Окончательное торжество веры над неверием представляют явления Воскресшего. Сначала Марии Магдалине Господь говорит: не касайся (т.е. не удерживай ср. 1Иоан. 3, 18 ) Меня, ибо Я еще не восшел к Отцу, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему. Явившись потом ученикам при запертых дверях и показав им руки (по нек.: и ноги) и бок, удостоверив таким образом как действительность Своего восстания из гроба и воскресения из мертвых, так и прославленность и одухотворенность воскресшего и восшедшего к Отцу тела Своего (ср. 1Кор. 15, 42–55 ), – Господь торжественно посвящает апостолов продолжать дело Сына, посланного Отцом, вдыхает в них Духа Святого и вручает им власть отпускать и держать грехи. Но в лице, отсутствовавшего при предшествовавшем явлении Господа, Фомы остаток чувственно-эгоистической и еще развивающейся веры, под влиянием слишком великой радости и желания самолично удостовериться в желанной истине, заявляет последнее требование 9 к откровению славы Единородного от Отца: если не увижу в руках Его язву гвоздей и не вложу мой перст в место гвоздей и не вложу мою руку в бок Его – не поверю, отвечает Фома на свидетельство десяти самовидцев: мы видели Господа. Таким образом Фома требует чувственного и самоличного удостоверения. Спустя восемь дней явившийся ученикам Господь, также при запертых дверях, говорит Фоме: подай перст свой сюда, и посмотри руки Мои, и подай руку твою и вложи в бок Мой, – и не будь неверным, но верным. На это с радостным трепетом Фома отвечает: Господь мой и Бог мой! – Так чувственно-эгоистичная вера переходит в духовное созерцание: Фома верит не только в то, что Христос воскрес Своим телом, но и в то, чего не мог он ни видеть, ни осязать – в божество Христа и в славу Его как Единородного от Отца Сына Божия. " Потому что увидел Меня, ты уверовал, – блаженны не видевшие и уверовавшие». Эти слова Воскресшего Господа, сказанные после возгласа Фомы, служат как бы торжественным и заключительным гимном духовно-созерцательной и истинно-животворной веры человечества в богочеловечество Христа – Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Он как бы подтверждает сказанное прежде: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Второе явление Господа воскресшего, о котором свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, произошло через неделю после Воскресения, когда собрались уже все ученики, в том числе и Фома, называемый Близнец. Одиннадцать апостолов уже видели воскресшего Спасителя и окончательно убедились в том, что Христос воистину есть Сын Бога Живого. Но как ни пытались ученики убедить Фому в истинности Воскресения, он сомневался, не верил: …если не увижу на руках Его ран от гвоздем, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Почему апостол Фома усомнился? Вдумчивое восприятие Евангельского рассказа открывает нам, что был он человеком до предела искренним и честным. В нем главенствовало не упрямство, а любовь, очень большая и сильная любовь к Божественному Учителю. Смерть Господа до такой степени поразила апостола Фому, что он совершенно сник душевно, упал духом и в отчаянии считал, что никакое чудо не может вернуть ему радость общения со Спасителем, что все лучшее безвозвратно потеряно. Его горе было столь велико, а уныние столь мрачно, что когда прозвучали слова о Воскресении Христовом, Фома не то что не поверил, а просто побоялся поверить в столь благословенное известие. Вот откуда берет начало сомнение Фомы, а отнюдь не от упрямства, как это некоторым кажется. Но ведь для Господа безмерно дорог каждый человек, уповающий на Него. Конечно же, Христос видел, как тяжко страдает его ученик Фома и не может смириться со страшной потерей. И вот любящий Господь, осознавая неверие Фомы и желание поверить, снисходит к его немощи и удостаивает Фому вместе с другими апостолами еще одной незабвенной встречи. Мир вам! — опять возвещает Господь, а потрясенному Его явлением Фоме говорит: …подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою, и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим ( Ин.20:27 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Он не удовлетворился рассказами других учеников и сказал, что не поверит, пока не увидит 5 мая. ПРАВМИР. Сегодня, в неделю 2-ю по Пасхе (Антипасху) Церковь вспоминает уверение апостола Фомы. Святого апостола Фому на самом деле звали Иуда и был он родом из галилейского города Пансады. «Фома» – его прозвище, которое по-арамейски значит «близнец». Услышав проповедь Спасителя, он всё оставил и пошел вслед за Ним. Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею. Уже было известно, что там Христа ждали враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда порывистый и смелый Фома сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним!» Наиболее известный евангельский эпизод с участием апостола Фомы связан с событиями после Воскресения Христова. В Евангелии от Иоанна сохранилось свидетельство того, как святой Фома воспринял весть о Воскресении Спасителя. Он не удовлетворился рассказами других учеников и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, не поверю». На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолам, среди которых был и Фома, показал Свои раны и обратился к нему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Сомнение Фомы было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней. Святитель Иоанн Златоуст так пишет об апостоле: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их». По церковному преданию, после Воскресения и Вознесения Спасителя святому апостолу Фоме выпало проповедовать в Эфиопии, а также на Востоке. В своих странствиях он прошел до самой Индии. За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелипуры святой Фома был заключен в темницу. Апостола пытали и казнили, проткнув пятью копьями. Частицы мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-uve...

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! ( Ин.20:26-28 ). Когда Господь стал перед Фомой, он уверовал, потому что во Спасителе было сияние Вечной Жизни, и Он предстал перед Своими учениками уже не как тот Иисус из Назарета, Который был их Учителем, а как воскресший Господь, в силе и славе Своего воскресения – однако с руками и ногами, и боком, прободенными гвоздями и копьем. И, увидев Его, распятого Христа, во славе Воскресения, Фома поклонился Ему и произнес последнее, торжествующее свидетельство, которое мы должны пронести через мир, через нашу жизнь и через жизнь мира: Господь мой и Бог мой! Фома уверовал, что Иисус из Назарета и есть обещанный Богом Мессия. Первый из апостолов он увидел и уверовал, что его Учитель и есть Сам Бог! Бог, Которому служили его праотцы, Бог, Которому свою жизнь без остатка готов отдать и сам Фома. В нем родилась полнота веры. Для того, чтобы наше слово, обращенное к близким людям о Боге и о бессмертии, могло быть услышано, во-первых, оно должно исходить из глубокой веры, а во-вторых, та жизнь в Боге, о которой мы хотим сказать, должна отражаться в нашей собственной личной жизни, в наших жизненных ценностях, мыслях и чувствах. Если же ничего этого нет, наши слова о Царстве Божием будут просто рассказом, а не свидетельством истины. Мы будем подобны тем апостолам, которые могут только радоваться тому, что пережили и ощутили, но не могут явить ни силу, ни славу Воскресения. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ). Вера Фомы в Воскресение Христово основывалась на чувственном опыте. Указывая на это, Господь открывает всем нам высший путь к вере и ставит в пример тех, кто достиг и достигает силы веры, основываясь не на внешнем, чувственном опыте, а на опыте собственной духовной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Предметом их мыслей, чувств и разговоров было, разумеется, воскресение Спасителя. Вдруг, дверем затворенным, Сам Господь является пред изумленными учениками и говорит им: мир вам! Возрадовались и смутились ученики, увидев Господа; но все еще боялись принять призрак за действительность. Господь показал им руки и ноги Свои, на которых оставались следы язв от гвоздей; потом спросил их, не имеют ли они чего снедного. Они подали Ему часть печеной рыбы и сотоваго меда. Прославленное тело Инсуса Христа не имело уже нужды в пище; но чтобы уверить учеников, что они видят не призрак, Он вкусил от поданных снедей. Тогда радость учеников была неописанна; они не сомневались более, что Иисус Христос воистину воскрес, что Он теперь точно присутствует с ними, исполненный небесного величия и любви. При уходе же от них, Господь снова говорит им: мир, вам; яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы: проповедовать истинную веру, покаяние и отпущение грехов всем народам, во всех странах мира, начиная от Иерусалима ( Ин. 20; 21 ; Лук. 24:40–48 ). Вместе с тем Спаситель облек их силою благодати Святого Духа – отпускать людям грехи, установил новозаветное таинство Покаяния. Дунув на них, Он сказал: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. ( Ин. 20:23 ). Дух Святой, сообщенный Апостолам, до сих пор преемственно передаваемый, не оскудевает в святой, православной Церкви; силою Его пастыри стада Христова имеют власть вязать и решить грехи человеков! Только Апостол Фома теперь не был еще уверен в воскресении Господа: его не было в то время, как Иисус Христос явился собранным Апостолам. Когда они сказали ему: «мы видели Господа»,Фома с горячностью отвечал: «пока не увижу сам, пока не вложу перста моего в язвы гвоздинные и руки моей в ребра Его, – не поверю». Так трудно человеку естественному, не приявшему еще благодати Святого Духа, верить предметам сверхестественным! Так далеки были Апостолы от легковерия! Так много нужно было доказательств для уверения их в воскресении Спасителя! Но тем с большею уверенностью мы можем принимать их свидетельство! Через восемь дней Иисус Христос явился, как и прежде, дверем затворенньм, пред собравшимися учениками и приветствовал их словами: мир вам! Потом, обратившись к Фоме, сказал: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; и не будь неверующим , но верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Споры о первенстве продолжались среди учеников Иисуса вплоть до последних дней Его пребывания на земле. Согласно Луке, даже на Тайной Вечере ученики продолжали спорить, кто из них должен почитаться большим. В ответ Иисус вновь приводит в пример Себя: Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий ( Лк. 22:26–27 ). В обоих случаях – и в приведенном рассказе Матфея, и в повествовании Луки о Тайной Вечере – Иисус говорит о Своей миссии как служении. Он не ожидает того, чтобы Ему служили; Он Сам пришел для того, чтобы послужить и отдать жизнь для искупления многих. Мы практически не встречаем в Евангелиях случаев, когда ученики оказывали бы Учителю видимую поддержку или даже просто выражали одобрение Его действий или радость. Исключение представляет рассказ Луки (который будет рассмотрен ниже) о возвращении семидесяти и о радости, которой они делились с Иисусом ( Лк. 10:17–24 ). Еще одно исключение – рассказ о преображении, котда Петр говорит Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть ( Мф. 17:4 ; ср. Мк. 9:5 ; Лк. 9:33 ). В остальных случаях ученики лишь задают вопросы, а иногда и выражают открытое недоумение по поводу того, что говорит или намеревается сделать Учитель. Реакция Учителя на поведение учеников часто бывает эмоциональной: Он может ответить им вопросом на вопрос, а может и обличить в непонимании или неверии. Они любят Его, но боятся лишний раз задать вопрос, чтобы не навлечь на себя Его гнев. Вся эта ситуация приведет к тому кризису взаимоотношений, который достигнет своего пика в истории Страстей, когда один из двенадцати предаст Учителя, другой отречется от Него, а остальные разбегутся в страхе. И только один ученик будет стоять у Его креста и станет свидетелем Его смерти ( Ин. 19:26,35 ). Даже после воскресения Иисуса среди них будут как уверовавшие, так и сомневающиеся ( Мф. 28:17 ; Ин. 20:25 ). Евангелисты не скрывают от нас сложностей во взаимоотношениях Иисуса и учеников. Тем не менее при чтении Евангелий мы воспринимаем учеников Иисуса как единую и в целом сплоченную команду. Они многого не понимают из того, что Он говорит и делает, но продолжают оставаться с Ним, ходить за Ним, слушать и запоминать Его поучения и притчи. Какая-то сила удерживает их при Нем, несмотря на постоянную напряженность, происходящую оттого, что они живут на ином интеллектуальном и духовном уровне, чем их Учитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Стихи 41–43: Для большего уверения, что Он не дух, Христос попросил подать Ему пищи и ел пред всеми: «Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними». Ин.20:27 : Апостолу Фоме Господь дал возможность дотронуться до Своих ран: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои: подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». См. также Рим.8:11 ; 1Фес.4:14–18 ; 1Кор.6:14–15, 20:22 ; Флп.3:10–11 . Если допустить истинность утверждения иеговистов, что Христос воскрес только духовно, то куда же девалось тело Спасителя, находившееся во гробе? Как известно, первосвященники иудейские придумали ложь, которую воины, караулившие гроб Христа, должны были сказать начальству: «скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». ( Мф.28:13 ). Теперь, спустя двадцать веков христианской истории дьявол , через своих верных служителей, придумал еще большую ложь, следуя которой не ученики «украли» тело Христа, а Сам Бог «похитил» Его сверхъестественным путем, чтобы не было препятствий к суеверию последователей Христовых. Но это же абсурд! Говоря о воскресении из мертвых, вообще, можно говорить только о телесном воскресении, так как в физической смерти УМИРАЕТ ТОЛЬКО ТЕЛО. А НЕ ДУХ. КОТОРЫЙ БЕССМЕРТЕН ПО СВОЕЙ СУЩНОСТИ И НЕ СПОСОБЕН УМЕРЕТЬ. ЧТО ТАКОЕ СМЕРТЬ, КАК НЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДУХА ОТ ПЛОТИ? ЧТО ТАКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ, КАК НЕ СОЕДИНЕНИЕ ПЛОТИ И ДУХА? Второе пришествие Чем же отличается от православного учение «свидетелей Иеговы» о втором пришествии? Прежде всего они не раз назначали точную дату конца света. А это запрещено Господом Иисусом Христом. «Не ваше дело знать времена и сроки» ( Деян.1:7 ), – сказал Он апостолам. Чарльз Рассел сначала принял назначенную адвентистами дату второго пришествия – 1874 год, затем их идею о том, что в этом году Христос пришел на землю незримо. Свой «конец света» Рассел назначил на 1914 год. Когда ожидаемого не произошло, иеговисты объяснили, что Христос в 1914 году начал сражаться с полчищами тьмы, а в 1918 году Он «вошел в небесный храм». Преемник Рассела Рутерфорд перенес дату на 1925 год, а Фредерик Франц отредактировал все: невидимое возвращение Христа он сдвинул с 1874 года на 1914 г. (когда завершилась «эпоха язычников» и Господь Иисус стал править как Царь Царей, но незримо), а конец света – на 1975 год.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Так как вся жизнь апостолов, деяния которых евангелист Лука описывает во второй своей книге, была исполнением воли Иисуса Христа, которую Он выразил перед ними в последнее Свое явление им по воскресении, то событие вознесения Иисуса Христа на небо, будучи закончанием Евангельской истории, есть вместе начало истории апостольской. Поэтому-то евангелист Лука и начинает историю апостолов Христовых повествованием о вознесении Господа на небо. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 4–5. Намереваясь отойти к Отцу, Иисус Христос собирает 2 к Себе всех апостолов и некоторых других, более совершенных учеников Своих. Этого требовала не только важность самого вознесения Господня, свидетелями которого они должны были быть, но важность повеления и обетования, которые Господь дал Своим ученикам. Повеление это было: не отлучайтесь из Иерусалима. Не будь, значит, этого повеления Господа, апостолы разошлись бы по своим родным селениям, которые для большей части из них были города и селения галилейские. И можно ли было им самим желать оставаться в Иерусалиме, с которым связаны были столь тяжелые воспоминания, где было главное седалище врагов Иисуса, где они, как Его последователи, могли ожидать только насмешки и оскорбления? Однако же не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного о т Отца Духа Святого. Такова есть воля Божия, чтобы в Иерусалиме, средоточии истинного ветхозаветного богопочтения, было положено основание новозаветного царства; чтобы именно там прежде всего проявилась спасающая во Христе чрез Святого Духа благодать Божия, где по отношению к Спасителю мира выразилась недавно со стороны человеческого рода жестокая злоба и неправда; чтобы именно в том городе, где так опозорен был Христос, Дух Святой чрез апостолов засвидетельствовал и прославил Его. Это великое обетование не могло быть непонятно ученикам Господа, ибо, как обетование Отчее, оно им должно было быть известным уже из ветхозаветных пророчеств об излиянии в мессианское время Духа Божия на всяку плоть ( Иоил. 2, 28 и далее; Ис. 44, 3 ). Кроме того, Иисус Христос Сам очень ясно раскрывал им учение и обетование о Духе Святом, особенно незадолго пред Своими страданиями (Ин. гл. 14–17), о чем теперь Он и напоминает им. Наконец, крещение Иоанна и его свидетельство о крещении людей Духом Святым, которое совершит Мессия ( Мф. 3,11 и паралл.), должно было вести их к пониманию истинного смысла обетования Христа. Вследствие этого Господь и напоминает здесь также об Иоанновом крещении, чрез сравнение с ним выясняя ученикам очищающее, обновляющее и укрепляющее человеческую природу действие имеющего скоро воспоследовать крещения Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Ты меня от смерти спас! Ты мне жизнь мою пробавил, Весь мой дух Тебе открыт; В сонм вельмож меня поставил, - Будь средь них мой Вождь и Щит. Урок 12. Чудеса Христовы, совершённые по вере человека Стихии — сотворённые Богом мировые начала Когда мы становимся свидетелями чуда (даже если это не настоящее чудо, а просто фокус иллюзиониста, то есть — обман), нам очень хочется узнать, как это было сделано? В чём секрет? И уж тем более такой вопрос возникает, когда заходит речь о настоящих чудесах — таких, которые совершал Спаситель. Как, например, можно сказать разбушевавшейся морской стихии «Успокойся!», чтобы она послушалась и успокоилась?! Секрет Христовых чудес заключается в том, что Он — не только Владыка этого мира, но ещё и Творец, поэтому Его слово наделено особой творческой силой и мощью. Именно Его творческое слово некогда привело из небытия сами стихии — эти начала нашего мира. Стихии всегда подчиняются богоустановленным законам природы, но Творец вправе распоряжаться ими по Своему усмотрению, даже вопреки этим законам. Бог — как часовщик, наш мир — как часы, а законы природы — как механизм часов. Но ведь часовщик может ускорить или замедлить ход часов, может остановить их, а может разобрать на запчасти и создать принципиально другой механизм. Когда Бог совершает чудо, происходит нечто подобное. Почему вообще Бог нарушает те законы, которые Сам же и установил? Разве не об этом диавол в пустыне просил Спасителя? Судите сами: Почему в одних случаях Христос отказывался совершать чудеса, а в других — охотно совершал? Дело в том, что Бог не совершает бессмысленных чудес — чудо ради чуда — Господь творит чудеса из жалости к страждущему человеку.   По теме: Знамение Ионы Пророка Подобно тому, как в иудейской пустыне Христос не стал совершать бессмысленных чудес по просьбе диавола, так же и во время Своей проповеди Он не поддался на уговоры книжников и фарисеев — ревнителей Моисеева Закона — показать какое-нибудь знамение: «Некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! Хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:38- 40 ). Этими словами Господь предсказал величайшее из совершенных Им чудес — Своё славное воскресение из мёртвых. Чудеса, совершённые по вере человека

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Итак, антихрист будет самым совершенным диаволо-человеком в людском роде: его сила будет огромной, могущество – поразительным, власть – почти неодолимой. Устами всех своих поклонников, последователей, приспешников и рабов будет он трубить об одном: «Не нужен человеческому роду Богочеловек Христос! Не нужно человечеству Христово Евангелие! Долой Небо! Долой Бога! Человек – воистину человек лишь тогда, когда он без Бога и против Бога, когда он без Христа и против Христа! Человек – самостоятельный господин и верховный всевладыка земли и неба! Человек – “чистый человек”! Без чего-либо божественного и потустороннего! Всё Божественное – лишь яд, лишь опиум, лишь дурман! Человек самодостаточен! И не нужен ему никакой иной мир, кроме земного, и никакая другая жизнь, кроме земной! Человек, будь сам для себя Богом, ведь никакого другого Бога и нет! На необозримом кладбище богов ты, на самом деле, – единственный Бог ! Будь горд тем, что ты – человек, ибо этим ты Бог! И ты величественнее всего, когда считаешь себя Богом! Ведь этим ты свидетельствуешь и доказываешь, что нет никого и ничего большего тебя в мире сем и во всех мирах! Человек, будь надменным и счастливым, ведь ты – единственный Бог во всех мирах! А пока – воздвигайте памятники Иуде Искариотскому всюду, всюду, всюду, по всей земле, и по всему небу, и по всем небесам над небесами! Памятники, монументы, статуи – Иудам Искариотским, им! им! только им!» Но когда диаволо-человек такими хвалебными гимнами и громогласными славословиями будет ублажать и обольщать человека, явится Богочеловек и духом уст Своих убьет диаволо-человека (см. 2Фес.2:8 ). Самый дух Богочеловека Христа будет сильнее, недосягаемо сильнее всех беззаконий беззаконника и самого беззаконника. Тогда всем ясно откроется, что всё зло антихриста, все беззакония, все чудеса суть, на самом деле, паутина – по сравнению с силой и могуществом Богочеловека Христа и каждого человека, который близ Богочеловека, каждого христианина, который верой утверждается при Богочеловеке и в Богочеловеке. Тогда все ясно поймут, откуда у Христовых святых та всемогущая сила, являемая ими во время жизни на земле: тогда все осознают, что ее незримо подавал им Богочеловек. Тогда откроется вся тайна Христовой веры и вся сущая в ней сила, вся тайна Христовой любви и вся сущая в ней сила, вся тайна Христовой надежды и вся сущая в ней сила; вся тайна молитвы, поста, терпения, милосердия, покаяния, кротости, смирения и прочих святых евангельских добродетелей – и вся сущая в них сила; вся тайна Святого Таинства Причащения и вся сущая в нем сила, вся тайна всех прочих Святых Таинств в Христовой Церкви и вся сущая в них сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010