Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 9.07.1899, г. Сен-Никола (фламандское Синт-Никлас), Вост. Фландрия, Бельгия - 26.05.1980, Дюссельдорф, Германия), архиеп. Дюссельдорфский. Род. в католич. семье из старинного фламандского рода, многие члены к-рого посвятили себя служению католич. Церкви. В 1912-1917 гг. обучался в общеобразовательном колледже св. Варвары в Генте (Вост. Фландрия). В 1917-1919 гг. изучал философию в ин-те свт. Николая. 30 окт. 1919 г. поступил послушником в бенедиктинский мон-рь св. Андрея близ Брюгге (Зап. Фландрия), был наречен Мавром во имя любимого ученика прп. Венедикта Нурсийского , принес монашеские обеты и пребывал в обители до 1921 г. Продолжал изучать философию, с 1921 по 1925 г.- богословие в колледже бенедиктинцев Мон-Сезар (аббатство Кейзерсберг), являющемся филиалом Лёвенского ун-та. В сент. 1924 г. еп. Гентским Сегерсом рукоположен во диакона, 9 авг. 1925 г. архиеп. Мехелен-Брюссельским Дезире-Иосифом, кардиналом Мерсье, примасом Бельгии,- во иеромонаха. В эти годы иером. Мавр посещал богослужения по визант. обряду, под влиянием к-рых увлекся византологией и в 1925-1927 гг. начал изучать древние литургию, патрологию и каноническое право в Восточном папском ин-те в Риме . Одновременно преподавал каноническое право в мон-ре в Амей-сюр-Мёз, где богослужение совершалось и по зап., и по вост. обрядам (с 1939 в мон-ре Шевтонь , Бельгия). Осознав внутреннее стремление к Православию, иером. Мавр в 1928 г. беседовал об этом в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским) , управляющим рус. приходами в Зап. Европе, встречался также с крупным богословом проф. прот. С. Н. Булгаковым . 14 апр. 1929 г., в Страстную пятницу, митр. Евлогий в ц. прп. Сергия Радонежского при Православном Богословском ин-те св. Сергия в Париже совершил присоединение иером. Мавра к правосл. Церкви в сущем сане с наречением ему имени А. в честь свт. Алексия, митр. Московского. По благословению митр. Евлогия в 1929-1945 гг. А. служил священником в Англии. В предвоенное десятилетие вел исследовательскую работу по патрологии и древним литургиям в Британском музее в Лондоне и в б-ке Оксфорда , а также изучал визант. искусство и раннюю христ. архитектуру в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, читал лекции по патрологии и древним литургиям в Оксфорде (1929-1939) и Кембридже (1939-1944).

http://pravenc.ru/text/64648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [серб. Jakob], митр. Серрский Сербской Православной Церкви (40-60-е гг. XIV в.). Впервые упоминается в 1343 г., когда серб. кор. Стефан IV Душан (с 1345 г.- царь) поставил его строителем и игуменом мон-ря св. Архангелов близ Призрена; во время строительства мон-ря жил в метохе во имя прп. Петра Коришского. Возможно, ранее он был монахом на Синае. После завоевания Стефаном Душаном г. Серры (ныне Серес) И. был поставлен митрополитом Серрским. Благодаря знанию греч. языка, сохранил часть визант. клира в митрополии. Поддержал возведение Сербской Церкви в ранг Патриархии, не признанное К-польским патриархом Каллистом I , поэтому после смерти Душана положение митрополита в Серрах было неустойчивым. Принимал активное участие в гос. делах: заседал в гос. Соборе, в 1346 г. участвовал в коронации Стефана IV Душана, в мае 1349 г.- в утверждении и дополнении его Законника. В нояб. 1354 г. был на Соборе в Серрах, на к-ром патриархом Сербским был избран Савва IV . Состоял советником у царицы Елены ( Евгении , прп.), к-рая после смерти мужа, Стефана IV Душана (1355), управляла выделенным ей княжеством с центром в г. Серры. Последний раз И. упоминается в нояб. 1360 г.; его преемник Савва занял кафедру ранее авг. 1365 г. В 1352/53 г. И. получил в дар ц. свт. Николая Чудотворца на р. Пчиня с земельными угодьями (после его смерти передана мон-рю св. Архангелов). Сохранилась грамота, данная И. в 1355 г. афонскому мон-рю Филофея с подтверждением границ одного из его метохов ( 1992. С. 66-67). И. известен как книголюб. В сент. 1354 г. по его указанию в ц. святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата в г. Серры было переписано роскошное Евангелие на пергамене (найдено в 1857 в мон-ре св. Павла на Афоне англ. путешественником Р. Керзоном и позднее подарено Британскому музею; в нем сохр. изображение И., молящегося Спасителю ( J. Српске мuhujamype. Београд. 1983. С. 43, 51, 102-103, 119), и пространное лит. послесловие ( Записи. 1. N 103)). В сент. 1359 г. отправил неск. книг в мон-рь вмц. Екатерины на Синае («Пресвятой Богородице Синайской») для слав. насельников этой обители, в т. ч. заказанные им монахам афонского мон-ря Зограф списки нового перевода постной и цветной Триоди, выполненного незадолго до этого болг. книжниками (хранятся и ныне в монастырской б-ке). Оба списка Триоди сопровождаются кратким стихотворением И. о Синае (Там же. N 116; Стара Београд, 19722. С. 562). С именем И. известен также канон на греч. языке, предназначенный для чтения ночью. На церковных и светских документах, написанных на греч. языке, И. подписался по-славянски (1357, 1359).

http://pravenc.ru/text/200263.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Ки, епископ Девонский и Корнуолльский (†VI век, память 5 ноября) Британский святой Ки (Kea), или Кей (Kay), или Ке (Ke), или Кенан (Kenan), или Ке (Quay) оставил свое имя в Ки (Kea), что в Корнуолле и в ландки (Landkey), что в Девоне, где его почитают по сей день. Он прожил часть своей жизни и отошел ко Господу в Бретани, где его почитают как Святого Ке, в частности, в Сан-Ке, что в северной Бретани и в Сан-Ке-Портрие, что близ Сан-Бриека (Saint Brieuc). Некоторые детали его жизни представляются авторам жизнеописания сомнительными. Вероятно, Ки, Фили (Fili) и Святой Руадан (Ruadan, память 15 апреля), путешествуя из Гластонбери в Девон и Корнуолл, основали церкви и монастыри. Имеются сведения о благородном происхождении Ки и о его взаимоотношениях со Святым Гильдой (Gildas, память 29 января), который, как считают, изготавливал колокольчики. На картинах из Бретани Святого Ки изображают как епископа, пашущего на семи оленях. Иногда его изображают с потоками воды, которые он извел из скалы, ударив по ней. К святому Ки обращаются при зубной боли. Другое Житие. Приблизительно в пятом столетии молодой Ирландский монах с тоской наблюдал, как его братья-монахи отправлялись с южного побережья Ирландии, чтобы проповедовать Слово Божие язычникам в Англии. Его огорчение оттого, что он остался, было столь велико, что во время молитвы он упал в обморок и оказался в полом гранитном валуне. По пробуждении, он обнаружил, к своему изумлению, что сам он стоит на коленях, а валун плывет. Так он плыл день и ночь, через шторм и бурю, пока, наконец, камень мягко не пристал к берегу реки Фал (Fal), в том месте, что известно как Ручей Черчтаун (Churchtown Creek). Там монах основал монастырь. Его имя было Ки. История. На самом деле, действительно был молодой монах по имени Ки, также известный как Че (Che), или Лан-те-Ке (Lan-te-Ke), или Ландеги (Landegea), и он был одним из наименее известных Корнуолльских Святых. Он был сыном благородных родителей. Из-за способностей к наукам он был рукоположен в духовенство в раннем возрасте, и вскоре должен был стать епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Alexandrinus], пергаменная рукопись греч. Библии сер. V в. унциального письма в 2 столбца по 46-52 строки в каждом. Формат 32 ´ 26 см. Сохранилось 773 листа предположительно из 822. Различия в почерках свидетельствуют о неск. переписчиках, однако их число точно не установлено. Предположительное место создания - Египет, хотя также называют К-поль. Первоначально однотомный А. к. был в XVII в. переплетен в 4 тома (3 тома - ВЗ, 1 т.- НЗ и 1 и 2 Клим). На переплетах герб кор. Англии Карла I Стюарта. Хранится в Британской библиотеке (Royal 1 D. V-VIII). Имеющаяся в А. к. араб. запись приписывает его создание св. мц. Фекле . По сообщению Кирилла Лукариса , Фекла, египтянка благородного происхождения, написала А. к. вскоре после Вселенского I Собора (325). Однако наличие в нем более позднего по времени сочинения свт. Афанасия Великого опровергает эту датировку. Согласно лат. записи XVII в., сделанной на первом листе, А. к. с 1098 г. хранился в Александрийской Патриаршей б-ке, от к-рой и происходит его название. Не исключена также возможность того, что А. к. был доставлен в Александрию из К-поля на рубеже XIII-XIV вв. Патриархом Александрийским Афанасием III Синаитом . В свою очередь Кирилл Лукарис, будучи избран на Виленскую кафедру, привез А. к. в К-поль и в 1624 г. передал его через англ. посла в К-поле для сохранности кор. Англии Якову I . Но последний умер, прежде чем рукопись была доставлена в Лондон. Ее получателем в 1627 г. стал кор. Карл I. С 1757 г. А. к. находится в Британской б-ке. А. к. содержит все канонические и неканонические книги ВЗ, НЗ и послания свт. Климента Римского (судя по оглавлению, признаваемые частью НЗ). Перед Псалтирью помещены Послание свт. Афанасия Великого Марцеллину, «Обозрение псалмов» Евсевия Кесарийского и богослужебный указатель; далее следуют 14 библейских песен . Текст Четвероевангелия сопровождается делением на т. н. Аммониевы главы (см. Гармонизация евангельская ).

http://pravenc.ru/text/64462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИЛЛЬМАН [нем. Dillmann] Кристиан Фридрих Август (25.04.1823, дер. Иллинген, Вюртемберг - 4.07.1894, Берлин), нем. библеист, семитолог, основоположник совр. эфиопистики. Род. в семье директора школы. Начальное образование получил от отца и местного священника. В 12 лет был отдан в гимназию Штутгарта, а через год перешел в богословскую семинарию в мон-ре Шёнталь, где изучал древние языки и основы теологии. С осени 1840 г. обучался на теологическом фак-те Тюбингенского ун-та, проходя 4-годичный курс богословия и философии у Ф. К. Баура . Выдержав в конце обучения экзамен по теологии, Д. стал заниматься вост. языками под рук. проф. Г. Эвальда , к-рый, по-видимому, и привил ему интерес к языку геэз и памятникам эфиоп. письменности. По прошествии года занятий в течение 6 месяцев исполнял обязанности викария в Зерсхайме. В мае 1846 г. в Тюбингене Д. получил степень д-ра философии и отправился на 2 года изучать эфиоп. рукописи, хранящиеся в б-ках Парижа, Лондона и Оксфорда, что послужило возрождению эфиоп. исследований в Европе XIX в. В 1847-1848 гг. он подготовил каталоги эфиоп. рукописей Британского музея (ныне хранятся в Британской б-ке) и Бодлианской б-ки в Оксфорде, затем приступил к работе над грандиозным проектом издания эфиоп. текста ВЗ, к-рую не удалось завершить. Из задуманных 5 томов были изданы 3 (Восьмикнижие (Т. 1), Книги Царств (Т. 2), Книги Варуха, Товита, Иудифи, Екклесиаста, а также ряд апокрифов , которые Эфиопская Церковь признает каноническими (Т. 5)). Отдельно им был опубликован текст Книги прор. Иоиля на геэзе. Вернувшись в Тюбинген, Д. с 1848 по 1851 г. был префектом на богословском семинаре в ун-те, затем получил право читать лекции по ВЗ и проводить занятия по вост. языкам. В нач. 1853 г. он стал экстраординарным профессором теологии и в следующем году был приглашен преподавать вост. языки в Киле (сначала экстраординарный, с 1860 ординарный профессор). В 1862 г. корпорация богословов Лейпцига наградила Д. почетной степенью д-ра теологии honoris causa, а еще через 2 года он принял кафедру ветхозаветной экзегезы на теологическом фак-те в Гисене. В эти годы он в одиночку заложил основы классической эфиоп. филологии, подготовив и опубликовав грамматику, словарь и хрестоматию языка геэз, к-рые до наст. времени сохраняют научно-педагогическое значение.

http://pravenc.ru/text/172036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНИАТЮРА Вход Господень в Иерусалим. Пророки. Миниатюра из Россанского кодекса. VI в. (Епархиальный музей, Россано. Ms. 042. Fol. 1v) Вход Господень в Иерусалим. Пророки. Миниатюра из Россанского кодекса. VI в. (Епархиальный музей, Россано. Ms. 042. Fol. 1v) В книге - элемент декора; изображение, иллюстрирующее или комментирующее текст. М. может быть полностраничной и предварять всю книгу (выходная М.) или к.-л. ее часть (фронтиспис), занимать часть листа, будучи при этом встроенной в блок текста, или располагаться на его полях и в таком случае нередко быть визуальным комментарием к нему. М. может размещаться внутри орнаментальной заставки. Название «миниатюра», подразумевающее небольшой размер, употребляется по отношению к произведениям различных видов изобразительного искусства, не связанным с книгой (портретные, рельефные). Первыми М. были, вероятно, рисунки на егип. папирусных свитках, самые древние из к-рых относятся к XV в. до Р. Х. В эпоху античности свитки, а примерно с III-IV вв. по Р. Х. кодексы, особенно те, к-рые содержали естественнонаучные сочинения, имели иллюстрации. Однако говорить о М. как об особом жанре изобразительного искусства можно, по-видимому, с IV в., когда иллюстрации приобрели знакомый совр. читателю облик: законченные композиции, напоминающие картины уменьшенного размера, с обрамлениями или без, с пейзажными и архитектурными фонами, иногда с дополнительными деталями, имеющими только художественное значение. М. просуществовала до того момента, когда рукописным книгам окончательно пришли на смену печатные; тогда ее сменила книжная графика . Крупнейшие собрания иллюстрированных рукописей (до неск. тыс.) находятся в Италии (Ватиканская б-ка, Лауренцианская б-ка во Флоренции, Национальная б-ка св. Марка в Венеции, Амброзианская б-ка в Милане и др.), во Франции (Национальная б-ка Франции в Париже), в Великобритании (Британская б-ка в Лондоне, Бодлианская б-ка в Оксфорде), в Австрийской национальной б-ке в Вене, Гос. б-ке в Берлине, в б-ках афонских монастырей и б-ке монастыря вмц. Екатерины на Синае. В России самыми большими коллекциями обладают ГИМ, РНБ, РГБ и РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2563264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Йоханнэс Мадаббар; эфиоп.      ] ( вскоре после 700), еп. Никиуский в юрисдикции Коптской Церкви , автор всемирной хроники, сохранившейся в переводе на геэз . О жизни И. имеются крайне отрывочные и скудные сведения, гл. обр. в «Истории Александрийских патриархов» . Время архиерейской хиротонии И. неизвестно. Он занимал епископскую кафедру г. Никиу (П(е)шати), остатки к-рого, как предполагают, частично находятся на территории совр. поселения Завиет-Разин, расположенного близ г. Минуф в зап. части дельты Нила. В 686 г. И. занимал пост апотрита (руководителя или контролера; точные функции неясны) епископов В. Египта и в этом качестве в 690 г. участвовал в выборах копт. Александрийского патриарха Исаака. В составе торжественной процессии И. сопровождал патриарха в Александрию из Фустата, где его избрание утвердил наместник Египта Абд аль-Азиз ибн Марван, брат халифа Абд аль-Малика. Ок. 694 г. следующий патриарх Симеон I назначил И. управляющим (араб.- мудаббир; отсюда его эфиоп. прозвище Мадаббар) егип. монастырями. Однако вскоре И. приказал так жестоко наказать монаха, виновного в изнасиловании монахини, что тот скончался от полученных побоев. И. был обвинен в превышении власти, снят с должности и решением собора епископов лишен архиерейского сана. Хроника И. сохранилась в переводе на геэз в 4 списках, к-рые находятся в Национальной б-ке в Париже (Paris. aeth. 123. Fol. 62-138; Paris. Abbadie. 31. Fol. 104-165), в Британской б-ке в Лондоне (Lond. Brit. Lib. Orient. 818) и в Национальной академии деи Линчеи в Риме (Lincei. Conti Rossini. 27. Fol. 1-120). Рукописи Paris. aeth. 123 и Lond. Brit. Lib. Orient. 818 были положены в основу единственного издания этой хроники Г. Зотанбером (2 др. списка были ему недоступны; их систематическое сопоставление с изданным текстом пока не проводилось). Текстологическое исследование 90-й и 91-й глав рукописи Paris. Abbadie. 31, выполненное М. Роденсоном, показало, что расхождения с текстом, изданным Зотанбером, незначительны, но в нек-рых случаях рукопись содержит предпочтительные варианты чтений. Благодаря колофону рукописи удалось установить, что эфиоп. переводчик этого сочинения - Махерка (Мэхрэка) Денгель, автор 1-й ч. хроники царя Эфиопии Сисиния . В то время Махерка Денгель был ярым монофизитом, но затем его обратил в католичество иезуит Педро Паэс; он скончался по пути в изгнание в начале правления царя Василида . Вместе с ним над переводом работал копт. диак. Кэбрэяль (Гавриил) из клира ц. мч. Иоанна в Кальюбе, упоминаемый в колофонах др. списков. Перевод был осуществлен за 3 месяца (1 авг.- 29 окт. 1601) по повелению Марьям Сэна (тронное имя Малак Могаса), вдовы царя Сарца Денгеля, и «начальника эфиопского войска» Афанасия.

http://pravenc.ru/text/469432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОТТОНОВСКИЙ ГЕНЕЗИС Авраам просит Бога помиловать Содом и Гоморру. Миниатюра из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI. Fol. ?) Авраам просит Бога помиловать Содом и Гоморру. Миниатюра из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI. Fol. ?) Древнейшая иллюстрированная рукопись с текстом кн. Бытие, сохранившаяся в виде нескольких обугленных фрагментов (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI). Известно, что в XIII в. ряд ее миниатюр был использован в качестве образцов мозаичистами, украшавшими атриум собора Сан-Марко в Венеции. Возможно, манускрипт был привезен туда одним из участников 4-го крестового похода. К 1575 г. рукопись оказалась в Англии; считается, что она в разное время принадлежала кор. Генриху VIII, кор. Елизавете I и сэру Дж. Фортескью (ум. в 1607); к 1611 г. находилась в коллекции сэра Р. Б. Коттона, потом - у сэра Г. Савила, после него - у Т. Говарда, гр. Арундела (ум. в 1646); в период до 1691 во время пожара была выкуплена у его наследников сэром Дж. Коттоном. В 1702 г., после смерти Коттона, манускрипт перешел в собственность гос-ва. В 1731 г. во время пожара в б-ке лорда Коттона в лондонском Ашбернемском доме рукопись сильно пострадала: мн. листы сгорели, у оставшихся потемнел и сжался пергамен, изменился цвет. Когда в 1753 г. открылся Британский музей, К. Г. был передан ему. Между 1842 и 1856 гг., при хранителе рукописей Британского музея сэре Ф. Маддене, поврежденные фрагменты манускрипта были отреставрированы и закреплены на новой основе. Десять листов рукописи, в 1784 г. оказавшиеся в Бристоле, также были переданы в Британский музей (с 1928 - на хранении, в 1962 выкуплены музеем). После создания Британской б-ки манускрипт вошел в ее собрание. Встреча Лота с жителями Содома. Миниатюра из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI. Fol. ?) Встреча Лота с жителями Содома. Миниатюра из Коттоновского Генезиса (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI. Fol. ?)

http://pravenc.ru/text/2458901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (ок. 640-724), епископ арабов, сир. монофизитский церковный деятель и писатель. Его детство прошло в одном из округов Антиохийской епархии, где в селении близ г. Гиндар (совр. Джандарис, Сирия) ему довелось ок. 650 г. участвовать в качестве служки в приеме прибывшего туда яковитского еп. Антиохии Сергия Закунайи. Учителем Г. был периодевт Гавриил, затем Г. обучался у еп. Иакова Эдесского, после смерти к-рого в 708 г. завершил его «Шестоднев». Г. был рукоположен в нояб. 686 г. и стал «епископом языков» (сир.        ) - танухайе, туайе и акулайе, т. е. араб. племен танухитов и таййитов, а также оседлого населения Куфы (сир. название - Акула) и ее окрестностей. По всей видимости, его кафедра находилась в Хире . Наделенный лит. талантом, Г. сочинял духовные стихи о монашеской жизни и об освящении елея (изд. В. Рисселем), гомилии (изд. К. Маквеем и Ф. Рийе). Особую известность получили послания Г. пресв. отшельнику Йешуа (Иисусу). В них даны обстоятельные ответы на вопросы по церковной истории (в частности, о деяниях св. Григория Просветителя ), экзегезе, догматике, литургике, календарным исчислениям и астрономии. Изданы частично их тексты ( Lagarde . 1858), в т. ч. с переводом на латынь (Ж. Форже; Ж. Гаритт) и немецкий ( Ryssel . 1893), вышел их полный нем. перевод ( Ryssel . 1891. P. 44-129). 2 комментария Г. на яковитскую литургию ( Connolly, Codrington . 1913) были предназначены для непосредственного использования в богослужебной практике и снискали популярность среди духовенства. Также опубликованы философские произведения Аристотеля: «Категории», «О истолковании», обе книги «Первой аналитики», переведенные Г. с греческого на сирийский, а также введения Г. к этим переводам ( Furlani . 1923, 1933, 1935, 1939). Его комментарии к «Категориям» и «Первой аналитике» пока остаются в рукописях. Нек-рые произведения Г. известны только по цитатам из трудов др. авторов. Рукописи сочинений Г. хранятся в Британской (Лондон) и Бодлианской (Оксфорд) б-ках, Национальной б-ке Франции (Париж), в б-ках Ватикана, Лейдена, Чикаго и др.

http://pravenc.ru/text/164243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИПСА КОНСТАНТИНА МОНАСТЫРЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ [Греч. Μον το Λιβς, Μον τς περαγας Θεοτκου το Λιβς; мон-рь Пресв. Богородицы Липса; тур. Фенари-Иса-джами] женский мон-рь, основанный в долине р. Ликус Константином Липсом, сановником и друнгарием (главой) визант. флота имп. Льва VI (886-912), представляет собой один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся средневек. памятников визант. К-поля. Единственные архитектурные постройки, сохранившиеся от некогда большого монастырского комплекса,- ц. Богоматери Панахранты (Непорочной), т. н. сев. церковь, освященная в 907/8 г. в присутствии императора, и пристроенная к ней во 2-й пол. XIII в. по инициативе имп. Феодоры, жены имп. Михаила VIII Палеолога , ц. во имя св. Иоанна Крестителя, т. н. юж. церковь ( Millingen. 1912). Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Липса в К-поле. 908 г. Реконструкция А. Миго Церковь Пресв. Богородицы мон-ря Липса в К-поле. 908 г. Реконструкция А. Миго После смерти мужа Феодора удалилась в мон-рь, к-рый был ее усилиями отреставрирован и расширен. Здесь она, приняв постриг с именем Евгения, провела остаток жизни († 1303). Один из аркосолиев в юж. нефе с вост. стороны связывается с местом погребения имп. Феодоры ( Macridy. 1964). В юж. церкви позднее были похоронены мать Феодоры, Анна, и ее дочери Ирина, Евдокия и Анна, а также сын Константин († 1306), брат имп. Андроника II Палеолога, 1-я жена имп. Андроника III Палеолога имп. Ирина († 1324), имп. Андроник II († 1332) и 1-я жена Иоанна VIII Палеолога имп. Анна Васильевна Палеолог (Московская) († авг. 1417) (Ibid. 1964; Marinis. 2009). Архитектурный комплекс мон-ря на более поздних этапах существования включал здание больницы и др. сооружения, связанные с повседневной жизнью монашеской общины ( Janin. Églises et monastères. 1953. P. 307; Majeska. 1984). Документальные письменные свидетельства, относящиеся к ранней истории Л. м., фрагментарны. В частности, упоминания о протоспафарии Липса встречаются в сочинении имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (De administrando imperii. 43. 42-76); дата освящения мон-ря 907/8 г. содержится в Хронике Симеона Логофета (X в.). Более полные и точные данные о Л. м. имеются в визант. источниках последующего периода, напр. в Типиконе мон-ря, составленном имп. Феодорой между 1294 и 1301 гг. (или с 1282 до 1300); копия хранится в Британской б-ке в Лондоне (Lond. Brit. Lib. Add. 22748) (см.: Delehaye. 1921; Talbot. 2000). В нем содержатся сведения о жизни обители и о работах, к-рые в ней проводились.

http://pravenc.ru/text/2110542.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010