Нек-рое количество документов было выкуплено архим. Антонином (Капустиным), чье собрание поступило в императорскую Публичную б-ку. Коллекцию главы сефардской общины Великобритании М. Гастера поделили Британский музей (в наст. время Британская б-ка) и б-ка ун-та Джона Райланда в Манчестере. Т. о., больше половины документов из К. г. находится в собрании Тейлора-Шехтера в Университетской б-ке Кембриджа (ок. 193 тыс. фрагментов). Ок. 30 тыс. фрагментов хранится в б-ке Еврейской теологической семинарии. Ок. 4 тыс. фрагментов находится в Бодлианской б-ке. Остальные рассеяны по б-кам всего мира. В общей сложности из архива К. г. сохранилось ок. 350 тыс. фрагментов. Основная масса документов записана на пергамене (в основном литургические тексты) или бумаге (подавляющее большинство текстов). Известно нек-рое количество папирусных фрагментов (в т. ч. не только кодексы, но и свитки). Среди древних пергаменных рукописей встречается ряд палимпсестов (нижний слой - чаще всего христ. сочинения или иудейские, но не на евр. языке). Большинство документов относится к 969-1265 гг., хотя есть и рукописи VIII-IX вв. (нижний слой ряда палимпсестов датируется VI в.). Самые поздние документы относятся к XIX в. Бóльшая часть документов написана на араб. языке евр. буквами, а также на евр. и арам. языках. Встречаются тексты на греч., сир., персид. языках, идише, ладино и др. Среди наиболее значимых находок в К. г.- фрагменты греч. перевода ВЗ, выполненного Акилой , «Гекзапл» Оригена, версий ВЗ на христ. палестинском арам. и сир. языках. В К. г. также были обнаружены сочинения основателя караимства Анана бен Давида (VIII в.) на арам. языке. В 1910 г. Шехтер опубликовал устав сектантской общины «цадокитов» (или Дамасский документ), о к-рой в то время было известно лишь из сочинения караимского ученого аль-Киркисани, называвшего ее членов саддукеями. Изучение этого памятника, сохранившегося в 2 средневек. копиях, получило новый импульс после открытия в 1947 г. кумран. свитков, среди к-рых была обнаружена еще одна редакция этого устава и др. близкие к нему тексты галахического содержания. Помимо евр. Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, в архиве К. г. были обнаружены фрагменты апокрифической арам. Книги Левия (частично совпадающей с Завещанием Левия в составе Двенадцати патриархов завещания ).

http://pravenc.ru/text/1319899.html

Этот вывод делается на основании письма Ламберта, еп. Арраса (1093-1115), к О. (ок. 1111/12), в к-ром упоминается, что архидиаконы Аррасского епископа требовали передать своему епископу ряд земельных владений в Аррасе (PL. 162. Col. 690. N 118). Ответ О. и к.-л. подробности этого конфликта неизвестны. Современники отмечали достоинства О. как наставника - к нему приезжало множество учеников ( Amandus de Castello. De Odonis...//MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 943; Herimannus. Liber. 2010. Р. 37, 75-76). Среди наиболее известных - Гальберт, каноник из Турне, впосл. монах аббатства св. Мартина в Турне; Годфруа, прославившийся как искусный переписчик; каллиграф Гислеберт; аббат Хериманн; Алульф, певчий и библиотекарь мон-ря св. Мартина в Турне, и др. О. основал б-ку и скрипторий в аббатстве св. Мартина в Турне. Его стараниями книжное собрание мон-ря пополнялось новыми рукописями. В XIX в. основная часть манускриптов была приобретена для собрания сэра Т. Филлипса (впосл. собрание было распродано), в настоящее время большие коллекции находятся в Королевской б-ке в Брюсселе, Национальной б-ке Франции в Париже, Британском музее в Лондоне ( Boutemy. 1949. Р. 180). В 1105 г. по заказу О. была изготовлена Псалтирь (в наст. время хранится в Национальной б-ке Франции - Paris. Nouv. acq. lat. 2195). В ней приводятся точная дата епископского рукоположения О. и другие сведения о мон-ре св. Мартина в Турне в этот период (изд.: Delisle. 1880. Р. 149-155, см. также: Libert. 1987. Р. 536-542). О. был погребен в ц. Спасителя аббатства Аншен, возле распятия; на его могиле сохранилась лат. эпитафия (Chronicon S. Andreae. III 28//MGH. SS. T. 7. P. 546). Сочинения О. принадлежит к числу крупных философов и богословов XI-XII вв., его сочинения (сохр. лишь частично) посвящены вопросам логики, теологии, библейской экзегезы, литургики. Наиболее объемным произведением О. является трактат «О первородном грехе» в 3 книгах (De peccato originali//PL. 160. Col. 1071-1102; между 1095-1105). В нем нашла отражение реалистическая позиция, к-рую О.

http://pravenc.ru/text/2578211.html

де П., были присущи в одинаковой мере обоим полам в отличие от традиц. жен. кротости и смирения) - и, признав сложность защиты женщин от нападок, предложили сопроводить их в безопасное место, Град женщин. Текст разделен на 3 части: Рассудительности (возведению городской стены) соответствуют размышление об истории и рассказ о женщинах, известных ученостью или градостроительством; Нравственности (постройке городских зданий) - рассказ о визионерках и предсказательницах, дочерней и супружеской любви, целомудрии; Справедливости (насыщению города влагой христ. принципов) - рассказ о святых и мученицах. «Книга трех добродетелей» (известна также как «Сокровище Града женщин» (Le trésor de la Cité des Dames)) была посвящена Маргарите Бургундской, юной супруге дофина Людовика († 1415), и имела целью определить место женщины в политическом «теле» государства. Книга представляла собой руководство для женщин из всех социальных слоев, и К. де П. объясняла женщинам, как следует вести себя в соответствии с социальным положением. 1-я ч. трактата была адресована принцессам и благородным дамам, 2-я - женщинам и девушкам, живущим при дворе, 3-я - женщинам из др. социальных слоев. Основное внимание в произведении уделялось жизненным ситуациям, связанным с привычным кругом жен. обязанностей: управлению домашним хозяйством, воспитанию детей и т. д. Франц. кор. Изабелла Баварская пожелала иметь копии всех текстов К. де П. (созданная специально для королевы роскошная иллюминированная рукопись хранится в Британской б-ке - Lond. Brit. Lib. Harl. 4431). Писательница, к-рую к этому времени воспринимали равной придворным интеллектуалам-мужчинам, в своих письмах обращалась с наставлениями к королеве: она подчеркивала особую роль Изабеллы при короле, страдавшем приступами безумия, и напоминала о том, что главной целью гос. правления является мир. События Столетней войны, конфликт арманьяков (сторонников орлеанской ветви королевской династии Валуа) с бургиньонами (сторонниками бургундской ветви) оказывали сильное влияние на тематику сочинений К.

http://pravenc.ru/text/2462005.html

Ядро нумизматической коллекции Британского музея в XVIII в. составили собрания Р. Коттона (1571-1631) и Х. Слоуна (1660-1753), в XIX в.- кор. Георга IV (1820-1830) и Английского банка, а также ряда частных собирателей. В 80-х гг. XX в. нумизматическая коллекция достигала 650 тыс. монет, из к-рых более 85 тыс.- греческие, 84 тыс.- римские и византийские, 76 тыс.- европ. средневековые и Нового времени, 71 тыс.- восточные, 62 тыс.- из Великобритании, ее колоний и доминионов. В основу собрания Кабинета медалей Национальной б-ки Франции легла версальская коллекция кор. Людовика XV, в свою очередь включавшая монеты из королевских собраний XVI в. Общее количество монет в нач. XXI в.- более 520 тыс. экз., из них античных - 225 тыс.; монет, отчеканенных в Галлии, совр. Франции вплоть до наст. времени - 60 тыс. экз., ближневосточных - 55 тыс. экз. Берлинский мюнцкабинет (с 2007 размещен в Музее Боде) после получения в 1868 г. статуса гос. музея приобрел ряд выдающихся коллекций каролингских, германских, итальянских средневек. монет. Общее количество монет превышает 500 тыс. экз., в т. ч. 102 тыс. греческих, 50 тыс. римских, 170 тыс. византийских, средневековых и Нового времени, 30 тыс. вост. монет. Коллекции Венского мюнцкабинета постоянно пополнялись на протяжении XVII-XIX вв. Собрание насчитывает более 700 тыс. монет, медалей, банкнот, в т. ч. более 150 тыс. античных монет, 120 тыс. средневековых и Нового времени. В США крупнейшими коллекциями обладают Музей Американского нумизматического об-ва в Нью-Йорке и Национальное нумизматическое собрание при Смитсоновском ин-те в Вашингтоне, к-рое включает более 12 тыс. рус. монет из коллекции вел. кн. Георгия Михайловича. Кроме того, одна из наиболее значительных мировых коллекций визант. монет находится в музее научного центра Дамбартон-Окс в Вашингтоне. Отдел нумизматики ГЭ ведет историю с 1787 г. Сначала он относился к б-ке Старого Эрмитажа, с 1864 г. стал самостоятельным отд-нием монет и медалей. Совр. название утвердилось с 1930 г.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Сирийский Мартиролог в отличие от Иеронимова не содержит память Д. Пресв. Димитрий, упоминающийся здесь под 14 нояб. вместе с пресв. Феодотом из Ираклии Фракийской, не может быть Антиохийским епископом. Пресв. Феодот значится под этим днем и в Мартирологе блж. Иеронима, но с др. дружиной, в к-рой нет Димитрия. Скорее всего в Сирийском Мартирологе имеется в виду мч. Димитрий Дабудский , к-рый пострадал в Амапасе (Понт или Фракия) и чью память визант. синаксари дают под 15 нояб., не называя его, впрочем, пресвитером. Под 10 нояб. (10 тишрина второго) память Д. фигурирует в 2 минологиях из яковитского мон-ря Кеннешре в Сирии (в наст. время хранятся в Британской б-ке). 1-й из них входит в рукопись кон. VII в. (Add. 17 134), содержащую гимны Севира Антиохийского в переводе Иакова Эдесского , чьим автографом, возможно, и является эта рукопись (в таком случае Иакову Эдесскому может быть приписано составление минология). 2-я рукопись (Add. 14 504) относится к IX-X вв.; в обеих Д. упомянут без дружины. Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 44; 46. 3-4; VII 5. 1; 14; 27. 1; 30. 17; idem. Chronici canones: latine vertit, adauxit, ad sua tempora produxit S. Eusebius Hieronymus/Ed. J. K. Fotheringham. L., 1923. P. 301-302; Prosper Aquitanus. Chronicon integrum//PL. 51. Col. 569; Niceph. Chronogr. P. 130; Maris, Amri et Slibae de patriarchis Nestorianorum commentaria/Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1. P. 8; 1896. T. 2. P. 14; Histoire nestorienne: (Chronique de Séert). Pt. 1/Éd. A. Scher. P., 1907. Turnhout, 1993r. P. 220-223 (PO; T. 4. Fasc. 3. N 17); MartHieron. P. 141-142; Breviarium Syriacum/Éd. L. Duchesne//MartHieron. P. LII-LIV (рус. пер.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 634); Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 22, 35, 47. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46); MartRom. P. 508-509. Лит.: Болотов В. В. Что знает о начале христианства в Персии история?//ХЧ. 1900. 1. С. 91-92, 100-111, 137; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 19-20; Harnack A. Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz., 19153. Bd. 2. S. 129, Anm. 3; Peeters P. Démétrianus évêque d " Antioche?//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 288-314; idem. De S. Demetriano Antiochiae episcopo commentarius//ActaSS. Nov. T. 4. P. 384-391; MartHieron. Comment. P. 593; Van Doren R. Démétrianus, évêque d " Antioche//DHGE. Vol. 14. Col. 194; Downey G. History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961. P. 308-309; Sisto C. Demetriano di Antiochia//BiblSS. Vol. 4. Col. 550-551; Schwaigert W. Das Christentum in Khu  zista  n im Rahmen der frühen Kirchengeschichte Persiens bis zur Synode von Seleukia-Ktesiphon im Jahre 410: Diss. Marburg, 1989. S. 20-23.

http://pravenc.ru/text/172056.html

Corpus Christi. Ms. 286, 600 г.); Евангелие, украшенное таблицами канонов (Vat. Lat. 3806, VI в.); Пятикнижие Ашбернема, созданное в Италии или Испании, с большими миниатюрами, включающими многочисленные сцены, к-рые сопровождаются комментариями (Paris. Nouv. acq. lat. 2334, кон. VI - нач. VII в.). Помимо иллюстраций и орнаментального декора, украшение рукописи составляет сам материал книги; по этому принципу в особую группу выделяются рукописи, выполненные на окрашенном пурпуром пергамене: Венский Генезис, Россанский кодекс, Синопское Евангелие и Сармисахлийское Евангелие (РНБ. Греч. 537, VI в.), фрагменты к-рого находятся в Византийском музее в Афинах (Cod. 21), Ватикане (Gr. 2305), в Национальной б-ке в Вене (приплетены к Венскому Генезису), в Британском музее в Лондоне (Cot. Tit. C XV), в б-ке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке (М874), в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе (Cod. 67). Вселенский потоп. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Кон. VI — нач. VII в. (Fol. 9) Вселенский потоп. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Кон. VI — нач. VII в. (Fol. 9) Библейские иллюстрации послужили богатейшим источником для мн. монументальных росписей. Повествовательные ветхозаветные циклы и сюжеты, имевшие в христ. традиции прообразовательное значение (напр., история Ионы - прообраз Воскресения, переход через Красное м.- Крещения, Три отрока в печи - Воплощения Спасителя), изображались во фресках катакомб, широко использовались в рельефах саркофагов, мелкой пластике. В качестве примеров, прямо указывающих на иллюстрации Б. как источник, можно назвать серебряный реликварий из музея Брешии (360-380), в рельефах к-рого представлены история Иакова, Моисея, Сусанны, прор. Даниила, Ионы и мозаики центрального нефа базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440). В визант. искусстве неизвестны Б. c полным циклом иллюстраций ВЗ и НЗ; как правило, проиллюстрирована только ветхозаветная часть. Наиболее полный цикл миниатюр содержится в Б., выполненной в К-поле по заказу патрикия Льва (Библия кор.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Ок. 1405 г. И. Х. обучал Марка Евгеника . Кроме него учениками И. Х. в разное время были митр. Никейский Виссарион , Георгий Палеолог Кантакузин, Мануил Палеолог Асанопул; между 1415 и 1431 гг. учеником И. Х., вероятно, был патриарх К-польский Геннадий II Схоларий ( Hunger. 1969. S. 18). В 1405-1406 гг. мон. Нафанаил, врач госпиталя при мон-ре Иоанна Предтечи в К-поле, поручил И. Х. отреставрировать рукопись VI в. медицинского трактата Диоскорида (Венский Диоскорид; Vindob. Med. 1). Ко мн. изображениям лечебных растений в рукописи И. Х. заново написал пояснения. Возможно, И. Х. был одним из учителей медицинской школы при этом госпитале (см.: Культура Византии. Т. 3. C. 405). В 1407/8 г. И. Х. приступил к составлению сочинения дневникового типа, к-рое Х. Хунгер, обнаруживший этот автограф И. Х. в Национальной б-ке Австрии (Vindob. Suppl. 75) и издавший его ( Hunger. 1969. S. 54-63, 138-242), условно назвал «домашней книгой» (Hausbuch). Это сочинение отражает многообразие интересов И. Х.: содержит фрагменты философских, риторических, математических сочинений античных авторов, среди к-рых схолии к аристотелевской «Логике», извлечения из «Начал» Евклида и различные математические задачи. Напр., для вычисления квадратуры круга И. Х. использует текст Гиппократа Хиосского, дополненный извлечениями из комментария Симпликия к аристотелевской «Физике». В «домашнюю книгу» помещены также черновики писем разным адресатам (в т. ч. имп. Мануилу II Палеологу ), среди к-рых 2 описания болезней И. Х. (в 1404 и 1407), а также стихотворения автора. Глубокое знание астрономии демонстрируют расчеты солнечного затмения 7 июня 1415 г. ( Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 256). В столице И. Х. посещал публичные «театры» имп. Мануила II Палеолога, где в присутствии образованной публики читались философские и риторические произведения. Эти мероприятия заслужили похвалы И. Х., высоко ценившего проявляемое т. о. почтение к «мудрости, сопряженной с добродетелью» ( Медведев. 1997. С. 25). Сложно точно определить время, когда И. Х. начал церковную карьеру. Его последняя подпись как нотария датируется 1415 г., а в 1431 г. он упомянут Виссарионом Никейским как Игнатий, митр. Силимврии. Существует еще одна рукопись, созданная между 1415 и 1431 гг. и подписанная иером. Игнатием Хортазменом. Как большинство архиереев того времени, И. Х. проводил больше времени в К-поле, чем в своей митрополии. Будучи уже митрополитом, И. Х. собственноручно переписывал минеи, используя для этой цели палимпсесты . В Британской б-ке хранится палимпсест, содержащий февральскую минею (Lond. Brit. Lib. Add. 31919), датированный 4 апр. 1431 г., с автографом-посвящением И. Х.: «Церкви самой бедной и самой маленькой из всех» ( Hunger. 1969. S. 18). Виссарион Никейский упомянул, что И. Х. одобрительно относился к унии Церквей.

http://pravenc.ru/text/471546.html

Л. писал статьи по всем темам, на которые не удавалось найти узкого специалиста, но больше всего по церковной археологии и литургике. Начиная с 1-й ч. 3-го тома (издана в 1913) имя Л. стало указываться на обложке тома в качестве соредактора Каброля. Несмотря на то что Л. не имел специального образования в области археологии и церковного искусства и никогда не участвовал в раскопках (более того, даже не посещал тех мест и не видел памятников, о к-рых писал), ему принадлежат обобщающие работы «Христианская Африка» (1904) и «Христианская Испания» (1906), а также учебник «Христианские древности от истоков до VIII в.» (1907). Учебник, отличающийся систематичностью изложения, обширной библиографией и по сути подводящий итог исследованиям XIX - нач. XX в., сразу же обрел популярность и был переведен на нем. язык (неск. раз переиздавался). В 1907 г. Л. приступил к переводу на франц. язык «Истории Соборов» К. Й. фон Гефеле ( Hefele C. J. Histoire des conciles d " après les documents originaux: Nouvelle traduction française corrigée et augmentée. P., 1907-1931. Vol. 1-9). Л. дополнял тома новой справочной информацией, своими исследованиями, исправлял ошибки оригинального издания. Именно переводное издание Л. получило наибольшее признание и распространение в научном мире. Поскольку Л. больше времени проводил в читальном зале б-ки Британского музея (ныне Британская б-ка), чем в своем аббатстве, в 1908 г. он поселился в Лондоне при Итальянском госпитале на Куин-сквер, недалеко от б-ки, а после начала первой мировой войны переехал в монастырь Сестер Сиона в Бейсуотере, где служил в качестве капеллана. С этого времени он практически не покидал Лондон. Ежедневно в 6 часов утра он служил для сестер мессу, затем молился по Бревиарию, а с 9 утра и до позднего вечера работал в читальном зале Британского музея. Получив однажды 2-месячный отпуск по состоянию здоровья, Л. провел его в Национальной б-ке в Париже. Хотя Л. до конца жизни был очень религиозен и негативно отзывался о либеральной теологии и новых критических методах, в 1918 г.

http://pravenc.ru/text/2463357.html

Хотя О. еще с 1865 г. считал себя православным ( Kahle W. Westliche Orthodoxie: Leben und Ziele Julian Joseph Overbecks. Köln, 1968. S. 21), он не присоединялся к правосл. Церкви, т. к. прежде хотел добиться разрешения на сохранение зап. литургического обряда. Осуществление своего плана О. и его сторонники видели в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью как наиболее преуспевшей в деятельности на благо всего христ. мира, самостоятельной и открытой в отличие от Поместных Восточных Церквей, находившихся в то время под гнетом Оттоманской порты. Поэтому 1-й контакт с Православием община О. установила, обратившись в рус. посольство в Лондоне. Настоятель рус. церкви в Лондоне прот. Е. Попов передал обращение О. в Синод, где проект О. был воспринят неоднозначно. Еще в 1865 г. прот. Е. Попов писал обер-прокурору Синода Д. А. Толстому о возможности осуществления плана О. и о его желании перейти в Православие в сущем сане. Толстой передал это письмо свт. Филарету (Дроздову), к-рый призвал к осторожности в вопросе объединения Церквей, относительно же принятия О. в сущем сане высказался отрицательно, т. к. это нарушило бы древние каноны ( Филарет (Дроздов), митр. Письмо к обер-прокурору Синода, гр. Д. А. Толстому, о бывшем римско-католическом пасторе в Вестфалии, Овербеке от 24 июня, 1865// Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1885. Т. 2. С. 711). При посредничестве прот. Е. Попова были установлены контакты между О. и А. А. Киреевым, адъютантом и другом вел. кн. Константина Николаевича, а также сестрой Киреева О. А. Новиковой, жившей в Лондоне (О. состоял с Новиковой в длительной переписке, его письма к ней хранятся в Британской б-ке); великий кн. Константин стал оказывать поддержку проекту О. В это же время прот. Е. Попов убедил О. прежде официально перейти в Православие и лишь потом обратиться в Синод. В июне 1869 г. О. через таинство Миропомазания был присоединен к Православию в посольском храме Успения Божией Матери, о чем обер-прокурор Синода Толстой лично доложил имп. Александру II. На полях этого письма оставлена запись, сделанная императором: «Очень рад!» (РГИА. Ф. 797. Оп. 205. Д. 396: Журналы комиссии при Синоде по рассмотрению предложения доктора Овербека о создании правосл. Англ. Церкви. Л. 47). Обсуждение проекта О. в Синоде РПЦ.

http://pravenc.ru/text/Овербек.html

1. «Наставления» (Instructiones; CPL, N 1470; PL. 5. Col. 201-262; CSEL. Vol. 15. P. 3-114; CCSL. Vol. 128. P. 3-70). Текст сохранился лишь в 1 древней рукописи IX в. (Codex Cheltenhamensis Berolin. SB. Phillipps. 1825); впервые опубликован Н. Риго в 1649 г. «Наставления» представляют собой 80 стихотворных глав, состоящих из акростихов разных размеров, написанных гекзаметром, так что каждый акростих образует название или тему главы. Исключение составляют акростихи I 35 и II 15, начальные буквы которых соответствуют буквам лат. алфавита . Кроме того, акростих I 28 представляет собой также телестих. В поэме можно выделить 2 книги, или части: апологетическую (1-45) и церковно-дисциплинарную (46-80). В 1-й ч. К. жестко и саркастично критикует языческие религии и многобожие (I 2-23), равно как иудаизм и иудействующих язычников (I 24-40). В последних главах К. излагает свои эсхатологические взгляды (I 41-45). Во 2-й ч. говорится о членах церковной общины и о нравственно-религ. требованиях, которые к ним предъявляются: об оглашенных (II 1), о верующих (II 2-3), кающихся (II 4), вероотступниках (II 5, 7), младенцах (II 6), воинах Христовых (II 8), беглецах (II 9), плевелах (II 10), лицемерах (II 11), матронах (II 14-15), церковном народе в целом (II 16), готовящихся к мученичеству (II 17), чтецах (II 22), диаконах («служителях» - II 23), епископах («пастырях» - II 24, 33), пресвитерах (II 25), клириках в целом (II 30). Также К. говорит о бегстве от мира (II 12), о том, каким должен быть христианин (II 13), о борьбе со страстями (II 18-20), об обманчивом мире (II 21), о посещении немощных (II 26), о нищих (II 27), смерти и похоронах (II 28-29), молитве (II 34). В последнем акростихе поэмы, обобщающем нравственно-религ. требования в эсхатологической перспективе, приводится имя ее автора, если начальные буквы стихов прочитать снизу вверх: Commodianus mendicus Christi (Коммодиан, нищий Христов - II 35). 2. «Апологетическая поэма» (Carmen apologeticum), или «Поэма о двух народах» (Carmen de duobus populis; CPL, N 1471; PLS. 1. Col. 75-101; CSEL. Vol. 15. P. 115-188; CCSL. Vol. 128. P. 73-113). Текст сохранился также лишь в 1 рукописи VIII в., хранящейся в настоящее время в б-ке Британского музея (Codex Mediomontanus - Lond. Brit. Mus. Add. 43460); впервые опубликован кард. Ж. Б. Ф. Питрой в сер. XIX в. ( Pitra. 1852. P. 21-49). Хотя в рукописи отсутствует название и имя автора, совпадение нек-рых стихов (напр.: Commod. Instruct. I 29. 1= Idem. Carmen apol. 229), близость богословских идей, лит. стиля, стихотворного размера и лингвистических особенностей позволили без труда установить ее принадлежность К.

http://pravenc.ru/text/1841856.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010