Но ни митрополиту, ни епархиальным начальникам, не хотелось выпустить из своих рук богатых и доходных монастырей, которые доставляли им обильные средства содержания. Это было поводом к постоянным пререканиям между орденом и епархиальной властью. Уже сам основатель ордена, митрополит Рутский, самовластно распоряжаясь его датами, обратил несколько монастырей в архимандрии, которые, в качестве королевских бенефиций, отданы были разным лицам в пожизненное владение. Также поступали и преемники Рутского. М. Селлява, по своей слабости, уступал разным лицам в искании архимандрий; а м. Коленда нарочно увеличивал число архимандрий, чтобы держать орден в зависимости от себя. Так возведены были в достоинство архимандрии монастыри. Виленский, Полоцкий, Черейский, Дубненский, Гродненский, Брестский, Минский, Мстиславский, Кобринский, Лавришевский. Епископы отдавали пожалованные им архимандрии своим родственникам, которые монахов выгоняли из монастырей, обращая их только в доходные оброчные статьи. Сами базилиане, несмотря на 4-й обет, были далеко не последними в искании архимандрий. На жировицкой конгрегации 1661 г. базилиане постановили: отправить в Рим ревностнейшего базилианина, холмского епископа Сушу, с ходатайством об упразднении пожизненных архимандрий и о подчинении всех монастырей власти протоархимандрита. Избранный в 1666 г. в протоархимандриты ордена м. Коленда заставил некоторых архимандритов, в том числе владимирского и пинского епископов, отказаться от своих бенефиций. В то же время обращено было внимание на поправление внутреннего состояния базилианских монастырей и восстановление совершенно упавшей дисциплины между монахами-базилианами. Суша докладывал брестской конгрегации, что его самого однажды избили пьянствующие монахи в Холме, несмотря на то, что он был епископом и протоархимандритом. Но, по смерти Коленды, прежние бенефицианты монастырей снова завладели ими на основании своих привилеев. Те же беспорядки продолжались при митрополитах Жоховском, Заленском и Кишке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Из донесений моих, от 19 июня и 7 ноября прошлого 1836 года за 544 и 948, известно коллегии о приобретённой мною тогда церковной утвари и сосудах для Греко-униатских церквей Литовской епархии. Ныне для дальнейшего снабжения сих церквей необходимой священной утварью и сосудами приобретено мною вновь: 10 плащаниц, каждая по 75 рублей, всего за 750 руб.; 10 плащаниц, каждая по 60 рублей, всего за 600 рублей; 15 дарохранительниц, каждая по 100 рублей, всего за 1500 рублей: 15 дарохранительниц, каждая по 75 рублей, всего за 1125 рублей; 40 дарохранительниц, каждая по 35 рублей, всего за 1400 рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 27 рублей 50 копеек, всего за 687½ рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 19 рублей, всего за 475 руб.; 10 крестов больших с финифтяными образами, каждый по 25 рублей, всего за 250 рублей; 5 крестов резных позолоченных, каждый по 18 рублей, всего за 90 рублей; 3 креста средней величины с финифтяными образами, каждый по 15 рублей, всего за 45 руб.; 20 крестов меньших, тоже с финифтяными образами, каждый по 10 рублей, всего за 200 рублей; 18 блюд для благословения хлебов на всенощном, каждое по 18 рублей, всего за 324 рубля; 20 таковых же блюд, каждое по 15 рублей, всего за 300 руб.; 12 дароносиц, каждая по 6 рублей, всего за 72 рубля; 5 мирниц, каждая по 18 рублей, всего за 90 рублей; 20 ковшиков аплике для теплоты, каждый по 5 рублей, всего за 100 рублей; 30 таковых же ковшиков лужёных, каждый по 2 рубля, всего за 60 рублей. Означенная церковная утварь и сосуды отправляются ныне С.-Петербургским купцом Пучковым в Жировицы, с уплатою за доставку 400 рублей ассигнациями, из коих 100 уплатит доставщику, согласно условию, консистория на месте. За тем следует уплатить купцу Пучкову за помянутые церковные вещи, равно за доставку, всего 8.368 руб. 50 коп. ассигнациями. Для таковой уплаты находятся у меня: во-первых, 273 рубля ассигнациями, оставшиеся от прежней покупки и упомянутые в рапорте моём, от 7 ноября прошлого года за 948; и, во-вторых, деньги, выданные из монетного двора за отосланные в оный слитки из серебряных вызолоченных монстранций и других негодных к употреблению сосудов, Греко-униатским церквам принадлежащих, именно: по Слонимскому благочинию на 685 р.; по Минскому благочинию на 330 р.; по Пружанскому благочинию на 1.250 р.; по Брестскому благочинии на 825 рублей; по Гродненскому благочинию на 1.295 р.; по Дорогичинскому благочинию на 285 р.; по Кобринскому благочинию на 1.030 рублей и по Ошмянскому благочинию на 370 рублей; а всего находится у меня церковных денег 6.343 рубля ассигнациями. Затем для уплаты означенных следующих купцу Пучкову денег недостаёт ещё 2.025 рублей 50 копеек ассигнациями, об отпуске мне коих из суммы пяти тысяч рублей, назначенной Высочайше к ежегодному отпуску для устройства церквей Литовской епархии, честь имею сим просить коллегию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В бытность мою нынешним летом в епархии, желая с одной стороны заместить открывающееся в Жировицах дьячковское училище соответственными своему назначению воспитанниками, а с другой, удостовериться о бдительности, которая во всяком из деканатов прилагается к образованию церковнослужителей, я предлагаю консистории распорядиться, чтобы без всякого замедления высланы были в Жировицы церковнослужители, по следующему расписанию: из деканатов Слонимского и Новогрудского по шести; из деканатов Минского, Вилейского, Слуцкого, Гродненского, Лидского, Волковыского, Каменецкого, Полеского, Любешовского и Ошмянского по четыре; из деканатов же Брестского, Кобринского, Дрогичинского, Яновского, Пружанского, Пинского, Заржечно-Пинского, Белостокского, Бельского, Дрогицкого, Луцкого, Олыкского, Кашогродского, Ратненского, Ратненско-Заржецкого и Камено-Коширского, по два церковнослужителя. Вместе с сим консистория имеет объявить благочинным: 1) что присылаемые ими церковнослужители должны быть снабжены продовольствием не только на путешествие в Жировицы и обратно, но также на жительство при кафедральном соборе, по крайней мере, чрез один месяц, а, следовательно, церковнослужители сии должны быть преимущественно назначаемы от достаточнейших церквей; 2) что всякий из сих церковнослужителей должен иметь свидетельство благочинного о его происхождении, летах, занимаемой должности, познаниях, поведении и церкви, при которой он записан по ревизским сказкам; 3) что половина, высылаемых всяким благочинным церковнослужителей должны быть возрастом от 12 до 20 лет, и знать, по крайней мере, читать и писать; другая же половина, при более зрелом возрасте, кроме чтения и правописания, должны знать первые правила счисления, церковное пение и главные правила богослужения, а также катехизис; 4) что те из церковнослужителей, кои окажутся способнейшими, будут определены в дьячковское училище для дальнейшего образования, или же рукоположены в чтецы и певцы с определением к настоящим или же лучшим местам, а остальные будут отосланы обратно для надлежащего дома приготовления, или же по совершенной неспособности исключены из духовного звания для избрания рода жизни. Викарному епископу Антонию Зубко, от 11 мая за 203, о доставлении списков всех кончивших курс наук семинаристов, и о порядке пристроения их к местам

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Потому поставляю вам в обязанность, отец ректор, осмотреть в наступающем июне месяце духовные училища Супрасльские, Кобринские, Жировицкие и Виленские; вникнув самым тщательным образом в настоящее их положение экономическое, учебное, нравственное и религиозное, и о таковом положении с предположениями вашими на счёт исправления замеченных вами недостатков, а также засвидетельствованиями о достоинствах начальников и наставников тех училищ, мне донести, сообщив о том же и в то же время правлению семинарии, для принятия нужных мер к благоустройству помянутых училищ. Настоящее предписание имеете вы, отец ректор, предъявить правлению семинарии для выполнения надлежащих распоряжений. Литовскому епархиальному архитектору Тышецкому, от 13 мая за 1322, об отделке некоторых частей в зданиях бывшего Тринопольского монастыря под временное помещение для его высокопреосвященства Здания упразднённого Тринопольского монастыря с церковью переданы уже в духовное Православное ведомство, для устройства здесь архиерейского загородного дома. Планы и сметы на сей предмет ещё окончательно не рассмотрены, а между тем необходимо устроить для меня в Тринополе нынешним летом хотя небольшое помещение. Посему поставляю вам в обязанность заняться немедленно и по моим личным указаниям отделкой: 1) трёх комнат и передней к ним на оконечности монастырского здания со стороны сада, предположенных по общему плану и сметам на гостинные; 2) нужных мест каменных вместо предполагавшихся деревянных так как их в сём виде удобнее связать с каменною же стеною, вновь здесь возводимою со стороны коридора, да при том для сего останется много кирпичей от разломки сводов в отделываемых комнатах: 3) балкона, хотя вчерне, предположенного перед средним окном нижнего углового зала. На удовлетворение издержек по сему предмету даны помощнику эконома иеродиакону Иулиану заимообразно из собственных моих денег на первый раз 600 рублей серебром, с особою шнуровою тетрадью, в которую он должен аккуратно вносить все производимые издержки с расписками получателей. Литовской консистории от 2 июля за 1818, об объявлении признательности благочинным Скидельскому, Каменецкому, Брестскому и Полескому, за найденную у них его высокопреосвященством исправность при осмотре церквей

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Литовской духовной консистории, от 24 июня за 2424, о проверке чудесного яко бы явления в селе Токарах На представлении викарного епископа Игнатия, от 16 июня за 177, с рапортом священника Токарской Церкви Вудзиловича, в котором доносит, что, по показанию крестьянки села Токар Францишки Иващуковой, начиная с 19 мая, являлась ей несколько раз неизвестная женщина, на поле, в кустах, и укоряя жителей этого села в уклонении с пути благочестия, приказывала, для испрошения у Бога помилования в прекращении неурожаев и падежа скота, отправить литургию с крестным по селу ходом; что явления сего были свидетелями две другие женщины; что по приказанию, данному неизвестною женщиною Иващуковой и по просьбе сей последней, поставлен им, священником, крест на месте явления и что народ, собирающийся во множестве на сие место, получает исцеление в недугах и делает денежные и другие приношения, которые записываются в церковный доход, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Вместе с донесением священника Будзиловича передается в консисторию, которая имеет командировать на место происшествия благочинных Брестского и Кобринского, для проверки и справедливого обсуждения прописанных здесь обстоятельств, а затем представить мне своё заключение как о сущности самого происшествия, так и виновности священника Будзиловича; между тем воспретить всякое священнослужение на месте происшествия, а приносимые пожертвования прикажет хранить в церкви впредь до дальнейшего разрешения, – о кресте же сделает постановление по получении донесения от командируемых благочинных. Литовской духовной консистории, от 27 июня за 2497, об отрешении Римско-католическим епархиальным начальством от места викарного Виленского Святоиоанновского костёла ксёндза Бояржинского, за выдачу свидетельства священнической дочери Якутовичевне о принадлежности её будто бы к Римско-католическому исповеданию На отношении Виленского Римско-католического епископа, от 26 июня за 1600, в котором, уведомляя об отрешении им от места викарного Виленского Святоиоанновского костёла ксёндза Бояржинского за выдачу свидетельства священнической дочери Юлии Якутовичевне о принадлежности её будто бы к Римско-католическому исповеданию, – просит прекратить дело о неправильном повенчании её по Римскому обряду с дворянином Корейвою, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Из уважения ко взысканию, сделанному уже преосвященным Жилинским, имеет консистория не требовать уже дальнейшего взыскания со священника Бояржинского, и о том уведомить от моего имени его, преосвященного, а затем дело продолжать только в других отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Исповедные ведомости о священно и церковнослужителях должны быть доставляемы духовниками ежегодно не позже января месяца. Между тем ведомости таковые не доставлены ко мне и по настоящее 14 число марта следующими духовниками: 1) Высоколитовским, священником Кринской церкви Абрамовичем, 2) Сокольским, священником Ячнянской церкви Лопушинским, 3) Свенцянским, священником Ганутской церкви Корнилловичем, 4) Ошмянским, священником Юрацинской церкви Фалевичем, 5) Лидским, священником Маломожейковской церкви Плавским, 6) Глубоцким, священником Залеской церкви Усаковским, 7) Вилкомирским, священником Шавельской церкви Страховичем, 8) Новоалександровским, священником Брацлавской церкви Лечицким, и 9) Вилейским, священником Рабувской церкви Сцепурою. В сей небрежности духовники могут только извиняться не доставлением нужных сведении священниками их ведомства; но извинение это не может быть принято во внимание, потому что духовники не обязаны ожидать сих сведений, но представлять ведомости с отметкою нерадивых не бывшими на исповеди. Посему для устранения на будущее время означенного нерадения в своевременном представлении исповедных ведомостей, предлагаю консистории: 1) означенных 9 духовников за их небрежение по должности оштрафовать по одному рублю серебром в пользу Попечительства о бедных духовного звания; 2) потребовать от них объяснения о причинах не доставления ими ведомостей, и если окажется, что это последовало от не доставления сведений священно или церковнослужителями их ведомства, то каждого из сих последних оштрафовать тоже в пользу Попечительства, священнослужителей по одному рублю, а церковнослужителей в полтине серебром; 3) в спасительное предостережение дать знать о сём всем прочим духовникам и благочинным. Литовской духовной консистории, от 14 марта за 987, об оштрафовании девяти благочинных за непредставление в срок клировых ведомостей На обязанности благочинных лежит доставлять ежегодно, непременно в январе месяце, клировые ведомости о подведомых им церквах. Но ведомости сии не доставлены ко мне и по настоящее 14 число марта благочинными: Волковыским, Свяслочским, Пружанским, Скидельским, Брестским, Яновским, Кобринским, Слонимским и Косовским.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Предлагаю консистории предписать о надлежащем объявлении и строгом исполнении сих правил по всем монастырям Литовкой епархии. 48. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 28 апреля 1846 года за 1129, о предположенном посещении его высокопреосвященством большей части епархии В наступающем июне месяце положил я посетить некоторую часть епархии и при сем случае служить в каждом благочинии, – именно: 1) в Дзикушской церкви второго числа; 2) в Скидельской церкви четвёртого числа; 3) в Гродненской соборной церкви пятого числа; 4) в церкви Гродненского женского монастыря шестого числа; 5) в церкви Супрасльского монастыря девятого числа; 6) в Белостоке десятого числа; 7) в Бельской соборной церкви двенадцатого числа; 8) в Клещелях тринадцатого числа; 9) в Высоком-Литовском четырнадцатого числа; 10) в Каменецкой церкви шестнадцатого числа; 11) в Бресте Литовском семнадцатого числа; 12) в Мокранской церкви Влодавского благочиния девятнадцатого числа; 13) в Дывинской церкви двадцатого; 14) в Кобринской училищной церкви двадцать третьего числа; 15) в Пружанской церкви двадцать четвёртого числа; 16) в Шерешевской церкви двадцать пятого числа; 17) в церкви Селецкой двадцать девятого числа; 18) в церкви Ружанской тридцатого числа июня и 19) в Жировицкой церкви первого числа июля месяца. Предлагаю консистории дать о сем знать всем благочинным и настоятелям монастырей в означенных выше местах, предписав первым из них, чтобы каждый накануне назначенного мною для служения дня созвал всех подведомственных ему священников, диаконов и штатных причётников: Лидского благочиния в Дзикушки, Скидельского в Скидель, Гродненского в Гродно, Сокольского в Супрасль, Белостокского в Белосток, Бельского в Бельск, Дрогичинского в Клещели, Высоколитовского в Высоколитовск, Каменецкого в Каменец, Брестского в Брест, Влодавского в Мокраны, Полеского в Дывин, Кобринского в Кобрин, Пружанского в Пружаны, Селецкого в Сельцы, Коссовского в Ружану и Слонимского в Жировицы. С тем вместе консистория вменит в обязанность тем же благочинным: 1) сообразиться заблаговременно о тех священнослужителях и причётниках, которые могут быть употреблены для архиерейского служения, и наставить их по сему предмету посредством духовных, которые знают таковое служение; 2) снестись с местными земскими исправниками как насчёт помещения для меня и всей моей свиты, так и о заготовлении лошадей для беспрепятственных в назначенное время переездов; 3) сообразиться с теми ж исправниками, чтобы окрестный народ не был препятствуем присутствовать в назначенный день на архиерейском служении, толь для него редком и спасительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Обозревавший в 1845 и 1846 годах несколько благочиний Гродненской губернии, преосвященный Михаил, епископ Брестский, сделал такой отзыв о состоянии Литовской епархии. «Семена, посеянные опытною рукою Вашего Высокопреосвященства, принесли столь обильные плоды, что остается только благословлять десницу, дающую рост. Духовные хорошо уже поняли, что правительство наше составляет для них самую верную опору против иноверцев, против помещиков и против убожества. Утешительно видеть их ревность против латинского духовенства. Они решительно уже ничего общего не имеют с папистами. Удивительно, что в самое короткое время они так привыкли к новому костюму, что прежний стал анахронизмом. Господь видимо награждает усердные Ваши труды. В настоящее время и крестьяне стали единиться с делом православных. Ревизия принесла мне сердечное удовольствие. Вы справедливо предпочитаете эти страны (Кобринский и Пружанский уезды) Литовским. Казалось, там не было унии. Там настоящая Русь! Прихожане набожны, усердно посещают храм Божий, и во многих церквах сами поют не хуже дьячков. Вам остается пополнить один недостаток в хороших дьячках; при многих церквах их вовсе нет (1845 год), а при иных они не обзавелись еще хозяйством и почитают звание свое униженным». 220 III. 1847 Первого апреля 1847 года преосвященный Иосиф возведен в звание члена Святейшего Синода. Назначение Гомолицкого кафедральным протоиереем. Иосиф восстает против обвинений поляками священников в подстрекательстве крестьян к волнениям. Тогдашние представители государственной власти в Западном крае по отзыву современника. Жалоба Иосифа генерал-губернатору на чиновника Веприцкого. Хлопоты Иосифа о возвращении в православие госпожи Корецкой и чиновника Образцова и о запрещении ксендзам совершать службы в закрытых часовнях. Назначение престарелым священникам помощников. Первого апреля 1847 года высокопреосвященный Иосиф, Всемилостивейше был возведен в звание члена Святейшего Синода, вопреки толкам виленских политиканов, распространявших молву о переводе архипастыря в одну из великороссийских епархий. В июле умер кафедральный протоиерей Попов, пробывший на этой должности не более года после смерти своего предшественника, почтенного протоиерея Ипполита Гомолицкого. На вакантную должность кафедрального протоиерея Иосиф назначил своего зятя, женатого на его родной сестре Елене, члена консистории и ключаря собора Виктора Ивановича Гомолицкого, утвердив его в то же время и Виленским благочинным.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Подолье страшно опустошаемо было крымскими татарами. В каждый набег они уводили с собой множество пленных. Там опустошительные набеги продолжались во все XV и XVI столетия. Русь и Подолье опустошены были до такой степени, что превратились почти в пустыню. 62 Брестская земля – Полесье от Бреста к югу до Влодавы и на восток по обеим сторонам Припяти до Днепра, и Подляшье от Менджиреца и Белы, простираясь к северу между Мазовией и Трокским воеводством до Августова, еще с IX века находилась под властью русских князей, которые утвердили здесь свою власть, частью покорив и частью потеснив ятвягов и литовцев, и построили в ней города: на Полесье Брест, Слоним (упом. в XI в.), Гродно (упом. в 1197 г.), Волковыск, Кобрин (упом. в XIII в.); а на Подляшье:      Мельник, Дрогичин, Бельск, Брянск и Сураж (упом. в XIII в.). – Брест над Бугом приобрел значение центра в этом крае и был княжеским городом; но в 1171 г. Брестское княжество присоединено к Владимирскому. Роман волынский, и потом галицкий, защищал их от соседей, литовцев и ятвягов, и часто бывал в Бресте. Брестяне любили его и по смерти его призвали к себе в 1209 г. из Кракова вдову его с сыном Васильком. Сделавшийся потом галицко-владимирским князем, брат Василька, Даниил часто воевал с ятвягами, присоединил все Полесье и часть Подляшья с Дрогичином, Бельском и др. к своей державе и в 1253 г. венчался в Дрогичине королевским венцом. Преемники Даниила удерживали за собой эти северные окраины его державы. Племянник Даниила, Владимир Василькович, построил Каменец на Льсне и укрепил Брест, Бельск и другие города, построил в Каменце и Вельске церкви и снабдил их богатыми утварями. 63 В первой половине XIV века (около 1337 г.) литовские князья завладели Брестской землей. В ней княжил сын Гедимина Кейстут. Вступивший после Ольгерда на великокняжеский престол, старший сын его Ягайло, начал войну с дядей, но был побежден. После того Ягайло предательски пригласил Кейстута к себе в Крев, посадил в темницу и приказал своим слугам задушить старика. Сыну Кейстута Витовту, владевшему княжеством Трокским и Жмудским, угрожала та же участь, но он, переодевшись в женское платье, успел уйти из виленской тюрьмы. В 1385 г. он согласился на условия, предложенные ему Ягайлом и получил в удел свою отчину – Берестье и Подляшье, именно Брест, Дрогичин, Сураж, Каменец, Бельск и Волковыск. Витовт удержал их за собой и после того, как в 1392 г. занял престол великого княжества литовского. В 1446 году великий князь литовский Казимир Ягеллович, перед тем как принять мольскую корону, чтобы не ставить Буга границей между Польшей и Литвой, отделил от Польши Ломазы и Палюбичи с многими селами на левом берегу Буга и присоединил их к Бресту. В 1501 г. образовано было Подляшское воеводство, а по присоединении его в 1569 г. к Польше, образовано Бресто-литовское воеводство, с поветами Брестским, Пинским и Кобринским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Значительный урон семинарии был нанесен в 1812 г. Разместившиеся в мон-ре франц. солдаты использовали на топливо ограду семинарского общежития, мебель и значительную часть б-ки, частично разрушили здания. Учебный процесс возобновился в февр. 1813 г., преподавателей и учеников в разоренную семинарию набирали с трудом. 20-21 сент. 1817 г. в Минской ДС были проведены преобразования, предусмотренные реформой духовных уч-щ 1808-1814 гг.; семинария была разделена на 3 духовно-учебных заведения: семинарию, уездное и приходское уч-ща. К тому времени в Минске при кафедральном соборе существовала небольшая школа для архиерейских певчих, в к-рой преподавали предметы, положенные по программе уездных уч-щ, поэтому от идеи открытия духовных уч-щ в Минске решено было отказаться. Уездное духовное уч-ще начало работу при ДС в Слуцке 21 сент. 1817 г., 30 окт. 1817 г. там же открылось приходское уч-ще. Минская ДС в 1819 г. вошла в состав Киевского духовно-учебного окр., была подотчетна КДА. Ее преподавателями, как правило, становились выпускники КДА. Из общеобразовательных дисциплин в семинарии преподавали математику, словесность, гражданскую историю, географию, физику и философию, древние и новые языки; из богословских - Свящ. Писание, герменевтику, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковную историю и церковную археологию. В окт. 1833 г. открылись духовные уездное и приходское уч-ща при Екатерининском храме в Минске (уч-ща в Слуцке сохранились). Инициатором их создания стал их 1-й смотритель иером. Геласий (Княжевский; впосл. архимандрит), ректор Минской ДС в 1836-1849 гг. Он же в 1848 г. инициировал открытие ДУ при пинском Богоявленском мон-ре. В 1839-1840 гг. в подчинение Минской ДС были переданы бывш. униат. духовные школы Литовско-Виленской митрополии, ставшие православными после упразднения унии: Ляданское (при Ляданском монастыре, упразднено в 1848), Божинское (в с. Божин Игуменского у., в 1874 упразднено), Березвечское (в мест. Березвечь Дисненского у., вслед. присоединения уезда в 1844 к Виленской губ. перешло в подчинение Литовской ДС в Жировицах), Столпецкое низшее приходское (в мест. Столпцы), Толочинское низшее приходское (в г. Толочине), а также уездные духовные уч-ща за пределами Минской губ.: Тороканское (при Тороканском мон-ре в Гродненской губ.), КобринскоеКобрине Гродненской губ., ныне Брестской обл.) и Милецкое (при Милецком Николаевском муж. мон-ре в мест. Мильцы на Волыни; в 1844 перешло в ведение Волынской ДС). В сент. 1839 г. число студентов Минской ДС значительно увеличилось за счет поступления в нее перешедших в Православие бывш. учеников или выпускников униат. духовных школ.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010