Из учеников Патрика явился целый сонм святых миссионеров. Например, Коломбо Айонский и Брендан Клонфертский, прозванный Мореплавателем. Святой Брендан прославился в Европе по своему житию, которое является своеобразным бестселлером средневековой европейской литературы. Он создал, как бы сейчас мы выразились «инновационный миссионерский проект» - этакий корабль-монастырь, Братия этой «плавучей обители» совершала своё служение Христу, просвещая многочисленных островитян. Святой Колумбан Айонский прославился, в том числе тем, что например, спас ирландских бардов от изгнания. Дело в том, что к тому времени шумная бардовская братия успела изрядно утомить тогдашнего ирландского короля. Король решил разом покончить с этой проблемой и выслать их из страны. По Преданию, Коломбо Айонский, будучи сам влиятельным человеком из царского рода, заступился перед королем за бардов и принял их под свою защиту. Такой поступок очень повлиял на христианизацию всей бардовской культуры. Барды были, покорены столь великодушным заступничеством и до сих пор считают этого святого своим небесным покровителем Ирландское монашество, сыграло свою особенную роль в христианизации Европы. Это был мощный всплеск миссионерского движения, у истоков которого стоял святой Патрик. Собор Всех Святых в Британии и Ирландии просиявших 4. День памяти ирландских святых установили Русской Православной Церкви относительно недавно. С чем это связано? Русская и ирландская христианские традиции, никогда особенно не пересекались до тех пор, пока не возникла уже достаточно заметная русская православная община в Англии. Она появились в связи с революционными потрясениями XX века, эмиграцией и т.д. Именно в этот период новейшей церковной истории святые Англии, Шотландии и Ирландии эпохи единой неразделённой Церкви в том числе, и святой Патрик, стали т.с. вновь «актуальны» и близки нашим православным верующим. Сейчас перед Русской Православной Церковью также стоит особая задача как бы новой евангелизации нашего народа. Здесь, опыт служения святого Патрика и древней Ирландской церкви может быть осмыслен и востребован.

http://foma.ru/5-voprosov-o-svyatom-patr...

Море для перегринов, живущих в 150-ти километрах от побережья, – стихия, тем не менее, вполне понятная. Отправиться в плавание человеку, далёкому от корабельного труда – дело небезопасное. Так что можно говорить о нескольких навигациях клонфертских иноков, совершённых до того, самого важного, Плавания, и являвшихся частью кельтского миссионерства VI-VIII веков. Агиография ирландской Церкви это вполне подтверждает. Самое раннее документальное упоминание о святом Брендане находится в Житии святого Коламбы (†597). После 563-го года преподобный посетил Шотландию, довольно долго там находился и даже основал собственный монастырь. Его миссия оставила следы в последующих шотландских географических названиях и церковных надписях 84 . Житие святого Давида Уэльского упоминает, что святой Брендан навещал обитель святого Давида, встречался с ним, как и многие другие перегрины тех лет. Корабль должен был идти от восточного побережья Зелёного Острова через штормовое ирландское море, или от западного, огибая Ирландию с севера или же с юга, через пролив святого Георга. В Житии самого преподобного рассказывается о его знакомстве со знаменитым церковным историком тех лет Гильдом (Гилдасом), состоявшемся там же, в Британии. Только море помнит маршруты экспедиций кельтских монахов, но на лёгком судне миссионеры святого не только достигли Оркнейских, Шетландских островов, но и, возможно, не создавая обителей, как делал святой Коламба на Айоне, отправились дальше, на «европейский» Северо-Восток, то есть к нашему русскому Северо-Западу. Вообще ирландцы с давних времён были известны как прекрасные мореплаватели. Их путешествия в разные стороны света к далёким островам в океане на подвижных судах для знакомых с плаваниями Хейердала, Конюхова и Папазовых не должны казаться фантастичными или невыполнимыми, особенно после экспедиции Северина. Другой важный эпизод связан с самим началом «Плавания», точнее, рассказом Баринтуса. Святой Брендан не столько удивлён, сколько вдохновлён услышанным. Сама возможность существования Земли Обетованной Святым сомнений у него не вызывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брендана, которым пользовались монашествующие в VI веке! Сохранились также остатки крестов и другие реликвии рядом с развалинами трех «келлий-ульев» пустынников, одной из которых некогда пользовался прп. Брендан. Ни мыши, ни крысы не поселялись на острове, пока на нем совершалась монашеская молитва С этим местом связано немало легенд. Историк Геральд Камбрийский из Уэльса в XII веке рассказывал, что, пока на острове Иннишглора продолжалась монашеская жизнь, тела покойников не предавали земле, и они оставались абсолютно нетленными. Их оставляли на открытом месте, чтобы потомки видели совершенно нетронутые тела своих предков на протяжении поколений (традиция прекратилась, когда монахи ушли с острова). Тот же историк свидетельствовал, что ни мыши, ни крысы не поселялись на острове, пока на нем совершалась монашеская молитва. Хотя грызуны обитали на других ирландских островах тысячами, здесь не было замечено ни одного! Даже если кто-нибудь привозил с собой одну особь, она сразу умирала или убегала и прыгала в океан. Корабли, проплывавшие мимо Иннишглоры, всегда приспускали паруса, отдавая должное прп. Брендану, чья чудотворная деревянная статуя стояла в церкви Св. Брендана на острове (перед этой статуей молились о роженицах). На острове до сих пор растет чеснок, посаженный братией более 1000 лет назад. Великий мореплаватель Однако большая часть жизни прп. Брендана прошла в странствиях и плаваниях по морю (отличительная черта ирландских подвижников), за что его прозвали «Мореплавателем», или «Путешественником». В VIII и IX веках одним ирландским монахом была составлена сага под названием «Плавание святого Брендана» (Navigatio Sancti Brendani), а позднее другими авторами написаны более красочные версии. Хотя она пользовалась огромной популярностью в Средние века, сага превратила образ исторического Брендана – аскета, игумена и мореплавателя – в полумифического искателя приключений с экстраординарными способностями, совершавшего невероятные подвиги. Рассказ о «Плавании Брендана» сводится к тому, что, когда преподобный был игуменом Клонфертским, его навестил монах Барринд , поведавший, что ему удалось пройти через густой туман и достичь «Небесного Иерусалима», который был «сплошь из драгоценных камней».

http://pravoslavie.ru/139561.html

Сюда из Клонферта приходит святой со своей братией, поскольку их монастырь, расположенный на реке Шеннон, при всём желании не смог построить необходимый корабль. Ни кож, ни тюленьего жира, ни, самое главное, верфи и мастеров в этой лесной, равнинной части Ирландии не было. Но сначала происходит некое монашеское совещание, сам факт проведения которого подчёркивает искренне хранимый христианами в те времена дух соборности. Преподобный беседует с иноками, вызвавшимися его сопровождать. Речи о покорном исполнении «благословения» даже и не идёт. После 40-дневного поста они отправляются в путь. Как и его предшественник Баринтус, святой Брендан плывёт на Запад, к острову, где должен быть построен коракл. И хотя на этом клочке суши в Атлантическом океане у клонфертского игумена живут близкие родственники, он их не навещает. Возможно, этим подчёркивается его отказ от мирских, семейных связей и желание принять на себя «иго и бремя». Перед отправлением произносятся молитвы, благословляется корабль, и начинается неведомое странствие. Монахи будут противостоять ветрам и течениям. Им нелегко плыть к намеченной цели. То, что они пытаются ориентироваться в морском пространстве, рассказчик делает очевидным через точное указание времени, его продолжительности и направления Плавания. Но, несмотря на все эти понятные, измеряемые величины, и природные стихии, вмешательство сверхъестественных сил сыграет решающую роль. Команда переживёт страх (может быть, приступ клаустрофобии), панику. Один святой Брендан неизменно будет доверять Небесной защите, подбадривая людей. Лишь однажды он сам захочет бежать. Но это случится, когда перегрины приблизятся к преддверию ада... Пока же ясно: факт вне всякой мистики и символики. Плавание к Земле Обетованной Святым началось отсюда. С Дингла. Плавание. Эпизод 3 Братья, – обратился святой к своим спутникам, – остерегайтесь, чтобы сатана не прельстил вас. Я вижу, как он уже соблазняет одного из тех трёх, что прибежали последними, искушает его воровством. Молитесь о душе его». На стенах зала были развешаны роги для вина и уздечки, отделанные серебром, по углам стояли вазы и подсвечники изумительно тонкой работы. Преподобный отправил нескольких иноков в подвалы: «Ступайте и посмотрите, нет ли там чего-нибудь, чем мы могли бы утолить голод и жажду». В погребе оказалось вдоволь рыбы, хлеба и бочки с хорошим вином. Они принесли, как повелел святой, всего для трапезы, не захватив того, что могло стать лишним. Когда стол был накрыт, все благодарили Бога за щедрую пищу. После ужина читались часы, а собираясь ко сну, преподобный сказал: «Нам всем следует отдохнуть, впереди ещё долгий путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

29. Маленький человечек. Возвращение святого Брендана с братией в Ирландию. Кончина преподобного. Не все, но большинство эпизодов получат свои комментарии. Некоторые сложные вопросы будут только подняты и обозначены темы для исследований. Плавание. Эпизод 2 Из многочисленной клонфертской братии святой Брендан выбрал 14 монахов и, уединившись с ними в часовне, сказал: «Друзья мои, рассказ Баринтуса взволновал сердце и вытеснил всякие другие мысли из головы вашего игумена. Я решил, если будет на то воля Господня, отыскать Остров Обетованный Святым и прошу вашего совета или даже участия». «Отче, – ответили монахи, – разве не оставили мы родителей, близких и все имущество своё, чтобы предать себя в руки Божии и под твоё начало? Дорога, которая будет вбрана тобой, станет и нашей. Пусть исполнится небесное предначертание». «Ну что же, – выслушав иноков, продолжил святой, – я доверил вам свои самые дорогие мысли и хочу полностью полагаться на тех, кто отправится в плавание и никогда уже не станет жалеть об этом решении. К великому сожалению, мне неизвестен ни маршрут, ни даже направление к этой стране. Возложим на себя пост. Оставим еду и питие на трое суток каждой недели в течение сорока дней и станем молить Бога о просвещении наших умов и указании верного пути». Никто из братии не нарушил повеления святого, и сам игумен день и ночь молился, пока Господь не послал к нему ангела, указавшего дорогу к загадочной земле. После такого чудесного посещения святой Брендан окончательно убедился в том, что его планы согласны с волей Всевышнего. Настал день расставаний. Весь монастырь собрался прощаться с игуменом и его командой. Многие плакали, сожалея, что остаются без любящего отца. Святой завещал братии во всём положиться на Бога и препоручил их одному приору, который впоследствии стал клонфертским игуменом. Сначала перегрины пошли на западное побережье Ирландии и достигли острова, где подвизался святой Енда. Там они пробыли три дня и, получив благословение преподобного, отправились на юго-запад страны, к побережью Керри, но не для того чтобы навестить родителей святого Брендана, а потому, что именно оттуда Господь повелел начать Плавание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брендана Мореплавателя, а рядом на площади стоит его современная бронзовая статуя, смотрящая в сторону моря. Памятные места, связанные со святым, разбросаны по всему острову Ирландия. В одном лишь графстве Керри можно найти огромное число посвященных ему святых источников. Источник в графстве Керри, в котором был крещен прп. Брендан Мореплаватель, Ирландия (источник - Bernard, Geograph.ie) В Шотландии Неф Клонфертского собора Св. Брендана, Голуэй, Ирландия Такие места Шотландии, как приход Килбрандон («церковь Брендана») в округе Аргайл-энд-Бьют и пролив Килбраннан, разделяющий остров Арран и полуостров Кинтайр, указывают на популярность и влияние прп. Брендана в стране. В прибрежной деревне Скипнесс (Skipness) на полуострове Кинтайр округа Аргайл-энд-Бьют сохранилась средневековая часовня Св. Брендана. Другую такую часовню (Old Kirk) Св. Брендана можно увидеть в приходе Бирни (Birnie) близ города Элджин (Elgin) округа Мори. Церковь построена в 1140-м году и почти 40 лет служила первым собором епархии Мори. Это одна из старейших церквей на шотландской земле, где службы проводятся так много веков подряд. Алтарь и неф маленькие, а круглая форма прилегающей территории говорит о том, что первоначальная церковь была донорманнской. Согласно сестре Элизабет Рис (Elizabeth Rees), автору фундаментального труда «An Essential Guide to Celtic Sites and Their Saints», в доме пастора при этой церкви хранится древний ручной колокол неизвестного кельтского монаха. Хранить маленькие ручные колокола и завещать их часовням или отшельническим келлиям было характерной чертой подвижников ирландской традиции. На церковном кладбище в Бирни сохранился уникальный высеченный пиктский камень. Часовня Св. Брендана в Скипнесс, Аргайл-энд-Бьют Солнечные часы на могиле рядом со старой церковью Килбирни в Шотландии Городок Килбирни (Kilbirnie; «Церковь Брендана») в Северном Эйршире может похвастаться старой церковью (Old Kirk) Св. Брендана XV века, хотя первоначальная постройка была донорманнской. В ней есть алтарь, неф, трансепт и два боковых придела, а на церковном кладбище – уникальные солнечные часы.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Адомнана», который затем перенесли в церковь деревни Иннервик, а в недавнее время передали музею города Перт. Скорее всего, Брендан не посещал этот отдаленный район, а его почитание принесли сюда монахи Ионы, сподвижники святого игумена Адомнана (Adomnan), который в своем «Житии св. Колумбы» упоминал св. Брендана. Церковь св. Брендана в Бирни, Мори, Шотландия В других землях Прп. Брендана также почитают на острове Мэн. Возможно, он сам посещал остров или отправлял сюда учеников для учреждения общин. Очень древний приход Браддан (Braddan) близ Дугласа (главного города острова Мэн) носит его имя. Здесь расположена древняя церковь (kirk), освященная в честь Св. Брендана. В 1291-м году епископ Голуэя проводил именно в этом храме церковный Собор! Среди достопримечательностей церкви – часть кельтского креста с наложенным на него кругом и рельефное изображение пророка Даниила в львином рву, что является большой редкостью. В XIX веке в приходе была выстроена новая церковь Св. Брендана, тоже ныне действующая. Церковь Св. Брендана в Брендоне, гр. Девон, Англия (источник - Tripadvisor.ru) В деревне Брансепет (Brancepeth) английского графства Дарем приходская церковь посвящена «Св. Брандону», которого отождествляют с прп. Бренданом. Средневековый храм пострадал от пожара в 1998-м году и был фактически перестроен. Приходская церковь около живописной деревни Брендон (Brendon; «Коричневый холм» или «Холм ежевики» в переводе со староанглийского) на территории национального парка «Эксмур» английского графства Девон тоже освящена в его честь. Первоначальная церковь была построена монахами из соседней деревни Черитон в глубокой древности. Ряд холмов на западе английского графства Сомерсет называются Брендон-Хиллс. Католический приход в городе Корби (Corby) английского графства Нортгемптоншир, где сосредоточена большая шотландская община, освящен в честь Св. Брендана. ЦерковьСв. Брандона в д. Брансепет, гр. Дарем, Англия Прп. Брендана обычно изображают монахом или священником, совершающим литургию на корабле Католические, англиканские и протестантские церкви в честь Св. Брендана Мореплавателя можно найти в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и других странах. Интересно, что на крыльце протестантской церкви Теби Чиркби (Täby Kyrkby) XIII века близ Стокгольма имеется фреска XV века с четким изображением св. Брендана Мореплавателя, стоящего на спине кита. Св. Брендану Мореплавателю посвящен православный приход ПЦА в городе Астория американского штата Орегон. Его имя носят некоторые школы, колледжи и больницы в англоязычных странах.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Своим важнейшим долгом ирландские монахи считали проповедь Евангелия, и это миссионерское служение многие из них совершали, находясь в пути: на утлых суденышках, сделанных чаще из кожи, чем из дерева, курраках, они переплывали с острова на остров, из одной страны в другую, благовествуя о Христе. Ирландские монахи-миссионеры несли слово Божие и в отдаленные страны: на берега Скандинавии, где ранее его никогда не слышали; в Британию, где местные христиане истреблялись и изгонялись германскими завоевателями язычниками; и даже на север континента. «Британия после крушения Рима возвращалась к язычеству. В Галлии Меровингов… совсем немного людей понимали сущность христианства, и справедливость этого мнения подтверждают письма святого Григория Турского. Ирландцы были замечательными проповедниками… Оставив имущество, семейные и гражданские обязательства, они шли куда угодно. Им были не нужны каменные стены монастырей, замков и покровительство богатых людей» . Беда Достопочтенный писал о проповедниках Евангелия, приплывавших из Ирландии в Британию, что они «проповедовали слово веры с великим рвением. Те из них, кто имел сан священника, несли уверовавшим благодать крещения… Большей частью проповедовать являлись монахи» . Странствующие монахи, по терминологии преподобного Бенедикта – гироваги, образ жизни которых этот святой не одобрял, в глазах своих соотечественников совершали подвиг «белого» мученичества: «он означал расставание с родиной ради Христа: для обозначения тоски по дому существовало специальное слово – хираэтх» . Путешествие святого Брендана. Немецкий манускрипт, ок. 1460 / Одним из самых знаменитых ирландских миссионеров был преподобный Брендан Клонфертский, прозванный Мореплавателем. Он родился в 484 году на юго-западе Ирландии в Мюистере, в семье, имевшей родство с королевской династией немногочисленного племени алтрагье, так что его родовым прозвищем было Мак Алте. Крестил его епископ Эрк. В 10 лет родители-христиане отдали его на воспитание в монастырскую школу святой Деидры, прозванной Итой. Брендан Мак Алте проучился в Слиаб Луахре у святой Иты пять лет. О том, чему, кроме грамоты, он научился в школе, можно судить по приведенному в его житии диалогу Брендана с настоятельницей обители. Когда юноша спросил преподобную, «какие три вещи приятны Богу, а какие противны», она ответила ему:

http://pravoslavie.ru/62545.html

Совершенно иной подход был у преподобного Давида. Прозвище Акватик “пьющий воду” 46 свидетельствует о его скудной пище, состоявшей из хлеба и воды, и, возможно, указывает на то, что он читал псалмы, стоя в водах океана. Монахи преподобного Давида жили за счет собственного ручного труда – они даже плуг тянули сами, поскольку преподобный Давид отказался от использования в работе быков или другой скотины. Послушание было главным делом. Монахи всегда слушали церковный колокол и никогда не изменяли написанное, даже если был “только намек или хотя бы полунамек на букву”. Многие часы проводились в бдении, в положении распростершись ниц и в келейной молитве. Пища состояла из хлеба, воды и капусты. Монастырь не принимал ничего от тех, кто приходил, чтобы стать монахом. При таком образе жизни Давид стал символом для строгих аскетов, то есть тех, кто пришел, чтобы именоваться melior, или ‘лучший’. Его признанным идеалом было подражание египетским отцам, таким, как преподобный Антоний Великий . Имя святого Дейниола († ок. 584) связано с утверждением монашества на севере Уэльса. Он пришел с севера Великобритании из Деметии и основал две больших общины в Бангоре: Бангор Большой (напротив острова Англеси) и Бангор Нижний (Клуид). Согласно Досточтимому Беде, количество монахов в последней общине достигало двух тысяч. Ирландское монашество. В южной и центральной Ирландии монашество твердо укоренилось в начале VI в. Появление его могло быть связано с морскими контактами с Галлией и Египтом или с валлийскими британцами, которые, по мнению ученых, оказали здесь сильнейшее первоначальное влияние. В основном вокруг отдельных святых с начала VI в. здесь обильно растут монашеские общины. Среди таких святых наиболее известны: святой Буите Монастербойсский, святая Бригитта Кильдарская († ок. 525), святой Финниан Клонардский (настоятель ок. 512–545 гг.), святой Киаран Клонмакнисский, святой Колум мак Кримтайн Терригласский и святой Брендан Клонфертский (ок. 486–575 гг.). Святой Финниан Клонардский (†549) – выдающийся деятель периода формирования ирландского монашества. В его жизнеописании сказано, что после того, как им были основаны монастыри в Россакуре, Друмфе и Килмаглуше, он направился в Уэльс, чтобы учиться традиции Давида, Кадока и Гильды. Среди монастырей, основанных им по возвращении в Ирландию, наиболее известный – в Клонарде. Его биограф сообщает нам, что количество монахов в Клонарде исчислялось тремя тысячами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За побои с пролитием крови, что исключительно часто случалось в быту легковозбудимых ирландцев, в том числе уже обращенных к вере во Христа, и даже монахов, пенитенциалы, помимо отлучения от Причастия на год для монахов и на сорок дней для мирян, предусматривают в случае нужды в лечении, чтобы расход на него нес виновник случившегося. Своим важнейшим долгом ирландские монахи считали проповедь Евангелия, и это миссионерское служение многие из них совершали, находясь в пути: на утлых суденышках, сделанных чаще из кожи, чем из дерева, – курруках – они переплывали с острова на остров, из одной страны в другую, благовествуя о Христе. Ирландские монахи-миссионеры несли слово Божие и в отдаленные страны, на берега Скандинавии, где ранее о нем никогда не слышали, в Британию, где местные христиане истреблялись и изгонялись германскими завоевателями язычниками, и даже на север континента. «Ирландцы были замечательными проповедниками… Оставив имущество, семейные и гражданские обязательства, они шли куда угодно. Им были не нужны каменные стены монастырей, замков и покровительство богатых людей» 1005 . Странствующие монахи, по терминологии преподобного Бенедикта – гироваги, образ жизни которых этот святой не одобрял, в глазах своих соотечественников совершали подвиг «белого» мученичества: «он означал расставание с родиной ради Христа: для обозначения тоски по дому существовало специальное слово – хираэтх» 1006 . Известны статистические данные, характеризующие размах миссионерской активности выходцев из Ирландии. Так, «по данным Ж. Ле Гоффа, за двести лет сто пятнадцать ирландских монахов и святителей отправились в Германию, сорок пять – во Францию, сорок четыре – в Британию, тридцать шесть – на территорию современной Бельгии, двадцать пять – в Шотландию, тринадцать – в Италию» 1007 . Одним из самых знаменитых ирландских миссионеров-странников был преподобный Брендан Клонфертский, прозванный Мореплавателем. Он родился в 484 г. на юго-западе Ирландии в Мюистере, в семье, имевшей родство с королевской династией немногочисленного племени алтрагье, так что его родовым прозвищем было Мак Алте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003   004     005    006