Дорогичинского благочиния в Церкви Венецкой; Кобринского благочиния в Церкви Киселевской; Брестскою благочиния в церквах: 1) Каменицы-Жировицкой, 2) Мотыкальской, 3) в приписной Церкви Матиевицкой; Каменецкого благочиния в Церкви Чемеровской; Пружанского благочиния в приписных церквах: 1) Семёновской, 2) Смоляницкой, 3) Добучинской; Гродненского благочиния в церквах: 1) Ятвеской, 2) Яловской, Б) Черлионской, 4) Мало-Бростовицкой и 5) в приписной Жирославской; Лидского благочиния в Церкви Радзивонишской; Волковыского благочиния в церквах: 1) Самуйловицкой, 2) Порозовской; Вилейского благочиния в церквах: 1) Рабунской, 2) Норжицкой, 3) Хоценчицкой, 4) Порплиской, 5) Ситской, 6) Жоснянской, 7) Костыцкой; Минского благочиния: 1) Новосадской, 2) Гатовской, 3) Тросцяницкой, 4) Дороской, 5) Пржилуцкой, 6) Чиковской; Заржечно-Линского благочиния в церкви Кожангродецкой; Ошмянского благочиния в церквах: 1) Михаловской, 2) Гольшанской, 3) Городзковской, 4) Светлянской; Олыкского благочиния в Церкви Покащовской; Ковельского благочиния в церквах: 1) Кречевицкой, 2) Поворской, 3) Радошинской, 4) Мельницкой, 5) Гулевичовской, 6) Велико-Порской, 7) Велицкой, 8) Ружинской, 9) Кругельской, 10) Мало-Порской, 11) в приписной Селецкой; Владимирского благочиния в церкви Гороховской; наконец, в церкви Мядзиольского девичьего монастыря. Засим в течение последних трёх лет сооружены вновь по Литовской епархии иконостасы в 509 приходских и приписных церквах, и остаётся по сей епархии всего только 99 приходских церквей, в коих иконостасы ещё не устроены; но церкви сии по большей части или нуждаются в предварительной капитальной починке и отстройке, или предположены к упразднению по ветхости, бедности и малому числу прихожан. О чём долгом считаю донести коллегии и вместе присовокупить, что из означенных 509 иконостасов весьма многие ещё не покрашены отчасти или же вовсе, а иные нуждаются в некоторых иконах, так как недостаток живописцев замедляет по необходимости успех работ и требует в сём отношении постепенности. В Греко-униатскую коллегию, от 25 ноября за 990, об упразднении органов в 86 церквах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Посему предлагаю консистории: 1) донести, при всех ли восьмидесяти шести церквах, имеющих органы, находятся уже дьячки, а если нет, то при каких именно они находятся, а при которых ещё их не имеется; 2) принять самые кратчайшие меры к замещению дьячками тех церквей, кои оных ещё не имеют, но снабжены органами; 3) предписать, чтобы все находящиеся по Греко-униатским приходам и монастырским церквам органы были в течение трёх месяцев проданы, в пользу тех же церквей, а в случае неявки в сие время покупщиков, разобраны и уничтожены; 4) засим отправить и находящихся при означенных церквах органистов, если они стороннего ведомства, а если они принадлежат ведомству духовному, определить их к другим причётническим должностям соответственно их способностям; 5) продажу или уничтожение органов, отправление и распределение органистов возложить на ответственность местных благочинных и настоятелей монастырских, а об окончательном по сему предмету исполнении донести мне в своё время. В Греко-униатскую духовную коллегию, от 11 февраля за 118, о сооружении по церквам вновь 74 иконостасов, кроме 226, устроенных в прошлом году В 5 день октября прошлого 1835 года за 663, я доносил коллегии об устроенных вновь иконостасах в 226 Греко-униатских церквах Литовской епархии. С того времени поступили ко мне донесения об окончательном сооружении иконостасов ещё в следующих 74 церквах, именно: Новогрудского благочиния в Сенежицкой церкви; Слонимского благочиния в Добромысльской церкви; Дорогичинского благочиния в церквах: 1) Бородицкой, 2) Снитовской, 3) Стреленской и 4) Глинянской; Кобринского благочиния в Козиской церкви; Полеского благочиния в церквах: 1) Збунинской, 2) Пржиборовской, 3) Чернявской, 4) Страдецкой, 5) Домачевской, 6) Оржеховской, 7) Черской, 8) Гвоздницкой, 9) Велико-Рытской и 10) Лукевской; Брестского благочиния в церкви Щитовской; Каменецкого благочиния в церквах: 1) Ревятыцкой, 2) Левковской; Гродненского благочиния в Голынской церкви; Волковыского благочиния в Дзеициоловицкой церкви;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По заведённому уже в прошлые годы порядку, поручал я и в настоящем году, по моему назначению, осмотр церквей преосвященным викариям Литовской епархии Игнатию и Филарету, а также кафедральному протоиерею Виктору Гомолицкому. Первый из них осмотрел 50 приходских церквей Слонимского уезда Гродненской губернии, второй 46 церквей Дисненского и Новоалександровского уездов Виленской и Ковенской губернии, а третий 64 церкви Кобринского уезда Гродненской же губернии, а всего осмотрено 160 приходских церквей. Как в прошлые годы, так и в настоящий осмотр главное внимание обращено на постепенное по возможности преобразование здешней почти исключительно воссоединённой паствы, от прежнего порядка к новому свойственному Православной Церкви, по богослужению, церковному устройству и благочинию. Благодарение Господу, преобразование это подвигается благоуспешно, хотя и не столь быстро, как бы желалось; но это проистекает из самой сущности дела – что веками изменялось, не может быть скоро приведено в прежнее положение. Притом же недостатки, бросающиеся более в глаза по церквам Литовской епархии, относятся к неправильному, часто неблаговидному устройству оных; а приведение их в сём отношении к должному порядку зависит от материальных средств, в которых имеется существенный недостаток по сравнению с необходимостью. Принятые до сих пор меры не приносят желаемого успеха, и на многие ещё годы и преемникам моим станет заботиться и усердствовать в сём отношении. Слава Богу, что паства добра и усердна, послушна и тверда в воспринятом Православии. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду. Литовской консистории, от 30 ноября за 2608, о восполнении недостатков, найденных преосвященным викарием Игнатием при ревизии церквей Слонимского уезда, равно и другими ревизовавшими На представлении Игнатия, епископа Брестского, от 5 октября за 286, с подробными сведениями о последствиях произведённого им осмотра всех 50 приходских церквей по Слонимскому уезду, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: имеет консистория значащиеся здесь сведения пополнить нужными справками и затем представить мне своё заключение, какие именно из указанных здесь недостатков можно восполнить и какими средствами. Консистории обратить особенное внимание как по сему донесению, так и по донесениям прочих ревизовавших церкви, на те недостатки, которые произошли от нерадения церковных причтов и самих благочинных, и не оставить подвергнуть виновных взысканию, тем более строгому, если эти недостатки замечены были и во время прежних ревизий. Литовской консистории, от 30 ноября за 2609, о том же, по дополнительному донесению преосвященного Игнатия

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

На представлении Игнатия, епископа Брестского, от 18 октября за 305, с дополнительными сведениями по обозрению им церквей Слонимского уезда, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: По соображению с надлежащими справками прописанных здесь сведений и обстоятельств, имеет консистория представить мне своё заключение, каким образом восполнить и исправить недостатки и упущения, замеченные преосвященным Игнатием, равно кого из достойных поощрить, а кого из виновных подвергнуть взысканию. Литовской консистории, от 30 ноября, за 2610, о восполнении замеченных преосвященным викарием Филаретом недостатков при ревизии церквей по Дисненскому уезду На представлении Филарета, епископа Ковенского, от 8 октября за 269, с подробными сведениями о последствиях произведённого им осмотра 40 приходских церквей по Дисненскому уезду, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Передаётся в консисторию, которая, по надлежащем рассмотрении и соображении с другими донесениями преосвященного Филарета, переданными уже в оную прежде, положить на мере: каким образом восполнить замеченные здесь недостатки по материальному устройству церквей и их принадлежностей, а также относительно паств и духовенства, составляющего церковные причты, и предположения свои представит на моё утверждение. Литовской консистории, от 30 ноября за 2611, о замеченных преосвященным Филаретом недостатках при ревизии церквей Новоалександровского уезда На представлении Филарета, епископа Ковенского, от 8 октября за 268, с подробными сведениями о последствиях произведённого им осмотра 6 церквей Новоалександровского уезда, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Передаётся в консисторию в дополнение к другому донесению преосвященного Филарета, переданному в оную ныне же, с тем, чтобы консистория поступила и здесь соответственно резолюции моей, на том донесении записанной. Литовской консистории, от 30 ноября за 2612, о восполнении недостатков, найденных кафедральным протоиереем Гомолицким при осмотре церквей Кобринского уезда

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В двух первых замечаются поднаречия, именно: на окраинах, смежных с внутренними губерниями, простонародный говор приближается к русскому. В Минской губернии, в частности Речицкого уезда и Мозырском говорят полумалороссийским, а в Пинском - полесским, т. е. грубым малороссийским наречием. В Гродненской губернии, в уездах Брестском, Кобринском, Пружанском и Бельском, говорят по-малороссийски, в Гродненском, по-над рекою Неманом,- по-литовски, в Сокольском же и Белостокском уездах поселенцы Мазуры говорят польским жаргоном. При таком разнообразии наречий, которому дать преимущество…? Выбор трудно сделать и потому, что говорящие по-малороссийски не терпят белорусского языка, и наоборот» (цит. по: Слюнькова. 2009. С. 423-424). Однако М. указывает на существование этнонима «белорусы» и территорию Белоруссии определяет в совр. границах, включая также в состав страны Белостокский и Сокольский уезды. М. достаточно резко высказывался против произнесения проповедей на белорус. языке, притом что близкий ему Пружанский благочинный прот. М. К. Бобровский проповедовал на праздники на «простонародном языке» ( Киприанович. 1897. С. 230-231). В 1862 г. он протестовал против издания Виленским учебным округом белорусских книг для чтения в народных училищах, полагая, что польск. политические круги вынашивают идею о белорус. обособленности ( Долбилов. 2010. С. 894). Однако ряд рус. чиновников критически оценивали деятельность М. Жандармский штаб-офицер по Минской губ. подполковник И. С. Штейн в 1866-1868 гг. в письмах в 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии неоднократно обвинял М. в распространении польск. влияния и в том, что он пребывает «в душе прежним униатом». Как и духовенство Минской епархии, по мнению Штейна, он не вносил никакого вклада в миссионерскую кампанию в отличие от мировых посредников и гражданских чиновников. В представленной Штейном в 3-е отд-ние сводке о проступках приходского духовенства епархии - поборах с крестьян, пьянстве и т. д.- фигурировали ок.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Быв довольное время в разъездах по Высочайшему повелению, равно за требованием от местного духовенства нужных сведений, а также за отсутствием из Вильно, где в консистории находились дела, необходимые для справок, я не мог доныне сделать исполнения по означенному указу Святейшего Синода. Теперь собраны мною следующие сведения. По Брестскому Симеоновскому приходу числится прихожан: в самой Брестской крепости военных 1.491 и мещан 166 душ, сверх того на Кобринском форштате мещан 328 и чиновников 222 души и на Волынском форштате мещан 51 душа, да особо по деревням крестьян 1.120 душ. Для прихода сего, по Высочайше утверждённому в 1844 году штату, учреждён особый городской причт из протоиерея, священника, диакона, дьячка, пономаря и просфирни, с жалованьем им всем (включая сюда и местные способы) по 975 рублей серебром. Причт сей, по сломке Симеоновской церкви соответственно плану крепости, отправляет богослужение в церкви, временно устроенной в крепости же по отводу военного начальства. Но, вместо сей временной церкви, назначено уже давно по Высочайшему повелению построить в Брестской крепости новую каменную церковь , на которую исчислено по смете 150,459 руб. 95¼ коп. серебром, и в то число ассигнована уже Святейшим Синодом в инженерное ведомство, начиная с 1838 года поныне, весьма важная сумма. Засим я нахожусь в недоумении: церковь , назначенная ныне Высочайше к постройке на Брестском форштате, должна ли заменить предположенную к постройке церковь в самой Брестской крепости, и причт с приходом сей последней церкви не должен ли быть переведён к церкви на форштате? Как недоумение сие по необходимости имеет связь с величиною церкви на форштате, проект и чертёж которой предписано мне доставить Святейшему Синоду: то долгом поставляю просить покорнейше о разрешении такового недоумения. По мнению моему, церковь , назначенная прежде к постройке в крепости Брестской, должна бы оставаться на прежнем основании с определённым уже для неё городским причтом, так как в самой крепости имеется ныне прихожан 1.657 душ, и число сие должно возрасти с постепенным устройством крепости. С другой стороны, вне крепости находится прихожан 1.721, то есть число, слишком достаточное для составления особого прихода. Потому и прошу покорнейше Святейший Синод, чтобы из сих последних прихожан составлен был особый приход, чтобы оный приписан был к каменной церкви, назначенной ныне Высочайше к постройке на Кобринском форштате Брестской крепости, и чтобы к Церкви сей назначен был новый штатный причт, против сельских причтов 3 класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Константин (Хомич), архиеп. Брестский и Кобринский. Фотография. Ок. 1995 г. Константин (Хомич), архиеп. Брестский и Кобринский. Фотография. Ок. 1995 г. (Хомич Константин Андреевич; 11.11.1911, фольварк (хутор) Рог, близ дер. Бобрик Пинского у. Минской губ.- 19.09.2000, Брест), архиеп. Брестский и Кобринский. Род. в крестьянской семье. С 1920 г. Зап. Белоруссия входила в состав Польши, а правосл. приходы оказались в юрисдикции Православной Церкви в Польше. В 1929 г., завершив учебу в Пинском реальном уч-ще, К. Хомич поступил в правосл. Виленскую ДС, к-рую окончил в 1935 г. После женитьбы на Александре Кондратьевне Хотянович К. А. Хомич был рукоположен 8 февр. 1936 г. во диакона, а 28 февр. архиеп. Полесский и Пинский Александр (Иноземцев) рукоположил его во иерея. 9 марта того же года свящ. К. Хомич был назначен настоятелем ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Охове Пинского повята Полесского воеводства. После присоединения в 1939 г. Зап. Белоруссии к СССР Полесская и Пинская епархия вернулась в юрисдикцию РПЦ. 1 окт. 1941 г. был назначен настоятелем Свято-Никольской ц. в с. Купятичи (ныне Пинского р-на Брестской обл., Белоруссия), где служил в период нем. оккупации. Священник старался избегать контактов с оккупационными властями. Его супруга, по специальности фельдшер, работала в открытом в Купятичах медпункте и снабжала партизан медикаментами, помогала выхаживать раненых. В нач. июля 1944 г. по приказу нем. властей иерей К. Хомич с женой и сыном были отправлены в Германию, однако они смогли задержаться в Варшаве. После подавления Варшавского восстания нем. войсками семья священника была интернирована и находилась в концлагере до освобождения советскими войсками в нач. апр. 1945 г. По прибытии в СССР был задержан для проверки его деятельности в период нем. оккупации. Только в кон. 1945 г. получил возможность вернуться в Купятичи. Решающую роль в его освобождении сыграли положительные характеристики и свидетельства командиров партизанских отрядов.

http://pravenc.ru/text/2057010.html

Патріарший екзарх всієї Білорусі очолив урочистості на честь преподобномученика Афанасія Брестського в місті Бресті 19 вересня 2014 р. 17:03 18 сентября 2014 года, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел совершил Божественную литургию в Афанасиевском мужском монастыре города Бреста. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий , архиепископ Люблинский и Холмский Авель ( Польская Православная Церковь ), архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир , викарий Новогрудской епархии епископ Сморгонский Петр , епископ Брестский и Кобринский Иоанн , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епископ Клинцовский и Трубчевский Сергий , управляющий делами Минской экзархии архимандрит Антоний (Доронин) , секретарь Брестского епархиального управления протоиерей Петр Романович и духовенство из Белоруссии, России, Украины и Польши. Перед Литургией был совершен крестный ход от Симеоновского кафедрального собора г. Бреста в Афанасиевский монастырь. Шествие возглавил епископ Брестский и Кобринский Иоанн. На богослужении молились председатель Брестского городского Совета депутатов Н.В. Красовский, глава администрации Ленинского района города Бреста Д.Н. Городецкий, начальник отдела по делам религий и национальностей Брестского облисполкома А.А. Цырельчук, генеральный консул Российской Федерации в городе Бресте Н.Н. Матковский, генеральный консул Украины в городе Бресте О.И. Мысык, вице-консул Республики Польша в городе Бресте Славомир Лучак, почетный консул Франции в Бресте Л.В. Стаецкий, а также другие представители городской и районной администрации. По окончании Литургии митрополит Павел в сопровождении епископа Иоанна, архипастырей, священников и других высоких гостей направился в Рождество-Богородичный женский монастырь города Бреста. Предстоятель Белорусской Православной Церкви посетил храм Рождества Пресвятой Богородицы и ознакомился с устройством обители. После трапезы Патриарший экзарх возложил цветы к памятнику преподобномученику Афанасию Брестскому. Затем митрополит Павел посетил Брестский областной общественно-культурный центр, где встретился с духовенством, сестрами сестричеств милосердия и членами молодежных братств Брестской епархии . Далее Патриарший экзарх в сопровождении епископа Брестского Иоанна направился Никольский храм г. Бреста. Пообщавшись с духовенством и прихожанами храма, митрополит Павел подарил приходу образ святителя Кирилла, епископа Туровского. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3750927...

В ходе конференции была организована online-mpahcляцuя на официальном УоиТиве-канале БрГТУ. Перед началом пленарного заседания к участникам конференции обратился А.Г. Баханович. В приветственном адресе Александр Геннадьевич подчеркнул важность подобного рода мероприятий, способствующих не только духовно-нравственному воспитанию молодежи на основе христианских этических традиций, но и укреплению взаимных связей между Белорусской Православной Церковью и учреждениями образования Республики Беларусь. Затем с приветственным адресом к участникам пленарного заседания обратился архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн. Его Высокопреосвященство отметил историческую ведущую роль Православной Церкви на белорусских землях в решении политических проблем, способствовавшей историческому, духовному и культурному развитию белорусского народа, стоявшей на страже внутреннего мира и единства. В 2021 году Брестский государственный университет отметил 55 лет со дня своего основания. В рамках университетского 55-летия руководство, администрация и преподаватели учреждения образования были награждены Юбилейными грамотами, посвященными 30-летию возрождения Брестской епархии, за подписью архиепископа Брестского и Кобринского Иоанна. В ходе пленарного заседания были представлены доклады преподавателей гуманитарной кафедры БрГТУ, кафедры славянских народов БрГУ имени А.С. Пушкина, филиала БрГТУ «Политехнический колледж», а также Минской духовной академии . Структура конференции организована в виде работы трех секций, в ходе которых были представлены многочисленные доклады студентов БрГТУ, касающиеся христианских ценностей в истории и культуре Белоруссии, роли Православной Церкви как духовно-нравственной основы общества и института; христианства и современной молодежи, роли семьи. В завершение конференции архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн выступил с итоговым обращением к аудитории. Архипастырь пожелал всем участникам конференции плодотворных трудов в образовательной сфере, способствующей целостному и гармоничному развитию личности. Его Высокопреосвященство поблагодарил руководство университета за многолетнее сотрудничество с Церковью, выразив надежду на дальнейшее развитие отношений.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Александро-Невский собор (Кобрин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Невский собор — православный кафедральный собор, находится в Кобрине, рядом с рекой Мухавец. Воздвигнут в 1864—1868 годах — в знак отмены крепостного права на месте братской могилы русских солдат, погибших во время Кобринского боя 15 июля 1812 года. На соборе установлена мемориальная доска: «...в честь победы русских войск 1812 года». Входит в список историко-культурных ценностей Белоруссии. Содержание История [ править править код ] Собор находится вблизи реки Мухавец. Ранее здесь был расположен древний верхний замок, который вместе с нижним замком составляли укрепления города. Храм построен на месте погребения русских солдат, погибших во время Кобринского боя 15 июля 1812 года,когда на территории Российской империи была одержана первая победа над французской армией Наполеона. Храм возведен из кирпича в 1867 г. в память освобождения крестьян от крепостного права в 1861 г. Строительство было разрешено еще весной 1864 г. Однако лишь 28 октября этого же года после Божественной литургии в соборной Пречистенской церкви в присутствии гражданских властей, военнослужащих и многочисленного народа была торжественно совершена закладка храма. Уже в 1866 году были освящены и водружены на пяти главах церкви позолоченные кресты, выписанные из Санкт-Петербурга у мастера Соколова. Она была покрыта кровельным железом, а купола английской жестью. 20 сентября 1867 года Преосвященнейшим Игнатием епископом Брестским в сослужении духовенства города было совершено ее освящение. Храм был построен на средства временно - обязанных крестьян Кобринского уезда и бывшего начальника Северо-Западного края графа Михаила Николаевича Муравьева. 28 декабря 1960 года Александро-Невский собор был снят с учета, с последующим переоборудованием здания под планетарий с изменением внешнего вида. В 1961 году храм был закрыт. Закрытие облегчило случайное обстоятельство. Во время летней грозы молния ударила в купол, в результате чего возник пожар. Причем невольным виновником случившегося оказался простодушный церковный староста, удаливший со стены алтаря проволоку неизвестного для него назначения. Это оказался громоотвод. Пожар быстро потушили, да и ущерб был незначительным. В специально составленном акте, однако, указывалось, что пожар якобы поставил под угрозу сохранность здания до такой степени, что пользоваться им в дальнейшем по прямому назначению стало небезопасно.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010