В 1773 году, после присоединения Могилёва к Российской империи, монастырь указом Святейшего Синода был включен в Могилёвскую епархию Русской Православной церкви. В конце XVIII века настоятели неоднократно жаловались в епархиальную консисторию на пьянство, бродяжничество, драки и невежество братии. В итоге, в 1798 году указом Синода монастырь был приписан к Могилёвскому братскому монастырю. В начале XIX века настоятелями монастыря являлись будущие архиереи: Венедикт (Григорович) (1815-1821), Арсений (Москвин) (1826-1827), Поликарп (Радкевич) (1829-1835). В 1835 году Святейшим Синодом по инициативе епископа Гавриила (Городкова) Буйничский монастырь был обращён в женский, с припиской к нему Борколабовского Вознесенского монастыря, из которого были переведены сюда игуменья и большая часть монахинь. В 1842 году монастырь был лишён всех владений и отнесён ко второму классу. По сохранившимся сведениям, в начале XIX века в монастыре существовали каменная Никольская церковь и каменный собор Святого Духа с приделами во имя Иоанна Предтечи и Успения Богородицы. В соборе хранилась копия Борколабовской иконы Божией Матери. Существовавший с 1835 года при монастыре дом призрения девиц духовного звания в 1863 году был преобразован в училище для девиц духовного звания, которое в 1892 году было переведено в Могилёв. В освободившемся помещении вновь открыли приют для сирот, впоследствии преобразованный в первую в епархии женскую двухклассную церковно-приходскую школу для всех сословий. В 1919 году владения монастыря были переданы рабочему кооперативу, но монастырь продолжил своё существование. В 1928 году в нём жил Серафим (Самойлович). Окончательно монастырь был закрыт в 1929/1930 годах. В годы немецкой оккупации богослужения были временно возобновлены. После войны в помещениях монастыря были устроены зернохранилища. На сегодняшний день постройки монастыря не сохранились. http://www.turkaramamotoru.com/ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. -->

http://sobory.ru/article/?object=41270

С. Снессорева Алфавитный список 152 чудотворных икон пресвятой богородицы, с указанием года явления или перенесения в Россию и дней празднования их + Абалацкая – Знамение, 1636 г., 20 июля Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Абульская, 11 июня + Адриановская, 15 августа + Акафистная-Зографская, 10 октября Акафистная-Хилендарская, 12 января Аксайская Албазинская – Знамение, 27 ноября Александрийская, 1 сентября + Антиохийская, 28 мая + Аравийская, или Арапетская, 6 сентября Арматийская, 17 августа Ахренские Шахматицы + Ахтырская, 1739 г., 2 июля + Ацкурская, 15 августа Байбузская, 1852 г., 26 декабря + Балыкинская, 30 июня + Бардовская, или Блаженное Чрево, 1392 г., 26 дек. + Барская, 1 октября Беловежская Белоцерковская + Белыничская, 1876 г., 12 апреля Беседная, 14 августа + Благовещение – в Киеве: Прядущая, 25 марта Благовещение – Московская, 1731 г., 25 марта + Благодатное Небо, в неделю Всех святых 153 Благоуханный цвет, 15 ноября Блаженно чрево, носившее Тя + Боголюбская (Боголюбивая), 1157 г., 18 июня Боголюбская – в Козлове, 18 июня + Боголюбская – в Москве, 18 июня Боголюбская – в Угличе, 18 июня Боголюбская – в Усмани, 18 июня Боголюбская-Зимаровская, 1771 года, 25 марта Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода, 29 декабря + Борколабовская, 11 июля Борская Взыскание погибших, XVIII в., 5 февраля Браиловская, 1 октября +Братская-Киевская, 10 мая Братская-Киевская, 1654 года, 6 сентября + В скорбях и печалях утешение, 19 ноября Васильковская при храме Святая Вода, 24 октября + Ватопедская, Отрада, или Утешение, 807 г., 21 января + Введение во храм Пресвятой Богородицы в Серпухове, 21 ноября + Венская, что в Уграх, 15 февраля + Взыграние, 1793 г., 7 ноября + Взыскание погибших, 1835 г., 5 февраля + Византийская, 732 г., 7 апреля и 1 мая Виленская, 1341 г., 14 апреля + Виленская-Остробрамская, 26 декабря + Вифлеемская, 15 августа + Владимиро-Волыиская Мстиславова + Владимирская, 1155 г., 21 мая Владимирская, 1480 г., 23 июня Владимирская – в Астрахани, 23 июня Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни, 23 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

хранящихся в наших монастырях, с восполнением его сведениями и об Ее прочих общецерковно и местно чтимых свв. иконах 101 Абалацкая Знамение 27 нбр. 1514, 1547. Абульская 102 11 июн. Адриановская Успение 15 авг. 1561. Азовская. Азуровская или Миасинская 1 снт. 339. Акафистная Зографская. – См. Зографская. Акафистная Хиландарская 103 12 янв. Аксайская 104 . Албазинская Знамение 105 9 мрт. Александрийская 106 1 снт. Андроникова Греческая 22 окт. 1546. Антиохийская 107 28 мая. Араб – Панагия или Меланхрини (т. е. Черная, в предместье Константинополя, называемом Пера, в церкви Введения). Аравийская или Арапетская 108 6 снт. Арзамасская Казанская 8 июл. 1503. Арматийская или Амартийская 109 17 авг. Ахиротипная , т. е. Нерукотворенная, Печерская 110 3 мая. Ахренская Шахматица или Яхромекая 14 окт. 1427. Ахтырская 2 июл. 244, 1450, 1555. Ацкурская 15 авг. 1451. Байбузская (получившая наименование по месту своего пребывания в с. Байбуз, Чигиринского y., Киевской губ.) 23 дек. Балыкинская 30 июн. 1480, 1516. Барбарская. Барградская (в Бар-Граде, в Италии). Барловская или Блаженное чрево 111 26 дек. Барская 1 окт. 1520. Бахчисарайская , Крымская, Мариупольская Панагия 15 авг. 1538. Бежевская 112 11 апр. Белеградская (в Царьграде, близ Силиврийских врат, в церкви Пр. Богородицы). Белзская , ныне Ченстоховская, 6 мрт. 1556. Белобережская Троеручица 28 июн. 1515. Беловежская (в с. Хвастовцах, Борзенского y., Черниговской г.) на Вознесение. Белгородская Смоленская 28 июл. 283. Белоцерковская (в Белоцерковской церкви, Сенницкого y., Могилевской губ.). Белыничская 12 апр. 1480. Бердичевская 113 . Беседная 14 авг. 1508. Благовещение 114 25 мрт. 126–127. Благовещение Устюжская. – См. Устюжская. Благодатное Небо 115 6 мрт. Благоуханный Цвет 116 15 нбр. Блаженное чрево . – См. Барловская. Боголюбская 18 июн. 228. Боголюбская в Козлове 117 29 окт. 1543. Бодянская (в Сербии). Борколабовская 11 июл. 1480. Боровская . – См. Цесарская. Борская Взыскание погиб. 5 фвр. 1519, 1528. Борунская . 1477.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

пожаловал на этот монастырь все село Марково, с тем чтобы монастырь вечно оставался в послушании святейшему Константинопольскому патриарху . Сюда-то и притекали православные из Витебска для общественного богослужения и вообще для удовлетворения своих нужд духовных. Селява ничего не мог сделать против этого монастыря, потому что он построен был не в городе Витебске, и построен шляхтичем и на шляхетской земле. Наконец в 1646 г., 21 мая митрополит Селява лично явился в полоцкий гродский суд с жалобою на весь магистрат, на всех бурмистров, радцев и лавников города Витебска и говорил: они забыли, что по ходатайству моему и некоторых сенаторов король возвратил Витебску магдебургское право только под условием, чтобы все его мещане с своими женами и детьми и со всеми потомками неотступно пребывали в унии с Римским Костелом. Они обязаны были как члены магистрата наблюдать, чтобы в Витебске и около него не строилось никакой схизматической церкви и ни один схизматик не заседал в магистрате. И вместо того чтобы искоренять схизму в Витебске и отводить от нее простой народ, они сами остаются тайными схизматиками и 11 марта, когда умерла мать у бурмистра Матвея Лытки, дозволили пригласить в город дезунитских чернецов и сами вместе с этими чернецами и народом, которого собралось до трех тысяч, в день воскресный торжественно провожали тело покойницы по улицам города мимо униатской церкви на загородное кладбище. Таких-то последователей имела у себя уния в Витебске, по свидетельству самого униатского митрополита . Зато в других местах своей епархии, особенно в имениях дворян, Селява не в состоянии был препятствовать православным строить свои церкви и монастыри и молиться в них. Мстиславский подкоморий Богдан Вильгельмович Стеткевич, уже основавший два мужеских монастыря, Кутеинский и Буйницкий, основал в 1641 г. еще женский общежительный монастырь в имении своем Борколабове на острове Борок, отдал новому монастырю во владение тот остров с приписными к нему землею и угодиями и подчинил монастырь игумену Кутеинского монастыря Иоилю Труцевичу , поручив ему устроить Борколабовский монастырь как следует, позаимствовать для него устав из женского Кутеинского монастыря, основанного материю его, Стеткевича, и установить между этими двумя монастырями такое общение, чтобы они во всем помогали один другому .

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Подкоморий мстиславский Богдан Вильгельмович Стеткевич и жена его Елена Богдановна, княжна Соломорецкая, основавшие уже Кутеинский монастырь (около 1630 г.), получив в наследство имения князя Богдана Богдановича Соломорецкого, в том числе Борколабово, где покойный князь хотел, но не успел учредить Свято-Духовский монастырь, постановили записью от 1 августа 1633 г. взамен Борколабовского монастыря основать общежительный монастырь, также во имя Сошествия Святого Духа, в другом своем имении — Буйничах, в повете Оршанском, щедро наделили этот монастырь землями и селами и подчинили его на первых порах кутеинскому игумену Иоилю Труцевичу, с тем чтобы, когда Буйницкий монастырь будет устроен, игумен его сделался равноправным игумену кутеинскому, чтобы оба монастыря, имеющие одних и тех же фундаторов, помогали друг другу во всем и оба неизменно оставались в послушании Константинопольскому патриарху . Не одни униаты не скрывали и не сдерживали своей враждебности к православным, несмотря ни на какие грамоты, данные для ограждения их новым королем, так же поступали и латиняне. В Луцке 24 мая 1634 г. совершалась по городу латинская процессия с Святыми Дарами по случаю праздника Тела Господня. Процессия миновала уже Кресто-Воздвиженский монастырь Луцкого православного братства, как вдруг до двенадцати отцов иезуитов луцкой иезуитской коллегии, а с ними множество коллегиумских слуг и разных городских ремесленников, всего около ста человек, с саблями, кортиками, ружьями, иные же с кольями и камнями, ворвались во двор православного монастыря под тем предлогом, будто бы в монастыре не производилось тогда колокольного звона. Одни бросились на колокольню и начали звонить и кричать неистово, чем привлекли новые толпы народа. Другие вторглись в церковь, опрокинули в ней подсвечники, посрывали завесы, ковры и пр. Еще иные устремились на училище, на богадельню, на братские кельи и били, рубили, увечили бедных мальчиков-учеников, богадельных старцев и старух, монахов и всех, кто попадался; самому игумену Исаакию нанесли удары камнями и кирпичами по руке, спине и шее; учителю Босынскому отрубили палец на правой руке; многим побили головы, выбили зубы и глаза и пр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Сему Дрогичинскому подсудствен был Дрогичинский Подлясский Преображенский, В Козацкой Украине: 12 . Пустынно-Медведовский мужеский Николаевский, сему Пустинно-Медведовскому подсудствен был 13 . Чигиринский девичий Троицкий, 14 . Пустынно-Жаботинский мужеский Онуфриевский, 15 . Лебединский мужеский Св. Великомученика Георгия. Девичьи монастыри в Белоруссии: 16 . Борколабовский девичий Вознесенский. 17 . Кутеинский девичий Успенский и Покровский. 44. Ведомость по указу Святейшего Правительствующего Синода Мая 26 дня 1768 года, состоявшемуся о Духовных Правлениях, сколько их в Епархии Киевской имеется и в которых городех и других местах оные состоят и сколько в каждом Присутствующих и Приказных служителей и в ведомстве церквей находится. 1 . Духовное Протопопии Верхнекиевской Правление в Старом Городе Киеве. Присутствующих в нем 4: Протопоп 1, Наместник 1, Священников 2, Приказных служителей 3; в ведомстве церквей 15. 2 . Духовное Протопопии Киевоподольской Правление в Нижнем Городе Киеве. Присутствующих в нем 6: Протопоп 1, Наместник 1, Священников 4, Приказных служителей 3, посыльщиков 2, сторож 1; в ведомстве церквей 29. 3 . Духовное Протопопии Трипольской Правление в Местечке Трипольи. Присутствующих в нем 7: Протопоп 1, Наместник 1, Священников 5, Приказных служителей 2; в ведомстве церквей 21. 4 . Духовное Протопопии Козелецкой Правление в Городе Козельце. Присутствутощих в нем 4: Протопоп 1, Наместник 1, Священников 2, Приказных служителей 2; в ведомстве церквей 47. 5 . Духовное Протопопии Нежинской Правление в Городе Нежине. Присутствующих в нем 6: Протопоп 1, Наместник 1, Священников 4, Приказных служителей 5; в ведомстве церквей 92. В ведомстве Протопопии Нежинской Духовные Наместничьи Правления: 6 . Веркиевское в Местечке Веркиевке. Присутствующих в нем 3: Наместник 1, Священников 2, Приказных служителей не имеется; в ведомстве церквей 19. 7 . Олишевское в Местечке Олишевке. Присутствующих в нем 2: Наместник 1, Священник 1, Приказных служителей не имеется; в ведомстве церквей 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Принуждения такого рода носили обычный характер. Приходила, например, жена православного – католичка на исповедь к ксендзу. Тот её к исповеди не принимает, а говорит: «Приведи и свою дочь ко мне на исповедь, тогда и тебя поисповедую , а если не приведёшь, то я тебя прикую к звонице и дам сто постромков (плетей)». Дочь же была крещена православным священником , в данное время была за православным, с которым жила уже более семи лет и имела несколько детей, окрещённых также в православие 200 . Особенное внимание совратителей было обращено на детей и юношество 201 , для совращения которых существовали многочисленные школы – сначала находившиеся в руках иезуитов, а впоследствии, по изгнании иезуитов из края в 1773 году, перешедшие к базилианам, как-то: в Бресте, Вильне, Гродне, Казимирове 202 , Минске, Новогрудке, Пинске 203 и в других местах 204 . По всей Белоруссии для совращения православных рассеяны были специальные миссионеры 205 . Униаты и римскокатолики действовали рука об руку и ещё с 1751 года, по разрешению папы, римскокатолические ксендзы имели право совершать богослужение на униатских антиминсах и в униатских церквах. 206 X В своём тяжёлом положении западная Россия к половине XVIII века была значительно лишена тех средств, которые могли бы быть выставлены в противовес латинской пропаганде, и обращалась постоянно за помощью к соседней России. Вся территория западной России в церковноадминистративном отношении распределялась в это время на три части: одна часть была в районе Белорусской православной епархии, единственной уцелевшей в границах польского государства, другая и третья относились к Киеву и Переяславлю, бывшим уже за пределами Польши. Границы влияния того или другого епархиального центра не были точно определены – и некоторые, например, монастыри по ведомостям числились одновременно и в Белорусской, и в Киевской епархии 207 . По ведомости 1768 года Киевская епархия имела в Польше более тридцати монастырей: Дятловичский Преображенский; Виленский Святодухов и приписные к нему – Кронский Святотроицкий, Кейданский Преображенский 208 , Сурдегский Святодуховский 209 , Друйский Благовещенский 210 , Минский Петропавловский 211 , Грозовский Иоаннобогословский 212 , Евейский Успенский 213 , и женский Минский Петропавловский 214 ; Слуцкий Троицкий и приписные к нему – Слуцкий Преображенский 215 , Заблудовский Успенский, Старчицкий Успенский 216 , Грозовский Николаевский, Морочский Успенский 217 и женский Слуцкий Илиинский; Брестский Симеоновский; Яблочинский Онуфриевский 218 ; Бельский Николаевский 219 ; Пинский Богоявленский; Дрогичинский Троицкий 220 и приписной к нему Дрогичинский Преображенский 221 ; Медведовский Николаевский 222 и приписной к нему Медведовский Святотроицкий 223 ; Борколабовский Вознесенский 224 ; Кутеинский Успенский 225 ; Буйницкий Святодуховский 226 ; Марков Витебский Троицкий 227 ; Тупичевский Святодуховский 228 ; Кутеинский Богоявленский 229 ; Жаботинский Онуфриевский 230 и Лебединский Георгиевский 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сколько положено быть в оных монашествующих Могилёвском Могилёво-братский училищный Богоявленский Сколько должно быть монашествующих, ещё не положено, а показываются одни наличные Полоцкий Богоявленский Витебский Троицкий Оршанский Богоявленский Буйницкий Духовский Мстиславский Духовский Невельский Преображенский Охорский Преображенский Шкловский Воскресенский Чонский Старообрядческий Успенский Девичьи Оршанский Кутеинский Успенский Борколабовский Вознесенский Мазаловский Преображенский Минской Губернии Слуцкий Троицкий Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Грозовский Николаевский Старческий Петропавловский Мороцкий Успенский Грозовский Иоанно-Богословский Дятловицкий Преображенский Дисенский Воскресенский Друйский Благовещенский Литовско-Виленской Губернии Сурдецкий Святодухов Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Кронский Троицкий Виленский Успенский Литовско-Гродненской Губернии Брестовский Симеоновский 1 Строитель и 6 монашествующих Белостоцкой области Заблудовский Успенский Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Дрогичинский Троицкий Бельский Николаевский Подольской Бершадский Преображенский Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Головчинский Преображенский Грановский Преображенский Сатановский Троицкий Коржовецкий Рождество-Богородичный Волынской-Житомирской Загаецкий Иоанна Милостивого Числа, сколько быть монашествующих, не означено Девичий Ясногородский XVIII. Xomя в штатах 1764 года положено было только для двух первых классов монастырей производить настоятелей в Архимандриты, а в третьем классе быть Игуменам: однако же, после в разные времена определяемы были настоятелями Архимандриты и в третьеклассные монастыри; а при издании новых Духовных штатов 1797 года, Декабря 18, Высочайше позволено было «по Губернским и другим знатнейшим городам, где имеются монастыри третьего класса, Синоду по усмотрению его для благолепия церковного служения вместо Игуменов посвящать Архимандритов с тем только, чтобы оные на положенных по штатам Игуменских окладах оставались. Вследствие того, по представлению Епархиальных Архиереев, Святейшим Синодом с 1798 года до ныне учреждены Архимандрии во многих третьеклассных монастырях, с положением, однако же, тем Архимандритам носить простые камилотовые мантии без скрижалей. А в каких именно и на каком основании учреждены таковые Архимандрии после состояния штатов 1764 и 1797 годов, тому представляется при сем ведомость по степеням Епархий: Ведомость, в каких третьеклассных Монастырях после состояния Духовных штатов, первых 1764 года, и новых 1797 года, и по каким обстоятельствам учреждены Архимандрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пензенская Пензенская Саратовская Смоленская Казанская Вологодская Рязанская Вятская Якутская Московская Тверская Вологодская Тверская Казанская Калужская Воронежская Тамбовская Московская Ярославская Пензенская Тамбовская Владимирская Воронежская Казанская Вологодская Владимирская Калужская Тамбовская Тамбовская Ярославская 1786 год Богословский-Козелецкий Черниговская Богуславский-Николаевский Киевская Виноградский-Успенский-Ирдынский Киевская Георгиевский-Белиловский Георгиевский-Лебединский Киевская Жаботинский-Онуфриевский Киевская Ильинский-Троицкий-Болдинский Киевская Мотронинский-Троицкий Черниговская Мошногорский-Вознесенский Киевская Никодимова-Троицкая-Каменская Киевская Николаевский-Каташинский Черниговская Николаевский-Лебединский Черниговская Николаевский-Медведовский -Пустынный Киевская Преображенский-Ржищевский Киевская Пустынно-Николаев.-Самарский Рыхловский-Пустынно-Николаевский Киевская Троицкий-Чигиринский-Скитский Екатеринослав. Черниговская Киевская 1795 год Благовещенский-Богоявленский-Друйский Виленская Борколабовский-Вознесенский Братский-Богоявленский-Полоцкий Могилевская Братский-Богоявленский-Могилевский Витебская Буйницкий-Свято-Духов Могилевская Воскресенский-Дисненский Воскресенский-Шкловский Могилевская Дерманский-Троицкий Виленская Загаецкий-Иоанна Милостивого Могилевская Иоанно-Богословский-Грозовский Волынская Кронский-Троицкий Волынская Кутеенский-Богоявленский-Оршанский Минская Кутеенский-Успенский-Оршанский Виленская Мазаловский-Спасо-Преображенский Могилевская Марков-Троицкий Николаевский-Бельский Могилевская Николаевский-Грозовский Могилевская Петропавловский-Старчицкий Преображенский-Невельский Витебская Преображенский-Бершадский Гродненская Преображенский-Головчинский-Меджибожский Минская Преображенский-Грановский Минская Рождество-Богородицкий-Коржовецкий Витебская Симеоновский-Берестейский Подольская Спасо-Преображенский-Дятловичский Подольская Спасо-Преображенский-Охорский Сурдегский-Духов Подольская Троицкий-Дрогичинский Подольская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рядом с Никольским собором был построен зимний храм во имя преподобного Онуфрия Великого (1793–1796). В 1934 году храм был закрыт. Упадок церковной жизни в Могилеве выражался не только в закрытии храмов и монастырей, но и упразднении самой Могилевской епархии. После Великой Отечественной войны в Никольском соборе была расположена книжная база. В середине 50-х годов ХХ в. стены и своды храма, украшенные многочисленными высокохудожественными росписями, были варварски перетерты цементным раствором. Различными организациями «велись реставрационные работы», в результате которых здание пришло в еще больший упадок, и к началу 1990-х годов бесценный памятник храмового зодчества Беларуси представлял собой почти руины. Начало новейшей истории Могилевского Свято-Никольского женского монастыря было положено в 1989 году, когда Могилевская епархия была восстановлена. Решением Могилевского горсовета в 1990 году церкви был передан комплекс зданий бывшего Никольского женского монастыря. За два месяца был восстановлен зимний храм и освящен во имя преподобного Онуфрия Великого. С этого момента в храме начали совершаться богослужения. Жилые корпуса не сохранились, и сестрам пришлось ютиться в приспособленном под кельи ветхом домике. Главный храм обители требовал колоссальных затрат для восстановления. В октябре 1991 года Священный Синод Белорусской православной церкви официально постановил благословить открытие Свято-Никольского женского монастыря в городе Могилеве. В 1992 году в обители появился особо чтимый Борколабовский образ Божией Матери. Святыня находится в Онуфриевском храме. В Онуфриевском храме монастыря в августе 1993 года состоялось заседание Священного Синода Белорусской Православной Церкви, на котором было определено причислить к лику местночтимых святых святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского и Белорусского. С этого времени в обители появилась новая святыня – образ святителя Георгия Могилевского, покровителя богоспасаемого града на Днепре, небесного молитвенника за всех людей, живущих в нем.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004   005     006    007    008