Вероятно, в характеристиках, которые латиняне и византийцы давали друг другу, все же была определенная доля правды. Конечно, утонченность и дипломатичность византийцев с полным основанием могла показаться хитростью воинственным, малообразованным и грубоватым западным рыцарям, и такое отношение западного человека к восточному закрепилось надолго. Алексей I решил избавиться от рыцарей уже проверенным способом: он переправил их через Босфор в Малую Азию, в Никею, к туркам. Но в отличие от бедноты, возглавляемой Петром Пустынником, рыцари-крестоносцы были представителями высшего слоя западного общества, и отделаться от них византийскому императору было не так просто. Ему пришлось взять на себя определенные обязательства, оказывать им военную, дипломатическую и материальную помощь. Поэтому, когда крестоносцы переправились в Малую Азию, с ними были и довольно многочисленные, хорошо укомплектованные отряды византийского войска. Никея сдалась византийскому войску. Это вызвало недовольство европейских рыцарей. Общая атмосфера недоверия сгущалась. По мере продвижения европейских рыцарей по территории Малой Азии сокращалась им помощь со стороны Византии. В то же время рыцари-крестоносцы одерживали победы над турками-сельджуками. Войска крестоносцев вошли в Сирию. Был захвачен богатый город Эдесса, и в 1098 г . основано первое государство крестоносцев – Эдесское графство во главе с Бодуэном Фландрским . После долгой и трудно осады первоклассной византийской крепости Антиохии крестоносцы захватили ее. Однако после взятия Антиохии они сами же оказались в ней осажденными подошедшими свежими силами турок-сельджуков. Существует предание, что в этот критические момент, когда крестоносцы оказались в трудном положении, к Боэмунду Тарентскому пришел не то крестьянин, не то монах и говорит, что ему в снах являлся апостол Андрей, утверждавший, что в Антиохийской церкви св. Петра зарыта величайшая реликвия – копье, которым пронзили распятого на Кресте Иисуса Христа, и если воины Христовы найдут его, то спасутся от врагов. Начались поиски, и под плитами церкви св. Петра в Антиохии был найден проржавевший кусок металла, напоминавший наконечник копья. Находка воодушевила рыцарей настолько, что им удалось отбить Антиохию от турок. После этого Боэмунд Тарентский основал второе государство крестоносцев – Антиохийское княжество .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого объявил себя королем Англии Вильгельмом I, положив начало Нормандской династии в Англии. Вильгельм Рыжий — Вильгельм II (1056-1100), король Англии с 1087 г., второй сын Вильгельма I Завоевателя. Наследовал королевство по воле отца в обход своего старшего брата Роберта, герцога Нормандии. Крайне непопулярный среди всех сословий Англии, был убит на охоте. Ввиду пребывания в это время Роберта Нормандского в крестовом походе королем Англии был провозглашен их младший брат Генрих под именем Генриха I. Роберт Фриз — Роберт II Иерусалимский, граф Фландрии (1093-1111), старший сын Роберта I. Возглавляя фламандских рыцарей, прославился при взятии Никеи, осаде Антиохии и Иерусалима. Возвратившись во Фландрию в 1110 г., погиб при осаде города Мо, занятого войсками Генриха I Английского. Получил из рук римского епископа священную хоругвь. — Это говорится лишь у Анны Комниной и не подтверждается западными хронистами. Раймунд, граф Тулузский — Раймунд IV Сен-Жилль (1041-1105), маркграф Прованский, граф Тулузский с 1088 г., один из самых могущественных феодалов Южной Франции, один из вождей первого крестового похода. Герой взятия Никеи (1097 г.). В 1099 г. отказался от короны Иерусалимского королевства и вернулся в Европу. Присоединившись в 1101 г. к новому ополчению, едва не погиб в Каппадокии, где крестоносное войско было полностью разбито. Умер, задохнувшись от дыма при осаде Триполи. Часть 2 Французские крестоносцы, избравшие путь через Италию, не успели все переправиться в Византию до наступления зимы. Часть их зимовала в Италии. Этому обстоятельству следует приписать движение, появившееся в южной Италии в начале 1097 г. Князь Тарентский Боэмунд [ 1 ], сын Роберта Гвискара [ 2 ], владел маленьким княжеством, не удовлетворявшим его честолюбию и не соответствовавшим его военной славе. Он вошел в переговоры с оставшимися в южной Италии толпами крестоносцев и убедил их примкнуть к нему и под его начальством начать поход. Значение Боэмунда Тарентского особенно усилилось тем, что с ним соединился для похода его племянник Танкред [ 3 ], замечательнейшее лицо Первого похода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Анри Шампанский, ставший правителем Палестины, пренебрегал королевским титулом и, горя нетерпением вернуться в Европу, рассматривал свое королевство как место изгнания. Гюи Лусиньян, удалившийся на Кипр, больше не интересовался Иерусалимом и был озабочен лишь тем, чтобы утвердиться в своем новом королевстве, постоянно сотрясаемом внутренними мятежами и угрозами Константинопольских императоров. Боэмунд III, внук Раймунда Пуатье и потомок по женской линии Боэмунда Тарентского, одного из героев Первого крестового похода, управлял княжеством Антиохийским и графством Триполи. Среди бед, которые одолевали христианские колонии, этот князь был занят только увеличением своих владений и ради достижения цели не считался со средствами. Претендуя на Малую Армению, он начал жестокую борьбу с ее князем, закончившуюся женитьбой Боэмунда на дочери его врага, что, впрочем, не уничтожило семян раздора. Духовно-рыцарские ордена, храмовники и госпитальеры, удерживаемые в Азии своими обетами, составляли главную силу государства, еще так недавно имевшего своей опорой все воинство Европы; но и они не удержались на высоте. Честолюбие и зависть разъединяли ордена, превращая их в соперников и врагов: соревнуясь в могуществе и славе, они пеклись не столько о защите святых мест, сколько об увеличении своего блеска и богатства. Порой это соревнование доходило до открытых схваток чуть ли не с оружием в руках, и папе римскому стоило больших усилий поддерживать мир между ними. В пылу этих раздоров никто и не помышлял о борьбе с сарацинами; чем больше стороны ожесточались одна против другой, тем меньше видели они опасности, угрожавшие общему делу. И даже умнейшие из вождей ничего не предпринимали, как бы чувствуя руки связанными: проси они помощи на Западе, то было бы нарушением перемирия с мусульманами, а соблюдай они скрупулезно это перемирие, его легко могли нарушить сами мусульмане, всегда готовые воспользоваться бедствиями христиан. При подобном положении ничто не сулило нового Крестового похода: христианство Сирии к нему не призывало, а с другой стороны, какую охоту могли иметь христиане Европы помогать народу, находящемуся в состоянии разлада и развала? И все же великое имя Иерусалима еще не утратило своего ореола в глазах народов; воспоминания о первых походах еще вызывали энтузиазм; благоговение к святым местам, которое ослабевало в самом царстве Иисуса Христа, еще сохранялось за морями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Норманнские правители принесли папе вассальную присягу. При поддержке Римских пап Роберт Гвискар упрочил свое положение на юге Апеннинского п-ова. Женившись на сестре правителя Салерно Гизульфа II, он мог претендовать на владения последнего лангобардского княжества в Юж. Италии. После того как Роберт Гвискар захватил Салерно (1076), Гизульф II капитулировал, передав герцогу почитавшуюся в Салерно реликвию - зуб ап. Матфея. Салерно стал новой столицей герцогства Апулия, в к-рой по приказу Роберта Гвискара было начато строительство собора в честь ап. Матфея. После захвата Салерно Рикард I Дренго и Роберт Гвискар напали на Беневенто, князь которого был вассалом папы Римского. Папа Григорий VII отлучил норманнских правителей от Церкви. После скоропостижной смерти Рикарда I его сын Иордан (Журден) снял осаду с Неаполя и принес вассальную присягу папе, а Роберт Гвискар отказался идти на уступки. Из-за угрозы очередного вторжения герм. императора папа был вынужден примириться с Робертом Гвискаром, приняв от него вассальную присягу (1080) и признав присоединение Салерно и Амальфи к владениям герцога в Апулии и Калабрии. После смерти Роберта Гвискара (июль 1085) между его законным наследником Рожером I Борсой и сыном-бастардом Боэмундом (см. Боэмунд Тарентский ) началась борьба за власть в Юж. Италии. Боэмунду удалось создать из уступленных ему в Апулии земель Тарентское княжество. Вместе с племянником Танкредом Боэмунд принял участие в 1-м крестовом походе, в 1098 г. стал 1-м правителем Антиохийского княжества. Он способствовал избранию Пизанского архиеп. Даиберта лат. патриархом Иерусалима. В 1106 г. Боэмунд женился на дочери франц. кор. Филиппа I Констанции и вернулся в Тарент после поражения от визант. имп. Алексея I Комнина. Базилика Санта-Мария-Маджоре в Сипонто. 1023–1050 гг. Базилика Санта-Мария-Маджоре в Сипонто. 1023–1050 гг. В 50-70-х гг. XI в. норманны вытеснили арабов с Сицилии. Младший брат и вассал герц. Роберта Гвискара Рожер де Отвиль, воспользовавшись распрями между сицилийскими эмирами, в 1060/61 г.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

В 1088 г. рукоположен во епископа Пизы, а после преобразования кафедры в архиеп-ство (21 апр. 1092) стал 1-м архиепископом Пизанским (1092-1107) и папским легатом на о-ве Сардиния. Присутствовал на Соборе в Клермоне (нояб. 1095), где папа Римский Урбан II провозгласил крестовый поход в Св. землю. После смерти еп. Ле-Пюи Адемара де Монтейя (1 авг. 1098) Урбан II назначил Д. папским легатом в Св. земле и направил в Сирию. Д. возглавил пизанский флот из 200 кораблей, который по пути в Св. землю совершил ряд нападений на о-ва Корфу (Керкира), Кефалония (Кефалиния) и Закинф, занимаясь разбоем среди местного христ. населения. После разграбления о-ва Самос флот крестоносцев был обращен в бегство преследовавшими его визант. кораблями под командованием Татикия. На о-в Кипр крестоносцам высадиться не удалось, в Сев. Сирии пизанский флот соединился с войсками гр. Боэмунда Тарентского , с которым Д. вступил в союз, начав осаду г. Лаодикии (совр. Латакия) на том основании, что христ. греч. население города было объявлено крестоносцами еретиками. Боэмунд осаждал город с суши, а пизанскому флоту под рук. Д. удалось отрезать выход к морю и завладеть укрепленной внешней гаванью. В это время гр. Раймунд Тулузский, прибывший туда, упрекал Боэмунда и Д. в нападении на христ. город. Под давлением Раймунда Д. был вынужден снять осаду с города и отвести флот к владениям Боэмунда. В 1099 г. Д. вместе с Боэмундом и гр. Эдессы Балдуином Бульонским (впосл. кор. Балдуин I ) отправился на завоевание Иерусалима. После захвата города крестоносцами Боэмунд выдвинул Д. кандидатом на Патриарший престол, сместив незаконно избранного Арнульфа Малькорна де Шок (Ро) (авг.-сент. 1099). 22 июля 1099 г. Д. провозгласил Готфрида Бульонского «защитником Гроба Господня». В совместном письме от 1099 г. к папе Римскому Пасхалию II Д., Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский подробно описали перипетии крестового похода, несчастья, постигшие крестоносцев в Палестине, а также конфликты, возникавшие между предводителями, особенно отметив столкновения с Боэмундом Тарентским из-за Лаодикии.

http://pravenc.ru/text/168634.html

в визант. источниках относится к 1081 г., когда имп. Алексей I Комнин призвал в К-поль в числе др. чиновников «топарха Каппадокии и Хомы» ( Ann. Comn. Alex. I 131). Однако скорее здесь под К. имеются в виду области Галатии и Ликаонии, бывшие при Льве VI частью собственно К. В 1085 г. К. вошла в состав северной части новообразованного тюркского султаната Данишмандидов. В 1097 г. участники 1-го крестового похода прошли через К., двигаясь с северо-запада на юго-восток, на Антиохию, не задерживаясь в Кесарии, которая в то время лежала в руинах. В Ираклии Танкред и Балдуин Булонский отделились от основных сил под командованием Боэмунда Тарентского, стремясь захватить владения в Киликии. Крестоносное же войско Боэмунда и Раймунда Тулузского проследовало далее, не задерживаясь надолго в Кесарии. Отдельные территории К. некоторое время не были подчинены сельджукам. Так, Мелитина оказалась под властью арм. правителя («игемона») Гавриила, правосл. халкидонита по вероисповеданию. Гавриил погиб в 1103 г. при защите города от сельджуков ( Каждан. 1975. С. 129-130). К 1111 г. сельджуки уничтожили остатки визант. войск на территории своего султаната, в к-рый вошла вся К., кроме принадлежавших Киликийской Армении отдельных крепостей на сев. склонах Тавра на периферии К. Церковная история Уже в 1-м Послании ап. Петра (1 Петр 1. 1) К. названа в числе земель, где христ. общины находились в рассеянии. В позднейшей христ. традиции считалось, что ап. Петр проповедовал в этих местах ( Euseb. Hist. eccl. III 1. 1). Тем не менее подробности о деятельности апостолов в К. неизвестны. Ряд раннехрист. мучеников пострадали в Кесарии во II - нач. IV в. В одной из редакций Актов Юстина (Acta Iustini//The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 50) упоминается исповедник Евелпист, выходец из К. (пам. 1 июня). Святые Селевкий и Иулиан, пострадавшие в Кесарии Палестинской, были также каппадокийцами (пам. 16 февр.). Тертуллиан в трактате «К Скапуле» ( Tertull. Ad Scapul. 3) сообщал о некоем гонении на христиан в К.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Таким образом Антиохия была предоставлена во власть тарентского князя. В Антиохии распространилась смертность, которая похитила многих знатных, в том числе и папского легата, духовного представителя в Первом крестовом походе. Крестоносное ополчение терпело большой недостаток в пище и в одежде. Лишения приводили в экстаз простой народ, который приписывал свои несчастья небесной каре за то, что медлили с освобождением Гроба Господня. Выведенный из терпения народ угрожал сжечь Антиохию, если его не поведут дальше. Честолюбивый Боэмунд устоял против искушения и не внял побуждениям долга, Раймунд же Тулузский и другие вожди двинулись дальше. Они направились к Иерусалиму береговой полосой и не теряли надежды вознаградить себя другими земельными приобретениями. Легкие победы над ослабленным турецким населением более их не вознаграждали. Они с завистью вспоминали об Эдессе, Тарсе и Антиохии. В особенности честолюбивыми желаниями горел теперь Раймунд, более всего обиженный судьбой. Он был из сильнейших вождей крестоносного ополчения, он теплее всех относился к делу крестовых походов и, однако, до сих пор он не владел ничем; между тем и менее знатные и менее сочувствовавшие делу похода имели уже независимые владения. Раймунд остановился у Триполи. Уже все было готово для взятия города, как вдруг Боэмунд, зорко и ревниво следивший за тем, чтобы вблизи его княжества не появилось другого самостоятельного владения под главенством западного князя, прислал к Триполи коварного Танкреда, который и помешал плану Раймунда. В крестоносном лагере начались громкие жалобы на князей, простой народ требовал немедленного движения к Иерусалиму. Тогда Раймунд, находя невозможным далее противиться общему желанию, вынужден был оставить Триполи в середине мая 1099 г. Крестоносцы очень много потеряли в спорах из-за Антиохии и Триполи. Летом 1098 г. Иерусалим, находившийся во власти слабого багдадского халифа, был завоеван сильным египетским халифом [ 6 ]. Таким образом, по мере приближения крестоносцев к Иерусалиму, перед ними вырастали новые и сильные преграды. Иерусалим оказался весьма укрепленным, снабженным сильным гарнизоном. Между тем крестоносная армия, пришедшая к Иерусалиму, представляла одни жалкие остатки того блестящего ополчения, которое два года назад переправилось через Босфор. Всех крестоносцев было теперь не более 20 тысяч, и те были изнурены, обессилены длинными переходами, битвами и всякого рода лишениями. В этом ополчении недоставало уже многих знатных; часть погибла от эпидемических болезней, часть осталась в различных завоеванных городах, часть вернулась в отечество. К Иерусалиму из главных вождей пришли только три: Раймунд Тулузский, Роберт Нормандский и Готфрид Бульонский, после присоединился Танкред. Но у них не было ни средств, ни материалов для предстоявших осадных работ. Крестоносцам помогли в этом отношении генуэзцы и пизанцы; они доставили все необходимое для осады и средства к пропитанию. 15 июля 1099 г. Иерусалим был взят приступом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

уехал в Беневенто, не рассчитывая на поддержку рим. знати, в т. ч. из-за перехода на сторону императора влиятельного семейства Франджипани. На Пасху (25 марта) в базилике св. Петра коронацию Генриха V (повторно) и его жены Матильды, дочери англ. кор. Генриха I, совершил Маврикий, архиеп. Брагский (антипапа Григорий VIII в 1118-1121). В ответ на это П. созвал Собор в Беневенто (апр. 1117), на к-ром отлучил от Церкви Маврикия. После отъезда императора из Рима П. попытался вернуть контроль над городом (осенью 1117), но вскоре тяжело заболел и умер 21 янв. 1118 г. близ замка Св. ангела. Поскольку базилика св. Петра находилась в руках сторонников императора, П. был похоронен в Латеранской базилике. Важным направлением политики П. была поддержка Иерусалимского королевства и др. гос-в крестоносцев, возникших после 1-го крестового похода (1096-1099; см. Крестовые походы ). Получив известие о взятии Иерусалима, папа направил поздравительное послание предводителям войска крестоносцев. П. помогал в организации крестового похода 1101 г., участники к-рого были разбиты сельджуками в М. Азии. Легаты П.- Маврикий, кард.-еп. Порто (1100-1101), Гибелин, архиеп. Арльский (1107-1112), и Беренгарий, еп. Оранжский (1115-1116),- сыграли важную роль в формировании церковных структур лат. Иерусалимского Патриархата (см. в ст. Латинские Патриархаты ). Вместе с тем П. добивался для католич. Церкви на Ближ. Востоке такой же автономии от светских властей, как и в Европе. В 1105 г. он восстановил на кафедре Даиберта , лат. патриарха Иерусалимского (1099-1102, 1105-1106), смещенного из-за конфликта с кор. Балдуином I (1100-1118). Папа Римский поддержал поход кн. Боэмунда Тарентского против имп. Алексея I Комнина (1107-1108). Этот поход П. приравнял по статусу к крестовому (одной из причин такого папского решения, возможно, была умелая пропаганда Боэмунда, к-рый представлял имп. Алексея I узурпатором и предателем крестоносцев - McQueen W. Relations between the Normans and Byzantium, 1071-1112//Byz.

http://pravenc.ru/text/2579159.html

После неудачи 8-го крестового похода (1270) Иерусалимское королевство, ослабленное внутренними конфликтами, вступило в последний период своего существования, который завершился взятием Акры мамлюками в 1291 г. В 1295-1847 гг. лат. Иерусалимский Патриархат был номинальным, а титулярные лат. патриархи Иерусалима проживали в Риме; в 1374 г. патриаршей базиликой стала ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. Попечение о св. местах в Палестине было поручено ордену францисканцев , деятельность к-рого была разрешена егип. султанами. В 1342 г. папа Климент VI (1342-1352) буллами «Gratias agimus» и «Nuper carissimae» объявил о создании кустодии Св. земли. Кустодия являлась провинцией ордена францисканцев, а ее глава, юрисдикция к-рого распространялась на весь Ближ. Восток, был наделен полномочиями апостольского делегата и викария. Латинский Иерусалимский Патриархат был восстановлен буллой «Nulla celebrior» папы Римского Пия IX от 23 июля 1847 г. в результате дипломатических контактов между Османской империей, контролировавшей Иерусалим, и Францией. Патриархом стал Джузеппе Валерга (1847-1872), основавший 12 приходов и семинарию в Бейт-Джале; в сев.-зап. части Старого города был построен сокафедральный собор Пресв. Имени Иисусова в неоготическом стиле. (Лат. Patriarchatus Antiochenus Latinorum) был создан после взятия Антиохии войсками Боэмунда Тарентского (1098; см. также ст. Антиохийское княжество ). Первоначально крестоносцы признавали власть правосл. Антиохийского патриарха Иоанна IV Оксита как над греками, так и над латинянами, однако его положение было шатким: большое влияние имел еп. Альбары Петр Нарбонский; кроме того, мн. католич. епископы были рукоположены лат. патриархом Иерусалима. После обострения отношений с Византией в 1100 г. патриарх Иоанн покинул Антиохию, на его место был избран Бернард из Валанса, еп. Артахский († 1135). Он сместил большинство местных епископов, создал новую структуру Антиохийского Патриархата; количество диоцезов сократилось при увеличении их территорий; впосл.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

Роман Стравороман 100, 101, 467 Ромуальд Салернский 472, 498, 503, 518, 606 Росмик 13, 353 Рудольф Швабский, Ландульф 83, 84, 459, 460 Руйар Г. 482, 504 Рупений, см. Феодор Рупений Рупений, см. Лев Рупений Русель 9, 39, 57–61, 91, 441–444, 455 Рэнсимен С. 548, 567, 572, 584, 587 Самуил, царь болгарский 209, 533, 534 Саниск, см. Боэмунд Тарентский Сапфо 19, 392, 421, 624, 625 Сарацин, граф (убит в Могленах) 165, 505 Сарацин, граф 351 Сатанаил 419, 421, 624 Саул 124, 480 Саца 201 Святослав, русский князь 612 Седекия, иудейский царь 209, 534 Сезан М. 584 Сен-Жилль, см. Раймунд Тулузский Сервлий 174, 512, 513 Сеслав 201, 530 Сибилла 457 Сибт ибн аль-Джауза 523, 580 Сигельгаита, см. Гаита Сикеот, см. св. Георгий Симон 372 Симон, брат Балдуина 378 Синадин 92, 464 Синадин, см. Александр Синадин Синадин, см. Феодул Синадин Синадин, см. Кавасила Синадин Синадина 464 Синесий 214, 224, 238, 542 Сиф 185, 186, 520 Сишельгаита, см. Гаита Скабаланович Н. 451, 468, 476, 478 Скалиарий (Скалиарий Илхан?) 200, 268, 351, 554 Скилица, см. Иоанн Скилица Скилицы Продолжатель 19, 29, 444, 455, 462, 467, 476, 484, 485, 549 Склир 331 Склир, см. Варда Склир Склиры 590 Скутариот, см. Феодор Скутариот Слуцкая С. 49 Соломон, венгерский король 203, 530, 531 Соломон, см. Иоанн Соломон Соломон, царь (библ.) 418, 480 Софокл 18 Софоклес 602 Спарефра 326, 588 Стагирит, см. Аристотель Стефан Блуасский 305, 571, 572, 575, 578, 581, 582 Стефан Бургундский 582 Стефан Вукан 263 Стефан Контостефан 355, 595 Стефан Скилица 594 Стилиан 418, 621 Стипиот, см. Михаил Стипиот Стипиот, раб Михаила Стипиота 402 Стравовасилий 402 Стравороман, см. Мануил Стравороман Стравороман, см. Никифор Стравороман Стравороман, см. Роман Стравороман Стратигий, слуга Аарона 342, 343 Стратигий Страв 315, 316 Сулейман, султан никейский 22, 136, 137, 189, 190, 196, 198, 446, 449, 489, 523, 526, 528 Сулейман, см. Мелик-Шах II Сюзюмов М. 9 Танкред, племянник Боэмунда Тарентского 28, 299, 301, 309, 311, 313, 317–320, 322, 323, 336, 363, 367, 375–377, 379, 568, 570–572, 580, 582, 583, 586, 587, 596, 606–608

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010