Применим ли бульдозерный аргумент в споре о госпитале и храме? Ситуацию с уничтожением старинного госпиталя в Москве комментирует активист «Архнадзора» 9 сентября, 2015 Ситуацию с уничтожением старинного госпиталя в Москве комментирует активист «Архнадзора» Фразеология записей в блогах о том, что «снесен храм», должна выбираться точнее и аккуратнее, считает Константин Чаморовский, активист «Архнадзора». Неаккуратные выражения фактически дают оппонентам повод обвинить градозащитников во лжи. Но, с другой стороны, — почему мы должны разбрасываться зданиями, в которых бывали великая княгиня или император Николай II? И почему в споре о статусе объекта культурного наследия был приведен «бульдозерный аргумент»? Девелоперская компания «Мортон» 5 сентября снесла экскаваторами мемориальный объект Первой мировой войны – Военный госпиталь центрального распределительно-эвакуационного пункта раненых Российского общества Красного Креста в Анненгофской роще. Из документов, собранных градозащитниками, известно, что этот распределительный пункт посещали император Николай II, императрица Александра с великими княжнами, а в Никольском храме при госпитале молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна, прославленная в лике святых. «Архнадзор» призвал власти отозвать у застройщика градостроительный план земельного участка 14-а по Красноказарменной улице, увеличить штрафы за снос и ввести законодательный запрет на снос исторических зданий Москвы, построенных до 1917 года. В пресс-службе группы компаний «Мортон», которая собирается построить на этом месте многофункциональный центр, «Правмиру» сообщили , что по их информации в данном здании никогда не было церкви. 7 сентября ГК «Мортон» опубликовала официальную позицию «по сносу аварийного здания в Лефортово», где отвергает обвинения в уничтожении храма и памятников культурного наследия, обвиняя в свою очередь градозащитников в политической мотивации их деятельности. Ситуацию с уничтожением историко-культурного и религиозного объекта мы попросили прокомментировать активиста «Архнадзора» Константина Чаморовского.

http://pravmir.ru/primenim-li-buldozerny...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зеленый блокнот Часть 7 06.12.2022 497 Время на чтение 10 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Нет мира под оливами Маслины, иначе оливы, олицетворяют мир, спокойствие. Вспомним символ – голубка с веточкой маслины в клюве. Но вспомним и выражение: «Нет мира под оливами». Его и здесь нет. Елеон, созданный, казалось, исключительно для того, чтобы его касались только подошвы паломников, оскорблялся и тяжелым бездушным железом. Елеон прославлен ещё и подвигом святой Пелагии (+457, пам.8окт.). Знаменитая антиохийская красавица-куртизанка была обращена в христианство епископом Нонном и много-много лет провела в каменном затворе на Елеонской горе. В её пещерку, тесно примыкающую к часовне Возенесения, попасть можно только по разрешению мусульман. Участок напротив часовни и пещерки св. Пелагии был приобретен Иерусалимской Православной Патриархией. В 1992-м году стараниями архимандрита Иоакима здесь, на вполне законных основаниях начала строиться церковь Вознесения. Кому-то это не понравилось, и Елеон услышал рёв израильского бульдозера, который превратил строение в развалины. Вместе с бульдозером были и полицейские. Но все концы в воду, доселе ни расследования, ни дознания. Но вот что было явлено Божией волей. Когда бульдозер расправился со вторым этажом, вдруг большая круглая икона Вседержителя сорвалась с места и закружилась перед бульдозером. Бульдозер обломал зубья в ковше, запутавшись в стальной арматуре и бетоне нижнего храма. Бульдозерист и охрана перепугались и отступили. А в 1995-м была убита матушка Анастасия, мать архимандрита Иоакима. В действующем подземном храме три придела: центральный в честь Вознесения Господня, левый во имя преподобной Мелании Римляныни, правый во имя святой Пелагии. И разве это первое нападение на православных на Елеоне? В первой трети 19-го века часовня Вознесения пострадала от землетрясения. Её возрождали и мы, и греки, и католики, и армяне. А далее было вот что. Армяне, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830-м году Палестину и Сирию, решили… Что решили, узнаем из письма Иерусалимского Синода посланнику России в Константинополе А.П. Бутенёву: «Оттоманская Порта из мести к России, как Православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдаёт её армянам». Не у кого было больше искать защиты, кроме как у России. Жалоба дошла до императора Николая Первого, он возбудил разбирательство, в результате которого притязания армян были пресечены, и Елеон остался доступным для поклонения людям всех национальностей и верований, приходящим сюда.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/06/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #50f4f3dd56 Закрыть «Он наполнил свою долгую жизнь великими трудами и свершениями» Памяти филолога Александра Николаевича Николюкина Редакция РНЛ   Маргарита Бирюкова   09:23 31.07.2023 510 Время на чтение 8 минут Фото: Предоставлено автором 28 июля 2023 года, в 1035-ю годовщину Крещения Руси, скончался великий подвижник, учёный и писатель Александр Николаевич Николюкин... Господь отмерил ему долгую жизнь – 95 лет, и Александр Николаевич наполнил её великими трудами и свершениями. Трудился он до последнего дня своей жизни, оставаясь с 1993 года бессменным главным редактором академического «Литературоведческого журнала», возглавляя научный проект издания Полного собрания литературно-критических сочинений Степана Петровича Шевырёва в 7-ми томах. В издательстве «Росток» уже вышло 5 томов С.П. Шевырёва в 9-ти книгах, 6-й том отдан в печать, 7-й том был в работе, Александр Николаевич так хотел сам закончить комментарии к нему... «Он укутал всю Россию в оренбургский свой платок» Мне посчастливилось в течение ряда лет работать в команде А.Н. Николюкина, под его руководством. Это большая честь и радость... Сердечное, уважительное и доброе отношение к сотрудникам, организаторский талант, величайшая ответственность за каждое слово, за каждую букву, какие идут в печать, огромная эрудиция, постоянный интерес и стремление к новым знаниям, масштабность планов и проектов и при этом невероятная способность воплощать их в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях... Многому можно было поучиться у этого уникального человека... Наверное, не зря другой Александр Николаевич, Стрижев, который знал А.Н. Николюкина более 30-ти лет и публиковал свои библиографические труды в его «Литературоведческом журнале», в шутку называл его «Бульдозером», говорил, что и другие так его называют. Богатырская мощь, гражданская смелость и действительно нечеловеческие усилия требовались порой, чтобы «пробить», «продвинуть» очередную публикацию и, несмотря ни на что, «выдать на-гора» новый том, новую энциклопедию, новый номер журнала...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/31/on...

Бронницы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В настоящее время храм Успения Божьей Матери расположен вблизи городского парка. В семнадцатом столетии на этом месте было городское кладбище с деревянной церковью Ильи пророка. В середине 19-го века деревянная кладбищенская церковь крайне обветшала, и поэтому было принято решение разобрать её и воздвигнуть каменный храм. Главным благодетелем и строителем нового храма стал благочестивый купец 1-ой гильдии и почетный гражданин города Бронницы Алексей Кононович Кононов. Центральный предел был посвящен Успению Богородицы, а два боковых придела, первый - во имя Ильи пророка, а второй – во имя Алексия Человека Божия (в честь небесного покровителя Алексея Кононова). В 1869 году главный придел был построен и освящен. Освящение совершали два священника – Александр и Алексий, по благословению митрополита Московского Филарета, на службе присутствовал и Алексий Кононов. Об этом событии свидетельствует сохранившаяся закладная плита в главном алтаре. Два другие придела достраивали и освящали в 1871 и в 1872 годах. Купец Алексей Кононов в это время уже умер. Строительство продолжал его сын Иван Алексеевич Кононов. В 1936 году храм был закрыт. В последствии и кладбище было тоже закрыто и разорено: все надгробья были куда-то увезены, а земля выровнена бульдозерами. Вероятно, слишком много было дворянских и купеческих захоронений. Остались лишь две могилы. Одна Александра Александровича Пушкина - внука великого поэта А.С. Пушкина, который был губернатором города Бронницы. Другая – братская могила солдат, погибших в первую мировую войну, датированная 1916-м годом (в Бронницах был военный госпиталь, и тех, кто умирал от ран, хоронили на этом кладбище). В советское время в храме располагался хозяйственный магазин, в котором несколько раз был сильный пожар. Уничтожена уникальная лепнина, дубовый иконостас и всё внутреннее убранство. В 2003 году храм наконец-то был передан общине верующих. В настоящее время ведутся реставрационные работы. 

http://sobory.ru/article/?object=01150

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, Святителя Николая Чудотворца и всех святых, помилуй мя, грешнаго», – почти автоматически прошептывал Николай Иванович, а сам занимался двумя делами: писал памятки, или, как их называли старухи, «пометки», о здравии и об упокоении, – первое, и второе: думал, как жить дальше. Они с Верой были в самом прямом смысле изгнаны из квартиры, приютились в общежитии, но и тут приходили от коменданта, велели забирать вещи и уходить. Конечно, тут гадать нечего – Шлемкин со свету гонит, Шлемкин, уполномоченный по делам религий при облисполкоме, он человек слова: сказал в шестьдесят втором году, когда рушили церковь Федоровской Божьей Матери и когда Николая Ивановича за руки, за ноги милиционеры оттащили от бульдозера и бросили внутрь милицейской машины, сказал ему тогда Шлемкин: «Я тебя со свету сживу», – и сживает. Сживает вот уж четверть века. Стал совсем плешивый, скоро на пенсию, а все сживает. Ему за то, что сживает Николая Ивановича, государство зарплату выделило, надо оправдывать. А разобраться, даже и не государство, а сам Николай Иванович гонения на себя оплачивает: он плотник редкостный и работник безотказный. Только, оказывается, и такими работниками не дорожат: уволили. Уволили по статье за прогул. Прогул засчитали оттого, что в начале июня, как обычно, Николай Иванович ходил в село Великорецкое на день обретения иконы Святителя Николая Чудотворца. В другие годы давали три дня в счет отпуска или без содержания, в этот раз не дали. Знал Шлемкин, что все равно пойдет Николай Иванович в Великорецкое, знал. На то и рассчитывал. Начальник базы очень переживал, лишаясь такого работника, но поделать ничего не смог – приказали уволить. Приказали очистить ведомственную жилплощадь – две крохотные комнатки, в которых было по кроватке, да кухоньку с маленьким столом и табуретками. Самодельные, конечно, и кровати, и стол, и табуретки. Всей мебели – на тележку скласть. Главное их богатство – иконы. И в ее светелке, и в его передней. «Два монастыря у нас, матушка», – говаривал Николай Иванович. В общежитии, куда пустили из милости, оттого, что Вера там была уборщицей, для икон даже места не нашлось. Теперь вот гнали и из общежития. А Веру рассчитали, сославшись на пенсионный возраст и на какую-то статью, сказали даже номер статьи, как будто Вера в этом что понимала. Разрешили пожить две недели. Надо было что-то решать.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/02/...

Если верить цифре в 100 миллионов китайских христиан, то их в стране сегодня уже больше, чем тех, кто состоит в рядах Компартии 27 апреля. ПРАВМИР. Власти КНР усилили давление на христианство. В стране демонтируют кресты с церковных зданий и разрушают сами церкви. Законодательно в Китайской народной республике гарантирована свобода вероисповедания, а правящая Компартия хотя и пропагандирует атеизм, но признает роль религий. На практике под разными предлогами правительственные чиновники дают указание о сносе церковных зданий, пишет издание Slon.ru. Число христиан в Китае, по некоторым данным, превысило число членов компартии, сообщала в марте BBC. Около 100 миллионов жителей страны собирались праздновать католическую Пасху в этом году. В то же время уже к 2015 году в стране были разрушены десятки церквей. В городе Вэньчжоу на востоке страны была разрушена недавно построенная церковь Саньцзян — большое здание, способное вместить несколько тысяч прихожан. Официально было объявлено, что оно возведено с нарушениями. Власти отдали указание снести церковь в портовом городе Нинбо, признавая в то же время, что проект ее строительства, в целом, получил одобрение со стороны официальных лиц. В обоих случаях здания церквей показались чиновникам слишком внушительными и «привлекающими внимание», пишет издание. В обоих городах верующим для начала предложили снять кресты, но те отказались. В провинции Хэнань на востоке страны пару недель назад была снесена неофициальная («домовая») церковь. Здесь инициативу проявила компания, заинтересованная в получении земли под зданием и пользовавшаяся поддержкой властей. Настоятель и его жена встали на пути бульдозеров, но их сбросили в яму и забросали землей. Мужчине удалось выбраться, а женщина погибла. Снос церкви — это последний способ сделать ее менее заметной. По данным правозащитной организации China Aid, с 2014 года число демонтированных крестов составило более двух тысяч. Только за первые два месяца 2016 года было зафиксировано около 50 таких случаев. Чтобы избежать противостояния с прихожанами, власти привлекают к работам полицию. Иногда кресты снимают по ночам.

http://pravmir.ru/vlasti-kitaya-razvernu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Александр Салтыков: Кадаши снова в опасности 06.03.2013 465 Время на чтение 6 минут Протоиерей Александр Салтыков В Замоскворечье, старинном районе, которому пока повезло больше других в столице сохранить неприкосновенным своё историческое своеобразие, нарастает очередная волна напряжённости в связи с новой угрозой известному архитектурному памятнику 17 века - храму Воскресения Христова в Кадашах. Есть сведения, что печально прославившийся среди москви чей проект офисно-делового центра " Пять столиц " в смертельно опасной для храма близости может быть усилиями девелопера реанимирован в ином формате и всё-таки реализован. Если подобное всё же случится, то уникальное творение церковного зодчества фактически будет принесено в жертву современному безликому памятнику всемогущества законов товарно-денежных отношений. Настоятель храма протоиерей Александр Салтыков и поддерживающие его независимые эксперты убеждёны: слабый и непрочный фундамент церкви, стоящей в буквальном смысле слова на болоте, может не пережить строительных работ в близком соседстве, даже если комплекс «Пять столиц» будет иметь более скромные, чем планировалось ранее, масштабы, хотя последнее маловероятно. О своих опасениях и о возможных путях разрешения угрожающей ситуации, сложившейся вокруг храма Воскресения Христова, отец Александр рассказал " Церковному вестнику " . - Почему вы считаете, что именно сейчас судьба храма вновь находится в опасности? - В настоящий момент строительные работы как таковые не ведутся, это правда. Однако вместе с тем под сурдинку идет активная подготовка к началу нового строительству вблизи храма-памятника. Оно может начаться в любой момент, лишь только будут получены несколько недостающих пока согласований и выдано московскими властями генеральное разрешение на производство работ. И тогда процесс уничтожения церкви будет уже не остановить, разве что кто-нибудь по примеру архитектора П.Д.Барановского, героически спасшего храм Василия Блаженного, ляжет под гусеницы бульдозера. Разумеется, мы активно не желаем доводить противостояние вокруг нашего храма до подобных крайностей. Суть же проблемы, с нашей точки зрения, состоит в том, что затеваемое возобновление строительства офисно-делового центра является фактически и юридически новым, а потому априори незаконным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сегодня манежские кощунства, а завтра кровавый Майдан?!» Участники пикета в Новосибирске призвали В.Мединского пресечь работу выставки «Скульптуры, которых мы не видим» 24.08.2015 1819 Время на чтение 3 минуты 21 августа в центре Новосибирска состоялся пикет, организованный Новосибирским отделением движения «Народный Собор», «Национально-освободительным движением» в Новосибирской области и «Координационным советом в защиту общественной нравственности и традиционных семейных ценностей» (г.Новосибирск), сообщил «Русской народной линии» оргкомитет митинга. На пикет собралось 40 новосибирцев с плакатами: «Вчера кулябинский " Тангейзер " , сегодня манежские кощунства, а завтра кровавый Майдан?!», «Давить яблоки – бульдозеры нашли. Когда же найдем их на мерзкую выставку?», «Требуем прекратить демонстрацию кощунственных экспонатов в " Манеже " !», «Нет глумлению над верой и культурой - везде, и в Манеже - тоже!», «Основная цель " Основ государственной культурной политики " - укрепление единства общества. Кому нужна провокация в Манеже?» и другими. Поводом для пикета стало демонстрация на открывшейся 14 августа в «Манеже», рядом с Кремлём, выставке «Скульптуры, которых мы не видим» провокационных кощунственных экспонатов. Несмотря на острую реакцию со стороны общественности, проведённые пикеты, сотни обращений в правоохранительные и другие органы власти, возмущения в СМИ и социальных сетях, несмотря на заявление председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина о кощунственном характере ряда экспонатов – эти экспонаты продолжают демонстрировать на выставке. Как отметили участники пикета, эти провокационные кощунственные экспонаты, где попирается образ Господа Иисуса Христа, глумятся над Распятием и образом святого Иоанна Предтечи,– ничего общего с искусством не имеют и не выставлялись у нас даже в период воинствующего атеизма. Участники пикета отметили, что оскорбления и провокации под видом инноваций в культуре носят в последнее время системный характер и, к сожалению, не встречают должного отпора власти.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/24/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм-палатка для Церкви в беде 22.12.2007 559 Время на чтение 4 минуты В Македонии православные служат на частных квартирах при закрытых шторах, монахов выгоняют из монастырей и сажают в тюрьмы, а храмы разрушают бульдозерами. Все это происходит в наши дни, и архиепископ Охридский ИОАНН просит нашей помощи. О подвергшейся гонениям Церкви нашему корреспонденту Екатерине СТЕПАНОВОЙ рассказал иерей Даниил СЫСОЕВ, настоятель храма святого апостола Фомы на Кантемировской, который недавно вернулся из Македонии. - Вы только представьте, в наше время в православной стране нет возможности открыто служить Божественную литургию! Древние храмы и монастыри захвачены раскольниками. Люди приходят молиться Богу в частные дома с занавешенными окнами. Набиваются в небольшую кухоньку, откуда вынесена вся мебель. Там нет, конечно, ни Царских врат, ни иконостаса, только престол и жертвенник, которые священник привозит с собой. Постоянных прихожан уже около двух тысяч, и им приходится ходить в храм по очереди. Я бывал на таких службах. Перед началом литургии даже в такую подпольную церковь приходит полиция и записывает всех, кто стоит в храме. Потом у этих людей начинаются проблемы на работе. Но несмотря на это они причащаются четыре раза в неделю! В среду, в пятницу, в субботу и в воскресенье. Чем больше скорбь, тем горячее вера. Почему же ситуация в Македонии сложилась таким образом? Нынешняя республика - это только часть исторической местности, которая называлась Македонией раньше, но на этой территории с VI века существовала независимая Православная Церковь, называлась она Охридская архиепископия и по своему статусу была равна пяти Вселенским патриархатам. Она просуществовала до 1767 года, когда была упразднена османскими войсками и перешла под юрисдикцию Сербского патриархата. В 1967 году под давлением югославских коммунистов два македонских епископа - Досифей и Наум - незаконно провозгласили автокефалию и вышли из Сербского патриархата. Новую независимую церковь они назвали Македонской православной церковью, но ни одна из Поместных Церквей не признала ее независимость - таким образом произошел раскол. Македонские монахи не поддержали епископов-раскольников и, покинув свои монастыри, ушли на Афон и в Сербию. Опустевший монастырь святого Наума Охридского (по значению для македонцев он такой же, как для русских Троице-Сергиева лавра) раскольники продали под отель вместе с мощами и храмом. Хотя его ценность трудно переоценить даже с исторической точки зрения, не говоря о духовной, ведь в нем трудились такие подвижники, как святители Климент и Наум Охридские, жил святитель Николай Сербский, преподавал святитель Иоанн Шанхайский. А теперь в братском корпусе живут туристы. В монастыре св. вмч. Пантелеимона с росписями XII века устроили ресторан. Деятельность раскольнической церкви поддерживало правительство сначала Югославии, а впоследствии независимой Республики Македония: " Независимой стране - независимую церковь! " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Л.А. Ильюнина Построить храм. Протоиерей Михаил Женочин С первых дней своего служения в Гдовском районе я стал думать, как бы церковь в городе построить, ведь раньше шесть их было в Гдове. Перестройка в те годы только зарождалась, и надеяться можно было только на чудо. Оно и произошло, укрепив зародившиеся намерения. В Псковском озере есть остров Залита, уже давно служащий местом паломничества ищущих духовного совета. Служит там благочестивый священник отец Николай, бывший посошник новомученика российского митрополита Вениамина, носившего титул «Петроградский и Гдовский». Приезжал к нему с двумя собратьями из соседнего прихода Самолвы – отцами Владимиром и Сергием. Попали мы на остров с желанием узнать, есть ли надежда на возрождение церкви. Усаживая нас за самоварчик, старец неожиданно спрашивает: «Храм-то в Гдове строится?» Опешили мы от такого вопроса: такие события только в житиях святых происходили. «Стройте, стройте», – повторил он. «В мою-то церковь , – возражаю я, – никто не ходит. Есть ли для кого строить?» – «Есть для кого!» – уверенно подтвердил он и дал на строительство первую тысячу рублей. Самым прекрасным местом для строительства была Гдовская крепость. Боевые стены из валунного камня создавали живописный вид, где до 1944 г. находился собор великомученика Димитрия Солунского. После взрыва камень был переведен на известь; кирпич разобран местными жителями; бульдозер сровнял площадку, навсегда вычеркнув из народной памяти лучшее украшение города. На месте бывшего храма наспех сколотили деревянную эстраду, где раз в году проводились дешевые концерты, а в серые будни скамьи притягивали своей укромностью любителей «зеленого змия». Так выглядела наша священная земля до 1988 года... Неожиданно для себя я получаю письма от доктора археологии Анатолия Николаевича Кирпичникова, который просил меня незамедлительно приехать в его институт. Наша встреча на Дворцовой набережной в Ленинграде была очень теплой. Оказалось, что до него дошел слух о том, что я имею один миллион рублей и хочу истратить его на строительство церкви. Около десяти лет назад Кирпичиков произвел раскопки в Гдовской крепости и, сожалея об утраченном, мечтал о возрождении древнего памятника. Свое желание построить церковь я подтвердил, а о наличии миллиона отмолчался из боязни его разочаровать и тем отпугнуть от сотрудничества. В то время у меня была всего одна тысяча залитского старца, в пророчество которого я твердо уверовал. Из кабинета Кирпичникова мы позвонили академику Лихачеву и, заручавшись поддержкой, Анатолий Николаевич направил решительное письмо в Гдовский райисполком с обоснованием благой цели...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010