В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. Икона является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. В 1920-е годы Борколабовский монастырь закрыли, в зданиях монастыря размещался клуб, детдом, пионерский лагерь, а в 1990-е годы все монастырские постройки разрушили. К концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин, а в память о монастыре здесь был установлен поклонный крест. Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове, где находился до 2010 года. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре был освящен новопостроенный храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а 25 июля 2010 года состоялось торжественное перенесение чудотворной «Борколабовской» иконы Божией Матери из г. Быхова в возрожденный монастырь. В 2011 году в монастыре завершено строительство колокольни. На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров, идет строительство двухэтажного монашеского корпуса. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня. В 2012 году во внимание к культурной и исторической ценности Борколабовской иконы Божией Матери Национальным банком Республики Беларусь были выпущены 4 памятных монеты «Икона Пресвятой Богородицы «Борколабовская».

http://sobory.ru/article/?object=42315

Существовало неск. списков Б. и. в самом мон-ре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Борколабовского мон-ря (не сохр.) имел живописные клейма с изображением чудес Б. и. В приходской Михайловской ц. с. Борколабова особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и арх. Михаила - на др. (не сохр.). По преданию, в сер. XVII в. эта икона была подарена неким кн. Пожарским кн. Сапеге, передавшему ее в Борколабовскую ц. Список, выполненный в нач. ХХ в. худож. Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва. Сохранившиеся списки Б. и. можно увидеть в иконостасе быховской ц. Св. Троицы, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе одноименного мон-ря г. Могилёва. На иконе из Никольского мон-ря сделана стихотворная надпись: «Въ Варкалабове стоитъ Богомати/тамо источаетъ реки Благодати сей дру-/гiй образъ какъ на месте зрети прибегай/те къ ней, отцы и дети/тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ съ верою/молясъ за все то/дознаютъ». Этот образ, написанный в сер.- 2-й пол. XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохр.), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В ц. св. Онуфрия того же Никольского мон-ря находится еще один список Б. и., обретенный в 1992 г. Перед иконой теплятся 3 лампады, полученные в дар из Фессалоники; ежедневно совершается молебен. Лит.: Без-Корнилович М. О. Ист. сведения о примечательных местах в Белоруссии. СПб., 1855. С. 205; Жудро Ф. А. Заметки о Могилевской иконе копии Баркулабовской//Рус. паломник.1903. 39; он же. Барколабовский Св.-Вознесенский жен. мон-рь//Могилевские ЕВ. 1906. 7-9, 11-13, 16; Сергий [Соколов?], архим. Из истории православия и братской школы г. Могилева//Могилевские ЕВ. 1885. 3. С. 57; Календарь для духовенства Могилевской епархии на 1899 г. Могилев, 1899. С. 133-134; Поселянин Е. Богоматерь. С. 462-463; Высоцкая Н. Ф. ступнага артыкула//Жыbanic Бeлapyci XII-XVIII ст. Mihck, 1980. Ил. 46; Православные монастыри Беларуси. Минск, 2003. С. 119-120, 124-125.

http://pravenc.ru/text/153201.html

Образ написан темперой на доске (размер 125 ´ 88,5 ´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений. Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток. Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г. На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

http://pravenc.ru/text/153201.html

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ муж. в уездном городе Слуцке; основан был в конце XVII века Слуцким жителем Иоанном Скочкевичем. Тут имел некоторое время пребывание св. Димитрий, что после митрополит Ростовский. О времени уничтожения обители неизвестно. МОРОЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. близ уездного города Слуцка, на берегу рыси Морочи. Нет сведений, когда он был основан. Здесь две церкви: 1) Живоначальной Троицы, с приделом Николая Чудотворца; 2) Успения Богородицы. ЕВЕЙСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. в местечке Евве, с церковью Успения Богородицы. Основан в 1619 году. Обитель эта приписана к Духову Виленскому монастырю. КУПЯТИЦКИЙ муж. в Пинском уезде. Об этой древнейшей обители подробных сведений нет, кроме того, что здесь явилась 15 ноября 1182 года икона Божией Матери, носящая ныне название Купятицкой, и находящаяся в Софийском кафедральном соборе. БОРИСОГЛЕБСКИЙ-ТУРОВСКИЙ, муж. бывший в глубокой древности в Мозырском уезде, на берегу реки Припети, в местечке Турове. Здесь существовал некогда город удельного княжения, Туров, бывший и кафедрою архиереев Туровской епархии, учрежденной при В. К. Владимире Мономахе , в первой половине XII века, первым епископом коей был св. Кирилл. Время основания монастыря Борисоглебского скрывается в тумане древности; известно только, что св. Кирилл здесь, в обители, принял иночество и потом заключил себя в столп, в котором жил до 6 марта 1114 года, т. е. до того времени, когда был хиротонисан во епископа Туровского. Быть может, этот святитель по кончине своей (28 апр. 1120) здесь и погребен; но по случаю набегов неприятельских, могила его осталась неизвестною. После того, преемники св. Кирилла имели постоянно пребывание свое в здешней обители. В 1596 году они приняли Унию. – Неизвестно, когда Борисоглебский монастырь уничтожен. Теперь едва видны следы его. СТАРИЦКИЙ-ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. в местечке Старицах, с церковью Петра и Павла, находится под ведомством Троицкого-Слуцкого монастыря. О времени основания и уничтожения этих обителей сведений нет БОРКОЛАБОВСКИЙ-ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, с церковью Вознесения Господня; близ местечка Борколабова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В июне 2008 года на заседании Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении монастыря. 16 июня того же года в Борколабово появились девять монахинь из Оршанского Успенского женского монастыря во главе с схиигуменьей Антонией (Полуяновой). Они взялись за нелегкий труд строительства и возрождения духовной жизни обители. 13 мая 2010 года состоялось освящение восстановленного храма во имя Иоанна Предтечи, которое совершил епископ Бобруйский Серафим. Храм восстановлен менее чем за год за счет пожертвований прихожан и спонсоров. 25 июля 2010 года Борколабовская икона была торжественно возвращена в Вознесенский монастырь. Адрес: Белоруссия, 213320, Могилевская обл., Быховский р-н, д. Борколабово Могилёвский Свято-Никольский женский монастырь [ править править код ] Могилёвский Свято-Никольский женский монастырь История возникновения монастыря связана с сооружением в Могилёве церкви святителя Николая. Первое упоминание о ней относится к 1522 году. Летописи рассказывают о том, что храм много раз перестраивался, был ограблен и, наконец полностью уничтожен большим пожаром, случившимся в городе. В апреле 1636 года Киевский митрополит святитель Петр (Могила) получил согласие от польского короля Владислава IV на постройку в Могилеве Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных, чернцов, попов и дьяков». В 1637 году, при Могилевском епископе Сильвестре (Коссове), прихожане построили временную деревянную церковь и кельи для устроения монастырской жизни при храме. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году, а в 1672 он был освящен с приделами во имя пророка Иоанна Предтечи и великомученика Димитрия Солунского. Адрес: Беларусь, 247720, г. Могилёв, ул. Т. Сурты, 19 Телефон: (+375 0222) 22-83-30 Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь [ править править код ] Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь Монастырь основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских князем Лугвением (Симеоном), сыном Ольгерда. По преданию, князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Получив во сне откровение, князь находит источник недалеко от Мстиславля у р. Ослянка (приток Сожа), умывшись в котором получает исцеление. При этом ему является икона Божией Матери, названная затем Пустынской (Патриаршей).

http://azbyka.ru/palomnik/Могилёвская_об...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2013-03-16 08:29:25 Владелец: ahha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Тихвинская икона Божией Матери. Металлография конец 19- начало 20 в. Добавлено на опознание: 2013-03-16 08:25:40 Владелец: ahha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: " Чудо о Флоре и Лавре " . 19в. скорописное письмо. Считается, что святые Флор и Лавр покровители домашнего скота, в особенности лошадей. Добавлено на опознание: 2013-03-16 08:24:16 Владелец: ahha Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона с сызрани досталась отцу от прадедов Ответов: 1. Последний ответ: " Успение Пресвятой Богородицы " . 19 в. Добавлено на опознание: 2013-03-15 18:20:09 Владелец: Ekaterina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона досталась мужу от прабабушки . Насколько я знаю работа конца 19 века. Подскажите стоимость иконы. Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо! Добавлено на опознание: 2013-03-15 12:38:53 Владелец: miki Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Казанская Коробейниковская? Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " http://pravicon.com/icon-137 Добавлено на опознание: 2013-03-15 12:36:51 Владелец: miki Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Борколабовская Божья Матерь или Марьевская. Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская " http://pravicon.com/icon-317 Добавлено на опознание: 2013-03-15 12:33:08 Владелец: miki Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 1. Последний ответ: Господь Вседержитель, Пантократор. http://pravicon.com/icon-422 Добавлено на опознание: 2013-03-15 12:31:17 Владелец: miki Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: осталась от двоюродной бабушки Ответов: 1. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Неопалимая Купина " . http://pravicon.com/icon-205

http://pravicon.com/unknown/71

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь). XVII - нач. XX в. Основан 19 сент. 1623 г. в мест. Кутейно на левом берегу р. Днепр, в месте слияния с ним р. Кутеинки. Главными фундаторами обители стали мстиславский подкоморий пан Богдан Вильгельмович Стеткевич-Заверский (позднее - один из вкладчиков Могилёвского Богоявленского правосл. братства) и его жена, кнж. Елена Богдановна Соломерецкая, наследница и дочь видного православного землевладельца в Белорусском Подвинье - кн. Богдана Богдановича Соломерецкого. На свои средства семья Стеткевичей-Заверских купила на окраине Орши с. Кутейно (АЗР. Т. 4. 230. С. 521). Согласно инвентарю 1594 г., имения Смольняны, ранее принадлежавшего ковельскому кн. Андрею Сангушко, в с. Кутейно было 7 домов, в которых проживали 8 крестьян (АВАК. Т. 14. 58. С. 469). 29 сент. 1629 г. пани Анна Богдановна Стеткевич-Огинская, мать Стеткевича-Заверского, а также его брат, пан Иван Вильгельмович, передали О. К. Б. м. слободу Бельковщину, к-рая размещалась между реками Днепр и Кутеинка, поэтому в некоторых документах мон-рь иногда называют Бельковским. Во время основания обители чудесным образом была явлена икона Божией Матери, получившая название «Оршанская» (пам. 20 июля и 5 сент.). Она стала главной святыней О. К. Б. м. Строительством обители руководил иером. Иоиль (Труцевич) , активный деятель Могилёвского братства. В 1629 г. в освящении престола монастырского Богоявленского собора принимал участие митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Став игуменом, Иоиль (Труцевич) помогал строить новые правосл. обители на землях, принадлежавших семье фундаторов О. К. Б. м. и их ближайших родственников. Благодаря им были основаны в 1631 г. оршанский Кутеинский в честь Успения Пресв. Богородицы, в 1633 г.- Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в 1641 г.- Тупичевский Свято-Духовский под Мстиславлем и Борколабовский в честь Вознесения Господня мон-ри. При этом по решению фундаторов настоятель Оршанской обители осуществлял духовное и экономическое руководство этими мон-рями ( Чистович. 1884. С. 221), поэтому все они нередко к названию добавляли «Кутеинский».

http://pravenc.ru/text/2581587.html

Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенский монастырь в селе Барколабово - православный женский монастырь Белорусского экзархата Русской православной церкви. Монастырь входит в состав Бобруйской и Быховской епархии. Расположен в восьми километрах севернее Быхова. Основан в 1623 году Богданом Статкевичем. Главная святыня обители - Барколабовская икона Божией Матери. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Обитель основана в 1623 году Богданом Статкевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года. Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот, где и хранится до сих пор. Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Вознесен...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОЛАБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Барколабовский, Баркулабовский], в урочище Барок в имении Баркола (совр. с. Борколабово Быховского р-на Могилёвской обл.), на берегу Днепра. Владевший Барколой кн. Богдан Богданович Соломерецкий в 1626 г. задумал основать в имении общежительный Свято-Духов мон-рь на 25 насельников для противодействия унии (см. ст. Брестская уния ), насильственно насаждавшейся среди правосл. населения Речи Посполитой. Кн. Соломерецкий назначил на содержание мон-ря помимо земель Барколы еще 3 села. Скорая кончина князя помешала устройству обители. Его намерения осуществили мстиславский подкоморий Богдан Вильгельмович Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, дочь кн. Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. Свято-Духов мон-рь супруги основали в 1633 г. в своем имении Буйничи (см. Буйничский мон-рь ), в Барколе же при участии Могилёвского еп. Сильвестра (Коссова) была создана жен. обитель в честь Вознесения Господня. Грамотой Стеткевича от 24 июня 1641 г. мон-рю предоставлялись замок в Оршанском повете, имение Баркола, в т. ч. остров и урочище Барок, а также право на рыбную ловлю в Днепре (участок от мон-ря до Быхова). Стеткевич подчинил Б. м. муж. кутеинскому в честь Богоявления Господня мон-рю (учрежденному Стеткевичем ок. 1623), игум. кутеинского мон-ря Иоилю (Труцевичу) поручил устроить новоучрежденную обитель по образцу жен. Кутеинского Успенского мон-ря, основанного матерью Стеткевича. Из Кутеинского жен. мон-ря в Б. м. перевели часть насельниц, заимствовали общежительный устав. Настоятели кутеинских мон-рей игум. Иоиль и игум. Фотиния (Киркоровна) должны были заложить в Б. м. «церкви и келии и что потреба будет, муром и деревом будовати». Стеткевич завещал Б. м. «пребывать навсегда в Православии» и в подчинении К-польскому Патриарху, в юрисдикции к-рого в те годы состояла Западнорусская митрополия . В 1648 г. в Б. м. была построена деревянная Вознесенская ц. (освящена в 1649), затем храм во имя св. Иоанна Предтечи с приделом свт. Николая Чудотворца. В обители почиталась Борколабовская икона Божией Матери . В 1679 г. по благословению Киевского митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в Рождественском приделе Вознесенской ц. были положены частицы мощей мучеников Сергия и Вакха.

http://pravenc.ru/text/153203.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Борколабовская (Барколабовская) " Описания иконы Описание иконы Борколабовская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году. В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и р[...] Икона Борколабовская (Барколабовская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона получила название по месту своего нахождения – Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря Могилёвской губернии. История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года, когда некий русский князь по фамилии Пожарский, возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская – одна из самых чтимых в Белоруссии. Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие – чудотворная икона Божией Матери " Барколабовская " из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.

http://pravicon.com/icon-17

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010