«Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря... и, призвав двенадцать учеников своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 9:36, 10:1 ). Пастырство – по этому свидетельству Евангелия, намечалось в качестве задачи апостолов при самом призвании их к апостольству, как дело любви Божией к «изнуренным и рассеянным». Пастырское попечение троекратно поручено было Христом, по Воскресении, Петру при троекратном исповедании последним любви ко Христу ( Ин. 21:15–17 ): «паси овцы Моя, паси агнцы Моя». Ясно, что Ап. Петр, обращаясь к пресвитерам с словами «пасите стадо Божие», поручал им ту пастырскую власть, какую сам некогда получил непосредственно от Христа. Отсюда, следовательно, ведет свое начало иерархический церковный принцип, поскольку он облекается в форму пастырства. Как же он должен применяться? Где искать принципов и примера его применения? И на эти вопросы более точного ответа, чем какой дает Евангелие, мы нигде не найдем. «Он сказал им: цари 65 господствуют (κυριαρχευουσιν) 66 над народами и владеющие 67 ими, благодетелями называются. А вы не так: но, кто из вас больше ( μεςων ν μϒ) 68 , будь как меньший (μικρτερος) 69 , и начальствующий (ηγομενος), как служащий ( Лк. 22:26–27 ). Сравнивая эти слова Христа с вышеприведенным наставлением Ап. Петра к пастырям-пресвитерам, мы находим поразительное сходство не только в мысли, но и в самом внешнем ее выражении. И здесь, как и там, антитеза: а, в государстве цари и начальники; в церкви – большие и меньшие, или старшие (Πρεσβτερος) и младшие (νετερος); в государстве – начало властвования; в церкви – надзора (επσχοποντες) и назидания, или служения (δυχονος) примером. Что особенно здесь бросается, так сказать, в глаза, так это настойчивое устранение характера властвования, именно, государственного властвования через царей и князей (βασιλες και ρχωνες) в религиозном союзе, единым связующим центром и базисом которого служит Христос (Един Господь – Κριος) устранение человеческого властвования подтверждается далее и собственным примером Господа: «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите: ибо Я точно – то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Вот почему Он сначала говорил им только о смерти Своей; а когда они начали помышлять об этом и приготавливать себя к ней, тогда раскрывает им и все прочие обстоятельства, как-то: что Его предадут язычникам, надругаются над Ним и будут бить, — для того, чтобы они, видя исполнение печальных предсказаний, ожидали в силу этого и воскресения. Если Христос не скрыл обстоятельств печальных и, по-видимому, унизительных для Его чести, то естественно нужно было верить Ему и касательно благоприятных предсказаний. Но смотри и на то, как Он мудро избирает и самое время для такой беседы. Не с самого начала Он объявил им о страданиях, чтобы не смутить их, но и не в самое время события, чтобы и этим не привести в смятение. Но когда они уже довольно видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, — тогда, и притом не однажды или два раза, но часто среди чудес и наставлений говорит им и о страданиях. Один евангелист говорит, что он приводил в свидетельство и пророков; а другой утверждает, что ученики не разумели сказанного: " слова сии были для них сокровенны " (Лук. 18:34), и что они в ужасе следовали за Ним. Итак, скажут, от предсказаний не произошло никакой пользы: если ученики не разумели слышанного, то не могли и ожидать; а если не ожидали, то и не укреплялись надеждой. А я со своей стороны представлю и другое, гораздо труднейшее сомнение, именно — что если они не разумели, то почему же скорбели? Другой евангелист говорит ведь, что они скорбели. Итак, если они не разумели, то, как же скорбели? Как Петр говорил: " будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобой " (Матф. 16:22)? Что ж на это должно сказать? То, что хотя они и не знали ясно тайны домостроительства, не имели ясного знания ни о Его воскресении, ни о тех действиях, которые Он намерен был совершить после того, — это было скрыто от них, — но что Он умрет, это они знали, и потому скорбели. Что иные других воскрешают, это они видели; а чтобы кто-нибудь сам себя воскресил, и так бы воскрес, чтобы никогда после того не умирать, — такого чуда никогда не видали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Все кроме Фомы. И когда позднее Фома пришел к прочим апостолам, то они сказали ему: мы видели Господа – Господа, Который восстал из гроба, и на теле Которого сохраняются следы его крестной казни. Но Фома не поверил и сказал, что если он сам, своими пальцами не ощупает раны Спасителя, то не поверит. Фома не поверил, но видно очень надеялся, что это именно так, потому что когда в следующий раз, через неделю апостолы собрались за общей трапезой, то он был вместе с ними. И Господь опять является им и сразу обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и осяжи руки Мои; протяни руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин. 20:27 ). И Фома с радостью восклицает: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Но Иисус говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Кого ублажает Господь? Он ублажает нас с вами – всех тех, кто не был участником евангельских событий, но доверился свидетельству Церкви, которая сохраняя преемственность святым апостолам, возглашает на весь мир о воскресении Христа. И мы, воодушевляемые верой, с радостью отвечаем: Воистину Воскресе Христос! Аминь! Слово в Неделю жен мироносиц Ныне прославим, братья, Марию Магдалину, и Иоанну, и Марию, мать Иакова, и других с ними, которые, следуя за Господом из Галилеи, дошли до гроба, и первые узнали о радости Воскресения. Прославим сострадание тех, кто хранил молчание, когда со всех сторон доносилось: «Уа, Уа!... Спаси Себя Сам!.. Сойди со креста!» Прославим благочестие тех, кто оставался в покое по заповеди о субботе, пока иудеи мчались в преторию к Пилату. Прославим мужество тех, кто, собрав уготованные ароматы, перешагнул через порог дома, в то время как ученики, плотно затворив двери, опасаются покинуть укромные пределы. Прославим решительность тех, кто в первый же день по субботе, лишь только поднялось солнце, устремляется к пещере на запад от города – туда, где закатилось Солнце. Прославим проницательность тех, кто в первый же день по субботе, лишь только светало, устремляется к Тому, Кто в первый день повелел: «Да будет свет!», – а ныне лежит безгласен.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Входит Господь к ученикам и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Осязание реальности Страшно, невозможно человеческому разуму понять, принять тайну Боговоплощения, Воскрешения во плоти. В разные времена многие заблуждались, не признавая во Христе то Бога, то человека. Осознать, как в одной Личности Христа соединилось Божественное и человеческое,  действительно, нелегко. Проще думать, что Бог где-то там, далеко на небесах, и ничего общего с нами не имеет. Но вот приходит Сын Божий и становится Сыном человеческим. Как человек умирает, как Бог воскресает во плоти. И  реальность эта осязаема , и вот на этом образе, иконе «Уверения Фомы» эта осязаемость перед нами.  Господь дает осязать не просто край одежды Своей, а говорит: «Можешь коснуться Меня между ребрами Моими, на которых еще кровь из раны от копья осталась, можешь и туда руку протянуть и в рану погрузить». И Фома, бывший неверующим, становится верующим, говоря: «Господь мой и Бог мой». Богословие Образа Этот образ — один из самых важных для постижения иконопочитания как такового. Потому что по мысли отцов Седьмого Вселенского Собора, только тогда и возможно стало иконопочитание, только тогда и стало возможно изображение Божественного образа, когда Сын Божий стал сыном человеческим. На иконе «Уверение Фомы» — еще одно явление этого человеческого естества во Христе. Причем, человеческого естества в преображенном виде, по воскресении. Именно в этой иконе, больше, чем на каких бы то ни было других образах, явлено человеческое  в Спасителе, явлено даже в плотской осязаемости. И вместе с тем явлена и Его Божественная природа: видите, все апостолы стоят на земле, а Господь  стоит на особом возвышении, тоже покрытом ассистом золотым, как символе Божественного. «Разумети Писания» В Руке Господь держит свиток. Хотя мы знаем, что не оставил Спаситель никаких письменных свидетельств, написанных Его собственной Рукой, но этот свиток в Его руке – символ Мессианства, свиток с обетованиями о пришествии Христа, которые были открыты многим пророкам столетия, тысячелетия до Рождества Христова. После Своего Воскресения Господь по слову евангелиста Луки: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). Раньше Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ио. 5,39).

http://pravmir.ru/novoe-osyazanie-uveren...

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю?» Явление одиннадцати апостолам. Это произошло на восьмой день после воскресения Спасителя, В этот день все апостолы собрались в Сионскую горницу на молитву. Среди них был и апостол Фома, который так и не поверил свидетельству уже всех учеников о воскресении Христовом. И вот Иисус Христос опять внезапно явился среди Своих учеников со словами: «Мир вам?» Затем, обратившись к Фоме с ласковым упреком, Господь сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Внезапное явление Христа и слова, сказанные Им Фоме, до глубины души потрясли сомневающегося ученика, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой?» Тогда Христос, устремляя мысль Свою к будущему и имея в виду всех тех, кто, по примеру Фомы, будет сомневаться и отвергать подлинные свидетельства апостолов, сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие». Христос никого насильно не заставляет веровать в Него, Он желает свободного изволения человеческого сердца. Господь не явился ни Пилату, ни Анне, ни Каиафе, ни кому другому из Своих мучителей, ибо их злая воля сопротивлялась бы очевидности явления, доколе это было бы возможно («и мертвые воскреснут—не поверят»), а когда это стало бы уже немыслимо, они покорились бы в страхе, без любви и примирения. Фома же, когда говорил «не увижу — не поверю», — уже почти уверовал, уже почти проникся верой в воскресение. Его слова были продиктованы желанием, скорее увидеть Учителя. Поэтому-то Церковь говорит о «добром Фомином неверии». Явление на Тивериадском озере. Ин. 21: 1-25 Исполняя повеление Учителя, апостолы после праздника Пасхи возвратились в свою родную Галилею и стали заниматься обычным для них рыбным промыслом. Однажды Петр пригласил на ночную рыбную ловлю своих друзей: Иоанна, Иакова, Фому и Нафанаила. Когда стемнело, все они вошли в лодку Петра и поплыли на хорошее рыбное место. Но как ни трудились ученики, как ни употребляли они все свое профессиональное умение, в эту ночь они ничего не поймали. Уже рассветало, когда апостолы, вымокшие и уставшие, собирались плыть к берегу. Вдруг они услышали голос Человека, стоящего на берегу озера. Это был Христос, но ученики Его не узнали. Незнакомец попросил у них несколько рыбок: «Дети, — сказал Он, — есть ли у вас какая пища?» Они ответили Вопрошающему, что у них ничего нет. Тогда Незнакомец посоветовал им закинуть сети по правую сторону лодки. Ученики это сделали и к их изумлению, сети наполнились крупной рыбой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

– Как? – Непрестанным духовным бодрствованием и победой над плотским мудрованием. Аминь. Христос Воскресе! Фомино воскресенье ( Иоан. 20:19–31 ). Христос Воскресе! «Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам», – говорили друг другу Лука и Клеопа, переживавшие радость встречи с Воскресшим Христом на пути в Эммаус. Ликующие, они поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться пережитой радостью с остальными учениками. Но те уже и сами свидетельствовали о необыкновенном Событии, ибо Воскресший явился Симону-Петру. Во время радостных восклицаний и братских объятий Апостолов, раздался тихий и такой близкий и знакомый голос: «Мир вам!» Апостолы увидели Иисуса. Он «показал им руки и ноги и ребра Свои». В эти светлые дни, полные трепетных и радостных переживаний, когда Апостолы убедились в том, что Он воистину воскрес, Спаситель настойчиво подчеркивает им, что пред ними не призрак, не дух, что воскресло Его тело, взойдя на высшую ступень духовной телесности, не знающей препятствий и ограничений, свойственных грубой материи. Это не возвращение к прежней жизни, это новая жизнь, полное преображение тела. Жив Господь, в этом убеждались ученики. Но вот, из одиннадцати только Фома остался как бы в стороне. Он пробирается по спящим улицам Иерусалима к дому, в котором собрались ученики. Идет он осторожно, опасливо оглядываясь. Двери дома крепко заперты. Условный стук и Фома среди друзей. Его окружили взволнованные лица, многие плачут от радости, восторженно говорят ему собратья о том, что они видели Воскресшего Учителя. Горечью обиды сжимается сердце Фомы, и он восклицает: «Если не увижу (сам)... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В этом «если не увижу – не поверю» было выражено, как замечает Церковь Святая, «доброе Фомино неверие», то есть желание скорее самому увидеть Воскресшего Учителя. И вот, на восьмой день снова появился Иисус среди учеников, снова раздался тихий голос: «Мир вам» и к Фоме обращенный ласковый укор: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Надежда наша обращается на еще сокровенное будущее. Взоры наши обращены на то, что мы еще не видим. Но мы ожидаем с терпением, так как твердо знаем, что надежда «не постыжает». Уже сегодня «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Благодаря великому чуду Пятидесятницы мы приобщаемся к этой любви. И она – залог нашей надежды. Свидетель ( 1 Ин.5:6 ), «Дух истины» ( Ин.15:26 ), Который все исследует и познает, «даже и глубины Божий» ( 1Кор.2:10 ), открыл нам глаза на то, что мы через Христа примирены с Богом уже тогда, когда мы еще были врагами Бога, примирены благодаря тому, что Бог дал Сына Своего за нас. «Не мы возлюбили Бога» – мы объявили себя врагами Его своими грехами, – «но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1 Ин.4:10 ). По непостижимой любви к нам Бог Сам сохранил нас от гнева Своей справедливости, от того наказания, которого мы должны были ожидать. Этим Бог доказал безграничность Своей любви. «Ибо едва ли кто умрет за праведника», Христос же умер за нас, когда мы были еще немощны, еще нечестивы, еще грешники. Благодаря безграничной предупредительности к нам со стороны Бога утвердился мир, состоялось примирение наше с Богом. Христос снизошел до последней бездны нашего погибшего человеческого бытия, снизошел до крестной смерти и тем самым уничтожил перед лицом Божиим следы греха из образа человека и заменил Своею праведностью. Святостью Его жизни и смерти мы, люди, оправданы перед Богом, оправданы при условии, чтобы мы дело любви Божией встречали ответной любовью веры. Мы стоим перед Богом как творения по Его образу и подобию, как творения, на которых покоится Его благоволение ( Лк.2:14 ). Наше человеческое существование спасено от бессмыслицы и погибели и возвращено через Воскресение к первоначальному смыслу, предназначенному ему Богом еще от вечности. Нам дана возможность новой жизни в силе жизни Христовой. Бог нам уже передал сокровенную славу будущего Своего Царства. Оттого, что Бог так нас возлюбил, следует вывод, – впрочем, еще не высказанный в этом месте послания к Римлянам, – чтобы и мы любили врагов наших. Если «любовь Божия излилась в сердца наши», то она должна проявиться именно в исполнении Заповеди любви к врагам. «Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте… Никому не воздавайте злом за зло… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12 14, 17, 21). Именно любовью к врагам преодолевается в нас дух «настоящего лукавого века» и мы принимаем участие в сокровенной славе Царствия Божиего.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

«Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великаго; по правде суди ближнего твоего» ( Лeb. XIX, 15 ). 149. Может ли ложь быть обращена против самого себя? Когда она проявляется в празднословии, а также при самообольщении . »Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» ( Иак. 1, 26 ). 150. Каковы последствия лжесвидетельства? Вред душевный и материальный для того, кто по навету окажется обвиненным; это сближает ложь с убийством. Но и сам лжесвидетель, узнает вскоре, как наростает в его душе мрак угрызений, способный навсегда отогнать покой. 151. Вскрывается ли, рано или поздно, правда? Если это не отложено Господом до Его Последнего Суда, или не изглажено покаянием, то через какое то время злая тайна открывается или как факт или, как последствие, явно проистекающее от похороненной неправды, «...ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайнаго, что не было бы узнано» (Мф. Х.26). 152. Какую вселенскую истину старались скрыть и она стала явной пред всеми? Когда стража гроба Господня сообщила еврейским первосвященникам истинное событие Христова Воскресения, то они, после совещания, »довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали« ( Mф. XXVIII, 11–15 ). Эта ложь не утаила правды, но подтвердила ее, увенчанную пресветлой Славой. 153. Имеется ли род лжи такой, когда сами мы лично ничем не вредим ближнему? Это бездеятельная ложь, которая заключается в умолчании о чьем бы то ни было явном преступлении. Напр, если слышим клевету на ближнего и не исправляем ея; или если видим грабеж и не только не спешим на помощь пострадавшему, но даже уклоняемся от того, чтобы свидетельствовать. 154. Какие случаи постыдного умолчания должна обличить христианская совесть? Умывание рук, как Пилат (Мф. XXVII, 24), должно поставить в вину правителям свободных народов, которые молчали, наблюдая массовое человекоубийство особенно в странах под богоборцами (многотысячныя убийства в Катыне, в Виннице, в лагерях крайного Севера, умерщвленния голодом сотен тысяч военнопленных в Германии, миллионныя классовыя и расовыя истребления, жестокое уничтожение населения городов в Японии). При этих злодеяниях »князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал и язык их прилипал к гортани их« ( Uob. XXIX, 9 ). Сердце христианина должно чувствовать только так: »Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу... Вижу отступников и сокрушаюсь; ибо они не хранят слова Твоего« (Пс. CXVIII, 128, 158). § 23. Объяснение десятой заповеди

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но не случилось того, чего так хотело человеческое Воскресение Лазаря стало чудом, которое потрясло, вдохновило, преобразило, возбудило волнение многих и очень многих, ставших свидетелями. Ведь, кажется, сбывались пророчества, ведь Он, наконец-то, здесь. Ожидание в томлении, в плену, чаяние избавления. Он входит в Иерусалим. Сколько веков они ждали? И не случилось. Не случилось восстания, не случилось праведного народного гнева, который под началом Пророка и Чудотворца, Сына Давидова должен был восстановить великое царство Израиля, свергнуть власть ненавистных язычников, прославить в силе и славе избранный народ. И не могло не случиться того, ради чего Он кротко входил в этот древний город.  С этого начинается Крестный путь, дорога страданий, начало Страстей Сына Божьего. Об этом тоже знали. Священник Андрей Мизюк Знали Его ученики. Возможно, что не верили до конца. И уж, наверное, точно не хотели. «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16.21). Не случилось того, что так сильно хотело именно человеческое. Не Божье.  И должно было совершиться тому, чего немногое человеческое так сильно не хотело. Об этом Спаситель и говорит Петру, осекая его просьбу, называя его врагом. Потому что человеческое сознание не могло этого вместить, не хотело. Как не вместило и не простило человеческое сознание того, что Христос ничего не начал, ничего не совершил, никого не поднял и ничего не возглавил. Так не вмещали и сердца тех, кто был рядом с Ним, того, чему Он их учил и о чем рассказывал.  Все, что будет происходить потом, уже через несколько дней, приведет их в ужас и рассеет. Для них это было концом, отчаянием и болью, которые разомкнет лишь пришедшая к ним утром плачущая Мария Магдалина. Которые уврачует Он Сам, явившись посреди них и укорив их человеческое. И не только укорив, но и исцелив. Но до этого момента все человеческое восхитится, прославит, а потом и возненавидит Его. За то, что не свершилось именно то самое, человеческое.

http://pravmir.ru/on-vhodit-v-ierusalim-...

о. Августин: В восьмой день Пасхи Торжество Воскресения приходит к нам снова, раскрываясь в воскресении человеческого сердца. Последовательность литургического воспоминания за неделю до Пасхи говорит нам о Лазаре. Друг Христов умер, но Господь воскрешает его, зная, что ценой этого воскресения станет Крест. Неверие Фомы - свидетеля Его смерти, не имеющего сил свидетельствовать о воскресении, -делается верой в приближении к Его ранам, отныне становящимся знамением победы. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие» (Откр. 19, 11-13). Дар веры о. Иосиф: Слова Спасителя, обращенные к Фоме: не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27) - указывают нам на великую тайну перерождения, воскресения человеческой души. Именно в этот момент совершилось новое чудо. Неверующий Фома преображается, уверяется и исповедует: «Господь мой и Бог мой». Обретение потерянной веры, чудо сопоставимое с воскресением физическим. Не случайно, о. Августин, вы упомянули о Воскресении Лазаря. Если Лазаря Господь воскресил телесно, то Фому духовно. Может, поэтому мы празднуем Антипасху, вторую Пасху? о. Августин: Неделя Апостола Фомы - единственное воскресенье пасхального периода, непосредственно посвященное событию Воскресения Христова. Следующие за ним воскресные дни говорят нам о Христе, Его учениках, Его деле и слове. В этой логике литургического воспоминания открывается для нас особый смысл. Свидетелями Его воскресения были Апостолы. Мы же становимся свидетелями через пасхальное прочтение слова Божия, когда деяния и слова Христовы отныне свидетельствуют о прославленном Господе - Кириосе пасхального торжества, и через совершение Евхаристии - дела и Таинства Его воспоминания. Тем самым, и здесь мы вновь возвращаемся к событию явления Господа Апостолу Фоме; делается явным, что вера - не чудо, но абсолютный, неподотчетный дар Того, Кто входит в закрытые навсегда двери сердца. Беспричинность дара кажется анархией, но на недоступном нам уровне замысла Искупителя о человеке она оказывается оправданием в безусловном смысле этого слова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010