Активизация торговли и паломничества в Средиземноморье в X в., а также включение Антиохии в состав Византийской империи (969-1084) способствовали частичному восстановлению контактов ближневост. христиан с Западом. Происшедший в 1054 г. раскол между Церквами Рима и К-поля вызвал довольно сдержанную реакцию Антиохийского патриарха Петра III . Признавая догматические и обрядовые уклонения латинян от практики вост. Церквей, патриарх Петр тем не менее предлагал терпимо отнестись к этому ( Рансимен. 1998. С. 48, 54-56). Самое тесное соприкосновение сир. христиан с латинянами произошло во время крестовых походов . Антиохия в 1098 г. оказалась под властью одного из вождей крестоносцев, Боэмунда Тарентского , крайне враждебно относившегося к Византии. Боэмунд воспринимал правосл. Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита как агента визант. влияния. В городах Антиохийского княжества стала создаваться параллельная лат. церковная иерархия, а в 1100 г. патриарх Иоанн был вынужден покинуть Антиохию. Вместе со своими епископами он уехал в Византию, положив начало линии правосл. Антиохийских патриархов в изгнании. Значительная часть правосл. храмов во владениях крестоносцев была занята латинянами. Правосл. клир и монашество Сев. Сирии подчинялись лат. Антиохийским патриархам, к-рые распределяли приходы и земельные держания. При этом мелькиты сохраняли в неприкосновенности свои традиции богослужения. В горах Сев. Ливана сохр. несколько т. н. сдвоенных церквей XII-XIII вв. с 2 или 3 алтарями, где, как считается, поочередно служили зап. и вост. христиане ( Cruikshank Dodd E. On Double Churches in the Lebanon//PdO. 2014. Vol. 39. P. 313-338). Сосуществование викарных правосл. епископов с католич. иерархами, многократно отмеченное в пределах Иерусалимского Патриархата, на антиохийских землях практически неизвестно. Священнические хиротонии у мелькитов проводили предположительно правосл. епископы, пребывавшие на мусульм. землях или в Киликийской Армении . Визант. императоры на протяжении XII в.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

   Сулейман, см. Мелик-Шах II    Сюзюмов М. 9    Танкред, племянник Боэмунда Тарентского 28, 299, 301, 309, 311, 313, 317—320, 322, 323, 336,    363, 367, 375—377, 379, 568, 570—572, 580, 582, 583, 586, 587, 596, 606—608    Танкред Готвилльский 453    Тапар, см. Мелик-Шах    Таронит, см. Григорий Таронит    Таронит, см. Иоанн    Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат    Таронит, см. Михаил Таронит    Тарониты 450, 479    Тарханиот Катакалон 63, 268. 447    Тарханиоты 447    Татикий 13, 28, 145, 192—195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299—301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583    Татран 224    Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530    Тевкр 285, 286, 566    Телемах 113, 499    Тиверий, император 598    Тигран 265    Тимофей, флейтист 56, 253, 440    Тирах 484, 485    Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541    Томашек В. 524, 556, 557    Томирида 326, 588    Торник, см. Георгий Торник    Торник, см. Лев Торник    Торник, см. Петр Торник    Торники 450    Торос 578    Тортарий 596    Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529    Траян, сын Ивана-Владыкова 534    Трейтингер О. 477    Тугоркан 541    Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608    Тутах 58, 59, 443    Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579    Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575    Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411    Умберт 495    Умберт, сын Рауля 377    Умберт Готвилльский 466    Умбертопул, см. Константин Умбертопул    Унфред 486, 488    Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584    Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551    Успенский Ф. 481—483, 551, 552, 623    Фатимиды 577, 608    Феано 19, 324, 588    Фекла, великомученица 132    Фемистокл 194    Феодор, антиохийский патриарх 613    Феодор, брат Аарона 341—343    Феодор, великомученик 550    Феодор Гавра 11, 24, 242—244, 306, 545, 576, 601    Феодор Далассин 538    Феодор Докиан, Докиан 61, 444    Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601    Феодор Рупений 369    Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУКА [Греч. Λουκς], патриарх Антиохийский (1137/38 - не позднее 1156). Его имя упоминается в конце Типикона греч. мон-ря св. Николая в Казоле (Апулия; сост. в 1173), в списке усопших, за к-рых монахам надлежало молиться, после перечня лат. князей и перед именем основателя обители, что свидетельствует об особой связи Л. с этим мон-рем, учрежденным при 1-м князе Антиохии Боэмунде Тарентском . Ш. М. Диль , впервые обративший внимание на данное упоминание, отнес время правления Л. к периоду между 1099 и 1131 гг. В. Грюмель опроверг эту датировку и предположил, что Л. был избран на Патриаршество после договора 1137 г., по к-рому Антиохийский кн. Раймунд из Пуатье признал себя вассалом визант. имп. Иоанна II Комнина . По мнению исследователей, в избрании Л. сыграло роль то, что он происходил из южноитал. владений норманнов и в то же время придерживался греч. обряда, что делало его кандидатуру подходящей как для визант. императора, так и для правителей Антиохийского княжества . Действительно, имп. Иоанн II имел намерение восстановить греч. Патриарший престол в Антиохии, но не смог его осуществить ( Рансимен С. Восточная схизма: Визант. теократия. М., 1998. С. 73-74), поэтому Л., как и др. патриархи этого периода, очевидно, провел все время своего Патриаршества в К-поле. Оно закончилось не позднее 1156 г., когда титулярным патриархом Антиохийским уже был Сотирих Пантевген . Хотя достоверность упоминания Л. в Типиконе ставилась под сомнение ввиду проблем, связанных с передачей текста в рукописной традиции, историчность этого патриарха подтверждается наличием его имени в Кипрском Синодике (ок. 1170; Cappuyns. 1935. P. 492) и в Фессалоникийском Синодике (1439; Gouillard. Synodikon. P. 106-107). Ист.: Cappuyns N. Le Synodicon de Chypre au XIIe siècle//Byz. 1935. T. 10. P. 489-504; Apostolidis A. Il Typicon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. gr. C III 17: Tesi di dottorato. [R., 1984]. P. 293. Лит.: Diehl Ch. Le monastère de S. Nicolas di Casole près d " Otrante, d " après un manuscrit inédit//MArHist. 1886. T. 6. P. 173-188; Grumel V. Notes pour l " «Oriens Christianus»//EO. 1934. T. 33. N 173. P. 53-58; Todt K.-P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204): Diss. Wiesbaden, 1998. Tl. 2. S. 726-727. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ I ( после 1083), патриарх Иерусалимский. Вероятнее всего, постоянно жил в К-поле, где 11 апр. 1082 г. присутствовал на суде над последователями еретика Иоанна Итала (RegPatr, N 927). В 1082 или 1083 г. Е. был отправлен визант. имп. Алексеем I Комнином с посольством к Боэмунду Тарентскому , старшему сыну норманнского герц. Роберта Гвискара , вторгшегося в 1081 г. в визант. владения на Балканах и захватившего часть территории полуострова. Мирные переговоры состоялись в Фессалонике, но об их ходе и результатах не сохранилось сведений. Во время этой поездки Е. поставил подпись под Типиконом Григория Пакуриана (1083). Прп. Никон Черногорец в 35-й гл. «Тактикона» (кон. XI или нач. XII в.) приводит письма, адресованные Е. антиохийским клиром и игуменом монастыря св. Симеона Столпника Младшего, с просьбой решить вопрос о пребывании на Дивной горе близ Антиохии отшельников-армян ( Бенешевич В. Н. Описание греч. рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. СПб., 1911. Т. 1. С. 584-586). Ист.: Le typikon du Sébaste Grégoire Pakourianos/Ed. P. Gautier//REB. 1984. Vol. 42. Лит.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 244 (рус. пер.: Неизданные главы Истории Иерусалимских патриархов патриарха Досифея Нотара//СИППО. 1897. Т. 7. С. 39); RegImp, N 1087; Grumel V. Chronologie. P., 1958. P. 452; Εθμιος. Ο Α.//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1038-1039; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 101; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 1003. К. А. Панченко, И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187733.html

   Аппенинский полуостров оканчивается на юге двумя полуостровами, из которых юго-восточный в древности назывался Калабрией, а юго-западный — Бруттиумом. В византийское время в этих названиях происходит перемена. С середины VII века название Бруттиум становится все менее и менее употребительным и заменяется названием Калабрии, которое стало таким образом обозначать оба полуострова. Одним словом, под Калабрией стали разуметь совокупность византийских владений в Южной Италии вокруг Тарентского залива.    Политическое положение Италии в IX веке представляется в таком виде. Византия удерживала за собой Венецию, большую часть Кампании с герцогством Неаполитанским и другими герцогствами и два южных полуострова. Венеция и Кампания находились лишь в некоторой зависимости от Византии, имея автономное управление. Юг Италии был прямо подчинен империи. Большей частью Италии владели лангобарды, которые в конце VII века, в лице герцога Беневентского, завоевали у Византии Тарент, т. е. дошли до берега Тарентского залива, и этим отрезали друг от друга оба византийских южных полуострова. С тех пор последние могли сообщаться между собой исключительно морем. После итальянских завоеваний Карла Великого и его коронования в Риме весь Аппенинский полуостров, за исключением византийских владений, перешел формально в руки западного императора. В действительности же власть его не заходила южнее границ папского государства и Сполетского герцогства. Герцогство Беневентское осталось самостоятельным.    В связи с постепенным завоеванием Сицилии арабский флот начал производить нападения на итальянское побережье. Взятие арабами Тарента при Феофиле сразу явилось серьезной опасностью для византийских южноитальянских владений. Пришедший на помощь императору в Тарентский залив венецианский флот потерпел сильное поражение. Между тем арабы хитростью захватили на восточном берегу полуострова укрепленный важный город Бари, откуда стали производить дальнейшие завоевания внутри страны. Пришедший туда с войском западный император Людовик II потерпел неудачу и должен был отступить. С другой стороны, арабские пираты в сороковых годах IX века появились в устьях Тибра, угрожая Риму, и, завладев богатой добычей, удалились. Во время этого нападения особенно пострадали римские базилики св. Петра и Павла, находившиеся за городскими стенами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гермий, евнух, раб Евбула, а затем его соправитель над Атарнеем и Ассом, друг Аристотеля и Ксенократа, приемный отец жены Аристотеля Пифиады III 61; V 3–5, 9, 11 Гермий, отпущенник Ликона V 73 Гермионей, душеприказчик Ликона V 74 Гермипп Смирнский (III в.), последователь Каллимаха Александрийского, автор обширных биографических сочинений о семи мудрецах, Пифагоре и позднейших писателях. См. Ук. ист. Гермоген, сын сократика Критона, слушатель Сократа II 121 Гермоген, ученик Парменида и учитель Платона III 6 Гермодамант Самосский, последователь Креофила, учитель Пифагора VIII 2 Гермодор, философ из Сиракуз, занимавшийся распространением произведений Платона. См. Ук. ист. Гермодор, друг Гераклита Эфесского IX 2 Гермократ, отец Дионисия I Сиракузского III 18 Гермолай, глава «заговора пажей» против Александра Великого, в котором был замешан Каллисфен V 5 Гермотим, легендарный философ и колдун, чья душа будто бы обладала способностью надолго покидать тело хозяина; умер, по преданию, когда сожгли покинутое его душою тело VIII 5 Геродот Галикарнасский (ок. 484 – ок. 425), знаменитый «отец истории». См. Ук. ист. Геродот Тарсийский, скептик Пирроновой школы, ученик Менодота, учитель Секста Эмпирика IX 116 Геродот, ученик Эпикура, к которому обращено послание учителя о физике, впоследствии отошел от Эпикура и порицал не его учение, но его частную жизнь X 5, 29, 34, 35, 37, 82; ср. Ук. ист. Герофил (ок. 300), врач и анатом из Малой Азии, работал в Александрии, создал учение о пульсе IV 5; VII 35 Герпиллида, наложница Аристотеля, мать Никомаха V 1, 12–14 Гесиод (VIII–VII вв.), древнейший дидактический поэт I 12, 38; II 46; V 92; VIII 21, 48; IX 1, 18, 22; X 2; ср. Ук. ист. Гестией Перинфский, философ-платоник, развивавший учение Платона об идеальных числах III 46 Гестией, отец Архита Тарентского VIII 79 Гиерокл, македонский комендант Пирея ок. 270 г., покровитель Аркесилая Питанского II 127; IV 39, 40 Гикесий Смирнский (I в.), знаменитый врач школы Эрасистрата, писал о диете V 94

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Лирис и владели городами Сора, Арпино и Арче; к северо-востоку, к Адриатике, граница поднималась еще более к северу и шла несколько выше Ортоны по р. Пескара, соприкасаясь здесь с герцогством Сполето. Обнимая собой владения Неаполитанского дуката в Кампании, Беневентское герцогство на юге граничило с византийским дукатом Калабрия и с фемой Сицилия . Здесь граница между византийскими и лангобардскими владениями от В. к 3. шла немного северней Amantea и затем по Тарентскому заливу до Бриндизи. Положение Беневента и всегда было несколько исключительное, т. к. Беневент был почти недоступен для лангобардского короля, пока пути сообщения между Равенной и Римом были во власти Византии. Вследствие этого герцогская власть была в Беневенте наследственная в одной семье, между тем как на севере герцоги назначались королем, в Беневенте все административные чины зависели от герцога, между тем как на севере они назначались королем и ему давали отчет в своей деятельности. Политическая борьба из-за преобладания, начавшаяся между римским престолом и империей, давала герцогу Беневента полную возможность воспользоваться этой борьбой в интересах своего герцогства. Неаполитанский дукат и княжество Беневент имели важное значение в истории византийского господства в Италии как области, на которые империя могла обнаруживать непосредственное влияние. Как известно, герцог Беневента Арихис имел в замужестве дочь короля Дезидерия и поэтому считал себя единственным наследственным представителем прав лангобардов. В особенности с тех пор, как королевич Адельхис, сын Дезидерия, нашел себе прием в Константинополе и получил здесь сан патрикия, сношения Беневента с империей и образование здесь византийской партии были весьма естественными. Стоит обратить внимание на то, что после падения Павии Арихис принимает ряд особенных мер, чтобы возвысить свое положение. Не только он принял новый титул князя, но и короновался, и был помазан от руки своих епископов, и вообще придал своему герцогству такое положение, которое как будто равнялось королевскому.

http://sedmitza.ru/lib/text/442850/

Он вошел в переговоры с оставшимися в Южной Италии толпами крестоносцев и убедил их примкнуть к нему и под его начальством начать поход. Значение Боемунда Тарентского усилилось особенно тем, что с ним соединился для похода племянник его Танкред, замечательнейшее лицо первого похода. Южноитальянские норманны, самые опасные враги Византии, не один раз уже считавшиеся с ней из-за обладания Далмацией, вносили, в лице своих предводителей Боемунда и Танкреда, новый элемент в крестоносное движение – политические счеты и вражду к Византии. Силы норманнов могли равняться по качеству с силами французских рыцарей. Но предводители их были, кроме того, чрезвычайно коварны и корыстолюбивы. В особенности Танкред не мог переносить совместничества, держался во всем походе недоверчиво и не хотел подчиняться выгодам общей пользы. Зимой 1096 г. норманны заняты были общим делом – войной с Амальфи. Боемунд воспользовался случаем, сосредоточившим в одной местности норманнских рыцарей, и убедил их, что лучше искать счастия в отдаленных землях, чем терять время в осаде Амальфи. Так стал князь Боемунд во главе южноитальянских и сицилийских норманнов, вместе с тем в первый крестовый поход вносился элемент политических счетов с Византиею. Все перечисленные отряды преследовали совершенно самостоятельные задачи. Общего плана действия и главнокомандующего не было. Даже части отрядов и отдельные рыцари нередко переходили от одного вождя к другому. В Константинополе заблаговременно получались сведения о движении князей, о числе их войска и направлении, какого держались они на пути в Азию. Само собой разумеется, точных известий не могло быть: доносили, что крестоносцев более, чем звезд на небе и песку на берегу моря, подозревали у некоторых вождей враждебные намерения относительно самой столицы Византийской империи. Царевна Анна Комнина так передает впечатление, произведенное крестоносным движением: «Разнеслась весть о нашествии бесчисленных франкских ополчений. Император испугался, ибо знал, каков был этот народ – неудержимый в порывах, неверный данному слову, изменчивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Франзи был отправлен в Грузию и Трапезунт, чтобы искать для своего монарха подходящую невесту; с ним поехала большая свита, духовенство и даже музыканты, чтобы произвести впечатление на восточные дворы. Константину нужны были и деньги, и политические связи. Сватовство к принцессе тарентской расстроилось; дочь венецианского дожа Фоскари, предлагаемая ее отцом, была признана недостаточно знатной, и это было ошибкой. Одна Венеция могла помочь; ее флот царил в Архипелаге; Кастриот Албанский стал венецианским вассалом для защиты от турок, взявших эпирскую столицу Арту (1449) и напавших на Албанию; лишь храбрый Врана, из известного фракийского рода, отстоял от них крепость Кройю, получив за это поздравление от европейских государей и графский титул от папы. После катастроф под Никополем, Варной, на Косовом поле Европа была устрашена. Над ней самой нависла турецкая опасность. Византия ее избегнуть не могла и зависела лишь от настроения султанского двора. Мурад II держал себя миролюбиво, но, справив свадьбу сына Магомета, длившуюся три месяца, он умер в 1450 г., оплакиваемый и христианами как государь, верный договорам и не уничтожавший разбитых врагов. Переход власти в иные руки решил судьбу Константинополя. Опоясан был мечом пророка Магомет II (1451 – 1481), прозванный своим народом султан Фатих (Завоеватель). Современники много писали о его личности. Все сходятся на том, что Магомет обладал как необыкновенной скрытностью и беспощадной волею, так и широкими взглядами, незаурядными знаниями, между прочим в языках, культурными вкусами, например, он ценил западное искусство. Юность его была нелегка и небезопасна. Он был сыном наложницы-армянки, а были братья, рожденные от принцесс, как старший, рано умерший Ала ад-дин. Дважды его отец объявлял его наследником и брал решение обратно, и лишь его дарования утвердили за ним наконец выбор отца; Магомету угрожала бы смерть в случае воцарения любого его брата. И он сам, быстро прибыв из Магнисии в Адрианополь, начал с убийства брата Ахмеда, восьмимесячного младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Впрочем, говорит, что и православные не изъяты от упреков и в страсти к богословским прениям. «Теперь – по словам его – тайны богословия открыты для самых ремесленников, к все ждут силлогистических прений, как скот молодой травы в лугов. 254 Raynald ad an. 1337 n. 31–34. В письме к Андронику, не называя последнего императором, а только повелителем. греков (graecorum moderator), в угоду королю неаполитанскому в его брату князю тарентскому, но в то же время, в письме к Роберту, настаивая, чтобы греческие послы препровождены были для переговоров в Авиньоне, Венедикт XII видимо колеблется между боязнью сделать неугодное родственникам царствующего дома и унижением папского достоинства: он очевидно задет за живое предложением греков – вести переговоры, относящиеся к делам религиозным, при дворе светского государя. 256 Barlaam et Miles responderunt praedicti, se nequamquam habere hujuscamodi litteras vel mandatum. Allat. de Consens. p. 789. 258 Allat.. de perp. cone. p. 799. Imperator non audet manifestare se, quod velit uniri vobiscum: quoniam si manifestasset se, multi ex prineipibus suis, etiam ex populo, timentes ne forte si ipse vellet, sicut fecit ipsis Mlchael Palaeologus, quarerent opportunitatem interficiendi illum. 259 Ibid. p. 693. Scitote ex hoc vere, quia non tantum differentia dogmatum separat corda graecorum a vobis, quantum odium, quod intravit in animos eorum contra latinos ex multis et magnis malis, quae per diversa tempora passi sunt Graeci a Latinis, et adhuc patiuntur per singulos dies... 261 Ibid, quaecunqae a Generali Consitio determinata fuerint, omnes Orientales libenter haec recipient et nemo erit, qui his contradicat. Возражение, почему не принят был лионский собор, Варлаам решает так: illi Graeci, qui interfuerunt isti Consilio non fuerunt missi neque a quatuor Patriarchis»..., neque a populo, sed a solo Imperatore. 262 Allat. de Cons. р. 798. Quia si fortificati, ditati et confortati per Sedem Apostolicam, Reges, Principes et populos catholicos ante reunionem, postea terga et non feciem verterent Romanae Ecclesiae, sicut alias, dum credebantur reuniti...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010