Коренная задумка Ленина, любимый его поворот мысли — это начало как бытие. Осевая идея всего русского XIX века, у него она получила политическое приложение. Взять их спор с Бухариным в дни Брестского мира, дикий спор: начинать революционную войну с Германией немедля или не начинать? Под конец Бухарин говорит: я уже вообще не понимаю, о чем мы спорим — об отсрочке войны на одну-две недели?! А Ленин ему: и что же, пусть неделя! Бегущий с фронта мужик на неделю вернется домой и увидит, что земля стала его. А там поглядим, может, он тогда и на революционную войну согласится. И вторая идея Ленина, что после революции в Германии мы в России станем снова отсталыми — иными словами, успешно осознавшими реальное положение. Ленин боялся, что в коммунистическом авангарде с его мифом о великой мировой роли забудут про Россию и все погубят. Но отказаться от утопии ему самому уже было трудно. — Каким же образом интеллигент спасал целостность России, будучи лишен всей имперской культурной инфраструктуры? — Тайна того, что русское не распалось, в том, что русское удержалось советским. Откуда и взялось советское целое. Но держаться коммунизмом долго оно не могло, его с двух сторон взяли под сомнение — интеллигенция по-своему, мужик по-своему. 91. Чудо Брестского мира. Первый крах Бухарина с левым коммунизмом. Триумф военно-коммунистической практики — Наступает момент, когда всё, что вошло в орбиту партийных интересов, партийного сознания, раз партия правящая, — непосредственно включается в жизнь всех в России. Это важный перелом. Он имел ситуационное оправдание и очень дальние последствия. Любопытна у Троцкого ключевая фраза в выступлении на том знаменитом заседании о мире с Германией, где только его голос переломил в пользу Ленина позицию ЦК. Троцкий сказал примерно так: то, что мы должны были бы сделать как партия, мы не имеем права делать как государство. — РСДРП(б) партия, разрушающая государство, и вдруг такие государственники. — Но должен сказать, что государственничество Троцкого тогда еще даже не ленинское. Ленин начала 1918-го еще выступает как идеолог мировой революции, но решающий все капитально иначе.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

В Минской духовной семинарии состоялся XVIII Семинар студентов вузов Белоруссии 17 декабря 2019 г. 13:18 13-14 декабря 2019 года в Минской духовной семинарии по благословению ректора архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия проходил XVIII Ceмuhap студентов высших учебных заведений Беларуси «Православие и цивилизационный выбор Беларуси (К 180-летию Полоцкого Собора 1839 года)», ориентированный на осмысление роли Православия в определении вектора цивилизационного развития белорусского государства и общества. Выбор тематики форума был обусловлен тем, что по решению Синода Белорусской Православной Церкви  в 2019 году отмечалось 180-летие возвращения белорусско-литовских униатов к православному исповеданию, состоявшегося на основании решений Полоцкого Собора 1839 года. В нынешнем году оргкомитет семинара впервые принимал заявки участников и тезисы их докладов на конкурсной основе, стремясь к повышению научного уровня форума. По результатам работы конкурсной комиссии к участию в семинаре были приглашены 70 студентов, представивших 27 белорусских вузов. В частности, программа мероприятия включала выступления представителей Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Барановичского государственного университета, Белорусской государственной академии авиации, Белорусской государственной академии связи, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии,  Белорусского государственного аграрного технического университета, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Белорусского национального технического университета, Белорусского государственного университета транспорта, Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина, Брестского государственного технического университета, Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, Гродненского государственного аграрного университета, Гродненского государственного медицинского университета, Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Института менеджмента, спорта и туризма, Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова, Минской духовной академии , Минской духовной семинарии, Минского инновационного университета, Могилевского государственного университета продовольствия, Полоцкого государственного университета, Республиканского института высшей школы, Университета гражданской защиты МЧС Беларуси.

http://patriarchia.ru/db/text/5549143.ht...

Чтобы полнее представить аргументацию следователя (подчеркну: в данном случае не имеющего никакой политической ангажированности и заинтересованности!), предлагаю вниманию читателей текст моей беседы с ним. Разговор получился весьма продолжительный, и потом еще пришлось по всяким деталям к нему возвращаться, поэтому запись публикую в сокращении. " У меня есть основания это утверждать " — Владимир Николаевич, я совершенно случайно узнал о вашем выводе относительно позиции Ленина в деле царской семьи. Вы пришли к решению, что расстрел был совершен не только не по его инициативе, но и без его согласия? — У меня есть основания это утверждать. — На чем они базируются? — Прежде всего на реальности взаимоотношений, которые были тогда между центром и провинцией, то есть между властью в Москве и на местах. Далеко не всё в этих отношениях к тому времени стабилизировалось, и далеко не всегда четко срабатывали указания из центра. Ведь Советская власть только устанавливалась. Вообще, дабы понять происшедшее так, как оно происходило, надо представить всю сложность ситуации в ее исторической конкретности. А нынче всё предельно упрощают. — Приведите пример той сложности, которую вы имеете в виду. — Пожалуйста. Не знаю, известно ли вам, но абсолютному большинству, я уверен, не известно, что в это время, о котором мы говорим, слово " ленинец " среди многих уральских большевиков, включая местное руководство, было чуть ли не ругательным. — Почему? — Брестский мир стал причиной. Ленин — это Брестский мир, то есть компромисс. А радикалы против компромиссов. Они вовсе не за начало мирного строительства, а за расширение революционного пожара. Из-за Брестского мира, помните, у Ленина происходит резкое столкновение даже с Дзержинским. Ленин, получается, в глазах многих теперь какой-то оппортунист-примиренец. Далее противостояние с радикальными силами как в самой большевистской партии, так и вне её (вспомним мятеж левых эсеров в начале июля того же 1918-го) пойдет по нарастающей. — Это понятно. Недаром пишет Ленин известную свою работу " Детская болезнь " левизны " в коммунизме " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Мту Ипатию в его латинизаторской деятельности нужны были грамотные и деятельные помощники. Для того, чтобы обеспечить себе действенную поддержку со стороны униатского духовенства, Поцей решил реформировать немногочисленное греко-католическое монашество, имевшееся в его распоряжении. С этой целью он создал по образцу римо-католических орденов униатский орден монахов-базилиан (или василиан). Свое название они получили от имени св. Василия Великого, правила которого якобы должны были стать основой деятельности ордена. В реальности базилиане в гораздо большей степени руководствовались теми принципами, на которых основывался орден иезуитов. Фактически это и были иезуиты восточного обряда, с самого начала ставшие подлинной " гвардией " греко-католического мта и важнейшим орудием латинизации униатов. Даже сегодня базилиане остаются наиболее латинизированной частью Украинской греко-католической церкви и проводниками римо-католического влияния. Главным помощником Поцея в организации ордена и его первым руководителем в сане протоархмта (в латинской традиции - генерала) стал Иосиф Вельямин-Рутский. Он был сыном представителя родовитой московской фамилии Вельяминовых, бежавшего при Иоанне Грозном в Литву. Здесь Иосиф принял латинство и проходил выучку у иезуитов, которые направили талантливого юношу для продолжения образования в Рим. Учеба Иосифа в Риме совпала по времени с заключением Брестской унии, и молодому русину было предложено вернуться из латинства в восточный обряд, оставшись при этом католиком. Иезуиты рано разглядели в Рутском дарования, обещавшие ввиду его преданности папству принести богатые плоды на поприще униатского прозелитизма. Вскоре Иосиф стал настоятелем отобранного у православных виленского Троицкого мря. Обитель стала центром базилианского ордена и важнейшей кузницей кадров высшего униатского духовенства. Троицкому мрю и его архмту были подчинены все остальные униатские обители Речи Посполитой, которые отныне были четко организованы в структуру базилианского ордена. Характерно, что подобно римо-католическим орденским мрям, базилианские также были изъяты из юрисдикции своих епархиальных архиереев. В число базилиан влилось немало римо-католических миссионеров, перешедших на восточный обряд, особенно - иезуитов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Князь покинул королевский дворец. Сигизмунд послал за Острожским вдогонку его зятя - виленского воеводу Радзивилла - с приказом во что бы то ни стало вернуть разъяренного старца. Радзивилл от имени короля даже обещал Острожскому, что Никифор будет освобожден. Но в запале из уст князя Константина вырвалось: " Пусть себе и Никифора съест " . Вслед за этим Острожский выехал из Варшавы в свои владения. Теперь защитники унии могли бессрочно держать Никифора в заточении, не смущаясь отсутствием доказательств его вины - бунт Острожского против Сигизмунда и его фактический отказ от защиты Никифора давали королю и судьям-католикам возможность действовать без оглядки на могущественного православного магната. Теперь, чтобы тихо и без огласки погубить Никифора, достаточно было лишь объявить, что его будут содержать под стражей до тех пор, пока не будут найдены новые улики. Вскоре Никифора перевели в одну из самых надежных тюрем Польши - бывший замок Тевтонского Ордена в Мариенбурге (ныне - Мальборк): бежать отсюда шансов практически не было. В крупнейшем памятнике духовной литературы Западной Руси времени Брестской унии - " Перестороге " - говорится о его гибели в заточении: " А так з сейму ни з чим ся розъехали, а Никифора за вязня в невинности до Мальборку отослали и скилько лет у вязенью держали, наконец аж уморили голодом " . Весьма красноречиво о заслугах священномученика Никифора перед Православной Церковью свидетельствует та ненависть, которую питали к нему приверженцы униатства. Показательно в этом плане письмо одного из епов, низложенных Никифором на православном Соборе в Бресте, - Ипатия Поцея, который писал в 1605 к литовскому канцлеру Льву Сапеге о том, как он был лишен сана " изменником Никифором, издохшим в Мальборке " . Этот документ также подтверждает факт мученичества св. Экзарха Никифора, уморенного поляками в тюрьме. О мученической кончине архидиакона Никифора свидетельствует и запись в рукописном сборнике XVII в., сообщающая о его смерти " … у Мальборку року 1599 " .

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

В работе семинара приняли участие представители 37 белорусских высших учебных заведений, среди которых были представлены: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Барановичский государственный университет, Белорусская государственная академия авиации, Белорусская государственная академия связи, Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия, Белорусская медицинская академия последипломного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусский государственный университет физической культуры, Белорусский государственный экономический университет, Белорусский национальный технический университет, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, Брестский государственный технический университет, Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины, Витебская духовная семинария, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Военная академия Республики Беларусь, Гомельский государственный медицинский университет, Гомельский филиал Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, Гродненский государственный аграрный университет, Гродненский государственный медицинский университет, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Институт менеджмента, спорта и туризма, Институт парламентаризма и предпринимательства, Институт предпринимательской деятельности, Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, «Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета, Международный университет МИТСО, Минский инновационный университет, Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина, Полоцкий государственный университет, Республиканский институт высшей школы, Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь, а также Минская духовная академия и Минская духовная семинария.

http://patriarchia.ru/db/text/5311547.ht...

Вне конкурса. " Брестская крепость " Вне конкурса в рамках фестиваля будут показаны восемь игровых, около 40 документальных и 28 анимационных фильмов. В частности, в конкурсную программу не вошли, но отмечены отборочной комиссией художественные фильмы " Черная молния " (режиссеры Александр Войтинский и Дмитрий Киселев, Россия, 2009 год) и " Брестская крепость " (режиссер Александр Котт, Россия, 2010 год). " Нашли человека, который был в Брестской крепости маленьким мальчиком, и по минутам восстановили события... Двое человек из жюри даже до конца не смогли досмотреть этот фильм – взялись за сердце и вышли " , – сказал игумен Киприан. По его мнению, создатели картины " пошли по пути американских кинематографистов " . " Течет море крови, убийства, страдание – все показано очень крупным планом... Хотя сама идея – патриотичная " , – отметил заместитель сопредседателей оргкомитета фестиваля. Специально для дошкольников и учеников младших классов в дни школьных каникул подготовлена яркая детская анимационная программа, которая стартовала уже 1 ноября. В Киноцентре разместилась также Международная передвижная выставка детского творчества " Божий мир глазами ребенка " . призы и " свет " Лучезарного Ангела " Итоги фестиваля будут подведены на церемонии закрытия 7 ноября. " Каждый приз этого года – уникальная статуэтка Ангела, ручной работы. Призы изготовлены в сотрудничестве с нашими итальянскими коллегами, на острове Мурано " , – сообщила Шумова. Денежное вознаграждение при получении гран-при составляет миллион рублей, далее следуют премии в 700 тысяч, 300 тысяч и 100 тысяч рублей. " Также существуют номинации, которые мы рекомендуем жюри " , – отметила Шумова. По ее словам, в числе 12 таких номинаций – " глубокое раскрытие " тем семьи, верности и любви, возрождения духовности, чуда веры, православных святынь, исторических тем, создание образа современной выдающейся личности. Для демонстрации фильмов-победителей и участников фестиваля " доброго кино " после его окончания, пока не существует постоянных площадок, выход на массовую аудиторию весьма ограничен. Однако отдельные акции под названием " Свет кинофестиваля " Лучезарный Ангел " проходят ежегодно в некоторых городах России, ближнего и дальнего зарубежья после завершения конкурсных и внеконкурсных показов в Москве.

http://religare.ru/2_80365_1_21.html

5) распоряжений, сделанных мною лично о некоторых священниках, ни в каком случае не отменять, но если бы который из них оказался действительно раскаявшимся, то представить о том в оную же коллегию. Преосвященному Антонию, епископу Брестскому, от 3 марта за 135, о составлении списков ученикам Минской и Волынской губерний для помещения их по назначению в местные Греко-российские семинарии По поводу известного вашему преосвященству назначения казённокошных мест в Минской семинарии для 25 Греко-униатских воспитанников, Минский архиепископ преосвященный Никанор относится ко мне об определении ныне же, какое количество воспитанников из уездов Минской губернии, принадлежащих Литовской епархии, может поступить в начале будущего учебного года для продолжения наук в Минской семинарии, и о доставлении заблаговременно списка оным лицам, для соображения с подобными сведениями, долженствующими поступить от Белорусской епархии. Покорнейше прошу ваше преосвященство составить помянутый список ученикам из Минской губернии, могущим поступить в наступающем учебном году в Минскую семинарию, и таковой список доставить в одном экземпляре к архиепископу Никанору, а в другом ко мне. С тем вместе я прошу ваше преосвященство составить подобный же список и ученикам из Волынской губернии, с включением также Овручского и Житомирского уездов, и списка сего один экземпляр сообщить архиепископу Волыно-Житомирскому, а другой доставить мне. Имею честь быть. Преосвященному Антонию, епископу Брестскому (секретно), от 5 марта за 147, о предоставлении ему в особенных случаях самому распоряжаться о высылке неблагонадёжных духовных в великороссийские монастыри По случаю настоящих обстоятельств Греко-униатской Церкви, особым Высочайшим повелением предоставлено гг. генерал-губернаторам западных губерний право, по уведомлениям управляющих Греко-униатскими епархиями о неповинующихся начальству священно и церковнослужителях и монахах Униатских, удалять их немедленно в великороссийские губернии для помещения в Православные монастыри по назначению духовного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

406 См. в униатском архиве дело под 38, 1823 г., о Высочайшем повелении быть луцким униатским викарным архиереем официалу тамошней консистории прелату Кириллу Сероцинскому; также дело под 8, о Высочайшем пожаловании митрополитом брестского епископа Булгака, год 1819, также послужные списки митрополита греко-униатских церквей Иоасафата Булгака и епископа суффрагана брестского Яворовского, а также духовных чиновников литовско-виленской митрополичьей униатской епархии; там же дело под 107, 1834 г., по рапорту епископа Иосифа Семашки о кончине епископа Льва Яворовского. 407 Епархии киевская и могилевская причислены были коллегией к белорусской епархии, а подольская к литовской. См. в униат. архиве дело 1829 г., под 141, по предложению г. главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий о истребовании сведения о греко-униатских епархиях. 408 2-е Собр. Законов, 1977, об учреждении греко-униатской духовной коллегии по прилагаемому у сего штату. 409 См. в синодском архиве весьма секретную записку графа Блудова, для предварительного прочтения г. г. членами секретного комитета по делам униатским. 410 См. в униат. архиве дело 1828 г., 68, о Высочайшем повелении епископу Кириллу Сероцинскому присутствовать в коллегии; также дело 1831 г., под 50, по рапортам литовской консистории и её председателя о кончине председателя жидичинской комиссии епископа Серочинского и члена иеромонаха Бунинского. 411 На этого Сероцинского взведено было страшное обвинение, будто бы он отравил архиерея Красовского, у которого был викарием. Извет этот сделан был заседателем луцкого нижнего земского суда Еловецким. Красовский, архиепископ луцкий, страдавший запоем, после четырехнедельного пьянствования, скоропостижно умер. Внезапная его смерть дала Еловецкому повод сделать донос, что он, будто бы, умер от отравы, поднесенной ему в вине его лакеем, который подъущен был к тому Сероцинским, питавшим непримиримую вражду к Красовскому. Обвинение это получило гласность и дошло до Цесаревича Константина Павловича, который приказал Волынскому вице-губернатору Врангелю произвести следствие о смерти Красовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

изданною, все малые монастыри, в которых, ради малого числа монахов, монашеская дисциплина согласно особым какого-либо ордена правилам наблюдена быть не может, к уничтожению и обращению в светское состояние назначены: то в уважение всего того, на основании помянутых Высочайших и Правительствующего Сената указов, сказанной буллы папы Иннокентия X, и предложения бывшего министра Д.Д. и Н.П. князя А.Н. Голицына, от 28 сентября 1822 г. в коллегию поступившего, а также в силу Высочайшего указа, от 9 октября сего года Правительствующему Сенату данного, и последовавшего по оному в коллегию предложения министра Н. П. Г. У. Д. Д. И. И. адмирала А.С. Шишкова от 24 того же месяца, для надлежащего устройства Греко-Униатской Церкви, ко благу сей же Церкви и самого монашеского сословия, приступив к упразднению излишних базилианских монастырей, учинить следующие распоряжения: I. Сообразно нуждам Греко-Униатского исповедания и местным удобствам, оставить к существованию навсегда следующие монастыри по епархиям: Полоцкой : 1) Вержбиловский, 2) Витебский, 3) Борисоглебский, 4) Белоцерковский, 5) Оршанский, 6) Толочинский, 7) Онуфрейский, 8) Пустынский; Луцкой : 1) Почаевский, 2) Кременецкий, 3) Мелецкий; Брестской : 1) Тороканский, 2) Кобрынский, 3) Брестский, 4) Гродненский, 5) Лавришовский, 6) Лещинский, 7) Суховицкий, 8) Супрасльский; Виленской : 1) Виленский, 2) Борунский, 3) Ляденский, 4) Раковский. II. Остальные затем базилианские монастыри, признав излишними, следующее из них с имеющимися при оных приходами и частью или целыми фундушами обратить в светские приходские церкви, а именно по епархиям: Полоцкой : 1) Махировский с половиною земского фундуша, в 111 душ мужеского пола крестьян и 130 уволоках земли состоящего; 2) Сироцинский с земским фундушем, в 10 душ крестьян и 6 уволоках земли состоящим; 3) Добригорский с 31 душою крестьян и 12 уволоками земли; 4) Ушацкий с 13 душами крестьян и 13 уволоками земли; 5) Безводзицкий с 14 душами крестьян и 90 десятинами земли; 6) Лисковский с половиною фундуша, в 136 душ мужеского пола крестьян и 55 уволоках земли состоящего; 7) Любавицкий с третьею частью земского фундуша, в 176 душ крестьян и 1208 десятинах земли состоящего; 8) Малашковский с 35 душ крестьян и 100 десятинами земли. Луцкой : 1) Поддубецкий с одною уволокой земли; 2) Тригурский с четвертою частью земского фундуша, в 108 душ крестьян и одной квадратной мили земли состоящего; 3) Верховский с тремя уволоками земли. Брестской : 1) Антопольский с 37 душами крестьян и 13 уволоками земли; 2) Хомский с 14 душами крестьян и 4 уволоками земли; 3) Черлионский с половиною земского фундуша, в 61 душу крестьян и 32 уволоках земли состоящего; 4) Рожанский с 53 душами крестьян и 19 уволоками земли; 5) Даровский с 45 душами крестьян и 13 уволоками земли; 6) Волнянский с половиною земского фундуша, в 63 душ крестьян и 21 уволоки земли состоящего;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010