Мужской. Находится в самом городе Чернигове. Когда, по какому случаю, по чьему дозволению, кем и чьим иждивением построен – неизвестно, кроме того, что после разорения Батыева возобновлён он Преосвященным Митрополитом Максимом. По завладению же Поляками Малой России и Чернигова был этот монастырь Доминиканским Кляштором. Потом когда восстановлено было православие в Украине и Преосвященный Лазарь Баранович произведён в Архиепископа на Черниговскую Епархию: то и монастырь оный сему Преосвященному пожалован для местопребывания, и с тех времён называется Кафедральным монастырём. Прежде завладения его Доминиканцами, как из крепостей видно, были там Игумены или Приоры по тогдашнему названию. В монастыре сем в большой церкви находятся под спудом в деревянной раке мощи Преосвященного Феодосия Углицкого, Архиепископа Черниговского, который по надписи, изображённой на надгробной доске чугунной, преставился в 1695 году. К ним сделан и открытый вход; но когда оные мощи явились, каким случаем и при каком Архиерее вход оный устроен, неизвестно. При монастыре сем выстроен новый каменный двухэтажный Архиерейский дом. Борковская Николаевская пустынь Владимирской Епархии мужская, находящаяся в Вязниковском уезде близ Холунской слободы, подле небольших двух озерков. Основана построением в оной церкви во имя св. Николая деревянной, иждивением Князя Иоанна Димитриевича Пожарского. Потом, с 1760 по 1775 годы, возобновлена каменным строением, тщанием и коштом Преосвященного Епископа Астраханского. В этой пустыни бывали в разные времена Игумены, а Строительское начальство учреждено с состоявшихся в 1764 году обо всех монастырях Духовных Штатов. Борколабовский Вознесенский монастырь Могилёвской Епархии заштатный женский. Находится в Повете Рогалёвском близ местечка Борколабова, от которого и название своё имеет. К монастырю сему принадлежат: 1) два селения, в которых по последней ревизии; мужского пола 148 душ; 2) несколько пустошей, в которых с пахотной удобной и неудобной, при селениях и под оными находящейся землёй, считается до 1.355 десятин. Боровенская Архангельская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

За время работы типографии в ней было напечатано ок. 20 книг, в т. ч. переложенное на белорус. наречие «Сказание о житии преподобных Варлаама и Иоасафа» (1637), «Трифологион» (1647), Псалтирь (ок. 1650), Диоптра (1651, 1654), Новый Завет с Псалтирью (1652), Букварь (1653) и «Лексикон» (1653) издателя, поэта и переводчика П. Берынды ( 1632). Гравюры книг, напечатанных в кутеинской типографии, выполнены в традициях барокко и старобелорусского народного искусства. Каждая книга имела искусно декорированный титульный лист, ее украшали заставки, иллюстрации на библейские темы, изящное орнаментальное оформление. В Богоявленском братстве, к-рое насчитывало ок. 200 чел., состояло много талантливых мастеров: художников, резчиков по дереву, чеканщиков и граверов. В мон-ре они не только работали в типографии, но и участвовали в книгописании. На основе артели иконописцев в мон-ре была создана иконописная школа. Кроме того, сложилась своя школа партесного пения. Известен и Кутеинский ирмологий 1651 г. Кодекс сохранился в списке, сделанном для Борколабовского мон-ря ( Ю. П. Бeлapyckiя ipмaлoi - noмhiki музычнага мастацтва XVI-XVIII ст.//Мастацтва Бeлapyci. 1984. 11. С. 54). В 1655 г. для дальнейшей работы по ходатайству патриарха Никона типография из Кутейно была переведена в Иверский мон-рь. XX-XXI вв. В 1904 г. по указу Синода из киевского Ионинского (Ионовского) во имя Святой Троицы мужского монастыря в О. К. Б. м. был переведен игум. Валентин с несколькими иноками. Новый настоятель 11 нояб. 1904 г. ввел общежительный устав Ионинской обители, построил 2-й корпус келий. При игум. Валентине было заведено образцовое лесное и полевое хозяйство, развивалось огородничество, пчеловодство, садоводство, налажен процесс обучения ремеслам: столярному, малярному, портняжному и сапожному. В монастыре находилась аптека, которой заведовал мон. Израиль, имевший фельдшерское образование. В аптеку обращались больные горожане и крестьяне из соседних селений. В 1912 г. в мон-ре проживали игум. Серафим и ок. 60 насельников. В 1915 г. в монастырской братской трапезной была устроена ц. Богоявления. Последним настоятелем (1916-1918) был игум. Ферапонт (Отрощенко). В 1918 г. мон-рь закрыли, здесь было создано товарищество по совместной обработке земли, пришедшее вскоре в запустение. В 20-х гг. XX в. обитель была упразднена, игум. Ферапонт служил на приходах, подвергался арестам (За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 576). Во время Великой Отечественной войны на территории обители находился лагерь военнопленных, с кон. 40-х гг. XX в. сохранившиеся здания использовались как жилье для рабочих Оршанского льнокомбината.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

В 1718 г. находилось братии: в Буйницком монастыре 6, Тупическом 14, Кутеинском мужском 18, женском 46, Борколабовском 38. 863 По причине происходивших в этих монастырях крайних беспорядков, при трудности надзора за ними из Киева, по отдаленности и положению этих монастырей в другом государстве, киевские митрополиты Тимофей Щербацкий и Арсений Могилянский поручали их в ведомство белорусского епископа. Преосв. Георгий (Конисский) в донесении Свят. Синоду от 16 июня 1769 г. описывает, какие драмы разыгрывались в этих монастырях к соблазну православной церкви. «Когда послан был от преосвященного Тимофея в Буйницкий монастырь игуменом Иларион, то реченного Буйницкого монастыря монахи его, Илариона, не приняли и обратно в Киев выслали; а когда и в другой раз он же Иларион к ним с указом и с рейтарем, от киевской губернской канцелярии данным, приехал, однако сам не поехал в монастырь, а послал с указом бывшего при себе монаха Савву, то реченные монахи буйницкие оного Савву розгами высекли, да и рейтарю, от той же чести убегающему, досталось несколько разов дубиной. И в том странном преосвященному митрополиту противлении пребывали они монахи буйницкие лет до пяти, до моего в Могилев прибытия, марая между тем как преосвященного имя, так и консисторию киевскую, ругательными протестами, в губернские канцелярии киевскую и смоленскую засланными. При том они ж монахи овладели было деревушкой, монастырю девичьему Борколабовскому принадлежащей, монахинь и людей, которые боронили оной деревушки, били, и многих с стрельбой и саблями ранили и изувечили; да и больше еще разорения оным монахиням учинили б, если б бывший вице-канцлер литовский Сапега не защитил оного девичего монастыря, яко в добрах его состоящего». «Равномерно ж и Марковского монастыря бывший пред сим игумен Иакинф Пелкинский, по разным на него жалобам, в том числе и моей, и по многим указам, никогда к ответу в Киев не являлся, почему преосвященный митрополит Арсений принужден был ко мне написать, чтоб его Пелкинского приказал я, каким можно способом схватя, прислать в Киев под караулом, что затем только не последовало, что в продолжение времени бывшие на него жалобы прекратились и я мою обиду ему простил, щадя не столько его, как монастырь Марковский, за который он Пелкинский, яко игумен, иноверцам обидчикам не худой отпор по вежеству своему, как то ему признать должно, давал и в судах разных с обидчиками дело имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Кутеинские монастыри . – Затем мы видим целую группу монастырей мужских и женских, построенных для охраны православия, при самом начале унии, заботами и иждивением благочестивого и знатного шляхтича, Богдана Вилимовича Стеткевича, подкомория мстиславского, при усердии и содействии супруги его Елены Богдановны, урожденной княжны Соломерецкой, и матери Анны, урожденной княжны Огинской. Буйницкий Святодуховский, построен в 1633 г. Стеткевичем, в 4-х верстах от Могилева, при р. Днепре, близ местечка Буйничи. 859 Мстиславский-Тупичевский Сошествия Св. Духа, на берегу р. Вехры, основан в 1641 г. иждивением Стеткевича на земле, подаренной шляхтичами братьями Маскевичами. Название получил от местности, на которой построен (Тупичевщина). Все содержание его было от двух небольших деревень. Император Петр I-й в 1706 и 1708 гг. и императрица Анна в 1734 г. дали ему охранные листы от всяких поборов и налогов во время бытности русских войск в Литве. 860 Кутеинские Оршанские монастыри, мужской и девичий. Мужской Богоявленский, при впадении реки Кутейны в Днепр, основан в 1633 г. В 1625 г. киевский митрополит Петр Могила , прибыв в Кутеинский монастырь на возвратном пути из Вильны, с погребения белорусского епископа Иосифа Бобриновича, освятил каменную церковь во имя Богоявления. – При Богоявленском монастыре заведена была типография. В 1655 г. патриарх Никон перевел игумена этого монастыря Иоиля Труцевича с братией и типографией в новгородскую епархию для устройства Иверского монастыря. – К Кутеинскому монастырю приписан был Миорский, построенный к 1633 г. Севастианом Мирским, судьей земским браславским, и около 1695 г. отнятый на унию. Женский Успенский, близ г. Орши, на другом берегу р. Кутейны, против Богоявленского монастыря, основанный в 1631 году Стеткевичем и его матерью (А. 3. Р. IV 230). С 1670 г. получал из казны пособия по 300 рублей. 861 О нападениях на него иезуитов Оршанских в начале XVII в. в Истор. изв. об унии, Бант.-Кам стр. 216. Женский Борколабовский Вознесенский, в м. Борколабове, в 12-ти верстах от г. Быкова; основан в 1641 г. подкоморием мстиславским, Богданом Вилимовичем Стеткевичем, по завещанию жены, урожденной княжны Соломерецкой, под условием, чтобы он оставался всегда православным. Основатель подчинил его надзору игумена Кутеинского Богоявленского монастыря, а к Кутеинскому женскому поставил так, что они должны составлять как бы одно учреждение, держать один устав, во всем помогать друг другу и сестер, способных до прав монастырских, один другому додавать. 862

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

При епархиальном неустройстве во вновь присоединенной обширной западнорусской окраине русское правительство не знало и не могло сразу определить область влияния в ней того или иного кафедрального центра. К тому же Польша и Уния, господствуя в захваченных русских областях, внесли в эти области своеобразные черты церковного управления и правового положения православной иерархии. При своеобразных условиях существования православной церкви в польско-литовских областях между православными архиереями происходили столкновения из-за управления церквами, особенно монастырями с их фундушами. Не менее века существовали натянутые отношения между киевскими митрополитами (архиепископами) и белорусскими архиереями из-за влияния киевских иерархов на церковные дела в Белоруссии. Еще епископ белорусский Сильвестр Святополк-Четвертинский (1707 – 1728 гг.) настойчиво просил Святейший Синод, своей властью освободил его от всякой зависимости со стороны Киевского архиепископа. Просьбами об этом и горькими жалобами на то, что киевский архиепископ, ко вреду православия в Польше, вмешивался в его епархию, т. е. продолжал управлять православными монастырями в пределах княжества литовского, наполнены все предсмертные прошения и доношения Сильвестра, писанные им императрице Екатерине I, императору Петру II и Св. Синоду. Известный белорусский епископ Иосиф Волчанский (1735 – 1742 гг.), впоследствии, архиепископ московский, считал крайне неудобным подчинение некоторых белорусских монастырей, находившихся в его епархии, киевскому архиепископу. От этого происходили даже замешательства в управлении епархией. Решение долголетнего спора между киевскими и белорусскими архипастырями о монастырях досталось на долю Георгия Конисского , которому 14 мая 1759 г. переданы «в смотрение и управление» белорусские монастыри, мужские: Тупичевский, Марковский, Илутеинский, да женский – Кутеинский же «и протчие, какие внутрь епархии его находились и до епархии Киевской принадлежали». За киевским митрополитом оставалось только право посвящать в эти монастыри игуменов и игумений. Последнее ограничение вызывалось тем, чтобы кто-либо из православных, особенно из католиков и униатов, не сказал, что передачей монастырей «в досмотр и управление» белорусскому епископу нарушены фундуши и королевские привилегии, которыми монастыри владели и в силу которых они должны подчиняться киевскому митрополиту. 1085 Правом Киевского митрополита ставить игуменов и игумений в некоторые белорусские монастыри объясняется и то, что выше названные монастыри, а также Борколабовский и Буйницкий много позже одновременна значились и в Киевской и в Белорусской епархиях нарушая территориальное единство той и другой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Быхов. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Храм Святой Живоначальной Троицы в городе Быхове существовал еще в XVIII веке. Как сообщают архивные сведения, в 1852 году новое здание церкви было перестроено на средства, выделенные вторым департаментом Государственных имуществ из доходов Быховского имения, а также на пожертвования прихожан. Церковь построили на новой, особо отведенной территории. На месте, где располагался старый упраздненный Троицкий храм, в 1866 году была построена приписная Георгиевская церковь. О ее последующей судьбе история сведений не сохранила. Троицкий храм был деревянным, поставленным на каменном фундаменте. Здание имело вид креста, над притвором находилась восьмигранная башня-колокольня. Богослужебной утварью приход обладал в достаточном количестве, а именно: имелось восемь полных облачений священника, восемь полных облачений для диакона, двенадцать перемен воздухов, три облачения на святой престол, одно облачение для жертвенника, несколько серебряно-вызолоченных чаш с дискосами, четыре напрестольных креста, три Евангелия и медная дарохранительница. В 60-е годы XIX века причт храма получал жалование в размере 266 р. 56 к. Земельный надел церкви составлял около 106 десятин, 100 из которых принадлежали старому упраздненному храму. Также на территории прихода за его историю действовали следующие учебные заведения: церковно-приходское училище, располагавшееся в самом городе, и школы грамоты в деревнях Дубовое и Неряж. На 1867 год приход посещали 666 мужчин и 679 женщин. Троицкий храм продолжал действовать до 1938 года, после чего его закрыли. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. церковь вновь была открыта, в ней возобновлены богослужения. Со времени открытия в военные годы и до настоящего времени храм является постоянно действующим. С 1953 года на приходе временно находился чудотворный образ иконы Божией Матери «Борколабовская», который в 2008 году был возвращен в возрожденный Свято-Вознесенский Борколабовский женский монастырь. К приходу приписана часовня в честь святого пророка Ильи в д. Гамарня Быховского района. В лесу возле деревни Гамарня Быховского района есть каскад целебных криниц. Место почитается с XVII века. По просьбе местных жителей в 1998 году здесь Быховским лесхозом построена часовня в честь святого пророка Ильи, в которой периодически совершаются молебны. htt://www p.bobreparhiya.by Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19346

ю.-з. России, ч I, т. VII, стр. 577–649. 7 «Св. уния церкви восточной и западной (Jednosc sw. cerkwie Wschodniej i Zachodniej); «Права и привилегии» (Prawa i priwileje), данные королями Польши и Литвы обывателям греческой веры, находящимся в унии с церковью римскою». – См. также сочинение К. Скупинского от 1634 года: «Rozmowa dwoch Rusinow schismatika z unitem», направленное против «Synopsis’a»; это сочинение напечатано также в ч. I, т. VII, Арх. ю.-з. России, стр. 650–732. – Две фанатические проповеди Фабиана Бирковского. 8 «Bractwa cerkiewne wszystkie in genere którekolwiek s dotd u Nieunitów, take i te które przez nich [na]potem bd instytuowane z swemi cerkwiami, maj byd przy nich, in pacifica possessione et libero exercitio». 9 Этою же записью постановлено, какие именно церкви и епископские имения в епархиях, смешанных (где, были архиереи православные и униатские) принадлежать должны православным, и какие – униатам. 10 Suppl. ad. hist. Rus. mon. LXVII, стр. 160; Бант.-Камен. Истор. изв. об унии, стр. 91–95. Список городов и местечек, в коих православным надлежало предоставить известное количество церквей и монастырей, см. Арх. ю.-з. России, ч I, т. VI, стр. 656. Срав. также документы на стр. 658, 660, 662, 665, 691 и 694. См. также Сапунова. Витеб. стар. V, ч. 1, стр. 130. 15 В «статьях для успокоения народа русского», между прочим, значилось: «братству Виленскому, названному Свято-Троицким, состоящему не в унии при церкви Св. Духа, дозволяется окончить начатую им каменную церковь , но только по подобию других церквей и костелов, а не в виде крепости и тому же братству в замен церкви Св. Троицы, остающейся за униатским братством, имеют быть даны в Вильне три церкви: Воскресения Христова, св. Иоанна и св. Юрия на предместье. 16 Борколабовский монастырь в Оршанском повете был также в ведении Виленского Св. Духовского монастыря: Вилен. Арх. Сб., т. II, 31. О Купятицком монастыре, см. Вил. Акт. II, 25, см. сведения в Вил. Акт. XI, предисл. стр. XIV и послед. На попечение братства отдавались и церкви; Вилен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Р С‹Р±Р°» найдены статьи: АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в. АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ (АЛЕКСАНДРОВСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) в с. Маклакове Талдомского р-на Московской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АРАБА употребляется в ВЗ как конкретный географический термин, обозначающий вытянутую с севера на юг зону долин вдоль р. Иордан АССИРИОЛОГИЯ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х. БЕЛАЯ КРИНИЦА с. в Глыбокском р-не Черновицкой обл. БОРКОЛАБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ совр. с. Борколабово Быховского р-на Могилёвской обл. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Рыба.html

21 — Ситхинская-Казанская 21 — Умиление в Новгороде 21 — Оковицкая (1539) 21 — Устюжская — Благовещение (1290) 22 — Колочская (1413) 22 — Коложская (1495) 22 — Кипрская (392) 22 — Ястребская 22 — Полыньковая 22 — Ножевая 22 — Чистительная 23 — Коневская (1393) 24 — Ржевская (1539) 24 — Шуйская-Смоленская (1654) 24 — Борколабовская 25 — Троеручица 25 — Троеручица в Белобережской пустыни 25 — Троеручица в Воронеже 25 — Троеручица в Сухотинском монастыре 26 — Достойно есть 29 — Чирская (Псковская) (1420) 30 — Святогорская Одигитрия (1563) АВГУСТ 2 — Абалацкая — Знамение (1636) 3 — Галичская (Чухломская) (1350) 5 — Почаевкая 5 — Всех скорбящих Радость 10 — Смоленская Одигитрия (Путеводительница) (1046) Ю — Гребневская (1380) 10 — Супрасльская (1500) 10 — Игрицкая-Песоченская (1624) 10 — Югская (1616) 10 — Шуйская Одигитрия (1654) 10 — Выдропусская (15 век) 10 — Одигитрия Воронина (1524) 10 — Одигитрия Христофорова (16 век) 10 — Смоленская-Сергиевская (1771) 10 — Смоленская-Костромская (1672) 10 — Смоленская-Кирилло-Белоезерская (15 век) 10 — Устюженская-Смоленская (17 век) 10 — Устьнедумская-Смоленская (1603) 10 — Святогорская-Смоленская (1569) 10 — Соловецкая-Смоленская (17 век) 10 — Одигитрия Мглинская 10 — Одигитрия во Пскове 10 — Смоленская-Полонская 10 — Смоленская-Иоасафовская 10 — Одигитрия в Вознесенском монастыре 10 — Одигитрия Сумельская 10 — Смоленская в Никитовке 10 — Смоленская в Свеаборге 10 — Смоленская-Белгородская 10 — Смоленская в Воронеже 12 — Оконская 12 — Воргольская 13 — Предвозвестительница (13 век) 14 — Силуанская (1158) 15 — Хиленская (1902) 21 — Толгская (1314) 21 — Толгская в Спасском 24 — Киккская 26 — Страстная (1641) 26 — Черногорская 26 — Страстная в Липецке 26 — Страстная в Зачатиевской церкви 26 — Страстная в селе Енкаеве 26 — И Тебе Самой душу пройдет оружие 26 — Семистрельная 26 — Минская (10 век) 26 — Явление Богоматери святому Тихону Задонскому 27 — Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию (1383) 27 — Беседная (1383) 27 — Нарвская (1558)

http://pravicon.com/text-34

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Борколабовском и Бобруйском женских монастырях после долгого перерыва возобновлены богослужения 10.04.2009 После долгих лет гонений и разрухи в женских монастырях Бобруйской епархии снова началась духовная жизнь. В Борколабовском Вознесенском женском монастыре в Быховском р-не сооружен временный храм в честь св. Иоанна Крестителя. Духовником и строителем назначен протоиерей Александр Полуянов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора г. Бобруйска. В женском монастыре во имя Святых Жен Мироносиц г. Бобруйска в отреставрированном корпусе была оборудована домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Духовником и строителем назначен иерей Алексий Замбрижицкий. Бобруйская епархия/Седмица.Ru Редакция текста от: 10.04.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6447.html

   001    002    003    004    005    006   007     008