составление и перевод А.А. Бурова Святой Комгалл, игумен Бангорский (ок.517–603, память 11 мая) Святой Комгалл (Comgall) родился в гэльском королевстве Дал Риада (Dal Riada) около 517 года. Деревня Магераморн в Северной Ирландии почитает его своим уроженцем. Комгалл сделался воином, следуя своему отцу, пока не отправился к святому Финтану в Клоненах (Clonenagh) (графство Лейиш), под руководством которого стал постигать аскетическую жизнь. Он также учился в Клонарде (Clonard) у святого Финиана и в Клонмакнойсе у святого Кирана (Ciaran). Позднее подвизался на острове в Лох Эрн (Lough Erne), где епископом Лугидием он был рукоположен в священника. В 555 году он основал свой монастырь в Бангоре (Bangor) (графство Даун 93 ), который вскоре стал крупнейшим монастырским центром в Ирландии с несколькими подворьями и общей численностью братии до 3000 человек. Святому Комгаллу также приписывают основание монастыря на острове Тире (Tiree), на который в 564 году напали пикты. По преданию, Комгалл был дружен с Бренданом Ардфертским и Клонфертским, Канисом Килькенийским и Колумбой Ионским. Вместе с ними он отправился в Шотландию и посетил Бруида, короля пиктов в Инвернессе. Особо близок он был к святому Колумбе, был его «духовным другом». Когда Колумба скончался, святой Комгалл сказал: «Умер друг моей души, и я лишился головы; ибо человек без друга души – что тело без головы». Святой Комгалл сочетал аскетизм Финтана с ученостью Финиана. Он принимал пищу лишь один раз в день. Комгалл прославился чудесами, связанными со зрением. Так, однажды он исцелил слепого, помазав его глаза слюной, а в другой раз навел слепоту на воров. Среди многих учеников святого примечательны святые, принесшие Благую Весть из Бангора в Шотландию, где они основали монастыри: Молуаг (Moluag) на острове Лисмор (Lismore), что в Аргилле, и святой Маэльруба (Maelrubha), отправившийся далее на север, в Эпплкросс. В 590 году еще один ученик, Колумбан с двенадцатью спутниками отправился из Бангора в Галлию, в добровольное изгнание Христа ради. Он основал монастыри в Люксее (Luxeuil), (Бургундия), и в Боббио, (Италия). Монастырь, основанный святым Галлом, одним из спутников Колумбана, дал имя швейцарскому городу Сан-Галлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В “Мореплавании” Преподобного черты причудливого (при­клю­ченческого, могли бы мы сказать) жанра морских путешествий подчас затмевают строгий узор жития. И тем не менее мы можем сделать вывод, что именно красота духовного подвига преподобного Брендона стала причиной того, что повествование о нем издавали и переиздавали на разных языках и в разное время; издатели вносили изменения в соответствии с литературными обычаями своего времени (не следует забывать и то, что данное православное житие существовало в католической Западной Европе и претерпевало соответствующее влияние). Все новые поколения читателей разных народов стремились прочесть повествование о монахе, который столь пламенно искал познать не только красоту и величие огромного Божиего мира, но и пути в нем, ведущие к спасению. Невидимые морские дороги вели его к Тому, Кто создал небо и землю, море и вся яже в них. Укажем на два недавних русских издания 3 . Мы же предлагаем нашим читателям вариант книги о преподобном Брендоне, представляющий дополнительную филологическую ценность: это перевод с того исторического варианта немецкого языка, который германисты называют ранненововерхненемецким, и осуществлен он с издания, вышедшего в свет спустя почти тысячу лет после земной жизни Преподобного. Любители филологических размышлений могут задуматься о том, как литературные наслоения придают житию видимость мифа. Затем дадим слово публикатору. От публикатора Данный вариант знаменитого “Мореплавания святого Брендона” был издан германским печатником Антоном Зоргом в 1476 году. Текст является поздней версией кельтских “Плава­ний”. Он более краток: житийные черты (прозорливость Преподобного, связь его маршрута с богослужебным годичным циклом и т. д.) отпали, и Плавание превращено в поэтичный, красочный, назидательный рассказ. Герой повествования, аббат клонфертского монастыря святой Брендон, живший в VI веке, сжигает книгу с описанием сотворенных Богом чудес, и его неверие 4 карается обязанностью отправиться в путь, чтобы самому удостовериться, насколько дивен тварный мир.

http://pravmir.ru/moreplavanie-svyatogo-...

«Служители Божии, – сказал юноша, – вам посчастливилось попасть в Землю Обетованную Святым. Редко кто из живых удостаивается этой милости. За вашу стойкость в вере, терпение и любовь Господь позволил увидеть место вечного блаженства, где солнце никогда не заходит и нет ни жары, ни холода, ни несчастий. Но далее реки, что пополам разделяет остров, идти нельзя. Ты, святой отче, – обратился юноша к Брендану, – благополучно, со всеми спутниками вернешься домой, хотя дней твоих осталось совсем немного. Скоро придёшь сюда вновь, но не в теле, как теперь, а только бессмертной своею душой. Прощайте». Так сказал чудесный посланник и исчез. Монахи вернулись на коракл, подняли парус, а попутный ветер дул всю дорогу, пока не показался зелёный ирландский берег. Кораблик 15 Обутые ноги не могут взойти на высоту, с которой можно увидеть свет истинный, пока поступь нашей души не освободится от мёртвой и земной оболочки. Святитель Григорий Нисский (Толков. на Деян. 7.31 .) Границы, отделяющие «эту землю» от реального Северо-Запада, Церковь Небесную от её «земной тени – Церкви исторической» (Августин), «Остров Обетованный Святым» от Ирландии – «острова святых», – не из вулканического камня, льда или лавин. Его воды текучи, подвижны и прозрачны. Как туман над Чистилищем святого Патрика на озере Лох-Дерг или дымка, накатывающая из океана и зависающая поверх скал Айоны, острова святого Коламбы, – они запечатывают тайну. Проходя сквозь туман, клонфертские монахи преодолевают не барьер – привычную для кельтской мифологии преграду, – но предел этой тайны. Совершается же всё это без обетов, инициаций и жертв. По Благодати. Оба нарратива сообщают о загадочном прокураторе (procurator – лат., «управляющий имением господина»), посланнике, не охраняющем, но сопровождающем перегринов. Это не «ангел острова», не вестник, а какой-то особенный посредник, юноша, чей возраст свидетельствует, скорее, о вечности, чем просто указывает на молодость или чистоту. Семь лет путешествий, полных испытаний и искушений, оказываются недостаточным сроком для осуществления надежд всех поисков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имеется в виду монастырь в Бангоре (Северо–Восточный Уэльс) — самый большой в землях бриттов. Аббат Динот или Дионот управлял им в конце VI в.; в 601 г. он участвовал в церковном соборе в Галлии. Сохранилась краткая версия его ответов Августину (см. Patrologia Latina, LXXX, р. 22). Его монастырь (Бангор Искоэд) еще в V в. отказался подчиниться власти Рима. После описанной битвы известий о нем не имеется; видимо, он был разрушен или заброшен. Еще раньше на западном побережье Уэльса был основан монастырь Бангор Ваур (Великий), существовавший до XVI в. 325 Святые отшельники играли исключительную роль в кельтском христианстве; как следует из приведенной истории, их слушались даже аббаты. Отметим, что в ранней английской церкви отшельничество также имело большее значение, чем в других странах Европы, в чем отразилось влияние кельтской традиции. 326 Мф. 11:29. 327 Неизвестно, в чем кельтский ритуал крещения противоречил общепринятому. В кельтской церкви сохранилось немало пережитков язычества, что сказалось и в принятой ирландскими монахами форме тонзуры (см. ниже). 328 Современный Честер; имя Каэрлегион принадлежало также нынешнему Карлиону. В этом городе, в римское время называемом Дева, находился лагерь (castrum) 20–го легиона. По данным «Англосаксонской хроники» битва у Честера произошла в 604 г.; после нее город оставался заброшенным до IX в. 329 В кельтских монастырских «семьях» могло насчитываться весьма большое число монахов. В Ирландии св. Комгалл Бангорский, св. Брендан Клонфертский и св. Финиан Клонардский имели каждый по три тысячи учеников, живших вместе с ними. Однако в менее населенном Уэльсе монастырь в Бангоре был самым крупным; он находился в Гвинедде (Северном Уэльсе) сравнительно недалеко от Честера. 330 Возможно, имеется в виду Брокмайл или Брохфаэл Исгитрог (Клыкастый), правитель валлийского королевства Поуис, однако, по данным источников, он не дожил до битвы при Честере. В «Англосаксонской хронике» этот персонаж ошибочно назван Скрокмайлом. 331 Хотя Беда дружелюбно относится к ирландцам и пиктам, он везде резко осуждает бриттов и их церковь–прежде всего за отказ крестить англосаксов. Возможно, в его отношении отразилась и давняя враждебность отношений между бриттами и завоевателями–англами. Отсюда и странное для святого злорадство по поводу убийства безоружных монахов королем–язычником. 332

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Миссионерский молебен древним святым Британской Церкви совершен в Хабаровске 25 июня 2007 г. 13:02 В хабаровском храме во имя святителя и чудотворца Николая при Городской больнице его настоятелем секретарем Ученого совета Хабаровской духовной семинарии иеромонахом Никанором (Лепешевым) был совершен миссионерский молебен в честь древних святых, покровителей Британских островов и Ирландии, — святому апостолу Андрею Первозванному, преподобным равноапостольному Колумбе, игумену Ионскому, и преподобному Брендану Мореплавателю, игумену Клонфертскому. Этот молебен является традиционным богослужением, совершаемым с целью осуществления миссионерской деятельности среди неформалов, представителей ролевого движения, любитей фолк-музыки и кельтской культуры, а также почитателей творчества известного христианского писателя профессора Джона Р.Р. Толкиена. Организаторами этих миссионерских богослужений являются хабаровский Военно-исторический клуб «Град Китеж» и молодежный творческий салон «Имрам». На молебен была приглашена певческая группа хора Хабаровской духовной семинарии. В ходе молебна были исполнены древние гимны, авторство которых предписывают самим празднуемым святым, их ученикам и последователям; в частности, на молебне были исполнены Молитва мореплавателя (авторство предписывают преподобному Брендану, VI в.), стихотворный гимн преподобному Колумбе (написана его преемником по управления монастырем Иона и списателем его жития святителем Адамнаном Ионским, VII в.), стихотворный гимн святому Брендану (составлен ирландским монахом Гвидо, XI в.). Перевод этих молитвословий с латыни и английского осуществлен иеромонахом Никанором (Лепешевым). Святой апостол Андрей Первозванный (день памяти 30 ноября/12 декабря) считается национальным покровителем Шотландии — по преданию, апостол был первым христианином, приехавшим на Британские острова. Он проповедовал Евангелие племенам скоттов — народу, из которого затем образовался шотландский народ. На национальном флаге Шотландии, названном также в честь апостола «St. Andrew " s», изображен белый косой Андреевский крест на синем фоне. Именно этот флаг стал прообразом Андреевского флага — флага российского Военно-морского флота, введенного Петром I.

http://patriarchia.ru/db/text/261504.htm...

Здесь молились, жили, учились сотни будущих христианских миссионеров, те, что относятся к числу «факелоносцев Средневековья» (Ле Гофф). Потом Клонферт жестоко жгли и грабили, сначала викинги-датчане в 1016-м году, а после норманны–плантагенеты в 1164-м и 1179-м годах. Из Лимерика по Шеннону те и другие приплывали сюда за лёгкой добычей, и к XII веку практически всё, кроме Кафедрального Собора, было уничтожено. Трудно определить, сколько рукописей клонфертского скриптория погибло и сколько убитых лежит в голуэйских лесах подле монастыря. Собственно, нынешняя деревушка была некогда городом, в котором процветал колледж имени святого Мореплавателя, и три тысячи школяров учились именно здесь, «у преподобного», в центральной части острова. Елизаветинское решение относительно основания Тринити-колледжа в Дублине и кровавый набег войск Кромвеля в 1541-м году окончательно подорвали наследие Клонферта. Чудесным образом уцелела выстроенная ещё в 1161–1171 годах романская церковь с её всемирно известным западным входом. Когда к ней приближаешься и поднимаешь голову вверх на арку свода, то встречаешь взгляд из пустых глазниц, скорее, скандинавов, чем кельтов, или, быть может, на тебя смотрят и вовсе обитатели островов «Плавания-Путешествия», что посещали клонфертские перегрины. Их На могилелики словно позаимствованы святого Брендш асо страниц не дошедших до нас копий иллюминированных изданий Бренданианы оттоновских или каролинговских времён. И ещё можно представить столетия, когда Клонферт был оживлённым студенческим городом. Его улицы были разбужены голосами молодых филологов, теологов и историков. В классных комнатах читали Павла Орозия, святого Иеронима и Златоуста. А по тысячелетней тисовой аллее, от Собора к Дворцу епископа, прогуливались монахи, спорящие, скажем, о Пелагии, Августине и свободной воле человека. В 1954-м году Дворец, к несчастью, сгорел, а Собор, хотя и не в запустении, поскольку включён в число туристических мест, не более чем просто «исторический объект» и принадлежит Ирландской Церкви, то есть протестантам, которые вообще скептически относятся к кельтскому наследию своей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006