Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Бpehдah Клонфертский, Мореплаватель, прп. Описания иконы Брендан Клонфертский, Мореплаватель, прп. - житие Святой Брендан Клонфертский (484 - 577 или 583 по разным источникам), прозванный «Мореплавателем» или «Путешественником» — происходил из кельтского племени алтрагье. Родился в Трале на западном побережье Ирландии, до крещения звали его Киаррайгт Луахра. Пять лет был на воспитании у св. Иты, а затем он перешел на попечение епископа Эрка, который со временем рукоположил его во священника. Среди учителей Брендана называют и св. Ярлафа Туамского. Около 559 года Брендан стал монахом и основал монастырь в Клонферте. В то время у православных христиан Ирландии была интересная традиция. Было принято практиковать “имрам” (об этом термине было сказано выше) как своеобразную форму отшельничества. Ирландские монахи отправлялись в странствия во славу Бога, путешествовали проповедуя христианство. В отличие от паломничества, где главной целью является все же конечный пункт, здесь важно было само странствие. И не всегда это странствие было связано с миссионерскими целями. Если пустынники Восто[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. До 2004.] Св. равноап. Патрик Ирландский со св. Бренданом Мореплавателем и Коломбом Ионским на полях (фрагмент). Икона. Россия. До 2004 г. Файл 4450.jpg:   Размер: 780x1488, 1.16 MPix, 141 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (175) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1330

Современная православная икона прп. Брендана Мореплавателя Святой Брендан (Брандан, Брандон; Brendan, Brandan, Brandon), называемый «Мореплавателем», был одним из величайших подвижников за всю историю Ирландии. Его ранние жития не сохранились: до нас дошли латинские и ирландские рукописи конца XII века, анналы и генеалогии, традиции и легенды, связанные с ним. Он также упоминается в житиях некоторых других ирландских святых. На протяжении веков ирландцы любят и почитают прп. Брендана, как одного из величайших церковных деятелей и героев за свою историю. Ранние годы Святой родился в 484-м или 486-м году, а преставился, согласно разным версиям, в 575-м, 577-м или 583-м году, дожив почти до ста лет. Его родителей звали Финнлуг и Кара. По преданию, местом его рождения был островок Фенит (Fenit) к северо-западу от рыбацкой деревни с тем же названием, в 9 км от города Трали (Tralee) ирландского графства Керри – на юго-западной оконечности «Изумрудного острова». В 2000-е годы на близлежащем острове Грейт-Самфайр (название переводится «критмум» – морская съедобная водоросль) у входа в гавань воздвигнута массивная бронзовая статуя прп. Брендана. Он был крещен в младенчестве святым епископом Эрком Сланским (Erc of Slane). В ночь, когда Брендан родился, Эрк увидел неземной свет и сонм ангелов в сияющих одеждах, спускавшихся с небес к дому родителей святого. Святой источник «Tobar na Molt» близ города Трали, в котором свт. Эрк крестил прп. Брендана, сохранился и посещается паломниками, приезжающими за исцелением и духовным укреплением. Рядом с источником стоит часовня с маленьким престолом и фигурами святых Брендана, Эрка и Иты. Вероятно, позднее свт. Эрк рукоположил Брендана во пресвитера. Фенит - родина прп. Брендана Мореплавателя, с островом и гаванью, гр. Керри, Ирландия В ночь, когда Брендан родился, Эрк увидел неземной свет и сонм ангелов в сияющих одеждах, спускавшихся с небес к дому родителей святого По преданию, в двухлетнем возрасте свт. Эрк отдал маленького Брендана на попечение прославленной преподобной игуменье Ите из монастыря Киллиди в Лимерике (Ita of Killeedy; память: 15 января), прозванной «кормилицей ирландских святых».

http://pravoslavie.ru/139561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Брендан Клонфертский. Икона. ХХ в. [Брендан Мореплаватель; лат. Brendanus Clonfertensis; ирл. уменьшительное Brendán от Brénaind, Brénfind - седовласый, Braenfind - чистая капля; полное имя - Brendán moccu Alte] (484 или 486, графство Керри, юго-зап. Ирландия - 577 или 583), св. (пам. зап. 16 мая). Происходил из маленького племени алтрагье (Altraige, отсюда родовое имя мокку Алте), воспитывался и обучался в школе для мальчиков, к-рой руководила св. Ита († 570 или 577), затем у аббата св. Иарлата († 540). Приняв постриг и сан священника, Б. К. получил в управление аббатство Ардферт в родном графстве Керри. В 558 или 564 г. основал мон-рь Клонферт, а также ряд др. мон-рей на островах р. Шаннон и оз. Лох-Корриб. По сообщению Адамнана , Б. К. посетил св. Колумбу в мон-ре Иона , побывал в Стратклайде (Шотландия), Уэльсе и, возможно, в Бретани (Зап. Франция). В IX в. Б. К. стал героем «Navigatio sancti Brendani Abbatis» (Плавание св. Брендана аббата) - христ. легенды о путешествии по океану в поисках «Земли обетованной» (ирл. Tir Tairngiri). Плывя на запад в кожаной лодке с 17 спутниками, он достиг земли и через 7 лет вернулся. Согласно легенде, мореплаватели обнаружили чудесные плоды, насыщавшие их на много дней вперед, остров, где Иуда отдыхал от адских мук, и могли свободно объясняться с жителями стран, к-рые они посетили. На формирование ирл. образа «Земли обетованной» оказали влияние как ВЗ, так и представления о кельт. Элизиуме, расположенном где-то на западе, к-рого пытались достичь в маленьких лодочках святые отшельники в скитаниях Христа ради и герои саг, одна из к-рых («Плавание Майль-Дуйна») старше легенды о Б. К. Позднее эти острова отождествлялись с Канарскими, а в наст. время есть версия об открытии Б. К. Америки (Г. Эш) задолго до Лейва Счастливого (80-е гг. Х в.). Сохранилось более 100 списков «Плавания» в 6 редакциях (с X в. и на латыни), не включая переводов и адаптированных текстов. Существует 7 редакций Жития Б. К., но основные тексты сокращены или искажены под воздействием «Плаваний». Наиболее ранняя фиксация легенды о плавании содержится в Житии св. Мало (ркп. X в.), где Б. К. оказывается валлийцем, аббатом Лланкарвана, а Мало - его учеником. Существовала сатирическая версия, созданная в Англии в XI-XII вв., подвергавшая осмеянию и объявлявшая ересью легенду о плавании. Самому Б. К. приписывают значительную по объему литанию, в к-рой использованы сюжеты Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/153413.html

«Факелоносцы» уже были не просто не нужны, но раздражали. Их начали глухо недолюбливать, отказывали в гостеприимстве, а то и просто выставляли. И кельты, и бенедиктинцы читали одно и то же Священное Писание, и те и другие имели прямые, а иногда сложные, косвенные связи с египетскими и сирийскими пустынножителями IV – V веков. Но ирландцы, благодаря своей островной, до-викинговской специфической общинной жизни и широкой церковной автономии, сохраняли черты собственного благочестия, быта и христианского смирения. То есть иро-кельты в своей дальнезападной традиции совершили особый «колумбановский» путь. Их представления о христианских добродетелях, которые по определению: «иноки – свет миру», в монашеском служении должны наиболее гармонично раскрываться, отразились в древних кельтских уставах. И если «Устав святого Бенедикта», один из самых главных текстов средневековой цивилизации Запада, сотни раз комментировался, выдержал исследования как литературный, исторический, духовный памятник западной части христианской Церкви, – то документы кельтских общин сохранились небольшим числом. Сравнивать уставы особой необходимости нет, во-первых, оттого, что в базовых, ключевых положениях они очень близки. И там, и там настойчиво повторяются увещевания, касающиеся обетов послушания, смирения, целомудрия. Указывается на обязательность трудов, молитв и соблюдения постов различного вида. Используются общепринятые обороты церковной риторики средневековья. И всё же, люди, их составлявшие, что очевидно, принадлежали различным традициям. Итак, святой Брендан (см. Кораблик 6) при-плывает на остров, где уже несколько десятилетий процветает община святого Аилбе. Он и его спутники, клонфертские монахи, становятся свидетелями чуда «огненной стрелы, возжигающей светильники в храме», а также удивительно устроенной аскезы в этом затворе посреди океана. Община святого Аилбе – идеальное место, где собрано всё лучшее из присущего дальнезападному христианству. В «Плавании» сообщается только о «чудесных» деталях её жизни. Всё остальное – как бы вскользь, штрихами. Некоторый ключ к пониманию того, чему стал свидетель святой Брендан Мореплаватель, обнаруживается в документе: «Устав святого Аилбе» (Латинский оригинал: The rule of Ailbe. Dablin, the Library of the Royal Irish Akademy, 23 10; the same library, 23 p. 3. Опубликован английский перевод: Hennessy and O Looney in the Irish Ecclesiastical Record 8 (1871 г.) 178-180, and Joseph O Neill in Eriu (1807) 92-115. На русский язык перевод сделан Ю. Варзониным, под редакцией А. Шабанова, по монографии: The celtik monk. Rules and writings of early irish monks. Uinseann o Maidin. Kalamazoo, Michigan. 1996.)

http://pravmir.ru/ob-ustave-svyatogo-ail...

Доверяя собственному опыту, автор «Путешествия на «Брендане " », реконструировав быт плавания клонфертских монахов, пришёл к следующим предположениям. Для приготовления пищи перегрины использовали лист железа, на котором разводился огонь, поддерживаемый припасённым торфом или собранными дровами. Лист мог находиться на коракле (или карре), котлы для варки годились к использованию при островных ночлегах. Небогатый рацион включал в себя запасы сушёного мяса: говядина, баранина, свинина, – конину в пищу, ирландцы не употребляли. Также использовалась овсяная мука, корнеплоды (все, кроме картошки, ещё не открытой Колумбом), масло льняное и китовый жир (с Фарерских островов). Вода хранилась в кожаных флягах, её резервы были ограничены, но, учитывая, что Плавание проходило частично во влажных субтропических широтах, всегда оставалась возможность их пополнения собираемой дождевой. Команда Северина питалась куда разнообразнее. На первом этапе ели, в основном, консервы, сухие смеси, на втором (после зимовки в Исландии) – «сделали упор на более средневековую пищу. Концентраты остались в продуктовых лавках, а на борт «Брендана» подняли приличные запасы копчёной рыбы, вяленого мяса, солонины, орехи и головку превосходного чеддера». Виски сопровождали команду Тима и в первой, и во второй части навигации, не столько для «исторической правдоподобности» (ирландцы откроют виски к VII веку), как в сугубо медицинских целях, поскольку после серьёзной штормовой переделки все «вымокли» и пришлось даже «выпить горячий кофе с заслуженной добавкой виски». Ну и, покидая Ирландию в феврале 1976-го года, «Брендан» окроплялся не шампанским, а «опять же виски». Мелочи фиксировались следующие: «На обед съели огромную порцию бобов с копчёными колбасками», с которых предварительно «соскребли зелёный пушок плесени. дважды почтили память святого ирландским виски: сначала перед обедом, затем перед ужином». Иногда им перепадали «гренландские креветки», «ирландские крабы», на куски китового жира ловили морскую птицу, и, безусловно, их обильно кормило море. (О гальюне распространяться не стану: Тим Северин всё доходчиво описал.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В «Плавании Майль-Дуйна» описывается серебряная колонна с некоей специально устроенной сетью. Её верхняя часть скрыта от мореплавателя. Один из членов команды Майль-Дуйна отрывает кусок этой серебряной сети, чтобы по возвращении в Ирландию «возложить его на алтарь Армага» (древнеирландской столицы). Серебро – для кельтских преданий дохристианских столетий и послепатрикового времени – материал, имеющий глубокий сакральный смысл. Эпос «Битва Мойтуры» сообщает, что ирландского короля из «другого мира», Нуада, называли «серебряноруким»; в свою очередь, выше упомянутый Аилбе (см. Кораблик 6), побывав в легендарном краю, вернулся с ветвью из того же металла. В одной из версий «Плавания» святой Брендан забирает сосуды в Ирландию как вещественное доказательство посещения им Другого Мира. Реальные и эпические путешественники Средневековья, посещая северное полушарие (имея известные и сокрытые от нас цели), видели айсберги в разное время года. Летняя встреча могла прибавить сюрпризов, поскольку именно в тёплую погоду «хрустальная колонна» подтаивает быстрее всего на уровне воды и волны вымывают лакуны причудливой формы. Именно с таким явлением столкнулись клонфертские иноки, а обнаруженные ими литургические сосуды ощущение чуда только усиливают. Цветан Тодоров 69 отмечал, что средневековые христиане воспринимали «фигуральный смысл буквально», для чего ими использовался большой набор сравнений. Столб, колонна, по этой логике, для них не игра Природы, не случайное нагромождение льда, а «прекрасное сооружение», и её вид напоминает описание Храма у пророка Иезекииля ( Иез. 40–42 ). В обеих версиях «хрустальный столб-колонна» появляется без объяснения его значения, из ниоткуда. «Плавание» говорит о том, что это произошло «в один из дней», вдруг, но пришлось ещё потратить три дня, чтобы до него добраться. В «Путешествии» перегрины «увидели гигантский столб в море и приблизились к нему». «Плавание» рассказывает о вершине колонны, которая недоступна взору игумена, а «Путешествие» сообщает, что «верх столба возвышается до облаков, низ же уходит ко дну морскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возражая им, И. рассказала о том, что некогда аббат Оэнгус посетил обитель св. девы Кинрехи и та с помощью И. омыла ему ноги, однако аббат не знал о присутствии И. Святая сказала, что если клирики расскажут об этом аббату, то он с радостью примет ее дар. В др. эпизоде сообщается, что Мак Ниссе, аббат Клуан-Мокку-Носа, послал к И. за освященной водой для исцеления больного аббата Оэнгуса, но в соответствии с предсказанием И. Оэнгус скончался раньше, чем доставили воду. Вероятно, под именем Оэнгуса в Житии подразумевается Аэну, сын Эогана († 570), 2-й аббат Клуан-Мокку-Носа. Преемником Аэну был Мак Ниссе († 585). Возможно, сообщение о 2 аббатах Клуан-Мокку-Носа объясняется предположением агиографа о том, что Мак Ниссе был заместителем настоятеля (tánaise ab) при жизни Аэну. Исходя из сведений об отношениях между И. и настоятелями Клуан-Мокку-Носа, можно допустить, что во время составления первоначальной редакции Жития ц. Клуан-Кредал была связана с Клуан-Мокку-Носом и могла входить в состав парухии этой крупной общины (подробнее об особенностях ирл. церковного устройства см. в ст. Ирландия ). В Житии неоднократно упоминается о том, что И. занималась воспитанием детей. Среди них были св. Брендан Клонфертский мокку Алти († 577) и св. Мохоэмок († 649?), основатель обители Лиат-Мор (близ совр. г. Терлес, графство Типперэри). Упоминания о Брендане отрывочны, о Мохоэмоке сообщается, что он был сыном зодчего Беоана и сестры И. и родился по молитвам святой. В других эпизодах идет речь об отношениях между И. и представителями небольших церковных общин, о которых сохранилось мало сведений. Так, в Житии упоминается о некоей деве Рихене, жившей в долине р. Лиффи. Ее ученик и воспитанник Колумбан (Колман) посетил св. Колумбу в мон-ре Иона , был рукоположен там во епископа и вернулся на родину. В др. эпизоде говорится об обители Дайре-Кускрад, где произошла ссора между монахинями из-за кражи. Для разрешения конфликта монахини обратились к И., и та назвала виновную. Преступница была изгнана из обители, ушла к лесным разбойникам и стала вести распутную жизнь (apud siluaticos in fornicatione constuprata permansit).

http://pravenc.ru/text/1237711.html

Описываемые в «Плавании» и «Путешествии» события морской битвы монстров любопытны, поскольку в них причудливо перемешались различные библейские мотивы. Здесь, например, фиксируется своего рода отсылка к сражению Давида с Голиафом (1-я Кн. Царств, 17). Самое малое из Творений (Давид) способно поразить грозного (сотворённого, но отпавшего от Бога) врага. Святой Брендан молится, вспоминая не только Иону, что логично, так как речь идёт о морских чудищах, но и этих библейских персонажей: «Ты избавил Давида от Голиафа», – произносит святой. Его монахи «стоят в вере» и получают Небесную защиту. Хотя, если внимательно присмотреться, чудищ, собственно, клонфертские перегрины совершенно и не интересуют. Не лёгкая добыча – лодка с живыми людьми, – а какие-то таинственные мотивы заставляют их бросаться друг другу в пасти. Более того, «Путешествие» подчёркивает, что второй монстр, который одерживает победу, появляется с Запада (как Христос, «пришедый на Запад Солнца»), и, таким образом, он выполняет роль защитника. В «Путешествии» угрозой для перегринов является морской змей (это условная копия Левиафана), и здесь можно разглядеть «ирландские мотивы». А именно легендарную историю изгнания из Ирландии змей святым Патриком, описанную Джеральдом Валлийским. То есть морской змей – истинный враг кельтов, святого Патрика, и, следовательно, Господь спасает своих христиан-мореплавателей, благодаря молитвам святого Брендана и с помощью другой твари. В дальнейших приключениях чувство страха-отчаяния будет неуклонно заменяться укреплением доверия к Божией Любви и действу Промысла. Восхищаться и удивляться кельты станут чаще, чем впадать в ужас и оцепенение. Эта специфическая черта «кельтскости» Северо-Запада: восхищённое замирание (не оцепенение) перед открывающейся тайной (например, «Чистилище святого Патрика», гора Бен-Балбен, Авалон) войдёт во все «артурианские» книги, от Мэлори до Уайта. В «Путешествии» ситуация усложняется. Напомним, что его текст появился спустя 150–200 лет после «Плавания». За время европейских «блужданий» в пересказах истории о поисках Земли Обетованной Святым образный и «драматургический» мир Средневековья усложнился: морские твари полетели! Валлийский дракон выбрался из пещеры на подмогу «своим» кельтам. В «Путешествии» сражаются уже две летающие твари: грифон и дракон. Первый описан довольно подробно. Это чудовище дышит огнём, когтями способно превратить коракл монахов в обломки, а крыльями – просто перевернуть и утопить судно. И здесь прочитывается не столько угроза сбить перегринов с духовного пути, сколько прямая опасность их физического уничтожения. Дракон же – символ Уэльса – выступает в качестве спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но так как никакой текст Бренданианы не существует сам по себе, в абсолютной изоляции, что-то общее, обязательное должно обнаруживаться. Этим «общим» является разразившаяся в результате схватки буря. Она хоть и страшная, но реальной опасности не представляет. Монахи укрываются от разбушевавшейся стихии на острове, специально приготовленном для них Богом. Мало того (и здесь уместно вспомнить вышеприведённое замечание Честертона о «полусомнении-полунасмешке»), клонфертским перегринам достаётся огромный окорок убитого монстра, который они засаливают впрок, пренебрегая возможным уставным ограничением в пище (то есть конину, согласно ирландским правилам, есть было запрещено, а мясо чудовища – нет. Впрочем, они «были в дороге»). В эпизоде с Ясконием (Якониусом) мореплаватели получали определённое разумное объяснение: под их ногами не чудесно оживший остров, а огромная, живая, специально сотворённая Богом рыба. «Битва монстров» – это «перевёрнутый» Ясконий. Подготовка, так сказать, к ещё более невероятным чудесам – хрустальной колонне с серебряной сетью, одинокой скале, Острову Кузнецов... Плавание. Эпизод 10 Когда погода наконец-то установилась, коракл спустили на воду, погрузили оставшиеся запасы мяса, наполнили фляги, и Плавание продолжилось. Новая земля появилась неожиданно. Её заметили буквально за милю, хотя океан оставался спокойным и ни тумана, ни дождя не ожидалось. Остров, к которому преподобный решил направить судно, оказался совершенно плоским и почти лишённым растительности. Было удивительно, как море вообще не поглотило, а штормы не развеяли его. Монахи решили, что перед ними пустынная страна, и только приуныли, как вдруг, неизвестно откуда, к берегу вышли, встав друг от друга на расстоянии брошенного камня, три группы людей. Первую составляли мальчики, во второй находились взрослые сильные мужчины, а в третьей иноки разглядели седых стариков. «Приветствуем вас, братья! – воскликнул святой Брендан. – Мир и Божие благословение да пребудут с вами». В следующее мгновение на остров опустилась лёгкая дымка, сокрывшая пришедших людей, и перегрины услышали, как три хора голосов запели Божественный гимн; затем поющие отправились по дороге следом друг за другом, не пересекаясь и не смешиваясь. Когда пелена развеялась, преподобный сказал команде: «Дивны дела Творца, везде, даже среди пустыни, есть люди, готовые воздать Ему хвалу. Сойдёмте на берег и совершим бескровную жертву». За Литургией святой причастил всех жителей острова Тела и Крови Христовой, после чего благословил одного из тех иноков, что прибежал в последнюю минуту перед отплытием из Ирландии, остаться в этом месте. Более не задерживаясь, пуиешественники взяли курс на юг. Кораблик 10

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наследие и кончина Упомянем некоторых святых, бывших учениками прп. Брендана: Остатки собора Св. Брендана в Аннадауне, Голуэй Моряки и путешественники всегда призывали его в своих молитвах После духовных, храмостроительных и пастырских трудов длиною более чем в полвека прп. Брендан Мореплаватель преставился мирно в Аннадауне и был захоронен в монастыре Клонферт, которым управлял много лет. Позднее его мощи почивали в кафедральном соборе Клонферта, где они могли сохраниться до наших дней, хотя их местоположение неизвестно. Прп. Брендан был любим всеми при жизни, а после смерти его глубокое почитание распространилось по всей Ирландии, Шотландии, Уэльсу, юго-западной Англии, Исландии, Бретани и другим странам континентальной Европы, дойдя даже до Сицилии, где церковь «Сан Брандану» существовала с XVI века. Его имя встречается во всех древних ирландских мартирологах. Моряки и путешественники всегда призывали его в своих молитвах. Бесчисленное количество церквей и часовен на побережье Ирландии и Шотландии были освящены в его честь, некоторые из них сохранились. Святые места, связанные с прп. Бренданом в Ирландии Многие места, особенно вдоль западного побережья Ирландии, носят имя св. Брендана: среди них Брендан-Бэй, Брендан-Пойнт, Брендан-Уэлл, Брендан-Хэд и Брендан-Крик. Гора Маунт-Брандон, графство Керри, Ирландия Прп. Брендан почитается главным святым-покровителем полуострова Дингл (Dingle) в графстве Керри, где находится самая западная точка Европы! Именно отсюда святой вместе со своими сподвижниками отправился в знаменитое плавание и достиг Америки. К востоку от местного залива Брендан-Крик находится гора Маунт-Брандон (Mount Brandon), названная его именем. Каждый август сюда совершают паломничества православные и католики. Маунт-Брандон является главным святым местом полуострова на протяжении 1200 лет. Она расположена близко к родине Брендана. Ее высота – более 950 м, это восьмой по высоте пик страны. По преданию, прп. Брендан молился на ее вершине в течение трех дней, прежде чем отправиться в семилетнее мореплавание, и здесь ему явился сонм ангелов.

http://pravoslavie.ru/139561.html

  001     002    003    004    005    006