Кобринский Спасский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасский монастырь — женский православный монастырь в городе Кобрине, один из древнейших монастырей Беларуси. Основан в XVI веке князьями кобринскими. После принятия Брестской церковной унии 1569 года монастырь стал униатским, принадлежал ордену базилиан. После Полоцкого церковного собора 1839 года закрыт. В 2010 году восстановлен в качестве качестве женского православного монастыря. Из всего исторического монастырского комплекса до наших дней сохранился лишь двухэтажный жилой корпус — памятник архитектуры барокко. Ныне это здание является центральной постройкой восстановленного Спасского монастыря. Содержание История [ править править код ] С первой половины XIV столетия Кобрин являлся центром одноименного княжества. При Спасской городской церкви одним из потомков князя Ольгерда, сына Гедиминова, последним представителем мужской линии из рода князей Кобринских – Иоанном Семеновичем и его матерью вдовой княгиней Иулианией Семеновной и была основана Кобринская обитель. У известного церковного ученого митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в его монументальном труде «История Русской Православной Церкви» впервые монастырь упоминается под 1465 годом. В 1465 году вдовая княгиня Кобринская Иулиания с сыном Иоанном Семеновичем пожертвовали Спасской церкви Кобринского монастыря мельницу на реке Шевне (приток Мухавца) с прудом и землей, а игумену Варлааму – 10 сакков меда (от греческого Sakkos – мешок), священнику и диакону – по три сакка меда и две капы денег. Как видно из содержания документов, уже в 1465 году в Кобрине существовал монастырь во главе с игуменом Варлаамом. О количестве насельников того периода сведений не сохранилось. Со смертью князя Иоанна Семеновича прервалась мужская линия князей Кобринских. Позднее княжеством некоторое время владели его жена Феодора Ивановна (до 1512 года) и сестра Анна Семеновна. После смерти последней, в 1519 г. город Кобрин перешел в королевские столовые имения, а вместе с ним королю перешло и право патроната над монастырем. В 1532 году король Сигизмунд I подарил Кобринские земли своей жене королеве Боне Сфорца.

http://azbyka.ru/palomnik/Кобринский_Спа...

Пустынский монастырь в Мстиславском воеводстве по ходатайству митрополита Потея и Полоцкого владыки Гедеона отдан королем (16 августа 1601 г.) отцу Афанасию Васильевичу Волчанскому с условием, чтобы и он сам, и все попы и монахи монастыря пребывали «в едности святой» с Костелом Римским под властию Полоцкого архиепископа. Минский Вознесенский монастырь с самого начала унии находился под управлением униата архимандрита Паисия, подписавшегося под актом Брестского униатского Собора. А теперь, когда Паисий по смерти Пинского владыки Ионы Гоголя возведен был на Пинскую кафедру, король пожаловал этот монастырь по ходатайству Потея отцу Софронию (3 марта 1603 г.), с тем чтобы он, приняв посвящение от Потея, пребывал с своим монастырем в святой единости и в подчинении своему архипастырю. Пинский владыка Паисий, державший Кобринский монастырь, и униат Петр Аркудий, державший пинское протопопство с его имениями, вздумали поменяться, и с утверждения короля (3 марта 1603 г.) названное протопопство с имениями перешло в руки Паисия, а Кобринский монастырь с имениями — в руки униата Аркудия . К радости Потея, уния находила себе новых последователей среди русского дворянства. В 1603 г. собрались в Люблине до пятидесяти дворян и 13 мая подписали заявление в сенат и королю, буквально сходное с тем, какое подписано было в Луцке 33 дворянами в 1598 г., т. е. подписавшиеся благодарили за унию и Бога и своих владык, принявших ее, и просили, чтобы уния ни в чем не была нарушаема и чтобы униаты совершали свои праздники вместе и одновременно по новому календарю . Во главе подписавшихся находился теперь новогрудский воевода Федор Скумин-Тышкевич. За ним следовали: Андрей, князь Козюка, Фридрих Тышкевич из Логойска, Григорий, князь Четвертинский, Ярош Тышкевич, Юрий Овлочимский, писарь земский владимирский, Иван Терлецкий, Федор Терлецкий и др. Из числа подписавшихся под заявлением 1598 г. в Луцке теперь вновь подписался князь Юрий Чарторыйский. Насколько искренна была эта подписка и не была ли она вызвана просьбами и давлением одного какого-либо магната, например новогрудского воеводы Скумина-Тышкевича, или сделана лишь в угодность королю, судить нет возможности.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Во время Отечественной войны 1812 года, когда армия Наполеона находилась в Кобрине, Спасский монастырь стал невольным участником боевых действий. О состоявшемся сражении свидетельствует мемориальная доска, до сих пор расположенная на монастырском строении. Она гласит: «15 июля 1812 года после девятичасового упорного боя, здесь капитулировал и сложил оружие саксонский отряд под командованием генерала Клингеля, входивший в состав 7-го корпуса армии Наполеона. В бою русскими войсками под командованием генерала Тормасова были захвачены 4 знамени и 8 пушек. В плен сдались 2.382 солдата, 76 офицеров и 2 генерала».Так произошла первая полная победа русских войск со времени начала военных действий 1812 года, после которой командующий 3-й Западной армией генерал А.П. Тормасов в Кобрине принимал парад русских войск и колонну пленных, а в Санкт-Петербурге в честь этого события прогремел первый победный салют. Указом императора Николая I от 28.04.1828 г. в Санкт-Петербурге была учреждена особая греко-униатская коллегия под председательством униатского митрополита Иосафата Булгака. Решения коллегии были направлены на очищение униатского богослужения от латинских обрядов и возвращение к постановлениям Брестского собора 1596 г. Униатской коллегии было поручено провести ревизию всех базилианских монастырей и ненужные из них закрыть. В результате было упразднено свыше 60-ти таких монастырей, а их имения поступили на содержание училищ и белого духовенства. Среди этого числа значился и Кобринский Спасский монастырь. 1 сентября 1830 г. в монастыре было открыто уездное духовное училище. С 25 марта 1839 г., после Полоцкого собора, упразднившего церковную унию 1596 г. и возгласившего воссоединение с Православием, училище перешло в ведение Православной Церкви. Из рапорта Пружанского благочинного протоиерея Андрея Червяковского в Духовную Консисторию известно, что 2 ноября 1869 г. в сослужении двух священников при Кобринском училище была освящена домовая церковь в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

http://azbyka.ru/palomnik/Кобринский_Спа...

В Люблине подписали унию кн. К. Острожский и Александр Чарторыжский (1569). С этого времени литовское государство и Польша составили одну Речь Посполитую с сеймом в Варшаве. Гродненский и Сокольский уезды входили в Тройское воеводство, а Кобрин и Пружаны в Брестское, Бельск и Белосток – в Подлясское, с Дрогичином во главе. Слоним и Волковыск принадлежали к Новогрудскому воеводству. В простонародье Гродненский, Волковыский, Слонимский и часть Пружанского уезда, назывались Черною Русью. Кобринский и Брестский, и часть Пружанского – под именем Полесья, а уезды: Бельский, Белостокский и Сокольский – Подлясья. Шляхта ввела тунеядство, которое не коснулось крестьян, которые как гранитные памятники, сохраняли в себе святую старину нравов, веры и обычаев. Из сердец народа святыню веры не могли исхитить и иезуиты, которые усердно истребляли памятники православия. Народ возмутился против них и замучил в Антополе (Кобр. уезда) иезуита Боболю. В Бресте братство св. Николая имело православную школу, в которой учились греческому, латинскому и русскому языку. У князей Острожских были для детей странноприимные дома. Но иезуиты всех переманили к себе, особенно в Гродно и Бресте. Иждивением Иеронима Ходкевича была учреждена иезуитская школа в Малой-Берестовице (Грод. у.) в 1615 г. в Коссове (Слон. у.), тщанием Льва Сапеги. Все документы иезуиты жгли на кострах, равно как и православные книжки. Развились грабежи, насилия, нетерпимость вероисповеданий. Иезуиты же вовлекали и в войну с русскими и шведами. Процветали коварство, измена, и всякие интриги. Иезуиты были изгнаны из Литвы и Польши папою KлuмehmoмъXIV в 1773 г., а Императрица Екатерина II, Фридрих II и Иосиф положили конец пагубной анархии, разделив Польшу. Присоединенные к России г.г. Гродно и Брест в 1795 году принадлежали к Слонимской губернии, куда потом присоединены были уезды Волковыский, Кобринский и Пружанский. Потом перенесено было губернаторство в Вильну, а в 1801 году в Гродно, с прибавлением уездов Лидского и Новогрудского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

30 июля 1755 г. Фома Радкевич писал, что регент иезуитской бурсы Михаил Ломинский нанес побои монастырским людям. Он прогонял «через монастырские земли чужой скот под видом своего», «не уплачивает монастырю пошлин, чем наносит ему великий ущерб», а также «подговорил комиссара Завадского арестовать в Пинске лошадей, принадлежащих монастырю» (Там же. 40. С. 559-560). Согласно описанию от 21 янв. 1797 г., К. м. располагал каменными строениями, а церковь названа «деревянной и ветхой». Во время Отечественной войны 1812 г., когда армия франц. имп. Наполеона I находилась в Кобрине, К. м. стал местом боевых действий между частями 3-й Западной армии под командованием ген. А. П. Тормасова и бригадой саксонцев под командованием ген.-майора Г. Кленгеля, входившей в состав 7-го Саксонского корпуса ген. Жана Ренье. После боя в Кобрине остатки частей саксонцев были вынуждены покинуть горевший в нескольких местах город и укрыться за каменной оградой на территории монастыря. Ген. Тормасов в рапорте имп. Александру I писал: «Неприятель защищался отчаянно как в укреплениях своих, так и за каменною монастырскою оградою и на подъемном мосту», но в течение 9 часов был полностью разбит (Семь столетий Кобрина: Кр. путев./Кобринский военно-ист. музей. [Кобрин], 2013. С. 11). После боя на крыльце чудом уцелевшего главного здания монастыря ген. Тормасов принял капитуляцию выживших солдат Саксонского корпуса. Указом имп. Николая I от 28 апр. 1828 г. в С.-Петербурге была учреждена Греко-униатская коллегия под председательством униатского митр. Иосафата Булгака . Решения коллегии были направлены на «очищение» униат. богослужения от лат. обрядов и возвращение к постановлениям Брестского Собора 1596 г. Униатской коллегии было поручено провести ревизию всех базилианских мон-рей. В результате упразднению подлежало свыше 60 обителей, в т. ч. и К. м. 1 сент. 1830 г. в стенах мон-ря было открыто уездное ДУ, смотрителем был назначен магистр богословия, профессор Свящ. Писания свящ. Я. Л. Железовский (впосл. Игнатий , еп. Брестский). Свои обязанности он исполнял до кон. 1833 г.

http://pravenc.ru/text/1841594.html

Пинским епископом во время введения унии был Леонтий Зиновьевич-Пельчицкий , переведенный сюда в 1585 г. на место Кирилла Терлецкого из холмских епископов. 1145 Леонтий принял унию и был одним из усерднейших ее поборников. Скончался в 1595 г. На место его митрополит Рагоза с Терлецким и Поцеем избрали кобринского архимандрита Иону Гоголя, изъявившего согласие на принятие унии. 2) Иона Гоголь , в мирянах Иван Богушевич, дворянин; в 1586 г. получил от короля Кобринский Спасский монастырь с обязательством «до року» вступить в стан духовный 1146 в 1596 г. получил королевскую привиллегию на пинскую и Туровскую епископию. 1147 Умер 1602 года. 3) Паисий Сахновский , с 1603 г. из архимандритов минского Вознесенского монастыря; прежде того игумен бытенский; был на соборе Брестском 1594 года. 1148 В 1623 г., по случаю тяжкой параличной болезни его, король поручил митрополиту Рутскому озаботиться охраной имений пинской кафедры (А. к. 3. Р. IV, 223). 4) Григорий Михаловский , епископ и архимандрит кобринский, с 1624 г. Умер 1632 года. 5) Рафаил Корсак , из пинских епископов, в 1633 г. переведен в Галич; с 1637 г. митрополит. 6) Пахомий Война-Оранский , из жидичинских архимандритов с 1637 г. Умер 1653 г. 7) Андрей Квиснинский-Золотый , изгнанный из Смоленска при занятии сего города русскими войсками, с 1654 г. Умер 1665 г. 8) Марциан (Михаил) Белозор , архимандрит виленский и лавришевский, в 1666 г. посвящен в Вильне митрополитом Колендой; в 1696 г. переведен на полоцкую архиепископию. 9) Антонин Любич-Жолкевский , архимандрит дерманский и дубненский с 1696 г. Родился в 1667 г. в луцком округе; обучался в римской коллегии de propaganda fide; бывши пинским епископом управлял архимандриями виленской и лавришевской; по показанию свидетелей его информативного процесса, в пинской епархии plures esse schismaticos, quam unitos et ritus latini. Умер 1702 года. 10) Порфирий (Петр) Кульчицкий , с 1703 г. Родом из Холмской епархии, обучался в Львове; исполнял должности миссионера в Венгрии и Перемышльской епархии, после был консультором (советником) базилианского ордена, генеральным оффициалом в великом княжестве Литовском и настоятелем Бытенского монастыря. В звании епископа управлял Лавришевским, потом Лещинским монастырем. Умер в 1716 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Гродненская епархия Дата создания: 10 января 1900 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Образована 10 января 1900 г. по н.ст. (28 декабря 1899 г. по ст. ст.) путем выделения из Литовской епархии. Первоначально в состав епархии входили Брестский, Белостокский, Бельский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Пружанский, Слонимский, Сокольский уезды; титул архиерея — «Гродненский и Брестский». По Рижскому договору 1921 г. территория Гродненской епархии оказалась в составе Польши. В 1923 г. к Гродненской епархии был присоединен Новогрудский повет, и ее территория включала, помимо данного региона, Августовский, Белостокский, Бельский, Гродненский, Сувалкский, Сокульский и Волковысский поветы Белостокского воеводства и Слонимский повет Новогрудского воеводства. В 1928 г. к Гродненской епархии были присоединены приходы Барановичского и Несвижского поветов. С 1923 г. по 1939 г. титул правящего архиерея был «Гродненский и Новогрудский». После событий сентября 1939 г. территория епархии оказалась в составе Белорусской ССР. В конце этого же года кафедра была упразднена. 24 июня 1940 г. указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) Гродненская епархия была восстановлена с названием «Гродненская и Виленская». Епархия объединила территорию бывших Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве. Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии. В 1942 году на Соборе белорусских епископов было принято решение на территории оккупированной Белоруссии создать шесть православных епархий, в том числе Гродненскую, которые входили в состав «Православной Белорусской автокефальной церкви» (1942-1944 годы); титул правящего архиерея — «Белостокский и Гродненский, Экзарх Православной Белорусской церкви в Восточной Пруссии». В этот период епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский.

http://patriarchia.ru/db/text/76529.html

Липники. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1991. Адрес: Беларусь, Брестская область, Дрогичинский район, с. Липники Координаты: 52.175647, 25.233649 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В центре деревни, возле автомобильной дороги Пинск-Брест. Построена в 1792 году из дерева. В 1930-е гг. к церкви пристроена колокольня. Церковь состоит из прямоугольного в плане основного сруба и пятигранной апсиды, накрытых гонтовой крышей с волнами в местах соединения основного и алтарного срубов. В центре крыши - барабан на восьмерике, завершенный главкой. По обе стороны алтарного сруба пристроены ризницы. Стены вертикально обшиты досками с нащельниками. Оконные проемы прямоугольные. Внутри главный объем разделен 6 столбами на 3 нефа, в южной части - хоры на 2 столбах. Церковь - памятник народного деревянного зодчества. Источник: «Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область» (Минск, издательство «Белорусская Советская Энциклопедия имени Петруся Бровки») Приходской храм в честь Успения Пресвятой Богородицы д. Липники Дрогичинского р-на Брестско-Кобринской епархии был построен в 1991 году и 30 августа того же года освящён. Храм кирпичный, площадью 194 кв. м, однопрестольный, двуглавый. Купола имеют форму луковицы. Храм построен в форме корабля с полукруглым алтарём на востоке, имеет три входа. В притворе с правой стороны расположено крестильное помещение. Над притвором расположена колокольня, на которой находятся три колокола. Оконные проёмы арочные и снабжены железными решётками. В храме имеются два клироса: центральный и боковой. Стены средней части расписаны неизвестным художником. Храм имеет газовое отопление. В 2008 году был возведен новый иконостас, в нижнем ярусе которого расположены старинные иконы, сохранившиеся ещё от ранее разрушенного старого храма 1762 г. Храм с трёх сторон омывается искусственным водоёмом и обнесён металлическим забором с кирпичными столбами. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=28411

Архиепископ Брестский Иоанн принял участие в митинге-реквиеме в Брестской крепости, посвященном Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны 22 июня 2022 г. 17:28 22 июня 2022 года, в 81-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой» состоялся митинг-реквием, посвященный Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. В шествии к месту проведения митинга — площади Церемониалов — приняли участие представители государственной власти, дипломатического корпуса, Церкви, молодежных и общественных организаций, члены военно-исторических клубов, солдаты Брестского гарнизона, а также многочисленные делегации и гости из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В составе делегации Белорусской Православной Церкви в митинге участвовали архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн ; протоиерей Виталий Хоновец, настоятель гарнизонного храма святителя Николая Чудотворца в Брестской крепости, председатель отдела Брестской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами Республики Беларусь; иерей Андрей Петрусевич, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери г. Бреста. Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» также посетила делегация из Российской Федерации, представленная членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителями секретариата Союзного государства России и Беларуси во главе в государственным секретарем Союзного государства Дмитрием Мезенцевым. Траурное мероприятие началось в 3.30. По традиции пограничники Брестского военного гарнизона зажгли факел от Вечного огня и проследовали к реке Буг, где были опущены на воду цветочные венки в память о защитниках крепости и жертвах первых дней Великой Отечественной войны. Все участники поминального мероприятия возложили венки и цветы к Вечному огню, почтив память погибших воинов. Была объявлена минута молчания. Затем со словами приветствия к гостям и жителям города обратился председатель Брестского исполнительного комитета Юрий Шулейко. В завершение мероприятия на Кобринском укреплении крепости была организована военно-историческая реконструкция первого дня обороны Брестской крепости. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

На богослужении присутствовали уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Брестского областного исполнительного комитета А.В. Лис, председатель Брестского городского исполнительного комитета А.С. Рогачук, генеральный консул Российской Федерации в Бресте Н.И. Матковский. Богослужебные песнопения исполнил большой хор Воскресенского собора (регент — Лия Кранц). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Богослужение транслировалось на больших экранах, установленных перед собором, а также на телеканале «Союз». Проповедь перед причастием произнес благочинный церквей Жабинковского округа, настоятель Покровского храма г. Жабинка Брестской области священник Сергий Петрусевич. По окончании Литургии было совершено славление святому равноапостольному князю Владимиру и всем святым, в земле Белорусской просиявшим. От лица епископата, духовенства и верующих Белоруссии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали митрополит Минский и Заславский Павел и епископ Кобринский Иоанн. Правящий архиерей Брестской епархии преподнес в дар Его Святейшеству икону преподобномученика Афанасия, преподобномученика Макария и архидиакона Никифора. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . Митрополиту Павлу и епископу Иоанну Святейший Патриарх Кирилл вручил панагию и крест, изготовленные в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар собору Святейший Владыка передал старинную икону двунадесятых праздников. Верующим были розданы иконки св. равноап. кн. Владимира с Патриаршим благословением. Затем был оглашен указ, согласно которому ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) в связи с успешной защитой докторской диссертации и присвоением ученой степени доктора богословия удостоился права ношения докторского креста. В завершение Святейший Патриарх Кирилл выпустил со ступеней собора голубей и благословил верующих. Воскресенский собор, построенный в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, — самый величественный храм Брестской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4128446.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010