Но «Плавание» возможно, рассмотреть и как вполне документальное повествование. За символами и знаками явственно проступает реальная жизнь ирландских перегринов, их быт и церковная практика. Собственными руками монахи сооружают судно именно такого образца, что были в употреблении. Ирландия VI века развила широкую торговлю по морю и внутренним водам. Кельты строили три типа лодок: long (длинные), baire (для больших грузов) и собственно curacl – коракл (или курах, лёгкое судно, обтянутое кожей). Более поздний список «Путешествия» говорит, что святой Брендан, кроме коракла, имел ещё и другое, деревянное (fabric et artifices). В поисках «блаженной земли» клонфертские иноки встречаются с другими общинами, каждая из которых существует по собственному уставу. Монахи Мернока, хотя и живут раздельно, но собираются для служб и трапезы. Подобно восточным монастырям, в обители святого Аилбе насельники хранят полное молчание. Аскетические подвиги Павла Отшельника, анахоретов сурового Острова Трёх Возрастов – совсем не фантазия континентального автора, а правдивое свидетельство жизни многих ирландских обителей VI-VIII веков. Здесь можно отметить и массу незначительных деталей, подтверждающих документальный характер истории. Например, читатель узнаёт, что монахи-путешественники не утруждают себя постом: они едят оленину, но только в дороге, а не в монастырях. Всякий раз, когда коракл приближается к земле, что-то происходит во время поиска причала или самой стоянки. Реальны их чувства, впечатления. От страха к надежде, от радости к тоске, от тревоги к удивлению несёт судно иноков. Только сам преподобный Брендан, как уже отмечалось выше, не имеет этих слабостей; разве что иногда он гневается на своих спутников, в основном же успокаивает, подаёт пример, наставляет и, где-то, бывает сентиментален. Особое значение в «Плавании» имеет время. Как прежде античные, а после раннесредневековые путешественники, клонфертские перегрины не имели ни одного навигационного инструмента для более или менее точного вычисления морских расстояний. Впрочем, судно святого Брендана всегда вовремя поспевало к местам «Литургических возвращений». Это на суше можно, даже в течение семи лет, проследить, как меняется, стареет и обновляется мир, а тут:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Писали, что в нем одновременно подвизалось до 3000 монахов и будущих миссионеров, позднее уехавших просвещать разные уголки континентальной Европы светом Христова Евангелия. Одним из наиболее прославленных воспитанников Клонферта, в юности получившим наставление от Брендана, был прп. Фурсей, или Фурса (Fursey; память: 16 января), основатель монастырей на востоке Англии и в Галлии (нынешняя Франция). Он отличался необычайным рвением в молитве, крайним воздержанием, великим смирением, милосердием и любовью ко всем Еще одним значимым достижением прп. Брендана было основание монастыря и епископской кафедры Ардферт (Ardfert) в графстве Керри, рядом с его родиной. Ардферт стал одним из главных церковных и монашеских центров региона. Затем Брендан учредил общины «Inis-da-druim» на острове Кони-Айленд (Coney Island; здесь сохранились руины построенной им церкви) графства Клэр и Аннадаун (Annahdown) нынешнего графства Голуэй – близ Аннадаунского залива озера Лох-Корриб. Холм Брандон-Хилл, графство Килкенни, Ирландия Сохранились сведения о миссионерской деятельности Брендана и в исторической провинции Ленстер на юго-востоке Ирландии, где с его именем связано много мест. Из них назовем приход Дисарт (Dysart), Киллини (Killeney; здесь ему посвящена церковь) и холм Брандон-Хилл (Brandon Hill) графства Килкенни. Последний назван в честь святого и является самым высоким холмом графства (высота 515 м). Рядом с ним Брендан основал церковь или монашескую общину. Собор Св. Брендана в Ардферте, Ирландия Среди поздних достижений прп. Брендана следует упомянуть монастырь Инчикуин (Inchiquin), ныне в приходе Киллурса в Голуэе, и обитель на острове Иннишглора (Inishglora) недалеко от полуострова Маллет в графстве Мэйо. Последние 100 лет этот остров необитаем, но на нем сохраняются некоторые святыни, связанные с прп. Бренданом. Скорее всего, здесь в древности одновременно действовало два монастыря – мужской и женский. На острове можно увидеть руины церкви Св. Брендана, «церкви для мужчин», «церкви для женщин» и попить воды из целебного источника Св.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Наибольшее число посвященных ему мест находится на полуострове Кинтайр на западе Шотландии (переводится с гаэльского как «мыс») между городами Тарберт и Кэмпбелтаун. Это место первоначально называлось «Кеан Лох Килле Киарайн», что значит «Верхняя часть озера Лох-Киаран, или Килкерран». «Кил» – слово, весьма часто встречающееся как составная часть географических названий в Шотландии и Ирландии, оно переводится как «келья». С его помощью очень легко уже по названию места определить, что здесь находился отшельнический домик или монастырь того или иного святого. Имеются еще один Лох-Киаран дальше к северу по направлению к Тарберту, а также приход Килкиаран, расположенный через пролив, на острове Айлей. На этом острове, на западной стороне района Риннс-оф-Айлей, в местечке Килкиариан, до наших дней сохранилась средневековая часовня, правда, без крыши. Можно предположить, что на этом месте изначально стояла келья святого Киарана. В письменных источниках Килкерран назван монастырем, возможно, с 15 монахами, пришедшими сюда из Ирландии с Киараном. Об этом говорит поздний ирландский документ под названием «Литания святых паломников». Килкерран приобрел такую известность, что в 608 году стал местом погребения короля Айдана (574–608), правителя гаэльского королевства Дал Риада. Рядом с Килкерраном находится ныне почти недоступная пещера – бывшее место уединения подвижника, – называемая «пещерой святого Киарана». Это почти в 5 милях от Кэмплтауна, если идти вдоль побережья. На полу пещеры – камень, на котором высечен шестиугольный крест с монограммой «Chi-Rho» и бордюр-меандр, составленный из квадратов. Все это подтверждает, что пещера – древнее святое место. Брендан Мореплаватель      Преподобный Брендан Клонфертский , называемый Мореплавателем (486 – ок. 575; память 16/29 мая), родился в 486 году на полуострове Дингл в ирландском графстве Керри, где ему посвящено множество населенных пунктов. Он более всего известен своими морскими странствиями, во время которых достиг Фарерских островов (где местечко Брандарсвик носит его имя), Исландии, а также, возможно, Гренландии и даже Ньюфаундленда! Святой Брендан, однако, знаменит и как основатель монастырей на Гебридских островах. Память о нем сохраняется в нескольких местах вдоль побережья этих островов, от Керри до архипелага Сент-Килда. Предполагают, что сооружения наподобие келий на острове Хирта – крупнейшем острове из группы Сент-Килда – могут относиться ко времени святого Брендана. Здесь также есть посвященная ему часовня. Следует заметить, что не было такого святого с именем «Килда». Это название произошло от норвежского слова Skilder, означающего «щит».

http://pravoslavie.ru/65153.html

Ранняя церковь Килмалкедар на полуострове Дингл, гр. Керри, Ирландия В «эпоху святых» существовали «корабли-монастыри», на которых аскеты отправлялись в дальние плавания, чтобы предаваться богомыслию Можно только догадываться, что произошло с подвижниками, поселившимися на берегах американского континента. Вошли ли они в общение с племенами индейцев, привели ли некоторых из них к вере, или Господь сохранил их в безвестности среди пока нетронутой природы Нового Света? По некоторым данным, эти подвижники могли оставить наскальные вычисления, очевидно, связанные с церковным календарем и Пасхой. Протоиерей Александр Шабанов, настоятель храма Свт. Арсения Тверского в городе Тверь, посвятил несколько книг дораскольным святым Британских островов и Ирландии, в том числе прп. Брендану. В своих трудах «Святой Брендан Мореплаватель. Поиски Земли Обетованной» (Тверь, 2001 г.) и «Кораблики святому Брендану Мореплавателю» (2015 г.) он проанализировал «Плавание» с разных сторон. Автор, как и ряд других современных исследователей, выдвинул предположение, что, помимо морских странствий, прп. Брендан (или его современники) со спутниками могли пройти Скандинавию, Балтику, дойти до Кольского полуострова, посетив земли северо-западной России, особенно в районе Ладожского озера, озера Ильмень и реки Волхов. Он также выдвинул гипотезу, что Крещение Руси происходило не без участия ирландцев, которые могли воздвигнуть на русских землях несколько церквей и кельтских «стоячих» крестов, и что самый первый монастырь в Киеве (до XI века) был ирландским. Хотя пока не существует свидетельств, подтверждающих эту гипотезу, ученые не исключают, что отдельные ирландские миссионеры могли продвинуться далеко на восток и дойти до севера нынешней России. Это было вполне возможно. Ирландское монашество оставило глубокий след в миропонимании и обычаях Западного мира на века По подсчетам французского историка-медиевиста Жака Ле Гоффа (1924–2014), за 200 лет Ирландская Церковь «экспортировала» около 115 святых в Германию (где прп. Брендана почитали в некоторых монастырях и епархиях, и, по одной версии, город Бранденбург назван в его честь), 45 святых – во Францию, 44 – в Британию, 36 – в нынешнюю Бельгию, 25 – в Шотландию и 13 – в Италию. Позднее на месте их духовных подвигов образовались монастыри, епархии, города, университеты, а их имена вошли в фольклор этих стран. Ирландское монашество оставило глубокий след в миропонимании и обычаях Западного мира на века.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Местные жители верят, что их любимый святой захоронен на вершине этой горы, где сохранилась часть древнего каменного строения, напоминающего гроб. Вершина часто бывает окутана туманом. Гора находится в конце древнего христианского паломнического маршрута «Путь святых» (The Saints’ Road), который возрождается в наши дни. По пути встречается несколько маленьких крестов белого цвета, а наверху паломников встречает большой металлический крест. Со склонов и вершины открываются виды на озёра Патерностер («Отче наш») и окрестности. У подножия горы стоит деревня с названием Брандон – тоже в честь святого. Стоит упомянуть две великие древнехристианские святыни, находящиеся в непосредственной близости от горы Св. Брендана на полуострове Дингл. Во-первых, это часовня Галларус (Gallarus Oratory) – отлично сохранившаяся великолепная ранняя каменная часовня, в древности использовавшаяся либо для укрытия паломников, либо для захоронений. Во-вторых, древнее монашеское место Килмалкедар (Kilmalkedar), где проводятся археологические раскопки. Возможно, основателем этого монастыря или скита был Брендан. Сохранились каменная церковь, часовня или келлия, крест, святой источник, камень с огамической надписью , солнечные часы и др. Часовня Галларус на полуострове Дингл, графство Керри, Ирландия Англиканский собор Св. Брендана в Клонферте, Голуэй В деревне Клонферт («могильный луг») графства Голуэй, где прп. Брендан основал монастырь и школу, находится англиканский собор Св. Брендана. Община монахов, основанная Бренданом, просуществовала до XVI века, хотя в 1016-м году монастырь был разорен викингами и дважды горел в XII веке. Нынешний маленький собор датируется 1180-м годом, хотя алтарь и красивое восточное окно более ранние. В нем сохранилось немало древних памятников. Самой примечательной деталью является 850-летняя западная дверь в романском стиле с многочисленными резными украшениями. На алтарной арке видны фигуры ангелов XV века и даже русалка. От древнего монастыря сохранилась аллея 1000-летних тисов рядом с собором.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Прп. Брендана обычно изображают монахом или священником, совершающим литургию на корабле, в то время как рыбы собираются его послушать; с китом (согласно одной из версий «Плавания», однажды монахи прп. Брендана оказались на спине гигантского кита и совершили там Пасхальную литургию, не догадываясь, где находятся); в лодке с другими монахами. «Брендан» остается популярным крещальным именем в Ирландии и других странах, где есть большие ирландские общины. Существуют современная православная служба св. Брендану Мореплавателю на английском языке и акафист на французском языке . Преподобный Брендан Мореплаватель, моли Бога о нас!  Книгу о плаваниях св. Брендана Мореплавателя автора Николая Горелова на русском языке можно почитать здесь:  http://librebook.me/plavanie_sviatogo_brendana  Св. Барринд (Barrindus, Barrfoin; память: 21 мая) почитается в лике святых. Сначала он управлял общиной, основанной прп. Колумбой Ионским в Оффали в Ирландии, а позднее подвизался в местечке Киллбаррон графства Донегол. Историки считают, что во время одного из своих плаваний св. Барринд мог достичь берегов Северной Америки, а затем рассказать об этом св. Брендану. К концу жизни он служил епископом.  На протяжении веков люди верили, что прототип «новой земли Обетованной», т.е. «остров св. Брендана» реально существует где-то в Атлантике недалеко от побережья северной Африки. Этот мифический остров отображался на некоторых картах времен Х. Колумба и назывался по-испански «La Isle de San Borondon». Знаменитая «Mappa Mundi» («Карта мира») XIII века, хранящаяся в Херефордском соборе (Англия), содержит описание целого архипелага: «Островов блаженных и острова св. Брендана». В 1522-м г. члены экспедиции Фердинанда Магеллана назвали один залив у побережья Аргентины в честь св. Брендана, считая, что его полукруглая форма объясняется тем, что от него якобы отделился блуждающий островок! Позднее, между XVI и XIX веками, предлагались и другие теории: многие исследователи, мореплаватели и клирики видели, как из тумана в Атлантике появлялся таинственный остров, особенно близ Канарских островов. Среди других кандидатов назывались Мадейра, некоторые из Азорских островов и один остров к югу от Ирландии.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Север восхищает полярника, и «ледяной человек» в 1918 году проговаривает романтические, то есть, отчасти, религиозные сентенции: «Северный полярный регион, сам по себе, дружественен и гостеприимен по отношению к людям и, вопреки всем предвзятым мнениям, не является бесплодным, безжизненным, неприступным, необозримым пространством, угрожающим смертью от невыносимого голода и холода» 72 . Вопрос о чудесном появлении Литургических сосудов, Чаши и Дискоса, в «гостеприимном» регионе, как правило, решается в христианской символике и библейском Откровении: «Дух Божий дышит, где хочет» (Иоанн: 3.8.), – но нельзя исключать и простых объяснений. Найденные в «колонне» предметы говорят лишь об одном: человек здесь уже бывал (каким образом – неважно) и использовал это чудесное место для Богослужения. Следовательно, оно освящено. (Брендан, кстати, здесь не «благословляет землю»). Рассказ о Чаше и Дискосе в галереях айсберга удивителен,символичен и правдив. Необходимо только оживить воображение и под новым «углом зрения» посмотреть на старые источники. Например, средневековые документы «Ландамабок» и «Сага о Самсоне Прекрасном» (около 1350 г.) сообщают, что в 1194-м году несколько моряков-христиан возвращались из Исландии в Норвегию и были отброшены бурей далеко на Север. В конце концов, после долгих скитаний их судно прибило к какой-то неведомой земле около Гренландии, то есть к берегам «Страны айсбергов». Можно предположить, что среди членов команды находились миссионеры, священники, и Бенедикт об этом и подобного рода происшествиях прекрасно был осведомлён, но не спешил особо расписывать. Тот, кто является автором «Плавания», будучи кельтом, больше доверял не документам, а интуиции и преданиям; для него «колонна из чистого кристалла» – своего рода преддверие, «прихожая» Другого Мира, свидетелем чудес которого вскоре должен стать святой Брендан, не испытав при этом смерти. Всё, что происходило до их Литургии в айсберге, важно, но это только «чудеса приготовления». Время «пойдёт с нуля», когда клонфертские монахи покинут «колонну».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следует отметить, что в отношении к Иуде «Путешествие» более строго. Двенадцатикратное причитание предателя вызывает у Брендана слёзы, но при этом сами его пытки описаны не вскользь, как в «Плавании», а детально. Шесть дней адских мучений – некое отражение ситуаций, в которых Иуда является свидетелем страданий Христа, и каждый такой эпизод начинается словами: «когда я видел». Но то, чему очевидцем становится в океане святой Брендан, для самого преступника не наказание, а часы отдыха от ужаса, о котором и думать невыносимо. В трёх рукописных копиях «Путешествия» можно обнаружить и своеобразные графические украшения – заглавные буквы. Каждый день мучений Иуды украшен таким титлом, что, конечно, вносило разнообразие в зрительное восприятие манускрипта и позволяло читающему его вслух производить специфические тональные, голосовые ремарки. (Кстати, эту «голосовую» традицию мы сохраняем в церковном Богослужении до сих пор.) Самое поразительное, что здесь святой не просто «просит» за Иуду, но «запрещает» бесам наказывать его больше, чем должно. Впрочем, автор «Плавания» не принадлежал к числу тех, кто был уверен в невозможности искупления иудиного греха. Складывается такое впечатление, что во время разговора святого Брендана с Иудой остальные монахи не просто молчат, но вообще куда-то прячутся. Нет ни обращения их к своему кормчему, ни каких-либо комментариев. В тексте «Путешествия» они даже не упомянуты, словно преподобный находится в некой пограничной области и беседует с предателем один на один. Клонфертская братия остаётся всего лишь фоном, литературной деталью, необходимой условностью. Более важным является духовный аспект: прошлое встречается с настоящим, которому предначертано заглянуть в будущее. Святой Брендан – современная ему Кельтская Церковь – беседует с древнейшим врагом истории, получает недвусмысленныйурок относительно воздаяния и загробной участи грешников, для того чтобы иметь возможность ступить на Землю Обетованную Святым, и как последнее испытание – просьба Иуды. Её выполнение не условие, не искушение, тем более, не цена, но – для читателя Бренданианы – отклик святого на просьбу предателя, не о прощении, а всего лишь о послаблении мучений, определённое значение, безусловно, имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Можно предположить, что «отдых» Иуды приходился на субботний день не в связи с Ветхозаветными аллюзиями автора «Плавания», а имел отношение к воспоминанию событий Великой Субботы, когда Церковь вспоминает сошествие во Ад Христа. Тем более что коракл святого Брендана всё ближе и ближе к Земле Обетованной Святым. Видимо, эпизод встречи с Иудой имел свою привлекательность, поскольку давал не просто повод к разговорам и фантазиям на всегда деликатную тему «Божьего наказания грешникам», но рождал и некую надежду у вконец отчаявшихся христиан. Иуда Бренданианы не выглядит закостеневшим предателем: он самый несчастный из грешников, который смиренно принимает наказание и благодарен Богу за «передышку». Он не освобождается из ада, не принимается на небо, а находится в некоем срединном месте. Иуда, и «Плавания», и «Путешествия», не совпадает с евангельским предателем и отличен от средневековых образов. Он не лжёт Брендану, раскаивается в своих прошлых преступлениях и, так сказать, по человеческой своей страдающей природе (хотя он по ней и должен быть мёртв), просит спасти его от последующего дня мучений. И Брендан молится за Иуду Искариота, прося не о помиловании, а о смягчении наказания. Определённый духовный смысл скрыт в этом эпизоде. Скорее всего, речь здесь идёт не столько об Иуде, сколько о том, на что должен быть готов отправляющийся к Земле Обетованной Святым путешественник. К лишениям, опасностям, ужасам, встречам с чудовищами и бесами – да. Но этого оказывается недостаточно. Перегрин, белый мученик, должен найти в себе силы и милосердие для молитвы, не за Иуду лично – это было бы безумием, но за облегчение его страданий. Бывшего, но человека. Преодолев внешние, реальные опасности, для того чтобы сойти на заветный берег, святой Брендан проходит одно из самых суровых испытаний на милосердие. К тому же аудитория обоих нарративов, как и клонфертские монахи, понимает, что привязанный к скале «отдыхает» от самого наказания не просто так, а за добрые дела, совершённые им ещё при жизни. Значит, возникает дополнительная надежда на то, что Господь принимает во внимание всё совершённое человеком в жизни. Но никакой особой симпатии к предателю у знакомящихся даже с этими деталями не возникает. Более их могло бы заинтересовать сравнение скалы Иуды с островом-вулканом. Добро и зло в том эпизоде довольно чётко разведены. Никаких симпатий к тому самому «третьему опоздавшему» проявить нельзя, хотя за что он так жестоко пострадал – так и остаётся загадкой. В данном случае, хотя перед читателем и самый что ни на есть последний грешник, что-то в его положении специфичное, указывающее, намекающее на «нейтральную территорию» между добром и злом. (Такой кельтский намёк на Чистилище.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырь и школа, основанные прп. Бренданом, были закрыты королем Генрихом VIII. В 1641-м году собор был сильно поврежден и восстановлен лишь 100 лет назад. Сегодня его снова посещают паломники. Резные фигуры ангелов в соборе Св. Брендана в Клонферте, Ирландия Знаменитая дверь в Клонфертском соборе Св. Брендана в Ирландии Преподобный учредил значимый духовный центр в Ардферте («Холм чудес» – ныне деревня близ города Трали) на севере Керри. Этот монастырь сгорел в 1089-м году, а после его реконструкции новый пожар положил конец монашескому поселению в 1151-м году. Сегодня над Ардфертом возвышается частично сохранившийся кафедральный собор XII века, освященный в честь Прп. Брендана. Крыша величественного собора уничтожена во время Ирландского восстания 1641–1652 годов , но южный трансепт был расширен и восстановлен к концу того же неспокойного XVII века. Хотя в соборе богослужения не проводятся, он славится красивыми украшениями, средневековыми витражами, статуями церковных деятелей и пр. Рядом сохранились (хотя не полностью) две значимые церкви XII и XV веков. В Ардферте действует римо-католический приход Св. Брендана Мореплавателя. Здесь также существовал католический францисканский монастырь в Средние века. Ардферт был центром епископской кафедры до 1660 года. Высеченные фигуры ангела и дракона в соборе Св. Брендана в Клонферте В деревне Аннадаун («болото крепости») графства Голуэй, где прп. Брендан основал еще один монастырь на земле, пожалованной королем, а также женскую обитель для своей сестры Бриги, хорошо сохранились руины средневекового католического монастыря и собора Св. Брендана. История места слабо задокументирована, но известно, что в XII веке здесь был значимый духовный центр и имелась епископская кафедра. Католический собор Св. Брендана в г. Лохрей, Голуэй, Ирландия В городе Лохрей (Loughrea; «Серое озеро») ирландского графства Голуэй действует построенный 100 лет назад католический собор Св. Брендана. В городке Бантри (Bantry) графства Корк действует храм Св.

http://pravoslavie.ru/139561.html

   001    002   003     004    005    006