В поэме «Чудо Колума Килле» подчеркивается, что К.- учитель (forcetlaid, fithir) и мудрец (suí; suíthe cech dind), соблюдавший «крепкий закон» (recht robuist (§ 43)). О святом говорится как о «прекрасном мудреце и наставнике общины» (cain-sruith sceo magister muntere (§ 122)), призывавшем учеников следовать «святому закону» (fo recht noéb (§ 100)). Опытный толкователь Свящ. Писания, К. изучал греч. язык (atgaill grammataig Greic (§ 123)) и преподавал в «школах Писания» (?) (légais rúna ro-ch-úaid eter scólaib Screptra (§ 60)). Возможно, с вычислениями даты Пасхи был связан интерес К. к хронологии и астрономии: святой изучал последовательность времен года, движение Солнца и Луны, расположение звезд (§ 58, 61-64). К. назван «искусным клириком» (a cherd cléirchechta), к-рый заботился о совершении богослужений суточного круга (celebrad) и мессы (oiffrinn) (§ 41, 83, 93). По свидетельству Адомнана, св. Брендан мокку Алти ( Брендан Клонфертский ) видел огненный шар над головой К., когда тот совершал мессу ( Adomnani Vita Columbae. III 17). Католическая ц. св. Колумбы в Дерри (Сев. Ирландия). 1783-1788, 1908-1909 гг. Католическая ц. св. Колумбы в Дерри (Сев. Ирландия). 1783-1788, 1908-1909 гг. В поэме «Чудо Колума Килле» о К. говорится как о «хранителе ста церквей» (cét cell custóid (§ 93)); Адомнан называл его «столп многих церквей» (multarum columna eclesiarum - Adomnani Vita Columbae. III 23), «отец и основатель монастырей» (monasteriorum pater et fundator - Ibid. Praef. II). Кроме мон-ря на о-ве Иона под рук. К. находились монашеские обители на зап. побережье Шотландии (Хинба, Маг-Лунге на о-ве Эт (Тайри), Элен, Келл-Диун) и в Ирландии, важнейшим был монастырь Дермаг (ныне Дарроу, графство Оффали) ( MacDonald. 1985; Adomn á n of Iona. 1995. P. 46-47). Этот монастырь был основан между 585 и 599 гг.; согласно ирл. анналам, землю для его строительства К. получил от Аэда, сына Брендана, правителя Тетбы (запись под 589 г.), но более вероятно, что обитель была основана при поддержке верховного правителя Аэда, сына Анмире ( Herbert. 1988. P. 32-33; Adomn á n of Iona. 1995. P. 473-474).

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Море для перегринов, живущих в 150-ти километрах от побережья, – стихия, тем не менее, вполне понятная. Отправиться в плавание человеку, далёкому от корабельного труда – дело небезопасное. Так что можно говорить о нескольких навигациях клонфертских иноков, совершённых до того, самого важного, Плавания, и являвшихся частью кельтского миссионерства VI-VIII веков. Агиография ирландской Церкви это вполне подтверждает. Самое раннее документальное упоминание о святом Брендане находится в Житии святого Коламбы (†597). После 563-го года преподобный посетил Шотландию, довольно долго там находился и даже основал собственный монастырь. Его миссия оставила следы в последующих шотландских географических названиях и церковных надписях 84 . Житие святого Давида Уэльского упоминает, что святой Брендан навещал обитель святого Давида, встречался с ним, как и многие другие перегрины тех лет. Корабль должен был идти от восточного побережья Зелёного Острова через штормовое ирландское море, или от западного, огибая Ирландию с севера или же с юга, через пролив святого Георга. В Житии самого преподобного рассказывается о его знакомстве со знаменитым церковным историком тех лет Гильдом (Гилдасом), состоявшемся там же, в Британии. Только море помнит маршруты экспедиций кельтских монахов, но на лёгком судне миссионеры святого не только достигли Оркнейских, Шетландских островов, но и, возможно, не создавая обителей, как делал святой Коламба на Айоне, отправились дальше, на «европейский» Северо-Восток, то есть к нашему русскому Северо-Западу. Вообще ирландцы с давних времён были известны как прекрасные мореплаватели. Их путешествия в разные стороны света к далёким островам в океане на подвижных судах для знакомых с плаваниями Хейердала, Конюхова и Папазовых не должны казаться фантастичными или невыполнимыми, особенно после экспедиции Северина. Другой важный эпизод связан с самим началом «Плавания», точнее, рассказом Баринтуса. Святой Брендан не столько удивлён, сколько вдохновлён услышанным. Сама возможность существования Земли Обетованной Святым сомнений у него не вызывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Следует отметить, что в отношении к Иуде «Путешествие» более строго. Двенадцатикратное причитание предателя вызывает у Брендана слёзы, но при этом сами его пытки описаны не вскользь, как в «Плавании», а детально. Шесть дней адских мучений – некое отражение ситуаций, в которых Иуда является свидетелем страданий Христа, и каждый такой эпизод начинается словами: «когда я видел». Но то, чему очевидцем становится в океане святой Брендан, для самого преступника не наказание, а часы отдыха от ужаса, о котором и думать невыносимо. В трёх рукописных копиях «Путешествия» можно обнаружить и своеобразные графические украшения – заглавные буквы. Каждый день мучений Иуды украшен таким титлом, что, конечно, вносило разнообразие в зрительное восприятие манускрипта и позволяло читающему его вслух производить специфические тональные, голосовые ремарки. (Кстати, эту «голосовую» традицию мы сохраняем в церковном Богослужении до сих пор.) Самое поразительное, что здесь святой не просто «просит» за Иуду, но «запрещает» бесам наказывать его больше, чем должно. Впрочем, автор «Плавания» не принадлежал к числу тех, кто был уверен в невозможности искупления иудиного греха. Складывается такое впечатление, что во время разговора святого Брендана с Иудой остальные монахи не просто молчат, но вообще куда-то прячутся. Нет ни обращения их к своему кормчему, ни каких-либо комментариев. В тексте «Путешествия» они даже не упомянуты, словно преподобный находится в некой пограничной области и беседует с предателем один на один. Клонфертская братия остаётся всего лишь фоном, литературной деталью, необходимой условностью. Более важным является духовный аспект: прошлое встречается с настоящим, которому предначертано заглянуть в будущее. Святой Брендан – современная ему Кельтская Церковь – беседует с древнейшим врагом истории, получает недвусмысленныйурок относительно воздаяния и загробной участи грешников, для того чтобы иметь возможность ступить на Землю Обетованную Святым, и как последнее испытание – просьба Иуды. Её выполнение не условие, не искушение, тем более, не цена, но – для читателя Бренданианы – отклик святого на просьбу предателя, не о прощении, а всего лишь о послаблении мучений, определённое значение, безусловно, имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сюда из Клонферта приходит святой со своей братией, поскольку их монастырь, расположенный на реке Шеннон, при всём желании не смог построить необходимый корабль. Ни кож, ни тюленьего жира, ни, самое главное, верфи и мастеров в этой лесной, равнинной части Ирландии не было. Но сначала происходит некое монашеское совещание, сам факт проведения которого подчёркивает искренне хранимый христианами в те времена дух соборности. Преподобный беседует с иноками, вызвавшимися его сопровождать. Речи о покорном исполнении «благословения» даже и не идёт. После 40-дневного поста они отправляются в путь. Как и его предшественник Баринтус, святой Брендан плывёт на Запад, к острову, где должен быть построен коракл. И хотя на этом клочке суши в Атлантическом океане у клонфертского игумена живут близкие родственники, он их не навещает. Возможно, этим подчёркивается его отказ от мирских, семейных связей и желание принять на себя «иго и бремя». Перед отправлением произносятся молитвы, благословляется корабль, и начинается неведомое странствие. Монахи будут противостоять ветрам и течениям. Им нелегко плыть к намеченной цели. То, что они пытаются ориентироваться в морском пространстве, рассказчик делает очевидным через точное указание времени, его продолжительности и направления Плавания. Но, несмотря на все эти понятные, измеряемые величины, и природные стихии, вмешательство сверхъестественных сил сыграет решающую роль. Команда переживёт страх (может быть, приступ клаустрофобии), панику. Один святой Брендан неизменно будет доверять Небесной защите, подбадривая людей. Лишь однажды он сам захочет бежать. Но это случится, когда перегрины приблизятся к преддверию ада... Пока же ясно: факт вне всякой мистики и символики. Плавание к Земле Обетованной Святым началось отсюда. С Дингла. Плавание. Эпизод 3 Братья, – обратился святой к своим спутникам, – остерегайтесь, чтобы сатана не прельстил вас. Я вижу, как он уже соблазняет одного из тех трёх, что прибежали последними, искушает его воровством. Молитесь о душе его». На стенах зала были развешаны роги для вина и уздечки, отделанные серебром, по углам стояли вазы и подсвечники изумительно тонкой работы. Преподобный отправил нескольких иноков в подвалы: «Ступайте и посмотрите, нет ли там чего-нибудь, чем мы могли бы утолить голод и жажду». В погребе оказалось вдоволь рыбы, хлеба и бочки с хорошим вином. Они принесли, как повелел святой, всего для трапезы, не захватив того, что могло стать лишним. Когда стол был накрыт, все благодарили Бога за щедрую пищу. После ужина читались часы, а собираясь ко сну, преподобный сказал: «Нам всем следует отдохнуть, впереди ещё долгий путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брендана, которым пользовались монашествующие в VI веке! Сохранились также остатки крестов и другие реликвии рядом с развалинами трех «келлий-ульев» пустынников, одной из которых некогда пользовался прп. Брендан. Ни мыши, ни крысы не поселялись на острове, пока на нем совершалась монашеская молитва С этим местом связано немало легенд. Историк Геральд Камбрийский из Уэльса в XII веке рассказывал, что, пока на острове Иннишглора продолжалась монашеская жизнь, тела покойников не предавали земле, и они оставались абсолютно нетленными. Их оставляли на открытом месте, чтобы потомки видели совершенно нетронутые тела своих предков на протяжении поколений (традиция прекратилась, когда монахи ушли с острова). Тот же историк свидетельствовал, что ни мыши, ни крысы не поселялись на острове, пока на нем совершалась монашеская молитва. Хотя грызуны обитали на других ирландских островах тысячами, здесь не было замечено ни одного! Даже если кто-нибудь привозил с собой одну особь, она сразу умирала или убегала и прыгала в океан. Корабли, проплывавшие мимо Иннишглоры, всегда приспускали паруса, отдавая должное прп. Брендану, чья чудотворная деревянная статуя стояла в церкви Св. Брендана на острове (перед этой статуей молились о роженицах). На острове до сих пор растет чеснок, посаженный братией более 1000 лет назад. Великий мореплаватель Однако большая часть жизни прп. Брендана прошла в странствиях и плаваниях по морю (отличительная черта ирландских подвижников), за что его прозвали «Мореплавателем», или «Путешественником». В VIII и IX веках одним ирландским монахом была составлена сага под названием «Плавание святого Брендана» (Navigatio Sancti Brendani), а позднее другими авторами написаны более красочные версии. Хотя она пользовалась огромной популярностью в Средние века, сага превратила образ исторического Брендана – аскета, игумена и мореплавателя – в полумифического искателя приключений с экстраординарными способностями, совершавшего невероятные подвиги. Рассказ о «Плавании Брендана» сводится к тому, что, когда преподобный был игуменом Клонфертским, его навестил монах Барринд , поведавший, что ему удалось пройти через густой туман и достичь «Небесного Иерусалима», который был «сплошь из драгоценных камней».

http://pravoslavie.ru/139561.html

Адомнана», который затем перенесли в церковь деревни Иннервик, а в недавнее время передали музею города Перт. Скорее всего, Брендан не посещал этот отдаленный район, а его почитание принесли сюда монахи Ионы, сподвижники святого игумена Адомнана (Adomnan), который в своем «Житии св. Колумбы» упоминал св. Брендана. Церковь св. Брендана в Бирни, Мори, Шотландия В других землях Прп. Брендана также почитают на острове Мэн. Возможно, он сам посещал остров или отправлял сюда учеников для учреждения общин. Очень древний приход Браддан (Braddan) близ Дугласа (главного города острова Мэн) носит его имя. Здесь расположена древняя церковь (kirk), освященная в честь Св. Брендана. В 1291-м году епископ Голуэя проводил именно в этом храме церковный Собор! Среди достопримечательностей церкви – часть кельтского креста с наложенным на него кругом и рельефное изображение пророка Даниила в львином рву, что является большой редкостью. В XIX веке в приходе была выстроена новая церковь Св. Брендана, тоже ныне действующая. Церковь Св. Брендана в Брендоне, гр. Девон, Англия (источник - Tripadvisor.ru) В деревне Брансепет (Brancepeth) английского графства Дарем приходская церковь посвящена «Св. Брандону», которого отождествляют с прп. Бренданом. Средневековый храм пострадал от пожара в 1998-м году и был фактически перестроен. Приходская церковь около живописной деревни Брендон (Brendon; «Коричневый холм» или «Холм ежевики» в переводе со староанглийского) на территории национального парка «Эксмур» английского графства Девон тоже освящена в его честь. Первоначальная церковь была построена монахами из соседней деревни Черитон в глубокой древности. Ряд холмов на западе английского графства Сомерсет называются Брендон-Хиллс. Католический приход в городе Корби (Corby) английского графства Нортгемптоншир, где сосредоточена большая шотландская община, освящен в честь Св. Брендана. ЦерковьСв. Брандона в д. Брансепет, гр. Дарем, Англия Прп. Брендана обычно изображают монахом или священником, совершающим литургию на корабле Католические, англиканские и протестантские церкви в честь Св. Брендана Мореплавателя можно найти в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и других странах. Интересно, что на крыльце протестантской церкви Теби Чиркби (Täby Kyrkby) XIII века близ Стокгольма имеется фреска XV века с четким изображением св. Брендана Мореплавателя, стоящего на спине кита. Св. Брендану Мореплавателю посвящен православный приход ПЦА в городе Астория американского штата Орегон. Его имя носят некоторые школы, колледжи и больницы в англоязычных странах.

http://pravoslavie.ru/139561.html

29. Маленький человечек. Возвращение святого Брендана с братией в Ирландию. Кончина преподобного. Не все, но большинство эпизодов получат свои комментарии. Некоторые сложные вопросы будут только подняты и обозначены темы для исследований. Плавание. Эпизод 2 Из многочисленной клонфертской братии святой Брендан выбрал 14 монахов и, уединившись с ними в часовне, сказал: «Друзья мои, рассказ Баринтуса взволновал сердце и вытеснил всякие другие мысли из головы вашего игумена. Я решил, если будет на то воля Господня, отыскать Остров Обетованный Святым и прошу вашего совета или даже участия». «Отче, – ответили монахи, – разве не оставили мы родителей, близких и все имущество своё, чтобы предать себя в руки Божии и под твоё начало? Дорога, которая будет вбрана тобой, станет и нашей. Пусть исполнится небесное предначертание». «Ну что же, – выслушав иноков, продолжил святой, – я доверил вам свои самые дорогие мысли и хочу полностью полагаться на тех, кто отправится в плавание и никогда уже не станет жалеть об этом решении. К великому сожалению, мне неизвестен ни маршрут, ни даже направление к этой стране. Возложим на себя пост. Оставим еду и питие на трое суток каждой недели в течение сорока дней и станем молить Бога о просвещении наших умов и указании верного пути». Никто из братии не нарушил повеления святого, и сам игумен день и ночь молился, пока Господь не послал к нему ангела, указавшего дорогу к загадочной земле. После такого чудесного посещения святой Брендан окончательно убедился в том, что его планы согласны с волей Всевышнего. Настал день расставаний. Весь монастырь собрался прощаться с игуменом и его командой. Многие плакали, сожалея, что остаются без любящего отца. Святой завещал братии во всём положиться на Бога и препоручил их одному приору, который впоследствии стал клонфертским игуменом. Сначала перегрины пошли на западное побережье Ирландии и достигли острова, где подвизался святой Енда. Там они пробыли три дня и, получив благословение преподобного, отправились на юго-запад страны, к побережью Керри, но не для того чтобы навестить родителей святого Брендана, а потому, что именно оттуда Господь повелел начать Плавание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Можно предположить, что «отдых» Иуды приходился на субботний день не в связи с Ветхозаветными аллюзиями автора «Плавания», а имел отношение к воспоминанию событий Великой Субботы, когда Церковь вспоминает сошествие во Ад Христа. Тем более что коракл святого Брендана всё ближе и ближе к Земле Обетованной Святым. Видимо, эпизод встречи с Иудой имел свою привлекательность, поскольку давал не просто повод к разговорам и фантазиям на всегда деликатную тему «Божьего наказания грешникам», но рождал и некую надежду у вконец отчаявшихся христиан. Иуда Бренданианы не выглядит закостеневшим предателем: он самый несчастный из грешников, который смиренно принимает наказание и благодарен Богу за «передышку». Он не освобождается из ада, не принимается на небо, а находится в некоем срединном месте. Иуда, и «Плавания», и «Путешествия», не совпадает с евангельским предателем и отличен от средневековых образов. Он не лжёт Брендану, раскаивается в своих прошлых преступлениях и, так сказать, по человеческой своей страдающей природе (хотя он по ней и должен быть мёртв), просит спасти его от последующего дня мучений. И Брендан молится за Иуду Искариота, прося не о помиловании, а о смягчении наказания. Определённый духовный смысл скрыт в этом эпизоде. Скорее всего, речь здесь идёт не столько об Иуде, сколько о том, на что должен быть готов отправляющийся к Земле Обетованной Святым путешественник. К лишениям, опасностям, ужасам, встречам с чудовищами и бесами – да. Но этого оказывается недостаточно. Перегрин, белый мученик, должен найти в себе силы и милосердие для молитвы, не за Иуду лично – это было бы безумием, но за облегчение его страданий. Бывшего, но человека. Преодолев внешние, реальные опасности, для того чтобы сойти на заветный берег, святой Брендан проходит одно из самых суровых испытаний на милосердие. К тому же аудитория обоих нарративов, как и клонфертские монахи, понимает, что привязанный к скале «отдыхает» от самого наказания не просто так, а за добрые дела, совершённые им ещё при жизни. Значит, возникает дополнительная надежда на то, что Господь принимает во внимание всё совершённое человеком в жизни. Но никакой особой симпатии к предателю у знакомящихся даже с этими деталями не возникает. Более их могло бы заинтересовать сравнение скалы Иуды с островом-вулканом. Добро и зло в том эпизоде довольно чётко разведены. Никаких симпатий к тому самому «третьему опоздавшему» проявить нельзя, хотя за что он так жестоко пострадал – так и остаётся загадкой. В данном случае, хотя перед читателем и самый что ни на есть последний грешник, что-то в его положении специфичное, указывающее, намекающее на «нейтральную территорию» между добром и злом. (Такой кельтский намёк на Чистилище.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырь и школа, основанные прп. Бренданом, были закрыты королем Генрихом VIII. В 1641-м году собор был сильно поврежден и восстановлен лишь 100 лет назад. Сегодня его снова посещают паломники. Резные фигуры ангелов в соборе Св. Брендана в Клонферте, Ирландия Знаменитая дверь в Клонфертском соборе Св. Брендана в Ирландии Преподобный учредил значимый духовный центр в Ардферте («Холм чудес» – ныне деревня близ города Трали) на севере Керри. Этот монастырь сгорел в 1089-м году, а после его реконструкции новый пожар положил конец монашескому поселению в 1151-м году. Сегодня над Ардфертом возвышается частично сохранившийся кафедральный собор XII века, освященный в честь Прп. Брендана. Крыша величественного собора уничтожена во время Ирландского восстания 1641–1652 годов , но южный трансепт был расширен и восстановлен к концу того же неспокойного XVII века. Хотя в соборе богослужения не проводятся, он славится красивыми украшениями, средневековыми витражами, статуями церковных деятелей и пр. Рядом сохранились (хотя не полностью) две значимые церкви XII и XV веков. В Ардферте действует римо-католический приход Св. Брендана Мореплавателя. Здесь также существовал католический францисканский монастырь в Средние века. Ардферт был центром епископской кафедры до 1660 года. Высеченные фигуры ангела и дракона в соборе Св. Брендана в Клонферте В деревне Аннадаун («болото крепости») графства Голуэй, где прп. Брендан основал еще один монастырь на земле, пожалованной королем, а также женскую обитель для своей сестры Бриги, хорошо сохранились руины средневекового католического монастыря и собора Св. Брендана. История места слабо задокументирована, но известно, что в XII веке здесь был значимый духовный центр и имелась епископская кафедра. Католический собор Св. Брендана в г. Лохрей, Голуэй, Ирландия В городе Лохрей (Loughrea; «Серое озеро») ирландского графства Голуэй действует построенный 100 лет назад католический собор Св. Брендана. В городке Бантри (Bantry) графства Корк действует храм Св.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Своим важнейшим долгом ирландские монахи считали проповедь Евангелия, и это миссионерское служение многие из них совершали, находясь в пути: на утлых суденышках, сделанных чаще из кожи, чем из дерева, курраках, они переплывали с острова на остров, из одной страны в другую, благовествуя о Христе. Ирландские монахи-миссионеры несли слово Божие и в отдаленные страны: на берега Скандинавии, где ранее его никогда не слышали; в Британию, где местные христиане истреблялись и изгонялись германскими завоевателями язычниками; и даже на север континента. «Британия после крушения Рима возвращалась к язычеству. В Галлии Меровингов… совсем немного людей понимали сущность христианства, и справедливость этого мнения подтверждают письма святого Григория Турского. Ирландцы были замечательными проповедниками… Оставив имущество, семейные и гражданские обязательства, они шли куда угодно. Им были не нужны каменные стены монастырей, замков и покровительство богатых людей» . Беда Достопочтенный писал о проповедниках Евангелия, приплывавших из Ирландии в Британию, что они «проповедовали слово веры с великим рвением. Те из них, кто имел сан священника, несли уверовавшим благодать крещения… Большей частью проповедовать являлись монахи» . Странствующие монахи, по терминологии преподобного Бенедикта – гироваги, образ жизни которых этот святой не одобрял, в глазах своих соотечественников совершали подвиг «белого» мученичества: «он означал расставание с родиной ради Христа: для обозначения тоски по дому существовало специальное слово – хираэтх» . Путешествие святого Брендана. Немецкий манускрипт, ок. 1460 / Одним из самых знаменитых ирландских миссионеров был преподобный Брендан Клонфертский, прозванный Мореплавателем. Он родился в 484 году на юго-западе Ирландии в Мюистере, в семье, имевшей родство с королевской династией немногочисленного племени алтрагье, так что его родовым прозвищем было Мак Алте. Крестил его епископ Эрк. В 10 лет родители-христиане отдали его на воспитание в монастырскую школу святой Деидры, прозванной Итой. Брендан Мак Алте проучился в Слиаб Луахре у святой Иты пять лет. О том, чему, кроме грамоты, он научился в школе, можно судить по приведенному в его житии диалогу Брендана с настоятельницей обители. Когда юноша спросил преподобную, «какие три вещи приятны Богу, а какие противны», она ответила ему:

http://pravoslavie.ru/62545.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010