Война до сих пор таится в этой земле и ждет новых жертв. Как-то тракторист, расширяя проход в валу для проезда монастырской техники, чуть было не подорвался на противотанковой мине. В другой раз, при прокладке газопровода, обнаружили склад снарядов, а очищая фундамент, строители наткнулись на неразорвавшуюся лимонку. Про найденные в огороде патроны и гильзы, остатки бомбы и хвост от ракеты «Катюши» и говорить нечего, насельницы почитают такие находки за обычное дело. Но было время, когда война напоминала о себе в монастыре особым образом. Как только сестры обустроились на новом месте, там начались необъяснимые явления. Ночью в коридоре они слышали чей-то неразборчивый разговор, стуки в стену, шаги по крыше. А однажды в келье настоятельницы сама собой распахнулась незапертая дверь и раздался гулкий стук подкованных сапог. Сейчас матушка вспоминает об этом с улыбкой, а тогда было очень страшно. Все прекратилось, лишь когда по благословению епископа Брестского и Кобринского Софрония (Ющука) они заочно отпели всех, кто здесь погиб. Варенье в казематах Свято-Рождество Богородицкий монастырь появился здесь гораздо раньше крепости — впервые как мужская обитель он упоминается в летописях в 1480 году. Но в 1836 году, при начале строительства крепости, монастырь был закрыт. На его месте построили двухэтажный Волынский форт. После войны там до 1994 года квартировали пограничники. А шесть лет назад здесь вновь открылся монастырь: сейчас в нем и монастырском скиту живут две схимонахини, шесть монахинь, четыре инокини, десять послушниц и четыре трудницы. – Пограничники помогали восстанавливать монастырь и охраняли насельниц от сатанистов, проводящих свои ритуалы в развалинах соседнего Бернардинского монастыря Начиналась монастырская жизнь в суровых «военно-полевых» условиях: с уходом военных местные жители растащили все, кроме стен и бетонного пола. «Не было ни денег, ни запасов продуктов, ни стройматериалов. Не было и своего храма, поэтому на службы мы ходили в Никольский собор Цитадели, — вспоминает мать Александра. — Но с первого же дня мы чувствовали заступничество преподобномученика Афанасия Брестского (в XVII веке настоятель монастыря, борец с Брест-Литовской унией, принявший от рук униатов мученическую кончину. — А. Р.). Отовсюду нам жертвовали продукты, теплые вещи, дрова, мебель или стройматериалы». Были и просто чудесные случаи. «Например, за обедом матушка Александра объявляет: сестры, сметаны на ужин не будет, купили цемент. Вечером приходит бабушка, приносит трехлитровую банку сметаны, — рассказывает матушка Арсения. — Или делает сестра Валентина закрутки на зиму, кончилось постное масло. “ Терпи, мать, купили плитку, масла не будет ” , — отвечает игуменья. Да я потерплю, а вот продукты? Вечером приезжает предприниматель, что возит продукты из Польши, и жертвует банку постного масла».

http://pravoslavie.ru/37544.html

Сторонники сохранения единства с Московским Патриархатом в противовес автокефалистам создали Ковельский церковный совет во главе с вернувшимся в Ковель к осени 1941 г. Черновицким и Хотинским еп. Дамаскином (Малютой) , который был изгнан из Буковины румын. духовенством. Ковельский церковный совет состоял в юрисдикции автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с митр. Алексием (Громадским). Дамаскин (Малюта) получил титул «епископ Ковельский и Любомльский» не позднее сент. 1941 г. (1-е документальное упоминание), 8 дек. 1941 г. был переведен на Каменец-Подольскую кафедру. Еп. Дамаскин, архим. Иоанн (Лавриненко), ковельский благочинный прот. Ипатий Червинский и др. духовные лица остановили распространение автокефалистского раскола в Ковельском окр. 9 дек. 1941 г. на очередном Соборе автономной УПЦ в Почаевской лавре архим. Иоанн (Лавриненко) был хиротонисан во епископа Ковельского, викария Волынско-Житомирской епархии. Хиротонию совершили митр. Алексий (Громадский), архиепископы Антоний (Марценко) и Симон (Ивановский) , еп. Вениамин (Новицкий) . Прот. Ипатий Червинский был избран главой Ковельского церковного совета. Местные украинские националистические деятели, в частности прот. Иоанн Губа, в янв.-февр. 1942 г. организовали травлю еп. Иоанна в прессе. В марте 1942 г. по рекомендации бывш. Брестского еп. Венедикта (Бобковского) , переведенного в Гродно, на соборе духовенства Брестской епархии еп. Иоанн (Лавриненко) был избран на Брестскую кафедру. Избрание было утверждено на очередном Соборе автономной УПЦ в Почаевской лавре 30 апр. 1942 г. При этом за еп. Иоанном была оставлена также Ковельская кафедра, он имел титул «епископ Ковельский и Брестский», оставаясь викарием Волынско-Житомирской епархии. В авг. 1942 г. Иоанн стал правящим архиереем и получил титул «епископ Брестский и Кобринский» в связи с передачей приходов Ковельского окр. под управление Иова (Кресовича) , хиротонисанного 24 июля 1942 г. во епископа Луцкого, викария Волынской епархии. 8 окт.

http://pravenc.ru/text/1841606.html

Тотчас после брестского собора, митрополит Рагоза окружным посланием от 10 окт. к православным духовным и мирянам, объявил об этом событии, укоряя восточную церковь в расколе и отказываясь от общения с ней. В ответ на это протосинкелл вселенского патриарха Никифор окружной грамотой от 11 окт. объявил об отлучении от церкви митрополита и принявших унию епископов и прочих духовных лиц, благословлял всех оставшихся верными православию священников невозбранно совершать священнодействие и разрешил львовскому и перемышльскому епископам удовлетворять духовные нужды прочих епархий, епископы коих отпали в унию. 494 Вселенский патриарх Мелетий одобрил все действия православных. Между тем король издал 15 дек. универсал, которым, убеждая православных к принятию унии, воспрещал им входить в общение и сношения с низложенными епископами львовским и перемышльским. 495 В начале следующего 1597 года присутствовавший на православном брестском соборе экзарх Никифор обвинен был в шпионстве, схвачен и заключен в крепость Мариенбург, где и умер. 496 Полемика по поводу Брестского собора 1506 года Затем каждая сторона старалась оправдать свои действия. В 1597 году Скарга, сам бывший на брестском соборе, издал описание его с латинской точки зрения (Synod Brzeski i iego obrona). Оно издано было отдельно на польском и русском языках. 497 В том же году православные издали «Эктезис, альбо короткое собрание справ, которые ся деяли на поместном берестейском соборе». 498 Сочинения эти, вышедшие почти одновременно, не имеют полемического характера. В опровержение сочинения Скарги православные издали «Апокризис, албо отповедь на книжки о соборе берестейском» – один из замечательнейших памятников в историко-полемической литературе того времени. 499 Сочинение это сильно встревожило униатов и католиков. В 1599 году явилось возражение на него под заглавием «Антиррисис». Автор этой книги был грек, уроженец острова Корфу, Петр Аркудий, которого Поцей привез с собой из Рима, как человека начитанного в церковной письменности. Поцей поручил ему в управление брестскую школу, а потом сделал его архимандритом Лавришевского и Кобринского монастырей. Но после смерти Поцея Аркудий возвратился в Рим, где и состоял на службе при Ватиканской библиотеке. Автор Антиррисиса укоряет автора Апокризиса во лжи и клевете и говорит с свойственной тому времени развязностью, что «сам дьявол , выползши из ада, не мог бы измыслить злейшей неправды, чем Филалет». 500

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Игнатий, епископ Брестский, викарий Литовской епархии (Желязовский Яков Леонтьевич) Родился 20 января 1802 года в семье священника села Сехновичи Кобринского уезда Гродненской губернии. С 1812 по 1821 год учился в Брестском дворянском училище. 26 октября 1824 года в Тороканском Троицком монастыре пострижен в монашество. В 1825 году поступил в Виленскую духовную семинарию. 27 мая 1826 года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая – во иеромонаха. В 1829 году окончил курс Главной духовной семинарии при Виленском университете со званием кандидата; 7 марта того же года назначен учителем в Лаврашский монастырь. 5 июля 1830 года переведен в Кобринское уездное училище. 21 марта 1832 года назначен смотрителем училища. 28 декабря 1833 года переведен в Супрасльское духовное училище. 12 февраля 1839 года подписал вместе с Иосифом Семашко (бывшим епископом униатским) и другим духовенством акт о воссоединении униатов с Православием; в том же году 4 марта назначен инспектором Литовской духовной семинарии, а 20 декабря возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Гродненского Коложского (Коложанского) Борисоглебского монастыря. 20 мая 1848 года хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. 27 июня 1870 года уволен на покой в Гродненский Борисоглебский монастырь. Скончался 31 марта 1872 года в г. Гродно, погребен в кладбищенскойцеркви. Преосвященный Игнатий, по воспоминаниям современников, человек кроткого и благородного характера, благонамеренный и благонравный. Он был из базилиан, но без их иезуитства. Всю свою жизнь он посвятил Церкви и родной Литовской епархии. Благоговейно преданный митрополиту Иосифу Семашко , он был его энергичным помощником в деле присоединения униатов к Православию и остался беззаветно преданным ему до смерти. Благодаря неустанной деятельности преосвященного Игнатия, духовенство и все население Гродненской епархии сбросило с себя все польское, католическое, униатское, что веками насаждалось усилиями врагов Православия. Во все время своего святительства и даже в старости, уже больной и изнемогающий епископ Игнатий с постоянной твердостью и настойчивостью требовал от духовенства деятельного и просветительного пастырского служения, аккуратного и правильного совершения богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в Международной конференции «Господь нам дарует Победу» в Бресте 23 июня 2021 г. 11:15 22 июня 2021 года в Бресте открылась двухдневная Международная научно-практическая конференция «Господь нам дарует Победу». Мероприятие посвящено ряду значимых исторических событий — 800-летию со дня рождения благоверного великого князя Александра Невского, 755-летию вокняжения благоверного князя Тимофея Довмонта, 80-летию начала Великой Отечественной войны и выступлению Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия с  «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Форум проходит на базе Брестского государственного технического университета. В его работе принимают участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , представители государственной власти, научного сообщества Белоруссии и России, православное духовенство.  Среди организаторов конференции — Брестский государственный технический университет, Белорусская Православная Церковь , Российский центр науки и культуры в городе Бресте, Центр евразийских исследований филиала Российского социального гуманитарного университета в городе Минске.  Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, митрополит Вениамин подчеркнул, что указанные в темах конференции имена и даты важны для всех восточных славян и тесно связаны с историей Православия на белорусских землях. Они напоминают о тех испытаниях, которые выпали на долю славянских народов, вызывают глубокое уважение к предкам, сумевшим отстоять свою свободу, сохранить веру и культурную самобытность. Архиерей подчеркнул, что место проведения конференции — город Брест — священно для истории. 80 лет назад этот город первым принял на себя ужасный по силе удар врага. Защитники Брестской крепости в веках покрыли свои имена славой, исполнив завет Господа нашего Иисуса Христа: никто не может проявить большей любви, чем тот, кто положит жизнь свою за ближних своих.

http://patriarchia.ru/db/text/5823230.ht...

За богослужением молились: настоятельница женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, что на Госпитальном острове Брестской крепости, игумения Александра (Жарин) и настоятельница женского монастыря Всемилостивого Спаса в городе Кобрине игумения Евфросиния (Куракевич). На празднике также присутствовали представители областной и городской власти, депутаты, сотрудники дипломатических миссий. За богослужением митрополит Владимир вознес молитву о мире на украинской земле и единстве мирового Православия. Проповедь перед причастием произнес благочинный Кобринского округа Брестской епархии, настоятель кафедрального собора святого благоверного великого князя Александра Невского в городе Кобрине протоиерей Сергий Утрата. По окончании Божественной литургии перед чтимым образом святого Афанасия Брестского с частицей его святых мощей была вознесена соборная молитва. Архиепископ Брестский Иоанн огласил приветственный адрес Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла , в котором, в частности, сказано: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10), — призывает Господь Своих последователей — чад Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Преподобномученик Афанасий (Филиппович), игумен Брестский, всем сердцем откликнулся на этот призыв Божий и, совершив свой подвиг мужественного стояния за веру православную, вошел узкими вратами страдальческой кончины в Царство Небесное, где и ныне пребывает и молится о нас у Престола Господня. Жизнь этого подвижника была поистине сораспятием Христу. Святой Афанасий дерзновенно обличал унию, породившую жестокую вражду и ненависть между людьми, исповедующими Христа. Он отстаивал чистоту церковного учения, за что был подвергнут заключению в темнице, а затем умерщвлен. Как и надлежит каждому христианину, угодник Божий простил своих гонителей и мучителей, но при этом не допустил ни малейшего компромисса в вопросах веры, оставшись до конца ревностным исповедником чистоты православной веры. В этот праздничный день молитвенно желаю, чтобы память о подвиге святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, вдохновляла нас на верность Матери-Церкви Православной, придавала нам силы в борьбе со своими страстями и недостатками, укрепляла нас в исполнении заповедей Господних на всех путях нашей жизни».

http://patriarchia.ru/db/text/5501729.ht...

На богослужении присутствовали уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л. П. Гуляко, председатель Брестского областного исполнительного комитета А. В. Лис, председатель Брестского городского исполнительного комитета А. С. Рогачук, генеральный консул Российской Федерации в Бресте Н. И. Матковский. Богослужебные песнопения исполнил большой хор Воскресенского собора (регент — Лия Кранц). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Богослужение транслировалось на больших экранах, установленных перед собором, а также на телеканале «Союз». Проповедь перед причастием произнес благочинный церквей Жабинковского округа, настоятель Покровского храма г. Жабинка Брестской области священник Сергий Петрусевич. По окончании Литургии было совершено славление святому равноапостольному князю Владимиру и всем святым, в земле Белорусской просиявшим. От лица епископата, духовенства и верующих Белоруссии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали митрополит Минский и Заславский Павел и епископ Кобринский Иоанн. Правящий архиерей Брестской епархии преподнес в дар Его Святейшеству икону преподобномученика Афанасия, преподобномученика Макария и архидиакона Никифора. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . Митрополиту Павлу и епископу Иоанну Святейший Патриарх Кирилл вручил панагию и крест, изготовленные в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар собору Святейший Владыка передал старинную икону двунадесятых праздников. Верующим были розданы иконки св. равноап. кн. Владимира с Патриаршим благословением. Затем был оглашен указ, согласно которому ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) в связи с успешной защитой докторской диссертации и присвоением ученой степени доктора богословия удостоился права ношения докторского креста. В завершение Святейший Патриарх Кирилл выпустил со ступеней собора голубей и благословил верующих. Патриархия.ru

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В 1839 г., после униатов воссоединения , Г. м. был возвращен в Православие, в 1842 г. возведен во 2-й класс. В 6 деревянных кельях проживало 15 монахов, с 20 дек. 1839 г. настоятелем являлся архим. Игнатий (Железовский) . Сам мон-рь был «деревянный, уже ветхий» (Гродненские ЕВ. 1901. 17. С. 135). В 1874 г. к мон-рю были приписаны постройки и угодья закрытого Тороканского Богоявленского мон-ря Кобринского у. Гродненской губ. После обвала правой части Борисоглебского храма (13 апр. 1853) иконостас, ризница и утварь временно разместили в др. зданиях мон-ря, богослужения совершались в церкви, устроенной в настоятельских кельях. В 1854 г. при содействии митр. Литовского Иосифа (Семашко), а также заботами викария Литовской епархии еп. Брестского Игнатия (Железовского) Г. м. переведен в здания бывш. католич. мон-ря бернардинок в центре города, где была устроена и 3 нояб. 1854 г. освящена ц. во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В мон-ре находились также домовая ц. во имя свт. Митрофана Воронежского (1859) и трапезная во имя прпмч. Афанасия Брестского (1893). В Борисоглебском храме почиталась икона прп. Сергия Радонежского, подаренная московскими соборами и Троице-Сергиевой лаврой. Во вновь устроенную обитель была торжественно перенесена местночтимая древняя Коложская икона Божией Матери («Одигитрия»), с неизвестного времени пребывавшая в Борисоглебском храме. Небольшого размера икона была писана на медной доске, помещенной в кипарисовую оправу. Серебряную с позолотой ризу украшали 14 камней граната («чешские камни»), на полях помещены чеканные ветхозаветные изображения. Лик Богородицы представлял, по свидетельству очевидцев, «умиленный, сердечно-сострадающий вид, какой едва ли на какой иконе можно встретить». Коложская икона Божией Матери прославилась чудесами и привлекала в мон-рь многочисленных паломников. К 2006 г. ее местонахождение неизвестно. После учреждения 28 дек. 1899 г. самостоятельной Гродненской и Брестской епархии в Г. м. находилась резиденция Гродненских архиереев, а на землях мон-ря - епархиальный свечной завод (1901-1914). При Г. м. были открыты б-ка, приют для детей-сирот и церковноприходская школа, с 1907 г.- церковно-исторический музей. После начала первой мировой войны, в 1915 г., братия вместе с Коложской иконой Божией Матери была эвакуирована в Москву. В 1941 г. здания бывш. мон-ря сгорели в результате бомбардировок герм. авиации.

http://pravenc.ru/text/168167.html

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю дня памяти святителя Георгия Конисского в Могилеве 6 августа 2021 г. 18:29 6 августа 2021 года, в день памяти святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил Божественную литургию в Преображенском соборе г. Могилева. Его Высокопреосвященству сослужили:  архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , епископ Светлогорский Амвросий , протоиерей Павел Гончарук, ректор Минской духовной академии иеромонах Афанасий (Соколов), клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска иерей Дионисий Ковалев, духовенство Могилевской епархии . Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Светланы Михайловой. Проповедь перед причастием произнес иерей Алексий Науменко. По окончании Литургии митрополит Вениамин поблагодарил обратился к духовенству и мирянам со словом назидания. Владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. Днем Патриарший экзарх совершил закладку капсулы в основание памятника святителю Георгию Могилевскому, который будет установлен на смотровой площадке у парка Подниколье. В торжественной церемонии приняли участие архиепископ Могилевский Софроний, председатель Могилевского городского исполнительного комитета Владимир Цумарев, председатель Фонда памяти святителя Георгия Конисского Анатолий Хищенко. Также на церемонии присутствовали архиепископ Пинский Стефан, архиепископ Брестский Иоанн, архиепископ Гомельский Стефан, епископ Туровский Леонид, епископ Бобруйский Серафим, епископ Полоцкий Игнатий, епископ Светлогорский Амвросий, духовенство Могилевской епархии, представители органов государственного управления, а также многочисленные жители и гости города.

http://patriarchia.ru/db/text/5834369.ht...

Скончался один из старейших клириков Белорусского экзархата протоиерей Евгений Парфенюк 14 марта 2008 г. 14:19 В возрасте 86 лет скончался один из старейших клириков Белорусского экзархата митрофорный протоиерей Евгений Парфенюк, настоятель Свято-Воскресенского собора г. Бреста. Соболезнования епископу Брестскому и Кобринскому Иоанну в связи с кончиной отца Евгения выразил Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет . «Скорбя об уходе из этого мира дорогого для всех нас человека, личность и путь жизни которого во многом стали символами истории Белорусской Православной Церкви в двадцатом и двадцать первом столетиях, мы возносим сердечную молитву к Богу об упокоении его души в обителях Отца Небесного», — говорится в соболезновании. Евгений Степанович Парфенюк родился 11 августа в 1921 г. в селе Лядовичи Ивановского района. В 1930-х годах учился в Брестской русской гимназии. Участвовал в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы занимался в Белорусском государственном университете на филологическом факультете, одновременно сдал экстерном полный курс Ленинградской духовной семинарии. Затем окончил и духовную академию, получил степень кандидата богословских наук. С 1944 по 1947 год работал учителем, затем завучем и директором средней школы в селе Остромечево Брестского района. Рукоположен в сан священника в 1947 году. На этом поприще Евгений Степанович показал исключительно высокие духовные качества пастыря, которые совмещал со строительством и ремонтом православных церквей. Прихожане называли своего пастыря «златоустом». В 1967-1969 годах по направлению Московского Патриархата отец Евгений был командирован в Аргентину, где в Буэнос-Айресе вел строительство Свято-Благовещенского православного собора. По возвращении на Брестчину возглавил Кобринское благочиние. С 1987 года отец Евгений в Бресте, где являлся благочинным Брестской епархии , секретарем Брестского епархиального управления и настоятелем Свято-Симеоновского кафедрального собора. Здесь в Бресте отец Евгений, являющийся ветераном Великой Отечественной войны, построил Свято-Воскресенский собор, храм-памятник Великой Победы в войне 1941-1945 годов храма, который освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За многолетнее и самоотверженное служений Матери Церкви протоиерей Евгений Парфенюк был удостоен ряда церковных наград, а также был награжден государственной наградой премией «За духовное возрождение». Сайт Белорусской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/378223.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010