Современная православная икона прп. Брендана Мореплавателя Святой Брендан (Брандан, Брандон; Brendan, Brandan, Brandon), называемый «Мореплавателем», был одним из величайших подвижников за всю историю Ирландии. Его ранние жития не сохранились: до нас дошли латинские и ирландские рукописи конца XII века, анналы и генеалогии, традиции и легенды, связанные с ним. Он также упоминается в житиях некоторых других ирландских святых. На протяжении веков ирландцы любят и почитают прп. Брендана, как одного из величайших церковных деятелей и героев за свою историю. Ранние годы Святой родился в 484-м или 486-м году, а преставился, согласно разным версиям, в 575-м, 577-м или 583-м году, дожив почти до ста лет. Его родителей звали Финнлуг и Кара. По преданию, местом его рождения был островок Фенит (Fenit) к северо-западу от рыбацкой деревни с тем же названием, в 9 км от города Трали (Tralee) ирландского графства Керри – на юго-западной оконечности «Изумрудного острова». В 2000-е годы на близлежащем острове Грейт-Самфайр (название переводится «критмум» – морская съедобная водоросль) у входа в гавань воздвигнута массивная бронзовая статуя прп. Брендана. Он был крещен в младенчестве святым епископом Эрком Сланским (Erc of Slane). В ночь, когда Брендан родился, Эрк увидел неземной свет и сонм ангелов в сияющих одеждах, спускавшихся с небес к дому родителей святого. Святой источник «Tobar na Molt» близ города Трали, в котором свт. Эрк крестил прп. Брендана, сохранился и посещается паломниками, приезжающими за исцелением и духовным укреплением. Рядом с источником стоит часовня с маленьким престолом и фигурами святых Брендана, Эрка и Иты. Вероятно, позднее свт. Эрк рукоположил Брендана во пресвитера. Фенит - родина прп. Брендана Мореплавателя, с островом и гаванью, гр. Керри, Ирландия В ночь, когда Брендан родился, Эрк увидел неземной свет и сонм ангелов в сияющих одеждах, спускавшихся с небес к дому родителей святого По преданию, в двухлетнем возрасте свт. Эрк отдал маленького Брендана на попечение прославленной преподобной игуменье Ите из монастыря Киллиди в Лимерике (Ita of Killeedy; память: 15 января), прозванной «кормилицей ирландских святых».

http://pravoslavie.ru/139561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Брендан Клонфертский. Икона. ХХ в. [Брендан Мореплаватель; лат. Brendanus Clonfertensis; ирл. уменьшительное Brendán от Brénaind, Brénfind - седовласый, Braenfind - чистая капля; полное имя - Brendán moccu Alte] (484 или 486, графство Керри, юго-зап. Ирландия - 577 или 583), св. (пам. зап. 16 мая). Происходил из маленького племени алтрагье (Altraige, отсюда родовое имя мокку Алте), воспитывался и обучался в школе для мальчиков, к-рой руководила св. Ита († 570 или 577), затем у аббата св. Иарлата († 540). Приняв постриг и сан священника, Б. К. получил в управление аббатство Ардферт в родном графстве Керри. В 558 или 564 г. основал мон-рь Клонферт, а также ряд др. мон-рей на островах р. Шаннон и оз. Лох-Корриб. По сообщению Адамнана , Б. К. посетил св. Колумбу в мон-ре Иона , побывал в Стратклайде (Шотландия), Уэльсе и, возможно, в Бретани (Зап. Франция). В IX в. Б. К. стал героем «Navigatio sancti Brendani Abbatis» (Плавание св. Брендана аббата) - христ. легенды о путешествии по океану в поисках «Земли обетованной» (ирл. Tir Tairngiri). Плывя на запад в кожаной лодке с 17 спутниками, он достиг земли и через 7 лет вернулся. Согласно легенде, мореплаватели обнаружили чудесные плоды, насыщавшие их на много дней вперед, остров, где Иуда отдыхал от адских мук, и могли свободно объясняться с жителями стран, к-рые они посетили. На формирование ирл. образа «Земли обетованной» оказали влияние как ВЗ, так и представления о кельт. Элизиуме, расположенном где-то на западе, к-рого пытались достичь в маленьких лодочках святые отшельники в скитаниях Христа ради и герои саг, одна из к-рых («Плавание Майль-Дуйна») старше легенды о Б. К. Позднее эти острова отождествлялись с Канарскими, а в наст. время есть версия об открытии Б. К. Америки (Г. Эш) задолго до Лейва Счастливого (80-е гг. Х в.). Сохранилось более 100 списков «Плавания» в 6 редакциях (с X в. и на латыни), не включая переводов и адаптированных текстов. Существует 7 редакций Жития Б. К., но основные тексты сокращены или искажены под воздействием «Плаваний». Наиболее ранняя фиксация легенды о плавании содержится в Житии св. Мало (ркп. X в.), где Б. К. оказывается валлийцем, аббатом Лланкарвана, а Мало - его учеником. Существовала сатирическая версия, созданная в Англии в XI-XII вв., подвергавшая осмеянию и объявлявшая ересью легенду о плавании. Самому Б. К. приписывают значительную по объему литанию, в к-рой использованы сюжеты Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/153413.html

Наследие и кончина Упомянем некоторых святых, бывших учениками прп. Брендана: Остатки собора Св. Брендана в Аннадауне, Голуэй Моряки и путешественники всегда призывали его в своих молитвах После духовных, храмостроительных и пастырских трудов длиною более чем в полвека прп. Брендан Мореплаватель преставился мирно в Аннадауне и был захоронен в монастыре Клонферт, которым управлял много лет. Позднее его мощи почивали в кафедральном соборе Клонферта, где они могли сохраниться до наших дней, хотя их местоположение неизвестно. Прп. Брендан был любим всеми при жизни, а после смерти его глубокое почитание распространилось по всей Ирландии, Шотландии, Уэльсу, юго-западной Англии, Исландии, Бретани и другим странам континентальной Европы, дойдя даже до Сицилии, где церковь «Сан Брандану» существовала с XVI века. Его имя встречается во всех древних ирландских мартирологах. Моряки и путешественники всегда призывали его в своих молитвах. Бесчисленное количество церквей и часовен на побережье Ирландии и Шотландии были освящены в его честь, некоторые из них сохранились. Святые места, связанные с прп. Бренданом в Ирландии Многие места, особенно вдоль западного побережья Ирландии, носят имя св. Брендана: среди них Брендан-Бэй, Брендан-Пойнт, Брендан-Уэлл, Брендан-Хэд и Брендан-Крик. Гора Маунт-Брандон, графство Керри, Ирландия Прп. Брендан почитается главным святым-покровителем полуострова Дингл (Dingle) в графстве Керри, где находится самая западная точка Европы! Именно отсюда святой вместе со своими сподвижниками отправился в знаменитое плавание и достиг Америки. К востоку от местного залива Брендан-Крик находится гора Маунт-Брандон (Mount Brandon), названная его именем. Каждый август сюда совершают паломничества православные и католики. Маунт-Брандон является главным святым местом полуострова на протяжении 1200 лет. Она расположена близко к родине Брендана. Ее высота – более 950 м, это восьмой по высоте пик страны. По преданию, прп. Брендан молился на ее вершине в течение трех дней, прежде чем отправиться в семилетнее мореплавание, и здесь ему явился сонм ангелов.

http://pravoslavie.ru/139561.html

На протяжении 5 лет будущий святой рос и воспитывался в Киллиди, постигая азы христианства; он сохранил любовь и почтение к святой наставнице на всю жизнь. После Киллиди Брендан перешел в Туам (Tuam) нынешнего графства Голуэй, где святой Ярлат (Jarlath; память: 6 июня) основал знаменитые монастырь и школу. Затем преподобный стал учеником великого святого Энды на острове Инишмор (Enda of Inishmore; память: 21 марта). После этого прп. Брендан некоторое время подвизался в монастыре Клонард (Clonard) нынешнего графства Мит, обучаясь под руководством прп. Финиана (Finnian; память: 12 декабря) или одного из его преемников. Прп. Брендан Мореплаватель (как и его святой тезка, прп. Брендан Биррский из Оффали, чей день памяти – 29 ноября) считается одним из «двенадцати апостолов Ирландии», каждый из которых обучался в Клонарде. По преданию, прп. Брендан также учился монашеской жизни в Уэльсе – у прп. Гильды Мудрого (Gildas), или у прп. Кадока в монастыре Лланкарван (Cadoc of Llancarfan), славившемся ученостью братии. Монашеские традиции Ирландии и Уэльса той эпохи были очень близки. Основание монастырей в Ирландии Крест рядом с Ардфертским собором, графство Керри, Ирландия Пройдя школу монашеской жизни у знаменитых отцов, прп. Брендан принял постриг, сан иеромонаха и отправился на запад своей родины Ирландии – строить храмы, проводить обширную миссионерскую деятельность и духовно окормлять соотечественников, уверовавших во Христа. Биографы Брендана свидетельствовали, что он всегда вел строгую подвижническую жизнь и стяжал славу чудотворца. Он отличался необычайным рвением в молитве, крайним воздержанием, великим смирением, милосердием и любовью ко всем. Преподобный учредил немало монастырей в Ирландии и Шотландии, которую неоднократно посещал. Самым известным основанным им монашеским центром был Клонферт (Clonfert) на западном берегу реки Шаннон, на месте ирландского графства Голуэй. Клонфертский монастырь, построенный Бренданом около 559 года, стал знаменит на всей территории Ирландии.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Там солнце никогда не заходило, было много гор, птицы пели неописуемо красиво, река протекала с востока на запад, а все растения были вечно цветущими. Барринд провел там год. Услышав его историю, Брендан выбрал 14 монахов из братии, вернулся в родной Керри, и они вместе отчалили на смастеренной своими руками лодке на деревянном каркасе, обтянутом воловьей шкурой. Такие лодки назывались «куррах». Запасов еды и питья хватило бы им на 40 дней, но монахам было суждено бороздить просторы Атлантического океана целых 7 лет! Во всех версиях «Плавания» Брендан с учениками долго искали «новую землю обетованную» («Райскую землю, обетованную святым», «остров блаженных»), нашли такой остров и провели на нем некоторое время, пережив немало интересных, захватывающих и опасных приключений. На протяжении странствования монахи придерживались ежедневного круга своих обязанностей, состоявшего из богослужений, молитв и труда. Задержавшись на «острове блаженных» на некоторое время, прп. Брендан якобы забрал с собой немного райских фруктов, драгоценных камней и поплыл обратно. Согласно современным исследователям, авторы саги находились под влиянием апокрифической христианской литературы, а также ирландской и скандинавской мифологии; но немалую роль сыграли исторические факты и фантазии самих авторов. Текст сохранился в ранних средневековых латинских рукописях, не считая версий на среднеанглийском, немецком, французском, фламандском, итальянском, норвежском и провансальском языках. Эта восхитительная и очаровательная сага, переведенная на многие современные языки и опубликованная в странах всего мира, несомненно, содержит назидательные элементы и сохраняет популярность по сей день. По мнению ряда историков, прп. Брендан и его ученики, действительно, могли совершить семилетнее плавание по Атлантике к западу от родных берегов, посещая одни и те же острова в дни Церковных праздников каждый год для служения литургии. Однако главной целью их странствий была непрестанная молитва Богу (как аскетическая практика; в таком случае океан служил им «пустыней»), строительство церквей и часовен, обращение в веру обитателей островов и, возможно, распространение ирландских манускриптов. Не исключено, что эти бесстрашные миссионеры за 1000 лет до Христофора Колумба и за несколько столетий до викингов достигли берегов Северной и Центральной Америки, Гренландии, Ньюфаундленда, или даже Южной Америки и Канарских островов!

http://pravoslavie.ru/139561.html

Трижды перегрины пили воду, что казалась слаще мёда, после чего все отправились в церковь . Когда они вошли, то святой Брендан встретил ещё двенадцать монахов, которые быстро преклонили колена, а затем покинули храм. «Отец игумен, – спросил преподобный, – почему их не было с нами за трапезой?» «Потому, что вы здесь, – ответил игумен, – а стол в трапезной недостаточно большой. Но не стоит волноваться. Они сейчас пойдут на обед, а мы давайте отслужим Вечерню». Когда служба окончилась, святой Брендан стал осматривать устройство храма. Церковь оказалась квадратной, главный престол находился в центре, и перед ним висели три большие лампады. Около двух других располагалось по два светильника. Каждый из престолов был сделан из кристалла. Тот же материал использовали для изготовления чаш, дискосов и прочих богослужебных сосудов. Вдоль стен стояли 24 кварцевых кресла с высокими спинками. По обеим сторонам от места игумена сооружены были хоры. Порядок Вечерни выглядел так: пение стихиры начинал настоятель, а правый или левый хор подхватывал; затем игумен завершал стихиру. Следующая начиналась им же, но продолжал тот хор, что молчал прежде. Преподобный Аилбе создал строгий устав. Если кто-то из братии имел необходимость обратиться, то он подходил к настоятелю, преклонял колена и кратко высказывал свою просьбу. Игумен брал стило, которым на табличке начертывал свой ответ. Святой Брендан наблюдал за происходящим, потом сказал: «Отец игумен, не пора ли поужинать, пока ещё не стемнело?». После трапезы монахи отправились в свои кельи, пригласив по одному из гостей. Игумен и преподобный остались ожидать рассвета в храме. Святой стал расспрашивать о монастырской жизни: «Скажи, отче, не выше ли сил человеческих ваше молчание?» С глубоким смирением и почтением тот ответил: «Говорю тебе пред Богом, более восьмидесяти лет прошло после нашего поселения, и за всё это время голос человеческий мы слышим, когда поёт хор. За редким исключением он раздаётся от старших братий. Никто из нас не страдал душевным или телесным расстройством. Достаточно жестов и взглядов». «Может ли моя команда остаться здесь?» «Ни в коем случае, – ответил настоятель, – на это нет Воли Божией. Господь призвал тебя и перегринов к странствию. Исполните предначертанное. Вам ещё суждено вернуться сюда, но последним пристанищем будет земля родины. Вы ляжете в её пределы, кроме тех монахов, что присоединились в последний час. Один из них останется на Острове Отшельников, другому же суждена вечная смерть в аду». Лишь только игумен замолчал, как в церковное окно влетела пылающая стрела, вспыхнули лампады и загорелись свечи. Стрела исчезла через другое окно. Святой Брендан вновь обратился к игумену: «Скажи, кто гасит эти светильники утром?». «Никто, – был ответ, – свечи не тают, их фитили не оставляют копоти или нагара, потому что горят огнём духовным. Вспомни несгораемый куст на горе Синай, представший Моисею».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такие храмы часто возводились на месте отшельнических келлий или в память о трудах пустынников. В мае каждого года городок проводил ярмарку в честь Св. Брендана. Увы, такие благочестивые традиции давно забыты в большинстве святых мест. В древности же св. Брендан был особенно любимым святым в прибрежных районах Шотландии. Он считался небесным покровителем острова Бьют (Bute) – крупного острова в заливе Ферт-оф-Клайд Ирландского моря у юго-западного побережья Шотландии. Давным-давно жители острова Бьют называли себя «Brandans» – «люди Брендана», поскольку плавание и перемещение по морю было неотъемлемой частью их жизни, и они каждый день полностью вверяли себя заботе и покровительству прп. Брендана, надеясь на его чудесную помощь. Мы можем только дивиться тому, как много раз прп. Брендан спасал людей – пловцов, моряков, купцов, путешественников, святых и простых смертных – от штормов, кораблекрушений, прочих инцидентов и не дал многим утонуть. Брандерский перевал близ г. Обан, Шотландия (фото с Geograph.org.uk) Церковь Св. Брендана в Килбирни, Северный Эйршир, Шотландия Жители острова Бьют называли себя «люди Брендана», поскольку каждый день вверяли себя покровительству прп. Брендана На шотландской земле прп. Брендан также является покровителем некоторых мест на островах Малл (Mull; большой остров в составе Внутренних Гебридов) и Айлей (Islay; самый южный остров Внутренних Гебридов), в районах Инвернесс и Мори, в окрестностях города Банф в Абердиншире и т.д. Живописный Брандерский перевал (Pass of Brander) в Хайленде близ прибрежного города Обан, расположенного напротив острова Малл, очевидно, назван в честь прп. Брендана. Миссионеры с острова Иона, среди которых было немало почитателей прп. Брендана, пользовались этим перевалом, переходя на материковую Шотландию. Следы почитания прп. Брендана видны в тихой красивой долине Глен-Лион округа Перт-энд-Кинросс в центральной Шотландии, где в местечке Керроумор (Kerrowmore) можно найти руины очень древней часовни «Cladh Bhranno» в честь Брендана Мореплавателя, окруженной старинным кладбищем, некоторые могилы которого восходят к доисторическому периоду! В нише одной из стен часовни много веков хранился «колокол Св.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Почти в самом завершении странствия перегрины попали в место, где полный штиль, абсолютная тишина и очень жарко. Преподобный услышал звуки из-под воды и предположил, что ещё дальше живут люди. Ему кажется, будто бьёт колокол, лают собаки, танцует весёлый народ. Монахи бросили якорь, который крепко зацепился, и поднять его обратно никак не получалось. Брендан долго пытается разобрать загадочный шум, но ничего не добившись, сам перерезает якорный трос. К тому же, в книге для записей новым историям о приключениях места не осталось. Составитель «Путешествия», хотя и проявляет большой интерес к феноменам Творения, изображать мир-антипод не рискует. Читатель так толком ничего не узнал. Любопытство, приводящее к ереси, отсечено вместе с якорем. А далее, в самом финале «Путешествия», любопытство если не осуждено открытым образом, то суровые границы ему поставлены. Рассказчик использует мотивы жития блаженного Августина , точнее, очень известный эпизод. Блаженный Августин , размышляя над тайной Святой Троицы, прогуливался по берегу моря, где встретил ребёнка, пытавшегося перечерпать всю воду в специально выкопанную яму. Святой усомнился в возможности этой затеи. Мальчик подтвердил его сомнения, сказав, что так же невозможно постичь тайну Святой Троицы. Теперь святой Брендан находит маленького человечка (карлик Ботеварт), сидящего на листе и старающегося пузырьком измерить море. Брендан говорит, что задача неразрешима, и слышит в ответ: «Для меня настолько немыслимо измерить океан до Судного Дня, как для тебя объять все чудеса Божии. Возвращайся к братии». Параллель с блаженным Августином здесь не случайна. В своей главной книге «О Граде Божьем» Августин приводил громадный список чудес и заключал: «Если бы я хотел все их назвать и запомнить, разве был бы тогда конец у такой работы? Теперь эти знаки очевидно противоречат природе. Но для нас они несут послания. Они должны показать нам, что Бог осуществляет то, что Он обещал». Люди не в силах объяснить чудеса, но ценным остаётся не их число, а вера. Быть очевидцем чудес нет необходимости для тех, кто верует. К концу «Путешествия» это понимает Брендан и возвращается на родину. Через «маленького человечка» автор убеждает своего читателя в том, что наблюдать чудеса мира не грешно, но бессмысленно. (Финал «Александр-романа» точно такой же: Александру приходится признать, что поискам чудесного поставлены границы.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАРЛАТ [древнеирл. Iarlaithe; англ. Jarlath] (VI в.), свт. (пам. зап. 25 дек., 6 июня), основатель церковного поселения и епископской кафедры Туам-Да-Гуаланн (ныне Туам, Ирландия). Источники сведений о жизни И. разрозненны и отличаются разной степенью достоверности. В корпусе генеалогий ирл. святых (сер.- 2-я пол. X в.) указано, что родители святителя принадлежали к племенному объединению Конмакне. Отец, Луг, был членом туата Конмакне Дуне Мор, к-рый располагался поблизости от Туам-Да-Гуаланна. В «Повременном перечне святых Ирландии» (IX-X вв.) И. назван среди святых «второго чина», живших в VI в. Основные сведения о святителе содержатся в Житиях св. Брендана из Клуан-Ферты (ныне Клонферт, графство Голуэй). Согласно краткому Житию из Саламанкской рукописи, Брендан отправился к др. святым Ирландии, чтобы наблюдать их жизнь и изучать под их рук. Свящ. Писание. Прожив нек-рое время с И., Брендан наказал ему построить новую церковь, при к-рой ему суждено прожить остаток жизни. «Не здесь,- сказал он,- ты воскреснешь, отец». На вопрос И. о месте буд. храма Брендан ответил, что следует отправиться в вост. направлении и заложить церковь там, где сломаются колеса его колесницы. Он предсказал также, что после И. там будут жить мн. святые. Когда колесница сломалась на месте буд. обители Туам-Да-Гуаланн, И. признал себя учеником святого и тщетно просил его остаться (Vita altera S. Brendani. 6). По мнению Дж. Кенни, данное Житие является наиболее древним. Однако Р. Шарп не разделяет его мнения, считая, что сохранившийся до наст. времени текст является поздним (не ранее XI-XII вв.) сокращением древнего Жития. Остальные версии Жития содержат пересказ лат. поэмы «Плавание св. Брендана» (Navigatio S. Brendani), составленной в IX в. В наиболее ранней из них также содержится рассказ об И. (Vita S. Brendani Clonfertensis. 9), к-рый с незначительными изменениями повторяется в более поздних произведениях (см., напр.: Vita I S. Brendani. 9-10).

http://pravenc.ru/text/200393.html

Прп. Брендана обычно изображают монахом или священником, совершающим литургию на корабле, в то время как рыбы собираются его послушать; с китом (согласно одной из версий «Плавания», однажды монахи прп. Брендана оказались на спине гигантского кита и совершили там Пасхальную литургию, не догадываясь, где находятся); в лодке с другими монахами. «Брендан» остается популярным крещальным именем в Ирландии и других странах, где есть большие ирландские общины. Существуют современная православная служба св. Брендану Мореплавателю на английском языке и акафист на французском языке . Преподобный Брендан Мореплаватель, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 104 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Книгу о плаваниях св. Брендана Мореплавателя автора Николая Горелова на русском языке можно почитать здесь:  http://librebook.me/plavanie_sviatogo_brendana  Св. Барринд (Barrindus, Barrfoin; память: 21 мая) почитается в лике святых. Сначала он управлял общиной, основанной прп. Колумбой Ионским в Оффали в Ирландии, а позднее подвизался в местечке Киллбаррон графства Донегол. Историки считают, что во время одного из своих плаваний св. Барринд мог достичь берегов Северной Америки, а затем рассказать об этом св. Брендану. К концу жизни он служил епископом.  На протяжении веков люди верили, что прототип «новой земли Обетованной», т.е. «остров св. Брендана» реально существует где-то в Атлантике недалеко от побережья северной Африки. Этот мифический остров отображался на некоторых картах времен Х. Колумба и назывался по-испански «La Isle de San Borondon». Знаменитая «Mappa Mundi» («Карта мира») XIII века, хранящаяся в Херефордском соборе (Англия), содержит описание целого архипелага: «Островов блаженных и острова св. Брендана». В 1522-м г. члены экспедиции Фердинанда Магеллана назвали один залив у побережья Аргентины в честь св. Брендана, считая, что его полукруглая форма объясняется тем, что от него якобы отделился блуждающий островок! Позднее, между XVI и XIX веками, предлагались и другие теории: многие исследователи, мореплаватели и клирики видели, как из тумана в Атлантике появлялся таинственный остров, особенно близ Канарских островов. Среди других кандидатов назывались Мадейра, некоторые из Азорских островов и один остров к югу от Ирландии.

http://pravoslavie.ru/139561.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010