Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Брендан Клонфертский, Мореплаватель, прп. - житие Святой Брендан Клонфертский (484 - 577 или 583 по разным источникам), прозванный «Мореплавателем» или «Путешественником» — происходил из кельтского племени алтрагье. Родился в Трале на западном побережье Ирландии, до крещения звали его Киаррайгт Луахра. Пять лет был на воспитании у св. Иты, а затем он перешел на попечение епископа Эрка, который со временем рукоположил его во священника. Среди учителей Брендана называют и св. Ярлафа Туамского. Около 559 года Брендан стал монахом и основал монастырь в Клонферте. В то время у православных христиан Ирландии была интересная традиция. Было принято практиковать “имрам” (об этом термине было сказано выше) как своеобразную форму отшельничества. Ирландские монахи отправлялись в странствия во славу Бога, путешествовали проповедуя христианство. В отличие от паломничества, где главной целью является все же конечный пункт, здесь важно было само странствие. И не всегда это странствие было связано с миссионерскими целями. Если пустынники Востока с аскетической целью удалялись в пещеры - то их собратья в Ирландии с той же целью в одиночку плавали на лодках, практикуя “имрам”. Брендан, судя по всему, немало путешествовал: согласно ирландским источникам, он навещал св. Колумбу в его монастыре в Шотландии, основал монастырь в Уэльсе, посещал Бретань. Вероятно, репутация путешественника, и какие-то реальные истории случившиеся во Св.Бренданом послужила поводом к тому, что он стал главным героем сочинения «Плавание святого Брендана», написанного в VIII или IX веке. Это замечательное произведение рассказывает о плавании Брендана и 60-ти его спутников-монахов на запад, в поисках островов Блаженных. Неизвестный автор столь искусно соединил мотивы, заимствованные из христианских апокрифов и ирландского фольклора, в увлекательное повествование, что его творение пользовалось огромной популярностью на протяжении всего Средневековья. Сохранилось 116 латинских рукописей «Плавания», а также его переводы на среднеанглийский, старофранцузский, фламандский, итальянский, немецкий, исландский языки. Впрочем, «Плавание святого Брендана» продолжают переводить и читать до сих пор, в частности в России эту книгу недавно выпустило издательство “”Азбука-классика“.

http://pravicon.com/info-1880

составление и перевод А.А. Бурова Святой Брендан, игумен Биррский († 562 или 573, память 29 ноября) Святой Брендан (Brendan of Birr) был из кельтов. Он родился в семье Фергюса Макроя (Fergus MacRoy) и был современником Брендана Мореплавателя (память 16 мая) и его духовным учеником через посредство св. Финиана, игумена Клонардского (память 12 декабря). Древний, но неполный манускрипт, гласит, что 12 апостолов Ирландии, бывших вместе в школе св. Финиана, видели чудесный цветок из Земли Обетованной. Поминаемый ныне св. Брендан был избран по жребию, чтобы отправиться на его поиск. Но он был слишком стар и дряхл, и вместо него на поиски отправился св. Брендан Клонфертский. Витраж, на котором изображён св. Брендан Биррский в храме св. Брендана, Бирр Его монастырь в Бирре располагался где-то неподалёку от Парсонстауна (Parsonstown), Оффали (Offaly). Говорят, что его руины находятся около площади Эммет, где располагается старый храм св. Брендана. Он был большим другом и советником святого Колумбы (память 9 июня). Он вмешался в работу синода в Мелтауне (Meltown), Мит (Meath) чтобы положить конец отстранению от причастия св. Колумбы. Позднее св. Колумбы видел душу св. Брендана, возносимую ангелами на небеса в день его кончины. Колумба тотчас произнёс специально памятное слово в монастыре Айона задолго до того, как получил подтверждение о кончине своего наставника. Согласно «Gospels of MacRegal» или «Mc Regol» (IX век), школа св. Брендана в Бирре сохранилась и впоследствии. Эта книга, находящаяся сейчас в Бодлианской библиотеке, Оксфорд, представляет собой прекрасный пример ирландской образованности. Тропарь св. Брендану Биррскому, глас 8 Most glorious ascetic and chief of Ireland’s Prophets, O Father Brendan, thou wast a bright beacon in the western isle guiding many to salvation./ At thy heavenly birthday the Angels rejoiced and miraculously announced their joy to our Father Columba./ The prayers of the righteous avail much for us sinners./ Wherefore O Saint, pray to God for us that He will find us a place in the Mansions of the Blest. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Там солнце никогда не заходило, было много гор, птицы пели неописуемо красиво, река протекала с востока на запад, а все растения были вечно цветущими. Барринд провел там год. Услышав его историю, Брендан выбрал 14 монахов из братии, вернулся в родной Керри, и они вместе отчалили на смастеренной своими руками лодке на деревянном каркасе, обтянутом воловьей шкурой. Такие лодки назывались «куррах». Запасов еды и питья хватило бы им на 40 дней, но монахам было суждено бороздить просторы Атлантического океана целых 7 лет! Во всех версиях «Плавания» Брендан с учениками долго искали «новую землю обетованную» («Райскую землю, обетованную святым», «остров блаженных»), нашли такой остров и провели на нем некоторое время, пережив немало интересных, захватывающих и опасных приключений. На протяжении странствования монахи придерживались ежедневного круга своих обязанностей, состоявшего из богослужений, молитв и труда. Задержавшись на «острове блаженных» на некоторое время, прп. Брендан якобы забрал с собой немного райских фруктов, драгоценных камней и поплыл обратно. Согласно современным исследователям, авторы саги находились под влиянием апокрифической христианской литературы, а также ирландской и скандинавской мифологии; но немалую роль сыграли исторические факты и фантазии самих авторов. Текст сохранился в ранних средневековых латинских рукописях, не считая версий на среднеанглийском, немецком, французском, фламандском, итальянском, норвежском и провансальском языках. Эта восхитительная и очаровательная сага, переведенная на многие современные языки и опубликованная в странах всего мира, несомненно, содержит назидательные элементы и сохраняет популярность по сей день. По мнению ряда историков, прп. Брендан и его ученики, действительно, могли совершить семилетнее плавание по Атлантике к западу от родных берегов, посещая одни и те же острова в дни Церковных праздников каждый год для служения литургии. Однако главной целью их странствий была непрестанная молитва Богу (как аскетическая практика; в таком случае океан служил им «пустыней»), строительство церквей и часовен, обращение в веру обитателей островов и, возможно, распространение ирландских манускриптов. Не исключено, что эти бесстрашные миссионеры за 1000 лет до Христофора Колумба и за несколько столетий до викингов достигли берегов Северной и Центральной Америки, Гренландии, Ньюфаундленда, или даже Южной Америки и Канарских островов!

http://pravoslavie.ru/139561.html

Путешественник Тимоти Северин (1940-2020) С точностью можно сказать, что прп. Брендан доплыл до Гебридских островов (где основал не менее двух монастырей: на острове Тайри и еще один под названием «Eileach an Naoimh», где сохранились древние руины монастыря); Оркнейских и Шетландских островов (в составе Шотландии); материковой Шотландии (где основал как минимум один монастырь на западном берегу и имел памятную встречу с прп. Колумбой Ионским); Фарерских островов (ныне в составе Дании); Исландии (где память о нем сохранилась через ранние предания); Уэльса (где святой Мало (Malo) был среди его друзей) и Бретани. Св. Брендан с китом (рукопись XV в.) В 1970-е годы команда британского исследователя, писателя и историка Тимоти Северина (1940–2020) построила точную копию открытого ирландского курраха 11.5 м в длину и 2–3 м в ширину, из ясеня и дуба, обтянутую несколькими километрами тонкой кожи, и, отчалив от побережья Ирландии (полуостров Дингл) 17 мая 1976 года, благополучно достигла побережья Ньюфаундленда в Канаде 26 июня 1977 года, сделав по пути несколько остановок. Несмотря на практически всеобщий скепсис и неверие в то, что успех такого предприятия возможен, экипаж из 5 человек на деревянной лодке «Брендан» из материалов, доступных в VI веке, проделал опасный и невероятный путь в 7300 километров до Нового Света! Тем самым было доказано, что ирландские монахи в VI веке вполне могли проделать этот маршрут! Команда Северина по пути идентифицировала несколько «таинственных» объектов, описанных в средневековых сагах о прп. Брендане. Например, «овечий остров» и «остров райских птиц, певших духовные гимны» (возможно, среди Фарерских островов); «кристальные башни» (скорее всего, ледники и айсберги на северных островах); «горы, бросавшиеся камнями» (вулканы в Исландии); «морские монстры» (киты, морские свиньи и, возможно, моржи) и т.д. Неудивительно, что в конце XV века Христофор Колумб верил, что прп. Брендан «открыл» эти земли (тогда Америку ошибочно называли «Западной Индией») до него, и даже пользовался картами, составленными частично на основании маршрутов Брендана. Известно, что в «эпоху святых» существовали «корабли-монастыри», на которых аскеты отправлялись в дальние плавания, чтобы достичь самых отдаленных земель, подальше от людей, где можно было бы посвятить себя молитве и покаянию, предаваться богомыслию в полном спокойствии.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Брендан Клонфертский. Икона. ХХ в. [Брендан Мореплаватель; лат. Brendanus Clonfertensis; ирл. уменьшительное Brendán от Brénaind, Brénfind - седовласый, Braenfind - чистая капля; полное имя - Brendán moccu Alte] (484 или 486, графство Керри, юго-зап. Ирландия - 577 или 583), св. (пам. зап. 16 мая). Происходил из маленького племени алтрагье (Altraige, отсюда родовое имя мокку Алте), воспитывался и обучался в школе для мальчиков, к-рой руководила св. Ита († 570 или 577), затем у аббата св. Иарлата († 540). Приняв постриг и сан священника, Б. К. получил в управление аббатство Ардферт в родном графстве Керри. В 558 или 564 г. основал мон-рь Клонферт, а также ряд др. мон-рей на островах р. Шаннон и оз. Лох-Корриб. По сообщению Адамнана , Б. К. посетил св. Колумбу в мон-ре Иона , побывал в Стратклайде (Шотландия), Уэльсе и, возможно, в Бретани (Зап. Франция). В IX в. Б. К. стал героем «Navigatio sancti Brendani Abbatis» (Плавание св. Брендана аббата) - христ. легенды о путешествии по океану в поисках «Земли обетованной» (ирл. Tir Tairngiri). Плывя на запад в кожаной лодке с 17 спутниками, он достиг земли и через 7 лет вернулся. Согласно легенде, мореплаватели обнаружили чудесные плоды, насыщавшие их на много дней вперед, остров, где Иуда отдыхал от адских мук, и могли свободно объясняться с жителями стран, к-рые они посетили. На формирование ирл. образа «Земли обетованной» оказали влияние как ВЗ, так и представления о кельт. Элизиуме, расположенном где-то на западе, к-рого пытались достичь в маленьких лодочках святые отшельники в скитаниях Христа ради и герои саг, одна из к-рых («Плавание Майль-Дуйна») старше легенды о Б. К. Позднее эти острова отождествлялись с Канарскими, а в наст. время есть версия об открытии Б. К. Америки (Г. Эш) задолго до Лейва Счастливого (80-е гг. Х в.). Сохранилось более 100 списков «Плавания» в 6 редакциях (с X в. и на латыни), не включая переводов и адаптированных текстов. Существует 7 редакций Жития Б. К., но основные тексты сокращены или искажены под воздействием «Плаваний». Наиболее ранняя фиксация легенды о плавании содержится в Житии св. Мало (ркп. X в.), где Б. К. оказывается валлийцем, аббатом Лланкарвана, а Мало - его учеником. Существовала сатирическая версия, созданная в Англии в XI-XII вв., подвергавшая осмеянию и объявлявшая ересью легенду о плавании. Самому Б. К. приписывают значительную по объему литанию, в к-рой использованы сюжеты Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/153413.html

Такие храмы часто возводились на месте отшельнических келлий или в память о трудах пустынников. В мае каждого года городок проводил ярмарку в честь Св. Брендана. Увы, такие благочестивые традиции давно забыты в большинстве святых мест. В древности же св. Брендан был особенно любимым святым в прибрежных районах Шотландии. Он считался небесным покровителем острова Бьют (Bute) – крупного острова в заливе Ферт-оф-Клайд Ирландского моря у юго-западного побережья Шотландии. Давным-давно жители острова Бьют называли себя «Brandans» – «люди Брендана», поскольку плавание и перемещение по морю было неотъемлемой частью их жизни, и они каждый день полностью вверяли себя заботе и покровительству прп. Брендана, надеясь на его чудесную помощь. Мы можем только дивиться тому, как много раз прп. Брендан спасал людей – пловцов, моряков, купцов, путешественников, святых и простых смертных – от штормов, кораблекрушений, прочих инцидентов и не дал многим утонуть. Брандерский перевал близ г. Обан, Шотландия (фото с Geograph.org.uk) Церковь Св. Брендана в Килбирни, Северный Эйршир, Шотландия Жители острова Бьют называли себя «люди Брендана», поскольку каждый день вверяли себя покровительству прп. Брендана На шотландской земле прп. Брендан также является покровителем некоторых мест на островах Малл (Mull; большой остров в составе Внутренних Гебридов) и Айлей (Islay; самый южный остров Внутренних Гебридов), в районах Инвернесс и Мори, в окрестностях города Банф в Абердиншире и т.д. Живописный Брандерский перевал (Pass of Brander) в Хайленде близ прибрежного города Обан, расположенного напротив острова Малл, очевидно, назван в честь прп. Брендана. Миссионеры с острова Иона, среди которых было немало почитателей прп. Брендана, пользовались этим перевалом, переходя на материковую Шотландию. Следы почитания прп. Брендана видны в тихой красивой долине Глен-Лион округа Перт-энд-Кинросс в центральной Шотландии, где в местечке Керроумор (Kerrowmore) можно найти руины очень древней часовни «Cladh Bhranno» в честь Брендана Мореплавателя, окруженной старинным кладбищем, некоторые могилы которого восходят к доисторическому периоду! В нише одной из стен часовни много веков хранился «колокол Св.

http://pravoslavie.ru/139561.html

Современная православная икона прп. Брендана Мореплавателя Святой Брендан (Брандан, Брандон; Brendan, Brandan, Brandon), называемый «Мореплавателем», был одним из величайших подвижников за всю историю Ирландии. Его ранние жития не сохранились: до нас дошли латинские и ирландские рукописи конца XII века, анналы и генеалогии, традиции и легенды, связанные с ним. Он также упоминается в житиях некоторых других ирландских святых. На протяжении веков ирландцы любят и почитают прп. Брендана, как одного из величайших церковных деятелей и героев за свою историю. Ранние годы Святой родился в 484-м или 486-м году, а преставился, согласно разным версиям, в 575-м, 577-м или 583-м году, дожив почти до ста лет. Его родителей звали Финнлуг и Кара. По преданию, местом его рождения был островок Фенит (Fenit) к северо-западу от рыбацкой деревни с тем же названием, в 9 км от города Трали (Tralee) ирландского графства Керри – на юго-западной оконечности «Изумрудного острова». В 2000-е годы на близлежащем острове Грейт-Самфайр (название переводится «критмум» – морская съедобная водоросль) у входа в гавань воздвигнута массивная бронзовая статуя прп. Брендана. Он был крещен в младенчестве святым епископом Эрком Сланским (Erc of Slane). В ночь, когда Брендан родился, Эрк увидел неземной свет и сонм ангелов в сияющих одеждах, спускавшихся с небес к дому родителей святого. Святой источник «Tobar na Molt» близ города Трали, в котором свт. Эрк крестил прп. Брендана, сохранился и посещается паломниками, приезжающими за исцелением и духовным укреплением. Рядом с источником стоит часовня с маленьким престолом и фигурами святых Брендана, Эрка и Иты. Вероятно, позднее свт. Эрк рукоположил Брендана во пресвитера. Фенит - родина прп. Брендана Мореплавателя, с островом и гаванью, гр. Керри, Ирландия В ночь, когда Брендан родился, Эрк увидел неземной свет и сонм ангелов в сияющих одеждах, спускавшихся с небес к дому родителей святого По преданию, в двухлетнем возрасте свт. Эрк отдал маленького Брендана на попечение прославленной преподобной игуменье Ите из монастыря Киллиди в Лимерике (Ita of Killeedy; память: 15 января), прозванной «кормилицей ирландских святых».

http://pravoslavie.ru/139561.html

Но «Плавание» возможно, рассмотреть и как вполне документальное повествование. За символами и знаками явственно проступает реальная жизнь ирландских перегринов, их быт и церковная практика. Собственными руками монахи сооружают судно именно такого образца, что были в употреблении. Ирландия VI века развила широкую торговлю по морю и внутренним водам. Кельты строили три типа лодок: long (длинные), baire (для больших грузов) и собственно curacl – коракл (или курах, лёгкое судно, обтянутое кожей). Более поздний список «Путешествия» говорит, что святой Брендан, кроме коракла, имел ещё и другое, деревянное (fabric et artifices). В поисках «блаженной земли» клонфертские иноки встречаются с другими общинами, каждая из которых существует по собственному уставу. Монахи Мернока, хотя и живут раздельно, но собираются для служб и трапезы. Подобно восточным монастырям, в обители святого Аилбе насельники хранят полное молчание. Аскетические подвиги Павла Отшельника, анахоретов сурового Острова Трёх Возрастов – совсем не фантазия континентального автора, а правдивое свидетельство жизни многих ирландских обителей VI-VIII веков. Здесь можно отметить и массу незначительных деталей, подтверждающих документальный характер истории. Например, читатель узнаёт, что монахи-путешественники не утруждают себя постом: они едят оленину, но только в дороге, а не в монастырях. Всякий раз, когда коракл приближается к земле, что-то происходит во время поиска причала или самой стоянки. Реальны их чувства, впечатления. От страха к надежде, от радости к тоске, от тревоги к удивлению несёт судно иноков. Только сам преподобный Брендан, как уже отмечалось выше, не имеет этих слабостей; разве что иногда он гневается на своих спутников, в основном же успокаивает, подаёт пример, наставляет и, где-то, бывает сентиментален. Особое значение в «Плавании» имеет время. Как прежде античные, а после раннесредневековые путешественники, клонфертские перегрины не имели ни одного навигационного инструмента для более или менее точного вычисления морских расстояний. Впрочем, судно святого Брендана всегда вовремя поспевало к местам «Литургических возвращений». Это на суше можно, даже в течение семи лет, проследить, как меняется, стареет и обновляется мир, а тут:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Усыновление на приходе давно уже перестало быть из ряда вон выходящим событием. «Бывает, что сын звонит мне и начинает разговор со слов: ”У нас радость”, — улыбается мама о. Сергия и координатор сестричества Людмила Ивановна Красникова. — Ну, я сразу спрашиваю: ”Усыновление или Катя беременная?”» Для старших детей в семье батюшки есть график общения с папой. Матушка Екатерина и так целый день с ними. А папа почти недоступен. Когда машина о. Сергия, до отказа наполненная детьми, едет по Ростову, гаишники их не штрафуют, а только интересуются, какой сегодня церковный праздник. «А мы им наш приходской журнал дарим, ”Источник”, и каждую остановку используем в миссионерских целях», — смеется о. Сергий.   Святой Брендан и молитва на озере А начинается миссия Церкви с детских качелей, каруселей и песочницы у стен храма. «Когда их только поставили, бабушки заворчали: вот, дескать, еще один развлекательный центр, — вспоминает о. Сергий. – «А вы хотите, чтобы дети сызмальства в подворотнях клей нюхали и пиво потягивали?» — спросил я их, и вопрос закрыли». Теперь вся малышня округи играет в церковной ограде. Самые любопытные даже в храм заходят. Некоторые остаются. А приход делает все, чтобы сделать жизнь юных прихожан насыщенной и интересной. Чего только стоит майский водный поход, посвященный памяти ирландского мореплавателя святого Брендана. Преподобный Брендан жил в VI веке в Ирландии и прославился тем, что в поисках острова Блаженных совершил вместе с друзьями-монахами семилетнее путешествие на кожаных челнах по Атлантическому океану. Их путь сопровождался многими приключениями. Например, Пасхальную литургию они отслужили на спине огромного кита, приняв его за остров. А когда тот не ко времени проявил беспокойство, святой Брендан усмирил его молитвой. Судя по жизнеописанию, изложенному в книге «Житие святого Брендана, Клонфертского аббата»( XIV век), монахи нашли то, что искали, но только это был не райский остров, а земной материк — Северная Америка, как считают некоторые ученые.

http://pravmir.ru/blagoslovennyj-ostrov-...

Ранняя церковь Килмалкедар на полуострове Дингл, гр. Керри, Ирландия В «эпоху святых» существовали «корабли-монастыри», на которых аскеты отправлялись в дальние плавания, чтобы предаваться богомыслию Можно только догадываться, что произошло с подвижниками, поселившимися на берегах американского континента. Вошли ли они в общение с племенами индейцев, привели ли некоторых из них к вере, или Господь сохранил их в безвестности среди пока нетронутой природы Нового Света? По некоторым данным, эти подвижники могли оставить наскальные вычисления, очевидно, связанные с церковным календарем и Пасхой. Протоиерей Александр Шабанов, настоятель храма Свт. Арсения Тверского в городе Тверь, посвятил несколько книг дораскольным святым Британских островов и Ирландии, в том числе прп. Брендану. В своих трудах «Святой Брендан Мореплаватель. Поиски Земли Обетованной» (Тверь, 2001 г.) и «Кораблики святому Брендану Мореплавателю» (2015 г.) он проанализировал «Плавание» с разных сторон. Автор, как и ряд других современных исследователей, выдвинул предположение, что, помимо морских странствий, прп. Брендан (или его современники) со спутниками могли пройти Скандинавию, Балтику, дойти до Кольского полуострова, посетив земли северо-западной России, особенно в районе Ладожского озера, озера Ильмень и реки Волхов. Он также выдвинул гипотезу, что Крещение Руси происходило не без участия ирландцев, которые могли воздвигнуть на русских землях несколько церквей и кельтских «стоячих» крестов, и что самый первый монастырь в Киеве (до XI века) был ирландским. Хотя пока не существует свидетельств, подтверждающих эту гипотезу, ученые не исключают, что отдельные ирландские миссионеры могли продвинуться далеко на восток и дойти до севера нынешней России. Это было вполне возможно. Ирландское монашество оставило глубокий след в миропонимании и обычаях Западного мира на века По подсчетам французского историка-медиевиста Жака Ле Гоффа (1924–2014), за 200 лет Ирландская Церковь «экспортировала» около 115 святых в Германию (где прп. Брендана почитали в некоторых монастырях и епархиях, и, по одной версии, город Бранденбург назван в его честь), 45 святых – во Францию, 44 – в Британию, 36 – в нынешнюю Бельгию, 25 – в Шотландию и 13 – в Италию. Позднее на месте их духовных подвигов образовались монастыри, епархии, города, университеты, а их имена вошли в фольклор этих стран. Ирландское монашество оставило глубокий след в миропонимании и обычаях Западного мира на века.

http://pravoslavie.ru/139561.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010