«Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне». Потом приводит пророчество: «Ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф.26:31 ), – чтобы с одной стороны убедить учеников всегда внимать Писанию, а с другой – показать, что Он распинается по воле Божией, и чтобы из всего видно было, что Он не противник Ветхому Завету и Богу, в нем возвещаемому, что совершающееся есть дело смотрения Божия, и что все настоящие события издревле предвозвестили пророки, чтобы ученики несомненно надеялись на лучшее. Вместе с этим дает знать, каковы были ученики пред крестною смертью, и каковы после крестной смерти. Те, которые во время распятия Его не могли даже устоять, после смерти Его сделались сильны и крепче адаманта. А это самое, то есть, бегство и страх учеников, служит доказательством смерти Спасителя. В самом деле, если после столь великих событий и свидетельств некоторые бесстыдно говорят, будто Христос не распят, то в какое бы нечестие они не впали, если бы ничего такого не случилось? Поэтому не только Своими страданиями, но и состоянием учеников, а также и тайнами Христос подтверждает истину смерти Своей, посрамляя всем этим зараженных ересью Маркиона. Поэтому же и верховному апостолу попускает отречься. В самом деле, если Он не был связан и распят, то отчего объял такой страх и этого апостола, и прочих? Впрочем, Христос не попустил им оставаться в печали, но что говорит? «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее» ( Мф.26:32 ). Он не является с неба тотчас же и не удаляется в какую-либо дальнюю страну, но остается среди того самого народа, среди которого был распят, и почти в тех самых местах, – чтобы и этим уверить учеников, что Он сам и распят был, и воскрес, – и тем более утешить их в печали. Потому и сказал: «В Галилее», чтобы, освободившись от страха иудеев, они поверили Его словам. Потому же Он и явился там. «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф.26:33 ). 3. Что ты говоришь, Петр? Пророк сказал: «Рассеются овцы»; Христос подтвердил сказанное; а ты говоришь, нет? Разве тебе не довольно того, что случилось прежде, когда ты говорил: «Будь милостив к Себе, Господи» ( Мф. 16:22 ) – и был обличен? Христос попускает пасть Петру для того, чтобы научить его во всем повиноваться Ему, и определение Его почитать вернейшим собственного суждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

5:25). Затем и сам Христос, показывая, насколько Он стремился к этому и насколько жаждал страданий, когда первый из апостолов, основание церкви, глава сонма учеников, по неведению сказал: « Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! » ( милосерд Ты Господи; не имать быти Тебе сие ), — послушай, что Он отвечал ему: « Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! » ( иди за Мною, сатано, соблазн Ми еси ) (Матф. 16:22, 23). Самой строгостью этого укора Он показывает, с каким рвением стремился Он к этому делу. Свое воскресение Он совершил тайно и в сумраке, предоставляя свидетельство о нем последующему времени; крест же Он потерпел на виду всего города, в самый праздник, среди народа иудейского, в присутствии обоих судилищ — римского и иудейского, при стечении всех на праздник, среди дня, на виду всей вселенной. А так как все происходившее видели только присутствующие, то Он повелел затмиться солнцу и возвестить об этом злодеянии по всей вселенной. Хотя для многих, как я сказал, это сделалось соблазном, но нужно обращать внимание не на них, а на спасенных, на избавленных. И что ты удивляешься, если в настоящей жизни крест так славен, что Христос называет его славой, и Павел хвалится им. В тот страшный и ужасный день, когда Он придет показать славу Свою, когда явится во славе Отца Своего, когда настанет страшный суд, когда весь род человеческий предстанет перед Ним, когда реки взволнуются, когда ангелы и высшие силы внезапно снизойдут вместе с Ним, когда будут раздаваться бесчисленные награды, когда одни просияют как солнце, а другие как звезды, когда явятся сонмы мучеников и апостолов, когда выступят ряды пророков и сонмы благородных мужей, — тогда именно, в этом блеске, в этом сиянии придет и Он, испуская блистательные лучи. « Тогда , — говорит Писание, — явится знамение Сына Человеческого на небе, солнце померкнет, и луна не даст света своего » (явится знамение Сына человеческого на небеси, солнце померкнет и луна не даст света своего ) (Матф. 24:30, 29). О, блеск страдания, о светлость креста! Солнце помрачается и звезды падают как листья, крест же сияет светлее всех их, наполняя все небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мы уже обратили внимание на параллель между повествованием евангелиста Иоанна об омовении ног и рассказом из Евангелия от Луки о споре между учениками о том, кто из них больший: Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий ( Лк.22:24–27 ). О том, что подобные споры возникали среди учеников, свидетельствуют и другие евангелисты ( Мк.9:33–35 ), однако только у Луки рассказ вставлен в повествование о Тайной Вечере. Это не означает, что спор происходил прямо на Тайной Вечере: возможно, Лука по ходу повествования вспомнил эпизод, имевший место ранее (слова был же и спор вполне могут восприниматься как указание на прошедшее событие). В то же время вполне вероятно, что Лука, не упомянувший об омовении ног, приводит часть той же самой беседы, которая есть у Иоанна. Более того, можно предположить, что описанный Лукой спор, возникший во время Вечери (например, тогда, когда ученики занимали место за столом и решали, кому где возлечь), послужил поводом для того, чтобы Иисус встал с Вечери и показал им на собственном примере, как они должны относиться друг к другу. В христианской традиции рассказ об омовении ног получил разнообразную интерпретацию. Прежде всего он рассматривается как пример смирения. Иоанн Златоуст говорит, что, омывая ноги ученикам, Иисус «научал их матери всех благ – смиренномудрию». Толкователь видит смирение не только в самом совершённом действии, но и в различных его деталях: Смотри, как не омовением только Христос показывает Свое смирение, но и другими действиями. Не прежде возлежания Он встал, а тогда, когда уже все возлегли. Затем не просто умывает, но сначала сложил с Себя одежду. Но и на этом не остановился, а еще опоясался полотенцем; да и этим не удовольствовался, но Сам же влил воду, а не другому велел наполнить ее. Так все это Он делает Сам, чтобы показать тем, что, когда мы делаем добро, то должны делать его не с небрежностью, но со всем усердием. 190

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Они свидетели «великого землетрясения», когда сошедший с небес ангел сообщает им о воскресении «Иисуса распятого»: «Его нет здесь - Он воскрес» - о предстоящем явлении Христа в Галилее и устрашает стражников (Мф 28. 1-10). Неск. иначе событие изображено в др. Евангелиях: в Евангелии от Луки говорится о «двух мужах в одеждах блистающих», к-рые возвестили пришедшим о воскресении И. Х. (Лк 24. 4); согласно Евангелию от Иоанна, доказательствами воскресения И. Х. становится сама пустая гробница и первое явление Воскресшего Господа Марии Магдалине (Ин 20. 11-18). Воскресший Христос неоднократно является ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин 16. 7). Его не сразу узнают, Мария Магдалина принимает его за садовника (Ин 20. 15), у учеников, долго беседовавших с Ним по дороге в Эммаус , «открылись глаза» лишь перед тем, как Он стал невидим для них (Лк 24. 31), ап. Фома уверовал лишь после того, как Спаситель повелел ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20. 27). (Подробнее о событии воскресной ночи и согласовании свидетельств Евангелий см. в ст. Воскресение Иисуса Христа ). Воскресший Господь встречает учеников, пришедших по Его повелению в Галилею, и дает им Великое поручение: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Вознесение Господне. Икона. 1300 г. (Галерея икон, Охрид) Вознесение Господне. Икона. 1300 г. (Галерея икон, Охрид) Евангелие от Луки завершается рассказом о вознесении Господа (Лк 24. 50-51; ср.: Деян 1. 9-11; Мк 16. 19). Повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), И. Х. выводит учеников из города на гору Елеонскую (Деян 1. 12) и, подняв Свои руки, подает им благословение , а затем возносится на небо. В Деяниях св. апостолов сказано, что возносящегося Христа сокрыло облако, и тогда явились «два мужа в белой одежде», к-рые возвестили Его Второе пришествие.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Апостол Павел свидетельствует, что по Воскресении Своем Господь явился Кифе (то есть апостолу Петру), потом двенадцати, потом более нежели пятистам братий в одно время, затем Иакову, также всем апостолам (см. 1Кор.15:5–7 ). Но у евангелистов нет подробных описаний всех этих явлений, а говорится лишь о некоторых. Так, евангелист Иоанн повествует о явлении воскресшего Господа апостолу Фоме. Это произошло на восьмой день после Воскресения Спасителя. Ученики опять собрались в доме. Двери были заперты. Среди собравшихся находился апостол Фома, который не поверил свидетельству учеников о Воскресении Христовом. Он говорил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). И вот теперь Господь вновь пришел к апостолам и, став посреди них, сказал: «Мир вам!» ( Ин.20:26 ). Потом, обратившись к Фоме, сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин.20:27 ). Тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). На это Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ). Эти спасительные и радостные слова Господа относятся ко всем христианам, которые, хотя и не видят воскресшего Христа телесными очами, но непоколебимо веруют в Его славное Воскресение. Явление Христа ученикам на море Тивериадском ( Ин.21:1–25 ) Из Иерусалима, по повелению Господа, апостолы пошли в Галилею. Там они занялись своими обычными делами. Однажды Петр отправился ловить рыбу. С ним пошли Фома, Нафанаил (Варфоломей), сыновья Зеведеевы (Иаков и Иоанн) и двое других учеников Христа. Всю ночь закидывали они сети, но так ничего и не поймали. Уже светало, когда апостолы решили возвратиться домой и направили свою лодку к берегу. На берегу стоял Иисус Христос, однако они не узнали Его. Господь спросил: «Дети! есть ли у вас какая пища?» Они отвечали Ему: «Нет» ( Ин.21:5 ). Тогда Иисус сказал им: «Закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете» ( Ин.20:6 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

б) Появляются ли какие-либо бедствия и сокрушают надежду многих? Они следуют за Христом, Который «дал им мир,» какого мир не дает. в) Смущает ли их мрачная мысль о загробной жизни? Они не перестают следовать за Христом, Который есть «воскресение и жизнь» и т. д. 6) Так достойные последователи Христовы «грядут» за своим Господом, и никто из них не спрашивает: куда Он идет или куда ведет; ибо они — уверены, что с ними идет Он Сам и непременно приведет их к блаженной цели, хотя бы они шли посреди сени смертной. Посему: а) Они охотно оставляют обыкновенные пути , которыми обыкновенный человек стремится только к обыкновенным выгодам, к чувственным удовольствиям и суетности. б) Они охотнее следуют за Христом путем крестным , потому что этот путь, хотя узок и тернист, однако же приводит к жизни и славе (Рим. 8:17 ). Путь христиан есть путь к небу « Будьте святы » (1 Петр. 1:16). Сегодня Церковью совершается празднество в честь всех святых. Мы должны не только удивляться святым и почитать их, но и подражать им. Мы должны идти их путем, а этот путь есть путь к небу. Путь христиан есть путь к небу. 1. Великая цель на этом пути. Неба достигают только святые , следовательно, совершенно чистые, или очищенные покаянием, или такие, которые имеют в себе одно доброе и ничего злого. Кто поставил такое великое требование ? Кто говорит об этом ? а) Бог в Священном Писании . К Аврааму: « ходи предо Мною и будь непорочен » (Быт. 17:1), к Моисею и Аарону: « будьте святы, потому что Я свят » (Лев. 11:45). Христос: « Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный » (Мф.5:48). Апостол Петр: « по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках » (1 Петр. 1:15). Апостол Иоанн: « не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи » (Апок. 21:27). б) Церковь , которая с этою целью и установила праздник святых, чтобы мы, видя « имея вокруг себя такое облако свидетелей » сами « с терпением будем проходить предлежащее нам поприще » святости (Евр. 12:1). в) Разум человеческий . Кто не победил, тот неможет удостоиться венца. Кто не чист, следовательно, не свят, тот не может зреть всечистейшего Бога. Кто не решил заданной ему задачи, тот не может участвовать в вечных радостях. Кто не отрешился от мира, тот не имеет в себе условия для восхождения к небу, тот не годен для неба.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Без силы Слова не сказал бы глас Отчий, посланный с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:17 ), а без истины плоти не свидетельствовал бы Иоанн: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). Без силы Слова не исцелялись бы больные и не воскресали мертвые, а без истины плоти Постившийся не нуждался бы в пище, а Утомленный – во сне. Наконец, без силы Слова не исповедал бы Он Себя равным Отцу, а без истины плоти все Тот же не назвал бы Отца бльшим Себя. Кафолическая вера принимает и то, и другое; и то, и другое защищает, ибо она, следуя исповеданию блаженного апостола Петра, верует, что единый Христос, Сын Бога Живого, есть и человек, и Слово. Итак, хотя от того начала, в котором «Слово стало плотью» ( Ин. 1:14 ) во чреве Девы, никогда не было между двумя образами (inter utramque formam) никакого разделения; хотя, сколько ни возрастало тело, во всякое время действия принадлежали одному лицу, тем не менее все это, совершенное нераздельным образом, мы не смешиваем и никоим образом не сливаем, но из свойств дел познаем, какому образу принадлежало каждое. Так пусть ответят эти лицемеры, не желающие своими слепыми умами воспринять свет истины: в каком образе (in qua forma) Господь славы (Dominus majestatis) 33 Христос был пригвожден ко Кресту? Что лежало во гробе? Что за плоть воскресла в третий день, когда был отвален камень от гробницы? Посредством чего Он после воскресения Своего обличил некоторых неверующих учеников и прекратил сомнения колеблющихся, когда сказал: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 )? Также [говорил Он] и апостолу Фоме: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; посмотри на руки и ноги Мои и не будь неверующим, но верующим» (см. Ин. 20:27 ). Особенно этим явлением тела Своего Он уже опроверг ложь еретиков, так что Вселенская Церковь , которой надлежит утолять жажду свою учением Христовым, не сомневается, что должна веровать в воспринятое для проповеди апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/hr...

В первые минуты он только светит, но не обжигает. Люди стараются прикоснуться лицом к этому небесному пламени. Нередко происходят чудесные исцеления. Схождение благодатного огня происходит в Иерусалиме каждый раз перед Пасхой, в Великую Субботу (по старому стилю) и только когда служит православный Патриарх. Сходил благодатный огонь и в этом году. Благодатный огонь знаменует собой победную весть о Воскресении Христовом. А свеча апостола Фомы как бы была еще потухшей. Но Христос не отверг Своего сомневающегося ученика. Господь снова явился апостолам и сказал Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27) (то есть: поверь в Мое Воскресение). Апостол Фома исповедал свою веру, воскликнув: Господь мой и Бог мой! Иисус Христос, кротко укорив его, сказал: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 28–29). Братия и сестры! Что значат эти слова? Апостол Фома хотел заменить веру знанием. Он хотел, чтобы свидетельство веры было не в душе и в сердце, а как бы на кончиках пальцев, которыми он дотронулся до ран Иисуса Христа. Если бы Господь дал нам очевидное доказательство Своего бытия (а многие из нас недоумевают, почему Господь явно не доказал всем, что Он – Творец и Владыка мира, и, по выражению царя Соломона, как бы скрывает лицо Свое в тумане), если бы мы видели воочию и знали, что Бог есть, то не было бы никакой награды за нашу веру. Бытие Божие не требовало бы от нас веры, но было бы только лишь очевидностью, свидетельством наших глаз. Господь захотел, чтобы вера была чем-то другим, то есть духовным прозрением, внутренним видением человеческого сердца; чтобы человек любовью своей искал Бога. Итак, братия и сестры, наша вера вознаграждается Богом; наша вера является нравственным деянием, потому что она свободна, ибо человек волен определить себя перед Вечностью: с Богом он или без Бога. Святитель Иоанн Златоуст вопрошает: «А почему Господь после Воскресения не явился посреди Иерусалима? Почему Господь не посрамил тех, кто распял Его?» «Тогда, – пишет святой Иоанн Златоуст, – может быть, те, кто отверг Его, поверили бы, увидя Воскресшего?» И отвечает: «Нет! Если бы Господь сошел с небес в Иерусалим, то те, кто вчера распяли Его, захотели бы распять Его снова!» Братия и сестры, и опять мы недоумеваем: если бы люди узнали, что Христос есть Воскресший Бог, неужели они захотели бы снова распять Его? Ведь это – нелепость! Но святой Иоанн Златоуст говорит, что вообще всякий грех есть нелепость и безумие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

В этой же догматической точке зрения усматри- вается и моральный элемент – одобрение христиан из евреев и дуковное возбуждение Евреев вообще к вере во Христа. Палестинские христиане особенно подвергались сильным гонениям со стороны фанатичных соотечественников: разграбление, конфискация имущества, тюрьма, изгнание, вследствие этого нищета, смерть – были уделом палестинских христиан. Они нуждались в постоянном моральном подкреплении. Не потому ли только у Ев. Мф. нашли себе место трогательныя слова Спасителя – Ногорная проповедь, где гонимые за веру во Христа, находят в Нем утешение, и изображение картины Страшного Суда, в которой личное сострадание к бедствующим находит вечную цену? Но этого мало. Фанатики евреи хотели сильными мерами утеснений совсем уничтожить хотя бы в Палестине, месте рождения Спасителя, Христианскую Церковь . Здесь особенно требовалась моральная поддержка христианам. Ев. Матфей и пишет им о неодоленности Церкви, свидетельствуя, что Церковь Христова, начатая их апостолом по преимуществу, апостолом «обрезанных», не может быть побеждена не только людьми, но силами ада, если бы они все восстали против нее, ибо она создана Самим Христом, Сыном Бога Живаго. «И сказал Господь: симоне, симоне! вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лук.22:31–32). Это третье место из Нового Завета, которым Католическая Церковь подтверждает свое учение о приматстве папы. Впрочем, она на нем мало останавливается, вероятно, смотрит на него, как на некоторое только усиление догматического базиса в Мф.16:15–18 . В смыслах: «утверди братьев твоих» и «будь главою Церкви» – мало сходства. Не говоря о последнем положении, даже прямое приложение первого – «утверди братьев твоих», можгио думать, имело так мало фактического применения, быть может, было единичным, что о нем нет оттенения в Св. Писании. По отдельным, находящимся в Евв. выражениям, имеющим некоторое отношение к словам «утверди братьев твоих», можно полагать, что весь смысл их в том, что Христос поручает ап. Петру утвердить прочих апостолов в вере в Воскресение Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря... и призвав двенадцать учеников своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.9:36, 10:1 ). Пастырство – по этому свидетельству Евангелия, намечалось в качестве задачи апостолов при самом призвании —74— их к апостольству, как дело любви Божией к «изнуренным и рассеянным». Пастырское попечение троекратно поручено было Христом по воскресении Петру при троекратном исповедании последним любви ко Христу ( Ин.21:15–17 ): «паси овцы Моя, паси агнцы Моя». Ясно, что Ап. Петр, обращаясь к пресвитерам с словами «пасите стадо Божие» поручал им ту пастырскую власть, какую сам некогда получил непосредственно от Христа. Отсюда, следов., ведет свое начало иерархический церковный принцип, поскольку он облекается в форму пастырства. Как же он должен применяться? Где искать принципов и примера его применения? И на эти вопросы более точного ответа, чем какой дает Евангелие мы нигде не найдем. «Он сказал им: цари 37 господствуют (κυριεουσιν) 38 над народами и владеющие 39 ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше ( μεζων ν μν) 40 будь как меньший (νετερος) 41 и начальствующий (γομενος) как служащий ( Лк.22:26–27 ). Сравнивая эти слова Христа с вышеприведенным наставлением Ап. Петра к пастырям-пресвитерам, мы находим поразительное сходство не только в мысли, но и в самом внешнем ее выражении. И здесь, как и там, антитеза: а, в государстве цари и начальники; в церкви – большие и меньшие, или старшие (πρεσβτεροι) и младшие (νετεροι): в государстве – начало властвования: в церкви – надзора (επισκοποντες) и назидания или служения (διακονα) примером. Что особенно здесь бросается так сказать в глаза, так это – настойчивое устранение характера властвования, именно государственного властвования через царей и князей (βασιλις κα ρχοντες) в религиозном союзе, единым связующим центром и базисом которого служит Христос (Един Господь – κριος) устранение человеческого властвования подтверждается далее и собственным примером Гос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010