вы " , отношения у нас самые дружеские. Благодаря ему я начал посещать Храм, и очень рад тому, что у нас выпала возможность поехать на Афон вместе.      Идем морем… Красота! Вода чистейшая. Пассажиры на ходу кормят чаек, некоторые из них прямо на лету выхватываю печенье из рук. Главное пальцы вовремя убрать, иначе оттяпают - клювы-то как клещи. Я так думаю, половина пассажиров едет на Афон впервые, их сразу видно. Да я и сам такой - только вдали на берегу показались стены первого из монастырей - все дружно защелкали фотоаппаратами и телефонами. Остальная часть пассажиров спокойно и с достоинством продолжает неторопливо разговаривать или просто дремать. Фотографируем красоту, радостно как-то на душе, хорошо!      Спустя примерно пару часов подходим к русскому монастырю Святого Пантелеимона. Издалека все очень по-русски и как-то даже по-московски: высотные корпуса архондариков (это так называется гостиница для паломников), тут же грузовики, бульдозеры, экскаватор, и высокие краны. Стройка... Уже потом после заселения, пытаясь " вдохнуть всей грудью " благодатную тишину монастырского воздуха я понял, что это произойдет не сегодня. Звуки самые что ни на есть бытовые: работает отбойник, где-то жужжит плиткорез, рычит бульдозер.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1761

Протоиерей Александр Салтыков: Кадаши снова в опасности РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100097.html 06 марта 2013 Протоиерей Александр Салтыков: Кадаши снова в опасности Источник:  Церковный вестник В Замоскворечье, старинном районе, которому пока повезло больше других в столице сохранить неприкосновенным своё историческое своеобразие, нарастает очередная волна напряжённости в связи с новой угрозой известному архитектурному памятнику 17 века – храму Воскресения Христова в Кадашах. Есть сведения, что печально прославившийся среди москвичей проект офисно-делового центра " Пять столиц " в смертельно опасной для храма близости может быть усилиями девелопера реанимирован в ином формате и всё-таки реализован. Если подобное всё же случится, то уникальное творение церковного зодчества фактически будет принесено в жертву современному безликому памятнику всемогущества законов товарно-денежных отношений. Настоятель храма протоиерей Александр Салтыков и поддерживающие его независимые эксперты убеждёны: слабый и непрочный фундамент церкви, стоящей в буквальном смысле слова на болоте, может не пережить строительных работ в близком соседстве, даже если комплекс " Пять столиц " будет иметь более скромные, чем планировалось ранее, масштабы, хотя последнее маловероятно. О своих опасениях и о возможных путях разрешения угрожающей ситуации, сложившейся вокруг храма Воскресения Христова, отец Александр рассказал " Церковному вестнику " . – Почему вы считаете, что именно сейчас судьба храма вновь находится в опасности? – В настоящий момент строительные работы как таковые не ведутся, это правда. Однако вместе с тем под сурдинку идет активная подготовка к началу нового строительству вблизи храма-памятника. Оно может начаться в любой момент, лишь только будут получены несколько недостающих пока согласований и выдано московскими властями генеральное разрешение на производство работ. И тогда процесс уничтожения церкви будет уже не остановить, разве что кто-нибудь по примеру архитектора П.Д.Барановского, героически спасшего храм Василия Блаженного, ляжет под гусеницы бульдозера. Разумеется, мы активно не желаем доводить противостояние вокруг нашего храма до подобных крайностей. Суть же проблемы, с нашей точки зрения, состоит в том, что затеваемое возобновление строительства офисно-делового центра является фактически и юридически новым, а потому априори незаконным.

http://religare.ru/2_100097_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 67  голосов:  4.0 из  5) Оглавление «Глаза бы мои на вас не глядели!» Собственно, именно с этого возгласа все и началось. Да и не могло не начаться, потому что я, расстроенный очередной топорной работой нанятых шабашников, разогнал строительную бригаду и в печальной задумчивости сидел на ступеньках церковной паперти. Через неделю после заключения «договора», по которому обещали выполнить работу качественно и в срок, выяснилось, что все делалось тяп-ляп, по принципу «день с прохладкой, ночь с присядкой». Рядом крутился Харитоныч, который бурчал себе под нос нелицеприятные определения вслед изгнанным строителям, оказывая мне тем самым, как ему казалось, моральную, духовную и вообще приходскую поддержку. Бурчи не бурчи, но угольник необходимо срочно доложить и надеть на него крышу, так как оставлять уголь под открытым небом, по нынешним временам, значит ввести в искушение добрый десяток жаждущих выпить сельчан. Бесхозное домашнее топливо в размере одного ведра, хоть и обретаемся мы на Донбассе, как раз на пол-литру напитка местного производства тянет. — Езжай до дому, батюшка, — что-то решив для себя, сказал Харитоныч. — Утром сподручнее думать. Деду я верю, потому что его житейская хватка проверена на практике. Еще в первые приходские годы, когда строили храм, он смог договориться и пригнать громадный кран, чтобы купол на церковь водрузить. Я исходился весь по инстанциям, выпрашивая этот подъемный механизм с длинной нестандартной стрелой, но везде натыкался или на сочувственное «нету», или на безразличный взгляд, в котором откровенно читалось: «Тебя тут еще не хватало!» Узнав, что в соседнем городе есть нужная машина, зачастил я к начальнику этого механизма. На третий мой визит он заявил, что может дать только экскаватор с бульдозером. На мое удивленное: «Зачем?» — начальник ответствовал: «Чтобы для вас, племя поповское, яму выкопать, покидать всех туда и загорнуть». Узнав, кто такие воинствующие атеисты, и поняв, что угроза искренняя и вполне реальная, я окончательно расстроился и в духе сокрушенном вернулся на приход.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Андрей Лоргус " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Очень сложная тема. Очень больная. И важная. У кого спросить? Ответы на многие вопросы знает автор нескольких книг , в которых он размышляет о проблемах, которые появляются в отношениях близких людей. Пастырь и психолог, отец Андрей в этой статье рассматривает не менее важные вопросы, рассуждая не как учитель морали или отстранённый профи, а простым языком. Священник Андрей Лоргус – психолог, преподаватель. Родился в 1956 году Магаданской области. Прежде чем поступить на факультет психологии МГУ, работал слесарем, бульдозеристом, старателем, лаборантом, грузчиком и др. Окончил МГУ в 1982 г. В 1987 году поступил в Московскую Духовную Семинарию. В 1993 году был рукоположен в сан священника. Преподавал христианскую антропологию в Российском православном университете им. Иоанна Богослова и МГУ. Был первым деканом психологического факультета РПУ. Один из создателей и ректор Института христианской психологии. Священник храма свт. Николая на Трех горах, г. Москва. Женат, имеет дочь и сына, четверых внуков. — Как донести до подростка, что интимные отношения до брака – относятся к категории нельзя… — Категория «нельзя» работает очень плохо. И без того и взрослые, и дети воспринимают христианство, как религию запретов. А для подростков религия запретов действует довольно плохо: любые запреты они воспринимают как вызов, искушение, которое нужно отменить, преодолеть,  нарушить. Если не понимать, для чего все это нужно, то выйдет все наоборот. Поэтому я бы говорил не про запреты, а про воспитание ответственности. А оно в отношении подростков  начинается, прежде всего, с уважения к себе, к своему полу, к своей природе. Это уважение включает в себя уважение ко всем частям своего тела и своей физиологии, которая и есть выражение пола. То есть речь не об абстрактном, а именно о мужском теле и женском, об уважении к нему как к «храму святого Духа»( 1 Кор. 6:19 ), как к творению Божьему. Это означает что и все физиологические сексуальные способности сотворил Господь.

http://azbyka.ru/semya/rannij-seks/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance История одной картины Николая Бурейченко 6 мин., 01.01.2008 «Живопись — это акт мудрости» греческий философ Теофраст Сретенский бульвар. Распахивается дверь, и из подъезда с улыбкой выходит моложавый сухой старик: «Пойдемте, я вас жду». Долго поднимаемся на шестой этаж. Каждый лестничный пролет чуть ли не в двадцать ступеней. — Ого, куда вы забрались, — говорю я. — Да, — отвечает Николай Бурейченко, — моей мастерской уже сорок лет. Под самой крышей, так что даже невольно горбишься, при входе тоже ждут. Анфилада из уютных комнат и большая зала с окнами в потолке. Мы входим. Художник придерживает меня у дверей словами: «Сейчас все подготовлю». Пускает и напряженно, с любопытством ждет моей реакции. А я, после ласковых портретов, душистых букетов, теплых пейзажей, стою растерянно. И кажется, что в мастерской холодно. «Боже мой!!!» Картина с большой буквы. Такие темы не приходят случайно. Они рождаются где-то в подсознании, долго отлеживаются и неожиданно обретают форму и язык. Передо мной Христос и страждущие. Он — с простертыми руками, они — заняты только собой. Мусорная свалка, в закатном горизонте бульдозер ровняет холмы. — Лет тридцать назад мне приснился сон. Он потом сыграл большую роль в моей жизни, — рассказывает художник. — Я дрожу, стоя в помойной яме. Рядом копошатся люди. Вдруг вижу Христа, который медленно спускается вниз и обнимает меня за плечи. Рассказал свой сон матери, она почему-то порадовалась. По словам Николая Ивановича, жизнь его потом пошла совершенно в новом ключе. Он постепенно ушел от соцреализма, соцсвязей и соцбыта. А сон стал своего рода пророчеством. Глубокая внутренняя связь обнаружилась между ним и дальнейшей реальной жизнью художника. Главное, однажды сон стал «идеей, воплощенной в материю». Николай Бурейченко родился на Кавказе еще до войны, в 1928 году. Первое воспоминание: он сидит в степи под верблюдом. Бегут взрослые, боясь, что животное ляжет и раздавит младенца. Помнит, как высокие бородатые дядьки (художники) окружили отца и хохочут. Оказывается, он ловко разрисовал отцовы документы. Потом было Ереванское художественное училище, законченное экстерном. Самообразования оказалось достаточно, чтобы освоить за два года программу Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Е. И. Репина. А потом Троице-Сергиева Лавра, куда Бурейченко приехал по распределению в краеведческий музей истории культуры, к работавшему там брату.

http://foma.ru/istoriya-odnoj-kartinyi-n...

Скачать epub pdf 12.01.1980г. Свято-Николаевский Собор, Вашингтон (1 и 2 части) I часть. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ваше Блаженство! Ваши Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я прошу вашего снисхождения! Я стою сейчас на этом святом месте, и я чувствую, несмотря на это избрание, я чувствую себя и неготовым, и недостойным. Когда приглашение пришло ко мне, я ответил: «Я не могу сразу решить, я не могу сразу ответить, я прошу дать мне время для молитвы и для исповеди. И пусть будет так, как определит мой духовный отец». Он мне сказал: «Прими». И вот я здесь. Это он привёл меня сюда, в этот святой храм. И я глубоко скорблю, что он не смог быть с нами здесь, как он думал, потому что болезнь тяжкая не дала ему этой возможности. Это митрополит Антоний Сурожский . Он был врачом, прежде чем стал священником. Во время Второй мировой войны он участвовал в Движении Сопротивления и был врачом, личным врачом генерала де Голя в подполье. Он совершил около тысячи операций там, на поле брани. Он знает, как чистить раны. Я не буду сейчас много говорить о том, о чём обычно говорят в этих речах – о своём трепете и недостоинстве – более подробно, потому что если бы я всё сказал, что у меня сейчас на душе, вам пришлось бы слушать меня до утра. Поэтому я только скажу очень коротко, что этот изумительный врач душ и телес использовал не скальпель, а, я бы сказал, духовный бульдозер, чтобы очистить душу и сердце для принятия благодати архиерейской. Но в этот момент передо мной стоят слова, Ваше Блаженство, сказанные моему предшественнику по хиротонии: многие начинали архиерейское служение хорошо, а кончали его плохо. И поэтому, конечно, в этот момент и в этот час я всецело полагаюсь на Ваши молитвы. Но меня обнадёживает, очень обнадёживает тот факт, что Промысел Божий привёл меня именно к Вам, Ваше Блаженство и Ваше Преосвященство. Знаете, когда человек стареет, то почувствовать себя опять молодым очень хорошо. Я счастлив. Счастье привело меня в Американскую Православную Церковь , в Православную Церковь в Америке, самую молодую автокефальную Православную Церковь в мире. Ей ещё и десяти лет нет от роду, а в известном смысле она всё ещё в муках рождения. И когда я, Ваше Блаженство, вижу Ваше молодое стремление, Ваши молодые пути, Ваше неустанное по всей Америке – всюду – посещение, служение и успехи, то я говорю себе: «Да! Это великая честь быть Вашим викарием». И когда, Ваше Преосвященство, я посещал Свято-Тихоновский монастырь, монастырь, который был основан Святейшим Патриархом Тихоном, ещё когда он был Архиепископом Американским, то я не мог не пережить глубоко то, что я там видел и пережил и почувствовал, а именно традиционное, лучшее, что есть в Русском Православии, перенесенное на американскую почву и переданное людям, которые это сумели изложить и изобразить по-английски. Я понял и видел, какое огромное пасторство, какое огромное служение к этому привело.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Смольнево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Казанской иконы Божией Матери , Троицы Живоначальной , Иоанна Богослова Архитектурные стили: Петровское барокко , Барокко Год постройки:Между 1736 и 1737. Ссылки:     Адрес: Владимирская обл., Киржачский р-н, село Смольнево. Территория бывшей усадьбы Салтыковых. Координаты: 56.274138, 38.971594 Проезд: От Киржача восточный выезд дорогой на Кольчугино, через 8км в конце д. Ефремово указатель на север " Кипрево " , по нему 7км до Смолино. Асфальтированная дорога. К церкви заезжать на повороте от моста через р. Большой Киржач и остановки автобуса. Через 400м грунтовой колеи небольшая речка, которая дели ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Киржача восточный выезд дорогой на Кольчугино, через 8км в конце д. Ефремово указатель на север " Кипрево " , по нему 7км до Смолино. Асфальтированная дорога. К церкви заезжать на повороте от моста через р. Большой Киржач и остановки автобуса. Через 400м грунтовой колеи небольшая речка, которая делит Смолино пополам - Борисовка. Можно форсировать её вброд прямо к церкви на пригорке, либо свернуть влево на небольшой хилый мостик из труб и досок. Легковую машину до 1,5т он вполне пока выдерживает, длина пути несколько увеличится. Значительные сезонные ограничения на последнем участке. Изменить описание объекта Западный вход в церковь. На переднем плане снесённые бульдозером остатки парадного кирпичного въезда-пандуса для подачи карет к главному входу. От него сохранились гранитные столбики слева и справа. Один из них, круглый, из розового гранита, виден на снимке у основания современной лестницы Олег Щёлоков 15 июля 2007 Скромный временный престол в основом объёме ещё раз напоминает, что в годы войны 1941-1945 года и после неё церковь использовалась как общежитие, столовая и клуб авиаотряда, затем были долгие годы запустения и бесхозности. Олег Щёлоков 15 июля 2007 Карта и ближайшие объекты В писцовых книгах Смольнево упоминается впервые в 1628 году: оно заложено за 500 рублей Иваном Борисовичем Лодыгиным Василию Фёдоровичу Шишкину,в селе " место церковное, что была церковь Николая Чудотворца, двор помещиков пустой " , описываются последствия разорения края после Смутного времени.

http://sobory.ru/article/?object=06748

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010