е. соединяется со Христом, принимая для отпущения грехов и вечной жизни духовную и истинную великую жертву: Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Короче говоря, не об обрядах говорил Христос с Самарянкой, а о св. таинстве причащения и других таинствах, в которых подается спасающая благодать Св. Духа. 2) Не нужно, говорят сектанты, никаких плотских обрядов: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» ( Иоан. 6:63 ). 2) Этими словами Христос не об обрядах учил, а о том, что плотское понимание о вкушении Плоти и Крови Его, какое было у слушателей Христа, учившего их о таинстве Св. Причащения, совершенно ложное; они думали, что Христос простой человек и предлагает им для снедения простую плоть Свою. Христос и говорит, что обыкновенная плоть не пользует ни мало. «Слова, продолжает Спаситель, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь», т. е. говорит, что учение Его о плоти нужно понимать духовно, именно – в том смысле, что Он даст для вкушения иную, не простую плоть; что под видом хлеба и вина Он даст пречистое Тело и Кровь Свою для жизни вечной. 3) Плотские обряды излишни, ибо «всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве; засохла трава, и цвет ее опал» ( 1Петр. 1:24 ). 3) Для всякого понятно, что и здесь не об обрядах говорится, а о непрочности славы и благополучия человеческого на земле, которые пропадают тотчас со смертью человека, о чем учил и Спаситель в притче о богатом человеке, думавшем об одном: «ешь, пей, веселися! Но Бог сказал ему, безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил»? ( Лк. 12:16–20 ). 4) «Живущие по плоти (т. е. по обрядам) о плотском помышляют, а живущие по духу (т. е. молящиеся духом) –о духовном... Живущие по плоти Богу угодить не могут» ( Рим. 5:5–8 ). 4) Не сказано: «молящиеся» по плоти, или плотью, а сказано «живущие» по плоти, т. е. по ее прихотям, по ее страстям. Обряды – одно, а дела плоти – совсем другое: «Дела плоти, учит Апостол, известны; – они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так, (т. е. живущие греховно, по плоти) царствия Божия не наследуют» ( Гал. 5:19–21 ). 5) «Телесное упражнение (т. е. обряды) мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим. 4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

е. Христа, и означает, что вера и множество уверовавших будут высоки и велики. Это-то он и хотел показать, говоря, что выше Ливана вознесется и процветут, как трава земная: Ливан – это символ высоты, трава же – множество уверовавших. Приближаясь к концу псалма, Давид говорит: «Будет имя Его благословенно вовеки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все колена земные, все народы будут признавать Его блаженным» ( Пс.71:17 ). Разве возможно целиком возвести к человеку слова «прежде солнца пребывает имя Его»? Никак нельзя, но только – к Богу. Слова же «благословятся в Нем все колена земные» и «все народы будут признавать Его блаженным» предсказывают веру во Христа всей земли. После всего этого, как бы удивленный, Давид возопил: «Благословен Господь Бог Израилев, единственный творящий чудеса, и благословенно славное имя Его вовек и во веки веков» ( Пс.71:18–19 ). Итак, всеми этими словами неужели же пророк не показал ясным образом Христа одновременно как Бога и как человека? Всякий это скажет, кроме разве имеющих желание придирчиво противоречить. Затем, как бы молясь о сказанном выше, пророк говорит: «Исполнится вся земля славой Его, да будет, да будет!» ( Пс.71:19 ). Слово шестое Император: Вот тебе малое из великого множества свидетельств о божественном вочеловечении Христа. И пусть не все мы еще сказали, на время мне хочется эту тему оставить и поговорить о Троице, как ты недавно и попросил. Имея много средств для явления истины и богат будучи доказательствами, каковые мне во множестве представляет Новый Завет, я не воспользуюсь ни одним из них, так как нет в этом крайней необходимости. Ведь сердце твое по отношению к ним жестко и необрезано, по словам пророка (ср.: Лев.26:41 ; Ис.46:12 ; Иер.9:26 ; Иез.2:4,3:7,44:7 ), так что все они будут бездейственны и окажутся приведенными понапрасну. Потому что, если говорящие не согласны друг с другом в предпосылках, как вообще они могут о чем-либо договориться? Мог ли бы, например, Эпикур воспринять, что Бог – Троица, совершенно не веруя, что Бог вообще существует? Так что не имеет смысла браться убеждать себя свидетельствами оттуда, то есть из Нового Завета, какового ты вовсе не приемлешь, несмотря на то, что он сам по себе является истиной и ярче солнца сияет, но будем черпать их из Ветхого, вашего Завета, и нами чтимого и принимаемого как святой и справедливый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Если Господь не построит дома, впустую потрудились строители; если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж. Впустую для вас встречать рассвет, вставать после сидения, вкушающие хлеб печали, когда Он даст возлюбленным Своим сон. Вот, наследие от Господа – сыновья, награда – плод чрева. Как стрелы в руке сильного, так сыновья изгнанников. Блажен, кто исполнит желание своё через них: не постыдятся они, когда будут говорить с врагами своими в воротах. Псалом 127 Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Труды плодов Твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя, яко лоза, плодовита в странах дому твоего, сынове твои, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, и узриши сыны сынов твоих. Мир на Израиля. Блаженны все, боящиеся Господа, ходящие по путям Его. Плоды трудов твоих ты будешь есть, блажен ты, и хорошо тебе будет. Жена твоя, как виноградная лоза плодовитая по сторонам дома твоего; сыновья твои – как саженцы масличные вокруг трапезы твоей. Вот, так будет благословен человек, боящийся Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь блага Иерусалима во все дни жизни твоей, и увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля. Псалом 128 Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь Праведен ссече выя грешников. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона. Да будут, яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше, еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй, и не реша мимоходящии: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне. Много раз ополчались на меня с юности моей, – так да скажет Израиль; много раз ополчались на меня с юности моей, – и вот, не одолели меня! На спине моей работали грешники, продолжали беззаконие своё. Господь праведный рассёк шеи грешников. Да постыдятся и обратятся вспять все ненавидящие Сион! Да станут как трава на кровлях, которая, прежде чем её вырвут, засохла: ею не наполнил руки своей жнец и пазухи своей – собирающий колосья, и не сказали проходящие: “Благословение Господне на вас, благословляем вас во имя Господне!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Если сотворенное естество не содействовало Богу в творении, тогда оно ложится «мертвым смысловым грузом» в дело творения и замысел сотрудничества. Но слова Божьи: «Да произрастит земля зелень...», «Да произведет вода пресмыкающихся... да полетят птицы» (Бытие 1), очевидно говорят о содействии творения Творцу. Очевидно, что земля и вода (материя, природа, естество) не были «инертными», «пассивными» в творении. И что еще очень интересно, такого содействия не видим при творении человека. Зато видим отчетливо Троицу. Почему? Или вот еще место, которое очень интересно: «4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Бытие 2:4-6). Почему не росли кустарники и трава? По тексту – потому что Господь не посылал дождя на землю, и не было человека, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли (всю землю). Значит, происхождение растений по замыслу Бога, переданном в тексте, связано не только с Богом, но и с будущим их возделыванием человеком, а также с участием «пара» земли. Здесь много текстуальных нюансов. Например, росла или не росла трава, когда создал ее Господь? Дожди появились после создания трав или до него (во время)? Что такое этот «пар» с земли, если не было дождей? Здесь видится нечто вроде того, что современный состав атмосферы возник после появления растений, которые синтезировали кислород. Но как быть с дождями? Или здесь опять не все буквально? Скорее всего здесь дано описание сразу всех геологических эпох до появления человека (когда еще не было растений, потом когда они уже появились, но были в воде, потом вышли на сушу и наполнили землю до появления человека), почему и мысль выражена необычно (логически странно) и сверх кратко. (Попробуйте описать всю геологическую и биологическую историю земли, да еще с указанием на смысл ее в человеке в трех кратких предложениях, учитывая, что слушатели не знают о составе атмосферы, а единственным свидетельством для древних слушателей различности и изменчивости, разнородности ее состава является влажность воздуха и связанные с ней осадки – интересно, что у Вас получится? О чем бы Вы сказали? Какие видимые и всем понятные признаки изменений Вы бы назвали?) Наверное, кто-либо уже поднимал эти вопросы.

http://bogoslov.ru/article/768193

Здесь невидимо предстоят святые ангелы и от страха, трепета и благоговения закрывают свои лица. Здесь стояли Василий, Златоуст, люди – совершенно отрешившиеся от всяких земных уз, святые, иссушенные воздержанием, земные ангелы по чистоте души. И все-таки они исповедовали свое недостоинство; один говорил: вем, Господи, яко недостойно причащаюся; другой – Господи, Боже мой, вем, яко несмь достоин. А ты, осквернивший свою душу тысячью грехов и ни одного часу не помолившийся за столь многолетние грехи, – не приближайся сюда! Иззуй прежде сапоги с ног твоих, разреши сперва все узы, устрани все препятствия, освободись, исповедайся, исправься, покайся, – и таким образом разрешенный, прощенный, облегченный, – приди, приступи! Но опять-таки с благоговением и вниманием! Моисей, чтобы приблизиться к месту, где в горящей купине был Бог, сбросил свою обувь. С каким страхом и трепетом он должен был ступать там, где были терния и огонь! Такой же страх и трепет должен испытывать и ты, когда простираешь свои руки и открываешь уста для принятия св. Причастия. Верую, Господи, должно говорить, что Ты – Бог; исповедую, что я – грешник; верую, что Ты – огонь истребляющий; исповедую, что я – трава иссохшая. Я, грешный, недостоин приблизиться к Богу, чтобы не быть наказану, я – трава – к огню, чтобы не быть сожженным. Но так как Ты зовешь и приглашаешь меня, то я, нечистый, прихожу к Тебе, как источнику освящения, чтобы очиститься, больной – к Врачу душ, чтобы исцелиться, мертвый – к Тебе, Хлебу животному, чтобы воскреснуть. Я прихожу просветиться и освятиться именно потому, что я грешен и недостоин; прихожу, чтобы не удалиться далеко от Тебя, дабы враг не овладел моей душой. Паки исповедую, что я недостоин, ибо грешен. Но Ты пришел грешников спасти. О, спаси же! Осанна. Благословен грядый во имя Господне! Моисей сошел с горы Синая, держа в руках своих две скрижали завета, на которых было написано десятословие. Его лицо сияло таким светом, что ни брат его Аарон, ни прочий народ Израильский, пораженные сильным блеском, не могли смотреть на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Здесь стояли Василий, Златоуст – люди, совершенно отрешившиеся от всяких земных уз, святые, иссушенные воздержанием, земные ангелы по чистоте души. И все-таки они исповедовали свое недостоинство; один говорил: Вем, Господи, яко недостойно причащаюся; другой – Господи, Боже мой, вем, яко несмь достоин. А ты, осквернивший свою душу тысячей грехов и ни одного часа не помолившийся за столь многолетние грехи, – не приближайся сюда! Сбрось прежде сапоги с ног твоих. Разреши сперва все узы, устрани все препятствия, освободись, исповедайся, исправься, покайся, – таким образом разрешенный, прощенный, облегченный, приди, приступи! Но опять-таки с благоговением и вниманием! Моисей, чтобы приблизиться к месту, где в горящей купине был Бог, сбросил свою обувь. С каким страхом и трепетом он должен был ступать там, где были терния и огонь! Такой же страх и трепет должен испытывать и ты, когда простираешь свои руки и открываешь уста для принятия святого Причастия. Верую, Господи, должно говорить, что Ты – Бог; исповедую, что я – грешник; верую, что Ты – огонь истребляющий; исповедую, что я – трава иссохшая. Недостоин приблизиться я, грешный, к Богу, чтобы не быть наказанным, я, трава, – к огню, чтобы не быть сожженным. Но так как Ты меня зовешь и приглашаешь, я, нечистый, прихожу к Тебе, как источнику освящения, чтобы очиститься, больной, – к Тебе, Врачу душ, чтобы исцелиться, мертвый, – к Тебе, Хлебу животному, чтобы воскреснуть. Я прихожу просветиться и освятиться именно потому, что я грешен и недостоин; прихожу, чтобы не отойти далеко от Тебя, дабы враг не овладел моей душой. Паки исповедую, что я недостоин, ибо грешен. Но Ты пришел грешников спасти. О, спаси же! Осанна, благословен Грядый во имя Господне! Моисей сошел с горы Синай, держа в руках своих две скрижали завета, на которых было написано десятословие. Его лицо сияло таким светом, что ни брат его Аарон, ни прочий народ израильский, пораженный сильным блеском, не могли смотреть на него. Поэтому он положил на лицо свое покрывало, чтобы они могли к нему приблизиться, – и виде Аарон и вси сынове Израилевы Моисеа, и бяше прославлен зрак плоти лица его; и убояшася приступити к нему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И жив будет, и дастся Ему от золота Аравийского: и будут всегда молиться о Нем, весь день – благословлять Его! IV. 16. Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града, яко трава земная. 16. Будет (Он) утверждением на вершинах гор на земле: выше Ливана поднимется плод Его, и процветут (жители) града, как трава земная. 17. Будет имя Его благословенно во веки! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем вся колена земная, вси языцы ублажат Его! 17. Будет имя Его благословенно во век! Прежде солнца пребывает имя Его: и благословятся в Нем все колена земные, все племена ублажат Его! 18. Благословен ГОСПОДЬ БОГ Израилев, творяй чудеса един! 18. Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса! 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!... 19. И благословенно имя славы Его во век, и в век века! и исполнится славы Его вся земля: буди, буди!.. (аминь, аминь). Оскудеша песни Давида, сына Иессеева. Оскудели песни Давида, сына Иессеева. 1-я слава Х кафизмы. Примечания к Псалму LXXI-мy Содержание: Давид, будучи уже при смерти, поручает Богу сына и наследника престола Соломона, прося, дабы Господь наставил его в добродетели и разуме. В сем псалме пророчествуется и о Христе, предвечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Ст. 1–2. Образец молитвы, как для того, чтоб верные, будучи под единой главой, законную власть почитали, ежели хотят жить благополучно и мирно, так и для того, чтоб от оного прообразовательного царства мысленно восходили ко Христу, высочайшему всех Царю. Сущность слов состоит в прошении, дабы Бог избранного Им царя наставил духом правоты и мудрости. Ибо под именем „правды и суда разумеет благоучрежденный образ правления, противополагая его мучительской и необузданной власти нечестивых царей, которые, забыв Бога, царствуют по своему произволу: а таким образом, благочестивого царя Израилева, небесным помазанием почтенного, от прочих царей земных различает...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

И седмь Ангелъ, иже имяху седмь трубъ, уготовашася, да вострубятъ. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Вслед за тем следуют трубные звуки одного за другим всех семи Ангелов, которые сопровождаются каждый раз великими бедствиями – казнями для земли и ее обитателей. Откр. 8:7. И первому Ангелу вострубившу, бысть градъ и огнь, смшены съ kpobiю, и падоша на землю: и mpemiя часть древа погор, и всяка трава злачная погор. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Кары Божии следуют постепенно, что указывает на милосердие и долготерпение Божие, призывающее грешников к покаянию. Сначала кара Божия поражает треть деревьев и всю траву. Сгорают на корню хлеба и прочие травы, необходимые для питания человеков и скотов. Под «градом, падающим на землю» и истребительным «огнем, смешенным с кровью» многие толкователи понимали истребительную войну. Не воздушная ли это бомбардировка с ее бомбами разрушительными и зажигательными? «Огонь с кровью указывает на разорения городов (…) их пожары и междоусобицы, во время которых, как видим, избиваемо бывает и будет не менее третьей части всех живущих на земле тварей: войны истребляют не только людей, но и все земные произведения! Наше об изложенном предположение и мнение подтверждает и блаженный Иоиль, ибо говорит, что прежде наступления великого дня будут на землю посланы кровь и огонь и курение дыма ( Иоиль 2:30–31 )» (св. Андрей, гл.22). Откр. 8:8–9. И вторый Ангелъ воструби, и яко гора велика огнемъ жегома ввержена бысть въ море: и бысть mpemiя часть моря кровь, и умре mpemiя часть coздahiй сущихъ въ мори, имущихъ душы, и mpemiя часть кораблей погибе. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Можно полагать, что на дне одного из океанов откроется вулкан, огненная лава которого наполнит третью часть водных бассейнов земли, неся смерть всему живому. Иные считают, что тут имеются в виду страшные кровопролитные морские сражения с помощью новоизобретенных убийственных орудий. Откр. 8:10–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих как песчинки!» ( Ис.48:17–18 ). «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» ( Ис.1:19–20 )... Но нечто ужасное и роковое, противное законам божеским и человеческим случилось в истории этого избранника Божия: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет... Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад» ( Ис.1:2–5 ). А вместе с тем и в зависимости от того во многом изменилась и историческая судьба его: пожирающий меч соседей-врагов губительно вторгается в среду его и, подобно беспощадной саранче, полным ртом пожирают его эти соседи-враги; а сам он, упорный в своем ослеплении и отступничестве, ищет себе защиты и убежища не у Бога своего, а у людей же, направляет жизнь свою не по прямому и безопасному пути Избравшего, а по скользким и ненадежным путям человеческим. Не остается без должного освещение со стороны великого пророка и этот грустный факт в истории избранного народа. «Всякая плоть трава, и вся красота ее, как цвет полевой... трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» ( Ис.40:6, 8 ). То великое дело Божие, ради совершения которого Он вступил в историю человечества и на служение которому из среды всего человечества призвал именно этот народ, исполнится, и не слабым усилиям людей остановить или разрушить его. Даже и тогда, когда, по-видимому, все они направлялись к разрушению его, – в действительности они служили орудием премудрости Божией к созиданию и завершению его. Изначала Ему было ведомо, что этот избранник Его поступит вероломно, что, от самого чрева матернего прозванный отступником, он окажется сосудом недостойным вмещаемаго; но не вмещаемое бывает ради сосуда, а сосуд – ради вмещаемаго, а потому ради имени Своего, ради великого, предопределенного Им, дела Его любви Господь удерживает гнев Свой от полного проявления его: Он наказует недостойного, но не умерщвляет его до времени, определенного ему, иначе какое нарекание было бы на имя Его?! ( Ис.48:8–12 ); подобно мастеру поступает Он с этим неудачным сосудом, изменяя его форму, но не вещество и назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сыновьями будешь ты гордиться. Тебе, как всем, кто Господа боится И кто подвержен Божьему суду, Да будет суждено благословиться. И зреть тебе в теченье жизни всей Свой край под сенью мира и закона, Увидишь ты детей своих детей И благоденствие земли своей, И Бог благословит тебя с Сиона. Н. Басовский - 128-й псалом (Песнь восхождения) Вовек блажен, кто Господа боится и по Его путям идти готов; блажен, кто к жизни праведной стремится, кто ест и пьёт от собственных трудов. Всевышним это всё благословится покоем сна и благом до краёв: жена и плодовита, и красива, как лозы в винограднике твоём, и сыновья, как саженцы оливы, вокруг стола украсили твой дом, и вправе называться ты счастливым, коль Бога ночью слушаешь и днём. Благословит тебя Господь с Сиона, увидишь в благе Иерусалим, сынов прекрасных налитую грону подарит время сыновьям твоим. И будет жить Израиль по Закону, и мир Господь распространит над ним! Псалом 128. Канонический русский перевод Песнь восхождения. 1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль: 2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня. 3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. 4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых. 5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион! 6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает, 7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы — горсти своей; 8 и проходящие мимо не скажут: “благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!” Н. Гребнев - Псалом 128 Да скажет Израиль: «Как много теснили меня, Как много теснили, но не покорили меня! От древних времен я противился вражеской силе, Хребет мой орали оратаи, борозды проводили. Но праведен Бог наш и свят, Он все узы рассек непреклонно, И, устыдясь, обратились назад Ненавистники Бога Сиона. Они — как трава, та, что кровли собой покрывает, Что зазеленеет едва и тотчас высыхает. Косец не наполнит горсти, охапки не свяжет, Прохожий пути не прервет и слова не скажет.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010